Научная статья на тему 'Правовое обеспечение административных процедур в уголовно-исполнительной системе в контексте ее современного формирования'

Правовое обеспечение административных процедур в уголовно-исполнительной системе в контексте ее современного формирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
366
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС / PROCESS / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРОЦЕДУРА / ADMINISTRATIVE PROCEDURE / ОСУЖДЕННЫЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / CONDEMNED CORRECTIONAL FACILITIES / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / CRIMINAL AND EXECUTIVE SYSTEM / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР / ADMINISTRATIVE SUPERVISION / ОБЫСК / SEARCH / ДОСМОТР / EXAMINATION / ВИДЕОРЕГИСТРАТОР / VIDEO RECORDER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Помогалова Ю.В.

В статье рассмотрены организационно-правовые аспекты осуществления административных процедур в пенитенциарных учреждениях. Проанализированы положения уголовно-исполнительного законодательства и ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих административные процедуры обеспечения режима содержания в исправительных учреждениях, а также использования технических средств контроля и надзора за осужденными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Помогалова Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL SUPPORT OF ADMINISTRATIVE PROCEDURES IN CRIMINAL AND EXECUTIVE SYSTEM IN THE CONTEXT OF ITS MODERN REFORMING

In article organizational and legal aspects of implementation of administrative procedures in penal institutions are considered. Provisions of the criminal and executive legislation and the departmental regulations regulating administrative procedures of providing detention regime in correctional facilities, and also uses of technical means of control and supervision of the condemned are analysed.

Текст научной работы на тему «Правовое обеспечение административных процедур в уголовно-исполнительной системе в контексте ее современного формирования»

216 АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ

ж-" 1

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени О. Е. Кутафина (МПОА)

Юлия Викторовна ПОМОГАЛОВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и трудового права Воронежского института ФСИН России (ВИ ФСИН России)

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ В КОНТЕКСТЕ ЕЕ СОВРЕМЕННОГО

ФОРМИРОВАНИЯ

В статье рассмотрены организационно-правовые аспекты осуществления административных процедур в пенитенциарных учреждениях. Проанализированы положения уголовно-исполнительного законодательства и ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих административные процедуры обеспечения режима содержания в исправительных учреждениях, а также использования технических средств контроля и надзора за осужденными.

Ключевые слова: процесс, административная процедура, осужденные исправительные учреждения, уголовно-исполнительная система, административный надзор, обыск, досмотр, видеорегистратор.

Y. V. POMOGALOVA,

Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor of Civil and Labor Law of the Voronezh Institute of the Russian Federal Penitentiary (VI RFP)

LEGAL SUPPORT OF ADMINISTRATIVE PROCEDURES IN CRIMINAL AND EXECUTIVE SYSTEM IN THE CONTEXT OF ITS MODERN REFORMING

In article organizational and legal aspects of implementation of administrative procedures in penal institutions are considered. Provisions of the criminal and executive legislation and the departmental regulations regulating administrative procedures of providing detention regime in correctional facilities, and also uses of technical means of control and supervision of the condemned are analysed.

Keywords: the process, administrative procedure condemned correctional facilities, criminal and executive system, administrative supervision, a search, examination, the video recorder.

© Ю. В. Помогалова, 2015

"Т^ЕСТНИК

Я Я УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Помогалова Ю. В.

Правовое обеспечение административных процедур в уголовно-исполнительной системе...

217

Специфика общественных отношений, возникающих в процессе функционирования органов и учреждений уголовно-исполнительной системы (далее — УИС), обусловливает своеобразие административных процедур, применяемых в целях обеспечения пенитенциарной безопасности.

Анализ специальной литературы свидетельствует о том, что вопрос о соотношении категорий «процесс» и «процедура» в настоящее время остается дискуссионным, причем не только в рамках науки административного права, но и в рамках иных отраслевых юридических наук. Выделяют три доктринальных подхода к пониманию данной проблемы. Сторонники первой позиции полагают, что процесс является понятием более широким, чем процедура1. Суть второго подхода сводится к отождествлению понятий «процесс» и «процедура»2. Согласно третьей точке зрения, процедура — более широкое понятие, чем процесс, который является ее разновидностью3.

С. С. Алексеев подтверждает, что наряду с понятием «процессуальная форма» необходимо введение в науку более широкой, емкой категории — «юридическая процедура», которая охватывала бы всякую длящуюся юридическую деятельность4. По его мнению, юридический процесс — это не просто процедура, длящиеся, растянутые во времени юридические отношения, а особая процедура, которая является выражением специфических юридических режимов применения права5. В рамках административного права представляется обоснованным установление такого соотношения понятий «административная процедура» и «административный процесс», при котором административный процесс является разновидностью административной процедуры6.

Правовые нормы, обеспечивающие реализацию административных процедур, содержатся как в законодательных актах, являющихся исключительно источниками административного права, так и в иных нормативных правовых актах, например в налоговом, гражданском, земельном, таможенном, уголовно-исполнительном законодательстве. В то же время данный вопрос относится к числу дискуссионных. В частности, Д. А. Гришин считает, что «такие правовые институты, как институт режимной территории исправительного учреждения (следственного изолятора), институт досмотров и обысков осужденных и иных лиц на территории исправительного учреждения, институт административного надзора за

Пауль А. Г. Процессуальные нормы бюджетного права / под общ. ред. М. В. Карасевой. СПб., 2003. С. 70 ; Административное право России : курс лекций / К.С. Бельский [и др.] ; под ред. Н. Ю. Хаманевой. М. : ТК Велби; Проспект, 2007. С. 505—522.

Лучин О. В. Процессуальные нормы в советском государственном праве. М., 1976. С. 25—26 ; Локшина С. М. Краткий словарь иностранных слов. М., 1984. С. 201 ; Копина А. А. К вопросу о соотношении понятий «налоговый процесс» и «налоговая процедура» // Финансовое право. 2005. № 10. С. 14—17.

>

Административные процедуры и контроль в свете европейского опыта / под ред.

Т. Я. Хабриевой, Ж. Марку. М. : Статут, 2011 ; Бахрах Д. Н. Административное д

право России : учебник для вузов. М., 2000. С. 302. И

Алексеев С. С. Право в нашей жизни. Свердловск, 1975. С. 120—121. Е

Алексеев С. С. Структура советского права. М., 1975. С. 237. Н

Синюгин В. Ю. Административная процедура: проблемы дефиниции // Административное право и процесс. 2014. № 10. С. 30—33.

□ гп

МНЕНИЕ

8/2015

>

4

218 АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ

Щ у

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени О. Е. Кутафина (МПОА)

осужденными, освобождаемыми из мест лишения свободы, представляют собой по сути и содержанию административно-правовые юридические конструкции, однако, регулируя общественные отношения в процессе исполнения уголовных наказаний, они выступают в качестве элементов уголовно-исполнительного права»7. По нашему мнению, только учитывая в совокупности цели, основания, сроки, процессуальное оформление (при необходимости) и порядок осуществления мер, предусмотренных отраслевым законодательством, следует признать те или иные процедуры имеющими административный характер.

В настоящее время осуществляются мероприятия по реализации положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р8. Согласно ей необходимо изменение структуры уголовно-исполнительной системы, создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы; изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе; разработка форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания. Такое преобразование пенитенциарных учреждений, безусловно, повлечет изменение порядка осуществления надзора за осужденными, в том числе с помощью административных процедур.

Отдельные административные процедуры, применяемые в целях обеспечения пенитенциарной безопасности, содержатся в Законе РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»9, например основания и порядок применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы огнестрельного оружия (ст. 31).

В соответствии с Федеральным законом от 06.06.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»10 административный надзор за осужденными в исправительном учреждении (далее — ИУ) устанавливается в отношении тех совершеннолетних лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, которые имеют непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, если в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавались злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. При этом с 15 сентября 2015 г. главой 29 Кодекса административного судопроизводства РФ11 будет определяться порядок осуществления производ-

Гришин Д. А. О применении административно-деликтного законодательства в процессе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы // Уголовно-исполнительное право. 2012. № 2. С. 93.

СЗ РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.

Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1316.

СЗ РФ. 2011. № 15. Ст. 2037.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ // СЗ РФ. 2015. № 10. Ст. 1391.

7

8

9

10

"Т^ЕСТНИК

Я Я УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Помогалова Ю. В.

Правовое обеспечение административных процедур в уголовно-исполнительной системе...

219

ства по административным делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Расширению объема правового пространства административных процедур способствует нормативное корректирование. Так, с 11 января 2015 г при осуждении к лишению свободы или принудительным работам граждане не снимаются с регистрационного учета по месту жительства. В течение 7 рабочих дней администрация учреждения УИС предоставляет информацию в ФМС России о регистрации по месту пребывания граждан РФ, отбывающих наказание в виде лишения свободы или принудительных работ12. В Уголовно-исполнительном кодексе РФ13 закрепляются меры, применяемые к осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы. При этом процедуры их осуществления детализируются в подзаконных ведомственных актах. В частности, общая проверка наличия несовершеннолетних осужденных с обязательным построением производится младшими инспекторами дежурной смены под руководством оперативного дежурного не менее двух раз в день в установленное распорядком дня время в присутствии начальников отрядов или воспитателей. Результаты проверки сверяются с учетом в спецотделе (п. 4.1 Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденной приказом Минюста РФ от 23.06.2005 № 9514).

Административными процедурами на основании ч. 5 ст. 82 УИК РФ выступают проведение личного обыска осужденных, обыск помещений, в которых они проживают, а также досмотр их вещей.

Личный обыск следует рассматривать как принудительное обследование тела и одежды осужденных с целью поиска, обнаружения и изъятия укрываемых, запрещенных к употреблению, хранению осужденными предметов, вещей, веществ, предупреждения побегов и иных противоправных действий. Он может быть полный (с раздеванием) и неполный (без раздевания). Личный обыск осуществляется лицом одного пола с обыскиваемым.

Проведение полного обыска обязательно при прибытии осужденных в исправительное учреждение, до и после свиданий, при приеме осужденных в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры (п. 5, 73, 153 приказа Минюста РФ от 03.11.2005 № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений»15).

Обыски территорий колонии, помещений осуществляются для выявления и изъятия запрещенных вещей и предметов, обнаружения подкопов и проломов, поиска скрывшихся осужденных, выявления и пресечения случаев использования осужденными не по назначению оборудования и инвентаря, выявления и

12 Федеральный закон от 31.12.2014 № 525-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, ^ выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"» // СЗ РФ. Ш 2015. № 1 (часть I). Ст. 78. ^

13 СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 47.

8/2015

"0

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. е

№ 30.

I □

гп

МНЕНИЕ

>

14

15

—j шл 11 LllAir

220 АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ Д5У^ерситета

L-^ имени О, Е. Кутафина (МПОА)

пресечения запрещенных связей осужденных с иными лицами (п. 4.4 приказа Минюста РФ от 23.06.2005 г. № 95).

Согласно официальным данным ФСИН России, в 2014 г. при попытке доставки запрещенных предметов в пенитенциарные учреждения изъято более 4 млн руб., 9 600 л спиртных напитков, 91 кг наркотических веществ, 47 500 единиц средств связи16, что свидетельствует о негативной тенденции роста числа правонарушений, связанных с передачей в учреждения УИС запрещенных предметов. Перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, установлен приказом Минюста РФ от 03.11.2005 № 205.

Административные процедуры в УИС достаточно часто применяются в упрощенном процессуальном порядке. К примеру, изъятие как мера, направленная на устранение из обращения у лиц вопреки их воле запрещенных вещей и предметов, недопущение продолжения их использования в противоправных целях, а также на сбор вещественных доказательств. Правом изъятия у осужденных запрещенных к использованию в исправительном учреждении вещей обладают представители администрации учреждения. Запрещенные вещи, а также вещи, имеющиеся у осужденных сверх установленного веса, изымаются в момент обнаружения, о чем составляется рапорт или акт, затем проводится проверка и принимается решение начальника ИУ

Изъятые у осужденных запрещенные вещи, не относящиеся к ценным, сдаются на склад для хранения либо уничтожаются по решению начальника ИУ о чем составляется соответствующий акт с ознакомлением осужденного под роспись. Такое же решение принимается и в отношении продуктов питания, полученных в неустановленном порядке.

Администрация исправительного учреждения выдает осужденным квитанцию о приеме для хранения на складе изъятых и сданных вещей (п. 42— 47 приказа Минюста РФ от 03.11.2005 № 205).

Таким образом, проведенный анализ позволяет заключить, что административные процедуры, применяемые в УИС, представляют собой урегулированный нормами административного права порядок осуществления органами и учреждениями УИС деятельности по разрешению подведомственных им юридических дел или совершению отдельных административно-правовых действий в целях обеспечения правопорядка и пенитенциарной безопасности.

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2015—2017 годы Федеральной службы исполнения наказаний. Сайт ФСИН России // 11Р1_: http://fsin.su/ structure/inspector/iao/Doklad (дата обращения: 03.05.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.