Портрет на фоне истории
Александр Иванович ЧУЧАЕВ,
доктор юридических наук, профессор Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) moksha1@rambler.ru 125 993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
ЮРИСТ И ЕПИСКОП СВЯТОЙ АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ И ЕГО НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЙ КОНЦЕПТ
Аннотация. В очерке рассказывается о святом Амвросии Медиолан-ском, получившим юридическое образование и работавшем адвокатом, позднее ставшим епископом Медиолана (современный Милан). Показано его влияние на светскую власть, в частности на политику императора Феодосия, дана общая характеристика творческого наследия (трактаты, гомилии, гимны), сделан краткий анализ нравственных максим богослова.
Ключевые слова: Амвросий, святой, юрист, епископ, Медиолан (Милан), трактат, гомилия, гимн, нравственность, максимы.
DOI: 10.17803/2311-5998.2018.52.12.204-215
A. I. CHUCHAEV, Doctor of law, Professor, Professor of Criminal Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) moksha1@rambler.ru 125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9 LAWYER AND BISHOP SAINT AMBROSE AND ITS MORAL-LEGAL CONCEPT Abstract. The essay describes Saint Ambrose of Milan, Who received a legal education and worked as a lawyer and later became Bishop of Medio-lan (present-day Milan). His influence on the Soviet power, in particular on the policy of Emperor Theodosius is shown, the General characteristic of creative heritage (treatises, homilies, hymns) is given, the short analysis of moral Maxim theologian is made. Keywords: Ambrose, Saint, lawyer, Bishop, Mediolan (Milan), treatise, homilia, hymn, morality, maxims.
© А. И. Чучаев, 2018
УНИВЕРСИТЕТА Юрист и епископ святой Амвросий Медиоланский ^S^J^J
имени o.e. кугафина(мгюА) и его нравственно-правовой концепт
Всенародно любим
Согласно дошедшим до нас источникам Амвросий родился в городе Трир1, был первым латинским отцом Церкви, который вырос в христианской семье. Получил блестящее образование и работал адвокатом в префектуре города Сирмий2. Вскоре был назначен советником префекта, а через три года — префектом города Медиолан3. Был прекрасным ритором и проповедником. В 374 г избран епископом Медиолана (отсюда происходит и имя святого — Амвросий Медиоланский), пожертвовал Церкви все свое большое состояние и до конца жизни жил очень скромно. Упорно боролся с процветавшими ересями и язычеством.
Авторитет Амвросия был настолько велик, что он оказывал влияние на политику императора Феодосия Великого, создав значимый прецедент в отношениях государства и Церкви4. Был
1 Трир — старейший город Германии, расположен в земле Рейнланд-Пфальц. «Северный Рим» основан в 15 г. до н.э. римским императором Октавианом Августом рядом со святилищем племени треве-ров (галльское племя, жившее по обоим берегам Мозеля; входило в группу белгов), откуда и произошло название города — Августа Треверорум.
2 Сирмий — город в Римской Паннонии, служивший резиденцией императора Галерия в период тетрархии (политического режима, при котором верховная власть разделена между четырьмя людьми;
введен императором Диоклетианом в 293 г. Просуществовал до 313 г.). Его значение в эпоху поздней Античности было столь велико, что Аммиан Марцеплин (древнеримский историк, по происхождению сирийский грек, 330—395) назвал его «преславной матерью городов». В наше время на его месте г. Сремска Митровица.
3 Медиолан (в переводе — центр равнины) — город в Северной части Италии, тогда это был второй город после Рима. Основан племенем инсубров (древний кельтский народ) примерно в 600 г до н.э., завоеван римлянами, давшими городу это название, примерно в 222 г. до н.э.
4 Феодосий I Великий (Флавий Феодосий, 347—395) — последний император единой Римской империи. В течение 3-летнего пребывания в Италии Феодосий оказался под духовным влиянием епископа Медиолана св. Амвросия.
В 390 г. произошли волнения в крупнейшем городе Македонии Фессалониках (в настоящее время греческий г. Солоники). Командующий войсками в провинции Иллирик (простиралась от реки Дрин в современной Албании до Истрии в современной Хорватии и реки Сава в Боснии и Герцеговине) Ботерих посадил в тюрьму популярного в народе колесничего за бытовую провинность (эта ситуация подробно описана Созоменом (Саламан Эрмий Созомен, ок. 400—450), византийским адвокатом, раннехристианским писателем-историком, автором «Церковной истории»). Толпа местных жителей потребовала освободить его как человека, необходимого для проведения предстоящих скачек. Ботерих отказался это сделать, тогда они убили его, забросав камнями. Погибли и другие представители имперской администрации. Феодосий, расценив это как мятеж, приказал
□ □
Р Т Р m ч
I
ч
В
□
I m
ИСТОРИИ
>
всенародно любим, по его молитвам совершались чудеса. Почитается как святой и западной, и восточной Церквами.
В этих коротких строчках, пожалуй, формально уместилась вся жизнь Амвросия — юриста и миланского епископа, причисленного к рангу святых.
Путь к епископской кафедре
До нас дошло мало сведений об этом периоде жизни Амвросия5. Судя по высокой административной должности, которую занимал его отец, семья принадлежала к знатному и влиятельному роду. Сам Амвросий упоминает о своей родственнице — мученице св. Сотерии6, которая предпочла святую веру консульству и префектуре родителей. Следовательно, христианство было известно семье Амвросия.
По сути, нет убедительных сведений и о времени рождения святого. Исследователи, исходя из косвенных данных (в первую очередь из писем самого Амвросия), приходят к выводу о том, что родился он, скорее всего, в 340 г.
Вскоре после скоропостижной смерти мужа вдова вместе с детьми (у Амвросия были брат и сестра) переехала в Рим. Выдвигаются две версия выбора города: первая — мать хотела дать детям приличное образование и воспитание, соответствующее статусу семьи; вторая — Рим был ее родиной, куда она вернулась после кончины супруга.
Амвросий (младший в семье) изучал грамматику, риторику и юриспруденцию. Одним словом, получил образование, обычное для людей его круга, готовившихся к карьере на поприще государственной службы. Как отмечают современники святого, его образованность и начитанность впечатляли: он владел ораторским искусством на латинском и греческом, увлекался философией и литературой, особенно Платоном, в творческом наследии часто встречаются реминисценции7 из Цицерона, Вергилия, Светония и др.
Амвросий начал службу адвокатом в Сирмии, в судебном ведомстве префектуры Иллирик. После нескольких удачных выступлений в роли судебного защит-
перебить заранее определенное число горожан. Погибло по разным свидетельствам от 7 до 15 тысяч жителей.
Когда после этих событий Феодосий хотел помолиться в церкви, св. Амвросий не пустил его за порог, обвинив в убийстве невинных и требуя покаяния. Только спустя 8 месяцев епископ простил императора, заставив того принять закон, по которому утверждение смертных приговоров откладывалось на 30 дней после их вынесения.
5 В первую очередь надо назвать работы самого Амвросия, среди которых наибольшее значение имеют его письма, датируемые 379—396 гг., а также житие святого, написанное в 412—413 гг. его последним секретарем св. Павлином Медиоланским по просьбе Блаженного Августина.
6 Сотерия — святая мученица, погибшая от рук язычников при императоре Диоклетиане, двоюродная сестра Амвросия.
7 Реминисценция (лат. reminiscentia — воспоминание) — элемент художественной системы, заключающийся в использовании общей структуры, отдельных элементов или мотивов ранее известных произведений искусства на ту же (или близкую) тему.
УНИВЕРСИТЕТА Юрист и епископ святой Амвросий Медиоланский 20/
имени o.e. кугафина(мгюА) и его нравственно-правовой концепт
ника и исполнения других, более важных судебных поручений, усердие молодого юриста было замечено префектом Петронием Пробом8, сделавшим его своим советником. Вскоре по ходатайству Проба император Валентиниан назначает Амвросия консуляром (губернатором) провинции Эмилия-Лигурия.
Осенью 374 г. умер Медиоланский епископ Авксентий I, являвшийся сторонником арианства9. Это привело к противостоянию православных и ариан. Споры длились долго, иногда принимая достаточно острый характер. Противоборствующие стороны нередко приходилось увещевать самому императору. Амвросий также пытался примирить враждующих, старался избежать физических столкновений между ними.
В один из таких дней он был в соборе, где предполагались выборы епископа. Дальнейшие события в литературе описываются следующим образом: «В то время, когда он (Амвросий. — А. Ч.) обратился с увещеванием к народу, разделенному на партии, из которых каждая желала во что бы то ни стало провести в епископы своего кандидата, какой-то присутствующий в храме мальчик назвал Амвросия епископом. Эта неожиданность так поразила присутствующих, что все они, оставивши свои препирательства, объявили Амвросия своим епископом»10.
Историки Церкви опровергают данную версию. По их мнению, народ к этому времени устал от вражды, нужно было принимать решение. Выбор пал на Амвросия, который был способен поддерживать единение в народе и единомыслие в вере.
И. И. Адамов высказывает иную гипотезу. Он полагает, что инициатива избрания Амвросия епископом принадлежала самому императору Валентиниану, считавшемуся одним из самых веротерпимых.
Амвросий стал епископом в 34 года.
Надо сказать, что еще при избрании он старался убедить присутствующих отказаться от его кандидатуры. Что двигало им, сейчас вряд ли кто скажет. Возможно, Амвросий считал себя недостойным епископства, не надеялся изжить распри в Медиоланской церкви, боялся тягот служения... Да мало ли что двигало им в то время. Но когда его старания оказались тщетными, он ночью решил бежать из Медиолана. Утром его нашли, насильно вернули в город и более того — во избежание повторных попыток скрыться заключили под стражу. Однако, воспользовавшись плохой бдительностью стражников, Амвросий бежал второй раз, скрылся во владении некоего Леонтия, видимо, человека знатного, скорее всего, жившего недалеко от Медиолана. Вероятно, это был его хороший знакомый, возможно, товарищ по прежней службе.
П
8 В литературе встречаются утверждения о том, что претор Проб мог быть родственником р Амвросия, однако при этом каких-либо доказательств не приводится. р
9 Арианство — ересь, появившаяся в Александрии в период между 315 и 320 гг., связан- Т ная с именем пресвитера Ария. Строго говоря, Ария нельзя назвать основателем того
учения, которое получило его имя. Он был лишь одним из представителей экзегетиче- д
ской школы Лукина Антиохийского (см. об этом: Самуилов В. История арианства на ла- О
тинском западе (353—430). СПб., 1890). Е
10 Адамов И. И. Св. Амвросий Медиоланский. Сергиев Посад, 1915. С. 21. ИСТОРИИ
>
В это время пришел ответ императора, одобривший избрание Амвросия епископом. Викарий, в связи с этим получивший соответствующие указания, обратился с просьбой ко всем сообщить его место нахождения. Леонтий, опасавшийся неприятностей, передал Амвросия властям. Последний был вынужден уступить и против собственной воли принять епископство.
Следует отметить интересную деталь: в момент избрания на епископскую кафедру Амвросий еще не был крещеным, а только числился в рядах катеху-менов11. Он был крещен епископом-католиком и через восемь дней после этого получил епископскую хиротонию12.
Трактаты, гимны, гомилии...
Святой Амвросий оставил после себя сотни работ, посвященных разным проблемам. В этом смысле немногие из церковных писателей могут сравниться с ним. Однако надо иметь в виду, что в современной науке не все произведения, автором которых значится Амвросий, считаются принадлежащими его перу.
Здесь следует сделать две оговорки. Часть его работ действительно написана не им. Они возникли из проповедей, прочитанных епископом, которые были записаны его слушателями в качестве отдельных книг и трактатов. Эти произведения по форме существенно отличаются от собственно авторских работ — они характеризуются недостаточными внутренней связью материала, последовательностью изложения, цельностью и законченностью. Некоторые приписываемые Амвросию работы признаны безусловно подложными. Поэтому в патрологии13 все произведения подразделяют на три категории:
1) подлинные работы Амвросия.
2) спорные и
3) несомненно подложные.
В творческом наследии богослова (кроме писем и гимнов14) можно выделить три относительно самостоятельные группы сочинений: экзегетического характе-
11 Катехумен (с греч. — оглашенный, получивший устное наставление) — некрещеный человек, желающий стать христианином, публично выразивший это желание и принятый Церковью согласно литургическому обряду в христианскую общину для подготовки к принятию таинства крещения. Термин впервые встречается в трудах Климента Александрийского, у Тертуллиана впервые появляется его латинская транслитерация.
12 Хиротония — в православии и католичестве — посвящение человека, наделяющее его Святыми Дарами и правом совершать таинства и обряды.
13 Патрология — учение об отцах Церкви.
14 Амвросий написал около 30 гимнов, дошедших до нас.
По мнению выдающегося исследователя латинской литературы И. Н. Голинищева-Куту-зова, св. Амвросий является «основателем ритмической литературной поэзии» в Италии. «Благодаря значительному поэтическому таланту, превосходящему дарования всех его предшественников, Амвросию удались ямбические стихи с дактилическим окончанием, которым суждено было звучать в течение многих веков» (Голенищев-Кутузов И. Н. Средневековая латинская литература Италии. М., 1972. С. 73).
УНИВЕРСИТЕТА Юрист и епископ святой Амвросий Медиоланский имени o.e. кугафина(мгюА) и его нравственно-правовой концепт
ра15, исследования проблем нравственности, догматико-полемические16. «Всем им, впрочем, свойственна одна общая черта: это их практицизм. Амвросий не был кабинетным ученым и богословом-теоретиком, который занимается учеными изысканиями ради самих изысканий и истины. Он не исследует предмет всесторонне и детально, как это свойственно Оригену...17 Литературная деятельность служила для него лишь одним из многочисленных средств для достижения. практической цели. Этим и определяется общий характер творений Амвросия, вследствие чего, например, у него нет произведений чисто догматических, но только есть сочинения догматико-полемические»18.
Можно выделить еще ряд особенностей, свойственных работам Амвросия. В сочинениях проступает редкий дар автора — находить поучительное практически во всем. Например, природа для него служит в том числе учителем нравственности и благочестия. Скажем, виноградная лоза, которую привязывают, чтобы она не гнулась к земле, в его объяснении показывает, что и мы своими мыслями должны устремляться к небу. Фазы Луны наводят его на мысль, что все в мире непостоянно, изменяется и разрушается. Заботливое отношение птиц к своим птенцам является примером отношения к семейным обязанностям. Трудолюбивый муравей, добывающий для себя все необходимое, учит, что мы не имеем права оправдывать свою беспечность нашей слабостью.
Таким образом, можно утверждать, что для герменевтики св. Амвросия характерен метод аллегорического истолкования, с преимущественным вниманием к нравственной стороне той или иной проблемы. Со сходных же позиций интересует его и окружающий природный мир19.
15 Экзегетика — раздел богословия, в котором истолковываются библейские тексты; учение об истолковании текстов, преимущественно древних, первоначальный смысл которых затемнен вследствие их давности или недостаточной сохранности источников.
16 И. И. Адамов замечает: «Догматический материал в творениях св. Амвросия довольно обширен: в них затрагиваются почти все вопросы догматики, и на каждый из них дается тот или иной ответ. Но как везде, так и здесь сказывается существенный недостаток. автора — отсутствие философского образования, недостаток диалектики. Вследствие этого у Амвросия мы напрасно стали бы искать какого-либо подобия законченной. системы, строгой логической связи и последовательности в развитии отдельных пунктов учения. Догматические вопросы возникают у него большею частью случайно, каждый из них рассматривается изолированно, как нечто совершенно самостоятельное; все они рассеяны по разным местам творений и утопают в массе разнообразного постороннего материала. При этом часто случается, что в разное время по причине разной последовательности изложения и разных литературных влияний один и тот же вопрос решается неодинаково. Отсюда возникает множество противоречий, к примирению которых сам автор обыкновенно не делает никакой попытки и которые часто непримиримы по своему
□ □
существу» (Адамов И. И. Указ. соч. С. 226 — 227). Т
17 Ориген Адамант (ок. 185 — ок. 254) — греческий христианский теолог, философ, уче- р ный. Основатель библейской филологии, автор термина «Богочеловек» (см. подробно: н Ориген // Новейший философский словарь. Минск, 2003 ; Ориген // А. В. Мень. Библио- А логический словарь : в 3 т. М., 2002 и др.). д
18 Адамов И. И. Указ. соч. С. 150. О
I m
19 См. об этом подробно: Никитин В. А. Амвросий — светильник единой Церкви // Амвросий Медиоланский. Две книги о покаянии. М., 1997. ИСТОРИИ
>
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
В работах Амвросия обилие бытовых черт того времени, в связи с этим они представляют значительный интерес для историка, как, например, описание неимоверного богатства одной немногочисленной части общества и голода, нищеты, бесправия — другой, роскоши пиров, богатого убранстве домашних покоев и др.
По форме изложения сочинения богослова очень просты. Возникшие из церковных проповедей, они в большинстве случаев представляют собой гомилии20 (исключение составляют трактаты).
Правда, стиль автора становится абсолютно другим, когда ему приходится полемизировать. По страстности и напряженности тона Амвросий напоминает Тертуллиана21.
Нравственность: максимы Амвросия
Амвросий уделяет большое внимание проблемам нравственности. И. И. Адамов подчеркивает: «...мы должны... отметить его выдающееся значение в этой области. В этом отношении его можно сравнить только с Климентом Алекс[андрийским]22 и то лишь с оговоркой: если Климента считают первым научным этиком в истории христианско-церковной литературы, то св. Амвросий был не только первым этиком на Западе, но его творение '^е т^^ошт", специально посвященное вопросам морали, представляет собой если не первую научно-философскую систему церковной морали, то во всяком случае первый более или менее полный свод или сборник философских решений вопросов христианской этики»23.
Вместе с тем в литературе отмечаются и существенные недостатки, присущие работам св. Амвросия. Во-первых, его этика лишена характера цельной системы. Во-вторых, учение богослова о нравственности фактически представляет
20 Гомилия (сложное слово, состоящее из понятий: общество, общение, беседа; равный подобный; группа, небольшое общество) — аналитико-экзегетическая форма проповеди (обычно христианской, но также иудейской), содержащая истолкование прочитанных мест Священного Писания. Является наиболее древней формой проповеди, введена в употребление Оригеном. Древнейшая сохранившаяся гомилия принадлежит римскому епископу Клименту. Беседы встречаются в гомилетическом наследии как восточных, так и западных Отцов Церкви.
21 Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (155/165—220/240) — один из наиболее выдающихся раннехристианских писателей, теологов и апологетов, автор 40 трактатов. В зарождавшемся богословии один из первых выразил концепцию Троицы (богословский термин, отражающий христианское учение о трех Лицах единого по существу Бога; впервые термин «Троица» встречается у Феофила Антиохийского); положил начало латинской патристике (философии и теологии Отцов Церкви) и церковной латыни.
22 Климент Александрийский (ок. 150 — ок. 215) — христианский апологет и проповедник Священного Писания, основоположник Александрийской богословской школы (ветвь ранней патристики, которая вместо следования букве новозаветных писаний (на чем настаивала Антиохийская школа) развивала аллегорический метод истолкования Библии), возглавлявший ее до Оригена.
23 Адамов И. И. Указ. соч. С. 586—587.
УНИВЕРСИТЕТА _
имени o.e. кугафина(мгюА) и его нравственно-правовой концепт
собой совокупность отдельных теорий. В-третьих, Амвросий не мог преодолеть дуализма в этике (он основывался, с одной стороны, на учениях Церкви, а с другой — на классических представлениях о морали)24.
Нравственные максимы епископа сложились в основном под несомненным влиянием трудов Цицерона25 и этики Филона26.
Кратко (скорее, даже абрисно) остановимся на трех моментах учения о нравственности св. Амвросия.
Источники нравственного закона. Понятие о совести. Амвросий часто говорит о естественном добре в человеке, о некоем нравственном законе в самом человеке. В качестве примера приводит язычников, которые, по его мнению, имеют представления о нравственности единственно в силу свидетельства природы, поэтому они следуют закону природы, ведут себя сообразно этим законам (naturalis).
Для стоиков, например, нравственный закон в человеке был прежде всего голосом индивидуального человеческого разума, а нравственность — сообразной с требованиями этого разума деятельностью. Святой Амвросий придает этой деятельности законодательное значение, чем и объясняет всеобщность естественного закона нравственности в человеке. При этом он ставит индивидуальный и субъективный человеческий разум в зависимость от объективного (ratio). Более того, он видит связь между первым и так называемым внешним писаным законом. По его мнению, внешний закон полезен только для увещевания и является ничтожным в деле убеждения. Человек делает добро или стремится к злу не в силу внешнего принуждения, а исключительно по своей собственной воле (как видим, речь, по сути, идет о свободе воли27).
По Амвросию, совесть возникает после совершения определенного действия в качестве «совести последующей, судящей, наказывающей, но не предварительной и повелевающей»28. Богослов, видимо, как и Цицерон29, не придает совести значения источника нравственного сознания, не упоминает о ее императивной
24 Теологические аспекты морали и нравственности в очерке не рассматриваются.
25 В первую очередь работы Цицерона <Ше officiis» («Об обязанностях»). Трактат написан автором для своего сына Марка, учившегося тогда в Афинах. Состоит из трех книг.
26 Филон Александрийский, Филон Иудей или Филон Иудейский (ок. 25 до н.э. — ок. 50 н.э.) — представитель еврейского эллинизма, центром которого была Александрия, богослов, апологет иудаизма и религиозный мыслитель.
27 Свобода воли — это возможность человека делать выбор вне зависимости от определенных обстоятельств. В религии она подразумевает, что желание и выбор человека
могут сосуществовать с божественным всеведением; в этике определяет моральную О
ответственность за свои действия, в праве — юридическую ответственность за неправо- р
мерное поведение; в науке ее изучение может выявить способы прогнозирования чело- р
веческого поведения. Т
28 Адамов И. И. Указ. соч. С. 592. I
29 Цицерон, наставляя своего сына, говорил: «.для нас должно быть достаточно убежде- д ния, получаемого нами из преуспеяния в философии» (см. об этом подробно: Утчен- О ко С. Л. Трактат Цицерона «Об обязанностях» и образ идеального гражданина // Цицерон Е
Марк Тулий. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1993. С. 159—174). ИСТОРИИ
>
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
силе, часто говорит о ней лишь в смысле результата того или иного образа действия, например: после проступка открывается зрение внутренней совести. Она разделяет заслуги непорочных и развращенных, является источником и неподкупной «раздаятельницей» наград и наказания. Совесть есть домашнее судилище, которому каждый из нас дает отчет в своих действиях. Дает о себе знать, когда является как наказание, как внутренняя мучительная рана.
Амвросий не связывает совесть с представлением о нравственном долге, однако последний часто выступает у автора в качестве важного мотива, предваряющего всякое действие: мудрец избегает зла не только потому, что это противоречит его собственному убеждению, но и потому, что он стыдится голоса собственной совести (собственному суду он подлежит раньше, чем суду других).
Добродетель как реальное содержание нравственной жизни. По мнению богослова, основывающегося на трудах св. Василия30, вся добродетель представляется длинным постепенно развивающимся процессом, своеобразной лестницей, первая ступень которой стоит очень близко к земле и является наиболее совместимой с земными привязанностями. вторая очень похожа на первую. Каждая последующая ступень имеет много общего с предыдущей, поэтому добродетельная жизнь не может составлять непосильную для человека задачу.
Добродетель св. Амвросий характеризует двумя группами признаков. Первая из них свойственна вообще всей классической древности, вторая отражает философию стоиков.
Так, в первую группу включается такой признак, как односторонний интеллектуальный момент. У Сократа это обстоятельство формулируется как тождество добродетели и знания. Кстати, все древние философские школы, независимо от их направлений, признавали, что корень зла заключается в неведении, а источник блага — в знании. Амвросий подчеркивает: «Добродетель может быть предметом научения. и приобретается она путем занятий и изучения, тогда как вследствие небрежности исчезает.». «Наука способна произвести то, чтобы мы стали уважать справедливость, ибо justitia может быть приобретена путем научения.»31.
30 Василий Великий (ок. 330—379), известный также как Василий Кесарийский, — святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской (ныне Кайсери, Турция), церковный писатель и богослов. Один из трех каппадокийских Отцов Церкви (также Григорий Нисский и Григорий Богослов). Ему приписывается изобретение иконостаса. Убежденный поборник киновии (монастырь общежительного устава; одна из двух, наряду с отшельничеством, форм организации монашества на начальном историческом этапе).
31 См. об этом подробно: Адамов И. И. Указ. соч. С. 592.
У Лактанция (Луций Цецилий Фирмиан Лактанций — ритор из Африки, принявший христианство в 303 г.; за образованность и красноречие его звали «христианский Цицерон») добродетель, хотя и связывается с познанием, но предполагает отличие от последнего. Иначе говоря, знание еще не есть добродетель. «Добродетель не заключается в познании добра и зла. но состоит в делании добра и в удалении от зла; и, хотя знание. и связано с добродетелью, насколько первая предшествует второй, а вторая следует за первой, но само по себе познание. не приносит пользы, если не сопровождается деятельностью» (цит. по: Адамов И. И. Указ. соч. С. 599—600).
УНИВЕРСИТЕТА Юрист и епископ святой Амвросий Медиоланский имени o.e. кугафина(мгюА) и его нравственно-правовой концепт
Стоики рассматривали добродетель как деятельность, согласующуюся с природой. Святой Амвросий предлагал подражать природе, потому что ее образ служит формой дисциплины и честности.
Во времена богослова было свойственно отождествлять нравственно доброе и эстетически прекрасное: благом признавалось только истинно прекрасное, а истинно прекрасным могло быть только действительно доброе.
Святой Амвросий, вслед за Цицероном, в понятии «приличия» (decorum) выделяет два аспекта: первый объединяет всю совокупность характеризующих человека дел; второй охватывает только какой-либо один акт, который сам по себе, без всякого сопоставления с другими делами, может служить объектом эстетического удовольствия. Однако надо заметить, что в трактовке некоторых обстоятельств decorum позиция авторов существенно различается, что придает характеристике морали, формулируемой св. Амвросием, специфическую окраску32.
На наш взгляд, необходимо обратить внимание еще на одно обстоятельство, выделяемое в добродетели богословом: признание таковой того, что дает благо для самого себя, например, делает нас любимыми в глазах народа.
В некоторых работах св. Амвросия встречается такой признак добродетели, как гармония субъективного духа и соотношение частей и мирового целого.
«Таким образом, по учению св. Амвросия, добродетель есть почерпаемая из научения деятельность, сообразующаяся с законами природы, красивая и полезная и в то же время гармонирующая как с собственным разумом человека, так и с всеобщим разумом.»33.
Теория двойной нравственности и образ нравственного совершенства. Святой Амвросий выделяет два уровня нравственности: низшая по своему достоинству предназначена для обыкновенных смертных, а вторая, более возвышенная — выдающимся, в духовном отношении совершенным людям.
Теория двойной нравственности зародилась в недрах древних религиозно-философских учений и организаций жрецов, которые, кроме публично проповедуемого ими учения, обладали еще высшим таинственным знанием. В последнее посвящались лишь избранные — эзотерики34 и изотерики35.
Позднее теория двойной нравственности была воспринята многими представителями философской мысли, многие философские школы Греции в нравственном и интеллектуальном отношении всех людей делили на две группы: совершенных и менее совершенных. По сути, это же учение в той или иной мере было присуще Цицерону, выделявшему средние обязанности, предназначенные для всех без исключения, и совершенные обязанности, возлагаемые только на совершенных людей. Критерием в этом случае выступала степень субъективного убеждения в разумности того или иного лица36.
32 У св. Амвросия встречается и более узкая трактовка морали, в большей степени имею- р щая теологический характер. р
33 Адамов И. И. Указ. соч. С. 609. Н
34 Эзотеризм (др.-греч. — внутренний), эзотерика — совокупность знаний, сведений, недоступных непосвященным, несведущим людям. д
35 Изотерика (буквально — внутренний дворик) — в эпоху эллинизма термин означал тай- О ное знание, доступное определенному, узкому кругу лиц. Е
36 См. об этом подробно: Утченко С. Л. Указ. соч. С. 159—174. ИСТОрИИ
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
По примеру Цицерона св. Амвросий тоже выделяет две группы обязанностей — для немногих (избранных) и для большинства, следовательно, он также всех людей делит на два класса37. При этом богослов придерживается убеждения, согласно которому только в случае, если желания повинуются разуму, легче всего можно делать что-то честное, пристойное, полезное, «сохранить приличествующее. всем обязанностям»38. К тому же разум должен господствовать как над внутренним миром человека, так и над его внешним окружением, между ними должна быть полная гармония.
Святой Амвросий оценивал дела мудреца чистотой его помыслов. Хорошее намерение, по его мнению, имеет цену даже в том случае, если за ним не следует действие. Хорошие намерения увеличивают цену дела, тогда как плохие намерения и хорошие сами по себе дела становятся дурными.
Частным случаем чистоты помыслов мудреца богослов видит в мотивах, какими первый руководствуется при совершении добродетели.
Последние годы жизни
Как и о первых, так и о последних годах жизни св. Амвросия известно немного. В литературе отмечается, что молва о подвижнических деяниях епископа переросла в громкую славу и привлекла к нему многих последователей.
В его жизни были не только успехи. Например, он перенес немалую скорбь, вызванную тем, что из созданного им монастыря ушли два монаха, удалившись в мир и начав вести «худую жизнь», и горечь утрат. На его руках умер император Феодосий Великий — император, которого в свое время он не пустил в храм (см. об этом выше). По всей вероятности, он уже не мог оказывать на государственные дела такого влияния, как раньше. Новый император Гонорий (395—423) находился под влиянием своего министра Стилихона, который недолюбливал Амвросия. Между ними было столкновение по вопросу о праве на церковное убежище. Однако, узнав о болезни епископа, Стилихон воскликнул: «Это удар для всей Италии»39.
Скончался святой Амвросий 3 апреля 397 г.
В иконографии св. Амвросий изображается обычно как епископ с палицей (матерчатый ромб, символ духовного оружия), митрой и посохом, а иногда — с роем пчел у ног40. В других случаях Амвросий представлен с бичом в руке (в знак его
37 См. об этом подробно: Мотрохин. Христианское содержание «Ре officiis» Амвросия // Православный собеседник. 1912. Т. 2. С. 105.
38 См. подробно: Адамов И. И. Указ. соч. С. 638.
39 См. подробно: Никитин В. А. Указ. соч.
40 Скорее всего, в этом случае отражается событие в младенчестве Амвросия, о котором первым написал Павлин. Его рассказ воспроизводит И. И. Адамов: «Однажды, когда новорожденный младенец с открытым ртом спал в присутствии родителей на открытом воздухе, налетевший рой пчел покрыл все его лицо: пчелы то входили в открытый рот мальчика, то выходили из него, а потом улетели. Заинтересовавшийся отец очень обрадовался, увидав, что улетевшие пчелы поднялись на незаметную для глаз высо-
УНИВЕРСИТЕТА Юрист и епископ святой Амвросий Медиоланский ^SI^J
имени o.e. кугафина(мгюА) и его нравственно-правовой концепт
победы над арианами) или же с двумя костями в руке (в знак открытия им мощей святых мучеников Гервасия и Протасия). Самым живописным изображением святого является картина великого фламандского художника Питера Рубенса в Бельведерской галерее в Вене: на ней запечатлена встреча Амвросия с императором Феодосием в портике медиоланской базилики.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Адамов И. И. Св. Амвросий Медиоланский. — Сергиев Посад, 1915.
2. Голенищев-Кутузов И. Н. Средневековая латинская литература Италии. — М., 1972.
3. Мень А. В. Библиологический словарь : в 3 т. — М., 2002.
4. Мотрохин. Христианское содержание «Юе оА1сив» Амвросия // Православный собеседник. — 1912. — Т. 2.
5. Никитин В. А. Амвросий — светильник единой Церкви // Амвросий Медиоланский. Две книги о покаянии. — М., 1997.
6. Самуилов В. История арианства на латинском западе (353—430). — СПб., 1890.
7. Утченко С. Л. Трактат Цицерона «Об обязанностях» и образ идеального гражданина // Цицерон Марк Тулий. О старости. О дружбе. Об обязанностях. — М., 1993.
ту, и усмотрев здесь указание на высоту будущей карьеры своего сына» (Адамов И. И. Указ. соч. С. 13).