Научная статья на тему 'ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО КАК СУБЪЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ'

ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО КАК СУБЪЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
295
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО / ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ / ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ / SUBJECT / LEGAL ENTITY / ENVIRONMENTAL LAW / LEGAL PERSONALITY / ECONOMIC ACTIVITY / ENVIRONMENTAL REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малиновская А.И.

Рассматриваются правовая сущность, а также отдельные признаки юридического лица как субъекта экологического права. В контексте данной темы анализируются экологические права и обязанности юридических лиц, формирующие его правовое положение в экологических правоотношениях. Делается вывод о том, что совокупность норм, закрепляющих правовое положение юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность, является комплексным институтом экологического права. Комплексность данного института подтверждается сочетанием различных элементов, входящих в его состав, каждый из которых обладает специфическими признаками, присущими хозяйственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL PERSON AS SUBJECT OF ENVIRONMENTAL RELATIONS

The legal essence, and the mostimportant signs of the legal person are considered as the subject of the ecological right. In the context of this topic, environmental rights and obligations of legal persons are analyzed, forming its legal position in environmental legal relations. It is concluded that the totality of norms fixing the legal status of legal entities that carry out economic activities is a complex institution of environmental law. Complexity of this institution is confirmed by a combination of various elements with specific characteristics inherent in economic activity that make up its structure.

Текст научной работы на тему «ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО КАК СУБЪЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ. Экологическое право

№ 14

УДК 349.6

ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО КАК СУБЪЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

А.И. МАЛИНОВСКАЯ (Белорусский государственный университет, Минск)

Рассматриваются правовая сущность, а также отдельные признаки юридического лица как субъекта экологического права. В контексте данной темы анализируются экологические права и обязанности юридических лиц, формирующие его правовое положение в экологических правоотношениях. Делается вывод о том, что совокупность норм, закрепляющих правовое положение юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность, является комплексным институтом экологического права. Комплексность данного института подтверждается сочетанием различных элементов, входящих в его состав, каждый из которых обладает специфическими признаками, присущими хозяйственной деятельности.

Ключевые слова: субъект, юридическое лицо, экологическое право, правосубъектность, хозяйственная деятельность, экологические требования.

Введение. Быстротечное развитие экономики в современном мире порождает многочисленные барьеры рационального соотношения экономических и экологических интересов, ставя под угрозу обеспечение благоприятной окружающей среды. Особый интерес с позиции науки экологического права на фоне всех изменений вызывает правовое положение юридических лиц. Интерес к данному субъекту не является случайным, так как наибольший экологический вред в процессе осуществления хозяйственной деятельности наносят именно юридические лица. В системе субъектов в области охраны окружающей среды юридическое лицо является, с одной стороны, основным природопользователем, исходя из масштабов используемых им природных ресурсов, с другой - постоянным и крупномасштабным источником загрязнения окружающей среды. Проблемы правового положения юридических лиц в экологических отношениях исследовались рядом российских ученых: М.М. Бринчуком [1]; М.И. Васильевой [2]; О.И. Само-руковой [3]; применительно к их содержанию изучались белорусскими исследователями С. А. Балашенко [4], Т.И. Макаровой [5], Н.А. Карпович [6]. При этом особенности эколого-правового положения юридических лиц, ведущих сельскохозяйственную деятельность, в научной литературе исследовались в аспекте экологизации земельного и аграрного законодательства. Среди таких трудов следует отметить работу Т.И. Макаровой, О.А. Хотько «Экологизация земельного законодательства: состояние и проблемы совершенствования» [7, с. 123-125]. Авторы акцентируют внимание на недостаточном развитии правовых норм об охране земель, что вызывает противоречия в осуществлении законных интересов участников земельных отношений, указывают на необходимость включения положений об охране окружающей среды в законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность. Таким образом, данный субъект вызывает интерес для дальнейшего изучения его положения в экологических правоотношениях.

Основная часть. Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года «Об охране окружающей среды» в редакции Закона от 17 июня 2002 года (далее - Закон «Об охране окружающей среды») в области охраны окружающей среды выделяет таких субъектов, как: Президент Республики Беларусь; Совет Министров Республики Беларусь; специально уполномоченные республиканские органы государственного управления в области охраны окружающей среды; местные Советы депутатов; исполнительные и распорядительные органы; иные государственные органы; органы территориального общественного самоуправления в пределах их компетенции; общественные объединения; иные юридические лица Республики Беларусь; граждане Республики Беларусь, в том числе индивидуальные предприниматели. Часть 3 статьи 6 Закона об охране окружающей среды также называет субъектов: иностранные граждане; лица без гражданства; иностранные и международные юридические лица (организации, не являющиеся юридическими лицами), иностранные государства, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь [8]. Закон «Об охране окружающей среды» выделяет юридическое лицо в качестве субъекта экологических отношений и наделяет комплексом прав и обязанностей, которые выступают средством реализации нормативных предписаний, являясь центральным звеном эколого-правового положения данного вида субъектов природоохранных отношений [2, с. 4].

В белорусской юридической литературе юридическое лицо как субъект в области охраны окружающей среды не стал предметом комплексного научного исследования, что существенно затрудняет определение его эколого-правового положения. Комплексному исследованию правового статуса граждан как участников экологических правоотношений уделено большое внимание. В частности, Т.И. Макарова исследовала эколого-правовой статус граждан Республики Беларусь. Исследование посвящено проблемам правового положения человека во взаимодействии с окружающей средой, определению объема прав и обязанностей граждан в области охраны окружающей среды [5, с. 27]. Таким образом, рассмотрение такого субъекта экологических отношений, как юридическое лицо, представляется целесообразным.

2018

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия В

Центральным элементом юридического лица как субъекта экологических отношений служат его права и обязанности. Анализ экологического законодательства позволяет сделать вывод об отсутствии норм, специально посвященных правам юридических лиц как субъектов экологического права. В данном случае следует согласиться с М.И. Васильевой, которая указывает, что ведение своей хозяйственной и иной деятельности является основным и практически единственным правом субъекта хозяйствования, которое связано достаточно жесткими условиями, ограничениями и запретами [2, с. 11-12]. Причем объем этих прав и обязанностей, включая те, которые являются природоохранными, составляет преимущественно содержание законодательства, регулирующего ведение хозяйственной деятельности, например Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О магистральном трубопроводном транспорте» устанавливает проведение оценки воздействия на окружающую среду планируемой деятельности при создании магистральных трубопроводов [9]. В то же время обращаем внимание на положения главы 3 Закона «Об охране окружающей среды», устанавливающей «Права и обязанности граждан, юридических лиц и общественных экологов в области охраны окружающей среды. Общественные обсуждения проектов экологически значимых решений, отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, экологических докладов по стратегической экологической оценке». Закон «Об охране окружающей среды» не содержит отдельной статьи, посвященной правам и обязанностям юридических лиц, ведущих хозяйственную деятельность, которая оказывает воздействие на окружающую среду. При этом статья 15 данной главы Закона «Права и обязанности общественных объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, иных юридических лиц» содержит права и обязанности общественных объединений и «иных юридических лиц», к которым закон относит следующие права: участвовать в разработке проектов государственных и иных программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, региональных комплексов мероприятий и способствовать их реализации; за счет собственных и привлеченных средств осуществлять мероприятия по воспроизводству природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности; вносить в государственные органы и направлять должностным лицам предложения по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов и др. К обязанностям относится соблюдение требований в области охраны окружающей среды и др.

Учитывая тот факт, что наибольший вред окружающей среде наносит именно хозяйственная деятельность, целесообразно рассматривать в данной главе «юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность», а не «иных юридических лиц», детализируя их права и обязанности в отдельной статье рассматриваемого Закона.

Неоднократно указывалось, что наибольший вред окружающей среде наносит хозяйственная и иная деятельность, для ее осуществления законодательство устанавливает требования экологической безопасности. Согласно статье 1 Закона «Об охране окружающей среды» под экологическими требованиями понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения, установленные нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды. По основным направлениям хозяйственной деятельности Закон «Об охране окружающей среды» содержит требования, предъявляемые к следующим её сферам: архитектурная, градостроительная и иная деятельность; эксплуатация объектов энергетики; сельскохозяйственная деятельность; мелиорация; добыча, переработка, транспортировка нефти и газа; производство опасных химических веществ и обращение с ними; обращение с источниками радиоактивного излучения; деятельность, оказывающая вредное биологическое воздействие; обращение с отходами.

Так, при осуществлении мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений юридические лица должны принимать меры по обеспечению водохозяйственного баланса и экономному использованию вод. Статья 44 Закона «Об охране окружающей среды» указывает на то, что юридические лица при проектировании, производстве, эксплуатации мобильных источников обязаны разрабатывать и осуществлять меры по снижению токсичности, дымности отработанных газов, очистке или обезвреживанию выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду [8].

Обязанности юридических лиц как субъектов экологических отношений устанавливаются прямо или логически вытекают из содержания требований в области охраны окружающей среды. Так, юридические лица обязаны: соблюдать правила производства, хранения, транспортировки, применения, захоронения радиоактивных веществ (источников ионизирующих излучений); не допускать превышения нормативов предельно допустимого уровня радиационного воздействия, а в случае их превышения немедленно информировать специально уполномоченные республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы о повышенных уровнях радиации, опасных для окружающей среды и здоровья граждан; принимать меры по ликвидации очагов радиационного загрязнения [8, ст. 47]. Юридические лица обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском и лесном хозяйстве [8, ст. 48]. Юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с возможностью вредного воздействия микроорганизмов на окружающую среду, обязаны обеспечивать экологически безопасные производство,

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ. Экологическое право

№ 14

транспортировку, использование, хранение, размещение и обезвреживание микроорганизмов, разрабатывать и осуществлять мероприятия по предотвращению аварий и катастроф, предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия микроорганизмов на окружающую среду [8, ст. 49].

Следует отметить, что экологические обязанности, возлагаемые на юридических лиц, также детализируются в специальном законодательстве. Например, порядок обращения с отходами установлен Законом Республики Беларусь «Об обращении с отходами». Соответственно, юридические лица, осуществляющие обращение с отходами, обязаны обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов либо их перевозку на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов [10].

Анализ экологических прав и обязанностей юридических лиц демонстрирует больший удельный вес их обязанностей в сравнении с правами. Это связано в первую очередь с тем, что хозяйственная и иная деятельность причиняет вред окружающей среде, поэтому государство возлагает на них соответствующие обязанности для уменьшения вредного воздействия. Таким образом, соблюдение требований в области охраны окружающей среды юридическими лицами является одним из обязательств, которое позволяет осуществлять хозяйственную деятельность на законных основаниях.

Проводя исследование эколого-правового положения юридического лица, нельзя не сказать о гарантиях его экологических прав. Статья 18 Закона об охране окружающей среды в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в качестве гарантий устанавливает нормирование в области охраны окружающей среды. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, лимитов на природопользование, а также иных нормативов в области охраны окружающей среды [8]. Такого рода гарантии обеспечивают регулятивную функцию, так как устанавливают пределы воздействия на окружающую среду.

Одна из важнейших гарантий экологических прав юридических лиц - гарантия на доступ к природным ресурсам. Природоресурсное законодательство трактует доступ к природным ресурсам как юридическую гарантию прав специальных природопользователей осуществлять разрешенные виды пользования. Таким образом, в условиях ограниченности природных ресурсов, вовлечения их в экономический оборот доступ к природным ресурсам необходимо рассматривать как основную гарантию экологических прав юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность [11, с. 327].

При наличии гарантий экологических прав следует обратить внимание на то, что «исполнение обязанностей служит очевидной гарантией соблюдения прав лиц, в интересах которых обязанности выполняются» [12, с. 127]. Действительно, юридическое лицо, добросовестно исполняющее свои обязанности, гарантирует реализацию своих экологических прав. Делая вывод о правах, обязанностях и гарантиях юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность, следует отметить, что все эти элементы взаимосвязаны друг с другом. Исключение одного из них влечет нецелесообразность рассмотрения эколого-правового положения юридического лица.

Для определения правового положения юридического лица как субъекта экологических отношений следует рассмотреть его правосубъектность. Согласно части 1 статьи 45 Гражданского кодекса [13] юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, а также предмет деятельности и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Исходя из содержания учредительных документов юридического лица, его деятельность может иметь экологически значимый характер, например производство, реализация, сельскохозяйственной продукции, заготовка древесины, ведение охотничьего хозяйства и др. Такой объем правосубъектности определяется как специальный экологический. Экологическая правосубъектность проявляется в связи с выполнением юридическим лицом экологически значимых видов деятельности как одной из задач его образования.

Важной особенностью экологической правосубъектности юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность, является то, что для возникновения прав и обязанностей недостаточно факта государственной регистрации, а необходимо реальное воздействие рассматриваемого субъекта на окружающую среду путем использования природных объектов и ресурсов в процессе или в результате такой деятельности, изменяющей состояние окружающей среды, оказывая негативное воздействие на неё [3, с. 8]. На наш взгляд, О.И. Саморукова выделила весьма важный признак экологической правосубъектности юридических лиц, так как в данном случае нас интересует экологически значимый результат хозяйственной деятельности и его отражение на состоянии окружающей среды. При этом следует обратить внимание на то обстоятельство, что не только (и не столько) наличие экологической правосубъектности создает особое эколого-правовое положение юридического лица, но также и любое вредное воздействие на окружающую среду как последствие ведения хозяйственной деятельности, на что указывает глава 6 Закона «Об охране окружающей среды», устанавливающая экологические требования в отношении практически всех видов экономической деятельности.

2018

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия D

Заключение. Объем правомочий юридических лиц, ведущих экономическую деятельность, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, подлежит закреплению самостоятельной статьей Закона «Об охране окружающей среды». Совокупность норм, содержащихся в гражданском, хозяйственном, природоресурсном и экологическом законодательстве, закрепляющих правовое положение юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность, может рассматриваться как комплексный институт экологического права, который на данном этапе не стал предметом правового исследования в науке экологического права. Комплексность данного института подтверждается сочетанием различных элементов, входящих в его состав, каждый из которых обладает специфическими признаками, присущими хозяйственной деятельности. Необходимость изучения положения данных лиц обусловлена в первую очередь тем, чтобы найти баланс соотношения их экологических прав и обязанностей в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Это будет являться гарантией реализации принципа обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения благоприятной окружающей среды граждан.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бринчук, М.М. Экологическое право : учебник / М.М. Бринчук. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2011. - 624 с.

2. Васильева, М.И. Субъекты экологических правоотношений / М.И. Васильева // Вестн. Моск. ун-та им. М.В. Ломоносова. - 2009. - № 5. - С. 3-27.

3. Саморукова, О.И. Эколого-правовой статус предприятия : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.06 / О.И. Саморукова ; Институт Государства и права Рос. акад. наук. - М., 2009.

4. Балашенко, С. А. Государственное управление в области охраны окружающей среды / С. А. Балашенко. -Минск : БГУ, 2000. - 341 с.

5. Макарова, Т.И. Эколого-правовой статус граждан Республики Беларусь / Т.И. Макарова. - Минск, 2004. - 230 с.

6. Карпович, Н.А. Экологическая функция государства : в 2-х ч. Ч. 1 / Н.А. Карпович. - Минск : РИВШ, 2011. - 294 с.

7. Макарова, Т.И. Экологизация земельного законодательства: состояние и проблемы совершенствования / Т.И. Макарова, О.А. Хотько // Современное право (РФ). - № 7. - С. 123-130.

8. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982-XII : в ред. Закона от 18 окт. 2016 г. № 431 -З // Эталон-Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.

9. О магистральном трубопроводном транспорте [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 9 янв. 2002 г., № 87-3 (с изм. и доп.) // Эталон-Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.

10. Об обращении с отходами [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 20 июля 2007 г., № 271-З (с изм. и доп.) // Эталон-Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.

11. Шингель, Н. А. Актуальные вопросы реализации права на доступ к природным ресурсам / Н. А. Шингель // Сборник ст. междунар. науч.-практ. конф., Новополоцк, 28-29 окт. 2016 г. / Полоц. гос. ун-т ; редкол. И.В. Вегера (отв. ред.). - Новополоцк : ПГУ, 2016. - Т. 3. - 340 с.

12. Макарова, Т.И. Обязанности граждан в области охраны окружающей среды как элемент эколого-правового статуса / Т.И. Макарова // Вестн. Конституционного суда Респ. Беларусь. - 2007. - № 1. - С. 126-132.

13. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 7 дек. 1998 г. : с изм. и доп. от 28 авг. 2012 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2012.

Поступила 14.09.2018

LEGAL PERSON AS SUBJECT OF ENVIRONMENTAL RELATIONS

A. MALINOVSKAYA

The legal essence, and the most important signs of the legal person are considered as the subject of the ecological right. In the context of this topic, environmental rights and obligations of legal persons are analyzed, forming its legal position in environmental legal relations. It is concluded that the totality of norms fixing the legal status of legal entities that carry out economic activities is a complex institution of environmental law. Complexity of this institution is confirmed by a combination of various elements with specific characteristics inherent in economic activity that make up its structure.

Keywords: subject, legal entity, environmental law, legal personality, economic activity, environmental requirements.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.