Научная статья на тему 'Юридическому факультету БелГУ 15 лет!'

Юридическому факультету БелГУ 15 лет! Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
339
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юридическому факультету БелГУ 15 лет!»

ЮРИДИЧЕСКОМУ ФАКУЛЬТЕТУ БЕЛГУ-15 ЛЕТ!

Юридический факультет Белгородского государственного университета открыт в мае 1993 года. Первым деканом факультета стал доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России Геннадий Александрович Борисов, который ранее возглавлял кафедру теории государства и права Харьковской юридической академии.

За эти годы произошли впечатляющие перемены. Изменился наш вуз, пройдя путь от педагогического института до классического университета, одного из ведущих инновационных вузов страны. Изменился и факультет, став признанным центром правового образования и науки Центрального Черноземья.

Если в 1993 году на факультет поступили учиться 93 человека, то в 2008 году прием на все формы обучения составил около 1000 человек. В настоящее время на юридическом факультете обучается более 3000 студентов, в том числе — 1381 человек на очной форме и 1653 — на заочной форме, из которых 235 — студенты других вузов и факультетов, получающих параллельное образование, а 401 — слушатели, получающие второе высшее образование.

В числе студентов юридического факультета — иностранные граждане из стран ближнего и дальнего зарубежья: Украины, Узбекистана, Таджикистана, Венесуэлы, Китая, Мозамбика, Перу, Эквадора и др. Факультет готовит специалистов для работы в системе законодательной, исполнительной и судебной властей, в органах местного самоуправления, учреждениях юстиции, органах прокуратуры, внутренних дел, таможенных органах, в нотариате и адвокатуре, в юридических службах организаций, экспертных учреждениях, бизнес-структурах.

Факультет продолжает интенсивно развиваться. Общее количество обучающихся студентов за последние 5 лет возросло на факультете в 1,7 раза. В общем объеме средств, получаемых университетом за оказание образовательных услуг, доля юридического факультета составляет 17%.

Качество подготовки профессиональных юристов обеспечивается высоким уровнем кадрового состава. Всего на факультете работают 75 преподавателей, из которых 55 штатных и 20 внешних совместителей. Из 55 штатных преподавателей 36 (65,5%) имеют ученые степени и звания, в том числе 9 докторов наук, профессоров (16,4%), 27 кандидатов наук, доцентов (49,1%). Средний возраст докторов наук — 56 лет, кандидатов наук — 34 года.

Многие из преподавателей факультета входят в состав Региональной адвокатской палаты, а также оказывают содействие различным органам власти как на уровне субъекта федерации, так и федерального значения.

Заведующий кафедрой теории государства и права проф. Г. А. Борисов назначен Представителем Президента РФ в квалификационной коллегии судей Белгородской области. Профессор кафедры теории государства и права, доктор юридических наук В.Н. Самсонов и старший преподаватель той же кафедры В.И. Подгорный являются членами квалификационной коллегии судей Белгородской области. Доцент кафедры уголовного права и криминологии С.Л. Нудель — член аттестационно-кадровой комиссии Белгородской таможни. Доцент кафедры гражданского права и процесса

А.В. Степанюк — член экзаменационной комиссии Белгородского областного суда.

В отличие от большинства юридических вузов и факультетов юридический факультет БелГУ ведет подготовку по двум специальностям: 030501 — Юриспруденция (специализации - государственно-правовая, международно-правовая, гражданско-правовая, уголовно-правовая) и 030502 — Судебная экспертиза (специализация — криминалистические экспертизы). Работает магистратура по направлению 030500.68 «Теория и история государства и права, история правовых учений». В 2008 г. осуществлен первый выпуск магистров юриспруденции. Подготовлены к реализации еще три магистерские программы: «Гражданское право, семейное право, международное частное право», «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право», «Международное публичное право, европейское право».

Если специальность «Юриспруденция» является традиционной для университетов и юридических вузов, то специальность «Судебная экспертиза» впервые реализуется в гражданском вузе. До этого времени (до 2006 г.) данная специальность была представлена только в ведомственных образовательных учреждениях МВД. Следует

подчеркнуть возрастающую популярность данной специальности среди абитуриентов — в прошлом году на нее был самый высокий конкурс.

В целях эффективной реализации идеи практико-ориентированного обучения к преподавательской деятельности на основе совместительства привлекаются судьи, сотрудники суда, прокуратуры, Управления внутренних дел, правового управления Белгородской областной Думы, государственно-правового управления аппарата Губернатора, как правило, кандидаты наук. Такое взаимодействие, наряду с организацией учебной и производственной практик, приносит очевидные позитивные результаты, является одним из условий качественного обучения.

Для работы на факультете, благодаря неоценимой помощи руководства БелГУ, приглашены известные ученые из ряда ведущих вузов страны, в том числе, Судья Конституционного Суда РФ, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор Н.В. Витрук, главный научный сотрудник ВНИИ МВД России, заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор

В.П. Ревин, начальник Центра ВНИИ МВД России, доктор юридических наук, профессор Г.Ю. Лесников.

Учебный процесс на факультете обеспечивают 6 кафедр: теории и истории государства и права (заведующий - проф. Г.А. Борисов); международного права и госу-дарствоведения (доц. О.В. Попов); гражданского права и процесса (проф. С.В. Тычи-нин); трудового и предпринимательского права (доц. И.А. Грабовский); уголовного процесса и криминалистики (доц. И.Ю. Потемкин); уголовного права и криминологии (доц. Н.И. Архипцев). В ближайшей перспективе — открытие кафедры криминалистики и судебной экспертизы, которая станет выпускающей кафедрой по специальности «Судебная экспертиза».

Ученые факультета проводят исследования, соответствующие не только их личным научным интересам, но и активно развивают междисциплинарную проблематику, посвященную актуальным проблемам юридической теории и практики. Так, ведется межкафедральная научно-исследовательская работа по проблемам формирования процессуального режима государственной деятельности носителей публичной власти, а также по проблемам теории юридического процесса, корпоративных норм, по фундаментальным и прикладным проблемам различных отраслей права. Результаты научных исследований получают адекватное отражение в соответствующих публикациях.

Если в 2003 году было подготовлено и издано 2 монографии, в 2004 году — 3, в 2005 году — 5, в 2006 году — 10, в 2007 году — 6. При этом значительная их часть напечатана в центральных российских юридических издательствах («Юрист», «Юридический центр Пресс», «Феникс», «Юрлитинформ» и др.).

В 2003 году учеными факультета подготовлено и опубликована только 31 научная статья, то в 2007 году — 192 (из них — 40 в журналах рекомендованных ВАК РФ), в том числе в центральных научных журналах: «Государство и право», «Журнал российского права», «Уголовное право», «Законы России», «Жилищное право», «Российская юстиция», «Право и экономика» и др. За последние 5 лет преподавателями факультета издано 182 учебника и учебных пособий, причем многие из них с грифом УМО, а также различных министерств и ведомств.

С 2003 года издается факультетский научно-теоретический журнал «Проблемы правоведения», который объединяет исследования фундаментальных проблем юриспруденции, материалы отраслевых теоретических и прикладных разработок, комментарии законодательства, вопросы методологии и методики юридического образования.

Ежегодно проводятся Международные научно-практические конференции, получающие, как правило, позитивную оценку в юридической печати, в том числе и зарубежной. Ученые факультета постоянно приглашаются для участия в авторитетных научно-практических конференциях. Так, в 2005 году наши ученые выступили с докладами на 53 конференциях международного и всероссийского уровнях, в 2006 году — на 79, в 2007 году — 83. При этом ряд из них выступали с докладами на пленарных заседаниях (Г.А. Борисов, М.В. Мархгейм, Е.В. Сафронова, С.В. Тычинин).

В октябре 2007 года доцент кафедры уголовного права и криминологии

С.Л. Нудель представлял факультет на научно-практическом семинаре по проблемам современного юридического образования в Зальцбурге (Австрия).

Финансирование НИР составило в 2003-2007 гг. 2 млн. 567 тыс. руб., из которых 1 млн. 653 тыс. руб. — внешнее финансирование. Выполнены хоздоговорные работы по исследованию проблем процессуального режима деятельности носителей властных полномочий, правового образования молодежи Белгородской области, улучшения качества нормативных правовых актов, созданию Образовательного кодекса Белгородской области. По договорам с правоохранительными органами постоянно выполняются экспертизы по уголовным делам.

В 2008 г. учёными факультета получено 4 гранта РГНФ.

На факультете работает аспирантура по шести научным специальностям, открыт диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций (председатель проф. Г.А. Борисов).

Преподаватели факультета активно руководят научно-исследовательской работой студентов. Студенты выступают с сообщениями и докладами на конференциях различных уровней. Только в 2007 году ими опубликовано 73 статьи, автором 11 из которых является студентка 5 курса Анна Сорокина. Значительное количество публикаций (больше, чем у некоторых преподавателей) имеют Андрей Переверзев, Анна Польщикова, Олеся Попова, Катя Амелькина.

Студенты факультета неоднократно становились победителями и призерами различных научных конкурсов, в том числе на иностранных языках. Особо следует отметить работу с «перспективными» студентами. В настоящий момент на факультете обучается 12 студентов данной категории. Все они помимо отличной успеваемости занимаются проведением научной работой. Исследования студентов и аспирантов неоднократно поддержаны внутривузовскими грантами БелГУ.

Отрадно, что научные работы студентов нередко носят прикладной характер.

Например, Минакова Наталья под руководством доцента Е.Ю. Бакировой разработала тему «Договор долевого строительства как средство реализации права граждан на доступное жилье».

Польщикова Анна под руководством профессора С.В. Тычинина исследовала проблему предоставления и использования жилых помещений в общежитиях.

Сорокина Анна под руководством доцента В.С. Синенко провела исследование гражданско-правового регулирования и защиты неимущественных прав граждан юридических лиц.

В рамках программы профориентации кафедрами факультета ведется работа со школами Белгородской области. В апреле 2008 года факультетом проведена Первая областная олимпиада БелГУ по правоведению для школьников, в которой приняли участие более 400 человек. Победители олимпиады были зачислены на 1 курс факультета для обучения на бюджетной основе.

Постоянное внимание уделяется укреплению материально-технической базы. Факультет оснащён современным оборудованием на сумму свыше 1 млн. руб., причем 43 из 71 единиц оргтехники на сумму 561 тыс. руб. передано юридическими и физическими лицами в порядке благотворительной помощи через Попечительский совет факультета.

Фонд литературы для юридического факультета увеличился с 4028 экз. (959 названий) в 2003 г. до 39162 экз. (3967 названий), в том числе научной литературы 2988 экз., учебной и учебно-методической 36174 экз. Коэффициент книгообеспечен-ности учебных дисциплин увеличился с 0,3 в 2003 г. до 0,63 в 2008 г. На факультете функционирует учебно-методический кабинет, в котором студенты могут ознакомиться с периодической юридической литературой (более 50 наименований), учебнометодическими пособиями и монографической литературой, посмотреть видеолекции, воспользоваться информационно-поисковой системой «Гарант». Сформирован электронный каталог публикуемых научных статей по отраслям права.

Действует правовой информационно-консультативный центр (юридическая клиника), в котором студенты под руководством преподавателей оказывают правовую помощь населению (директор — студентка 5 курса С. Буханова). Ежегодно в центр об-

ращаются около 900 граждан. Работа Центра неоднократно освещалась региональными и российскими средствами массовой информации. Одним из важных направлений в работе Центра является реализация хоздоговорной программы «Правовое воспитание и образование школьников города Белгорода».

Хорошие отклики получил проведенный факультетом в г. Старый Оскол «День правовых знаний» на базе управления внутренних дел. Ученые факультета активно участвуют в повышении квалификации различных категорий специалистов на базе Института ГМУ, где за ними закреплен блок юридических дисциплин. Кафедрой трудового и предпринимательского права организованы и проведены курсы повышения квалификации для руководителей юридических служб подразделений государственной налоговой инспекции Белгородской области.

На кафедре уголовного процесса и криминалистики создан Центр независимых экспертиз «Фемида» (руководитель — Н.П. Фесенко), на кафедре уголовного права и криминологии — лаборатория криминологических исследований (В.И. Коваленко), на кафедре гражданского права и процесса — научно-исследовательская лаборатория правовых исследований (А.В. Степанюк).

Работает музей криминалистики, оборудовано два криминалистических полигона, имитирующих обстановку места происшествия с различными следами преступления; учебный Зал судебных заседаний, в котором проводятся практические занятия по методу ролевой игры.

С целью активизации процесса внедрения системы качества образования проводятся мониторинги, комплексный анализ требований потребителей, срезы знаний студентов, сформирована «Модель специалиста — юриста». Для проведения учебных занятий приглашаются не только известные учёные ведущих вузов России, но и иностранные специалисты, а также представители органов судебной власти и правоохранительных ведомств.

Наши преподаватели и студенты готовы выдержать конкуренцию со своими коллегами из любых, в том числе столичных вузов страны.

Практика трудоустройства молодых специалистов показывает, что большинство выпускников факультета благополучно устраиваются на работу. В Федеральной службе занятости населения оформлены дела всего на 7 наших выпускников, включая заочное отделение.

Факультет гордится своими выпускниками, среди которых начальник государственно-правового управления аппарата губернатора Белгородской области М. Зюлин и его заместитель И. Селюкова, первый заместитель начальника следственного управления следственного комитета при Прокуратуре РФ по Белгородской области А. На-зин, прокурор Красненского района А. Бавыкин, судья Белгородского областного суда кандидат юридических наук О. Усков, судья Арбитражного суда И. Смоленский, член Общественной палаты и исполкома регионального отделения партии «Единая Россия» Т. Конева.

Целый ряд выпускников защитили кандидатские диссертации и работают преподавателями факультета — О. Демко, З. Каменева, Е. Купряшина, Н. Митякина, И. Савельева, В. Туранин, А. Федорященко.

Вместе с тем, мы видим проблемы, которые необходимо решить в целях дальнейшего совершенствования учебного процесса:

1) сегментарность образования: процесс образования складывается из отдельных, не связанных друг с другом дисциплин, что обусловливает разрозненность и отрывочность теоретических знаний, получаемых обучаемыми;

2) несоответствие декларируемых ценностных приоритетов, находящихся в основе преподаваемых учебных курсов, нормативным установкам, закрепленным в действующем законодательстве и определяющим направленность государственной правовой политики;

3) разрыв между юридическим образованием и практикой юридической деятельности: обладатель диплома о высшем юридическом образовании зачастую оказывается не готовым решать задачи, связанные с правовым обеспечением законных интересов граждан, разрешением конфликтных ситуаций, реализацией мер юридической ответственности;

4) недостаточное соответствие уровня профессиональной и педагогической подготовки преподавателей (определенного числа) целям и задачам образовательного процесса;

5) отсутствие реальных программ оптимизации государственной политики в сфере юридического образования.

Профессорско-преподавательский состав факультета осознает — что бы ни говорили о достоинствах отечественной системы юридического образования, очевидно одно — авторитарное государство и общество не могли не породить авторитарную модель образования. Независимо от форм реализации этой модели, в ней всегда прав тот, кто обучает. Инициатива и творчество того, кто обучается, как правило, подавляются. Узок набор форм и методов обучения, ограничено право их выбора и со стороны обучающего.

Например, в Бременском университете (Германия) студент на протяжении 4-х лет изучает основные правовые дисциплины, после чего выполняет ряд контрольных работ и сдает первый государственный экзамен. Затем проходит 2 года практического изучения различных юридических профессий: 6 месяцев в суде, 4 месяца в прокуратуре, 4 месяца в социальной сфере и в других учреждениях. После окончания всей стажировки студент сдает 2-й государственный экзамен и, только начиная с этого времени, готов работать в сфере юриспруденции.

У нас же взаимоотношения студентов и преподавателей во многом напоминают крепостное право. С избытком превалирует иерархически закрепленная позиция превосходства преподавателя перед студентом, так называемый формальный авторитет. Унаследованный от классового общества, этот подход вступает в глубокое противоречие с демократическими принципами, базирующимися на свободе и равенстве всех участников учебного процесса без исключения, на уважении прав каждого из них.

Как точно подметил руководитель одного из вузов, если «в решении проблем управления качеством образования мы находимся в каменном веке, то в решении вопросов организации обучения мы продвинулись далеко вперед и находимся в феодальном обществе».

Поместив студента в прокрустово ложе лекционных и семинарских занятий, мы, как говорит современная молодежь, ниже плинтуса опустили самостоятельную работу студентов.

Сложился и поощряется стереотип: если студент исправно посещает занятия, пусть даже бездарно проводя на них время, он более ценен, нежели тот, кто работает и занятия посещает плохо, но своевременно сдает все формы контроля.

Между тем, именно самостоятельная работа должна быть тем постоянно действующим источником, который будет задавать масштаб изменений, в том числе и методических, на пути к новому качеству образования. А если студенты к нам на занятия не ходят, значит, не видят в них пользы, значит, мы не заслужили их внимания.

Если это так, то необходимо выделение тех средств и форм обучения, которые способствуют созданию такой образовательной среды, выстраивание такой системы отношений между всеми участниками образовательного процесса, которая бы гарантировала совместное продвижение к достижению одной цели — обеспечение подготовки специалиста. Необходимо инициировать те процессы, которые позволят нам сформировать у студента устойчивую потребность в самообучении.

Советом юридического факультета сформулированы следующие приоритеты модернизации юридического образования, являющиеся одновременно слагаемыми эффективной модели механизма его организации:

1.Создание демократической модели образования: обществу, претендующему на то, чтобы называться демократическим, необходима адекватная модель образования, в основе которой лежат принципы сотрудничества, коллегиальности, индивидуальный подход, свобода выбора;

2.Устремленность образования в перспективу: гибкое реагирование на тенденции, происходящие в обществе; освоение студентами не столько конкретных сведений, сколько общих принципов и методологических подходов, позволяющих ориентироваться в своей сфере деятельности;

3. Соответствие уровня подготовки специалиста требованиям практики, предъявляемым к нему в различных сферах применения знаний и навыков разного рода структурами, потребляющими образовательные услуги;

4. Адекватность высшего образования требованиям общества: тренинги, основанные на эффективной подаче теоретического материала в сочетании с практическими навыками; обучение через деятельность, максимально приближенную к будущей профессии; эффективные профессиональные коммуникации;

5. Использование интерактивных методик обучения: сокращение пути к профессии — разные формы обучения, максимально приближенные к практике.

В процессе организации обучения мы часто забываем, что в вузе только два главных действующих лица — преподаватель и студент, а все остальные — обслуживающий персонал. Фактически же первая скрипка в руках у административно -управленческого айсберга, под мощью которого порой и не видны те, ради кого должна работать вся образовательная система.

Нет на сегодня более важной цели, чем создание для студента современной обучающей среды, где он смог бы не только приобрести современные знания, но и научиться учиться у самой жизни. Одной из задач цивилизованного общества, на статус которого претендует сегодня Россия, является формирование устойчивой системы правовых ценностей, где юридическая процедура обеспечения прав и свобод человека и гражданина займет достойное место в системе юридических гарантий.

Решению именно этой задачи подчинена вся деятельность нашего факультета, отмечающего свой скромный юбилей с воодушевлением и убежденностью в преодолении любых препятствий на пути совершенствования отечественного юридического образования.

Е.Е. Тонков, декан юридического факультета, доктор юридических наук, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.