Научная статья на тему 'Юридический статус земель, используемых фермерами'

Юридический статус земель, используемых фермерами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юридический статус земель, используемых фермерами»

ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС ЗЕМЕЛЬ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ФЕРМЕРАМИ

Сазонов С.Н., д.т.н., проф., зав. лабораторией, Сазонова Д.Д., к.э.н., доц., ведущий науч. сотр. Всероссийского научно-исследовательского института использования техники и нефтепродуктов

в сельском хозяйстве

Вопрос о правовом статусе земли, используемой в фермерских хозяйствах, всегда вызывал и вызывает повышенный интерес, как со стороны общества, так и со стороны самих фермеров. Более того, в нашем понимании эта проблема, порой искусственно преувеличивается как сторонниками частной собственности на землю, так и их противниками [1-4]. Однако не признавать того очевидного факта, что юридический статус земли порой предопределяет организационно-экономические условия деятельности фермерских хозяйств [5-6], просто невозможно.

В результате анализа достоверных данных первичного учета [7] установлено, что в среднем каждое из обследованных фермерских хозяйств Тамбовской области в настоящее время использует 109,2 га пашни. С правовой точки зрения эта земля состоит из четы-

рех частей. Первая - земля, закрепленная в собственность. Вторая - земля, выделенная из фонда перераспределения земель на правах постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения. Третья -земля, арендуемая из фонда перераспределения земель. Четвертая - земля, арендуемая у частных лиц (владельцы земельных долей из числа бывших и нынешних работников сельскохозяйственного предприятия или работников социальной сферы на селе) (табл. 1). Для справки отметим, что в начале 1990-х годов часть земли ошибочно предоставлялась именно фермерским хозяйствам как юридическим лицам, а не их членам, в постоянное (бессрочное) пользование [8]. Этим и объясняется наличие этого статуса землепользования в некоторых из обследованных хозяйств.

Таблица 1 - Состав земельных угодий в обследованных фермерских хозяйствах Тамбовской области

Календарный год Площадь земельных угодий -всего, га В том числе

земля, закрепленная в собственность земля, выделенная на правах постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земля, арендуемая из фонда перераспределения аренда земельных долей у их собственников

га % га % га % га %

2001 86,2 24,2 28,1 12,5 14,5 11,5 13,3 38,0 44,1

2002 86,1 24,2 28,1 12,5 14,5 11,5 13,4 37,9 44,0

2003 100,4 24,7 24,6 12,0 12,0 14,1 14,0 49,6 49,4

2004 135,9 26,6 19,6 10,1 7,4 17,7 13,0 81,5 60,0

2005 121,7 27,1 22,3 9,6 7,9 10,7 8,8 74,3 61,0

2006 96,1 28,1 29,2 8,5 8,8 5,2 5,4 54,3 56,6

2007 94,3 28,2 29,9 8,3 8,8 6,2 6,6 51,6 54,7

2008 95,4 28,2 29,6 8,3 8,7 3,2 3,4 55,7 58,3

2009 109,3 28,1 25,7 8,5 7,8 9,6 8,8 63,1 57,7

2010 103,9 28,0 26,9 8,7 8,4 9,6 9,2 57,6 55,5

2011 101,3 28,0 27,6 8,7 8,6 9,6 9,5 55,0 54,3

2012 105,9 28,0 26,4 8,7 8,2 9,6 9,1 59,6 56,3

2013 109,2 27,9 25,6 9,0 8,2 8,1 7,4 64,2 58,8

среднее 103,5 27,0 26,1 9,6 9,3 9,7 9,4 57,1 55,2

В собственности у фермеров находится в среднем по 27,9 га пашни (25,6% от общего ее количества). Эта часть формировалась прямо

пропорционально количеству членов хозяйства и представляет собой сумму земельных долей всех его членов [9]. В начале 1990-х гг.,

когда и были организованы обследованные хозяйства, эта часть земли передавалась бесплатно в собственность при организации фермерского хозяйства.

Официально средний размер земельных долей в различных сельских административных районах Тамбовской области составлял от 4,9 до 9,2 га. Фактически дело обстояло несколько по-иному [9]. Очень часто в собственность была закреплена земля не в рамках средней районной нормы, а в размерах средней земельной доли, сложившейся в том сельскохозяйственном предприятии, выходцами из которого были будущие фермеры. Таким образом, этот диапазон несколько шире и составляет от 4,5 до 15 га.

Вторая часть фермерского землепользования, которая составила 9га, формировалась так же, как и предыдущая, при организации хозяйства. Ее источниками в самом начале развития фермерского движения были земли сельскохозяйственных предприятий, а с 1992 г. - земли фонда перераспределения. В первой половине 1990-х гг. в Тамбовской области действовало ограничение на общую площадь пашни, закрепленную за фермерским хозяйством, в размере 40 га. Недостающую до этой нормы землю, с учетом собственной земельной доли, фермер получал из фонда перераспределения.

Примерно 8,1 га арендовалось фермерами в 2013 г. из фонда перераспределения земель, причем 7,1 га из них - субаренда. До 2002 г. арендная плата за эти земли была невысока и равнялась величине земельного налога. Однако, начиная с 2002 г., арендная плата за земли фонда перераспределения значительно возросла со 150 руб./га в 2002 г. до 395 руб./га в 2013 г.

Четвертая часть фермерского землепользования формируется за счет аренды земельных долей у частных лиц. Это наиболее весомая часть фермерского землепользования, в среднем на одно фермерское хозяйство в 2013 г. пришлось 64,2 га таких земель, что составляет 58,8% от общей площади пашни, используемой фермерским хозяйством. Причем изменение (увеличение или снижение) общей площади пашни происходит, в основном, за счет увеличения аренды именно земельных долей.

Серьезным препятствием в развитии земельного оборота земельных долей стало законодательное требование выделения их в натуре в виде оформленных земельных участков, поставленных на государственный и кадастровый учет. Для абсолютного большинства

владельцев земельных долей издержки, связанные с проведением этих работ, оказались непосильными.

Отметим, что, начиная с 2011 г., за счет федерального бюджета начато оказание помощи в оформлении земельных участков в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. При этом предполагается, что средняя стоимость оформления участка составляет 1000 руб. за 1 га. Из федерального бюджета предоставляется компенсация в размере порядка 500 руб. на 1 га, что составляет, соответственно, 50% от общей стоимости, остальные средства, необходимые для поведения кадастровых работ, предоставляются из бюджетов субъектов Российской Федерации и их муниципальных образований. На эти цели из федерального бюджета в 2011 г. было направлено 120 млн. руб. (по России в целом), в 20122014 г. -1415 млн. руб. в год из расчёта на 2830 тыс. га. Однако эта программа не касается собственников земельных долей, которые являются основными арендодателями для фермеров. Речь идет только об оказании помощи самим фермерам в оформлении той земли, которая закреплена за ними на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения. Следовательно, оказать серьезного влияния на упрощение земельного оборота эта программа не может по определению.

Выводы. С правовой точки зрения, земля, используемая в фермерских хозяйствах, состоит из 4-х частей: земля, закрепленная в собственность; земля, ошибочно выделенная, из фонда перераспределения земель на правах постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения; земля, арендуемая из фонда перераспределения земель; земля, арендуемая у частных лиц. За 2001-2013 гг. общая площадь землепользования возросла в обследованных фермерских хозяйствах среднем в 1,26 раза. Удельный вес земель за этот же период из первой группы сократился в 1,1 раза, второй - в 1,76 раза, третьей - в 1,41 раза. При этом удельный вес земель из четвертой группы, напротив, возрос в 1,33 раза.

Источники

1. Сазонов С. Абсолютная земельная рента в конкретных условиях // Международный сельскохозяйственный журнал. - 1997. - № 1. - С. 27-29.

2. Сазонов С.Н. Современные тенденции в развитии фермерского движения в России: иллюзии и реальность//Крестьяноведение. Теория. История. Современность. Ежегодник. 1996. М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1996. - С. 236- 257.

3. Миндрин А. Первоочередные задачи сельскохо-

зяйственного землепользования //АПК: экономика, управление. -2011. -№2. -С.15.

4. Бунин М.С. и др. Развитие овощеводства в Российской Федерации: состояние и перспективы - М., 2010. - 224 с.

5. Кузьмин В.Н. и др. Справочник фермера - М., 2013. - 616 с.

6. Никитин А.В. и др. Учет и налогообложение в фермерских хозяйствах. Мичуринск, 2013. - 54 с.

7. Сазонова Д.Д., Сазонов С.Н. Аллокативная эф-

фективность использования производственных ресурсов в фермерских хозяйствах//Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2013. - № 3-4. -С.32-53.

8. Шагайда Н.И. Институциональные предпосылки оборота сельскохозяйственных земель в России. - М., 2006. - 151 с.

9. Сазонов С.Н., Сазонова Д.Д. Производственно-экономическая результативность деятельности крестьянских хозяйств //АПК: экономика, управление1997. - № 3. - С. 59-63.

МИКРОФИНАНСИРОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО

БИЗНЕСА АГРАРНОЙ СФЕРЫ

Войтюк М.М., д.э.н., зав. отд. ФГБНУ «Росинформагротех», Войтюк В.А., асп. Московского государственного университета леса

Малый и средней бизнес аграрной сферы в развитых странах является основой экономики и его доля доходит до 80%, в условиях мирового финансового кризиса именно этот сектор берет на себя многие социальные функции, например, по созданию новых рабочих мест, ослабив, тем самым, проблему безработицы, развитие инфраструктуры, повысив качество жизни на селе. Малый и средний агробизнес сравнительно лучше приспосабливается к различным изменениям в экономической ситуации, оказывается более стрессоустойчивым и менее подвержен воздействию экономическим рискам, стимулирует конкуренцию и увеличивает налоговые поступления в бюджет страны. Поэтому в антикризисных программах большинства стран финансовой поддержке малого и среднего агробизнеса уделяется особое внимание.

В России малый и средней бизнес аграрной сферы функционирует, как и экономика страны в целом, в весьма сложных и далеко неоднозначных социально-экономических условиях. На проблемы внутреннего происхождения наложились внешние факторы - санкции и антисанкции. Одновременно идет процесс адаптации к условиям, принятым Россией при вступлении в ВТО. С 2015 г. запущен новый интеграционный процесс в рамках Евразийского экономического пространства.

Если оценивать результаты реализации государственных мер в области сельского хозяйства по официальным статистическим данным, то можно отметить, что по состоянию на 1 января 2013 г., в России осуществляют деятельность 6,037 млн субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), в том числе 409 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляют деятельность в сфере сельского хозяйства (6,8 %). С 1 января 2012 г. по 1 января 2013 г. произошло увеличение общего количества субъектов малого и среднего

предпринимательства на 1,4%. Вместе с тем количество субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере сельского хозяйства уменьшилось на 14,7% [1]. По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи в Российской Федерации осуществляли свою деятельность 20,2 млн личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан. Из общего числа личных подсобных хозяйств 12,8% получали основной и дополнительный доход от своей сельскохозяйственной деятельности. Вместе с тем на 1 января 2013 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 268,3 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, Таким образом, на 1 января 2014 г. их число сократилось на 45,13 тыс. Совершенно очевидно, что доступность финансовых ресурсов - по-прежнему один из главных факторов выживания и развития отечественного малого и среднего агробизнеса. Из федерального бюджета в 2013 г. на поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств по всем направлениям Государственной программы, которая считается самым доступным источников средств для малого и среднего аграрного бизнеса, направлено субсидий 20,2 млрд руб. -это всего лишь 11% от общего объема субсидий, направленных на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей. Во многих субъектах РФ ведется работа по выдаче грантов, субсидированию процентных ставок за счет региональных средств [3].

Если рассматривать кредитование, то можно отметить, что в 2014 г. произошло снижение его объемов: совокупный размер выданных кредитных ресурсов составил 1 трлн. руб., или на 13% меньше, чем в 2013 г. К началу 2015 г. сформировалась угроза дальнейшего снижения уровня кредитования малого и среднего агробизнеса как за счет снижения объёмов, так и за счет ухудшения условий привлечения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.