Научная статья на тему 'Юрисдикция Республики Беларусь на борту гражданских воздушных судов, зарегистрированных в Республике Беларусь'

Юрисдикция Республики Беларусь на борту гражданских воздушных судов, зарегистрированных в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
931
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕЙСТВИЕ / УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН / ЮРИСДИКЦИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОЗДУШНОЕ СУДНО / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ACTION / CRIMINAL LAW / JURISDICTION / CIVIL AIRCRAFT / OFFENSE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Янчук Д.М.

Действие закона в пространстве является одним из важнейших и неотъемлемых положений, определяющих юрисдикцию государства на те, или иные правоотношения. Данная статья раскрывает проблему действия уголовного закона Республики Беларусь в пространстве, а именно отсутствия регламентации юрисдикции Республики Беларусь на гражданские суда, находящиеся на территории, подпадающей под юрисдикцию другого государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The operation of law in space is one of the most important and inalienable provisions defining the state’s jurisdiction over these or other legal relations. This article reveals the problem of the operation of the criminal law of the Republic of Belarus in the space, namely the lack of regulation of the jurisdiction of the Republic of Belarus on civil courts located in the territory under the jurisdiction of another state.

Текст научной работы на тему «Юрисдикция Республики Беларусь на борту гражданских воздушных судов, зарегистрированных в Республике Беларусь»

5. Мамонова И.В. Особенности налогообложения процентов по долговым обязательствам // Налоговая политика и практика. 2010. № 10 (94). С. 44-54.

6. Старкова Н.О. Особенности налогового регулирования электронной коммерции в РФ // Вестник НГИЭИ. 2017. № 9 (76). С. 118-125.

Янчук Д.М.

Научный руководитель:

ст.пр. Прокуда О.Ю.

ЮРИСДИКЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА БОРТУ ГРАЖДАНСКИХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Барановичский государственный университет

Ключевые слова: действие, уголовный закон, юрисдикция, гражданское воздушное судно, правонарушение.

Keywords: action, criminal law, jurisdiction, civil aircraft, offense.

Аннотация: Действие закона в пространстве является одним из важнейших и неотъемлемых положений, определяющих юрисдикцию государства на те, или иные правоотношения. Данная статья раскрывает проблему действия уголовного закона Республики Беларусь в пространстве, а именно отсутствия регламентации юрисдикции Республики Беларусь на гражданские суда, находящиеся на территории, подпадающей под юрисдикцию другого государства.

Abstract: The operation of law in space is one of the most important and inalienable provisions defining the state's jurisdiction over these or other legal relations. This article reveals the problem of the operation of the criminal law of the Republic of Belarus in the space, namely the lack of regulation of the jurisdiction of the Republic of Belarus on civil courts located in the territory under the jurisdiction of another state.

Вопросы юрисдикции Республики Беларусь на борту гражданских воздушных судов, зарегистрированных в Республике Беларусь в настоящий момент являются актуальными. Анализ положений Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК) и Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее -КоАП), закрепляющихюрисдикцию на борту указанных судов, позволил выявить проблему, которая заключается в отсутствии регламентации юрисдикции Республики Беларусь на воздушных и

водных гражданских судах, зарегистрированных в Республике Беларусь (ходящих под флагом Республики Беларусь), находящихся на территории на которую распространяется юрисдикция другого государства.

Если обратиться к содержанию ст. 1.4 КоАП, то можно наблюдать больший диапазон осуществления юрисдикции Республики Беларусь касательно административных правонарушений, нежели диапазон осуществления её юрисдикции касательно уголовных преступлений. Часть 3 ст. 1.4 КоАП гласит: «подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП физическое лицо, совершившее административное правонарушение на судне под флагом Республики Беларусь, находящемся вне пределов внутренних вод Республики Беларусь, или на воздушном судне, зарегистрированном в Республике Беларусь, находящемся в воздушном пространстве вне пределов Республики Беларусь, на военном корабле или военном воздушном судне Республики Беларусь независимо от места их нахождения, а также на территории официального представительства Республики Беларусь, на которую распространяется административная юрисдикция Республики Беларусь» [1]. В рамках данной статьи сделаем акцентна юрисдикцию белорусского законодательства конкретно на гражданских судах Республики Беларусь. Из анализа ст.1.4 КоАП можно констатировать, что юрисдикция белорусского государства, при реализации им административно-деликтного закона, распространяется на все гражданские суда Республики Беларусь, вне зависимости от их нахождения, при условии, что они зарегистрированы в Республике Беларусь (в случае с воздушными судами) и ходят под флагом Республики Беларусь (в случае с водными судами).

В случае же с уголовным правом, юрисдикция Республики Беларусь в отношении гражданских водных и воздушных судов Республики определяется уголовным законом следующим образом: «лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Республики, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Республики Беларусь, подлежит уголовной ответственности по Уголовному кодексу Республики Беларусь, если иное не предусмотрено международным договором»[2].Исходя из данного положения можно сделать вывод, что преступление, совершенное на гражданском водном или воздушном судне Республики Беларусь будет подсудно её судам лишь в том случае, если оно было совершено в рамках границы Республики Беларусь или в открытом водном или воздушном пространстве. Такое же понимание

дается в Комментарии к Уголовному кодексу Республики Беларусь: гражданские водные или воздушные суда под флагом или с опознавательными знаками республики, если они находятся в открытом море (нейтральных водах) или в открытом воздушном пространстве (если иное не предусмотрено международным договором Республики Беларусь) [3, с. 24].

Границей Республики Беларусь признается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы территории Республики Беларусь (суши, вод, недр, воздушного пространства) [4]. Открытое водное пространство (открытое море) -это морское пространство, находящееся в общем и равном пользовании всех государств и наций, являющееся международной территорией, не подпадающей под суверенитет или юрисдикцию определенного государства и не входящее в территориальное, внутреннее море, исключительную экономическую зону [5, с. 414].Согласно ст. 87 Конвенции по морскому праву 1982 г. (ратифицирована Республикой Беларусь 19 июля 2006 г.), воздушное пространство над открытым морем подпадает под правовой режим самого открытого моря, что проявляется в констатации принципа свободы полетов над открытым морем равно, как и свободы судоходства [6].

В рамках же данной статьи следует обратить внимание на то, что не смотря на многочисленные споры, считается, что высотная граница государствнной территории установлена в соответствии с обычными нормами международного права на высоте 100-110 км [5, с. 428]. То есть воздушное пространство каждого государства простирается в рамках их государственной границы от нижнего предела (поверхности суши) до верхнего предела (100-110 км) [8]. Таким образом, исходя из положения ч. 3 ст. 5 УК, преступление, совершенное в воздушном пространстве другого государства, т.е. не в рамках границы Республики Беларусь и не в рамках открытого воздушного пространства, хотя и на воздушном судне, зарегистрированном в Республике Беларусь, не будет подсудно судам Республики Беларусь. Аналогичная ситуация получается и с гражданскими водными судами, анализ которой провел в своей работе «Уголовная юрисдикция на борту водного судна, находящегося вне пределов Республики Беларусь» В. В. Марчук [7]. На наш взгляд, подобная ситуация недопустима, т.к. отсутствие определения юрисдикции уголовного закона Республики Беларусь, на зарегистрированном в ней судне (ходящим под её флагом), находящемся на территории другого государства может привести к отсутствию определенности касательно

выбора места судебного разбирательства в случае совершения преступления, к тому же, никакое другое государство, согласно Конвенции по морскому праву 1982 г., не будет проводить расследование касательно преступления, совершенного на судне Республики Беларусь, за исключением конкретных случаев, указанных в Конвенции.

Хотелось бы также обратить внимание на то, как пишет В. В. Марчук, что некоторые российские правоведы, анализируя положение об уголовной юрисдикции в отношении гражданских водных судов, которое на нормативном уровне аналогичным образом закреплено в ч. 3. Ст. 11 УК Российской Федерации, отмечали, что правило об уголовной юрисдикции в отношении гражданских водных судов, находящихся в открытом море, не имеет исключений и формулировка «если иное не предусмотрено международным договором» является в уголовном законе излишней.

Исходя из этого предлагаем применить формулировку действия уголовного закона в пространстве таким же образом, как она применена в законодательстве Республики Беларусь в отношении действия административно-деликтного закона в пространстве.

Предлагаем ч. 3 ст.5 УК изложить в новой редакции:

«Подлежит уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом физическое лицо, совершившее преступление на судне под флагом Республики Беларусь, находящемся вне пределов внутренних вод Республики Беларусь, или на воздушном судне, зарегистрированном в Республике Беларусь, находящемся в воздушном пространстве вне пределов Республики Беларусь, на военном корабле или военном воздушном судне Республики Беларусь независимо от места их нахождения».

Список литературы

1. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях : принят Палатой представителей 17дек.2002 г.: одобрен Советом Республики 2 апр. 2003 г. : в ред. Закона Республики Беларусь от 8 янв. 2018 №95-З // Нац. правовой Интернет-порталРесп. Беларусь. 20.01.2018. 2/2533.

2. Уголовный кодекс Респ. Беларусь : принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобрен Советом Республики 24 июня 1999 г. : в ред. Закона Республики Беларусь от 18 июл. 2017№53-З // Нац. правовой Интернет-порталРесп. Беларусь. 05.08.2017. 2/2491.

3. Комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н.Ф. Ахраменка [и др.] ; под общ.ред. А.В. Баркова. - Минск : Тесей, 2003. - 1200 с.

4. О государственной границе Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь от 21 июля 2008 г. №419-З: в ред. ЗаконаРесп. Беларусь от 10 января 2015 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 23.07.2008. 2/1516.

5. Васильева, Л.А. Международное публичное право : ученое пособие /Л.А. Васильева, О.А. Бакиновская. - Минск :ТетраСистемс, 2010. - 576 с.

6. Бондарев В.А., Тимофеев В.К., Хирамагомедов М.М. Анализ статистических данных международного морского бюро международной торговой палаты по чрезвычайным ситуациям с судами при захвате их пиратами в период 2005-2015 гг // IV Международный Балтийский морской форум материалы Международного морского форума. 2016. С. 16-19.

7. Марчук, В.В. Уголовная юрисдикция на борту водного судна, находящегося вне пределов Республики Беларусь // Юстыцыя Беларусь 2007. №3. С. 44-48.

8. Лысенко М.Н., Киенко Е.В., Курова-Чернавина Н.С. Арктика: опыт и перспективы международно-правового сотрудничества в ядерной сфере // Московский журнал международного права. 2017. № 1 (105). С. 88-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.