предприятий, отраслей, регионов России. Сборник статей IV Всероссийской научно-методической конференции. - Пенза: Приволжский дом знаний, 2011 С.48 - 50
2. Шилова К.А. Телефонные разговоры делового человека. М., 1993 - 71 с.
3. Акишина Н.А. Речевой этикет русского телефонного разговора. М., 2012 -114 с.
4. Игебаева Ф.А. Деловое общение: практикум. - Уфа: «Башкирский ГАУ», 2010 - 112 с.
УДК. 341
Каратеева Е.Д. преподаватель правовых дисциплин
Шамова Е.О. преподаватель правовых дисциплин Центр-колледж прикладных квалификаций ФГБОУВО Мичуринский ГАУ Россия, г. Мичуринск ЮРИСПРУДЕНЦИЯ: ВОПРОСЫ РОССИЙСКОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Аннотация: В статье рассматривается совокупность основных связей, отношений и взаимодействий, определяющих важнейшие черты и тенденции той или иной системы. Взаимодействие международного права и Российской правовой системы, заключается в том, что вопросы соотношения и взаимодействия международного права и правовой системы России приобретают особое значение в контексте процессов интеграции и глобализации. Конституционное право закрепляет механизмы распространения действия международно-правовых актов, международного права на национальные правовые системы. Вопросы российского и международного права обеспечивают решение многих социально значимых проблем.
Ключевые слова: Российское и международное право, юриспруденция, правовое регулирование, международные правовые нормы.
Karataeva E.D. Shamova E.O. teachers of legal disciplines Center-College of applied qualifications FSBEI Michurinskiy state agricultural UNIVERSITY
Russia, Michurinsk LAW: RUSSIAN LAW AND INTERNATIONAL LAW Abstract: the article deals with a set of basic relationships, relationships and interactions that determine the most important features and trends of a system. The interaction of international law and the Russian legal system, is that the issues of correlation and interaction of international law and the Russian legal system are of
particular importance in the context of the processes of integration and globalization. Constitutional law establishes mechanisms for the extension of international legal acts and international law to national legal systems. Issues of Russian and international law provide a solution to many socially significant problems.
Key words: Russian and international law, jurisprudence, legal regulation, international legal norms.
Международная жизнь имеет свои особенности, что должно найти отражение в международно-правовых нормах, призванных регулировать сложные международно-правовые отношения. Только в результате учета всех этих особенностей в правовых нормах можно говорить об эффективности международного права, без чего невозможно обеспечить развитие международного сообщества, предвосхищая и разрешая все проблемы, которые могут возникнуть в процессе развития человеческой цивилизации, с тем, чтобы предотвратить те последствия, которые полны реальной опасности, угрожающей установившемуся качеству международного сообщества. Для понимания тенденции развития и роли международного права в жизни международного сообщества необходимо представить качество той среды, в которой оно функционирует и должно функционировать, оценивая статические и динамические аспекты этой среды, являющейся выражением специфичного сознания человечества. Эта специфичность заключается в том, что человечество по мере своего развития создало международное сообщество, отличающееся от механической совокупности стран и народов. Сообщество по мере своего развития, переоценивая и осмысливая основные катализаторы своего развития, усовершенствовало, эволюционизировало свою правовую базу, основным предназначением которой на современном этапе является обеспечение безопасности и мира, определенной стабильности в международных отношениях и предсказуемости поведения участников этих отношений. Именно эти черты отличают общность от простой совокупности.
Неотъемлемым свойством правового регулирования, проникающего во все сферы общественной жизни, остаётся его тесная связь с суверенной волей государства и общества гарантирующего принудительное исполнение действующих правил. Вопрос о взаимоотношении государства и общества носит дискуссионный характер. Общество может и должно взаимодействовать с государством и влиять на его политику, сохраняя за собой верховный суверенитет в отношении к государству, его учреждениям, ответственности, назначению на государственную службу и устранению от нее. Государство обеспечивает внешнюю и внутреннюю безопасность граждан и социальную защищенность общества. Поэтому правовое принуждение не может выйти за пределы территории, где господствует суверенитет государства. Однако существуют такие общественные отношения, которые не ограничиваются территориальными рамками одной
страны. Сюда относятся межгосударственные отношения, где субъектами взаимодействий становятся сами суверенные страны, международная торговля и перевозки, деятельность международных организаций.
Взаимодействие международного права и Российской правовой системы, заключается в том, что вопросы соотношения и взаимодействия международного права и правовой системы России приобретают особое значение в контексте процессов интеграции и глобализации. Конституционное право закрепляет механизмы распространения действия международно-правовых актов, международного права на национальные правовые системы. Институт международно-правовых норм и правовые системы служат созданию государством необходимых для международного договора внутригосударственных актов. Если международным договором РФ установлены правила, отличные от предусмотренных гражданским законодательством, то применяются положения международного договора.
Конституция Российской Федерации 1993 г. в ст.15 утверждает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в качестве составной части правовой системы Российской Федерации. Они действуют на основе принципа непосредственности действия международно-правовых норм. Однако речь идет не о любой норме международного права, а лишь об императивных нормах, обладающих общеобязательным характером, - jus cogens. Императивная норма общего международного права «принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой международного права, носящей такой же характер». Исчерпывающего перечня норм, обладающих подобным императивным характером, международное право не дает. К ним, бесспорно, следует отнести лишь приведенные в Уставе ООН и в Декларации о принципах международного права 1970 г. основные принципы международного права.
Проблема непосредственности действия международно-правовых норм - предмет принципиальной дискуссии в отечественном правоведении. Сторонники непосредственного действия (И.П. Блищенко, М.М. Солнцев) и его категорические противники (В.Г. Буткевич, С.В. Черниченко, В.А. Василенко, А.Л. Маковский, К.Ф. Егоров, О.П. Коровин) расходятся не столько в подходе к роли международно-правовых норм, сколько в толковании самого явления «непосредственное применение». Непосредственное применение не должно толковаться как действие норм международного права вне конституционных основ и требований национального права и вопреки им.
На основе анализа положения Конституции РФ о том, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора, нельзя утверждать, будто приоритет над национальным законодательством имеют любые договорные нормы международного права.
Подобным договором является только международный договор Российской Федерации межгосударственного, межправительственного или межведомственного характера, ратифицированный и официально опубликованный. Хотя Конституция РФ не конкретизирует, что речь идет лишь о ратифицированном международном договоре, именно такой договор выступает в качестве источника российского права. Именно в момент ратификации международного договора Россия принимает на себя все обязательства по нему. Это нашло отражение в формулировке Верховного Суда РФ, отметившего, что речь идет о международном договоре, «решение о согласии на обязательность которого для РФ было принято в форме федерального закона».
Соотношение норм международного права и международных договоров России наряду с ч.4 ст.15 Конституции закрепляется в п. «б» ст.86, п. «г» ст.106, ч. 6 ст.125 Конституции Российской Федерации и Федеральном законе «О международных договорах Российской Федерации».
Российское законодательство в ст.6 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» закрепляет следующие процедуры включения положений международно-правовых актов, международных соглашений России в российскую правовую систему: согласие Российской Федерации на обязательность для нее международного договора; подписание международного договора; обмен документами, образующими договор; ратификация; утверждение; принятие; присоединение; иные способы выражения согласия по договоренности сторон.
Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» устанавливаются процедуры ратификации и требования, предъявляемые к данной процедуре. Так, правом внесения в Государственную Думу ФС РФ на ратификацию международных договоров обладают только Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации (единственное исключение из этого положения установлено ст.16 Закона). Закон выдвигает следующие требования к содержанию предложения о ратификации: оно должно содержать копию официального текста международного договора, обоснование целесообразности его ратификации, определение соответствия международного договора законодательству Российской Федерации и в первую очередь Конституции РФ, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий ратификации международного договора.
Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» впервые в отечественном праве закрепляет положение, что вместе с осуществлением процедуры ратификации должны быть определены меры по обеспечению выполнения Россией ратифицируемого договора и выработаны механизмы защиты интересов России в связи с участием в ратифицируемом договоре. На международные договоры в полной мере распространяется положение Конституции Российской Федерации об
обязательном опубликовании нормативных правовых актов и о неприменении любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы (ч.3 ст.15 Конституции РФ).
Вопросы российского и международного права обеспечивают решение многих социально значимых проблем. Прогрессирующая дифференциация социальных систем, усложнение их структуры делает необходимым уточнение исходных базовых моментов концепции российского и международного права.
Поэтому наиболее корректной представляется позиция исследователей, являющихся сторонниками трансформации положений международного права в национальную правовую систему (Г.И. Тункин, Е.Т. Усенко, Г.В. Игнатенко, И.И. Лукашук, Р.А. Мюллерсон, Г.И. Курдюков, А.М. Васильев).
Использованные источники:
1. Конституция РФ (принятая всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 Nö-ФКЗ, от 30.12.2008 Ш-ФКЗ, от 05.02.2014 Ш-ФКЗ, от 21.07.2014 Nll-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 03.03.2014. - N9. -Ст. 851.
2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций./ Г.В. Атаманчук.- М.: Юридическая литература, 1997.- 217с.
3. Гребенюк Е.И. Технические средства информатизации: учеб. / Е.И. Гребенюк, Н.А. Гребенюк.-М.: Академия, 2003. - 272 с.
4. Гомола А.И. Гражданское право: учебное пособие / А.И. Гомола - М.: Мастерство, 2002.- 347с.
5. Арато А.И. Концепция гражданского общества: восхождение, упадок и воссоздание - и направления для дальнейших исследований // Полис. 1995 г. № 3.