УДК 343.13
Трохова Анжела Николаевна Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
Россия, Архангельск anzhelatrohova8@gmail. com Trohova Anzhela Nikolaevna Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov
Russia, Arkhangelsk
ЮРИДИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ПРОВЕРОЧНАЯ ЗАКУПКА» Аннотация: в статье анализируется сложившаяся практика проведения проверочной закупки наркотических средств. Отмечены типичные нарушения при проведении этого оперативно-розыскного мероприятия. Заострено внимание на порядке представления результатов проверочной закупки органам предварительного расследования и суду для их использования в доказывании по уголовному делу. Выявлены проблемы трансформации оперативной информации в доказательства, предложены варианты их решения. Ключевые слова: сбыт наркотических средств, оперативно-розыскное мероприятие, проверочная закупка, результаты проверочной закупки, доказательства.
LEGAL CONTENT, FEATURES OF CARRYING OUT AND USE OF RESULTS OF OPERATIONAL-SEARCH ACTION «VERIFICATION
PURCHASE»
Annotation: the article analyzes the current practice of verification procurement of drugs. Typical violations during this operational-search action are noted. Attention is focused on the procedure for presenting the results of the verification procurement to
the preliminary investigation bodies and the court for their use in proving a criminal
501
BPH)
case. The problems of transformation of operational information into proofs are revealed, variants of their decision are offered.
Key words: sale of narcotic drugs, operational-search action, verification purchase, results of verification purchase, proofs.
Одну из наиболее серьезных угроз национальной безопасности Российской Федерации представляет незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, который с каждым годом приобретает все большие масштабы. Высокий уровень безработицы, снижение уровня жизни, нестабильность в обществе, потеря нравственных ориентиров частью граждан создают все необходимые условия для наркотизации населения и роста наркопреступности. Обязанность по борьбе с указанным явлением возложена на государство, которое должно обеспечивать здоровье населения, проявлять заботу о нравственности и применять для этого различные способы.
Среди эффективных средств борьбы с преступностью большую роль играет оперативно-розыскная деятельность (далее - ОРД). Это связано с тем, что ОРД наиболее приближена к событию преступления, а также к лицам, его совершившим. От грамотной работы оперативных работников зависит судебная перспектива уголовного дела.
В виду того, что наркопреступления носят латентный характер, возможность их выявления, а также пресечения преступной деятельности осуществляется преимущественно в ходе ОРД. Одним из оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), проводимых для достижения задач ОРД, является проверочная закупка, в ходе которой с ведома и под контролем органов, осуществляющих ОРД, приобретаются наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, а также инструменты или оборудование, используемые для их изготовления [2]. С ее помощью оперативные сотрудники могут выявлять и пресекать преступную деятельность лиц, занимающихся сбытом наркотиков, вскрывать каналы их поставки, устанавливать весь круг лиц, причастных к совершению наркопреступлений.
502
Проверочная закупка проводится в двух формах. Зашифрованная форма, особенностью которой является приобретение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров лицом, выступающем в роли покупателя, под контролем оперативных сотрудников с последующим немедленным объявлением лицу, осуществившему сбыт, о проводимом мероприятии и фиксацией совершенного им деяния в установленном законом порядке. Составление при этом документов (акт проверочной закупки, протокол досмотра) производится в присутствии понятых.
При проведении негласной проверочной закупки немедленное разглашение сбытчику наркотических средств о проведенном ОРМ не проводится. Результаты оформляются справкой, а при необходимости -объяснениями привлеченных к ее проведению граждан (такая форма используется, как правило, для пресечения деятельности организованных преступных групп и преступных сообществ).
Так, в одном из дел удалось с помощью проведения четырех негласных проверочных закупок задержать всех членов организованной группы, которая занималась распространением наркотических средств. После проведения первого ОРМ «проверочная закупка» задержание сбытчика не производилось в связи с необходимостью установления лиц, осуществляющих доставку наркотиков, и документирования их преступной деятельности [11].
Основанием проведения проверочной закупки являются ставшие известными органам, осуществляющим ОРД, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, участвующих в этом, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела [3]. Следовательно, первоначально проводятся иные ОРМ (например, опрос; наведение справок и другие), а в случае необходимости проверочная закупка.
Получение оперативными сотрудниками информации о причастности лица к быту наркотических средств не может послужить самостоятельным основанием для проведения проверочной закупки. Безосновательное
503
проведение исследуемого ОРМ рассматривается как провокация.
Так, в одном из уголовных дел основанием для проведения проверочной закупки послужило обращение А. Д. в ОМВД России ... с заявлением о привлечении к уголовной ответственности молодого человека по имени А., который занимается сбытом наркотических средств. В последующем суд признал полученные на основе результатов ОРД доказательства недопустимыми и возвратил уголовное дело прокурору [10].
Кроме того, к провокационным относятся такие активные действия, совершаемые в отношении сбытчика потенциальным покупателем, как уговоры, напоминания, угрозы, повышены цены. Следовательно, до проведения проверочной закупки, лицо, в отношении которого есть данные о распространении им наркотических средств, должно самостоятельно сообщить о наличии умысла на сбыт этих средств и предложить это. Сведения о том, что умысел сформировался самостоятельно и без вмешательства сотрудников правоохранительных органов должны быть зафиксированы.
Так, например, умысел М. на сбыт был доказан протоколом прослушивания телефонных соединений, в котором зафиксировано, что закупщик Ч. проявил инициативу для приобретения наркотических средств. Однако суд не посчитал указанные действия провокацией, так как подсудимый добровольно принял предложение Ч, фактов давления на него не установлено [5].
После проверки полученных данных и установления умысла лица, оперативный сотрудник готовит постановление о проведении ОРМ «проверочная закупка», которое обязательно должно быть утверждено руководителем органа внутренних дел. Указанный документ состоит из нескольких частей (вводная, описательно-мотивировочная и резолютивная). Особое значение придается описательно-мотивировочной части, которая включает в себя суть имеющейся оперативной информации (краткое содержание материалов о преступной деятельности конкретных лиц, обоснование необходимости проведения ОРМ), планируемые место и время
504
проведения, предмет проверочной закупки, расчет привлекаемых сил и средств, данные о лице, участвующем в качестве покупателя, размеры денежных средств, других ценностей или предметов, необходимых для закупки [12, с. 16]. В последующем разрабатывается план проведения проверочной закупки.
При наличии возможности исследуемое ОРМ обязательно должно быть зафиксировано с помощью различных технических средств. Например, с использованием аудиозаписи и (или) видеозаписи, и (или) киносъемки и (или) фотосъемки. Необходимо также привлечение к подготовке и проведению проверочной закупки незаинтересованных лиц (понятых), с целью последующего подтверждения обстоятельств проведения ОРМ и факта изъятия наркотических средств, как на допросах после возбуждения уголовного дела, так и в судебном заседании (если дело будет рассматриваться там) [13, с. 117].
Особенностью ОРМ «проверочная закупка» является то, что к участию в ней привлекается лицо, которое приобретает наркотическое средство, психотропное вещество или их прекурсоры у проверяемого сбытчика. А как известно, за незаконное приобретение этих веществ также предусмотрена уголовная ответственность. Однако в рамках указанной ситуации закупщик является лицом, содействующим осуществлению ОРД, и в его действиях отсутствует состав преступления, предусмотренный ст. 228 или ст. 228.3 Уголовного кодекса РФ. Таким лицом может быть как оперативный сотрудник, так и иное лицо с его согласия, которое в обязательном порядке должно оформляться в виде письменного заявления. При этом в заявлении указывается, что содействующее лицо ознакомлено с признаками неприемлемых провокационных действий. Примечательно, что оказывают содействие даже те лица, которые сами употребляют наркотические средства и знакомы с распространителем.
Так, например, К., употребляющий наркотическое средство «метадон», принял решение оказать помощь сотрудникам полиции путем участия в
505
проверочной закупке для изобличения его знакомой Н., которая не только употребляет, но и продает наркотическое средство «метадон» по цене 1500 рублей за 0,25г. В связи с чем, 12 января 2018 года явился в Х отдел полиции и написал заявление [8].
Особая роль отдается подготовке лица, выступающего покупателем при проведении исследуемого ОРМ. Перед началом операции необходимо тщательно досмотреть как его, так и транспортное средство (если используется) и зафиксировать отсутствие при нем наркотических средств и денежных средств. Предварительный досмотр как лица, так и используемого транспортного средства, подтверждаемый соответствующим протоколом, исключает вероятность получения закупщиком запрещенных веществ в машине и подтверждает их приобретение у сбытчика [14, с. 129]. Кроме того, лицо, выступающее в роли покупателя, оснащается техническими средствами.
От оперативных сотрудников закупщик получает денежные средства (предметы), которые в последующем им будут использованы в качестве средств платежа в ходе проверочной закупки. Денежные средства (иные предметы) оперативные сотрудники обязаны подготовить заранее (пометить специальными красящими средствами; сделать их ксерокопии; переписать номинал, серию и номер), дабы их можно было идентифицировать после изъятия у сбытчика.
По окончании исследуемого ОРМ закупщик добровольно в присутствии не менее двух понятых должен выдать оперативным сотрудникам наркотические средства, полученные им в ходе проверочной закупки, технические средства, которыми он был оснащен, а также денежные средства (если таковые остались). Указанное фиксируется в протоколе добровольной выдачи предметов. Кроме того, осуществляется повторный досмотр лица, выступающего в качестве покупателя.
Ввиду того, что проверочная закупка имеет своей целью не только выявление, но и пресечение преступной деятельности, по окончанию ее проведения происходит задержание сбытчика (не во всех случаях). Затем
506
задержанный досматривается, а также берутся его образцы для сравнительного исследования (например, смывы с ладоней). Кроме того, у сбытчика в присутствии не менее двух понятых изымаются денежные средства, полученные им от покупателя. Понятым демонстрируется, что денежные купюры помечены и их номинал, серия и номер совпадают с тем, которые были выданы закупщику. Упаковка и опечатывание изъятых предметов и веществ производится безотлагательно.
Кроме того, встречаются случаи, когда сотрудники, осуществляющие ОРД, проводят в отношении одного и того же лица (группы лиц) проверочную закупку неоднократно. Анализ судебной практики показывает, что в большинстве случаев суды считают повторное проведение проверочной закупки провокацией, что в последующем приводит к прекращению уголовного дела в отношении лица по некоторым ранее инкриминируемым ему эпизодам сбыта наркотиков.
Так, Президиумом Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики был частично отменен приговор Урванского районного суда и производство по уголовному делу по четырем эпизодам сбыта наркотических средств прекращено. Основанием такого решения стало признание незаконным проведения четырех ОРМ «проверочная закупка» после того, как факт сбыта Б. наркотических средств был установлен. Проведение дополнительных аналогичных ОРМ не вызывалось необходимостью, так как они проводились в отношении одного и того же лица, по одинаковой схеме, и не дали результатов. Кроме того, во всех постановлениях о проведении ОРМ указывалось, что оно проводится «с целью раскрытия тяжкого преступления» [6].
Из примера видно, что сотрудники не пресекли преступную деятельность Б., и не приняли предусмотренные законом меры по его задержанию и привлечению к уголовной ответственности, а вновь стали проводить проверочные закупки в отношении этого же лица и по тем же основаниям, предоставляя возможность заниматься преступной деятельностью.
Однако встречаются и положительные примеры. Так, Октябрьским
507
районным судом г. Архангельска гражданин С. был признан виновным в совершении совокупности преступлений, связанных с неоднократным сбытом наркотических средств. Два эпизода была выявлены в результате проведения ОРМ «проверочная закупка». После первого проведения проверочной закупки удалось установить только факт сбыта лицом, зарегистрированным в программе «Телеграмм» под именем «V», наркотического средства, однако учитывая бесконтактный способ передачи, доказательства причастности к этому С. получены не были. Кроме того, по результатам этого мероприятия осталось неизвестным местонахождение и адрес фактического проживания С. В связи с чем и была проведена повторно проверочная закупка, в ходе которой сбыт наркотических средств С. был осуществлен уже лично из рук в руки, а не закладочным способом, как в первый раз [7].
Отсюда следует, что проведение проверочной закупки повторно возможно только в том случае, если не были достигнуты задачи указанного ОРМ (как в рассматриваемом примере: отсутствие объективных доказательств причастности именно С., сведений о его местонахождении) в первый раз, то есть оно обосновывается новыми основаниями и целями. А также должно быть вынесено новое постановление о проведении исследуемого мероприятия с указанием этих целей.
Итог проведения ОРМ «проверочная закупка» оформляется актом, к которому обязательно прилагаются документы, подтверждающие реализацию сделки, изъятые предметы, вещества и продукция. Затем результаты проверочной закупки докладываются рапортом оперативного сотрудника лицу, утвердившему постановление о ее проведении.
После проведения проверочной закупки проводится экспертиза по установлению принадлежности изъятого вещества к наркотическим средствам, психотропным веществам или их прекурсорам, определить их количество. При получении положительного результата исследования оперативным работником составляется рапорт об обнаружении признаков преступления, который вместе с результатами исследования приобщается к материалам проверки. В
508
последующем результаты ОРД представляются органу дознания, следователю, прокурору или в суд.
Ценность оперативной информации, полученной в ходе проведения ОРМ «проверочная закупка» заключается в ее использовании в доказывании по уголовным делам о преступлении, связанным с незаконным оборотом наркотических средств. Однако для того, чтобы результаты проверочной закупки были использованы, их необходимо привести в соответствие с нормами уголовно-процессуального законодательства. Непосредственным препятствием для механизма трансформации результатов ОРМ в доказательства является отсутствие в Уголовно-процессуальном кодексе РФ (далее - УПК РФ) его регламентации.
Согласно ст. 11 Федерального закона № 144 результаты ОРД могут использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации [3]. В ст. 86 УПК РФ перечислены субъекты, наделенные процессуальными полномочиями по сбору доказательств, среди которых нет сотрудников, осуществляющих ОРД. Отсюда следует, что результаты ОРМ «проверочная закупка» - это сведения, полученные в нарушение требований п. 3 ч. 2 ст. 75 УПК РФ, а именно не уполномоченным субъектом доказывания и совокупностью действий, которые не являются процессуальными, что делает их использование в доказывании невозможным из-за отсутствия такого свойства уголовно-процессуальных доказательств, как допустимость.
Следовательно, органы, осуществляющие ОРД, представляют лишь источники информации, которые в последующем используются для проведения следственных и иных процессуальных действий. А также в некоторых случаях могут послужить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела.
Будут ли использоваться результаты проверочной закупки и каким образом в последующем решается органами предварительного расследования и судом. После получения результатов, они обязаны проверить их на предмет соответствия закону. Однако законодателем не регламентирован порядок
509
оценки результатов ОРД в аспекте доказывания по уголовным делам, что создает неопределенность в правоприменении. Думается, что в данном случае необходимо оценивать по таким критериям: наличие оснований и условий проведения проверочной закупки, возможность проверки источников ОРД, относимость к предмету доказывания по уголовному делу, а также достаточность представленных сведений.
В том случае, если результаты проверочной закупки соответствуют требованиям, получившие их субъекты принимают меры к приданию им доказательственного значения. Однако в некоторых случаях возникают трудности при проверке указанной информации. Зачастую из-за невнимательности, забывчивости оперативных сотрудников встречаются нарушения, которые заключаются в том, что результаты ОРД, предоставляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и последующего формирования доказательств, не содержат сведений о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены [15]. Таким образом, следователь (дознаватель), суд лишается в последующем проверить оперативную информацию, а значит ее трансформация в доказательства представляется невозможной. От качества работы оперативных работников напрямую зависит судебная перспектива уголовного дела.
Кроме того, неполнота представленной оперативной информации возникает ввиду того, что методика, тактика, план, результаты ОРМ, данные о лицах, содействующих его проведению и иные сведения, составляют государственную тайну и их рассекречивание возможно только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД. Инструкция [4], которая регламентирует порядок предоставления результатов ОРД, не содержит положений относительно объема рассекречиваемой информации для использования в уголовном судопроизводстве, что может привести к негативным последствиям. Например, раскрытие сведений о лицах, оказывающих конфиденциальное содействие, может поставить под угрозу их личную безопасность, а также членов их семей и близких, что нарушает
510
правовые гарантии на безопасность содействующего лица. Так, подобная ситуация может возникнуть в тех случаях, когда для проведения ОРМ привлекаются лица из числа членов преступной группы.
С другой стороны, оперативные сотрудники могут представить чересчур мало информации о результатах проведенного ими ОРМ. В такой ситуации у следователя (дознавателя) возникнут трудности при формировании доказательственной базы по уголовным делам о преступлении, связанном с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Однако некоторые данные следователь может восполнить на допросе оперативного сотрудника, участвовавшего в проведении проверочной закупки. Но, как показывает практика, не во всех случаях это допустимо.
Так, суд пришел к выводу о необходимости возвращения уголовного дела прокурору в связи с тем, что не были предоставлены достаточные сведения о наличии оснований и условий для проведения проверочной закупки в отношении С., указав на то, что они не могут быть восполнены путем допроса сотрудников, осуществлявших ОРМ. Вследствие чего результаты проведенной проверочной закупки были признаны недопустимыми [10].
Решением сложившейся проблемы является принятие такого ведомственного нормативно-правового акта (либо внесение изменений в Инструкцию), в котором бы содержались четкие требования к объему рассекречиваемой информации о результатах ОРД.
При представлении достаточной оперативной информации, полученной в ходе проведения проверочной закупки, производятся следующие следственные и судебные действия: аудио- и видеозаписи, изъятые предметы и документы осматриваются и приобщаются к делу; обнаруженные вещества - подвергаются экспертному исследованию; лица, участвовавшие в проведении ОРМ, допрашиваются в качестве свидетелей. Например, для того, чтобы произведенная видеозапись была приобщена в качестве вещественного доказательства, следователь (дознаватель) проводит ее осмотр, оценивает имеющуюся информацию с точки зрения относимости к предмету доказывания
511
по уголовному делу, при необходимости проверяет источник данных сведений, обстоятельств получения видеозаписи путем допроса соответствующего оперативного сотрудника. Только после этого им делается вывод о приобщении видеозаписи в качестве вещественного доказательства. При этом собирание и закрепление доказательства происходит именно в момент производства следственного действия, а не ОРМ.
Однако в практике встречаются приговоры, основанные на результатах ОРД как на доказательствах виновности подсудимого. Так, в основу вывода о виновности К. ... кроме ее признательных показаний, суд кладет показания свидетелей ФИО17, ФИО12, ФИО21, результаты ОРД, которые соответствуют критериям допустимости и в силу ст. 89 УПК РФ и были использованы в ходе доказывания по настоящему уголовному делу, а также протоколы предъявления лица для опознания, иных следственных действий, заключения экспертиз [9]. В некоторых случаях в основу приговора закладываются акты проверочной закупки и иные документы.
Думается, что такое положение недопустимо, ведь оперативная информация не может быть доказательством по уголовному делу. Приговор может быть основан лишь на доказательствах, которые появились в результате оценки и проверки результатов проверочной закупки, приобщении их к уголовному делу в качестве вещественных доказательств и иных документов.
Таким образом, анализ действующего законодательства и сложившейся судебной практики позволяет выделить некоторые требования, при соблюдении которых результаты, полученные в ходе проведения ОРМ «проверочная закупка», могут быть использованы в доказывании по уголовному делу.
Основанием проведения проверочной закупки является наличие достаточных сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, участвующих в этом. При этом указанная информация должна быть проверена путем проведения иных ОРМ, исключающих активное воздействие на объект проверки. Необходимым условием выступают задокументированные данные, содержащие
512
в себе сведения о возникновении умысла лица на сбыт наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, который сформировался у него без воздействия правоохранительных органов. Возможно также и проведение проверочной закупки повторно, однако это должно быть обосновано новыми основаниями и целями.
От продуманности организации данного мероприятия зависит последующее выявление и пресечение преступной деятельности лиц, занимающихся сбытом наркотиков. В ходе проведения ОРМ «проверочная закупка» важным является правильное документальное оформление всех обстоятельств обнаружения и изъятия наркотических веществ, так как в последующем результаты ОРД представляются органу дознания, следователю, прокурору или в суд.
ОРД будет бессмысленна, если результаты ОРМ «проверочная закупка» в последующем не будут использованы в доказывании по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. А такое возможно, если не установить четкие требования к передаваемой следователю оперативной информации, такие как наличие оснований и условий проведения проверочной закупки, возможность проверки источников ОРД, относимость к предмету доказывания по уголовному делу, а также достаточность представленных сведений. Именно по таким критериям органы предварительного расследования должны оценить результаты ОРМ для формирования доказательственной базы, а в последующем трансформировать их в доказательства.
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 04.11.2019) // СПС КонсультантПлюс.
2. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 № З-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // СПС КонсультантПлюс.
Список литературы:
513
3. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // СПС КонсультантПлюс.
4. Приказ МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27.09.2013 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2013 № 30544) // СПС КонсультантПлюс.
5. Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 16 февраля 2017 № 36-АПУ17-2 [Электронный ресурс]: Доступ с Интернет-ресурса Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт). -URL: http://sudact.ru/ (дата обращения: 17.11.2019).
6. Постановление Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика) от 16 мая 2019 г. по делу № 44У-14/2019 [Электронный ресурс]: Доступ с Интернет-ресурса Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт). - URL: http://sudact.ru/ (дата обращения: 17.11.2019).
7. Приговор Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область) от 26 марта 2019 г. по делу № 1-462/2018 [Электронный ресурс]: Доступ с Интернет-ресурса Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт). - URL: http://sudact.ru/ (дата обращения: 17.11.2019).
8. Приговор Калининского районного суда (город Санкт-Петербург) от 15 мая 2019 г. по делу № 1-46/2019 [Электронный ресурс]: Доступ с Интернет-ресурса Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт). - URL: http://sudact.ru/ (дата обращения: 17.11.2019).
9. Приговор Уссурийского районного суда (Приморский край) от 28 мая 2019 г. по делу № 1-42/2019 [Электронный ресурс]: Доступ с Интернет-ресурса Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт). - URL: http://sudact.ru/ (дата обращения: 17.11.2019).
10. Постановление Басманного районного суда города Москвы от 29
514
марта 2017 г. по делу № 1-13/17 [Электронный ресурс]: Доступ с Интернет-ресурса Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт). - URL: http://sudact.ru/ (дата обращения: 27.11.2019).
11. Приговор Ярославского областного суда (Ярославская область) от 20 октября 2016 г. по делу № 2-4/2016 [Электронный ресурс]: Доступ с Интернет-ресурса Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт). - URL: http://sudact.ru/ (дата обращения: 27.11.2019).
12. Елинский И. В. О некоторых вопросах содержания проверочной деятельности в стадии возбуждения уголовного дела / И. В. Елинский // Российский следователь. 2016. № 6. С. 14-16.
13. Пупцева А. В. Тактические и методические особенности производства осмотра технических средств при расследовании преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков / А. В. Пупцева, Е. В. Деревягин // Юридическая наука и практика: традиции и новации: Сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. М.: Перо, 2016. С. 116-118.
14. Скориков Д. Г. Проблемы производства освидетельствования и получения образцов для сравнительного исследования / Д. Г. Скориков, А. А. Коловротный // Современные тенденции развития науки и технологий. Волгоград. 2015. С. 128-132.
15. Как проводится проверочная закупка наркотических средств в рамках оперативно-розыскной деятельности? Методические рекомендации Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс]: Доступ с сайта Легис групп. Московская коллегия адвокатов. URL: https://legis-group.ru/publications/ (дата обращения: 18.11.2019).
515
BPH)