Научная статья на тему 'ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО ОТРАРА'

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО ОТРАРА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
53
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальное наследие / Отрарский музей-заповедник / ювелирное искусство / коллекция ювелирных изделий / XIX-XX вв. / сохранение исторических памятников / National heritage / Otrar museum-reserve / jeweler’s art / jewelry collection of XIX-XX cc / retention of the historical site

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жумашова Аклима Абдуллаевна

Описывается коллекция ювелирных изделий XIX-XX веков из фонда Отрарского государственного археологического музея-заповедника, расположенного в Отрарском районе Туркестанской области, который является научной организацией республиканской степени, первым научно-исследовательским и культурно-просветительским учреждением по сохранению исторических памятников. Отмечено, что в данный момент в музее хранится свыше 25 000 экспонатов, связанных с историей, духовной культурой, традициями и обычаями предков казахского народа. Представлено мастерство казахских ювелиров, которые создали множество женских украшений: серьги, кольца, шолпы, шашбау, застежки, ожерелья, пуговицы, браслеты и др. Представлена обширная информация о женских украшениях, изготовленных мастерами ХІХ-ХХ вв. Подчеркнуто, что это наследие является памятниками культуры и искусства казахского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JEWELRY ART OF OTRAR

The article describes a collection of jewelry of the XIX-XX centuries from the fund of the Otrar State Archaeological Museum-Reserve, located in Otrar district of Turkestan region, which is a scientific organization on the republican level, the first research and cultural and educational institution for preservation of historical monuments. It notes that at the moment, the museum stores over 25,000 exhibits related to the history, spiritual culture, traditions and customs of the ancestors of Kazakh people. It also shows the skills of Kazakh jewelers who created many women's jewelry: earrings, rings, sholpy, shashbau, clasps, necklaces, buttons, bracelets, etc. As well, it gives extensive information about women's jewelry made by masters of the 19th-20th centuries. It is emphasized that this heritage is a monument of culture and art of Kazakh people.

Текст научной работы на тему «ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО ОТРАРА»

5.6.3.(07.00.06.) АРХЕОЛОГИЯ 5.6.3. БОСТОНШИНОСЙ 5.6.3. ARCHEOLOGY

УДК 902.64

DOI 10.24412/2413-2004-2023-2-35-40

ЮВЕЛИРНОЕ Жумашова Аклима Абдуллаевна, канд.истор. наук, ИСКУССТВО ОТРАРА зав. отделом этнографии Отрарского государственного

археологического музея-заповедника РГКУ (Шаульдер, Казахстан)

ХУУНАРИЗАРГАРИИ Чумашова Аклима Абдуллоевна, н.и.таърих., мудири

УТРОР Шуъбаи мардумшиносии осорхона-мамнуъгоуи давлатии Утрор (Шаулдор, Цазоцистон)

JEWELR Y ART OF Zhumashova Aklima Abdullayevna, candidate of Historical OTRAR sciences, Head of the Department of Ethnography, State archaeological museum-reserve "Otyrar" RSE (Shaulder, Kazakhstan) e-mail: aklima.zhumashova@bk.ru

Описывается коллекция ювелирных изделий XIX-XX веков из фонда Отрарского государственного археологического музея-заповедника, расположенного в Отрарском районе Туркестанской области, который является научной организацией республиканской степени, первым научно-исследовательским и культурно-просветительским учреждением по сохранению исторических памятников. Отмечено, что в данный момент в музее хранится свыше 25 000 экспонатов, связанных с историей, духовной культурой, традициями и обычаями предков казахского народа. Представлено мастерство казахских ювелиров, которые создали множество женских украшений: серьги, кольца, шолпы, шашбау, застежки, ожерелья, пуговицы, браслеты и др. Представлена обширная информация о женских украшениях, изготовленных мастерами Х1Х-ХХ вв. Подчеркнуто, что это наследие является памятниками культуры и искусства казахского народа.

Ключевые слова: национальное наследие, Отрарский музей-заповедник, ювелирное искусство, коллекция ювелирных изделий, XIX-XX вв., сохранение исторических памятников

Мацмааи маснуоти заргарии асруои XIX-XX аз махзани осорхона - мамнуъгоуи давлатии бостоншиносии Утрор, ки дар ноуияи Утрори вилояти Туркистон цойгир аст, тавсиф шудааст. Осорхона мамнуъгоу муассисаи пешбари илмй-тадцицотй ва фаруангй-маърифатй оид ба уифзи ёдгорщои таърихй ба шумор меравад. Зикр гардидааст, ки алуол дар музей бештар аз 25000 экспонати марбут ба таърих, фаруанг, маънавиёт, анъанаю одоти гузаштагони халци цазоц мауфузанд. Мауорати заргарони цазоц, ки ороишоти сершумори замона, аз цабили гушвора, ангуштарй, кулча, гарданбанд, тугма дастпона ва гайра офаридаанд, дар осорхона пешниуод шудааст. Дар бораи ороишоти занона, ки устодони асри XIX-XX офаридаанд, маълумот пешкаш гардидааст. Таъкид мегардад, ки мероси мазкурёдгориуои фаруанг ва санъати халци цазоц мебошад.

Калидвожахр: мероси миллй, осорхона-мамнуъгоуи Утрор, санъати заргарй, мацмааи маснуоти заргарй, асруои XIX-XX, уифзи ёдгориуои таърихй

The article describes a collection of jewelry of the XIX-XX centuries from the fund of the Otrar State Archaeological Museum-Reserve, located in Otrar district of Turkestan region, which is a scientific organization on the republican level, the first research and cultural and educational institution for preservation of historical monuments. It notes that at the moment, the museum stores over 25,000 exhibits related to the history, spiritual culture, traditions and customs of the ancestors of Kazakh people. It also shows the skills of Kazakh jewelers who created many women's jewelry: earrings, rings, sholpy, shashbau, clasps, necklaces, buttons, bracelets, etc. As well, it gives extensive information about women's jewelry made by masters of the 19th-20th centuries. It is emphasized that this heritage is a monument of culture and art of Kazakh people.

Keywords: National heritage, Otrar museum-reserve, jeweler's art, jewelry collection ofXIX-

XX cc, retention of the historical site

Город Отрар, расположенный на Великом Шелковом пути, находится на стыке Сырдарьи и озера Арысь в Отрарском районе Туркестанской области. На Великом Шелковом пути расположилась родина великого ученого и философа Абу Насыра аль-Фараби. Отрар - самый развитый в Южном Казахстане из городов Средневековья. Множество исторических фактов и археологических раскопок доказывают заметное развитие в нём культуры градостроения [4, с. 22].

В Отраре издревле были развиты наука и культура, торговля, земледелие и скотоводство. Города Казахстана, ставшие колыбелью степной цивилизации, в Х-Х11 веках достигли вершины расцвета культуры, науки и искусства, стали центрами сельского хозяйства и прикладного искусства, ремесла и торговли. Главную роль в этом сыграл знаменитый Великий Шелковый путь, который проходил через южную часть казахской земли. Многие товары по Шелковому пути поступали на ярмарки тюркских городов Испиджаба, Отрара, Тараза, Суяба и оседали в сундуках богатых людей. В самом крупном городе на Великом Шелковом пути - Отраре - были развиты искусство, литература и благосостояние жителей, о том свидетельствуют старинные дворцы, мечети, бани и т.д.

Отрарский оазис - политико-экономический, научно-культурный центр, внесший бесценный вклад в существование Великого Шелкового пути, на котором происходили взаимосвязи, обмен идеями и опытом, взаимообогащение разных цивилизаций через степи, моря, пустыни, горы [1, с.9].

Древние и средневековые города и городища на территории Отрарского оазиса превратились в руины: Отрартобе, Куйрыктобе, Кокмардан, Актобе, Жалпактобе и т.д. Остатки изделий из золота, серебра, бронзы, украшения, найденные при раскопках древнего Отрара, Кокмардана, Алтынтобе, Куйруктобе и др., доказывают, что у казахов существовало ювелирное искусство. Были найдены кольца шестиугольные, семиугольные, лунообразные серьги, бусы в образе змеи, ромбы, украшения с растительным орнаментом, бусы из камней: сердолика, агата, яшмы, халцедона, лазурита, украшения из зеленого серпантина.

Исследования и раскопки, проведенные в течение нескольких лет на исторических археологических памятниках, дают основание считать, что это наследие является памятниками культуры и искуства казахского народа. Отрарский государственный археологический музей-заповедник является научной организацией республиканской степени, он стал первым научно-исследовательским и культурно-просветительским учреждением по сохранению исторических памятников.

В 1979 г., 11 мая, на базе Кызылкумского районного государственного краеведческого музея решением Совета Министров Казахской ССР был учрежден Отрарский

государственный археологический музей-заповедник. Фундамент современного здания был заложен в 1979 году, и в 1982 г. музей был открыт для посетителей. Музей находится в с. Шаульдер Отрарского района Туркестанской области, в трехэтажном здании по пр. Жибек-жолы №1.

На данный момент в музее хранится свыше 25 000 экспонатов, связанных с историей, духовной культурой, традициями и обычаями наших предков. Археологические экспонаты принадлежат 1-ХУШ вв., среди них изделия из керамики, железные орудия труда, золотые, серебряные, медные монеты, остатки пшеницы и хлопка, кирпичи, облицовочные плитки с позолотой и т.д. Здесь хранятся также этнографические экспонаты, относящиеся к Х1Х -ХХ вв. Среди них предметы быта, ювелирные изделия, музыкальные инструменты, орудия труда и т.д.

Из всего культурного наследия остановимся на истории ювелирного искусства и на серии ювелирных изделий Х1Х-ХХ вв., которые бережно хранятся в Отрарском музее.

Ювелирное искусство является одним из видов прикладного искусства казахов с древнейших времен. Историк ХУ-ХУ1 вв. Фазлаллах ибн Рузбихан пишет, что казахские ювелирные изделия выставлялись на западных ярмарках в ХV-ХVI вв. и что центрами их изготовления были присырдарьинские города, Центральный Казахстан и Семиречье [6, с. 163]. Историки Х1Х века А. Евреинов, И. Ф. Русанов, И. Я. Словцов и др. пишут, что казахские ювелирные изделия до сих пор не теряют красоты.

Выставки казахских ювелирных изделий проходили в 1876 году в Санкт-Петербурге, в 1896 году - в Новгороде [7, с.165]. Этнографические экспонаты Отрарского государственного археологического музея-заповедника, находящегося в Туркестанской области, и ювелирные изделия, выставленные в этом музее, до сих пор выделяются красотой.

Казахские ювелиры с высокой изысканностью украшали мебель, охотничье снаряжение, оружие, музыкальные инструменты, с особым искусством изготавливали различные виды женских украшений, а также домашнюю утварь, художественные изделия из меди, серебра, золота, железа, украшали их драгоценными камнями, пользовались разноцветным стеклом. Основные методы, применяемые в ювелирном искусстве, -промывание водой, штамповка, гравировка, чеканка - сложное и нежное искусство, требующее особого мастерства и терпения.

Казахские ювелиры изготавливали главным образом женские украшения. Основные из них - серьги, кольца, цепочки, пуговицы, браслеты, амулетницы, нагрудные украшения, украшения для кос и др. Результаты археологических раскопок доказали, что ювелирное искусство было развито с древнейших времен. Например, захоронение сакского воина, относящееся к V веку до н.э., нашли в северной части города Есик Алматинской области РК. Общее количество всех вещей, найденных в захоронении в Есике, превышает 4 000 единиц [2, с. 9]. Помимо серебряной, деревянной, глиняной посуды, в могиле с деревянным обрамлением нашли золотые пояса, мелкие ожерелья, серьги, золотые украшения для головного убора и одежды. Поражают своим искусством ожерелья, бронзовые украшения, найденные в погребении в могильнике Бесшатыр. В захоронении Иманкара Жылпойского района Атырауской области найдены ожерелья, которые сделаны из стекла, кораллы, бирюзы. Из древнего Сарайшыка происходят ожерелья и кольца из стекла и разноцветных камней, золотые застежки, бронзовые серьги, бронзовые пуговицы, кольца с надписью на лицевой стороне, осколки бронзовых зеркал, обрамленных изображениями рыб и растительными узорами, крючки из сердолика с надписями.

Ювелирное искусство в Казахстане известно со второй половины П тысячелетия до н.э. [5, с. 24]. Различные виды орнамента, принятые у казахского народа, относятся к зооморфным изображениям в виде архаров, бараньих рогов, оленей, львов, тигров, рыб, лебедей и других птиц, дошли до нас на ювелирных изделиях из бронзы и меди. Зеркала, украшенные изображениями животных, встречаются во всех регионах Казахстана. Например, в Центральном Казахстане найдено зеркало, украшенное изображениями животных и относящееся к У-Ш вв. до н.э. Также на памятниках из Отрара, Сарайшыка, вдоль р. Иртыш найдены зеркала с изображением рыб, которые часто встречаются в ювелирных изделиях.

Мастера-ювелиры изготовливали вещи из золота, серебра и других драгоценных металлов. Казахские ювелиры имели особые приемы изготовления украшений. Они умели выплавлять металл и разливать его в формы, покрывать золотом железную поверхность, окислять, ковать, инкрустировать драгоценные камни [3, с. 60]. Древние мастера владели также искусством обработки костей и рогов животных, нанесения на них различных орнаментов, узоров. Проваренная кость лучше подвергалась обработке, поэтому крупные кости животных после зимних пиршеств хранились отдельно и постепенно обрабатывались при изготовлении различных предметов. Чтобы обезжирить кости перед обработкой, их дополнительно долго варили в казанах. У казахов были специальные инструменты для обработки природных материалов - резаки, шлифовальные приспособления, сверла. Особого мастерства требовали инкрустация кости серебром, вырезание различных узоров. Мастера умели использовать для изготовления красивых вещей копыта архаров, крупного рогатого скота, сайгаков, горных козлов.

Ювелиры Х1Х-ХХ веков в основном изготавливали изделия из серебра. В Отрарском археологическом музее-заповеднике есть вещи, которые ценны их колоритом. Например, копейки в шашбау являются историческими памятниками с 1858 по 1920 год, также в них встречается растительный орнамент. Шолпы сделаны из серебряных копеек, их девушки использовали не только для красоты, но и для поддержания чистоты.

Одним из видов украшений являются амулеты. Они относятся к Х1Х-ХХ векам. Сохранились изделия с геометрическими и штриховыми узорами. У казахов бытовала вера, что амулеты со специальными надписями охраняют людей от бед, болезней, сглаза. Ювелиры изготавливали изящные украшения: сакина, алка, сырга, билезик, белдик (кольца, серьги, ожерелья, браслеты, пояса). В казахском ауле мастера-ювелиры пользовались заслуженным почетом и вниманием. Основными заказчиками ювелирных изделий были состоятельные казахские скотоводы-феодалы.

Браслеты для женщин были разными: с головой змеи, с украшениями, изготавливались тонкие браслеты, топсалы - браслеты с застежкой и др. Например, «браслет с головой змеи» назывался так потому, что был украшен змеиным орнаментом. «Топсалы билезик» отличался тем, что у него была топса, с помощью которой браслет можно открыть и закрыть. В древние времена браслеты считались священными изделиями, так как люди верили, что они охраняют от бед. Один из браслетов, хранящихся в фондах Отрарского музея-заповедника, выполнен из серебра методом тиснения, характерным для ХХ в. Плоскость - 3 см, диаметр - 6х4 см, разрез плоский, овальный, концы не соединены. Середина украшена выпуклым белым зубчатым узором, края отделаны резьбой и тесьмой. В музей браслет сдал Сейтхан Мамырбеков, один из граждан, проявляющих заботу о национальном культурном наследии.

Украшения, которые женщины носят в ушах, имеют несколько наименований. Серьги, относящиеся к Х1Х-ХХ вв., имеют различную форму: в виде луны, длинные, с украшениями, треугольные, в образе ромба с геометрическими узорами. Они изготовлены методом гравировки.

Обычай носить серьги в казахском обществе имел и этнографическое значение. Например, если у женщины были затруднения в исполнении желания иметь детей, то родившемуся сыну надевали серьги. Чтобы ребенок не подвергся беде, он носил эти серьги до совершеннолетия [8, с. 20]. Подобные действия для такой семьи приравнивались к свадебной церемонии, а девушкам вдевали в уши серьги при сватовстве. Эти длинные серьги из серебра были изготовлены методом лепки, тиснение - 10 см, ширина - 3 см. На дугообразных сережках установлены брелоки, десять штук, изготовленные в основной части в виде луны из скрученной проволоки. Основная часть серьги украшена растительным узором в форме луны. К верхним частям среза привариваются петли, к которым прикрепляется дугообразная скоба. Нижняя часть серьги состоит из 20 брелоков, скрепленных скрученной проволокой.

Также в музее есть множество колец разных видов: «кудаги-жузик», «печатное кольцо», «кустумсык жузик», верх которого похож на клюв птицы, и каждое из них имело свою историю и особенности, играло в жизни людей особую роль.У казахского народа ношение кольца имеет этнографическое значение. Например, кольцо с печаткой -специальное кольцо для заверения печатью какого-либо документа высокопоставленными лицами: ханами, султанами, биями и др. Женщины специально заказывали кольца «кус тумсык». С древних времен по традиции казахского народа девушки должны были передавать родителям послание. Если родители получали от дочери, вышедшей замуж, кольцо «кус тумсык», это означало, что у нее хорошее благосостояние, она живет как вольная птица. Дарение кольца «кус тумсык» было знаком уважения, доброжелательности и оказания любезности.

«Кудаги жузик» (кольцо сватьи). Серебряное кольцо с позолотой, диаметр - 7х8 см, толщина - 1 см. По древнему обычаю, девушка носила двухколесное цельное солидное кольцо, украшенное драгоценными камнями и золотом. Овальные и треугольные вставки на кольце украшены узорами в виде птицы и амулета. Между вставками продолжаются узоры амулетов.

Застежка. Застежка - это украшение, предназначенное для скрепления и подвешивания двух передних частей женской одежды и двух головок ремня. Застежка чаще всего используется для камзолов, плащей, жилетов [8, с. 444]. В зависимости от материала застежки бывают золотыми, серебряными, их также называют «белоглазыми», так как в Западном Казахстане на их поверхности чаще всего установлены стеклянные белые глазки. В Северном Казахстане наиболее распространены перузные, акыкские, коралловые, стеклянные застежки, акыкские - в Южном регионе.

Пуговицы. Используются для предварительного застегивания одежды внутри и снаружи. Пуговицы были вырезаны из различных камней, обработаны и окантованы чистым серебром. Раньше девушки и бабушки носили их как украшение. Узоры на серебряных пуговицах из фондов Отрарского музея имеют растительный, геометрический, зооморфный узор.

Тана. Одно из украшений, которое женщины носят на одежде. Тану крепят на воротнике или шляпе. Это роскошное украшение больше пуговицы. В фондах Отрарского музея хранится одна подобная брошь. Диаметр - 6,5х6,5 см. Изготовлена из серебра с использованием цветных красок и гравировки. Это большая круглая светящаяся тана,

которую прикрепляют к груди или шляпе и которая в основном состоит из золота и серебра. На местном языке большие и маленькие пуговицы, прикрепленные к рубашке, также называют тана. Основная часть представляет собой петлю круглой формы на оборотной стороне. Центральная часть оформлена ромбическим узором, а лицевая сторона украшена растительным узором. По краям проходит зернистый узор. К внутренней стороне приварены четыре рисунка. Сдала в фонд Отрарского музея-заповедника мастер из села Актобе Отрарского района Н.Абдыхалыкова

Серебряный пояс, относящийся к Х1Х в., особенно притягивает взор. Его края выполнены на основании орнамента, похожего на раскрывающийся бутон цветка. Настоящими творениями искусства являются, помимо ювелирных изделий, и различные предметы домашней утвари, по которым можно оценить труд ювелира.

Известно, что предки казахов с давних времен и до нынешних поколений пережили в казахской степи немало исторических событий. Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев в ноябре 2003 года в Астане на третьем заседании Национального Совета Республики Казахстан при обсуждении проекта программы «Культурное наследие» заявил: «Главная цель программы «Культурное наследие» -собрать все, что мы имеем, систематизировать и донести до будущих поколений» [9]. В связи с этим сотрудники Отрарского государственного музея-заповедника занимаются исследованием культурного наследия Отрара. В ювелирном искусстве Х1Х-ХХ вв. есть сходство с традициями древнего и средневекового периода. Ювелирное искусство занимает достойное место в истории национальной культуры. Ювелирные изделия, хранящиеся в музеях, являются культурным наследием народа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРА ТУРЫ:

1. Айтаханов К., Жумашев А. Отрарские сокровища / К. Айтаханов, А. Жумашев. -Алматы: Рух-дария, 2007. - 186 с.

2. Акишев К. Призраки древних памятников /К. Акишев. - Алматы, 1976. - 90 с.

3. Аргынбаев Х. Искусство казахского народа /Х. Аргынбаев. - Алматы, 1987. - 256 с.

4. Байбосынов К Каменные памятники Жамбылского региона / К. Байбосынов. -Алматы: Онер, 1996. - 176 с.

5. Галимжанова А.С., Глаудинова М.Б., Кишкашбаев Г.А. и др. История искусств Казахстана. - Алматы: Маркет, 2006. - 312 с.

6. Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство. Т.1 / А.Х. Маргулан. -Алматы, 1986. - 256 с.

7. Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство. Т.2 / А.Х. Маргулан. -Алматы, 1986 - 280 с.

8. Шойбеков Р.Н. Лексика казахского ювелирного искусства / Р.Н. Шойбеков. - Алматы, 1993. -159 с.

9. http://tarih-begalinka.kz/ru/history/independent/history/page3395/

REFERENCES:

1. Aitakhanov K., Zhumashev A., Treasures of Otrar. Almaty. Rukh-darya, 2007. - 186рp.

2. Akishev K. Ghosts ofAncient Monuments. - Almaty, 1976.- 90 рp.

3. Argynbaev H. Art of Kazakh People. - Almaty. 1987. -256рp.

4. Baibosynov K. Stone monuments of Zhambyl region. -Almaty: Oner, 1996.

5. Galimzhanova A.S., Glaudinova M.B., Kishkashbaev G.A. etc. History Arts of Kazakhstan. -Almaty: Publishing House Market, 2006. - 312рp.

6. Margulan A.Kh. Kazakh Folk Arts and Crafts. - Almaty, 1986. - 256рp.

7. Margulan A.Kh. Kazakh Folk Arts and Crafts. - Almaty, 1986. - 280рp.

8. Shoibekov R.N. Lexis of Kazakh Jewelry Art. - Almaty, 1993. - 159 рp.

9. http://tarih-begalinka.kz/ru/history/independent/history/page3395/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.