Научная статья на тему 'Жизнь и литературные труды святителя Амвросия Медиоланского'

Жизнь и литературные труды святителя Амвросия Медиоланского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1185
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ / СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ / AURELIUS AMBROSIUS / PATRISTIC LITERATURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бородич Роман Андреевич

В статье представлено жизнеописание святителя Амвросия Медиоланского, анализируется его литературное наследие, показывается его влияние на государственную политику, что создало значимый прецедент в отношениях государства и Церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Бородич Роман Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE AND LITERARY ESTATE OF ST. AURELIUS AMBROSIUS

The paper describes the life history of St. Aurelius Ambrosius, analyzes his literary estate and shows his influence on the government policy.

Текст научной работы на тему «Жизнь и литературные труды святителя Амвросия Медиоланского»

ного ограничения в кинотеатрах. Так как зачастую на фильм продают билеты лицам, не соответствующим возрастным ограничениям, установленным законом. Законодательно закрепить денежный штраф в отношении кинотеатра-нарушителя, размер которого должен зависеть от количества нарушений (размер штрафа увеличивается при повторном нарушении);

- для сайтов, размещающих кино/сериалы, установить всплывающее окно для предупреждения лица о том, какой рейтинг ограничений установлен и каким лицам не рекомендован просмотр данного видео. Законодательно закрепить денежный штраф в отношении сайта, не размещающего предупреждение, соответствующее данным нормам видео. Требовать удаления/блокировки данного видео до его полного соответствия нормам.

Кроме того, в рамках предупреждения совершения преступлений несовершеннолетними необходимо:

- школьным психологам выявлять среди учащихся лиц, находящихся в «зависимости» от киножестокости. Закрепить в рекомендациях для школьных психологов способы работы не только с подростком, но и с его родителями;

- проводить комплексные мероприятия с несовершеннолетними по нормализации уровня агрессии (как групповые, так и индивидуальные), повышению их социальной адаптации и коммуникативных свойств;

- осуществлять профилактические беседы с участием представителей правоохранительных органов и психологов о медианасилии и его отличии от преступности в реальной жизни, а также повышать уровень правосознания несовершеннолетних.

Список литературы

1 Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования : монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.С. 4-7.

2 ФКУ ГИАЦ МВД РФ. Состояние преступности в России за январь - декабрь 2015 года. URL: https: //mvd.ru/ upload/site1/document_file/sb_1512.pdf (дата обращения 21.02.2016 г.).

3 По данным портала правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ. URL: http://crimestat.ru/ regions_chart_total (дата обращения 21.02.2016 г.).

4 Васильев В. Л. Юридическая психология : учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009. 608 с.; Еникеев М. И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии : учебник для вузов. М.: Норма, 2013. 640 с. и др.

5 По данным портала правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ. URL: http://crimestat.ru/ regions_chart_total (дата обращения 21.02.2016 г.).

6 Из материалов круглого стола следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю по теме «Подростковая преступность как проблема современного общества» 24 августа 2014 года.

7 Астахов П. А. Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и другие законодательные инициативы последнего времени в защиту прав детей. URL: http://www.rfdeti.ru/files/62. (дата обращения 20.02.2016).

8 Жмуров Д. В. Проблема сценарной агрессии у несовершеннолетних // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2009. № 4 (51). С.11-17.

9 Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учебное пособие / под ред. Д. Я. Райгородского. Самара : Издательский Дом «Бахрах», 2001. 672 с.

10 URL:http://www.newsru.com/world/01nov2006/fear.html (дата обращения 21.02.2015).

11 Жмуров Д. В. Сценарная агрессия подростков // Черные дыры» в Российском Законодательстве. 2007. № 6. С. 461-462.

12 URL:http://startelegram.typepad.com/crime_time/2013/01/ jake-evans-i-felt-like-my-own-family-were-becoming-the-people-i-hate.html (дата обращения 21.02.2015).

13 URL:http://4tololo.ru/content/3615 (дата обращения 21.02.2015).

14 Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 179-ФЗ) - СПС «Гарант» (дата обращения 21.02.2016 г.).

УДК 276

Р.А. Бородич Минская духовная академия, Минск, Республика Беларусь

жизнь и литературные труды святителя амвросия медиоланского

Аннотация. В статье представлено жизнеописание святителя Амвросия Медиоланского, анализируется его литературное наследие, показывается его влияние на государственную политику, что создало значимый прецедент в отношениях государства и Церкви.

Ключевые слова: Амвросий Медиоланский, святоотеческая письменность.

R.A. Borodich Minsk Teological Academy, Minsk

LIFE AND LITERARY EsTATE of

st. aurelius ambrosius

abstract. The paper describes the life history of St. Aurelius Ambrosius, analyzes his literary estate and shows his influence on the government policy.

Keywords: Aurelius Ambrosius, patristic literature.

Литературное творчество святителя Амвросия Медиоланского относится к «Золотому веку» святоотеческой письменности. Этот период является одним из самых значимых в истории христианской литературы. Святой Амвросий, будучи ярким представителем этой эпохи, отразил в своих творениях специфику мышления Западной Церкви и оказал влияние на литературные труды последующих западных богословов. Несомненным признается факт влияния святителя Амвросия на еще одного яркого представителя Западной Церкви - блаженного Августина, развившего целый ряд богословских тем и фактически заложившего основу для возникновения схоластического богосло-

вия. Как свидетельствует Анджело Пареди, «мистицизм Амвросия оказал сильное влияние на Августина, а через него - на западное богословие» [1, 216]. Поэтому личность святителя Амвросия Медиоланского имеет большое значение для понимания как истории Церкви, так и христианского вероучения.

По меткому выражению М. Казакова, «четвертый век по значимости для судеб христианства и его дальнейшей истории можно поставить на второе место после времени самого Христа и века апостолов» [2, 6]. Четвёртый век также называется «Золотым веком христианства». В 313 г. император Константин Великий издаёт «Миланский Эдикт» о веротерпимости, который уравнял христианство в правах с другими религиями на территории Римской империи. После продолжительных гонений на Церковь христиане, наконец, получили свободу. С этого времени активно формулируется церковное учение, развивается богословие.

Во второй половине IV века одним из наиболее ярких церковных писателей и деятелей на Западе был святитель Амвросий Медиоланский. Он родился в Тревире (современный Трир - старейший город Германии) в знатной христианской семье. Мнения ученых о датировке его рождения расходятся: В. А. Никитин, протоиерей Иоанн Мейендорф, А. Л. Дворкин, Оливье Клеман называют 333-334 гг.; К. Е. Скурат, опираясь на мнение Г. В. Прохорова, 333 г. или 340 г., А. Р. Фокин говорит о 339 г. Г. В. Прохоров считает, что это 333 г. или 340 г., и дает этому свое объяснение на основании «Письма к Северу» (№ 59, 3 - 4). «В этом письме святой Амвросий говорит о разразившихся над империей военных бурях и нашествии варваров, упоминает о себе, как 53-летнем старце. Но вопрос в том, какие военные бури описывает Амвросий: при узурпаторе Максиме в 387-388 гг. или при узурпаторе Евгении в 393-394 гг. С принятием первого предположения рождение святого Амвросия нужно относить к 333 г., с принятием второго - к 340 г.» [3, 5].

Отец святого Амвросия, которого также звали Амвросий, был префектом Галлии. В свое время император Константин Великий назначил Амвросия-старшего преторианским префектом Галлии. Через некоторое время после рождения святого его отец геройски погиб, сражаясь за императора Константина II. После смерти мужа мать будущего святителя, имя которой неизвестно, вместе с детьми Марцеллиной, Сатиром и Амвросием отправляется в Рим. В Риме Амвросий получил превосходное образование, соответствующее своему происхождению. Вместе с ним учился и его старший брат Сатир.

Как пишет К. Е. Скурат, «святой Амвросий хорошо изучил греческую и латинскую литературу, античную философию, ораторское искусство. Уже в эти годы у него проявился глубокий интерес и к истинам христианской веры и благочестия» [4, 449-450].

С христианством он был знаком еще с детства, так как родители его приняли крещение от святого Афанасия Александрийского (память 18 января / 31 января; 2 мая / 15 мая), который пребывал в ссылке в Трире с 335 по 337 гг. Родители святого воспитывали своих детей в духе христианского благочестия. «Его двоюродная сестра, святая мученица Сотерия (Соферида), дева Римская (память 17 октября по Юлианскому / 10 февраля по Григорианскому календарю), пострадала за веру в 304 г. - последний год тиранического правления императора Диоклетиана» [5, 18].

Родная сестра Марцеллина приняла монашество и помогала матери воспитывать своих братьев.

Катехизатор Симплиций был ему другом и как отец заботился о нем, а епископ Римский святой Дамас I (память в Католической Церкви совершается 11 декабря) часто посещал их семью.

Следуя по стопам своего отца, примерно в 370 г. будущий святитель закончил образование и стал адвокатом. Первым местом его адвокатской практики стала префектура города Сирмий (ныне - Сремская Митровица, Сербия). Чуть позже благодаря успехам в работе он был переведен в Римскую преторию. Именно там его заметил префект Рима Проб, который приблизил Амвросия к себе и дал ему место советника префекта. Впоследствии Проб рекомендовал Амвросия императору Валентиниану I (321-375 гг.), который и назначил его в 373 г. на освободившийся пост префекта Италии, а именно - провинции Лигурии и Эмилии с центром в Медиолане (современном Милане) - городе, где проживал император и его двор. Проб, провожая Амвросия на место нового служения, сказал ему пророческие слова: «Иди, поступай не как судья, а как епископ» [6, 5].

В конце 374 г. в Медиолане умирает арианский епископ Авксентий, и в соответствии с церковной традицией народ был призван к избранию нового епископа. Все население Милана разделилось на две партии: православную и арианскую. Последняя была очень сильной, так как имела покровительство императрицы Юстины. В назначенный день собрались тысячи верующих, спорящих между собой, кого им выбрать. На это собрание прибыл также префект Амвросий, который выступил перед собравшимися жителями с призывом сохранять мирное настроение. Предание повествует следующее: «Когда во время выборов на место скончавшегося ари-анского епископа Авксентия народное собрание разделилось во мнениях, в храме услышали голос ребенка: «Амвросий епископ!» Народ подхватил этот крик, и все кричали: «Амвросий епископ!» Это было принято как указание свыше» [4, 450].

Руфин Аквилейский в своей «Церковной истории» об избрании префекта Амвросия во епископы говорит следующее: «Когда он увидел, что городу угрожает погибель, в соответствии с положением своим и должностью, желая устранить разногласия народа, он немедленно отправился в церковь. И когда он там много говорил в соответствии с законом и народной традицией ради установления покоя и мира, неожиданно поднялся крик и единый голос сражающегося между собой и спорящего народа. Жаждавшие видеть Амвросия епископом призывали немедленно крестить его (ведь он был оглашенным) и поставить над ними епископом: народ будет единым и единой вера, только если Амвросий будет дан им священником» [7, 270].

Как замечает Г Прохоров, «выбор не случайно пал на префекта Амвросия. Дело в том, что Амвросий за свои добрые качества пользовался в народе большим уважением; поэтому и та, и другая партия больше, чем ничего не могла иметь против его кандидатуры» [6, 6].

Префект Амвросий сначала решил не принимать епископский сан, но, по словам его жизнеописателя Павлина, после некоторых происшествий смирился с Промыслом Божиим. Он крестился у православных по собственному желанию и на восьмой день, 7 декабря 374 г., был хиротонисан во епископа Медиоланского.

С епископской хиротонией святителя поздравил его современник - святитель Василий Великий (память 1 января / 14 января; 30 января / 12 февраля), который писал: «Дары нашего Господа велики и многочисленны, но я благодарю Его прежде всего за то, что Он разделенным пространством дал возможность и счастье бе-

седовать письмами. Не зная красоты вашего лица, мы узнали красоту внутреннего человека, отразившуюся в вашем письме, как в портрете - ибо уста человеков говорят от избытка сердца. Мы прославляем нашего Господа, Который в различные времена делает мудрый выбор между Своими служителями...» [8, 29].

После принятия священного сана святитель продал свое имение, а средства раздал нищим. Он взялся за наведение порядка в своей епархии. Начал все с исправления жизни священников, устроил при епископском доме пастырские курсы, «пресвитериум» -школу для подготовки священнослужителей наподобие современных семинарий, где сам изучал богословие и одновременно преподавал. Учительство он считал своей главной обязанностью. Для помощи в научении священников и себя самого святитель Амвросий обратился с просьбой к Римскому епископу Дамасу I прислать своего давнего друга, священника Симплиция. Просьба была удовлетворена. Также святителю Амвросию помогал его старший брат Сатир, который был опорой во всех делах.

Начинал свой день святитель с молитв и Божественной литургии, молился он часто и подолгу не только днем, но и ночью. Он старательно изучал Священное Писание, восточное богословие, читал греческих отцов и философию. В ночное время любил писать свои сочинения, проводил время в богомыслии и часто так встречал рассвет. Он был аскетом, вкушал мало пищи, часто постился и строго относился к самому себе.

Святитель также известен своей эрудицией, начитанностью и тем, что одним из первых читал Священное Писание молча. О последнем папа Бенедикт XVI писал следующее: «Когда Амвросий был не с ними, не с народом (а это длилось очень недолго), он или подкреплял свои телесные силы пищей, или духовные - чтением. Здесь Августин выражает удивление, поскольку Амвросий читал Писание молча, только глазами (ср. Исповедь 6,3). На самом деле, в первые христианские века чтение рассматривалось исключительно в рамках декламации, и чтение вслух упрощало понимание также и для самого чтеца. То, что Амвросий мог пробегать страницы одними глазами, для восхищенного Августина было признаком исключительной способности чтения и глубокого знания Писаний. И как раз в этом «чтении без уст», когда сердце стремилось проникнуть в смысл Божьего слова, можно усмотреть метод катехизации Амвросия: само Писание, если оно проникает глубоко в душу, подсказывает то, о чем следует говорить, чтобы привести сердце к обращению» [9, 120].

Кроме того, «святитель Амвросий является глубоким догматистом и тонким экзегетом, а его кажущийся эклектизм проистекает из прекрасного знания как западного,так и восточного богословия того времени. Его письменное наследие способствовало встрече богословской мысли Востока с Западом, благодаря чему оно и приобрело вселенское измерение» [10, 13].

С огромной отцовской любовью он принимал паству по тем или иным вопросам, помогал каждому, как мог: кормил бедных, выкупал пленных, давал ночлег странникам, любил каждого человека, помня заповедь Господа: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39).

«Благородство, наверное, являлось одной из наиболее ярких черт личности Медиоланского святителя, которая производила неизгладимое впечатление на современников. Блаженный Августин, испытавший воздействие этой благородной личности и под влиянием

Миланского архипастыря сделавший решительный шаг в сторону религии Христовой, так описывает свою встречу с ним: "Я приехал в Медиолан к епископу Амвросию, к одному из лучших людей, известных по всему миру, благочестивому служителю Твоему, чьи проповеди неустанно подавали народу Твоему «тук пшеницы Твоей, радовали маслом, опьяняли трезвым вином». Ты привел меня к нему без моего ведома, чтобы он привел меня к Тебе с моего ведома. Этот Божий человек отечески принял меня и приветствовал мое переселение по-епископски. Я сразу полюбил его, сначала, правда, не как учителя Истины, найти которую в Твоей Церкви я отчаялся, но как человека ко мне благожелательного"» [11].

Амвросий при жизни построил две базилики, первую - на бывшем капище в честь языческого бога Эскулапа. Строительство длилось с 379 по 386 гг. Первоначально базилика была освящена в честь святых мучеников Хрисанфа и Дарии, пострадавших в Риме в 283 г. (память 19 марта / 1апреля), а позднее переосвящена в честь святых мучеников, братьев-близнецов Гервасия и Протасия (память 14 октября / 27 октября), мощи которых были в 386 г. чудесно обретены епископом Амвросием в так называемой «Набориане», около мощей святых мучеников Набора и Феликса, двух римских воинов, пострадавших в 303 г. во время гонений императора Диоклетиана (память 12 июля по дореформенному католическому календарю). В настоящее время базилика носит название Амвросианской. В ней хранятся мощи святителя Амвросия Медиоланского. Вторая - базилика Апостольская (сейчас - храм святого мученика Назария Римлянина (память 14 октября / 27 октября)).

В 375 г. стараниями святителя Амвросия произошло перенесение честных мощей святителя Дионисия Миланского (память 25 мая по католическому календарю) из Каппадокии в Медиолан. Святитель Амвросий послал письмо святому Василию Великому с просьбой разыскать мощи епископа Дионисия. Епископ Дионисий был сослан императором Констанцием II после Миланского собора 355 г. за свои антиарианские взгляды и за то, что не осудил святителя Афанасия Великого. После того, как он был сослан в Армению, кафедру в Медиолане занял арианский епископ Авксентий, предшественник святителя Амвросия, а святитель Дионисий умер в ссылке. Впоследствии его тело было перенесено в один из храмов Каппадокии.

Медиоланский святитель был замечательным проповедником и учителем нравственности. Именно под действием его слов в 387 г. в христианство обратился блаженный Августин и многие язычники и еретики не только Медиолана, но и всей империи.

Вот что говорит блаженный Августин о своих впечатлениях от проповедей епископа Медиоланского: «Особенно подействовало на меня неоднократное разрешение загадочных мест Ветхого Завета; их буквальное понимание меня убивало. Услышав объяснение многих текстов из этих книг в духовном смысле, я стал укорять себя за то отчаяние, в которое пришел когда-то, уверовав, что тем, кто презирает и осмеивает Закон и Пророков, противостоять вообще нельзя. Я не думал, однако, что мне следует держаться церковного пути: у православной веры есть ведь свои ученые защитники, которые подробно и разумно опровергнут то, чего я держался, раз защищающиеся стороны равны по силе. Православная вера не казалась мне побежденной, но еще не предстала победительницей» [12, 141].

Известно также и о чудотворениях епископа при

жизни. Пребывая в Риме в 382 г, святой Амвросий исцелил от паралича знатную матрону в ее доме на Трастевере: больная исцелилась, прикоснувшись к одеждам святителя во время евхаристической молитвы.

Также святитель активно боролся с язычеством, арианством и с другими еретическими учениями своего времени. Именно благодаря влиянию святителя Амвросия на императора Грациана (359-383 гг.), старшего сына императора Валентиниана I от первой супруги Марины Севиры, в 382 году последний приказал вынести из сената статую Виктории и прекратить выдачу государственной субсидии на нужды языческого культа.

Императрица Юстина, вторая жена императора Валентиниана I, активно поддерживала ариан и всячески пыталась им помочь. Так, в 385 и 386 гг. она пыталась отнять базилику и другие храмы, принадлежавшие православным, и передать их арианам, но святитель наотрез отказал ей в этом, написав письмо императору, в котором он говорил, что отдает «кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21). Народ заступился за своего епископа, спрятав его в храме, и императрица-мать, боясь того, что вспыхнет народное восстание, отступила от посягательств на православные храмы.

Именно в этот период епископ вводит впервые на западе антифонное пение, которое было уже известно на востоке. «Амвросий Медиоланский ввел пение в местной церкви с сугубо практической целью - использовать музыку для более глубокого внедрения христианского мироощущения в сердца верующих» [13, 379].

Будучи самоотверженным епископом и гражданином, Амвросий по просьбе все той же Юстины не раз спасал империю от войн. Сократ Схоластик в своей «Церковной истории» пишет следующее: «Магн Максим, испанец по происхождению, один из предводителей британских легионеров, был провозглашен августом в начале августа 383 г. и через несколько дней высадился в Галлии. Грациан в это время находился в Паризии (Париже). Галльские войска изменили императору, и он бежал в Лугдун (Лион), где был схвачен и убит 25 августа 383 г. Валентиниан II был вынужден признать Магна Максима соправителем, поскольку не мог рассчитывать на помощь Феодосия Великого, который был озабочен гуннской угрозой с севера и непредсказуемостью нового персидского шаха Шапура III на Востоке. Посредническую роль в переговорах Валентиниана II и узурпатора сыграл Амвросий Медиоланский» [14, 342-343].

В 383 г. восстали британские легионы, которые убили императора Грациана и провозгласили императором своего вождя, испанского офицера Максима. Его как императора-соправителя признали не только британские, но и галльские легионы. Узурпатор Максим выдвинул два условия на выбор второму императору-соправителю Феодосию II: первое - объединить силы против общих врагов империи, заключив мир, и второе -начать братоубийственную войну. Император Феодосий в сложившейся ситуации лучшим выбором предпочел слова Цицерона: «Лучше худой мир, чем хорошая война». Вторая жена императора Валентиниана I Юстина, опасаясь за безопасность себя и своего сына, а также западной части империи, отправила посольство в Трир, в резиденцию Максима. Во главе посольства был Медиоланский епископ Амвросий, бывший враг императрицы-матери, но ставший союзником на время общей беды. Он лично испросил тело убитого императора, но Максим отказал и потребовал приезда малолетнего императора Валентиниана II (371-392 гг.) с его матерью Юстиной в Трир. Но святителю удалось

его отговорить от военных действий и спасти империю и западную её часть на некоторое время. Вскоре Максим решает напасть на Италию, мудрое наставление епископа Амвросия не сдерживает его. Малолетний император Валентиниан II бежит в Фессалоники со своей матерью, а Максим с войском приходит в Медиолан. Через год Феодосий, собрав огромное войско, направляется в Медиолан. «Армия Феодосия столкнулась с армией Максима у Сисции (совр. Сисак на реке Сава). Несмотря на усталость после долгого марша, солдаты императора в полном вооружении переплыли реку и, выйдя на другой берег, атаковали мятежников и обратили их в бегство. Вскоре после этого столкновения узурпатор был схвачен в Аквилее» [14, 343].

Узурпатора Максима выдали собственные воины, и Феодосий Великий затем казнил его. В 388-391 гг. император Феодосий Великий (346-395 гг.) остается в Италии, сделав своей резиденцией Медиолан.

Являясь человеком глубоко духовным и в то же время мудрым политиком, епископ Медиолана пользовался авторитетом в императорской семье. Императоры Валентиниан I, Грациан, Валентиниан II и Феодосий всегда советовались с ним и прибегали к его помощи.

«В 390 г. Амвросий отлучил Феодосия от причастия за резню в Салониках, ясно продемонстрировав таким образом роль Церкви в христианизации общества: Церковь протестовала против дел, нарушающих естественные законы человечества и противные нравственности, а не только выступала исходя из своих собственных частных интересов. Император должен был пройти через публичное покаяние и лишь после него был вновь допущен до причастия» [15, 86].

Известно, что святой Амвросий обратил к истинной вере маркоманов - одного из Германских народов, в пятом веке живших в Баварии, который угрожал Римской империи войной. «Фритигильда - супруга царя, - услышав о мудрости и святой жизни Амвросия, просила у него наставления. Он письменно изложил ей христианское учение, и она, поняв истинную веру, просветила и супруга и свой народ, после чего супруг заключил с Римом мирный договор» [16,8].

4 ноября 393 г. святой Амвросий прибыл в Болонью по приглашению местного епископа Евсевия. Оба епископа с многочисленною паствою обрели мощи мучеников Агриколы и Виталия (память 4 ноября по католическому календарю) на еврейском кладбище Болоньи. Мученики пострадали во время гонения Диоклетиана, были распяты на крестах. Есть предположение, что они оба или один из них были по происхождению евреи, и это поспособствовало объединению евреев и христиан Болоньи, которые прославляли Бога вместе.

Имеются сведения о том, что в 390-х годах святитель основал в окрестностях Милана новый мужской монастырь.

В 395 г. умер император Феодосий Великий. Новым императором стал сын Феодосия Великого Гонорий (395-423 гг.) Он находился под влиянием своего первого министра Стилихона, который недолюбливал святого Амвросия.

Отойдя от дел императорской семьи, святитель по-прежнему занимался делами церковными. Являясь высоконравственной личностью, отцом своей паствы, святитель Амвросий воспитал своих чад в духе Евангелия, в духе христианского благочестия и патриотизма. Он посеял духовное семя среди Миланской паствы, обильно поливал его нравственными наставлениями и взрастил в огромное дерево под названием Миланская Церковь.

К концу своих дней святитель Медиоланской па-

ствы тяжело заболел, и за пару дней до кончины ему было видение, в котором Спаситель звал его к Себе. После этого святой сказал известные слова: «Только до Пасхи буду с вами».

«Великий святитель преставился ко Господу утром в Страстную субботу, 4 апреля 397 г, сразу после того, как он причастился Святых Христовых Тайн. Он был похоронен в базилике и поныне носящей его имя, рядом с гробницей святых мучеников Гервасия и Протасия. Почитание Медиоланского святителя началось сразу же после его кончины. В 422 г появилось латинское Житие святого, написанное его секретарем Павлином, в котором рассказывалось о многочисленных чудесах, совершенных при жизни и после смерти святителя» [10, 25]. Память святителя Амвросия Медиоланского в Православной церкви празднуется 7 декабря/ 20 декабря.

«Святитель Амвросий Медиоланский - один из самых выдающихся богословов, экзегетов и церковных проповедников латинского Запада. Дошедшая до наших дней часть его наследия включает около 40 творений, не считая десяти книг писем, подготовленных им для публикации (кроме 14 писем extra collectionem), гимнов и эпиграмм (стихотворных надписей к изображениям в базилике). Такого мнения придерживаются H.A. Кулькова, Т.Л. Александрова, Г.Е. Захаров» [10, 26].

Патролог А. Фокин считает иначе, утверждая, что «ему принадлежит более 30 сочинений по различным догматическим, экзегетическим, нравственно-аскетическим и литургическим вопросам. При этом в своем богословии святитель Амвросий удачно сочетает, с одной стороны, лучшие достижения западной и восточной богословской мысли своего времени, a с другой - теоретико-догматические элементы с нравственно-практическими» [17, 369].

Творения святителя Амвросия Медиоланского можно разделить на следующие группы: трактаты, слова, письма, гимны.

ТРАКТАТЫ

Из трактатов наиболее яркими являются следующие литературные труды святителя:

1) «О рае», в котором представлены комментарии святителя на Библейское повествование о рае и пребывании в нём первых людей, их грехопадении;

2) «Шестоднев», описывающий творение мира и объясняющий первые стихи книги Бытия;

3) «О Ное», повествующий о жизни ветхозаветного патриарха Ноя и его семьи до потопа, во время строительства ковчега и после потопа;

4) «О вере». Сочинение догматического характера, направленное против арианства, излагающее учение о Троице и Лице Спасителя;

5) «О Святом Духе». Учение о Святом Духе и Его действиях по отношению к миру;

6) «О тайне Господнего воплощения» - основой стала проповедь. Повествует о воплощении Сына Божиего, О Троице. Направлен против ариан и аполлинариан;

7) «Две книги о преставлении брата Сатира». Здесь святитель вспоминает смерть своего брата Сатира и его жизнь.

НРАВСТВЕННО-АСКЕТИЧЕСКИЕ ТРУДЫ

Самыми важными в этом направлении являются следующие труды: «Об обязанностях священнослужителей» (De officiis ministrorum) в трех книгах.

Тема, которую святитель наиболее развил, -это тема девства. Теме девства святитель посвятил шесть трактатов, а именно: 1) «О девственницах»

(De virginibus) в трех книгах, 2) «О вдовицах» (De viduis) в одной книге, 3) «О девстве» (De virginitate) в одной книге, 4) «О воспитании девственницы и при-снодевстве Святой Марии» (De institutionevirginis et S. Mariae virginitate perpetua) в одной книге, 5) «Увещание к девству» (Exhortatiovirginitatis) в одной книге, 6) «О падении посвященной девственницы» (De lapsu virginisconsecratae) в одной книге.

«О должностях священнослужителей Церкви Христовой». Руководство для пастырей.

«Две книги о покаянии». Трактат, направленный против еретиков новациан, которые учили, что тяжких преступников нельзя прощать. Святитель здесь также говорит, что нельзя отлагать покаяние.

СЛОВА

Из слов выделяют следующие наиболее известные:

- «О кресте Господа нашего Иисуса Христа», «О таинстве крещения и к оглашенным», «О том, кто больший есть в Царствии небеснем», «О зерне горчишном», «О многоценном бисере», «О пользе постов», «На апостольские слова: «Аще ли ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, все во славу Божию творите» (I Кор. 10: 31), «На двунадесятые праздники, дни великих святых» и др.» [4, 454-455];

- «Слово на Святую Пасху святителя Амвросия, епископа Медиоланского». В этом слове святитель поздравляет всех с Пасхой и говорит следующее: «Воскресение Господа нашего для умерших есть жизнь, для грешников - отпущение, для святых - слава» [18, 36-39];

- слово «О преставлении брата Сатира». Это слово святитель произнес на погребении своего старшего брата Сатира. Скорбя о нем и вспоминая его нравственную жизнь, он приводит брата в пример и благодарит за него Бога;

- слово «О надежде воскресения» было оглашено перед могилой брата Сатира в седьмой день после его смерти. Главная мысль этого слова - вера в воскресение и вечную жизнь каждого живущего и почившего человека;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- слово «На смерть младшего Валентиниана императора» было произнесено на погребении императора Валентиниана;

- «На смерть Феодосия Великого». Слово было сказано на перенесение тела императора из Милана в Константинополь на сороковой день после смерти;

- «Слово о взаимной любви христиан». В этом слове святитель Амвросий пишет о первых христианских общинах, о любви между христианами, ссылаясь на книгу Деяний апостольских. Далее он повествует об отношениях христиан своего времени, в которое умножились беззакония и нет любви. Святитель осуждает пороки и призывает христиан помогать своим ближним;

- «Слово обличительное по случаю затмения луны». Здесь автор обличает жителей Милана в том, что они пытались помочь Богу своими воплями восполнить изнемогающую луну, чтобы она опять стала полной. Святитель в своем слове обличает паству в грехах и беззакониях, а в первую очередь, в неверии во всемогущество Божие. Епископ научает паству послушанию и приводит в пример луну, которая послушна Богу. В конце слова он пишет: «Итак, я не хочу, чтобы ты подобен был луне, когда она затмевается, но уподобляйся ей полной и совершенной, как написано о праведном: яко луна совершена в век, и свидетель на небеси верен (Пс. 88:38)» [19, 36-41];

- «Отдельный сборник слов составляет последовательное изъяснение Евангельской истории и учения»

— «Expositio Evangelii secundum Lucam». Данный сборник представляет собой и изъяснение 118 псалма» [4, 456].

ПИСЬМА

Насчитывается 91 письмо различного рода и направленности. Выделяют частные письма, догматические, экзегетические, моральные, пастырские, цер-ковно-административные. Письма святителя являются историческими источниками IV века. Из писем самыми известными являются следующие:

1) «Письмо XVII. Амвросий епископ - превосходнейшему государю и христианнейшему императору Валентиниану II». В этом письме святитель Амвросий хвалит выбор императора быть христианином, но говорит о том, что поддержка язычества - неправильное дело и не за чем слушать сенат;

2) «Письмо Амвросия к Квинту Аврелию Симмаху». Направлено Квинту Аврелию Симмаху, который был Римским консулом и просил у императора Валентиниана II реабилитации богов из римского пантеона. Святитель Амвросий написал ответ. В нем он защищает христианскую веру и подтверждает правильность решения императоров об отмене покровительства язычеству и о том, что многобожие не есть истинная вера, которую даже нехристианские философы отвергают.

ГИМНЫ

Всего насчитывается около 30 гимнов, приписываемых перу святителя, но из них ученые считают бесспорно написанными самим святителем Амвросием от 12 до 18.

Самыми распространёнными являются следующие гимны: «Aeterne rerum conditor» (Бессмертный Творец всего сущего), «Deus creator omnium» (Бог, Творец всего сущего), «Jam surgit hora tertia» (Уже наступает час третий), «Veni redemptor gentium» (Приди, Спаситель народов), «Te Deum Laudamus» (Тебя, Бога, хвалим).

Самым известным гимном является «Te Deum Laudamus» (Тебя, Бога, хвалим), написанный святителем Амвросием во время гонения императрицы Юстины. Он впервые на Западе ввел пение гимнов. При этом он не только их составил, но и переложил на современные ему ноты. «Исходя из принципа, что единая Церковь Христова должна стремиться к единству в богослужении, св. Амвросий старался ввести во всех церквах единообразное духовное пение. С этой целью он установил четыре лада, заимствовав их из древнегреческой музыки и положив их в основание церковных мелодий. Эти четыре лада, получившие название Амвросианских, составляют основу всего христианского пения. Мелодии, построенные на этих ладах, назывались тропами, а самое пение, основанное на этих ладах, называлось Амвросианским и было строго диатоническим» [20, 181].

Жизнь и церковное служение святителя оставили глубокий след в христианской истории. Его авторитет был настолько велик, что наряду с обширнейшей церковной деятельностью он оказывал влияние и на государственную политику, тем самым создав значимый прецедент в отношениях государства и церкви. Народная любовь, внимание к его литературному таланту явили себя и после его кончины: он прославлен как святой и в Православной церкви, и в католической, где он почтен титулом одного из четырех великих латинских учителей церкви.

Список литературы

1 Пареди А. Святой Амвросий Медиоланский и его время. Милан, 1991. 265 с.

2 Мацегора М. Г. Трактат святителя Амвросия Медиоланского «О Святом Духе» //Христианское чтение. 2010. №3.

3 Прохоров Г. В. Нравственное учение св. Амвросия, епископа Медиоланского. Санкт-Петербург, 1912. 438 с.

4 Скурат К. Е. Воспоминания и труды по патрологии (1-4 век). М., 2006. 568 с.

5 Святитель Амвросий Медиоланский. Две книги о покаянии. Две книги о преставлении брата его Сатира. Слово утешительное на смерть императора Валентиниана Младшего. Слово на смерть Феодосия Великого. Церковь, мистическая Ева. Гимны. М., 1997.

6 Амвросий Медиоланский, святитель. Об обязанностях священнослужителей / святитель Амвросий Медиоланский. М.; Рига, 1995. 380 с.

7 Руфин Аквилейский. Церковная история. Рождение латинской христианской историографии. С приложением перевода «Церковной истории» Руфина Аквилейского. СПб., 2005.

8 Финкевич М., иерей. Святой Амвросий Медиоланский и его пастырская деятельность : курсовое сочинение по кафедре пастырского богословия. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1969.

9 Бенедикт XVI. Отцы Церкви. От Климента Римского до святого Августина. М., 2012.

10 Амвросий Медиоланский, святитель. Собрание творений: На латинском и русском языках. М., 2012. Т. I.

11 Святой Амвросий Медиоланский как представитель Золотого века святоотеческой письменности / Введение к переизданию книги И. И. Адамова. URL:http://www.mpda.ru/ publ/text/57394/text.html (дата обращения : 15.04.2014).

12 Августин Блаженный. Исповедь. М., 1991. 488 с.

13 Бычков В. В. Эстетика отцов Церкви. М., 1995. 437 с.

14 Сократ Схоластик. Церковная история. М., 1996.

15 Дворкин А. Л. Очерки по истории вселенской Православной Церкви : курс лекций. Нижний Новгород, 2003. 340 с.

16 Амвросий Медиоланский, святитель. О девстве и браке. М., 2000. 302 с.

17 Фокин А. Начала богословия святителя Амвросия Медиоланского // М.: Альфа и Омега. 2001. № 3. С. 369-380.

18 Смирнов П. Церковная проповедь на двунадесятые праздники : слова, беседы и поучения святых отцев и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Киев, 1904. Ч. 1. 861 с.

19 Святого Амвросия епископа Медиоланского Слово обличительное по случаю затмения луны // Христианское чтение. 1840. Ч. 3.

20 Финкевич, М., иерей. Святой Амвросий Медиоланский и его пастырская деятельность : курсовое сочинение по кафедре пастырского богословия. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1969. 205 с.

серия «гуманитарные науки», выпуск 12

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.