Научная статья на тему 'Ювенальная юстиция Франции: история и современность'

Ювенальная юстиция Франции: история и современность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
210
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Франция / суд / правосудие / ювенальная юстиция / несовершеннолетние / Кодекс уголовной ювенальной юстиции / France / court / justice / juvenile justice / minors / Code of Criminal Juvenile Justice

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андреева Ирина Анатольевна

Актуальность: изменения в функционировании правовых и государственных институтов, обусловленные процессами глобализации, правовой интеграции, информационной революции, формируют запрос на глубокое обновление системы юридического знания, которая должна вооружить юриста-практика и юриста-исследователя знаниями, позволяющими ему ориентироваться в сложной правовой реальности, распознавать юридические границы существования правовых систем в различных социально-культурных обстоятельствах. В этом видится один из важнейших аспектов актуальности историко-правовых исследований в целом, включая исследования различных направлений истории права и государства зарубежных стран. Постановка проблемы: совершенствование российского законодательства в области уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних в совокупности его восстановительного, воспитательного и профилактического компонентов по-прежнему является значимой проблемой современной государственно-правовой практики, требующей формирования фундаментальных знаний как об общих тенденциях в развитии ювенального правосудия в зарубежных странах, так и об организации органов ювенальной юстиции в отдельных странах, в числе которых Французская Республика – одно из ведущих государств современной Европы, которое заслуживает особого внимания. Цель исследования: выявить особенности становления и развития ювенальной юстиции Франции, ее организационных и правовых основ, дать характеристику ее актуальному состоянию. Методы исследования: историко-генетический, сравнительно-правовой, формально-юридический. Результаты и ключевые выводы: в статье раскрыты ключевые моменты в развитии ювенальной юстиции Франции как специализированных судебных органов (судов специальной юрисдикции, особой подсудности). Судебная система Франции строится на основе принципа разграничения принципиальной и ограниченной компетенции. Наличие у суда компетенции общего характера позволяет ему рассматривать любой спор или уголовное дело, которые в силу особого закона не отнесены к ведению специальной юрисдикции. В последних, как правило, споры рассматриваются непрофессиональными судьями, имеющими глубокие познания и опыт в той общественной сфере, где они возникают. Специфика органов ювенальной юстиции связана с особыми профессиональными качествами судьи по делам несовершеннолетних: он не является магистратом, развитие его карьеры начинается в педагогической сфере. Как и другие суды специальной юрисдикции, органы ювенальной юстиции имеют историю, итогом которой стало обретение собственного места в судебной системе. Система ювенальной юстиции в ее современном виде была создана во Франции Ордонансом о детской преступности от 2 февраля 1945 г. Его принятие стало завершением длительного периода экспериментов, в результате которых произошло развитие, признание, а затем юридическое закрепление базовых принципов. С юридической точки зрения Ордонанс 1945 г. завершает процесс, начатый еще в конце XIX – начале XX вв., включив уже существующие разделы законодательства о несовершеннолетних, некоторые юридические конструкции и судебные механизмы, в значительной степени разработанные, в частности, в законе от 22 июля 1912 г. Ордонанс 1945 г. на протяжении более 70 лет регулировал уголовное правосудие в отношении несовершеннолетних, за это время в него вносились значимые изменения. В последние десятилетия была обозначена учеными и практиками необходимость модернизации текста, не ставя под сомнение его фундаментальные принципы: идею необходимости специализированного правосудия, в приоритете меры воспитательного характера; глубокое изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя как условие принятия любого решения (воспитательная мера, воспитательная санкция или наказание) в его отношении; смягчение уголовной ответственности. Эти принципы получили конституционное значение благодаря решению Конституционного совета Франции от 29 августа 2002 г. С начала XXI в. судебная система Французской Республики находится в процессе постоянной модернизации, не стала исключением и ювенальная юстиция. Принятие в 2019 г. и вступление в силу 30 сентября 2021 г. Кодекса уголовной ювенальной юстиции стало итогом длительного процесса модернизации правовых основ отправления уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей во Франции. Сохраняя дух Ордонанса 1945 г., Кодекс значительно упростил судебную процедуру, осуществил полный пересмотр воспитательных мер, отменил воспитательные санкции, введенные в 2002 г., которые практически не доказали свою эффективность. В нем в качестве принципиальной нормы закреплена цензура уголовного судопроизводства, а это означает, что по каждому делу проводятся два слушания. Закрепив руководящие принципы уголовного процесса по делам несовершеннолетних (ограниченная гласность, обязательная помощь адвоката, право на информацию и сопровождение законных представителей, право на использование средств правовой защиты с учетом возраста на момент совершения преступления), Кодекс придал им большую значимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Juvenile Justice in France: History and Modernity

Relevance: changes in the functioning of legal and state institutions caused by the processes of globalization, legal integration, and the information revolution form a request for a deep update of the legal knowledge system, which should equip the practicing lawyer and the research lawyer with knowledge that allows him to navigate the complex legal reality, recognize the legal boundaries of the existence of legal systems in various socio-cultural circumstances. This is seen as one of the most important aspects of the relevance of historical and legal research in general, including research on various areas of the history of law and the state of foreign countries. Problem statement: the improvement of Russian legislation in the field of criminal proceedings against minors in the aggregate of its restorative, educational and preventive components is still a significant problem of modern state legal practice, requiring the formation of fundamental knowledge both about general trends in the development of juvenile justice in foreign countries and about the organization of juvenile justice authorities in individual countries, including the French Republic – one of the leading states of modern Europe, which deserves special attention. The purpose of the study is to identify the features of the formation and development of juvenile justice in France, its organizational and legal foundations, and to characterize its current state. Research methods: historical-genetic, comparativelegal, formal-legal. Results and key conclusions: the article reveals the key points in the development of juvenile justice in France as specialized judicial bodies (courts of special jurisdiction, special jurisdiction). The French judicial system is based on the principle of distinguishing between fundamental and limited competence. The court's general competence allows it to consider any dispute or criminal case that, by virtue of a special law, is not assigned to the jurisdiction of a special jurisdiction. In the latter, as a rule, disputes are considered by professional judges with deep knowledge and experience in the public sphere where they arise. The specifics of juvenile justice bodies are related to the special professional qualities of a juvenile judge: he is not a magistrate, the development of his career begins in the pedagogical field. Like other courts of special jurisdiction, juvenile justice authorities have a history, which resulted in gaining their own place in the judicial system. The juvenile justice system in its modern form was created in France by the Ordinance on Juvenile Delinquency of February 2, 1945. Its adoption was the end of a long period of experiments, which resulted in the development, recognition, and then legal consolidation of the basic principles. From a legal point of view, the Ordinance 1945 completes the process that began in the late XIX – early XX centuries, including already existing sections of legislation on minors, some legal structures and judicial mechanisms, largely developed, in particular, in the law of July 22, 1912. The 1945 Ordinance regulated juvenile criminal justice for more than 70 years, during which time significant changes were made to it. In recent decades, scientists and practitioners have identified the need to modernize the text without questioning its fundamental principles: the idea of the need for specialized justice, the priority of educational measures; in-depth study of the personality of a minor offender as a condition for making any decision (educational measure, educational sanction or punishment) in relation to him; mitigation of criminal liability. These principles have gained constitutional significance thanks to the decision of the Constitutional Council of France of August 29, 2002. Since the beginning of the 21st century, the judicial system of the French Republic has been in the process of constant modernization, and juvenile justice has not been an exception. The adoption in 2019 and the entry into force on September 30, 2021 of the Code of Criminal Juvenile Justice was the result of a long process of modernization of the legal framework for the administration of criminal justice in relation to juvenile offenders in France. While preserving the spirit of the 1945 Ordinance, the Code significantly simplified the judicial procedure, carried out a complete revision of educational measures, and abolished educational sanctions imposed in 2002, which practically did not prove their effectiveness. It establishes censorship of criminal proceedings as a fundamental norm, which means that two hearings are held in each case. Having consolidated the guiding principles of the criminal procedure for minors (limited publicity, mandatory assistance from a lawyer, the right to information and legal representatives, the right to use legal remedies, taking into account the age at the time of the crime), the Code has given them great importance.

Текст научной работы на тему «Ювенальная юстиция Франции: история и современность»

ИСТОРИЯ

государственно-правовой мысли

Андреева Ирина Анатольевна,

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: irinandreeva3812@rambler.ru

Научная специальность: 5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки

Irina Anatol'evna Andreeva,

Doctor of Law, Associate Professor,

Professor at the Department of State and Law Disciplines,

Management Academy of the Ministry

of the Interior of Russia,

Russian Federation, 125171, Moscow,

Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

E-mail: irinandreeva3812@rambler.ru

Scientific Specialty:

5.1.1. Theoretical and Historical Legal Sciences

ORCID 0000-0002-7735-0362 ORCID 0000-0002-7735-0362 УДК 351.74

DOI 10.24412/2072-9391-2023-468-25-36

Дата поступления статьи: 18 октября 2023 г. Дата принятия статьи в печать: 15 декабря 2023 г.

Ювенальная юстиция Франции: история и современность

Juvenile Justice in France: History and Modernity

Аннотация

Актуальность: изменения в функционировании правовых и государственных институтов, обусловленные процессами глобализации, правовой интеграции, информационной революции, формируют запрос на глубокое обновление системы юридического знания, которая должна вооружить юриста-практика и юриста-исследователя знаниями, позволяющими ему ориентироваться в сложной правовой реальности, распознавать юридические границы существования правовых систем в различных социально-культурных обстоятельствах. В этом видится один из важнейших аспектов актуальности исто-рико-правовых исследований в целом, включая исследования различных направлений истории права и государства зарубежных стран.

Постановка проблемы: совершенствование российского законодательства в области уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних в совокупности его восстановительного, воспитательного и профи-

Abstract

Relevance: changes in the functioning of legal and state institutions caused by the processes of globalization, legal integration, and the information revolution form a request for a deep update of the legal knowledge system, which should equip the practicing lawyer and the research lawyer with knowledge that allows him to navigate the complex legal reality, recognize the legal boundaries of the existence of legal systems in various socio-cultural circumstances. This is seen as one of the most important aspects of the relevance of historical and legal research in general, including research on various areas of the history of law and the state of foreign countries.

Problem statement: the improvement of Russian legislation in the field of criminal proceedings against minors in the aggregate of its restorative, educational and preventive components is still a significant problem of modern state legal practice, requiring the formation of fundamental knowledge both about general trends in the development of

26

лактического компонентов по-прежнему является значимой проблемой современной государственно-правовой практики, требующей формирования фундаментальных знаний как об общих тенденциях в развитии ювеналь-ного правосудия в зарубежных странах, так и об организации органов ювенальной юстиции в отдельных странах, в числе которых Французская Республика - одно из ведущих государств современной Европы, которое заслуживает особого внимания.

Цель исследования: выявить особенности становления и развития ювенальной юстиции Франции, ее организационных и правовых основ, дать характеристику ее актуальному состоянию.

Методы исследования: историко-генети-ческий, сравнительно-правовой, формально-юридический.

Результаты и ключевые выводы: в статье раскрыты ключевые моменты в развитии юве-нальной юстиции Франции как специализированных судебных органов (судов специальной юрисдикции, особой подсудности). Судебная система Франции строится на основе принципа разграничения принципиальной и ограниченной компетенции. Наличие у суда компетенции общего характера позволяет ему рассматривать любой спор или уголовное дело, которые в силу особого закона не отнесены к ведению специальной юрисдикции. В последних, как правило, споры рассматриваются непрофессиональными судьями, имеющими глубокие познания и опыт в той общественной сфере, где они возникают. Специфика органов ювенальной юстиции связана с особыми профессиональными качествами судьи по делам несовершеннолетних: он не является магистратом, развитие его карьеры начинается в педагогической сфере. Как и другие суды специальной юрисдикции, органы ювенальной юстиции имеют историю, итогом которой стало обретение собственного места в судебной системе.

Система ювенальной юстиции в ее современном виде была создана во Франции Ордонансом о детской преступности от 2 февраля 1945 г. Его принятие стало завершением длительного периода экспериментов, в результате которых произошло развитие, признание, а затем юридическое закрепление базовых принципов. С юридической точки зрения Ордонанс 1945 г. завершает процесс, начатый еще в конце XIX - начале XX вв., включив уже существующие разделы законодательства о несовершеннолетних, некоторые юридические конструкции и судебные механизмы, в значительной степени разработанные, в частности, в законе от 22 июля 1912 г. Ордонанс 1945 г. на протяжении более 70 лет регулировал уголовное

juvenile justice in foreign countries and about the organization of juvenile justice authorities in individual countries, including the French Republic -one of the leading states of modern Europe, which deserves special attention.

The purpose of the study is to identify the features of the formation and development of juvenile justice in France, its organizational and legal foundations, and to characterize its current state.

Research methods: historical-genetic, comparative-legal, formal-legal.

Results and key conclusions: the article reveals the key points in the development of juvenile justice in France as specialized judicial bodies (courts of special jurisdiction, special jurisdiction). The French judicial system is based on the principle of distinguishing between fundamental and limited competence. The court's general competence allows it to consider any dispute or criminal case that, by virtue of a special law, is not assigned to the jurisdiction of a special jurisdiction. In the latter, as a rule, disputes are considered by professional judges with deep knowledge and experience in the public sphere where they arise. The specifics of juvenile justice bodies are related to the special professional qualities of a juvenile judge: he is not a magistrate, the development of his career begins in the pedagogical field. Like other courts of special jurisdiction, juvenile justice authorities have a history, which resulted in gaining their own place in the judicial system.

The juvenile justice system in its modern form was created in France by the Ordinance on Juvenile Delinquency of February 2, 1945. Its adoption was the end of a long period of experiments, which resulted in the development, recognition, and then legal consolidation of the basic principles. From a legal point of view, the Ordinance 1945 completes the process that began in the late XIX - early XX centuries, including already existing sections of legislation on minors, some legal structures and judicial mechanisms, largely developed, in particular, in the law of July 22, 1912. The 1945 Ordinance regulated juvenile criminal justice for more than 70 years, during which time significant changes were made to it. In recent decades, scientists and practitioners have identified the need to modernize the text without questioning its fundamental principles: the idea of the need for specialized justice, the priority of educational measures; in-depth study of the personality of a minor offender as a condition for making any decision (educational measure, educational sanction or punishment) in relation to him; mitigation of criminal liability. These principles have gained constitutional significance thanks to the decision of the Constitutional Council of France of August 29, 2002.

Since the beginning of the 21st century, the judicial system of the French Republic has been in

правосудие в отношении несовершеннолетних, за это время в него вносились значимые изменения. В последние десятилетия была обозначена учеными и практиками необходимость модернизации текста, не ставя под сомнение его фундаментальные принципы: идею необходимости специализированного правосудия, в приоритете меры воспитательного характера; глубокое изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя как условие принятия любого решения (воспитательная мера, воспитательная санкция или наказание) в его отношении; смягчение уголовной ответственности. Эти принципы получили конституционное значение благодаря решению Конституционного совета Франции от 29 августа 2002 г.

С начала XXI в. судебная система Французской Республики находится в процессе постоянной модернизации, не стала исключением и ювенальная юстиция. Принятие в 2019 г. и вступление в силу 30 сентября 2021 г. Кодекса уголовной ювенальной юстиции стало итогом длительного процесса модернизации правовых основ отправления уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей во Франции. Сохраняя дух Ордонанса 1945 г., Кодекс значительно упростил судебную процедуру, осуществил полный пересмотр воспитательных мер, отменил воспитательные санкции, введенные в 2002 г., которые практически не доказали свою эффективность. В нем в качестве принципиальной нормы закреплена цензура уголовного судопроизводства, а это означает, что по каждому делу проводятся два слушания. Закрепив руководящие принципы уголовного процесса по делам несовершеннолетних (ограниченная гласность, обязательная помощь адвоката, право на информацию и сопровождение законных представителей, право на использование средств правовой защиты с учетом возраста на момент совершения преступления), Кодекс придал им большую значимость.

the process of constant modernization, and juvenile justice has not been an exception. The adoption in 2019 and the entry into force on September 30, 2021 of the Code of Criminal Juvenile Justice was the result of a long process of modernization of the legal framework for the administration of criminal justice in relation to juvenile offenders in France. While preserving the spirit of the 1945 Ordinance, the Code significantly simplified the judicial procedure, carried out a complete revision of educational measures, and abolished educational sanctions imposed in 2002, which practically did not prove their effectiveness. It establishes censorship of criminal proceedings as a fundamental norm, which means that two hearings are held in each case. Having consolidated the guiding principles of the criminal procedure for minors (limited publicity, mandatory assistance from a lawyer, the right to information and legal representatives, the right to use legal remedies, taking into account the age at the time of the crime), the Code has given them great importance.

Ключевые слова: Франция; суд; правосудие; ювенальная юстиция; несовершеннолетние; Кодекс уголовной ювенальной юстиции.

Keywords: France; court; justice; juvenile justice; minors; Code of Criminal Juvenile Justice.

В отечественной юридической науке неоднократно отмечалось, что в понятие «ювенальная юстиция» вкладывается разное содержание, данное многообразие уже обобщено исследователями, выделяющими два подхода к его определению. В узком смысле Э. Б. Мельникова, Г. Н. Ветрова ювенальную юстицию рассматривают как специализированное право-

судие для несовершеннолетних, входящее в судебную систему. В широком смысле А. С. Автономов, Н. П. Мелешко под ней понимают совокупность органов, находящихся в тесном взаимодействии и взаимосвязи, призванных целостно влиять и воздействовать на несовершеннолетних правонарушителей [3, с. 331; 6, с. 210]. А. В. Комарницкий [5, с. 43] выде-

28

ляет также и третии подход «суперширокии», когда ювенальная юстиция не ограничивается вопросами, связанными с несовершеннолетними правонарушителями, но распространяется на все отношения, касающиеся семьи и детеИ от их рождения до совершеннолетия.

В рамках данноИ статьи мы придерживаемся узкого понимания ювенальной юстиции, тем не менее специфика ее органов делает их частью не только судебной системы, но и совокупности органов, учреждений, организаций, имеющих своей целью решение проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Эта в некотором смысле двойственная природа ювенального суда требует даже в рамках узкого подхода к его пониманию разнообразить палитру исследования, учитывая контекст развивающейся социальной работы с детьми и подростками, существующий в современных государствах.

Началом становления ювенальной юстиции во Франции принято считать Уголовный кодекс 1791 г., измененный в 1810 г., ставший причиной пересмотра взглядов на ребенка, долгое время воспринимавшегося в праве как «маленький взрослый». Речь идет о появлении элементов освобождения от наказания малолетних преступников или смягчения их наказания в рамках общей судебной системы. Сформулированный в ходе дебатов в Национальном собрании в 1791 г. принцип «разумения» (discernement) будет определять структуру уголовного правосудия по делам несовершеннолетних в течение последующих полутора столетий. Мы находим его воплощение в положениях Уголовного кодекса 1791 г. в разделе V (ст. 1—4)1 «Влияние возраста осужденных на характер и продолжительность наказания»: разумение является фундаментальным условием привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности, если подсудимый не достиг возраста 16 лет и установлено, что он действовал без разумения, то он подлежит оправданию, если будет установлено, что подсудимый в возрасте старше 13 лет и младше 16 лет действовал с разумением, то наказания назначаются в силу его возраста в облегченном варианте по сравнению со взрослым преступником (например, вместо смертной казни он будет приговорен к 20 годам заключения в исправительном учреждении). В случае оправдания к правонарушителю применяется воспитательная мера, которая рассматривается не как наказание, а как полицейская (принудительная) мера, способная исправить его поведение.

Отбывание несовершеннолетними наказания вместе с взрослыми правонарушителями осознается как моральная и практическая проблема, подлежащая решению. Сначала в тюрьмах были созданы отдельные помещения для содержания несовершеннолетних преступников, но с 1830-х гг. развивается идея о необходимости их перевоспитания, а не только наказания. По образцу исправительной колонии Меттрей для детей, открытой в 1839 г., подобные учреждения создаются по всей стране, в них воспитанники обучались земледелию, поэтому их принято называть земледельческими или сельскохозяйственными колониями. Закон от 5 августа 1850 г.2 о воспитании и опеке над несовершеннолетними преступниками, отбывающими наказание, предусмотрел, что по общему правилу малолетние правонарушители должны отбывать назначенные им наказания в исправительных заведениях двух видов: 1) пенитенциарные колонии (colonies pnitentiaires), то есть воспитательные и исправительные заведения, в которые помещались несовершеннолетние, освобожденные от наказания в силу установленного «неразумения», беспризорные (бродяги), осужденные на срок менее двух лет; 2) исправительные колонии (colonies correctionnelles), в которые помещались несовершеннолетние, осужденные на срок более двух лет, переведенные из пенитенциарных колоний за плохое поведение. Колонии также были частного и государственного типа, но число их все же оказывалось недостаточным, в связи с чем правительство было вынуждено открывать при тюрьмах исправительные отделения для несовершеннолетних. К 1888 г. во Франции существовало шесть колоний для мальчиков, две — для девочек, пять исправительных тюремных отделений.

В этих колониях дети должны получать моральное, религиозное и профессиональное образование, но они, а в особенности знаменитая детская колония (каторга) «Бель-Иль», станут символом бесчеловечного правосудия в отношении детей.

Во второй половине XIX в. началось широкое международное движение за создание специализированного правосудия по делам несовершеннолетних. Первоначально на первых пенитенциарных съездах рассматривался узкий вопрос о содержании детей-правонарушителей отдельно от взрослых, а к концу века взгляд специалистов сместился на судебный процесс и проблематику защиты детства (международный конгресс в Париже в 1883 г.). Именно тогда приобрела популярность широко извест-

1 Code pénal du 25 septembre - 6 octobre 1791 (Texte intégral original). URL: https://ledroitcriminel.fr/la_legislation_criminelle/ anciens_textes/code_penal_25_09_1791.htm (дата обращения: 14.10.2023).

2 Loi sur l'éducation et le patronage des jeunes détenus du 5 août

1850. URL: https: //criminocorpus.org/fr/reperes/textes-juridiques-lois-decre/textes-relatifs-aux-p/de-la-monarchie-de-juillet-a-1/loi-du-5-aout-1850/ (дата обращения: 14.10.2023).

ная «американская модель» и ее символ — первый ювенальный суд, открывшийся в Чикаго в 1899 г. [13; 4, с. 542].

На тюремном конгрессе в Будапеште 1905 г. данная модель станет универсальным эталоном, по крайней мере, в части ее базовой идеи об организационном обособлении судебной инстанции, специализирующейся на рассмотрении дел с участием детей. В 1912 г. проводившийся в Париже международный конгресс по вопросам детства впервые был посвящен проблемам ювенальной юстиции [11]. К этому времени специализированные ювенальные суды существовали уже в ряде стран: в США они были созданы в 26 из 46 американских штатов, в Германии в 1908 г. после создания первого суда через четыре года их число составило приблизительно 200 [11, с. 46, 52].

На конгрессе обсуждались вопросы специализации ювенальных судов, их основополагающие принципы, роль в их деятельности благотворительных организаций, механизм условно-досрочного освобождения, роль суда после вынесения приговора. В резолюции, выработанной участниками конгресса, были сформулированы принципы ювенальной юстиции: несовершеннолетние правонарушители не должны подвергаться уголовному преследованию на общих основаниях; к ювенальным судьям следует предъявлять особые требования (способность общаться с детьми, сочувствовать им, знания в области социальных, педагогических и психологических наук); взаимодействие судебных органов с службой пробации; сопровождение проведения расследования об обстоятельствах правонарушения сбором и учетом информации социального, психологического, медицинского характера о личности несовершеннолетнего правонарушителя, конфиденциальность которой должна быть обеспечена; минимизация применения мер принуждения в отношении несовершеннолетних; при отсутствии специальной ювенальной юрисдикции необходимо обеспечить недопустимость совместных заседаний по делам несовершеннолетних и взрослых правонарушителей; рассмотрение дела о ребенке в форме совещаний, направленных на его благо, а не споров о нем; принятие необходимых мер в интересах детей, подвергшихся жестокому обращению [11].

Французские реформаторы, ориентируясь на эти принципы, Законом от 22 июля 1912 г.3 впервые создали суд по делам детей [13]. Закон «О судах по делам несовершеннолетних и об условно-досрочном освобождении» предусматри-

3 Loi sur les tribunaux pour enfants et sur la liberté surveillée. Texte de la circulaire du 22 juillet 1912. URL: https://gallica.bnf.fr/ ark:/12148/bpt6k6377534j/f2.item (дата обращения: 29.10.2023).

вал разделение несовершеннолетних на три группы (до 13 лет, 13—16 лет и 16—18 лет) в зависимости от возраста в целях дифференциации применяемых мер. Несовершеннолетний в возрасте 13 лет считался не достигшим «разумения», а значит, не подлежащим ответственности. В его отношении могли быть приняты только воспитательные меры. Отныне к несовершеннолетним правонарушителям стали применять не только наказательные, но и воспитательные меры. Однако Закону 1912 г. не суждено было стать выдающимся законодательным памятником Третьей республики, он во многом остался «на бумаге» [13]. К тому же в отношении несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет категория смягчения наказания, созданная Законом от 12 апреля 1906 г., который увеличил совершеннолетие по уголовному делу до 18 лет, не была предусмотрена.

С 1920-х гг. постепенно закрываются исправительные колонии, прославившиеся своей репрессивностью. Журналисты, активисты благотворительных организаций, представители ювенальной юстиции формируют критическое к ним отношение. Так, журналист Луи Рубо опубликовал серию разоблачительных статей об исправительных колониях, переизданных под названием «Дети Каина», призывающих к их упразднению. В 1934 г. резонанс вызвала история о погоне за сбежавшими из колонии «Бель-Иль» 56 воспитанниками из-за издевательств со стороны надзирателей. Этот побег остался в коллективной памяти благодаря стихотворению известного поэта Жака Превера «Охота на ребенка». «.. .Это свора взрослых почтенных людей «Травит» ребенка.

Разрешенья не нужно взрослым законопослушным, Чтобы охотиться на детей. ...Что творится под сенью ночи? Ружейные выстрелы, всполохи, крики... То ребенок от взрослых бежит что есть мочи — Необузданный, пуганый, дикий.»4. Сторонники реформы ювенальной юстиции во Франции использовали любые политически благоприятные моменты, чтобы вернуть ее в политическую повестку дня и продолжить сложное дело строительства ювенальной юстиции.

В этой истории важной вехой стал Закон от 27 июля 1942 г. [9], принятый в период режима Виши, он был отменен, но во многих отношениях он предвосхитил нормы Ордонанса о детской преступности от 2 февраля 1945 г.5

Ордонанс 1945 г. на протяжении более 70 лет регулировал уголовное правосудие в отноше-

4 URL: http://detira.ru/arhiv/15_2006/prever. php?ysclid=lgmd0veaqi26170910 (дата обращения: 29.10.2023).

5 Ordonnance n 45-174 du 2 février 1945 relative à l'enfance d é linquante. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/loda/id/ J0RFTEXT000000517521/ (дата обращения: 14.10.2023).

30

нии несовершеннолетних. За это время в него вносились значимые изменения, была обозначена учеными и практиками необходимость модернизации текста, не ставя под сомнение его фундаментальные принципы.

Первым принципом является идея необходимости специализированного правосудия: уголовные дела, по которым несовершеннолетним предъявлено обвинение в совершении преступления, квалифицируемого как уголовное преступление или проступок, не передаются в уголовные суды общего права, они подлежат рассмотрению только в судах по делам несовершеннолетних или судах присяжных по делам несовершеннолетних (ст. 1). Необходимость обеспечения более полной защиты несовершеннолетних привела к тому, что судья по делам несовершеннолетних был наделен юрисдикцией не только по гражданским делам, начиная с Ордонанса от 23 декабря 1958 г. № 58-1301 «О защите детей и подростков, находящихся в опасности», но и на основании ст. 375 Гражданского кодекса Франции мог принять меры воспитательной помощи для защиты несовершеннолетних, находящихся в опасности.

Второй принцип — это предпочтительность воспитательных мер реагирования. Статья 2 Ордонанса 1945 г. предусматривала, что суд по делам несовершеннолетних принимает меры защиты, помощи, надзора и воспитания по своему усмотрению. Ордонанс определял последовательность мер реагирования: сначала меры воспитательного характера, затем при необходимости воспитательная санкция и, наконец, в качестве крайней меры — наказание. Для их реализации была создана специальная администрация при Министерстве юстиции, получившая в 1990 г. название Управление судебной защиты молодежи [8].

Третий принцип — это глубокое изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя. Никакое судебное преследование не может быть возбуждено по делу о преступлениях против несовершеннолетних без предварительного заключения об их личности (ст. 5). Перед принятием любого решения (воспитательная мера, воспитательная санкция или наказание) должно быть проведено расследование, чтобы получить достаточные знания о личности несовершеннолетнего, а также о его социальном и семейном положении (ст. 5-1).

Наконец, еще один важный принцип — смягчение уголовной ответственности: несовершеннолетние не могут быть наказаны с той же строгостью, что и взрослые. Например, нельзя приговорить несовершеннолетнего в возрасте старше 13 лет к лишению свободы на срок, превышающий половину наказания, назначенного взрослому преступнику (ст. 20-2). Аналогичный

принцип в отношении штрафов устанавливала ст. 20-3. Некоторые наказания полностью исключаются для несовершеннолетних в соответствии со ст. 20-4: наказание в форме запрета на въезд на проживание на определенную территорию, а также занимать определенные публичные должности или осуществлять определенные виды профессиональной или общественной деятельности и др. Это объясняется заботой о том, чтобы не создавать условия, препятствующие интеграции несовершеннолетнего в общественную жизнь. Данный принцип получил конституционное значение благодаря решению Конституционного совета Франции от 29 августа 2002 г. № 2002-461.

Итак, система ювенальной юстиции в ее современном виде была создана во Франции Ордонансом о детской преступности от 2 февраля 1945 г.6 Его принятие стало завершением длительного периода экспериментов, в результате которых произошло развитие, признание, а затем и юридическое признание идеи особого социального статуса несовершеннолетних и, следовательно, необходимости предусмотреть для них специальные формы судебного обращения, отличающиеся как по существу, так и по форме от обращения со взрослыми [7].

В сентябре 1945 г. при Министерстве юстиции создается организационно-надзорная инстанция (в будущем Управление судебной защиты молодежи), занимающаяся формированием учреждений и служб (школы-интернаты, с 1952 г. — специальные образовательные учреждения под надзором для наиболее трудных несовершеннолетних, центры наблюдения за специальными образовательными учреждениями), обеспечивающих выполнение нормативных положений Ордонанса от 2 февраля 1945 г., и контролирующая их деятельность.

Создание ювенальной юстиции осуществлялось во Франции прежде всего в уголовном пространстве.

Лишь в 1958 г. гражданский компонент деятельности судьи по делам детей нашел адекватный правовой инструмент. Ордонанс от 23 декабря 1958 г. «О защите детей и подростков, находящихся в опасности» внес изменения в ст. 375—382 Гражданского кодекса Франции и наделил судью по делам несовершеннолетних полномочиями принимать любые меры защиты и воспитания в отношении несовершеннолетних в возрасте до 21 года, «здоровье, безопасность, нравственность или образование которых находятся в опасности» [10].

С течением времени Ордонанс 1945 г. неоднократно модернизировался, а сама практика ювенального правосудия, несмотря на ее колос-

Там же.

сальное развитие, стала предметом острых дебатов, особенно на рубеже ХХ—ХХ1 вв.

Предлагаемые изменения в этой области колебались между желанием сохранить специфику уголовной ювенальной юстиции, благоприятствующую перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей, и ориентацией на ее сближение с общей уголовной юстицией [11]. Ее реформа назрела. Критике в основном подвергалась медлительность органов юве-нальной юстиции, которая лишает смысла применения специфических санкций, предусмотренных в отношении несовершеннолетних. Как отметила в 2007 г. комиссия Национальной ассамблеи Франции, изучавшая эффективность правосудия по уголовным делам в отношении лиц, не достигших совершеннолетия, средний срок от момента возбуждения дела о проступках и деликтах до вынесения судебного решения по этой категории уголовных дел составляет 16,6 месяцев (рассматривают судья по делам несовершеннолетних и трибунал по делам несовершеннолетних), а по делам о преступлениях (рассматривает суд ассизов по делам несовершеннолетних) — пять лет7. К 2018 г. средний срок от момента возбуждения дела о проступках и деликтах до вынесения судебного решения вырос до 19 месяцев в среднем8. Среди проблем ювенальной юстиции отмечались: недостаточная согласованность Ордонанса с уголовным и уголовно-процессуальным кодексами Франции, сохранение устаревших формулировок, неполное соответствие требованиям справедливого судебного разбирательства (совмещение судьей судебных и следственных функций, превышение разумного срока вынесения решений). В связи с этим охранительная и воспитательная модели ювенальной уголовной юстиции, оформившиеся во время Второй мировой войны[7], были поставлены под сомнение.

Первая серьезная попытка реформировать ювенальную юстицию была предпринята в 2008 г. Комиссией по вопросам реформы уголовной юстиции несовершеннолетних (далее — Комиссия). Именно она впервые рекомендовала составить Кодекс уголовной юстиции по делам несовершеннолетних, основываясь на фундаментальных принципах, выработанных французской практикой. Среди ее предложений — снижение возрастного порога уголовной ответственности до 12 лет, отвергнутое правительством, введение меры наказания в виде

помещения несовершеннолетнего лица под электронное наблюдение, получившее позже законодательное закрепление, создание исправительного трибунала по делам несовершеннолетних. Кроме того, Комиссия рекомендовала сохранять и развивать двойную компетенцию (в гражданской и уголовной сфере) судьи по делам несовершеннолетних, более широко применять неюрисдикционные способы реагирования на преступность несовершеннолетних9.

Ряд предложений были учтены в Законе об участии граждан в отправлении уголовного правосудия и правосудия по делам несовершеннолетних от 10 августа 2011 г.10 Отметим следующие важнейшие новшества: создание исправительных трибуналов по делам несовершеннолетних (tribunaux correctionnels pour mineurs) (ст. 1 Ордонанса 1945 г.); законодательное закрепление обязательного предварительного изучения личности, результаты которого должны отражаться в едином досье, хранящемся под контролем судьи по делам несовершеннолетних и прокурора республики, и доступном адвокатам несовершеннолетнего, представляющим его интересы в уголовном разбирательстве, родителям, опекуну или законному представителю, потерпевшему, предъявившему гражданский иск, специалистам в сфере судебной защиты молодежи и судьям, рассматривающим дело; производство в отношении законных представителей несовершеннолетнего, привлеченных к ответственности в порядке возбуждения потерпевшей стороной гражданского иска, осуществляется только в обычном «состязательном» порядке, исключается заочное производство [1, с. 34].

В настоящее время органы уголовной ювенальной юстиции Франции являются судами особой подсудности, рассматривающими правонарушения, совершенные несовершеннолетними. К ним относятся судья по делам несовершеннолетних (магистрат судебного трибунала, назначаемый на три года с возможностью возобновления срока, рассматривает дела о преступлениях, деликтах, проступках, совершенных несовершеннолетними); трибунал по делам несовершеннолетних (рассматривает дела о деликтах, совершенных несовершеннолетними, и преступлениях, совершенных несовершеннолетними младше 16 лет); исправительный трибунал по делам несовершеннолетних (рассматривает дела о правонарушениях лиц, ставших совер-

7 Rapport n 89 (2010-2011) de M. Jean-René Lecerf, fait au nom de la commission des lois, déposé le 4 mai 2011. URL: http://www.senat.fr/ rap/l10-489/l10-489.html (дата обращения: 14.10.2023).

8 Projet de loi ratifiant l'ordonnance n 2019-950 du 11 septembre 2019 portant partie législative du code de la justice pénale des mineurs. Rapport n 291 (2020-2021) de Mme Agnès CANAYER, fait au nom de la commission des lois, déposé le 20 janvier 2021. URL: http://www. senat.fr/rap/l20-291/l20-291_mono.html (дата обращения: 14.10.2023).

9 Entre modifications raisonnables et innovations fondamentales: 70 propositions pour adapter la justice pénale des mineurs. Commission présidée par monsieur André Varinard. URL: http://www.presse.justice. gouv.fr/art_pix/1_RapportVarinard.pdf (дата обращения: 14.10.2023).

10 Loi n 2011-939 du 10 août 20l1 sur la participation des citoyens au fonctionnement de la justice pénale et le jugement des mineurs. URL: http://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do;jsessionid=F2EBC7DBA9 B2EA9539A909140B059960.tpdjo09v_3?cidTexte=J0RFTEXT0000244 56769&dateTexte=20121216 (дата обращения: 14.10.2023).

32

шеннолетними к началу судебного разбирательства, лиц, в отношении которых осуществляется уголовное преследование по одному делу с совершеннолетними нарушителями, и рецидивистов в возрасте от 16 до 18 лет в составе председателя (судьи по делам несовершеннолетних) и двух профессиональных судей (магистратов), двух гражданских асессоров); суд ассизов по делам несовершеннолетних (рассматривает дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними старше 16 лет).

Подсудность судебному органу по делам несовершеннолетних определяется возрастом подследственного или обвиняемого на момент совершения преступления, деликта или проступка. В соответствии с каждым конкретным случаем судебные органы по делам несовершеннолетних назначают соответствующие меры защиты, помощи, надзора и воспитательного воздействия (ст. 2 Ордонанса).

Судья по делам несовершеннолетних (буквально «судья для детей») имеет и гражданскую и уголовную компетенцию (ст. L. 252-1 — L. 252-5 Кодекса о судебной организации).

Французский судья по делам несовершеннолетних — это магистрат трибунала большой инстанции, назначаемый на эту должность сроком на три года с возможностью его возобновления [2].

В каждом округе апелляционного суда создается не менее одного трибунала по делам несовершеннолетних (ст. L. 251-2 Кодекса о судебной организации)11, при котором также существует следственный судья по делам несовершеннолетних. При этом судья по делам несовершеннолетних вправе осуществлять предварительное следствие относительно деликтов и проступков.

Судья по делам несовершеннолетних является председателем трибунала по делам несовершеннолетних. Такое отступление от принципа разграничения процессуальных функций в случае, если он осуществлял предварительное следствие, приводит к нарушению принципа беспристрастности, что побудило французского законодателя к введению запрета участвовать в судебном разбирательстве судье по делам несовершеннолетних, осуществлявшему предварительное следствие по делу.

Производство по делу в трибунале по делам несовершеннолетних можно назвать судебным разбирательством в собственном смысле этого слова. Трибунал рассматривает дело в коллегиальном составе суда: председатель трибунала (судья по делам несовершеннолетних), два асессора, которые не являются профессиональны-

11 Code de l'organisation judiciaire Version en vigueur au 09 octobre 2023. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/codes/texte_lc/ LEGITEXT000006071164/ (дата обращения: 14.10.2023).

ми судьями, магистратами. Асессоры назначаются на 4-летний срок министром юстиции из числа лиц, зарекомендовавших себя при осуществлении деятельности в сфере детства и старше 30 лет. Такой «непрофессиональный» состав суда является обычным для разных категорий судов особой подсудности. Судебная процедура в трибунале по делам несовершеннолетних сходна с процедурой в полицейском трибунале: она включает допрос несовершеннолетнего подсудимого, его родителей и опекунов, свидетелей, заключение представителя прокуратуры и мнение защитника несовершеннолетнего правонарушителя. Председатель трибунала может освободить несовершеннолетнего от присутствия в судебном заседании, если того требуют интересы несовершеннолетнего. Особенности судебного разбирательства в трибунале по делам несовершеннолетних состоят в ограничении принципа публичности, более активной роли прокурора, который, представляя общественные интересы, может высказать мнение относительно того, какие меры целесообразно принять в отношении подсудимого. В суде присяжных по делам несовершеннолетних функции прокурора выполняет генеральный прокурор или магистрат прокуратуры, которому специально поручены дела несовершеннолетних.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Создание Законом от 10 августа 2011 г. № 2011-939 (ст. 1 Ордонанса 1945 г.) исправительных трибуналов по делам несовершеннолетних (tribunaux correctionnels pour mineurs) является продолжением серии мер, направленных на сближение уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет с общим порядком уголовной юстиции. В состав исправительного трибунала по делам несовершеннолетних входят председатель (судья по делам несовершеннолетних), два магистрата, два гражданских асессора.

К компетенции суда присяжных по делам несовершеннолетних относится рассмотрение преступлений, совершенных несовершеннолетними лицами в возрасте 16-18 лет. Порядок судопроизводства имеет следующие особенности: жюри состоит из девяти присяжных заседателей при рассмотрении дела в первой инстанции, суд — из трех судей, обязательно выбранных среди судей по делам несовершеннолетних; заседания имеют закрытый характер; апелляционный пересмотр дела осуществляется другим судом присяжных в составе 15 судей; дело рассматривается по месту жительства несовершеннолетнего.

Очередная попытка обновить Ордонанс 1945 г. была предпринята в 2015 г., но эта работа снова не была завершена из-за террористических атак, которые побудили Министерство юстиции выбрать другие приоритеты в отношении законодательных реформ. К разработке Кодекса уголовного правосудия по делам несо-

вершеннолетних вернулись во второй половине 2018 г. Рабочая группа с участием специалистов в области ювенальной юстиции и женщин-парламентариев определила его основные принципы. Законопроект не поступил на рассмотрение парламента, правительство предпочло обратиться к парламенту с просьбой предоставить ему право принять указанный кодекс Ордонансом. В Закон от 23 марта 2019 г. № 2019222 «О развитии и реформировании судебной системы на период 2018—2022 гг.»12 была включена статья, уполномочивающая правительство реформировать уголовное законодательство, применимое к несовершеннолетним. В частности, были поставлены следующие задачи: упрощение, ускорение судопроизводства; усиление воспитательного воздействия на несовершеннолетнего на период до вынесения приговора, особенно в отношении несовершеннолетних рецидивистов; урегулирование порядка компенсации ущерба жертвам.

Принятие в 2019 г. и вступление в силу 30 сентября 2021 г. Кодекса уголовной ювенальной юстиции13 (далее — Кодекс) стало итогом длительного процесса модернизации правовых основ отправления уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей во Франции. За прошедшие десятилетия и последовавшие реформы, касающееся детей-правонарушителей, Ордонанс от 2 февраля 1945 г. № 45-174 утратил удобочитаемость для участников судебного процесса. Кроме того, значительная часть положений, касающихся уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних, была включена в Уголовно-процессуальный кодекс Франции, что способствовало увеличению трудностей в понимании и доступе к правовым нормам, регулирующим дисциплину.

Правительство в краткие сроки завершило работу над Кодексом, он был опубликован 13 сентября 2019 г., его вступление в силу первоначально предусматривалось с 1 октября 2020 г., дважды переносилось, в итоге он вступил в силу 30 сентября 2021 г. Таким образом, время, выделенное на подготовку к реформе, сказалось положительно на ее реализации. Эти два подготовительных года были в полной мере использованы для распространения многочисленных информационных материалов и организации различных учебных курсов по реформе в первую очередь для магистратов.

12 Loi n 2019-222 du 23 mars 2019 de programmation 2018-2022 et de réforme pour la justice. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/jorf/id/ J0RFTEXT000038261631/ (дата обращения: 14.10.2023).

13 Ordonnance n 2019-950 du 11 septembre 2019 portant partie législative du code de la justice pénale des mineurs. URL: https://www. legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=J0RFTEXT000039085102 &categorieLien=id (дата обращения: 14.10.2023).

Кодекс значительно упростил судебную процедуру, осуществил полный пересмотр воспитательных мер, установил простую презумпцию «разумения» несовершеннолетнего в возрасте 13 лет. До этого момента судьи обладали свободой в оценке того, является ли ребенок достаточно разумным, чтобы понять масштабы своего деяния и смысл уголовного процесса. Он открывается вступительной статьей, в которой напоминаются основные принципы, признанные законами республики в области уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних, закрепленные Конституционным советом.

Новый Кодекс исключает категорию воспитательных санкций и теперь различает только две воспитательные меры, применяемые судьей по делам несовершеннолетних: судебное предупреждение, которое заменило передачу несовершеннолетнего родителям, порицание и официальное предупреждение, а также судебная воспитательная мера.

Судебная воспитательная мера представляет собой набор обязательств и запретов, относящихся к четырем «модулям», которые комбинируются судьей применительно к конкретному правонарушителю на основе оценки его личного, семейного, социального положения и медицинской характеристики. Судья по делам несовершеннолетних может в любое время изменить меры воспитательного характера. Статья L. 112-2 определяет следующие модули судеб-но-воспитательной меры: модуль интеграции (дневной уход, помещение в школу-интернат или помещение в государственное или частное образовательное или профессиональное учреждение, имеющее лицензию); модуль компенсации (обязанности по прямому возмещению ущерба (в отношении жертвы), по косвенному возмещению ущерба (в интересах общества)); модуль здоровья (обеспечение необходимой медицинской помощью, помещение в медицинское или медико-социальное учреждение, не относящееся к психиатрии); модуль размещения (определение места жительства).

Таким образом, в арсенале ювенальной юстиции остаются только воспитательные меры и наказания. Кодекс не внес изменений в систему наказаний, действующую с 1945 г. Статья L. 121-1 подтверждает, что некоторые наказания для несовершеннолетних исключены, ст. L. 121-5 и L. 121-6 сохраняют правило смягчения наказания в отношении тюремного заключения и штрафов, а ст. L. 121-7 — возможность отказаться от правила смягчения наказания, если несовершеннолетнему исполнилось 16 лет с учетом обстоятельств дела, личности и положения несовершеннолетнего.

Указанный Кодекс по-прежнему содержит понятия временных мер и мер безопасности.

34

В соответствии со ст. L. 323-1 и последующими судебная воспитательная мера может быть назначена на временной основе, когда несовершеннолетний ожидает вынесения решения о виновности. Таким образом, с несовершеннолетним может быть незамедлительно начата воспитательная работа.

Реформа также направлена на сокращение срока предварительного заключения несовершеннолетних, который будет ограничен наиболее серьезными случаями (рецидив, нарушение ранее предписанного судебного надзора).

Кодекс внес существенные изменения в порядок рассмотрения дела. Прежнее судебное заседание по предъявлению обвинения отменяется. В нем в качестве принципиальной нормы закреплена цезура уголовного судопроизводства, из чего следует, что по каждому делу проводятся два слушания.

На первом слушании принимается решение о виновности несовершеннолетнего. Это так называемое слушание по рассмотрению вины. Оно должно быть проведено в период от 10 дней до 3 месяцев с момента обращения в суд. В порядке исключения суд по делам несовершеннолетних может, признав несовершеннолетнего виновным, немедленно вынести решение о наказании (однократное слушание), если он считает себя достаточно осведомленным о личности несовершеннолетнего и если не считает необходимым открывать период воспитательного испытания с учетом личности несовершеннолетнего. Однако в общем порядке несовершеннолетний, признанный виновным, подвергается процедуре воспитательного испытания, которая может состоять как из судеб-но-воспитательных мер, так и временных воспитательных мер и мер безопасности. Второе слушание о вынесении решения о мере наказания должно состояться в течение шести — девяти месяцев.

По мнению его сторонников, новая организация судопроизводства имеет несколько преимуществ: благодаря оперативному вынесению решения о виновности суд делает воспитательную работу более эффективной; быстрее решается вопрос о возмещении вреда потерпевшему; проведение воспитательного испытания позволяет суду вынести решение о наказании, опираясь на данные об исправлении поведения несовершеннолетнего в течение этого промежуточного (испытательного) периода. Его критики считают, что ускорение процедуры не позволяет осуществить воспитательную работу в полной мере.

В порядке исключения по-прежнему возможно вынести решение на одном судебном заседании в случае, если несовершеннолетний уже известен суду и когда назначенное наказание составляет не менее пяти лет тюремного за-

ключения для несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет (и не менее трех лет для несовершеннолетнего в возрасте от 16 до 18 лет). По прошествии полутора лет реформы Министерство юстиции Франции отметило, что на долю таких единых слушаний приходится 8 % всех дел, возбужденных прокуратурой, и приблизительно треть всех дел14.

Кодекс от 30 сентября 2021 г., заменивший знаменитый французский Ордонанс от 2 февраля 1945 г., был принят с двойной целью: судить «лучше» и «быстрее». Эта историческая реформа подверглась критике со стороны части специалистов, которые сочли ее слишком «репрессивной». Национальная комиссия по правам человека в своем заключении выступает против расширения возможности помещения несовершеннолетнего под стражу до суда или под судебный надзор, под электронное наблюдение, которое, по ее мнению, нарушает права несовершеннолетнего, а также против домашнего ареста считает ускорение сроков вынесения судебных решений в отношении несовершеннолетних неуместным. Она подчеркивает, что ужесточение уголовного законодательства касательно несовершеннолетних неоправданно и не дает адекватного ответа на правонарушения15.

Официальные оценки предварительных итогов недавней реформы положительные. Подводя первые итоги реформы системы уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних через год после вступления в силу нового Кодекса, Министерство юстиции констатировало сокращение сроков судебного разбирательства. Это сокращение позволяет обеспечить более оперативную воспитательную работу с несовершеннолетним, а также быстрее, чем прежде решить вопрос о компенсации пострадавшей стороне. Среди судебно-воспитательных мер, применяемых судом, преобладают меры модуля компенсации ущерба (34,6 %). Далее следуют модули интеграции (21,7 %) и размещения (11 %)16.

В сентябре 2022 г. законодательная комиссия Национальной ассамблеи Франции сформировала рабочую группу для оценки реализации Кодекса, представившую в начале 2023 г. свои результаты17. Докладчики констатировали, что переходный этап в целом прошел

14 URL: https://www.justice.gouv.fr (дата обращения: 23.10.2023).

15 Avis sur la réforme de la justice pénale des mineurs. URL: https:// www.cncdh.fr/publications/avis-sur-la-reforme-de-la-justice-penale-des-mineurs (дата обращения: 14.10.2023).

16 Сайт Министерства юстиции Франции. URL: https://www. banquedesterritoires.fr/premier-anniversaire-du-code-de-justice-penale-des-mineurs-la-chancellerie-assure-le-sav (дата обращения: 14.10.2023).

17 Rapport d'information sur l'évaluation de la mise en uvre du code de la justice pénale des mineurs URL: https://www.assemblee-nationale. fr/dyn/16/rapports/cion_lois/l16b1000_rapport-information (дата обращения: 14.10.2023).

успешно, новая архитектура уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних позволила согласовать цели оперативного отправления правосудия, быструю компенсацию жертвам и надлежащий уход за несовершенно-

летними. Кодификация сделала нормы юве-нальной юстиции более доступными и понятными как для специалистов, так и для пользователей, новая процедура лучше понимается самими несовершеннолетними.

Список литературы:

References:

1. Андреева И. А. Органы уголовной юстиции Франции // Вестник Воронежского института МВД России. 2013. № 2. С. 30-37.

2. Андреева И. А. Ювенальное правосудие во Франции на современном этапе // Актуальные проблемы защиты прав ребенка в современных социально-экономических условиях : сб. тр. вузов. конф. М., 2016. С. 4-8.

3. Валуйсков Н. В., Бондаренко Л. В., Арутю-нян А. Д. История развития ювенальной юстиции // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. № 1 (22). С. 331-333.

4. Васинцева Л. М.Исторический путь ювенальной юстиции // Вестник МГТУ. Труды Мурманского государственного технического университета. 2006. Т. 9. № 4. С. 541-546.

5. Комарницкий А. В. Научная мысль о юве-нальной юстиции в России: концепция, принципы, содержание // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2011. № 2 (21). С. 4148.

6. Чернова М. А. Развитие ювенальной юстиции в зарубежных странах: историко-пра-вовой анализ // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10. № 7. С. 210-215.

7. Bailleau F. La justice pénale des mineurs en France. Ou l'émergence d'un nouveau modèle de gestion des illégalismes // Déviance et Société. 2002. № 3. URL: https://www.caim. info/revue-deviance-et-societe-2002-3-page-403.htm (дата обращения: 14.10.2023).

8. Bailleau F., Milburn Ph. La protection judiciaire de la jeunesse à la croisée des chemins. Entre contrôle gestionnaire et pénalisation des mineurs // Les Cahiers de la Justice. 2011. № 3. URL: https://www.cairn.info/revue-les-cahiers-de-la-justice-2011-3-page-37.htm (дата обращения: 14.10.2023).

9. Becquemin-Girault M. La loi du 27 juillet 1942 ou l'issue d'une querelle de monopole pour l'enfance délinquante // Revue d'histoire de l'enfance irrégulière. 2000. № 3. URL: http://journals. openedition.org/rhei/71 (дата обращения: 14.10.2023).

10. Bourquin J. Genèse de l'ordonnance du 23 décembre 1958 sur l'enfance en danger// Revue d'histoire de l'enfance irrégulière. 2007. URL: http://journals.openedition.org/ rhei/3013 (дата обращения: 14.10.2023).

1. Andreeva I. A. French criminal jurisdictions // The Bulletin of Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2013. № 2. S. 30-37.

2. Andreeva I. A. Yuvenal'noe pravosudie vo Fran-cii na sovremennom etape // Aktual'nye prob-lemy zashchity prav rebenka v sovremennyh social'no-ekonomicheskih usloviyah : sb. tr. vu-zov. konf. M., 2016. S. 4-8.

3. Valujskov N. V., Bondarenko L. V., Arutyun-yan A. D. The history of the development of juvenile justice // Baltic Humanitarian Journal. 2018. № 1 (22). S. 331-333.

4. Vasinceva L. M. The historical path of juvenile justice // Vestnik of MSTU. Scientific Journal of Murmansk State Technical University. 2006. T. 9. № 4. S. 541-546.

5. Komarnickij A. V. Scientific thinking on juveniles in Russia: concepts, principles, content // Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2011. № 2 (21). S. 41-48.

6. Chernova M. A. Development of juvenile justice in foreign countries: historical and legal analysis // Social-Economic Phenomena and Processes. 2015. T. 10. № 7. S. 210-215.

7. Bailleau F. La justice pénale des mineurs en France. Ou l'émergence d'un nouveau modèle de gestion des illégalismes // Déviance et Société. 2002. № 3. URL: https://www.cairn.info/re-vue-deviance-et-societe-2002-3-page-403.htm (data obrashcheniya: 14.10.2023).

8. Bailleau F., Milburn Ph. La protection judiciaire de la jeunesse à la croisée des chemins. Entre contrôle gestionnaire et pénalisation des mineurs // Les Cahiers de la Justice. 2011. № 3. URL: https://www. cairn.info/revue-les-cahiers-de-la-justice-2011-3-page-37.htm (data obrashcheniya: 14.10.2023).

9. Becquemin-Girault M. La loi du 27 juillet 1942 ou l'issue d'une querelle de monopole pour l'enfance délinquante // Revue d'histoire de l'enfance irrégulière. 2000. № 3. URL: http://journals. openedition.org/rhei/71 (data obrashcheniya: 14.10.2023).

10. Bourquin J. Genèse de l'ordonnance du 23 décembre 1958 sur l'enfance en danger// Revue d'histoire de l'enfance irrégulière. 2007. URL: http://journals.openedition.org/ rhei/3013 (data obrashcheniya: 14.10.2023).

11. Congrès international des tribunaux pour enfants. Paris, 29 Juin — 1er Juillet 1911. Actes du congrès Paris, 1912. URL: https://gallica.bnf.fr/ ark:/12148/bpt6k61026056/f13.item.r=1er%20 congr%C3%8Bs%20international%20des%20 tribunaux%2 0pour%20 enfants ,%20Paris%20 ,%2029%20juin-1er%20juillet%201911 (дата обращения: 14.10.2023).

12. Ludwiczak F. Les évolutions de la justice pénale des mineurs. Entre préservation relative d'un régime spécifique et influence grandissante du droit commun // Les Cahiers Dynamiques. 2015. № 2 (64). URL: https://www.caim. info/revue-les-cahiers-dynamiques-2015-2-page-42.htm (дата обращения: 14.10.2023).

13. Yvorel J.-J. Naissance et mutation de la justice des mineurs // Revue d'histoire de l'enfance irrégulière/ 2015. № 17. URL: https://journals. openedition.org/rhei/3772 (дата обращения: 14.10.2023).

11. Congrès international des tribunaux pour enfants. Paris, 29 Juin — 1er Juillet 1911. Actes du congrès Paris, 1912. URL: https://gallica.bnf.fr/ ark:/12148/bpt6k61026056/f13 .item.r=1er%20 congr%C3%8Bs%20international%20des%20 tribunaux%20pour%2 0 enfants, %20Paris%20 ,%2029%20juin-1er%20juillet%201911 (data obrashcheniya: 14.10.2023).

12. Ludwiczak F. Les évolutions de la justice pénale des mineurs. Entre préservation relative d'un régime spécifique et influence grandissante du droit commun // Les Cahiers Dynamiques. 2015. № 2 (64). URL: https://www.caim. info/revue-les-cahiers-dynamiques-2015-2-page-42.htm (data obrashcheniya: 14.10.2023).

13. Yvorel J.-J. Naissance et mutation de la justice des mineurs // Revue d'histoire de l'enfance irrégulière/ 2015. № 17. URL: https://journals. openedition.org/rhei/3772 (data obrashcheniya: 14.10.2023).

Для цитирования:

For citation:

Андреева Ирина Анатольевна. Ювенальная юстиция Франции: история и современность // Труды Академии управления МВД России. 2023. № 4 (68). С. 25-36.

Andreeva Irina Anatolevna. Juvenile Justice in France: History and Modernity // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2023. № 4 (68). P. 25-36.

36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.