УДК 739.2 БКК 85.125.44
Ювелирные украшения в культуре казахов: трансформация традиций в современных условиях
С.Х. Шалгинбаева1, К.Е. Бояринцева2
1 2 Казахский национальный университет им. аль-Фараби (Алматы, Казахстан)
2 Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
Jewelry in Kazakh Culture: Transformation of Traditions in Modern Conditions
S.H. Shalginbaeva1, X.E. Boyarintseva2
1 2 Al-Farabi Kazakh National University (Almaty, Kazakhstan)
2 Altai State University (Barnaul, Russia)
Ювелирные украшения на протяжении многих веков и по настоящее время представляют собой ценный материал по изучению истории народа. Они не только эстетически, но и духовно наполнены сакрально-семантическим значением, отождествлением элементов искусства с окружающим миром, представляя собой одну из форм языка, в котором общение происходит при помощи знаков и символов, заключенных не только в декоре и орнаментации, но и в самом материале.
Рассматриваются роль и место национальных украшений в современности по результатам социологического опроса, проведенного посредством анкетирования, способами личной передачи и заполнения анкет, а также системы онлайн-опроса казахского населения в интернете.
Целью опроса являлось исследование степени использования в настоящее время национальных украшений, а также понимание респондентами сакрально-символических смыслов, заключенных в них. В результате анализа материалов авторы пришли к выводу, что в национальных ювелирных украшениях среди металлов предпочтение отдается серебру, доминируют драгоценные камни, а орнаменту и сакрально-символическому значению украшений респонденты не уделяют должного внимания. В настоящее время казахским ювелирным украшениям предпочтение отдают женщины среднего возраста, приобретая изделия из серебра с драгоценными камнями, с их сакрально-символическим значением они, возможно, не знакомы.
Ключевые слова: ювелирные украшения, казахи, анкетирование, семантика, культура, социологический опрос.
DOI: 10.14258/izvasu(2022)3-08
Jewelry for many centuries to the present is a valuable material for the study of the history of the people, they are not only aesthetically, but also spiritually filled with sacred semantic meaning, identification of elements of art with the surrounding world, representing one of the forms of language in which communication takes place with the help of signs and symbols, enclosed not only in the decor and ornamentation, but also the material itself.
The role and place of national jewelry in modernity is considered according to the results of a sociological survey conducted by means of a questionnaire, by means of personal transmission and filling out questionnaires, as well as the Internet, an online survey system among the Kazakh population.
The purpose of the survey was to study the degree of use of national ornaments in modern times, as well as the respondents' understanding of the sacred and symbolic meanings contained in them. As a result of the analysis of the materials, the authors came to the conclusion that national jewelry is worn more often by middle-aged women, silver is preferred among metals. Of the stones, precious ones dominate, ornaments and sacred-symbolic meaning in jewelry are not given due attention by the respondents. Currently, middle-aged women prefer Kazakh jewelry, purchasing silver jewelry with precious stones, without paying attention to the sacred and symbolic meaning in jewelry.
Key words: jewelry, Kazakhs, questionnaire, semantics, culture, sociological survey.
Ювелирные украшения народа представляют собой не только вид искусства, но и язык культуры, содержащий вековой пласт этнической памяти и мировоззрение народа. Поэтому важно рассмотреть процессы сохранения и бытования украшений с точки зрения их сакрального и обыденного в условиях современной жизни казахского народа.
Казахские ювелирные украшения — явление материальной культуры народа. Они отличаются собственным художественным стилем и технологией исполнения, эстетическими и функциональными канонами, представляют собой один из наиболее эффективных способов презентации себя социуму.
Ювелирное мастерство казахов имеет длительную историю развития, определяя основным периодом своего сложения XVIII — начало XX в. Не утратило оно своей актуальности и в настоящее время.
Казахские ювелирные украшения становятся предметом изучения с XVIII в., о чем свидетельствуют записки путешественников, письменные отчеты экспедиций, побывавших на территории Казахстана. Среди исследователей, в работах которых фиксируются техника и материалы изготовления отдельных видов украшений, выделяются П.С. Паллас, А.И. Левшин, Г.Н. Потанин [1-3].
Несмотря на интерес исследователей к национальным украшениям, научное освещение данная тема получила лишь в середине ХХ в. Отдельные виды украшений, техника производства, материал и композиционные решения, полихромность изделий рассматриваются в трудах Х.А. Аргынбаева, А.Х. Маргулана, Э.А. Масанова, Т.К. Басенова [4-7] и др.
Сведения об ювелирных украшениях как обязательном обрядовом компоненте, об их символическом и магическом значении, орнаменте, цвето-семантике, классификации ювелирных украшений мы можем найти в работах Ш.Ж. Тохтабаевой [8; 9], А.И. Мамбетовой [10], И.В. Захаровой и Р.Д. Ходжаевой [11], Ш.С. Турганбаевой [12], С.З. Агатаева [13], Э.Е. Альжановой [14], М.К. Егизбаевой, Р.С. Жуматаева [15] и других исследователей. Представленные труды рассматриваются в контексте этнографических исследований по декоративно-прикладному искусству казахов, они исключают изучение современного состояния ювелирного дела и применения национальных украшений в наши дни.
Интерес к национальной культуре, проявляемый в последние десятилетия, а также политика Республики Казахстан по ее популяризации через различные проекты, в том числе «Современная казахстанская культура в глобальном мире», Государственная программа «Культурное наследие»,
стратегия «Казахстан-2030», определяют актуальность нашего исследования.
Основной задачей является анализ и сопоставление «традиционного» и «современного» в казахских ювелирных изделиях, определение степени распространения национальных украшений в настоящее время. В этом контексте нами предпринята попытка проведения аналогии между данными понятиями и их сочетанием. В рамках исследования была разработана анкета и проведен социологический опрос, связанный с вопросами о роли и значении национальных ювелирных изделий и их семантики в условиях современной действительности.
Разработанная нами анкета состояла из 23 вопросов, условно разделенных на три основных блока: социально-демографическое состояние респондентов, образовательный статус, семейное положение; вопросы, характеризующие отношение к ювелирным изделиям со стороны респондентов и их значение; вопросы по семантике украшений и их отдельных составных частей.
В анкетировании принимало участие казахское население, проживающее в Алматы, Актобе, Павлодаре, Талдыкоргане и близлежащих к ним населенных пунктах — городах Каскелен, Хромтау, селах Баянаул, Жапек батыра, Дон. Анкетирование проводилось двумя способами: во-первых, личная передача анкет «из рук в руки», во-вторых, онлайн-заполнение анкет через интернет-сервис «Google Формы». Так, в опросе приняли участие 70 респондентов, при анализе каждого отдельного вопроса нами использовались среднестатистические данные.
Важнейшей социально-демографической и экономической характеристикой населения является его возрастная и половая структура. Распределение населения обследованных городов по полу в целом типично для республики. По численности женщины преобладают над численностью мужчин. Из 70 опрошенных респондентов в опросе приняли участие 53 женщин и 17 мужчин, что составляет 75,7 и 24,3% соответственно. В данном случае это объясняется большей заинтересованностью в ювелирных украшениях со стороны женщин, так как именно они активнее их используют.
Рассмотрим половозрастной состав казахского населения по материалам анкетирования. Среди возрастного состава респондентов следует выделить две наиболее многочисленные группы: доля опрошенных в возрасте от 18 до 25 лет — 34,3% и от 46 до 55 лет — 22,9%, от 26 до 35 лет -12,9%, от 36 до 45 лет — 14,3%. Анализ количественных данных показывает, что молодое поколение охотнее шло на контакт и проявляло большую заинтересованность в опросе. Для среднего поколения боль-
шую роль сыграла внутрисемейная занятость, а респонденты от 56 до 65 лет (10%) и 66 лет и старше (5,7%) являются малочисленными из-за нежелания проходить опрос, ссылаясь на усталость и проблемы со здоровьем.
Основной социальной проблемой любого государства является повышение культурно-образовательного уровня населения. Результаты нашего опроса показывают, что 50% опрошенных имеют высшее образование, у 22,9% среднее специальное, 20% имеют неполное высшее и 7,1% среднее. Это позволяет сделать заключение о проявлении наибольшего внимания и активного участия к опросам, анкетам респондентов с высшим образованием.
Рассмотрим вопрос о семейном положении респондентов. Результаты исследования показывают, что их них 44,3% состоят в браке, 5,7% находятся в разводе, 5,7% являются вдовцами и 44,3% не состоят в браке. В возрастной категории, не состоящей в браке, находятся преимущественно молодые люди от 18 до 35 лет. Таким образом, изменения в социально-экономических и культурных условиях способствуют неспешности вступления в брак среди казахской молодежи.
В целом, количественный и качественный анализ материалов свидетельствует о том, что в этносоцио-логическом опросе активное участие принимали молодые женщины, не состоящие в браке.
Ювелирное искусство представляет собой не только грань деятельности человека, но и его эмоциональную привязанность, удовлетворение эстетических потребностей, миропонимание, а также ряд других аспектов.
Остановимся на вопросах, характеризующих отношения к ювелирным изделиям со стороны респондентов. Не менее важной характеристикой при изучении ювелирных украшений является их наличие и использование. В результате опроса нами был задан вопрос: «Носите ли вы ювелирные украшения?». Исследование показало, что 82,9% респондентов ответили положительно и лишь 17,1% отрицательно. Среди положительно ответивших на данный вопрос 82,8% — женщины и 17,2% — мужчины. В этой связи интересны результаты функционального назначения ювелирных изделий. Так, 51,6% респондентов предпочитают носить украшения по случаю проведения праздничных мероприятий, 22,6% рассматривают их в качестве оберега. В то же время 22,8% респондентов носят ювелирные украшения согласно собственным эстетическим представлениям, 12,5% ответили, что в целом не носят ювелирные украшения, и 6,2% считают, что украшения являются «традицией народа».
Таким образом, для большинства опрошенных респондентов ношение ювелирных украшений обя-
зательно по случаю радостных событий, а также в качестве оберега, что позволяет говорить о сохранении в среде населения их магико-знакового значения.
На протяжении всей своей жизни человек стоит перед выбором своих осознанных и неосознанных предпочтений. Чтобы увидеть, какая картина сложилась среди казахского населения, мы просили респондентов ответить на вопрос: «Каким видам украшений Вы отдаете предпочтение?», предоставляя возможность выбора из нескольких вариантов ответа.
Итак, более 62% респондентов отдают предпочтения кольцам, 52,9% — серьгам, 38,6% — цепочкам и 35,7% — браслетам. Исследование показало, что значительная часть опрошенных предпочитает кольца («сатина», «балдак;») и серьги («сырга») — обязательные элементы в образе казахских женщин. Национальные перстни, кольца и серьги всегда были массивными, богато усыпаны камнями и украшены национальным орнаментом. Хорошим вкусом считалось носить несколько колец одновременно. Мужчины также носили традиционные национальные украшения, чаще перстни.
Среди современного населения сохранились роль и значение колец, сережек. Так, кольцо является символом верности, и большинство респондентов, выбравших этот вариант, состоят в браке. Серьги исторически служат обязательным элементом женского убранства и по сей день пользуются большим спросом. Согласно традиционным представлениям, после того, как девочкам исполнился год, им обязательно прокалывали уши [6]. Опираясь на полученные результаты, мы можем отметить, что подобная традиция сохраняется и в наши дни.
Результаты опроса говорят о том, что в повседневной жизни преимущество цепочкам и браслетам отдает старшее поколение, в то время как молодые люди предпочитают носить их по знаменательным событиям. При выборе варианта ответа «другое» указываются подвески, колье и традиционный оберег «тумар» — нагрудное украшение треугольной формы, чаще составное [10, с. 100].
Остановимся на рассмотрении сакрально-семантического значения ювелирных изделий. Проведенный анализ показывает, что среди респондентов 64,3% не знают о сакрально-семантическом значении украшений, 14,3% носят украшения, не задумываясь об их значении. Среди остальных ответов выделяются использование изделия в качестве оберега, символа верности и фамильной ценности. На наш взгляд, низкая осведомленность сакрально-семантического значения украшений связана с проявлением слабого интереса к теме, потерей народных знаний и связи поколений.
Следующим показателем ювелирных изделий является металл, несущий в себе силу, представле-
ния о мире и космосе (золото — Солнце, серебро — Луна). Выбор металла для украшений имеет важное значение и при определении социального статуса. В представлениях казахов серебро обладает очистительными, оберегающими и магическими свойствами. Блеск серебра и его цвет ассоциировались у казахов с лунным светом. Более дорогими украшениями являлись украшения из серебра с золотым напылением [8, с. 120].
Как видно из анализа опроса, 50% респондентов отдают предпочтение серебру и 44,3% — золоту. Респонденты отмечали простоту, красоту и доступную цену серебра. Часть из них также выбирают серебро ввиду отсутствия на него аллергической реакции. Серебряные изделия в приоритете у молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет, что, наш взгляд, является результатом ценового соотношения и возможности повседневного использования. Представители старшего поколения выделяют лечебные свойства металла, природную красоту, связь с Луной и личные предпочтения.
Золото же предпочитают ввиду его ценности и использования как показателя определенного уровня достатка. Не исключаются и эстетические представления, а также сопоставление золота с Солнцем. Золотые изделия пользуются спросом у представителей возрастной группы от 36 до 45 лет.
Немаловажное значение в этнографической литературе уделяется и драгоценным камням. Традиционно у казахского народа выделялись сердолик — символ благоденствия, изобилия и радости, бирюза — символ счастья, помощи при слабости сердца и избавления от страха. Нередки случаи использования коралла, олицетворяющего достаток и пожелание большого потомства, целебного жемчуга и перламутра — жизненное благо [10, с. 39].
Данные нашего исследования показывают, что 24,3% предпочитают драгоценные камни, 20% — полудрагоценные, 10% — камни органогенного происхождения и 41,4% — украшения без камней. На наличие камней в ювелирных изделиях определенное влияние оказывает возраст. Так, респонденты от 18 до 25 лет (54,2%) предпочитают украшения без камней, обосновывая свой выбор простотой изделий. Наиболее популярны полудрагоценные камни у респондентов от 46 до 55 лет — 43,8%. Драгоценные камни наиболее предпочтительны среди респондентов от 26 до 35 лет (44,4%).
Среди опрошенных 71,4% респондентов не знают об особенностях драгоценных и полудрагоценных камней, лишь 28,8% ответили на данный вопрос положительно. В этой связи интересны результаты о знании свойств камней: 67,1% респондентов воздержались от ответа; 12,9% считают, что камни имеют лечебные свойства, используют-
ся как оберег; 2,9% считают их символом счастья. Основными камнями, пользующимися спросом в ювелирных украшениях, согласно полученным ответам, являются агат, бриллиант, рубин, сердолик, бирюза и жемчуг. Три последних активно использовались казахскими ювелирами «зергерами» в изделиях. Среди респондентов 5,7% связывают особенности драгоценных камней со «знаками зодиака» и «гороскопа», что позволяет говорить о влиянии восточной культуры.
Национальные ювелирные украшения — символ привязанности к традициям, способ отождествления себя с предками. В нашем исследовании мы решили выяснить, насколько распространены национальные украшения в настоящее время. Согласно анализу анкетных данных, 31,4% от общего числа респондентов носят национальные изделия, 68,6% — нет.
Среди положительно ответивших 32% отдают дань уважения традициям и предкам, считая, что через национальные украшения они могут сохранить свою национальную культуру, а сами изделия подчеркивают их этническую принадлежность. 56% получают эстетическое наслаждение от национальных ювелирных украшений; для 12% украшения выступают сильным оберегом или талисманом; 8% получили их в качестве подарка. Среди отрицательно ответивших 72,4% респондентов считают национальные украшения несовременными, не адаптированными к повседневной жизни. Респондентами отмечается, что национальные ювелирные изделия визуально увеличивают возраст. Мужская часть опрошенных указывает, что не встречают на рынке мужских ювелирных украшений с национальной тематикой.
Среди респондентов меньшей популярностью национальные украшения пользуются у лиц от 18 до 25 лет, общий процент отрицательного ответа составляет 87,5%. Вероятнее всего, это связано с представлениями молодого поколения о невозможности комбинирования национальных украшений и современных понятий о моде и стиле. Активно используют национальные ювелирные украшения респонденты в возрасте от 46 до 55 лет, на наш взгляд, это связано с большим участием данной возрастной группы в традиционно-обрядовом комплексе казахов.
Несмотря на то, что украшения с национальной тематикой все же используются в наши дни, процент их весьма невысок. Одними из факторов, по нашему мнению, является ориентированность младшего поколения на современную моду, бренды ювелирных изделий, а также то, что в течение продолжительного времени в Казахстане была распространена советская идеология, когда все традиционное считалось пережитками старого, наносящего
вред мировоззрению и воспитанию подрастающего поколения [16].
Анализ материалов о предпочтении национальных ювелирных украшений свидетельствует, что серьги выбрали 8,6%, браслеты — 21,4%, кольца — 15,8%, «тумар» — 1,4%, «шашбау» (национальные накосные украшения) — 2,9% и 1,4% — «алка» (национальные нагрудные украшения). При этом более 60% респондентов воздержались от ответа.
Из полученных результатов следует, что среди национальных ювелирных украшений преобладают серьги и браслеты, выступающие в качестве обязательного атрибута женских украшений. Так, без серебряного браслета и колец на руке казашка не приступала к приготовлению пищи. В представлениях казахского народа считалось, что отсутствие сережек приведет к тому, что через уши в голову заползут змеи [8, с. 125]. Традиционно ювелирные украшения приносились и в качестве подарка невесте в виде ювелирных изделий от родителей жениха во время сватовства «сырга салу», «ал;а салу» [4]. Таким образом, мы можем говорить об укоренении в сознании народа необходимости использования данных видов украшений.
Интересно заметить, что 23,4% респондентов национальные украшения используют «в качестве подарка», для 17% они имеют значение семейной реликвии, 2,1% предпочитают национальные ювелирные изделия ввиду их религиозной значимости, 19,1 % используют как оберег. Для 34% опрошенных национальные украшения связаны с их эстетическим вкусом, массивностью и положительным отношением к преподнесению их в качестве подарка.
Важной чертой традиционного искусства является орнамент, представляющий собой универсальное средство общения. Виды его, используемые ка-
захскими ювелирами, разнообразны: зооморфный, геометрический, космогонический [9, с. 229-252; 17; 18, с. 24-29]. Орнамент применяется не только при украшении изделий, но и при выполнении их формы, что говорит о важном к нему отношении. Тем не менее среди участников опроса на орнамент в национальных украшениях обращают внимание лишь 37,1%, в то время как остальные 62,9% считают его неспособным к интеграции с современными стандартами ювелирных изделий. Преимущественно на орнамент обращают внимание респонденты, носящие национальные изделия и приобретающие украшения в качестве подарка близким родственникам. Согласно данным исследования, 52,9% респондентов не рассматривают национальные украшения в качестве возможного варианта подарка, обусловливая это необходимостью самостоятельного выбора. 47,1% имели опыт дарения национальных украшений родственницам (матерям, женам, дочерям). Большинство положительных ответов связаны с дарением украшений по случаю проведения различного рода праздничных мероприятий традиционного характера, что подтверждает важность ювелирных изделий в обрядовом отношении.
Таким образом, можно сделать вывод, что национальные украшения среди казахского населения используются и сегодня, их предпочитают представители старшего поколения. Национальные украшения приобретают в качестве подарка, надевают по случаю праздников, магико-защитная функция присутствует, но заметно утратила свое превосходство. Слабая заинтересованность традиционным орнаментом в изделиях говорит об утрате ассоциативных представлений в сакрально-символическом контексте его использования.
Библиографический список
1. Паллас П.С. Путешествие по разным местам Российского государства по повелению Санкт-Петербургской Академии наук. Т. I, ч. 3. СПб., 1773.
2. Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих, или кир-гиз-кайсацких, орд и степей. Алматы, 1996.
3. Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. СПб., 1881.
4. Аргынбаев Х.А. Историко-культурные связи русского и казахского народов и их влияние на материальную культуру казахов сер. XIX и нач. XX вв. (по материалам Восточного Казахстана) // ТИИАН Каз ССР. Алма-Ата, 1959. Т. 6.
5. Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство. Алма-Ата, 1986. Т. 1.
6. Масанов Э.А. Кузнечное и ювелирное ремесло в казахском ауле // Труды института Истории, археологии и этнографии Академии наук Казахской ССР. 1961. Т. 12.
7. Басенов Т.К. Прикладное искусство Казахстана. Алма-Ата, 1958.
8. Тохтабаева Ш.Ж. Казахские народные женские ювелирные украшения XVIII-XX вв. : дис. ... канд. ист. наук. Алма-Ата, 1984.
9. Тохтабаева Ш.Ж. Серебряный путь казахских мастеров. Алматы, 2005.
10. Мамбетова А.И. Семиотика ювелирных украшений в традиционной культуре Казахстана : дис. ... канд. культурологии. СПб., 2005.
11. Захарова И.В., Ходжаева Р.Д. Казахская национальная одежда. Алма-Ата, 1964.
12. Турганбаева Ш.С. Цветовое восприятие и природные ассоциации в культуре казахов // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 5(30).
13. Агатаев С.З. Символика и смысловое значение орнаментов Казахстана // Сборник научных статей Института социальных исследований ИнгГУ Магас, 2016.
14. Альжанова Э.Е. Традиции в ювелирном ремесле Южного Казахстана в конце XIX — начале XX вв. // Этнокультурные и этносоциальные процессы в трансгра-
ничном пространстве России и Центральной Азии. Барнаул, 2016.
15. Egizbayeva M., Zhumatayev R. Decorative and Applied Art of the Kazakhs Narbagatai // Procedia — Social and Behavioral Sciences. № 122. 2014.
16. Культура и быт казахского колхозного аула. Алма-Ата, 1967.
17. Ибраева К.Т. Казахский орнамент. Алма-Ата, 1994.
18. Джанибеков УД. Культура казахского ремесла. Алма-Ата, 1982.