УДК 908(470)
Балдин Кирилл Евгеньевич
доктор исторических наук, профессор Ивановский государственный университет [email protected]
ЮРИЙ АРТУРОВИЧ ЯКОБСОН - СОЛДАТ, УЧЕНЫЙ, ИНТЕЛЛИГЕНТ
В статье рассматривается жизнь и деятельность Юрия Артуровича Якобсона - профессора Ивановского государственного университета. Он являлся представителем потомственной российской интеллигенции. Накануне Великой Отечественной войны он окончил исторический факультет Ивановского пединститута. Ю.А. Якобсон участвовал в войне с 1941 по 1945 год, работал в военной прокуратуре. После окончания войны участвовал в расследовании злодеяний фашистов в концлагерях, а после демобилизации более пятидесяти лет работал в Ивановском пединституте (с 1974 года - университете). Основная тематика его научных трудов - история рабочего движения в дореволюционной России и, прежде всего, - история первого в России общегородского Совета 1905 года в Ивано-во-Вознесенске. Ю.А. Якобсон был одним из организаторов зональных научных конференций, посвященных истории пролетариата Центрального промышленного района России. Лекции, которые читал Якобсон в студенческой аудитории, были глубокими и яркими. Юрий Артурович вел многогранную общественную работу, занимал руководящие должности в различных общественных организациях, являлся одним из авторов очерков истории Ивановского университета, организатором музея истории этого вуза.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, военные преступления фашизма, историческая наука, краеведение, научная интеллигенция, Советы рабочих депутатов, музеи университетов.
В 1960-1980-х годах в вузах Верхневолжья регулярно проводились научные конференции, посвященные истории дореволюционного рабочего движения в Центральном промышленном районе. Главную роль в формировании и дальнейшем развитии этих исследовательских площадок сыграли три известных ученых данного региона - Михаил Никитович Белов (Кострома), Михаил Германович Мейерович (Ярославль) и Юрий Артурович Якобсон (Иваново). В 2015 году исполнилось 100 лет со дня рождения Ю.А. Якобсона.
Он родился 6 января 1915 года в городе Ивано-во-Вознесенске в семье инженера-железнодорожника. Отец Юрия Артуровича - Артур Генрихович Якобсон появился на свет в Эстонии. В его жилах текла кровь двух национальностей: по отцу он был эстонцем, а по матери - немцем. Его семья переехала в Иваново-Вознесенск в 1860-х годах. Когда ему было уже 46 лет, он женился на девушке по имени Лидия, происходившей из мещанского сословия Луха - небольшого городка Костромской губернии. Супруга была на 25 лет моложе Артура Генриховича, впрочем, тогда такие разновозрастные браки не были исключением. В 1915 г., когда родился Юрий, его отец служил начальником железнодорожного депо в Иваново-Вознесенске. Одним из увлечений Якобсона-старшего было выращивание цветов, он особенно любил пионы. Любопытно, что его помощником в выращивании цветов являлся известный ивановский революционер Михаил Багаев, с которым Артура Якобсона связывали приятельские отношения.
Отца Юрия переводили из одного города в другой, то в Вятку, то в Подмосковье, то в Москву. В столице Юрий закончил семилетку. Тогда детям интеллигенции было очень сложно поступить в вуз, конкурс для них был высоким, зато рабочих принимали свободно, даже вне очереди. Поэто-
му Юрию пришлось пойти на авиамоторный завод имени Фрунзе и овладеть профессией токаря. В то время его любимым времяпрепровождением стали путешествия по «дворянским гнездам» на окраинах Москвы и в ближнем Подмосковье -Останкину, Царицыну, Абрамцеву. Именно тогда, вероятно, зародился и окреп у юноши интерес к дореволюционному периоду отечественной истории, которой в дальнейшем он посвятил большую часть своей жизни.
Поступить в вуз удалось только в 1935 г., когда Юрий Якобсон в двадцать лет стал студентом исторического факультета Ивановского государственного педагогического института. К тому времени семья Якобсонов переехала в уже хорошо знакомый город, который тогда часто именовали «красным Манчестером» [2].
Ю.А. Якобсон с глубокой благодарностью вспоминал своих вузовских педагогов. «Учителем жизни» он называл профессора Аркадия Владимировича Конокотина, который известен как крупный мидиевист, он читал студентам курс истории Средних веков. Голос у Конокотина был слабым и монотонным, но логичность лекций была просто феноменальной, поэтому старательные студенты вели себя очень тихо, чтобы не упустить нить его рассуждений. Блестящим знатоком своего предмета являлся Альберт Захарович Манфред, который читал новую и новейшую историю. Позже он стал широко известен как автор интересной биографической книги о Наполеоне Бонапарте. Отечественную историю студентам читал Михаил Иннокентьевич Зеленский. Форма подачи материала у него была яркой и своеобразной. Он начинал изложение тихо и медленно, как бы нехотя. Затем темп его речи увеличивался, а голос становился все громче. Лекцию он заканчивал на особом подъеме.
Юрий нашел среди своих однокурсников единомышленников, которые стали его друзьями. Это
280
Вестник КГУ ^ № 1. 2017
© Балдин К.Е., 2017
был Леонид Чижов и Сергей Кулев. Сергей завлек Юрия в институтский драматический кружок, в то время самодеятельные театры действовали практически во всех вузах. Дружба с С. Чижовым продолжалась и после Отечественной войны, он работал в это время в 33-й школе г. Иваново [2].
Особый период в жизни Ю.А. Якобсона составляли предвоенные и военные годы, когда с 1939 по 1946 год он проходил службу в рядах Красной армии. В Иванове его включили в небольшую группу молодых людей, только что получивших дипломы о высшем образовании. Они были направлены в Одессу для прохождения срочной военной службы. Все эти юноши попали в «учебку», где из них стали готовить младших командиров. В марте 1940 г. Юрия Якобсона должны были направить из Одессы на фронт советско-финской войны, на которой уже погибли некоторые его товарищи-ивановцы из вышеупомянутой группы. «Однако Господь нас помиловал», -писал Юрий Артурович в своих воспоминаниях. Вместо Карельского перешейка его направили в Бессарабию, которую в 1940 г. Румыния была вынуждена возвратить Советскому Союзу (в 1918 г. румыны незаконно оккупировали эту территорию).
Воспоминания Юрия Артуровича разбивают и доныне существующий стереотип о том, что в Красной армии и в стране в целом о готовящейся войне не говорилось до самого ее начала. В его военной части боевое оружие вместо учебного раздали еще 18 июня, запрещены были увольнительные и любые отлучки из гарнизона. О начале войны бойцы узнали утром 22 июня 1941 г.[3, с. 42-43].
Ю.А. Якобсон в своих мемуарах не скрывал того, что в первые дни войны было катастрофически тяжело: «Ежедневно шли бомбежки с воздуха. А наших самолетов в первые тяжелые дни войны мы не видели. Отступление иногда превращалось в беспорядочное бегство». Около города Умани на Украине дивизия, в которой воевал Ю.А. Якобсон, попала в окружение, но сам он, случайно оказавшись в дивизионном тылу, избежал окружения, возможного плена или гибели.
Во многом случайно Ю.А. Якобсон попал весной 1942 г. в военную прокуратуру, но не в качестве подследственного, а в качестве штатного работника. Кадров в этой структуре не хватало, поэтому выбор пал на Якобсона как на выпускника исторического факультета. Знания приходилось получать по ходу дела. Сначала Юрий Артурович работал в прокуратуре 15-й стрелковой дивизии, потом -70-й армии, а завершал войну военным следователем прокуратуры тыла 1-го Белорусского фронта, который, как известно, брал Берлин. В отличие от СМЕРШа, занимавшегося политическими делами, военная прокуратура на фронте имела дело с такими уголовными преступлениями как воровство, самострелы, дезертирство, служебные злоупотребления и др. [3, с. 44-46].
После окончания войны военному следователю Ю.А. Якобсону доверили весьма ответственное дело: расследование фашистских злодеяний в концлагере Заксенхаузен, который располагался в нескольких десятках километров восточнее Берлина. Здесь ему приходилось допрашивать как бывших охранников лагеря, так и оставшихся в живых заключенных. Именно в этом лагере осенью 1941 г. были уничтожены 18 тысяч советских военнопленных. В 1947 г. состоялся суд над фашистскими палачами из Заксенхаузена.
В планы Юрия Артуровича не входило продолжение военной службы. Он хотел вернуться в родной Ивановский пединститут, в котором уже успел немного поработать до призыва в Красную армию. Он неоднократно писал рапорты об увольнении с военной службы в самые различные инстанции вплоть до «всесоюзного старосты» М.И. Калинина. Наконец, в июле 1946 г. он был уволен из рядов вооруженных сил, а с августа 1946 г. снова был зачислен в штат кафедры истории СССР [3, с. 49-50]. Именно на ней в дальнейшем проработал более полувека, уйдя на заслуженный отдых в 1998 г. Причем за этот период он более не менял места работы внутри университета.
Позже Юрий Артурович с неизменным успехом читал студентам специальный курс по истории Великой Отечественной войны, который мне посчастливилось прослушать, а потом сдать по нему зачет. К своему удивлению, уже в середине 1980-х гг., став заведующим кафедрой дореволюционной отечественной истории, я не обнаружил в учебной нагрузке Ю.А. Якобсона этого спецкурса и осведомился: почему он перестал его читать в студенческой аудитории. Юрий Артурович ответил, что с годами эти события вызывают у него все более глубокие переживания и слезы невольно навертываются на глазах. Именно поэтому он уже не мог больше рассказывать об этих событиях молодому поколению.
В 1962 г. Ю.А. Якобсон стал кандидатом исторических наук. Тема его кандидатской диссертации была посвящена краеведческой тематике -восстановлению индустриального потенциала в Ивановском текстильном крае после окончания Гражданской войны [9]. Эта тематика сделала возможным приглашение Ю.А. Якобсона в качестве соавтора двух коллективных монографий. Первая была посвящена история города Иваново, а вторая представляла собой «Очерки» истории местной партийной организации, которые в обязательном порядке издавались в каждой республике, области, крае [10; 11].
С 1970-х годов главной темой научной работы Юрия Артуровича становится история всеобщей стачки иваново-вознесенских рабочих весной-летом 1905 года и первого в России общегородского Совета рабочих депутатов, образовавшегося
в ходе этой забастовки. Ю.А. Якобсон по крупицам собирал материалы об этих событиях в государственном и партийном архивах Ивановской области, в столичных и местных библиотеках. Его внимание привлекали общие проблемы стачечной активности рабочих и деятельности Советов в 1905 году [6; 7], отношение к этому выступлению текстильных фабрикантов Иваново-Вознесен-ска [4], личность председателя первого Совета -Авенира Евстигнеевича Ноздрина [14], корпусу источников по истории стачки [13].
Со временем, в 1980-х годах, в рамках этой очень широкой тематики особый интерес Юрия Артуровича стала вызывать такая проблема как освещение событий весны-лета 1905 года в Ива-ново-Вознесенске на страницах российской печати начала ХХ в. В различных его статьях рассматривались особенности отражения этого событийного ряда в правой, либеральной, легальных и нелегальных революционных изданиях. Итогом этих исследований стала книга, посвященная отражению всеобщей стачки и первого Совета в периодических изданиях 1905 года [5]. Эту книгу можно назвать монографией, но на титульном листе ее было сказано, что это учебное пособие по спецкурсу, предназначенному для студентов: в то время монографию можно было опубликовать в университетском издательстве только под видом учебного пособия.
Ю.А. Якобсон не замыкался в рамках вышеназванной темы. Его научные интересы были гораздо более широкими. Он хорошо знал историю Ивановского края в целом, на страницах научных сборников появлялись его публикации, посвященные иным периодам и иным проблемам. В частности, это история рабочего движения в текстильном крае в конце XIX в. [15], история родного для него Ивановского пединститута в 1930-х гг., т.е. в тот периода, когда он был студентом исторического факультета ИГПИ [8], участию ивановцев в Великой Отечественной войне [12].
Во второй половине 1980-х годов резко расширились рамки дозволенного для историков, появились новые темы, которые до этого практически не были исследованы, особенно - на региональном уровне. То, что Ю.А. Якобсон не был догматиком, замкнутым на тематике лишь революционного движения с историко-партийным уклоном, свидетельствовало то, что на рубеже 1980-1990 гг., (тогда ему шел восьмой десяток лет), он с юношеским энтузиазмом взялся за новую для него и для всего краеведческого пишущего сообщества тему по истории так называемых непролетарских партий.
Юрий Артурович был не только ученым, но и замечательным лектором. Слушать его было очень интересно, знания его могут быть названы просто энциклопедическими. О том, как он готовился к лекциям, он писал в своих воспоминаниях: «Конечно, я много читал, много изучал литературы -
это основа, которая позволяла мне более широко взглянуть на то или иное событие. Я много писал, и почти все лекции, которые мне приходилось читать, мною были предварительно написаны - но не для того, чтобы их потом читать. Я редко пользуюсь своими конспектами, но написать надо было».
В советский период существовала гласная и негласная цензура не только на печатное, но и на устное слово. Преподаватели вуза, разумеется, знали о теневых сторонах отечественной истории после 1917 г., но не могли донести их до студенческой аудитории. Юрий Артурович Якобсон считал одной из главных прав гражданина возможность «знать правду о своем прошлом». Он с сожалением говорил уже в 1990-е годы: «Откровенно скажу, мне не всегда удавалось об этой правде рассказывать. Вот теперь другое время. Теперь, слава Богу, идеологические штампы уничтожены, и можно говорить о многом. А мне это не всегда удавалось. Я пытался это сделать, внушить уважение к историческому прошлому России. Насколько у меня получалось - не мне судить» [1, с. 8].
У Юрия Артуровича не было аспирантов, звание профессора ему дали «по совокупности» его научных работ и за многолетний педагогический труд. Зато на протяжении многих лет он выпустил в большую жизнь не менее сотни дипломников в Ивановском государственном университете.
Ю.А. Якобсон работал заведующим кафедрой дореволюционной отечественной истории, деканом исторического факультета, проректором по научной работе. Он являлся организатором не только учебного, но и научного процесса в высшем учебном заведении. Юрий Артурович стоял у истоков комплексного изучения истории рабочих Центрального промышленного района. Вместе с М.Н. Беловым из Костромы и М.Г. Мейеровичем из Ярославля он объединил вокруг себя несколько десятков историков не только из Центрального района России, но из Ленинграда, Украины, Белоруссии, с Урала и Сибири. В 1960-1980-х годах конференции по этой тематике регулярно проводились в Иванове, Костроме, Ярославле, Владимире, Горьком. В Иванове под руководством Ю.А. Якобсона они прошли в 1975, 1982 и 1987 годах.
Юрий Артурович был одним из организаторов музея истории Ивановского государственного университета. Вместе с Еленой Михайловной Алексеевой он отдал много сил и энергии сбору документов и вещественных свидетельств жизни вуза. Он участвовал в формировании экспозиции, передал в фонды музея хранившиеся у него документы.
С 1987 г. Юрий Артурович возглавлял Ивановское отделение Российского фонда культуры, занимал различные должности в других общественных организациях городского и областного уровня.
20 октября 2015 года на историческом факультете ИвГУ состоялось торжественное открытие
282
Вестник КГУ ^ № 1. 2017
мемориальной аудитории имени Ю.А. Якобсона. На ней имеется соответствующая табличка, а внутри помещения на стене на стене - краткая биографическая справка о Юрии Артуровиче.
Библиографический список
1. Алексеева Е.М., Балдин К.Е. Юрию Артуровичу Якобсону - 85 лет // Юбилейный сборник, посвященный 85-летию со дня рождения профессора Ю.А. Якобсона. - Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2000.
2. Патриарх ивановской истории [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. ivanovo. monavista.ru/news/ 189177 (дата обращения: 28.04.2016).
3. Якобсон Ю.А. Армия. Война. 1939-1946 гг. // Бурылинский альманах. - 2015. - №2 1 (3). - С. 42-50.
4. Якобсон Ю.А. В зеркале прессы: нелегальная и легальная печать России и о всеобщей стачке иваново-вознесенских рабочих летом 1905 года. Уч. пособие для студентов исторических факультетов. - Иваново: Ивановской гос. ун-т, 1989. -73 с.
5. Якобсон Ю.А. Деятельность иваново-вознесенских рабочих за восстановление текстильной
промышленности губернии накануне и в первые годы НЭПа. 1920-1925 гг.: автореф. дис... канд. ист. наук. - М., 1962. - 20 с.
6. Якобсон Ю.А. Иваново-Вознесенск в период восстановления народного хозяйства (19211925 гг.) // История города Иванова. Ч. 2. Иваново социалистическое. - Иваново: Ивановское книжн. изд-во, 1962. -С. 101-138.
7. Якобсон Ю.А. Иваново-Вознесенская губернская партийная организация в период восстановления народного хозяйства (1921-1925 гг.) // Очерки истории Ивановской организации КПСС. Ч. 2. 1917-1967. -Ярославль: Верхне-Волжское книжн. изд-во, 1967. - С. 120-68.
8. Якобсон Ю.А. Стачечное движение в Иваново-Вознесенском промышленном районе в 80-е годы XIX в. // Морозовская стачка 1885 г. и рабочие Центрального промышленного района России в начале XIX - начале XX в. Тезисы выступлений участников XV зональной межвуз. научн. конференции, посвященной 100-летию Морозовской стачки. - М.: Ин-т российской истории, 1984. -С. 95-100.