Научная статья на тему 'Ювенальная юстиция: необходимость или самоуничтожение?'

Ювенальная юстиция: необходимость или самоуничтожение? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
356
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ / УГРОЗЫ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ / СЕМЬЯ / РЕЛИГИЯ / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Добринский Олег

В данной статье рассмотрена проблема внедрения института ювенальной юстиции в России за счет средств западных фондов, что в конечном итоге приведет к копированию прозападных способов управления семьей. Только особое внимание к развитию института семьи решит многие проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ювенальная юстиция: необходимость или самоуничтожение?»

О. Добринский

ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ: НЕОБХОДИМОСТЬ ИЛИ САМОУНИЧТОЖЕНИЕ?

В данной статье рассмотрена проблема внедрения института ювенальной юстиции в России за счет средств западных фондов, что в конечном итоге приведет к копированию прозападных способов управления семьей. Только особое внимание к развитию института семьи решит многие проблемы.

Ключевые слова: ювенальная юстиция, угрозы ювенальной юстиции, семья, религия, государство.

Проблема внедрения института ювенальной юстиции действительно требует детального и глубокого исследования, т.к. непосредственно связана с будущим нашей многонациональной и многоконфессиональной страны.

В научной литературе ювенальная юстиция определяется как система, основанная на разделе юриспруденции, связанном с делами несовершеннолетних и защитой прав детей и подростков, рассмотрением дел о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними. Возникла данная система в США, что отчасти уже говорит о том духе, которым пропитана эта машина. Определенный опыт ювенальной юстиции уже существует и в России, вступающий в противоречие и с христианским, и с религиозным сознанием в целом.

Что, на первый взгляд, бесспорно является положительной стороной ювенальной юстиции? Конечно же, защита ребенка, его прав и свобод. К сожалению, неблагополучных семей в России много, и процент преступлений, совершенных несовершеннолетними, тоже достаточно велик. С 2001 года в Ростовской области был запущен пилотный проект «Поддержка осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних», направленный на внедрение в судах общей юрисдикции международно-правовых стандартов ювенальной юстиции.

В марте 2004 года в Таганроге был открыт первый в России ювенальный суд. По существу, замысел ограничился выделением специальных судей для несовершеннолетних, находящихся в отдельном здании. Особенностью работы суда явилось активное привлечение к участию в судебных заседаниях детей.

Внедрение института ювенальной юстиции в России осуществляется в основном по канадским моделям и ориентируется на документы ООН. Эта работа не сводится только к созданию уголовных судов для несовершеннолетних, а направлена на решение более широкой задачи -создание ювенальных гражданских судов, особой системы исполнения наказания в отношении несовершеннолетних, решение социальных вопросов, связанных с несовершеннолетними, лишенными родительского попечения, в

том числе и в случаях лишения родителей родительских прав, предусматривает широкие полномочия социальным службам, которые, по существу, будут контролировать родителей и исполнение ими родительских обязанностей и по обращениям самих детей. Предполагается освещение медицинских вопросов, в частности сексуальное просвещение детей и планирование семьи.

Что может быть наилучшим противодействием всякому недугу? Безусловно, профилактика. Но что предлагают все проекты, тщательно отточенные на Западе, часто применяющие термин «гуманизм» и лоббируемые в России? Предлагаются системы тотального контроля семьи, полного запрета воспитания детей родителями и поощрения массового доносительства детей на своих родителей, учителей.

Это современная реальность во многих западных странах, где ювенальная юстиция давно стала такой же тривиальной реальностью, как и гей-парады.

Из сказанного выше, как и из рекомендаций по проведению семинаров, конференций и «круглых столов» по означенной теме, опубликованных сторонниками ювенальной юстиции на официальных интернет-сайтах, отчетливо видно, что непосредственно решать проблемы нации и общества никто не собирается, главное - получать западные гранты.

Отметим, что ювенальная юстиция рассматривается специалистами информационной войны как мощнейшее средство разложения русского общества изнутри.

С религиозной точки зрения человек - самое значимое и основное творение Божие, созданное по образу и по подобию Творца. И чтобы сохранить это возлюбленное творение, Господь оставил нам свои заповеди. Между тем заповеди о донесении на своих родителей и прекословии им нет ни в одной религиозной системе, а заповедью о почитании отца и матери открываются нормы человеческого бытия.

Открывая конференцию «Ювенальная юстиция: теория и практика», которая прошла в Москве в рамках Международных образовательных Рождественских чтений, епископ Павлово-Посадский Кирилл замечательно сказал: «Выявлять нарушение прав ребенка в семье необходимо на ранней стадии. Однако следует, прежде всего, учитывать особенности российского общества при решении данной проблемы и помнить, что и на федеральном, и на региональном уровнях создан институт уполномоченного по правам ребенка, задачей которого является в том числе и рассматривать обращения и жалобы детей. Встречаясь с представителями сторон и выступая в роли профессионального посредника, уполномоченный по правам ребенка сможет разрешать такого рода споры без всякого суда. Также необходимо напомнить, что существует Уголовнопроцессуальный кодекс, который дает большой инструментарий административных и уголовных мер наказания. Все вышеперечисленное дает возможность для решения социальных проблем и обозначает границу, за нарушением которой последует немедленное наказание.

Система ювенальной юстиции в ее современной сущности (подлинной, а не декларативной) представляет собой сильнейший удар по отношениям детей и родителей и всему социальному укладу. Этот процесс имеет несколько направлений, и все они невероятно деструктивны, потому что беспощадно уничтожают традиционную для нашего государства семью, разрушают авторитет родителей, который итак часто попираем. Чиновники ювенальной юстиции смогут манипулировать сознанием молодого поколения. Посредством этого института детьми смогут “играть” родители, которые разводятся. Как можно предоставлять ребенку свободу выбора, когда до этого он все время советовался с родителями перед принятием любого решения?»

Достаточно много примеров «плодов» этой системы на Западе, касающихся наших соотечественников, получило большую огласку в мире (трагедия русской актрисы Натальи Захаровой, ставшей жертвой этой системы во Франции, эпизод, произошедшего в Финляндии и др.). Все они свидетельствуют об одном - ребенка убеждают, что не родители главные в его семье, а судья, прокурор, государство. Грех против заповеди о почитании родителей возводится в юридическую норму.

Совершенно очевидно, что ювенальная юстиция ведет к разрушению традиционных семей, необоснованному увеличению социального сиротства (детей-сирот при живых родителях), направлена на подрыв семейных ценностей, провоцирует коррупцию и детско-подростковую преступность, отрицательно воспринимается обществом в целом, противоречит духовнонравственным установкам традиционных религиозных конфессий России.

Решать проблемы нашего общества категорически не следует путем копирования опыта других стран, сформированных, как правило, в совершенно ином культурном и религиозном пространстве, это приведет к негативным и трагичным последствиям.

На государственном уровне следует улучшить работу административного органа опеки, усилить профилактику против асоциальных явлений и особое внимание обратить на деятельность СМИ. Важную роль в профилактике любых нравственных пороков играет религиозное воспитание, о котором так много говорят и испытывают боязнь перед его широким введением в системе всех уровней образования. Это, на наш взгляд, гораздо целесообразнее, чем вкладывать средства в создание новой системы, совершенно не приспособленной к российской культурно-нравственной среде и семейному укладу.

Только особое внимание к развитию института семьи решит многие проблемы, т.к. никто лучше своих родителей не поможет своим детям и не даст им любви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.