М.В. Сорокин, О.Е. Сорокина
Сорокин Михаил Владимирович - преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права Владимирского юридического института ФСИН России;
Сорокина Ольга Евгеньевна - ассистент кафедрыы государственно-правовых дисциплин Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
Юридические аргументы при исполнении уголовных наказаний
Прежде чем обратиться к рассмотрению юридических аргументов при исполнении уголовных наказаний в виде лишения свободы в России необходимо рассмотреть значение слова «аргумент».
Аргумент (лат. агдитепШт) - довод, доказательство1.
Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой дает следующее значение данного слова: «Аргумент - довод, основание, приводимые в доказательство чего-либо»2.
В этой статье мы попытаемся дать характеристику юридических аргументов правопослушного поведения осужденных, содержащихся в пенитенциарных учреждениях России.
В целях реализации положений уголовного, уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, мероприятий по совершенствованию деятельности уголовно-исполнительной системы, укрепления режима отбывания наказания, усиления надзора за осужденными основными задачами УИС являются, прежде всего, выработка единой методики в процессе профилактики и предупреждения пенитенциарных преступлений, а также в процессе организации режима и обеспечения надзора за лицами, отбывающими наказания в исправительных учреждениях.
«Ядро» правовой основы юридических аргументов, позволяющих регулировать правопослушное поведение в пенитенциарных учреждениях, составляют кодифицированные нормы федерального законодательства.
Основами пенитенциарной профилактики преступлений являются прежде всего нормы Уголовноисполнительного кодекса РФ (далее - УИК РФ), которые условно можно разделить следующим образом:
1) нормы, содержащиеся в Общей части УИК РФ:
а) исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами (ч. 1 ст. 1 УИК РФ), определенные в качестве целей уголовно-исполнительного законодательства;
б) принципы уголовно-исполнительного законодательства (ст. 8 УИК РФ), к которым относятся рациональное применение средств принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием;
в) исправление осужденных и его основные средства (ст. 9 УИК РФ): формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, правилам и традициям человеческого общежития, основное средство которого - воспитательная работа;
г) право осужденных на личную безопасность (ст. 13 УИК РФ), то есть конкретизация защищенности прав, законных интересов и жизненно важных ценностей (жизни, здоровья, достоинства) осужденных от посягательств и возможного причинения вреда в период пребывания в исправительных учреждениях;
2) нормы Особенной части УИК РФ, которые прямо предусматривают профилактические меры и условно делятся на две группы:
а) нормы, относящиеся к ранней профилактике:
- режим в исправительных учреждениях, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала (ч. 1 ст. 82 УИК РФ). Режим создает условия для применения других средств исправления осужденных (ч. 2 ст. 82 УИК РФ). Помещения, в которых проживают осужденные, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных - досмотру (ч. 5 ст. 82 УИК РФ);
- технические средства надзора и контроля, которые администрация исправительных учреждений вправе использовать для предупреждения побегов и других преступлений (ч. 1 ст. 83УИК РФ);
- перевод осужденных, признанных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания (ст. 116 УИК РФ), в строгие условия отбывания наказания (ч. 3, 4 ст. 120; ч. 3, 4 ст. 122; ч. 3, 4 ст. 124 УИК РФ);
1 http://www.ozhegov.ru
2 http://www.tolkslovar.ru
- применение взысканий к осужденным, признанным злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания (ст. 116 УИК РФ), перевод в штрафной изолятор, помещения камерного типа и единые помещения камерного типа (п. «в»-«д» ч. 1 ст. 115 УИК РФ);
- перевод осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания (ст. 116 УИК РФ), из исправительных колоний общего, строгого и особого режимов в тюрьму на срок не свыше трех лет (п. «в» ч. 4 ст. 78 УИК РФ).
При наложении на осужденного дисциплинарного взыскания за нарушение режима отбывания наказания он должен ознакомится под роспись с принятым администрацией исправительного учреждения решением. Так, он должен расписаться в постановлениях о водворении в штрафной изолятор, переводе в помещение камерного типа, единое помещение камерного типа, одиночную камеру, переводе из облегченных в обычные или строгие, из обычных в строгие условия отбывания наказания. Все данные документы в последующем подшиваются в личное дело лица, отбывающего наказание в виде лишения свободы, и в дальнейшем будут являться юридическими аргументами при рассмотрении вопроса в суде об условно-досрочном освобождении из мест лишения свободы.
б) нормы, относящиеся к непосредственной профилактике:
- оперативно-розыскная деятельность, задачами которой являются: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания (ч. 1 ст. 84 УИК РФ);
- режим особых условий в исправительных учреждениях, который может быть введен при массовых беспорядках, а также при групповых неповиновениях осужденных (ч. 1 ст. 85 УИК РФ);
- меры безопасности, применяемые сотрудниками уголовно-исполнительной системы в случаях оказания осужденными сопротивления персоналу исправительных учреждений, злостного неповиновения законным требованиям персонала, проявления буйства, участия в массовых беспорядках, захвата заложников, нападения на граждан или совершения иных общественно опасных действий, а также при побеге или задержании бежавших из исправительных учреждений осужденных в целях пресечения указанных противоправных действий, а равно предотвращения причинения этими осужденными вреда окружающим или самим себе (ч. 1 ст. 86 УИК РФ)1.
Из числа федеральных законов, регулирующих юридические аргументы в сфере борьбы с пенитенциарной преступностью и нарушениями режима отбывания наказаний, необходимо выделить Федеральный закон от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»2.
Данный нормативный правовой акт так же, как и УИК РФ, является базовым «фундаментом» правовой основы исполнения наказаний в виде лишения свободы, создает объективные предпосылки совершенствования правового обеспечения этого процесса. В тексте рассматриваемого Закона отражены основные принципы деятельности уголовно-исполнительной системы, ее организация, права и обязанности исправительных учреждений, входящих в ее состав, правовой статус сотрудников, порядок применения на территории исправительных учреждений оружия, физической силы и специальных средств.
Ведомственные нормативные акты (приказы, инструкции, распоряжения), конкретизируют и дополняют указанные выше законодательные нормативные правовые акты и конкретизируют юридические аргументы правопослушного поведения осужденных.
Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовноисполнительной системы, утвержденная Приказом Минюста России от 20 ноября 2006 года № 333, закрепляет порядок проведения общей и индивидуальной профилактики с осужденными, содержащимися в местах лишения свободы и лицами, содержащимися под стражей.
В положениях Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в СИЗО и тюрьмах УИС закрепляется создание в тюрьмах условий, способствующих нормальному отбыванию наказания осужденными, а также даются основные понятия режима, надзора, правила обыска, досмотра и технического осмотра камер, а также действий личного состава при возникновении чрезвычайных обстоятельств3.
Юридические аргументы, затрагивающие вопросы взаимоотношений осужденных и работников исправительных учреждений, порядка изъятия у них запрещенных к использованию, приобретению и хранению в исправительных учреждениях вещей, предметов и продуктов питания закреплены в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений4.
1 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. - М., 2012. - С. 40-42.
2 Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 33. - Ст. 1316.
3 Приказ Минюста России от 3 ноября 2005 года «Об утверждении Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в СИЗО и тюрьмах УИС».
4 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2005. - № 47.
Сорокин М.В., Сорокина О.Е. Юридические аргументы, при исполнении уголовных наказаний
Говоря о нормативных правовых актах, регламентирующих порядок и условия отбывания наказания осужденными и касающихся режимных мероприятий, необходимо выделить такие как Приказ Минюста России от 13 июля 2006 года «Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях»; Приказ Минюста России от 23 июня 2005 года № 95 «Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний»; Приказ Минюста России от 25 августа 2006 года «Об утверждении Наставления по организации и порядку производства обысков и досмотров в исправительных учреждениях УИС, на режимных территориях, транспортных средствах».
На основании ст. 83 УИК РФ администрация исправительных учреждений вправе использовать технические средства контроля и надзора для предупреждения побегов и других преступлений, а также нарушений установленного порядка отбывания наказания. В Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, дан образец расписки, которая отбирается у каждого вновь прибывшего в учреждение осужденного. В ней он информируется о том, что в отношении него администрацией учреждения будут использоваться аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля в целях получения необходимой информации о его поведении. Данная расписка подшивается в личное дело и является сильным сдерживающим юридическим аргументом, влияющим на правопослушное поведение.
В соответствии со ст. 96 УИК РФ положительно характеризующимся осужденным, отбывающим наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и воспитательных колониях, а также осужденным, оставленным для ведения работ по хозяйственному обслуживанию в следственных изоляторах и тюрьмах, может быть разрешено передвижения без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения. Перед принятием данного решения в постановлении о предоставлении ему данного права осужденный расписывается, что правила поведения за пределами режимной территории ему объявлены и он предупрежден об ответственности за их нарушение, это также является юридическим аргументом правопослушного поведения.
На основании всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: юридические аргументы при исполнении уголовных наказаний - это доводы к правопослушному поведению осужденных во время отбывания наказаний в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, закрепленные в нормативных правовых актах федерального и ведомственного характера, невыполнение которых влечет дисциплинарную ответственность, а также влияет на принятие решения судом при рассмотрении вопросов об условно-досрочном освобождении.