Научная статья на тему 'РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛАЕНСА В ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ (НА ПРИМЕРЕ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО "НАФТАН")'

РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛАЕНСА В ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ (НА ПРИМЕРЕ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО "НАФТАН") Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
65
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛАЕНС / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КЛАСТЕР / НЕФТЕХИМИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михайлова А.И.

В статье рассматривается возможность внедрения и функционирования экологической комплаенс-программы в рамках деятельности юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность. Выделены эколого-правовые особенности содержания понятия «экологический комплаенс» и критерии включаемых в него средств охраны окружающей среды, позволяющие рассматривать эту программу как интегрированный механизм природоохранной деятельности хозяйствующих субъектов. Обоснована возможность внедрения экологической комплаенс-программы в деятельность предприятия ОАО «Нафтан», которое специализируется на нефтепереработке, выпуске нефтехимической продукции с целью минимизации вредного воздействия на состояние окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ENVIRONMENTAL COMPLIANCE IN THE ENVIRONMENTAL ACTIVITIES OF A LEGAL ENTITY: LEGAL ASPECT (ON THE EXAMPLE OF THE OIL REFINERING ENTERPRISE JSC "NAFTAN")

The article considers the possibility of introducing and operating an environmental compliance program within the framework of the activities of legal entities engaged in economic activities. The environmental and legal features of the content of the concept of "environmental compliance" and the criteria for the means of environmental protection included in it are highlighted, allowing us to consider this program as an integrated mechanism for the environmental activities of economic entities. The possibility of introducing an environmental compliance program into the activities of the JSC Naftan enterprise, which specializes in oil refining and the production of petrochemical products, is substantiated in order to minimize the harmful impact on the environment.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛАЕНСА В ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ (НА ПРИМЕРЕ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО "НАФТАН")»

УДК 349.6 Б01 10.52928/2070-1632-2022-60-5-120-125

РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛАЕНСА В ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ (НА ПРИМЕРЕ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «НАФТАН»)

А.И. МИХАЙЛОВА (Полоцкий государственный университет)

В статье рассматривается возможность внедрения и функционирования экологической комплаенс-про-граммы в рамках деятельности юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность. Выделены эколого-правовые особенности содержания понятия «экологический комплаенс» и критерии включаемых в него средств охраны окружающей среды, позволяющие рассматривать эту программу как интегрированный механизм природоохранной деятельности хозяйствующих субъектов. Обоснована возможность внедрения экологической комплаенс-программы в деятельность предприятия ОАО «Нафтан», которое специализируется на нефтепереработке, выпуске нефтехимической продукции с целью минимизации вредного воздействия на состояние окружающей среды.

Ключевые слова: экологический комплаенс, юридическое лицо, хозяйственная деятельность, кластер, нефтехимическая отрасль, природоохранная деятельность.

Введение. Национальная стратегия социально-экономического развития Республики Беларусь до 2030 года (далее - Национальная стратегия) приоритетными направлениями государственной политики в области охраны окружающей среды устанавливает создание системы управления экологическими рисками природного и техногенного характера формирование нормативной правовой базы по обеспечению экологической безопасности1 . В этой связи особое значение приобретает упорядочение природоохранной деятельности юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность.

Для начала следует определить связь хозяйственного и природоохранного законодательства, которая прослеживается посредством закрепления в главе 6 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-Х11 «Об охране окружающей среды» (далее - Закон «Об охране окружающей среды»)2 требований в области охраны окружающей среды, которые адресуются хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность в различных отраслях экономики. Установление баланса экологических и экономических интересов является предметом многочисленных дискуссий ученых [1-3]. Как известно, хозяйственная деятельность юридических лиц существенно ограничена эколого-правовыми требованиями, в том числе на рассматриваемых субъектов возложено их безотлагательное и надлежащее исполнение. Перед наукой экологического права, равно как и перед законодательством в области охраны окружающей среды, стоит вопрос упорядочения системы эколого-правовых инструментов, которые способны учесть обязательность исполнения экологических требований с учетом идентификации хозяйственной деятельности конкретного юридического лица.

В доктрине экологического права выработаны соответствующие организационно-правовые, экономические и идеологические инструменты правового механизма охраны окружающей среды [4], как правило, они адресованы хозяйствующим субъектам. Но в процессе правоприменительной деятельности данные инструменты хоть и успешно применяются, но анализ их внутренних природоохранных процессов указывает на отсутствие системности в упорядочении такого рода инструментов в единую программу, характерную для конкретного производства юридического лица. В связи с этим, особого внимания заслуживает создание комплексной природоохранной программы, которую возможно внедрить в хозяйственную деятельность юридических лиц, в данном случае речь пойдет о применении концепта экологический комплаенс.

Основная часть. Доктринальное обоснование понятия «комплаенс» с целью охраны окружающей среды в рамках белорусской и российской юридической науки было предложено В.В. Кваниной и Т.И. Макаровой, которые установили возможность применения рассматриваемой категории в контексте деятельности по охране окружающей среды. Экологический комплаенс, по мнению ученых, это - программа, которая включает оптимальный набор природоохранных мер, необходимых в определенном случае, при данном виде хозяйственной деятельности, с целью реализации природоохранной политики конкретного субъекта. Применение концепта экологический комплаенс в настоящее время рассматривается как инструмент, применимый только для доктринальных исследований [5, с. 99], мы же полагаем, что его использование может быть эффективным и для практического применения

1 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г. : одобр. на заседании Президиума Совета Министров Респ. Беларусь от 10 февр. 2015 г. // Экон. бюл. НИЭИ М-ва экономики Респ. Беларусь. - 2015. - № 4. - С. 2-99.

2 Об охране окружающей среды [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982-XII : в ред. Закона от 18 окт. 2016 г. № 431-З // Эталон-Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2022.

в эколого-правовой деятельности юридических лиц. В качестве примера следует обратить внимание на хозяйствующих субъектов, активно использующих экологический комплаенс в своей деятельности. В частности, фармацевтическая компания АО «Р-Фарм», деятельность которой направлена на обеспечение российского рынка высокоэффективными лекарственными средствами, осуществляет природоохранные мероприятия в соответствии с программой экологического комплаенса, поскольку деятельность фармацевтических компаний связана с экологическими рисками, связанными с необходимостью утилизации химических и биологических веществ3.

Таким образом, необходимо продемонстрировать возможность внедрения экологической комплаенс-программы в природоохранной деятельности ОАО «Нафтан». В силу того, что такого рода программа зарекомендовала себя как действенный инструмент достижения экологических целей и может иметь положительный опыт при внедрении на предприятиях нефтехимической отрасли Республики Беларусь.

Набор природоохранного инструментария, при помощи которого происходит реализация природоохранной деятельности предприятия, строится на ряде эколого-правовых средств, которые требуют упорядочения в единую идентифицированную программу, подходящую исключительно для предприятия, осуществляющего в данном случае переработку и производство нефтепродуктов. Как известно, политика любого крупного предприятия нацелена на экологически ориентированный бизнес, и ОАО «Нафтан» в этом случае не является исключением. Обязательность исполнения природоохранных требований содержится в ст. 45 Закона «Об охране окружающей среды», в соответствии с которой юридические лица, при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и ликвидации объектов добычи, переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки, должны руководствоваться требованиями в области охраны окружающей среды, с соблюдением режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий, природных территорий, подлежащих специальной охране, и биосферных резерватов. При осуществлении вышеназванной хозяйственной деятельности должны предусматриваться и меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбору нефтяного (попутного) газа и попутных вод, рекультивации земель, снижению вредного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и (или) эксплуатации указанных объектов в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды.

Строительство и эксплуатация объектов добычи, переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки (в том числе расположенных в поверхностных водных объектах) допускаются при наличии проектов восстановления загрязненных земель, положительных заключений государственной экологической экспертизы и финансовых гарантий реализации таких проектов4. ОАО «Нафтан» использует значительное количество водных ресурсов Западной Двины, осуществляются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образуются отходы производства, что позволяет говорить о необходимости исполнения требований в области охраны окружающей среды, предусмотренных главой 6 Закона «Об охране окружающей среды».

Первое, на что необходимо обратить внимание, - основным и самым действенным принципом реализации экологической политики юридического лица выступает неукоснительное соблюдение требований природоохранного законодательства. Внедрение комплаенс-программы требует выделения целого ряда эколого-правовых средств, которые позволят достичь эколого-значимого результата в конкретной производственной сфере, в данном случае круг экологических инструментов должен быть персонифицирован и сформулирован исходя из особенностей нефтеперерабатывающей деятельности юридического лица. Более того, при моделировании экологической комплаенс-программы особое значение необходимо уделять оценке состояния экологической безопасности и возможности наступления экологических рисков. Создание системы экологического комплаенса для нефтеперерабатывающего предприятия должно включать в себя, как нам представляется, осуществление природоохранных мероприятий, в основе которых лежат следующих инструменты охраны окружающей среды: комплексного природоохранного разрешения; экологического паспорта предприятия, экологического аудита, производственных наблюдений, локального мониторинга, экологической сертификации, лицензирования в области охраны окружающей среды, экологического страхования и др. По мнению ученых, «такая программа должна включать, наряду с перечнем подлежащих использованию природоохранных инструментов, анализ потенциальных экологических возможностей и рисков в целях информирования о вероятных направлениях совершенствования хозяйственной деятельности (например, возможность применения наилучших доступных технологий), существующих и неиспользуемых мерах охраны окружающей среды и рисках их неиспользования, экономических инструментах охраны окружающей среды и финансовых потерях от их неиспользования, возможностях и обязанностях взаимодействия с общественностью и репутационных издержках их игнорирования» [5, с. 98-99].

В случае, когда речь идет о возможности наступления экологических рисков, особое внимание следует обратить на использование инструмента экологического страхования. В соответствии со ст. 85 Закона «Об охране окружающей среды» экологическим страхованием является «страхование гражданской ответственности юридических лиц

3 Орлова, Л.Н. Экологический риск-менеджмент в практике экономической деятельности хозяйственных структур / Л.Н. Орлова // Интернет-журнал «Отходы и ресурсы», 2020. - № 2. - С. 13-14, URL: https://resources.todav/PDF/05ECOR22Q.pdf. DOI: 10.15862/05ECOR220.

4 См. сноску № 2.

и индивидуальных предпринимателей по защите имущественных интересов граждан и организаций, а также Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц при причинении экологического вреда». Крупным хозяйствующим субъектам, деятельность которых является особо опасной и может представлять экологические риски для предприятия, необходимо рассматривать данный инструмент как обязательный элемент комплаенс-программы, поскольку он позволит обеспечить защиту имущественных интересов граждан и организаций и при причинении экологического вреда. Таким образом, применение экологического страхования в экономической деятельности ОАО «Нафтан» представляется возможным в отношении отдельных производств, установок, цехов, на которых осуществляется узконаправленное производство, которое может представлять экологические риски.

На основании официальных данных Гродненского областного комитета доля нарушений законодательства в области обращения с отходами за первое полугодие 2021 года составляет около 60% от всех нарушений в области охраны окружающей среды5. По результатам контрольной деятельности Витебского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды основную часть административных правонарушений составляют нарушения в области обращения с отходами - 44%6. Эффективное обращение с отходами - стратегическая цель государственной политики, которая заключается в максимальном уменьшении объемов образования отходов во всех секторах экономики, нефтехимическая отрасль не является исключением. Для ОАО «Нафтан» наиболее существенными мероприятиями, позволяющими реализовать государственную политику в данном направлении, будут являться: увеличение глубины переработки всех видов отходов для получения вторичных материальных ресурсов, пригодных к использованию в качестве вторичного сырья и энергетического использования и др. Кроме этого, важно учитывать, что Национальная стратегия в качестве стратегической цели государственной политики в сфере обращения с отходами предусматривает интеграцию аспекта сокращения образования отходов в действующие природоохранные механизмы (экологическая сертификация товаров (услуг), комплексные природоохранные разрешения, расширенная ответственность производителей). В этом направлении реализация стратегической цели возможна при разработке и функционировании экологической комплаенс-программы предприятия ОАО «Нафтан», включающей экологическую сертификацию, производственные экологические наблюдения, комплексные природоохранные разрешения, экологический аудит, локальный мониторинг и др.

Производственная деятельность нефтеперерабатывающего предприятия оказывает воздействие на состояние атмосферного воздуха. Стратегической целью защиты атмосферного воздуха, в соответствии с Национальной стратегией, является улучшение его качества для обеспечения экологически безопасной жизнедеятельности человека посредством минимизации выбросов загрязняющих веществ от стационарных и мобильных источников в воздушный бассейн. Исходя из вышеуказанного, на нефтеперерабатывающем предприятии подлежат разработке программы действий для каждого вида вредного воздействия на окружающую среду (выбросы в атмосферу, сбросы сточных вод и размещение твердых отходов). В рамках развития цифровой экономики перспективным направлением будет являться разработка интернет-платформ для осуществления мониторинга выбросов (сбросов и размещения отходов) загрязняющих веществ, на которых возможно в режиме онлайн отслеживать поступление загрязняющих веществ в атмосферный воздух и водные объекты и формировать на основе смарт-технологий реальную картину состояния окружающей среды в регионе.

Ключевое значение при проведении локального мониторинга имеет Инструкция о порядке ведения локального мониторинга окружающей среды утвержденная постановлением Минприроды Республики Беларусь от 1 февраля 2007 г. № 9 (далее - Инструкция N° 9)7. В ней установлен порядок проведения локального мониторинга в целях наблюдения за состоянием окружающей среды) в районе осуществления хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, в том числе экологически опасной деятельности. Локальный мониторинг проводится в отношении субъектов, осуществляющих деятельность, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, поэтому мы можем утверждать, что деятельность ОАО «Нафтан» является экологически опасной. В рамках же программы экологического комплаенса процедура проведения локального мониторинга носит императивный характер.

Стратегическая цель в области сохранения водного потенциала страны состоит в повышении эффективности использования и охраны водных ресурсов, улучшении их качества в соответствии с потребностями общества и возможным изменением климата8. При этом для достижения названных целей на предприятии ОАО «Нафтан» необходимо совершенствовать систему очистки сточных вод, которые попадают в водный бассейн реки Западная Двина; внедрить приборный учет забора, использования воды и сброса сточных вод в водные объекты; разработать единую методику сбора, обработки и анализа состояния и развития систем водного хозяйства предприятия и внедрять иные мероприятия, позволяющие осуществлять эффективную природоохранную деятельность.

5 О направлении информации Гродненским областным комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды о результатах контрольной деятельности в отношении юридических лиц за 1 полугодие 2021 г. № 02-17/3245 от 10.11.2021 г.

6 О результатах контрольной деятельности за 2020 год Витебского областного комитета природных ресурсов и охране окружающей среды. - Режим доступа: https://priroda-vitebsk.gov.by/info-of-control/o-rezultatax-kontrolnoi-deyatelnosti-za-2020-god-2/. - Дата доступа: 10.10.2021 г.

7 О локальном мониторинге окружающей среды [Электронный ресурс] : Постан. Мин. прир. ресурс. охраны окруж. среды, 11 января 2017 г. № 5 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. -Минск, 2022.

8 См. сноску № 1.

Как видим, Национальная стратегия задает вектор развития основных направлений природоохранной деятельности, которые поэтапно будут внедрены в действующее природоохранное законодательство. В соответствии с программой экологического комплаенса эти мероприятия возможно внедрять и осуществлять уже сегодня, поскольку сущность комплаенс-программы заключается в расширении перечня экологических обязанностей юридического лица, которое в дальнейшем позволит повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции и обеспечить экологическую безопасность.

Следующим направлением на пути создания экологической комплаенс-системы является сотрудничество с заинтересованными в экологических аспектах деятельности субъектами. Знаковым в истории развития нефтехимической отрасли экономики стало создание 27 ноября 2017 г. Новополоцкого инновационно-промышленного нефтехимического кластера (далее - кластер) посредством подписания соглашения о его создании между Новополоцким городским исполнительным комитетом, ОАО «Нафтан» и УО «Полоцкий государственный университет». В 2019 году участниками кластера стали КУП «Новополоцкий центр предпринимательства и недвижимости», ОАО «Трест № 16», ООО «Интерсервис», УО «Новополоцкий государственный политехнический колледж», CITIC9. В соответствии с Концепцией формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь от 16 января 2014 года № 27 инновационно -промышленным кластером является кластер, участники которого обеспечивают и осуществляют инновационную деятельность, направленную на разработку и производство инновационной и высокотехнологичной (наукоемкой) продукции10. Среди основных целей создания кластера в соответствии с Соглашением от 27 ноября 2017 года названы следующие: консолидация производственного, научно-образовательного, инновационного, организационного, административного потенциала сторон, направленная на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции и региональной экономики; содействие развитию научной, производственной, организационной кооперации в рамках кластера; внедрение технологических инноваций за счет обеспечения эффективного взаимодействия науки, бизнеса и власти; повышение конкурентоспособности сторон на национальном и мировом уровнях; трансфер инновационных разработок по схеме «наука-производство»; подготовка предложений для органов государственной власти и органов местного управления в сфере промышленной, инновационной, научно-образовательной, кластерной политики; повышение инвестиционной привлекательности региона и обеспечение высоких темпов экономического роста.

Среди основных целей создания и функционирования кластера экологическая составляющая как бы осталась за его пределами, но анализ продемонстрированных выше целей позволяет сделать вывод о востребованности природоохранной составляющей. Так, невозможно представить консолидацию производственного, научно-образовательного, инновационного, административного потенциала сторон, направленную на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции без учета принципа «экологичности»; экологизация является неотъемлемым аспектом внедрения технологических инноваций за счет обеспечения эффективного взаимодействия науки, бизнеса и власти; повышение конкурентоспособности сторон на национальном и мировом уровнях возможно достичь лишь в реалиях эколого-ориентированного бизнеса, который включает в себя переход к ресурсо-и энергоэффективности; трансфер инновационных разработок по схеме «наука-производство» направлен на достижение научно-технического прогресса в целях повышения экологичности выпускаемой продукции, способа ее производства или распределения; повышение инвестиционной привлекательности региона и обеспечение высоких темпов экономического роста предполагает внедрение концепции «зеленой» экономики и др.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в Национальной стратегии среди основных звеньев достижения целей устойчивого развития выделяют: человека как личность и генератор новых идей, конкурентоспособную экономику и качество окружающей среды в условиях внутренних и внешних угроз и вызовов долгосрочного развития. Как видим, без третьего звена достижение устойчивого развития не представляется возможным, так как благоприятная окружающая среда является неотъемлемым правом каждого человека и важнейшим элементом при формировании концепции устойчивого развития предприятия. В пределах действующих участников кластера предприятие ОАО «Нафтан» имеет возможность сотрудничать с заинтересованными участниками не только по поводу вопросов наращивания производственного потенциала сторон, но и по поводу вопросов охраны окружающей среды в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Важно отметить, что кластерная модель сотрудничества может положительно сказаться на формировании экологической комплаенс-программы ОАО «Нафтан». Так, Полоцкий государственный университет на протяжении более 40 лет осуществляет системное и планомерное научно-техническое сотрудничество в рамках выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ в сфере нефтепереработки и нефтехимии. Ученые университета участвуют в решении важнейших задач, связанных с разработкой технологических регламентов реконструируемых установок и строящихся технологических объектов. В свою очередь осуществление природоохранной деятельности, которая подразумевает внедрение наилучших доступных методов требует крупных финансовых вложений, поэтому кластерная политика позволит привлекать инвестиции в вопросы охраны окружающей среды. Так, CITIC Construction является участником кластера, входит в топ международных и китайских генеральных подрядчиков и является одной из первых

9 URL: https://ipnnk.bv/index.php/about/o-klastere.

10 Об утверждении Концепции формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь и мероприятий по ее реализации: утв. Постан. Сов. Мин. Республики Беларусь от 16 янв. 2014 г., № 27 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2022.

китайских инжиниринговых компаний, пришедших на белорусский рынок. Таким образом, совместные инновационные разработки могут финансироваться участниками кластера, которые заинтересованы в получении экологически чистой продукции и в обеспечении экологической безопасности.

Следующим направлением формирования экологической комплаенс-программы является эффективное экологическое информирование и просвещение населения, которое имеет стратегическое значение для региона с развитой нефтехимической промышленностью. Для ОАО «Нафтан» экологическое информирование позволит повысить имидж предприятия и рейтинг экологического развития региона. Закон «Об охране окружающей среды» закрепляет принцип гласности в работе государственных органов, общественных объединений по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения граждан полной, достоверной и своевременной экологической информацией. В этом направлении политика в области охраны окружающей среды ОАО «Нафтан» предусматривает обмен информацией в области охраны окружающей среды с соответствующими заинтересованными сторонами (потребителями, общественными объединениями, поставщиками, регулирующими органами, неправительственными организациями, инвесторами и сотрудниками). В этой связи информирование общественности о воздействии хозяйственной деятельности ОАО «Нафтан» на окружающую среду должно быть автоматизировано и осуществляться в режиме онлайн в рамках государственной политики, направленной на развития цифровой экономики. Сведения об основных показателях атмосферного воздуха, состоянии используемых водных объектов должны быть представлены на официальном сайте предприятия. Так, на официальном сайте РУП «БелАЭС» ежедневно представлены сведения о мощности дозы гамма-излучения на площадке строительства и ее ближайших территориях11. Информирование общественности о воздействии хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды в онлайн-режиме будет иметь положительный опыт реализации положений Закона «Об охране окружающей среды» и Ор-хусской конвенции о доступе к информации по вопросам, касающимся окружающей среды12, позволит реализовать направления государственной политики в области цифровой экономики.

Для юридического лица, преследующего извлечения прибыли из своей хозяйственной деятельности, меры экономического стимулирования имеют особое значение при использовании наилучших доступных методов в области охраны окружающей среды. Так, при внедрении экологической комплаенс-программы, которая характеризуется наличием мероприятий, направленных на строительство газо- и водоочистных установок, создание автоматизированных систем контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и водные объекты, эффективное обращение с отходами производства, их вторичное использование и др., нефтеперерабатывающее предприятие имеет возможность получить льготы в области охраны окружающей среды, которые предусмотрены налоговым, бюджетным и иным законодательством.

Заключение. В отношении предприятия, осуществляющего нефтеперерабатывающую деятельность, внедрение экологического комплаенса позволит выработать экологическую программу предприятия. Такого рода программа позволит проводить более согласованную и результативную природоохранную деятельность на предприятии ОАО «Нафтан», учесть риск наступления экологических последствий и выбрать наилучшие доступные методы их предотвращения. Разработка и функционирование комплаенс-программы ОАО «Нафтан» должны осуществляться в рамках экологической политики предприятия и включать следующие направления деятельности:

- подбор необходимых эколого-правовых средств, применяемых в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и с учетом положений Национальной стратегии устойчивого развития до 2030 г.;

- оценку экологических рисков предприятия с учетом специфики нефтехимической промышленности;

- сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды в рамках Новополоцкого инновационно-промышленного нефтехимического кластера;

- связь с общественностью о результатах деятельности, оказывающей воздействие на состояние окружающей среды, с учетом тенденций развития «зеленой» цифровой экономики.

Таким образом, комплаенс-программа предприятия ОАО «Нафтан» представляет собой набор эколого-правовых мер, направленных на реализацию природоохранной деятельности предприятия, которое специализируется на нефтепереработке и выпуске нефтехимической продукции, с целью реализации его природоохранной политики. В основу данной программы должны быть включены основные инструменты правового механизма, к которым следует относить: императивные инструменты (комплексное природоохранное разрешение, экологический паспорт предприятия, производственные наблюдения, локальный мониторинг, экологическое лицензирование, экологический аудит) и добровольно применяемые инструменты (экологическая сертификация, экологическое страхование и др.) При этом, набор эколого-правовых средств по своему содержанию может отличаться в зависимости от условий осуществляемой экономической деятельности. Каждая мера эколого-правового характера направлена на учет видов вредного воздействия на окружающую среду (выбросы в атмосферу, сбросы сточных вод и размещение твердых отходов). Отдельного внимания заслуживают инструменты экологического страхования и экологической сертификации, поскольку данные средства охраны окружающей среды выступают добровольными мерами, но экологическая эффективность от их реализации на предприятии способствует достижению целей природоохранного законодательства.

11 РУП «БелАЭС» [Электронный ресурс] / Общая информация. URL: https://www.belaes.by/ru/.

12 Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, 25 июня 1998 г.: утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 14 дек. 1999 г., № 726 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2022.

В соответствии с направлениями Национальной стратегии автором подготовлены рекомендации по совершенствованию природоохранной деятельности предприятия ОАО «Нафтан». В рамках развития цифровой экономики перспективным направлением будет разработка интернет-платформ для осуществления мониторинга выбросов (сбросов и размещения отходов) загрязняющих веществ, на которых возможно в режиме онлайн отслеживать поступление загрязняющих веществ в атмосферный воздух, водные объекты и формировать на основе смарт-технологий реальную картину состояния окружающей среды в регионе. В свою очередь, это позволит осуществлять оперативное информирование общественности о результатах воздействия хозяйственной деятельности ОАО «Нафтан» на окружающую среду и повысить экологический имидж предприятия. Для ОАО «Нафтан» перспективная модель сотрудничества в рамках Новополоцкого инновационно-промышленного нефтехимического кластера поспособствует внедрению инвестиций в производство экологически чистых продуктов, повысит инвестиционную привлекательность региона и обеспечит высокие темпы экономического роста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боголюбов, С.А. Институты экологического права / С.А. Боголюбов. - М. : Эксмо, 2010. - 480 с.

2. Голиченков, А.К. Охрана окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности, обеспечение рационального использования природных ресурсов: термины, содержание, соотношение / А.К. Голиченков // Экологическое право России : сб. материалов науч.-практ. конф. Юбил. вып. 1995-2004 гг. / Под ред. А.К. Голиченкова. : В 4 т.- М. : ТИССО, 2004. - Т. 1. - С. 121-126.

3. Михайлова (Малиновская), А.И. Экологические требования как основа хозяйственной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду / А.И. Михайлова (Малиновская) // Юстиция Беларуси. - 2021. - № 7. - С. 73-76.

4. Правовые механизмы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности / Т.И. Макарова [и др.] ; под науч. ред. Т.И. Макаровой. - Минск : БГУ, 2016. - 191 с.

5. Кванина, В.В. Экологический комплаенс в системе правовой охраны окружающей среды [Электронный ресурс] / В.В. Кванина, Т.И. Макарова // Журнал Белорусского государственного университета. Право. - 2020. - № 1. - С. 95-101. URL: https://iournals.bsu.bv/index.php/law/article/view/2733/2554.

REFERENCES

1. Bogolyubov, S.A. (2010). Instituty ekologicheskogoprava. Moscow: Eksmo. (In Russ.)

2. Golichenkov, A.K. (2004). Ohrana okruzhayushchej prirodnoj sredy bezopasnosti, obespechenie racional'nogo ispol'zovaniya prirodnyh resursov: terminy, soderzhanie, sootnoshenie. In Ekologicheskoe pravo Rossii A.K. Golichenkov (Eds.). In 4 Vol. (Vol. 1), 121-126. Moscow: TISSO. (In Russ.).

3. Mihajlova (Malinovskaya), A.I. (2021). Ekologicheskie trebovaniya kak osnova hozyajstvennoj deyatel'nosti, okazyvayushchej vozdejstvie na okruzhayushchuyu sredu. Yusticiya Belarusi, (7), 73-76. (In Russ.)

4. Makarova, T.I., Balashenko, S.A., Lizgaro, V.E., Moroz, O.V. (2016). Pravovye mekhanizmy ohrany okruzhayushchej sredy i obespecheniya ekologicheskoj bezopasnosti. Minsk : Publ. BGU. (In Russ.).

URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/185867.

6. Kvanina, V.V. & Makarova, T.I. (2020). Ekologicheskij komplaens v sisteme pravovoj ohrany okruzhayushchej sredy. Zhurnal Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Pravo, (1), 95-101. (In Russ.).

URL: https://iournals.bsu.by/index.php/law/article/view/2733/2554.

Поступила 17.03.2022

THE ROLE OF ENVIRONMENTAL COMPLIANCE IN THE ENVIRONMENTAL ACTIVITIES

OF A LEGAL ENTITY: LEGAL ASPECT (ON THE EXAMPLE OF THE OIL REFINERING ENTERPRISE JSC «NAFTAN»)

A. MIKHAILOVA

The article considers the possibility of introducing and operating an environmental compliance program within the framework of the activities of legal entities engaged in economic activities. The environmental and legal features of the content of the concept of "environmental compliance" and the criteria for the means of environmental protection included in it are highlighted, allowing us to consider this program as an integrated mechanism for the environmental activities of economic entities. The possibility of introducing an environmental compliance program into the activities of the JSC Naftan enterprise, which specializes in oil refining and the production ofpetrochemical products, is substantiated in order to minimize the harmful impact on the environment.

Keywords: environmental compliance, legal entity, economic activity, cluster, petrochemical industry, environmental protectio.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.