УДК: 34.03:004.9
ЮРИДИЧЕСКАЯ УСЛУГА
И ЦИФРОВАЯ ДОСТУПНОСТЬ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ ЮРИСТОВ1
М.А. Зинковский,
кандидат юридических наук,
доцент кафедры гражданского права
и процесса Юридического Института
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный
исследовательский университет»
308015, Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85
E-mail: [email protected]
Аннотация: в статье рассматривается юридическая услуга в условиях цифровой доступности правовой информации. Анализируются точки зрения ученых по этому и смежным вопросам. Выделяются особенности цифровой доступности юридической услуги: информация в сети Интернет; информационная открытость сайтов судебной системы; цифровая доступность правовой информации. В заключение статьи высказывается озабоченность о будущем профессии юриста в современном цифровом мире. Предлагается ограничить цифровую доступность правовой информации.
Ключевые слова: юридическая услуга; профессия юриста; правовая информация; электронные и цифровые технологии; персональные компьютеры; Интернет; социальные сети.
LEGAL SERVICE AND DIGITAL ACCESSIBILITY OF LEGAL INFORMATION: THE PRESENT AND FUTURE OF LAWYERS
M.A. Zinkovsky,
Belgorod National Research University 85, Pobedy st., Belgorod, Russia, 308015 E-mail: [email protected]
1 Данная статья является результатом научного исследования ЗинковскогоМ.А. в рамках работы над Грантом Президента РФ 2018-2019 гг. (МК-918.2018.6) по государственной поддержке молодых российских ученых кандидатов наук. Тема гранта: «Юридические проблемы повышения качества и конкурентоспособности товаров, работ, услуг в условиях санкционно-го режима гражданского оборота Российской Федерации».
Annotation: the article examines the legal service in the context of digital accessibility of legal information. The views of scientists on this and related issues are analyzed. The features of digital accessibility of legal services are highlighted: information on the Internet; information openness of judicial system sites; digital accessibility of legal information. The conclusion of the article expresses concern about the future of the profession of a lawyer in the modern digital world. It is proposed to limit the digital availability of legal information.
Keywords: legal service; legal profession; legal information; electronic and digital technologies; personal computers; the Internet; social networks.
В последнее десятилетие информационные и электронные технологии внедрились во все без исключения сферы жизни. Теперь товары можно выбирать, заказывать и оплачивать посредством сотовых телефонов, интернет-магазинов, специальных сайтов. Упростился анализ информации о товарах, работах, услугах. В сети Интернет можно найти нужную информацию любому человеку, который не является высококвалифицированным специалистом, но обладает минимальными навыками чтения и общей жизненной эрудицией.
Товары, работы, услуги часто содержат описания, отзывы прошлых клиентов, совместимость с техническими механизмами, информацию безопасности и многое другое. Цифровая доступность информации на сегодняшний день - это особенность гражданского оборота.
Современная юридическая услуга оказалась также в условиях цифровой доступности правовой информации. Любая спорная ситуация, требующая юридической квалифицированной услуги, может быть найдена в Интернете. Формы юридических документов уже давно перестали быть каким-то секретом, напротив, их можно даже увидеть на сайте судов в виде образцов.
П.С. Пастухов и М. Лосавио отмечают: «...в современном информационном обществе, в условиях возрастания общих и информационных угроз, роста компьютерной преступности, повсеместного распространения искусственного интеллекта применение информационных технологий во всех сферах правоохранительной, экономической, регулятивной деятельности является необходимым, неизбежным и самым перспективным направлением деятельности для обеспечения безопасности личности, общества и государства. Для этого требуется создание единой информационной среды, обеспечивающей эффективное и незамедлительное взаимодействие всех сил и служб, ответственных за общественную безопасность и правопорядок. Для повышения эффективности деятельности по раскрытию и расследованию преступлений необходимо создать интегрированные
банки данных криминалистически значимой информации, достичь более высокого уровня информатизации правоохранительных органов. Степень технической оснащенности всех органов предварительного расследования телекоммуникационной инфраструктурой и информационными ресурсами должна отвечать современным вызовам и техническим требованиям»1.
Стоит поддержать точку зрения авторов. Электронные технологии могут выступать инструментом для совершения преступлений. Российский криминал изо дня в день совершенствуется. Информатизация общества -это явление повсеместное, его можно наблюдать как в коммерческих, так и в государственных правоохранительных органах.
Бывает так, что юридическая услуга в условиях цифровой доступности правовой информации оказывается на скорую руку и имеет низкий уровень качества. Информационные ресурсы сети Интернет, открытая судебная практика позволяют любому человеку стать юристом и давать минимальные правовые советы даже без наличия высшего юридического образования и опыта практической работы.
В науке юридическая услуга изучается под разными углами.
Одни ученые рассматривают юридическую услугу через призму гражданско-правового регулирования2, другие ученые связывают юридическую услугу с отдельными аспектами экономики и маркетинга3, третьи ученые анализируют договор возмездного оказания юридических услуг в тех или иных аспектах4 и т.д.
Очень интересной в научном и практическом смысле является книга Ричарда Сасскаинда (Richard Susskind) под названием «The Future of Law: Facing the Challenges of Information Technology»5. Автор назвал книгу ярко: «Будущее права (закона): противодействие вызовам информационных тех-
1 Пастухов П.С., ЛосавиоМ. Использование информационных технологий для обеспечения безопасности личности, общества и государства // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. Вып. 36. С. 236.
2 Орлов А.В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере оказания юридических услуг: сравнительно-правовое исследование: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2009. 30 с.
3 Мостовой Е.Л. Управление рыночной комплаентностью маркетинговых программ в сфере юридических услуг: Дис. ... канд. эконом. наук. Сочи, 2010. 144 с; Лихачев Р.В. Концепция оценки качества юридических услуг и создание маркетингового инструментария для ранжирования профессионализма субъектов адвокатской деятельности: Дис. ... канд. эконом. наук. Киров, 2006. 177 с; Самочкин В.Ю. Маркетинговая этика в оценке и коррекции потребительского поведения на рынке юридических услуг: Автореф. дис. канд. эконом. наук. Сочи, 2013. 22 с.
4 Третьякова В.П. Обязательства возмездного оказания юридических услуг: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Томск, 2009. 28 с; Салчак А.А. Договор об оказании юридических услуг: особенности гражданско-правовой ответственности его участников: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2006. 29 с.
5 RichardE. Susskind. The Future of Law: Facing the Challenges of Information Technology. CLARENDON PRESS OXFORD. 1996. 385 p.
нологий». Можно перефразировать и сказать вернее - будущее юристов или юридической услуги. Значительный интерес представляют следующие разделы данного труда:
- «2. What will be possible in law (Что будет возможно с правом)».
- «4. The future of lawyers and the role of the World Wide Web (Роль интернета в будущем юристов)».
На данный момент эта книга опережает время, она вышла в 1996 году, но актуальность ее положений и выводов все возрастает для юридических услуг современной России.
В целом юридическую услугу можно представить как рыночный продукт, который опосредует интересы профессионального юриста и клиента - физического или юридического лица.
Следует полностью поддержать точку зрения Ричарда Сасскаинда (Richard Susskind), которая проводит прямую связь между будущим юристов и Интернетом. Профессия юриста и ее базовая составляющая - юридическая услуга - могут деградировать, а в будущем вообще исчезнуть. На смену придут умные программные приложения и технические устройства, которые будут знать весь закон и все спорные ситуации, а суд вполне может заменить устройство в виде банкомата, куда стороны поместят доказательства, оплатят пошлину и выйдет чек - решение суда - беспристрастное, законное, единственно верное.
Всевозможные компьютерные оптимизации и гаджеты в итоге сэкономят время и деньги и лишат работы юристов, если не принять законодательные ограничения.
Фундаментальное значение имеют и иные книги Ричарда Сасскаинда (Richard Susskind), в частности: «Tomorrow's lawyers: an introduction to your future» (Введение в будущее завтрашних юристов)1.
Изложенные обстоятельства позволяют определить следующие особенности цифровой доступности юридической услуги.
Первая особенность: информация в сети Интернет. В настоящее время информация правового характера доступна всем. Можно задать любые ситуации в строке поиска и получить огромный массив информации из правовых сайтов, форумов, социальных сетей, сайтов судов и правоохранительных органов и т.д.
Информация из сети Интернет может, конечно, однозначно не разрешить правовую ситуацию нуждающегося лица, но дефицита вариантов ее разрешения точно не будет.
Такая ситуация сильно подрывает рынок юридических услуг. Клиент приходит к юристу, уже начитавшись форумов и интернета, знающий варианты и практику. Это имеет, с одной стороны, положительное значение
1 RichardE. Susskind. Tomorrow's lawyers: an introduction to your future. Oxford University Press, 2017. 241 p.
в том аспекте, что квалифицированному юристу необходимо каждый раз переигрывать Интернет и советы форумов, тем самым изо дня в день повышая свои навыки и умения.
С другой стороны, клиент приходит к юристу часто просто «сверить часы», то есть перепроверить Интернет, социальные сети и форумы. А в некоторых случаях, число которых очень велико, информация из сети Интернет и формы документов позволяют физическому или юридическому лицу вообще не обращаться за помощью юристов-профессионалов.
Такое обстоятельство существенно подрывает современный российский рынок квалифицированных юридических услуг.
Вторая особенность: информационная открытость сайтов судебной системы.
Сайты судов настолько открыты, что порой граничат с балансом невмешательства в правосудие. Подача документов в электронном виде и полная информация по делам, а также список судей и формы процессуальных документов - безусловный плюс, которые одновременно снижают минимум на 15 % рынок устных юридических консультаций и составлений бумаг в суд ввиду отсутствия такой необходимости.
К юристам все чаще обращаются только по очень узким и сложным вопросам, предпочитая довольствоваться Интернетом и сайтами. Каждый раз юрист обязан переигрывать Интернет, социальные сети и форумы, чтобы оказать юридическую услугу и получить за нее законный гонорар. Сделать это бывает проблематично, так как сам клиент после Интернета становится юристом с некими базовыми знаниями.
Третья особенность: цифровая доступность правовой информации.
Наличие большого количества справочных правовых систем типа «Кон-сультантПлюс», «Гарант», форумов, юридических порталов/новостей и иных ресурсов позволяет быстро и точно находить нужную информацию.
Особую роль в этом смысле играют справочные правовые системы по ряду причин.
Во-первых, они постоянно обновляются в плане информации. Во-вторых, интерфейс этих программ адаптирован для всех и прост в использовании. В-третьих, режим поиска имеет продвинутые современные функции. В-четвертых, при поиске статей в законах одновременно можно посмотреть судебную практику по аналогичным спорам, формы процессуальных документов, комментарии законов, научные статьи.
Названные факты позволяют судить о наличии цифровой доступности правовой информации для физических и юридических лиц. Справочные правовые системы нужны не только простым гражданам, они, прежде всего, ориентированы на профессиональных юристов.
Отдельное слово нужно сказать о всевозможных форумах, новостях, правовых порталах, которые также существенно снижают процент оказания
квалифицированной юридической услуги и позволяют физическим и юридическим лицам получать максимум ответов на свои правовые вопросы.
В заключение необходимо отметить, что юридическая услуга современной России сопряжена с цифровой доступностью правовой информации и это является настоящим для юристов.
Будущее юристов пока не определено, но можно лишь предположить, что без ограничения доступа к правовой информации при помощи электронных технологий профессия юриста обречена на постепенное вымирание.
Библиографический список:
1. Лихачев Р.В. Концепция оценки качества юридических услуг и создание маркетингового инструментария для ранжирования профессионализма субъектов адвокатской деятельности: Дис. ... канд. эконом. наук. Киров, 2006. 177 с.
2. Мостовой Е.Л. Управление рыночной комплаентностью маркетинговых программ в сфере юридических услуг: Дис. ... канд. эконом. наук. Сочи, 2010. 144 с.
3. ОрловА.В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере оказания юридических услуг: сравнительно-правовое исследование: Авто-реф. дис. канд. юрид. наук. М., 2009. 30 с.
4. Пастухов П.С., Лосавио М. Использование информационных технологий для обеспечения безопасности личности, общества и государства // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. Вып. 36. С. 236.
5. Салчак А.А. Договор об оказании юридических услуг: особенности гражданско-правовой ответственности его участников: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2006. 29 с.
6. Самочкин В.Ю. Маркетинговая этика в оценке и коррекции потребительского поведения на рынке юридических услуг: Автореф. дис. канд. эконом. наук. Сочи, 2013. 22 с.
7. Третьякова В.П. Обязательства возмездного оказания юридических услуг: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Томск, 2009. 28 с.
8. Richard E. Susskind. The Future of Law: Facing the Challenges of Information Technology. CLARENDON PRESS OXFORD. 1996. 385 p.
9. Richard E. Susskind. Tomorrow's lawyers: an introduction to your future. Oxford University Press, 2017. 241 p.