УДК 340 © Т. В. Шмыголь, 2009
Ювенальная юстиция: историкотеоретический аспект
Т. В. Шмыголь *
Исследуются истоки формирования ювенальной юстиции и особенности данного института на современном этапе. На основе анализа существующих точек зрения предпринимается попытка определения и систематизации ювенальной юстиции.
Ключевые слова: несовершеннолетние, ювенальная юстиция, профилактика преступлений, ювенальное производство, правосудие по делам о несовершеннолетних.
Несовершеннолетние наиболее чутко реагируют на изменения, происходящие в обществе, по сравнению с лицами из старших возрастных групп . Это связано с тем, что в процессе социализации они активно усваивают те стереотипы поведения и ценностные ориентации, которые предлагает им общество . Вследствие ограниченности жизненного опыта господствовавшие в недавнем прошлом представления и убеждения оказывают на их поведение существенно меньшее влияние, чем на поведение представителей старшего поколения . Ухудшение социально-экономической ситуации более существенно воздействует на несовершеннолетних, не имеющих самостоятельных источников дохода, чем на взрослых . Так, число несовершеннолетних, совершивших преступления, с 1991 г. по 1995 г. увеличилось на 43% . За последние 10 лет темпы прироста преступности несовершеннолетних опережают темпы прироста преступности взрослых в 2-2,5 раза 1 . Наряду с этим возникли и другие не менее серьезные проблемы:
— значительное омоложение преступности несовершеннолетних;
— ожесточение способов совершения преступления;
— рост числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними в составе организованнопреступных групп;
— феминизация преступности несовершеннолетних;
— осваивание несовершеннолетними новых видов преступлений (экстремизм, захват заложников, мошенничество, компьютерные преступления) .
Отмеченные обстоятельства позволяют рассматривать преступность несовершеннолетних как чувствительный индикатор, отражающий криминогенный эффект происходящих в обществе изменений
В связи с этим необходима грамотная и своевременная реакция государства на данную проблему посредством создания специализированной системы судов для несовершеннолетних, а именно ювенальной юстиции Эта задача обсуждается довольно интенсивно, о чем свидетельствуют многочисленные публикации, конференции, семинары, обучающие программы, федеральные и региональные про-
В нашем журнале публикуется впервые .
*
граммы, законопроектная деятельность, расширяющаяся сеть учреждений для несовершеннолетних, экспериментальные и инновационные площадки по введению ювенальных технологий, а также издание относительно нового журнала «Вопросы ювенальной юстиции». Но, к сожалению, процесс становления ювенальной юстиции связан с рядом проблем.
В российском законодательстве отсутствует непосредственно нормативный правовой акт, регулирующий ювенальное правосудие, существует лишь проект закона «О ювенальной юстиции» 2, который так и не был принят, хотя его обсуждение ведется с 2003 г. Существующие же нормативные правовые акты касаются вопросов ювенальной юстиции лишь в малой части, например: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Приказ Министерства юстиции от 6 октября 2006 г. № 3111 «Об утверждении правил внутреннего распорядка в колониях для несовершеннолетних» 3 и т. д .
Не менее важной проблемой является финансирование Современные зарубежные модели правосудия по делам несовершеннолетних опираются на существенную финансовую поддержку мер профилактики преступлений не только органов государственной власти и управления, но и частных корпораций, определяющих эффективность всей системы ювенальной юстиции Например, в Великобритании на нужды профилактики преступлений ежегодно выделяется около 370 млн долларов США 4 . Применительно к нашей стране это могло бы составить 12 млрд руб , что, к сожалению, нереально для государства
Существенной проблемой является недостаточная специальная подготовка судей, которые должны рассматривать дела с учетом всех особенностей, предусмотренных законодательством для такой категории лиц, как подросток Подобного требует и Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних»: «...специализация судей по делам несовершеннолетних предусматривает необходимость обеспечения их профессиональной компетентности путем обучения и повышения квалификации не только по вопросам права, но и по вопросам педагогики, социологии, психологии» (п 11) 5
К тому же в России отсутствует определенная, организованная система органов ювенальной юстиции Нет единой точки зрения о том, какие органы относить к ювенальной юстиции, какие нет. Так, существующие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, различные пенитенциарные учреждения, уполномоченный по правам ребенка не взаимодействуют друг с другом, а характер их дея-
тельности имеет более карательный уклон, нежели воспитательный
Во многом это можно объяснить тем, что понятие ювенальной юстиции многоаспектно, и существуют различные подходы к ее толкованию
Так, Э. Б. Мельникова, Г. Н. Ветрова и И . И . Ма-тренович понимают под ювенальной юстицией судебную систему, осуществляющую правосудие по делам о несовершеннолетних и имеющую задачи судебной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и судебного разбирательства дел о правонарушениях, преступлениях несовершеннолетних 6 Они полагают, что система ювенальной юстиции включает ювенальные суды, ювенальную прокуратору и адвокатуру, службу квалифицированных психологов и социальных работников и иных специалистов, а также специальные воспитательные и пенитенциарные учреждения для несовершеннолетних 7 Подобное же определение содержится в ст 1 проекта закона «О ювенальной юстиции в Российской Федерации» от 2003 г 8
Более широко и с социальным уклоном к понятию ювенальной юстиции подходит группа авторов во главе с В. Д . Ермаковым, работавшая в 1999 г. над проектом «Основ законодательства о ювенальной юстиции в РФ» 9 В статье 1 данного проекта устанавливается, что ювенальная юстиция — это совокупность правовых механизмов, медико-социальных, психолого-педагогических и реабилитационных, а также иных процедур и программ, предназначенных для обеспечения наиболее полной защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, а также лиц, ответственных за их воспитание, реализуемых системой государственных и негосударственных органов, учреждений и организаций К системе ювенальной юстиции в проекте отнесены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченный по правам ребенка, органы опеки и попечительства, ювенальные органы следствия и дознания, суды по делам семьи несовершеннолетних, ювенальные воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей, приемные семьи, кураторские центры, реабилитационные службы для несовершеннолетних, коллегия адвокатов, правозащитные общественные организации, занимающиеся защитой прав и законных интересов несовершеннолетних 10
Нам представляется, что определить более полно понятие ювенальной юстиции возможно, только проанализировав историю ее становления
Истоками ювенальной юстиции в России принято считать создание первого особого суда по делам о несовершеннолетних в январе 1910 г. в Санкт-Петербурге Его появление стало результатом инициатив Санкт-Петербургского общества патроната,
сформировавшего специальную комиссию по вопросу о введении в России специального суда по делам несовершеннолетних Комиссия выработала проект правил об особом суде, который и лег в основу организации детской юстиции Важнейшей составляющей новой системы была организация попечения над несовершеннолетними Однако в то время в России не было никакого специального закона о ювенальной юстиции, детские суды создавались в порядке частной инициативы и действовали на основе Закона от 2 июля 1897 г. «Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних, а также законоположений об их наказуемости» 11 и правил, выработанных Комиссией по вопросу о введении в России особого суда по делам о несовершеннолетних Отсутствие специального законодательства ограничивало подсудность детских судов . Данный Закон не создавал автономной системы детского правосудия, а дальнейший процесс формирования ювенальной юстиции был прерван Первой мировой войной
Создание советского государства активизировало законодателя в плане контроля над преступностью несовершеннолетних Следует признать, что начался новый этап становления ювенальной юстиции В январе 1918 г Декретом СНК РСФСР «О комиссиях для несовершеннолетних» 12 судебное рассмотрение дел несовершеннолетних было отменено, и учреждены специальные комиссии по делам несовершеннолетних
Однако дальнейшего развития ювенальная юстиция не получила, поскольку Декретом СНК РСФСР от 4 марта 1920 г. «О суде над несовершеннолетними» 13 устанавливалось, что дела о тяжких преступлениях несовершеннолетних передаются в народный суд и рассматриваются обычным порядком. А Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» 14, повлекшее изменение в УК РСФСР 1922 г. , установило, что несовершеннолетние, достигшие 12-летнего возраста, должны привлекаться к уголовному суду с применением всех мер наказания Упразднение комиссий по делам о несовершеннолетних, ликвидация всех педологических учреждений, а также изъятие соответствующей литературы и запрет трудов многих видных ученых-педагогов произошли в соответствии с Постановлением ВКП(б) и СНК СССР от 20 июня 1935 г. и Постановлением ЦК ВКП(б) 15. Таким образом, с 1935 г. карательная политика в отношении детской преступности стала доминирующей и оставалась таковой до конца 1950-х гг.
Следующим этапом развития ювенальной юстиции можно назвать период с 1960 г. , когда вновь были созданы комиссии по делам о несовершеннолетних, образован институт общественных воспитателей, а в УПК
РСФСР выделена специальная глава 32 «Производство по делам о несовершеннолетних» (ст. ст. 391-402) 16.
Важным этапом развития ювенальной юстиции стала правовая реформа постсоветского периода 90-х гг. ХХ столетия, в результате которой произошла имплементация общепризнанных норм международного права в правовую систему России, что существенно повлияло на содержание новых законов, а также кодексов: Уголовного (1996) и Уголовнопроцессуального (2001) . Наряду с этим в Концепцию судебно-правовой реформы, одобренную Верховным Советом РСФСР в 1991 г. 17, вошло положение о необходимости создания ювенальной юстиции. В результате сегодня в России рассмотрение уголовных дел в отношении несовершеннолетних имеет определенную специфику, скорее, связанную с идеями смягчения уголовной ответственности, некоторыми процессуальными особенностями, но не меняющую принципиально саму систему.
Становление ювенальной юстиции продолжается, и этот исторический процесс отличается как положительными, так и отрицательными моментами Положительно то, что идея смягчения наказания в отношении несовершеннолетних признана достаточно давно, так же как и осознание законодателем необходимости особого порядка судопроизводства Неоднократно предпринимались попытки создания специализированных судов, деятельность которых многими исследователями признается весьма эффективной Отрицательное влияние на становление ювенальной юстиции оказала ликвидация в 1935 г. всех судов для несовершеннолетних Если бы ювенальная юстиция сохранилась, пусть и с присущим ей своеобразием, то сейчас нам было бы легче интегрироваться в современную систему международно-правовых норм правосудия по делам о несовершеннолетних
В целом ювенальная юстиция должна представлять собой кооперацию деятельности профессионалов различного профиля, предполагающую взаимодействие суда и правоохранительных органов с воспитательными (и иными гуманитарными) структурами в целях решения проблем ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию . Ювенальная юстиция способна стать системой воспитательно-юридической и государственно-общественной, которая коренным образом отличатся от системы судов для взрослых
Целями ювенальной юстиции должны стать защита интересов ребенка, его благополучие, реабилитация в обществе, а первоочередной задачей — выяснение причин асоциального поведения подростка-правонарушителя и поиск гуманных, прежде всего педагогических, путей их преодоления . Принципы ювенальной юстиции должны строиться на благополучии ребенка, протекционизме, конфиденциальности, гуманитарной насыщенности и индивидуализации процедуры .
1 Кольцов М. И К вопросу о необходимости введения ювенальной юстиции в России // Вопросы ювенальной юстиции. 2008. № 1. С. 27.
2 URL:http://www. lawyer. uz/ru/law_body. scm?groupId=80 20§ionId=9413&contentId=9449 (дата обращения: 15.05.2009) .
3 Программа информационной поддержки российской науки и образования . [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»: Высшая школа
4 Кольцов М. И Указ соч С 27
5 Программа информационной поддержки российской науки и образования
6 Тетюев С. В. Ювенальные суды: какими им быть в России? // Вопросы ювенальной юстиции. 200б. № 2. С. 28.
7 Там же . С. 29 .
8 URL:http://www. lawyer. uz/ru/law_body. scm?groupId=802 0§ionId=9413&contentId=9449 (дата обращения: 15.05.2009) .
9 Ермаков В. Д. Юстиция обязана защищать права и законные интересы несовершеннолетних // Рос . юстиция . 2002. № 10 . С 22-23.
10 Там же .
11 Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье: в 33 т. СПб . , 1900. Т. 17. (14233). С 357.
12 иЯ^ЬИр^шеп^ш: огд/1х1/1^ех.рЬрД864.Ы:т1 (дата обращения 15 05 2009)
13 Там же
14 Собрание законодательства СССР. 1935. № 19 . С. 155 .
15 Корнозова Л. Ю. Ювенальная юстиция: понятие и перспективы в России // Вопросы ювенальной юстиции. 2007 № 4. С 5.
16 Программа информационной поддержки российской науки и образования .
17 иЯ^ЬИр^Мш^^ргс. ги/^.Ы:т1 (дата обращения 15 05 2009)