Научная статья на тему 'Юридический статус муниципальной методической службы'

Юридический статус муниципальной методической службы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТАТУС ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА / ДОКУМЕНТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / МОНИТОРИНГ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / STATUS OF LEGAL PERSON / DOCUMENTATION / SOCIAL PARTNERSHIP / NETWORKING INTERACTION / EDUCATIONAL PROGRAM / MONITORING / OUTPUT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов Сергей Анатольевич, Лаухина Татьяна Сергеевна

Статус юридического лица. Социальное партнёрство. Мониторинг деятельности муниципальной методической службы. Издательская деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юридический статус муниципальной методической службы»

ЮРИ ЦИЧЕСКИЙ СТАТУС

муниципальном методической службы

Сергей Анатольевич Попов,

председатель Комитета по образованию и науке администрации г. Новомосковска Тульской области, кандидат технических наук

Татьяна Сергеевна Лаухина,

директор Информационно-методического центра г. Новомосковска, кандидат педагогических наук

Развитие муниципальной методической службы системы образования в нашей стране сдерживается по ряду причин: инспекторско-методические отделы в структуре органов управления образованием многих территорий созданы в результате механического слияния штатов специалистов органов управления и методистов; аппарат муниципальных органов управления нередко сокращается за счёт методических служб; на ставках методистов часто работают специалисты органов управления образованием; низкий уровень зарплаты работников методической службы и слабая материально-техническая база не позволяют привлекать высококвалифицированных специалистов и эффективно внедрять новейшие технологии; реорганизация муниципальных методических служб в образовательные учреждения дополнительного профессионального образования идёт медленно.

• статус юридического лица • документация • социальное партнёрство

• сетевое взаимодействие • образовательная программа • мониторинг

• результативность

д

о недавнего времени наш город Новомосковск не был в этом отношении исключением из общей картины. Но вдумчивый анализ выявленных недостатков позволил нам изменить ситуацию.

Статус юридического лица

Современные экономические условия ставят муниципальные методические службы перед необходимостью выбора юридического

статуса, который позволяет им мобильно и системно реагировать на изменяющиеся потребности образовательной системы. Муниципальный Информационно-методический центр в соответствии с постановлением главы администрации города Новомосковска от 10 января 1999 г. № 21 является юридическим лицом и имеет весь пакет нормативных документов, регламентирующий его деятельность: устав; коллективный договор; Правила внутреннего трудового распорядка; должностные инструкции; Положения о Совете Центра, об общем собрании работников, о педагогическом

совете, о доплатах, надбавках и премировании, об отделах и лабораториях, о выпуске печатных изданий, о медиатеке, о городском методическом объединении педагогов как форме организации непрерывного образования в межкурсовой период, об опорной школе, о мониторинге и т.д.

Партнёры

Получение статуса юридического лица позволило упорядочить внешние связи муниципальной методической службы прежде всего с учреждениями профессионального образования и повышения квалификации. Информационно-методический центр работает в режиме базового учреждения Института повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования Тульской области на основе перспективных договоров, содержательно-целевого соответствия планов работы службы и института. Расширилось социальное партнёрство Центра и сетевое взаимодействие.

Отношения с муниципальным органом управления образованием имеют партнёрский характер и выстраиваются на договорной основе. Центр выполняет по заказу Комитета по образованию и науке города Новомосковска мониторинг состояния образования в городе для принятия управленческих решений, участвует в выполнении целевых федеральных, региональных и муниципальных программ.

Реализация федеральной и региональной целевых программ развития образования наиболее ярко выражена в деятельности опорных образовательных учреждений по проблемам: «Инновационное управление образовательными учреждениями в условиях модернизации»; «Информатизация системы образования»; «Организация профильного обучения»; «Преемственность в образовании как фактор повышения его качества». Каждое опорное образовательное учреждение имеет научного руководителя — учёных-педагогов, работающих в системе образования Новомосковска в Институте повышения квалификации.

Основой организации деятельности Центра стали современные технологии, характерные для педагогического проектирования, в том числе программно-целевой подход. Работая по про-

граммам развития, Информационный центр прошёл путь становления муниципальной методической службы как службы развития — процесс качественных изменений в содержании деятельности и структуре, вследствие которых методическая служба приобрела способность повысить эффективность методического обеспечения муниципальной системы образования.

Важным, определяющим событием мы считаем становление Центра как юридического лица, упорядочение структуры, пополнение информационно-технической базы, переход методистов от работы по учебному предмету к деятельности по определённому направлению.

Результатом совместных усилий органа управления образованием и муниципальной методической службы стало создание социально-психологического отдела Центра, который содействует школам в работе по целевым федеральным программам

Одарённые дети», «Дети-сироты» и т.п., координирует работу службы сопровождения в школах.

Город Новомосковск — крупный центр химической промышленности, территория «чернобыльского следа». Это делает экологическую проблематику чрезвычайно актуальной. Поэтому в структуру Центра введён эколого-валеологический отдел, сотрудники которого разработали концептуальные основы муниципальной Программы развития непрерывного экологического образования, программы курсов «Экологическая валеология» для взрослых, для детей школьного и дошкольного возраста.

Образовательная программа

В образовательную программу Центра включены дополнительные образовательные программы «Адаптация молодого педагога», «Повышение квалификации педагогов — организаторов и вожатых»,

«Школа резерва руководящих кадров», «Школа молодого воспитателя дошкольного образовательного учреждения», «Повышение квалификации учителей краеведения», «Модератор методической работы», целевые образовательные программы «Преемственность обучения», «Программа сопровождения профильного обучения». Появились в Центре издательский отдел и лаборатория мониторинга инновационной деятельности.

В соответствии с образовательной программой приступили к созданию сетевой модели муниципальной методической службы.

В течение учебного года в межкурсовой период работают пять постоянно действующих семинаров для руководителей образовательных школ, 36 городских методических объединений (внесённых в Единый государственный реестр профессиональных педагогических сообществ), 12 творческих групп, 16 мастер-классов, восемь спецкурсов, шесть спецсеминаров, 15 опорных образовательных учреждений, в том числе шесть общеобразовательных и девять дошкольных.

Цели

Деятельность Центра постоянно усложняется в соответствии с тем, как усложняются стоящие перед муниципальной методической службой задачи. Центр работает в инновационном режиме, методисты осваивают новые для себя виды работы, расширяется сетевое взаимодействие. Всё более важное место занимает информационная, диагностическая, прогностическая, аналитическая, организационно-методическая, экспериментальная, научно-исследовательская, внедренческая, экспертная, издательская деятельность.

Но главная цель работы Центра — выработка практических подходов к повышению профессионального мастерства работников образования, что позволяет качественно осуществлять информационно-методическую поддержку школ.

Структура

Сегодня в Центр входят структурные подразделения (отделы) и временные творческие объединения работников (лабораторий): разделение функций между ними позволяет избежать дублирования деятельности при сохранении её целевого и содержательного единства. Структурными подразделениями стали четыре отдела: методический, социально-психологический, эколо-го-валеологический, информационно-коммуникационных технологий и три лаборатории: издательская, мониторинга инновационной деятельности, диагностики и социологических исследований.

Направления

Общие направления деятельности всех структурных подразделений: информационно-аналитическое, организационно-методическое, консультационное, маркетинговое, инновационное. Содержание работы систематически уточняется, изменяется на прогностической основе.

Специфические направления деятельности структурных подразделений многообразны. Одна или несколько из них выделены как ведущие, которые в дополнение к целям работы определяют содержание деятельности отдела или лаборатории, выбор форм и методов взаимодействия с педагогами.

Ведущие направления информационно-коммуникационного отдела: помощь сотрудникам Центра, школам и педагогам по вопросам информационного обеспечения образовательного процесса; создание единого информационного пространства муниципальной и региональной систем образования; координация электронного взаимодействия со школами, органами местного самоуправления, общественностью.

Дополняют ведущие направления деятельности отдела электронного документооборота пропаганда применения ИК технологий и цифровых образовательных ресурсов,

расширение возможностей медиатеки Центра, электронных баз данных «Кадры», «Одарённые дети», программы «Электронная библиотека».

На сайте муниципальной методической службы появился новый раздел «Медиатека». В разделе «Тематические страницы» педагоги города могут познакомиться с методическими рекомендациями, в разделе «Форум» педагогическая общественность обсуждает интересующие их темы: «Обновление фонда художественной литературы школьных библиотек», «О методическом сопровождении учителя» и т.п.

Ведущее направление социально-психологического отдела — содействие педагогическим коллективам школ в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности учащихся, воспитанников, обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития школьников, педагогических работников и других участников образовательного процесса. Проводят консультации, опросы, массовые диагностические срезы; специалисты служб сопровождения в школах учат работать с талантливыми детьми, проводить тренинги, спецкурсы.

В прошедшем учебном году методисты социально-психологического отдела провели 350 консультаций, две трети которых — для специалистов службы сопровождения, а треть — для других участников образовательного процесса, причём 36% из них обращались более двух раз. За консультацией по «Телефону доверия» обратились 817 человек. Пополнен пакет рекомендаций и памяток по работе с одарёнными детьми (на бумажных и электронных носителях), «Банк данных об одарённых детях», включающий информацию о достижениях учащихся на региональном, федеральном и международном уровнях.

Эколого-валеологический отдел ведёт валеологи-ческое образование населения. Цель — сохранить здоровье, развить экологическую культуру, организовать исследовательскую работу педагогов и учащихся. Активно используя возможности информационно-коммуникационных технологий, сотрудники отдела обновили программы и учебные планы курса «Экологическая валео-логия», привлекли новые литературные источники, обработали материалы эколого-валеологичес-

ких исследований, проведённых в прошлом году.

Ведущие направления деятельности методического отдела: организация курсовой подготовки работников образования, разработка программ и планов повышения квалификации педагогов в межкурсовой период, индивидуально-групповое консультирование, сопровождение деятельности городских методических объединений и их руководителей, создание творческих групп по апробации новых образовательных технологий, образовательных систем и программ.

В результате совместной деятельности Центра и областного ИПК на базе Центра ежегодно повышают квалификацию около четвёртой части педагогов Тульской области.

Сотрудники Центра проводят творческие конкурсы международного и муниципального уровней.

Самое серьёзное внимание уделяется их подготовке к активному использованию современных информационных технологий в обучении и воспитании. Во всех городских методических объединениях педагоги осваивают информационно-коммуникационные технологии: ИКТ постоянно используются в методических мероприятиях; увеличивается число выпускаемых центром электронных изданий; педагоги разрабатывают электронные образовательные ресурсы; своим опытом делятся члены межпредметной творческой группы учителей, успешно применяющие ИКТ в учебном процессе, открывшие и обновляющие свои сайты и блоги.

Меняются формы представления передового опыта педагогов города, проводятся компьютерные презентации опыта, материалы распределяются на электронных носителях, составляются портфолио учителей. Систематически проходят профессиональные конкурсы учителей, педагогов дополнительного образования, классных

руководителей. Центр проводит смотры среди коллективов школ, готовит пособия по сенсорному и речевому воспитанию детей, материалы для кабинетов социально-психологических служб, школьных музеев и уголков боевой славы, учебных кабинетов.

Методический уровень

Информация, полученная при анкетировании членов городских методических объединений по итогам прошлого учебного года, позволяет сделать вывод: методический уровень работы Центра педагоги оценивают достаточно высоко — в среднем на 4,8 балла по пятибальной шкале; вопросы на семинарах рассматриваются актуальные, степень интереса к ним — от 86% до 100%. Формой занятий удовлетворены от 78% до 100% респондентов, содержанием — от 83% до 100%. Педагоги города и всего Новомосковского района регулярно занимают призовые места на региональных этапах всероссийских конкурсов — в этом, безусловно, заслуга и методистов Центра. При этом Центр не готовит специально школы и учителей к конкурсам: новомосков-цы — победители проходят с помощью методистов Центра многолетнюю школу формирования педагогического опыта, становления педагогической индивидуальности. Показательно, что все победители конкурсов — опорные школы в системе муниципальной методической службы.

Мониторинг

Лаборатория диагностики и социологических исследований изучает эффективность всех форм работы Центра, проводит мониторинговые исследования. Разработана карта оценки результативности деятельности методиста. В основу критериев оценки положены рекомендации «Об организации деятельности муниципальной методической службы в условиях модернизации образования» (Письмо Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 03-51-48ин/42-03), определены уровни успешности работы, разработаны показатели

этих уровней в соответствии с критериями. Они используются в качестве параметров, позволяющих своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от запланированного.

Проведён второй этап мониторинга выполнения программы комплексной информатизации Центра, регулярно отслеживается эффективность работы предметных методических объединений, диагностируются методические потребности школ. Выявляется, насколько удовлетворены педагоги курсовой подготовкой на базе Центра.

Консультативно-методическая работа ведётся в рамках спецкурса для заместителей директоров по научно-методической работе по теме «Педагогическая квалиме-трия в мониторинге», дополнительной образовательной программе «Модератор методической работы» (тема «Педагогическая диагностика»), семинара для классных руководителей.

Лаборатория мониторинга инновационной деятельности создаёт информационный банк инновационных процессов, в школах города, региона, страны; содействует инновационной деятельности педагогов и школ, обобщает опыт инновационной работы в школах — лидерах муниципальной системы образования. Сотрудники лаборатории формируют межпредметные творческие группы педагогов для пилотного освоения инновационных технологий, методов и форм педагогической деятельности; есть спецкурс и постоянно действующий семинар для заместителей директоров школ по научно-методической работе. Разработаны карты инновационной деятельности школ, есть информационная карта по этим вопросам. Создан банк разработок элективных курсов с применением новых педагогических технологий, выпущены методические рекомендации «Технология критического мышления на уроках и во внеурочной деятельности», «Использование проектной технологии обучения в учебном процессе», «Опыт применения модульной технологии в преподавании математики», «Элективный

курс «Последовательности. Пределы числовых последовательностей» и т.д.

Задачи издательского отдела — распространение педагогического опыта, информационная поддержка мероприятий, проводимых Центром.

Разрабатываются и издаются методические рекомендации, другие научно-методические и научно-исследовательские материалы. Свои печатные издания Центр рассматривает как путь прямого взаимодействия со школами. Существенную часть продукции составляют методические рекомендации и материалы, самостоятельно подготовленные педагогами школ в виде статей, разработок уроков или занятий, текстов выступлений, опубликованных в сборниках по какой-либо проблеме. Выпускается серия «Творческий портрет учителя», где представлен персональный опыт педагогов-победителей различных конкурсов, в том числе победителей в рамках национального проекта «Образование».

Юридический статус Центра позволяет методическую работу сделать более объёмной, расширить охват различных категорий работников. Увеличение числа педагогов, участвующих в сетевой организации повышения квалификации в межкурсовой период, подтверждает: работники образования удовлетворены деятельностью Центра; она высоко оценивается и независимыми экспертами: Центр — многократный лауреат, победитель и призёр Всероссийского конкурса муниципальных методических служб. Безусловно, своими успехами Центр обязан и тому, что руководители Комитета по образованию и науке и администрация Новомосковска понимают значение «Информационно-методического центра», способствуют постоянному росту численности штатных единиц. Сегодня в штатном расписании Центра три ставки заместителя директора, 25 ставок методистов, шесть ставок технических работников: инженера, программиста, оператора ЭВМ, техника-программиста.

Все методисты Центра имеют значительный и успешный опыт работы в образовательных учреждениях, что позволяет им быть эффективны-

ми партнёрами любому учителю, воспитателю, специалисту, руководителю. Из 20 методистов 15 имеют высшую квалификационную категорию, 10 — отличники народного образования, двое — заслуженные учителя РФ. Директор Центра — кандидат педагогических наук; руководитель эколого-валеологического отдела — кандидат химических наук.

Работники Центра авторитетны и уважаемы, их приглашают как экспертов при аттестации школ и работников образования, они участвуют в экспертизе образовательных программ.

Статус юридического лица и наличие отдельной бухгалтерии позволяют мобильно изменять кадровый состав. Так, в 2008/09 учебном году изменилась структура информационно-коммуникационного отдела: в его состав вошла медиа-тека (библиотека, фильмотека) и техническая группа (программист, техник, видеоинженер), которая расширилась за счёт системного программиста, веб-дизайнера. Наличие в отделе специалиста-«се-тевика» позволило радикально изменить деятельность локальной сети, не нарушать в ней бесперебойную работу методистов в сети Интернет, расширить возможности сайта Центра, который активно используется в решении информационных и организационных вопросов.

Таким образом, при наличии статуса юридического лица муниципальная методическая служба интегрирована в региональную систему повышения квалификации педагогических кадров; органом управления образования учитывается специфика муниципальной методической службы как объекта управления в муниципальной системе образования; структура муниципальной методической службы и содержание деятельности соответствуют задачам и приоритетам муниципальной системы образования. Поэтому одним из главных условий модернизации муниципальной методической службы мы считаем её юридический статус. НО

Издательская деятельность

Результаты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.