Научная статья на тему 'Юридический анализ норм, регулирующих уголовную ответственность за преступления в сфере внешнеэкономической деятельности'

Юридический анализ норм, регулирующих уголовную ответственность за преступления в сфере внешнеэкономической деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
579
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юридический анализ норм, регулирующих уголовную ответственность за преступления в сфере внешнеэкономической деятельности»

УГОЛОВНОЕ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО В БИЗНЕСЕ

ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НОРМ, РЕГУЛИРУЮЩИХ УГОЛОВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тимченко В.А., д.ю.н., профессор, зав., кафедрой уголовного процесса и криминалистики Юдинцев А. А., соискатель

НОУ «Нижегородская правовая академия (институт)»

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Для целей данной статьи анализируется состав только первой части ст. 188 УК РФ. Это объясняется тем, что экономическая информация может быть наиболее эффективно использована для обнаружения и раскрытия контрабанды товаров и иных предметов, ответственность, за которую предусмотрена в первой части ст. 188 УК РФ. Предметом контрабанды в данном случае являются любые товары и иные предметы, кроме тех, которые названы во второй части ст. 188 УК РФ. Как справедливо указывает профессор Кузнецов А.П.: «Не могут рассматриваться в качестве предмета данного преступления такие объекты, стоимость которых не поддается денежной оценке (например, продукты интеллектуальной собственности - рукописи литературных произведений, изобретения и т.п., письма)»1.

Субъективная сторона контрабанды характеризуется прямым умыслом, при котором лицо осознает общественную опасность своих действий и желает их совершения.

Под крупным размером для целей настоящей статьи, согласно примечанию к ст. 169 УК РФ, признается сумма, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей.

Можно выделить следующие виды действий и способов контрабандного перемещения товаров:

1. совершенное, помимо таможенного контроля;

2. совершенное с сокрытием от таможенного контроля;

3. связанное с обманным использованием документов;

4. связанное с обманным использованием средств таможенной идентификации;

1 Кузнецов А.П. Ответственность за таможенные преступления. - Н.Новгород, 2000. - С. 27.

5. сопряженное с недекларированием;

6. сопряженное с недостоверным декларированием.

Под перемещением товаров помимо таможенного контроля понимается их перемещение вне определенных таможенными органами мест или вне установленного времени. Применению данного способа контрабанды способствует прозрачность границ России с сопредельными государствами, ранее входившими в СССР. Нередко такие границы не имеют ясно видимых пограничных знаков, в тоже время имеется большое количество объездных дорог. Поэтому на практике возникают сложности с доказыванием состава преступления. Прежде всего, возникают препятствия с установлением субъективной стороны преступления, то есть прямого умысла. Расследование затрудняется также и ввиду отсутствия полномочий для проведения оперативно-следственных действий за пределами территории России.

Сокрытие товаров от таможенного контроля осуществляется, как правило, посредством их перемещения в тайниках или с использованием других способов затрудняющих обнаружение товаров.

Обманное использование документов заключается в предоставлении таможенному органу в качестве документов, необходимых для таможенных целей подложных документов. В качестве подложных могут выступать документы, содержащие недостоверные сведения, относящиеся к другим товарам или транспортным средствам, исправления, дописки и другие виды подлогов. Подлоги в документах направлены на занижение таможенной стоимости товара или освобождение от уплаты таможенных платежей. Например, посредством обманного использования документов, перемещаемые товары выдаются за гуманитарную помощь.

Под обманным использованием средств таможенной идентификации понимается использование поддельного средства идентификации (печатей, пломб, схем, чертежей и др.), либо подлинного средства идентификации, но относящегося к другим товарам и транспортным средствам.

Недекларирование означает не заявление по установленной форме достоверных сведений о товарах и их таможенном режиме. Как правило, контрабандное перемещение товаров путем не-декларирования совершается в связи с недоставкой товаров и транспортных средств в таможенные органы назначения. Для этого обычно используются фиктивные фирмы или фирмы-однодневки.

Под недостоверным декларированием понимается заявление недостоверных сведений о товарах, транспортных средствах и их таможенном режиме. Например, могут указываться неверные

коды товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности для товаров имеющих сходные потребительские свойства но различные ставки таможенных платежей. Также может указываться недостоверный таможенный режим. Так, на практике имеют место случаи, когда крупные партии нефти вывозятся из России без оформления экспортных контрактов на заводы Украины или Белоруссии под видом перемещаемых на временное хранение и переработку. Затем нефть реализуется в странах Европы, а в таможенные органы представляются документы, на якобы ввезенные в Россию нефтепродукты.

В некоторых случаях указывается режим таможенного склада. При этом владельцем таможенного склада является подставное лицо. Документы оформляются на материалы, которые хранятся в режиме таможенного склада под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин. Фактически материалы используются внутри страны, после чего оформляется таможенный режим экспорта, но привлечь к ответственности некого, так как владельцем таможенного склада являлось подставное лицо, например зарегистрированное по утраченным документам или умерший человек.

Квалифицирующие признаки контрабанды названы в ч. 3 и 4 ст. 188 УК РФ. К ним относятся:

1. осуществление контрабанды должностным лицом с использованием своего служебного положения;

2. осуществление контрабанды с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль;

3. контрабанда, совершаемая организованной группой.

Перечень должностных лиц, использующих свое служебное положение для осуществления контрабанды заранее определить невозможно, ввиду большого разнообразия конкретных криминальных ситуаций и способов преступной деятельности. Участие в контрабанде могут принимать должностные лица территориальных подразделений федеральной таможенной службы, руководители организаций, осуществляющих экспортноимпортные операции; эксперты и другие лица. В любом случае, определяющим фактором для данного квалифицирующего признака является использование лицом своего служебного положения при осуществлении контрабанды.

Применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, может осуществляться в различных формах, в зависимости от конкретной криминальной ситуации, возможностей преступников и реакции на насильственные действия должностных лиц таможенных органов. Это могут быть угрозы жизни или здоровью самого должностного лица, осуществляющего таможенный контроль, его родственникам и близким людям, угрозы

повреждения или уничтожения имущества названных лиц и другие.

Еще одним квалифицирующим признаком является контрабанда, совершаемая организованной группой.

Группа, совершающая преступление, предусмотренное ст. 188 УК РФ может считаться организованной только при наличии ряда признаков. К таким признакам относятся:

1. криминальная специализация на контрабанде;

2. распределение ролевых функций каждого из участников данной группы;

3. наличие лиц, постоянно возглавляющих группу в целом и ее отдельных звеньев или структурных подразделений;

4. строгая дисциплина участников группы;

5. иерархия лиц внутри группы и ее звеньев;

6. планирование преступной деятельности, как перспективное, так и текущее.

Возможны и некоторые другие признаки, характеризующие преступную группу как организованную.

Следует отметить, что любой отдельный член группы может быть привлечен к уголовной ответственности за участие в преступлении в составе организованной преступной группы только в том случае, если он лично принимал участие в этом преступлении.

Еще одним из преступлений, связанных с внешнеэкономической деятельностью является невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, ответственность за которое предусмотрена ст. 193 УК РФ. Преступным деянием является невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации. Крупным размером признается сумма, составляющая пять млн. рублей.

Принято считать, что криминализация такого деяния как невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте направлена на уголовноправовую охрану установленных правил осуществления валютных операций. Так, профессор Кузнецов А.П. отмечает, что: «Общественная опасность этого деяния заключается в том, что в результате его совершения финансово-

хозяйственным интересам государства причиняется ущерб и в этой связи оно не может в полной мере увеличить свой валютный фонд и мобилизовать его для решения экономических задач»2.

Действительно, уголовная ответственность по ст. 193 УК РФ была введена, в том числе, и для обеспечения условий исполнения закона «О ва-

2 Кузнецов А.П. Ответственность за преступления, совершаемые в валютной и кредитно-финансовой сферах. -Н.Новгород, 1999. - С. 35.

лютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. В частности, действующим в тот период времени законодательством предусматривалась обязательная продажа части валютной выручки на внутреннем валютном рынке через уполномоченные банки. Доля валютной выручки, подлежащей обязательной продаже, в разное время составляла от 75 % до 30 % от поступившей суммы. Эта часть была необходима для формирования валютных запасов государства.

С принятием ныне действующего федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" произошла существенная либерализация отношений в сфере валютного регулирования. Доля валютной выручки, подлежащей обязательной продаже на внутреннем валютном рынке постепенно снижалась. В настоящее время в соответствии с Указание ЦБР от 29 марта 2006 г. N 1676-У "О внесении изменения в Инструкцию Банка России от 30 марта 2004 года N 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" доля обязательной продажи валютной выручки на внутреннем валютном рынке равна нулю, т.е. фактически обязательная продажа отменена.

Либерализация валютного законодательства не в последнюю очередь связана с перспективами вступления России во Всемирную торговую организацию (World Trade Organization).

В связи с произошедшими изменениями в валютном регулировании возникает закономерный вопрос, а не утратила ли актуальность ст. 193 УК РФ, поскольку обязательная продажа валютной выручки практически отменена и для государства, казалось бы, не имеет значения, в полном ли объеме зачисляется валютная выручка на счета в уполномоченных банках организаций участников внешнеэкономической деятельности. По нашему мнению актуальность уголовно-правовой охраны данных отношений сохраняется. Это объясняется тем, что для защиты экономических интересов общества важна не только продажа валютной выручи, с целью формирования валютных запасов государства, но, прежде всего, необходимы финансовые ресурсы, являющиеся источником инвестиций в экономику. Государство постоянно проводит политику по привлечению в экономику страны иностранных инвестиций, и при этом допустить отток собственных средств в экономику других стран было бы нелогично. Поэтому не возвращение из-за границы средств в иностранной валюте следует рассматривать и с данной позиции.

Объектом преступления, ответственность за которое установлена ст. 193 УК РФ являются общественные отношения, в сфере валютного регулирования и валютного контроля. Предметом преступления является иностранная валюта. Понятие иностранной валюты приведено в федеральном

законе РФ от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Согласно ст. 1 к иностранной валюте относятся:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Не следует смешивать понятия иностранной валюты и валютных ценностей. Валютные ценности - это более широкое понятие и включают в себя иностранную валюту и внешние ценные бумаги.

Объективная стона преступления состоит в невыполнении обязанности по зачислению на счета в уполномоченных банках в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, денежных средств в иностранной валюте. При этом уголовная ответственность наступает только в случаях, когда имеет место невозвращение средств в иностранной валюте в крупном размере. Для целей данной статьи крупный размер составляет сумма, превышающая 5 млн. рублей.

Способы преступления могут быть разнообразными и характеризоваться как действиями, так и бездействием виновных лиц.

Субъектом преступления, согласно диспозиции ст. 193 УК РФ, является руководитель организации. По нашему мнению круг субъектов следует расширить и включить в него не только руководителей организации, но и других лиц, наделенных в конкретной организации правами осуществления и контроля операций с денежными средствами в иностранной валюте, а также индивидуальных предпринимателей. Это позволило бы более эффективно бороться с утечкой капиталов за рубеж и побуждало к увеличению объемов финансовых инвестиций в экономику России.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Это означает, что преступник осознает общественную опасность совершаемых действий по невозвращению из-за границы средств в иностранной валюте, однако желает их совершить. При этом как справедливо отмечает профессор А.П. Кузнецов: «необходимо обязательно устанавливать мотивы и цель (ибо без них нет прямого умысла)... Не оказывая влияния на квалификацию содеянного, мотивы и цели вместе с тем имеют важное доказательственное значение. Их наличие является необходимым условием прямого умысла и свидетельствует о повышенной об-

щественной опасности, и в этой связи они не могут не учитываться при назначении наказания»3.

Оконченным преступление считается в момент невозвращения средств в иностранной валюте из-за границы.

Санкция за совершение данного преступления предусмотрена в виде лишения свободы на срок до трех лет. Квалифицирующих признаков ст. 193 УК РФ не предусматривает. По нашему мнению, с учетом упомянутого выше предложения о расширения круга субъектов преступления, необходимо предусмотреть и квалифицирующие признаки. К ним целесообразно отнести совершение преступления:

1. группой лиц по предварительному сговору;

2. организованной группой;

3. в особо крупном размере.

В качестве санкции, на наш взгляд, наряду с лишением свободы, целесообразно ввести штраф в двукратном размере невозвращенной из-за границы суммы средств в иностранной валюте. Обязательным условием сокращение срока лишения свободы должна быть уплата штрафа в полном размере. Это сделало бы экономически невыгодным совершение данного преступления и послужило бы важным фактором его предупреждения.

Еще одним опасным преступлением в сфере внешнеэкономической деятельности является уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, ответственность за которое предусмотрена ст. 194 УК РФ.

Общественная опасность уклонения от уплаты таможенных платежей заключается в недополучении, вследствие данного преступления, доходов бюджета. В свою очередь, неполное поступление доходов в государственный бюджет не позволяет в полной мере осуществлять предусмотренные расходы бюджета, в том числе на оборону, государственное управление, социальные мероприятия. Это является прямой угрозой национальной безопасности, так как отрицательно отражается на состояние государственного суверенитета. Известно, что в случае недостаточности финансовых средств для осуществления государством своих функций, государственный суверенитет является лишь декларацией.

Целью ст. 194 УК РФ является уголовноправовая охрана общественных отношений в сфере внешнеэкономической деятельности в части исчисления и уплаты в доход государственного бюджета таможенных платежей. Соответственно объектом преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ являются общественные отношения по поводу исчисления и уплаты в доход государственного бюджета таможенных платежей.

3 Кузнецов А.П. Ответственность за преступления, совершаемые в валютной и кредитно-финансовой сферах. -Н.Новгород, 1999. - С. 45.

Предмет данного преступления - таможенные платежи. Определение таможенных платежей, дано в Таможенном кодексе РФ. В соответствии со ст. 318 ТК РФ к таможенным платежам относятся:

1. ввозная таможенная пошлина;

2. вывозная таможенная пошлина;

3. налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

4. акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

5. таможенные сборы.

Объективная сторона преступления состоит в уклонении от уплаты предусмотренных таможенным кодексом таможенных платежей в крупном размере. При этом в соответствии со ст. 194 УК РФ крупным размером признается сумма неуплаченных таможенных платежей, превышающая 500 тысяч рублей.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, по мнению М. Кочубей, может быть представлена в двух формах:

1. активные действия по уклонению от уплаты таможенных налогов;

2. пассивное поведение субъекта при наличии объективной возможности совершить действия, предусмотренные таможенным законодательством, по уплате таможенных налогов4.

В целом соглашаясь с мнением М. Кочубей, должны заметить, что она смешивает понятия налогов и неналоговых платежей .

Как известно, налоги - это безвозмездные платежи в доход государственного или муниципального бюджетов, а пошлины и сборы имеют признак возмездности. В частности таможенные пошлины и сборы дают право на перемещение товаров или транспортных средств через таможенную границу.

Способы уклонения от уплаты таможенных платежей могут быть различными. Так, М. Кочубей выделяет две группы способов:

1. связанные с активным уклонением;

2. связанные с пассивным уклонением.

К первой группе она относит: прямой отказ от уплаты налогов; активные действия, с целью скрыться от таможенных органов, уплата таможенных платежей не в полном объеме; несвоевременная уплата таможенных платежей; занижение стоимости перемещаемых товаров в сопроводительных документах; заявление в таможенных документах недостоверных сведений о таможенных режимах, о стране происхождения или иных сведений направленных на снижение размера таможенных платежей; предоставление таможенному органу подложных документов,

4 М. Кочубей. Уклонение от уплаты таможенных платежей и новый таможенный кодекс Российской Федерации // Уголовное право. - 2005. - № 1. - С. 127.

содержащих сведения, дающие право на возврат уплаченных платежей, о ранее уплаченном авансе в счет таможенных платежей или о предоставленном залоге, а также иные активные действия, направленные на уклонение от уплаты таможенных платежей.

Ко второй группе М. Кочубей считает возможным отнести лишь игнорирование требований таможенных органов об уплате таможенных платежей5. В целом можно согласиться с предложенной классификацией, однако, по нашему мнению пассивное уклонение может выражаться и в неисполнение своих обязанностей (полностью или частично) по декларированию перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств. Вместе с тем на практике разделить активные действия от пассивных не всегда представляется возможным. Однако, как справедливо замечает профессор А.П. Кузнецов, для квалификации способ уклонения значения не имеет, но может учитываться судом при назначении наказания6. К этому можно добавить, что способ уклонения имеет большое значение и для обнаружения следов преступной деятельности и формирования качественной доказательственной базы. При этом под доказательственной базой мы понимаем совокупность источников доказательств, предусмотренных уголовнопроцессуальным кодексом Российской Федерации.

Субъектом данного преступления является лицо, ответственное за уплату таможенных платежей и налогов. В соответствии со ст. 320 ТК РФ лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), то он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 2 статьи 144 ТК РФ.

Субъективная сторона уклонения от уплаты таможенных платежей характеризуется прямым умыслом. Это означает, что виновный понимает, что законом на него возложена обязанность по уплате таможенных платежей, однако преднамеренно не желает выполнять данную обязанность.

Оконченным данное преступление считается с момента, когда виновный совершил действия или бездействие направленные на уклонение от уплаты таможенных платежей. При этом сроки уплаты таможенных платежей определены в ст. 329 ТК РФ. В частности при ввозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможен-

5 М. Кочубей. Уклонение от уплаты таможенных платежей и новый таможенный кодекс Российской Федерации // Уголовное право. - 2005. - № 1. - С. 127.

6 Кузнецов А.П. Ответственность за таможенные преступления: Учебное пособие. - Н.Новгород, 2000. - С. 82.

ный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. При вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации, если иное не установлено ТК РФ.

Условия исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов определены в ст. 332 ТК РФ. Общие условия изменения срока уплаты таможенных пошлин, установлены ст. 333 ТК РФ.

В соответствии со ст. 194 УК РФ, уклонение от уплаты таможенных платежей совершенное в крупном размере наказывается штрафом в размере от 100 тыс. рублей до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

В качестве квалифицирующих признаков предусмотрены совершение преступления группой лиц по предварительному сговору либо в особо крупном размере.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 УК РФ, преступление считается совершенным группой лиц, если в его совершении совместно участвовали два или более исполнителя. Согласно ч. 2 этой же статьи УК РФ, преступление считается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления.

Особо крупный размер для целей данной статьи составляет сумму равную 1 млн. 500 тыс. рублей.

Санкции за квалифицирующие признаки предусмотрены в виде штрафа от 100 тыс. рублей до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо лишения свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ санкций за совершение преступления предусмотренного ст. 194 УК РФ приводит к выводу, что они не являются достаточными для того, чтобы совершение данного преступления становилось экономически не выгодным, а, следовательно, они и не являются действенным средством его предупреждения. По нашему мнению, лишение свободы целесообразно было бы предусмотреть только в том случае, если виновный не уплачивает установленную сумму штрафа. При этом штраф необходимо установить не в абсолютной сумме, а в виде величины двукратной к сумме на которую виновный совершил уклонение от уплаты таможенных платежей. В этом случае предупредительное значение данной нормы права значительно повысится.

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.