Научная статья на тему 'Теоретические и нормативные основы внедрения и развития цифровизации российского общества'

Теоретические и нормативные основы внедрения и развития цифровизации российского общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
383
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ПРАВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / INTERNET / RIGHT / INFORMATION TECHNOLOGIES / DIGITALIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Реутов С.И.

Рассматриваются вопросы, связанные с распространением информационных технологий в мировом пространстве. Уделяется внимание характеристике нормативно-правовых актов, призванных регулировать вопросы развития информационного общества, цифровой экономики в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND NORMATIVE FRAMEWORK FOR THE IMPLEMENTATION AND DEVELOPMENT OF DIGITALIZATION OF THE RUSSIAN SOCIETY

The questions connected with distribution of information technologies in world space are considered. Attention is paid to the characteristic standard and legal the acts designed to regulate questions of development of information society, digital economy in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Теоретические и нормативные основы внедрения и развития цифровизации российского общества»

УДК: 004.9:002

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

С.И. Реутов,

кандидат юридических наук, профессор

профессор кафедры социальной работы и конфликтологии

ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный

исследовательский университет»

614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15

E-mail: reutovsi@rambler.ru

Аннотация: рассматриваются вопросы, связанные с распространением информационных технологий в мировом пространстве. Уделяется внимание характеристике нормативно-правовых актов, призванных регулировать вопросы развития информационного общества, цифровой экономики в РФ.

Ключевые слова: интернет, право, информационные технологии, циф-ровизация.

THEORETICAL AND NORMATIVE FRAMEWORK FOR THE IMPLEMENTATION AND DEVELOPMENT OF DIGITALIZATION OF THE RUSSIAN SOCIETY

S.I. Reutov,

Perm State University

15, Bukireva st., Russia, Perm, 614990

E-mail: reutovsi@rambler.ru

Annotation: the questions connected with distribution of information technologies in world space are considered. Attention is paid to the characteristic standard and legal the acts designed to regulate questions of development of information society, digital economy in the Russian Federation.

Keywords: internet, right, information technologies, digitalization.

Современное общество характеризуется тем, что глобальная сеть Интернет становится для всех граждан обычным явлением, информатизация охва-

тывает все сферы человеческой деятельности. Интернет представляет собой всемирную систему объединенных компьютерных сетей и образует глобальное информационное пространство. Если взять всю историю цивилизации, то Интернет очевидно представляет собой самое быстро растущее средство массовой коммуникации из всех, которые когда-либо существовали1.

Интернет - это феномен, он объединяет весь мир. Сегодня этой глобальной сетью пользуются более 2 млрд человек, что составляет почти треть населения Земли. Интернет-отношения нуждаются в правовой регламентации. Прежде всего следует отметить те нормативно-правовые акты, которые определяют государственную политику в отношении развития и использования Интернета. Это: Федеральная Целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)», утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. N° 65; Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.

В целях развития информационного общества в Российской Федерации были приняты важнейшие нормативно-правовые документы: Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. № 2036-р; Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утв. Президентом РФ

7 февраля 2008 г. № Пр-212; Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)», утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313.

Были приняты также специальные юридические документы, касающиеся информационной безопасности: Указ Президента РФ от 31.12.1993 г. (в ред. от 01.09.2000 г.) № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан па информацию», Указ Президента РФ от 17.03.2008 г. № 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена», Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации 05.12.2016 г. № Пр-646.

Важно отметить некоторые международно-правовые материалы, регулирующие вопросы защиты и управления Интернетом.

Декларация независимости киберпространства от Дж. Перри Барлоу от

08 февраля 1996.

Хартия прав человека и принципов для Интернета с точки зрения реализации социальных, экономических и культурных прав 2005 (Международный форум по управлению интернетом, IGF).

1 Мозолина О.В. Публично-правовые аспекты международного регулирования отношений в Интернете: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 197 с.

Декларация принципов Всемирного саммита по информационному обществу (Женева, 2003) и Тунисская программа для информационного общества (WSIS, Тунис, 2005).

Манильские принципы ответственности информационных посредников подписаны 24 марта 2015 года по инициативе мирового гражданского общества (подписали более 100 организаций).

Декларация о развитии и совершенствовании нормативно-правовой базы в Восточной и Центральной Европе и Евразии для защиты свободы Интернета подписана 5 мая 2017.

Образованы общественные организации в защиту Интернета: «Общество защиты Интернета» (ОЗИ), Общественная организация «РосКом-Свобода», Институт исследований Интернета (ИИИ), Ассоциация интернет-издателей, Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) и др.

Ежегодно в нашей стране проводится Общероссийский гражданский форум, основная цель которого - дискуссии по интернет-регулированию. В 2017 году в Москве состоялся пятый Общероссийский гражданский форум - ОГФ^П. На этом форуме главной темой, которая обсуждалась на всех секциях, стал «диалог с государством». Отмечено, что информационно-коммуникационные технологии постоянно развиваются и совершенствуются. Они являют собой огромные возможности передачи, обработки и хранения информации, и в этом заключается их неоценимая роль1.

Развитию Интернета способствуют созданные Академия Интернета, Интернет-университет, Академия Интернет-бизнеса. Последняя - первый в России центр обучения интернет-предпринимательству. Использование Интернета в процессе предпринимательской деятельности уже привело к появлению в нашем лексиконе такого понятия, как «электронная коммерция»2.

Важно отметить возрастающее юридическое значение информации и информационных технологий. Информационные технологии (ИТ) стали одним из ведущих факторов прогресса цивилизации3. В п. 1 Окинавской Хартии Глобального Информационного Общества, принятой 22 июня на острове Окинава 2000 года, отмечается, что «информационно-коммуникационные технологии (ИТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. ИТ быстро становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики».

1 Малахов С.В. Гражданско-правовое регулирование отношений в глобальной компьютерной сети Интернет: дисс. канд. юрид. наук. М., 2001. 208 с.

2 Малахов С. В. Указ. соч.

3 Мирских И.Ю., Мингалёва Ж.А. К вопросу о правовом регулировании информации в условиях информационной экономики» // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. Вып. 38. С. 430-445.

Невозможно переоценить роль использования возможностей информационно-коммуникационных технологий при урегулировании разногласий сторон. Как отмечает Миронова С.Н., это позволит в значительной степени обеспечить доступность защиты, что особенно актуально для ряда государств и территорий в силу их географического расположения, наличия и особенностей труднодоступных местностей, огромных территорий (Австралия, Индия, Россия, Канада, Филиппины и др.). Крайне важно ИТ и для простых граждан, особенно для лиц с ограниченными возможностями, а также для тех, кто просто находится далеко от места разрешения спора1.

Мы считаем необходимым отметить следующие преимущества использования возможностей информационно-коммуникационных технологий в процедурах разрешения различного рода споров:

1) Возможность обеспечить доступность защиты, что особенно актуально для ряда государств и территорий.

2) Мгновенность передачи сообщений посредством сети Интернет, телефонной связи и проч. Это позволяет быстро разрешать конфликты, разногласия сторон, буквально в течение нескольких дней, а может быть, нескольких часов, сделать ту или иную процедуру более эффективной.

3) Возможность разрешения разногласий участвующих лиц в удобное время и удобной обстановке.

4) Экономичность урегулирования разногласий. Иными словами, есть возможность сэкономить на почтовых отправлениях, канцелярских расходах, на услуги представителя. Можно удачно сэкономить в расходах на поездки к месту разрешения спора, либо сократить их число, или их совсем не совершать. Такие ситуации становятся особенно актуальными для споров на незначительные суммы, а также на споры, осложненные иностранным элементом2.

5) Повышение активности законотворческой деятельности по разработке и принятию нормативно-правовых актов, призванных урегулировать связанные с использованием Интернета соответствующие общественные отношения.

Видными зарубежными специалистами в области интернет-права являются: Майкл Гейст (Michael Geist), Дарелл Мент (Darell Menthe), Джо-нотан Зиттрэйн (Jonathan Zittrain), Дэйвид Пост, Дэйвид Джонсон и др.

В России известными специалистами в области информационного права и информационных технологий являются: Просвирнин Ю. Г. («Теоретико-правовые аспекты информатизации в современном российском государстве» дисс. докт. юрид. наук. 2002; Шамраев А.В. (Правовое регу-

1 Миронова С.Н. Использование возможностей сети Интернет при разрешении гражданско-правовых споров. М.: Волтерс Клувер. 2010. 256 с.

2 Курочкин С.А. Теоретико-правовые основы третейского разбирательства в Российской Федерации: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2004. 216 с.

лирование информационных технологий. Анализ проблем и основные документы. М.,2003); Тедеев А.А. Информационное право. М, 2005; Андреев Б.В., Вагонова Е.А. Право и Интернет: Учебное пособие. М.,2001; Серго А.Г. Пути разрешения конфликтов, возникающих при использовании доменных имен в сети Интернет : автореф. дис. . канд. юрид. наук: М., 2004; Бабкин С.А. Интеллектуальная собственность в глобальной компьютерной сети Интернет: проблемы гражданско-правового регулирования в России и США: Сравнительно-правовой анализ: автореф. дис. канд. юрид. наук: М., 2005; Брановицкий К.Л. Информационные технологии в гражданском процессе Германии (сравнительно-правовой анализ): автореф. дис. канд. юрид. наук: Екатеринбург, 2009; Кокотова Е.И. Правовое регулирование применения информационных технологий в судах общей юрисдикции: ав-тореф. дисс. канд. юрид. наук: М., 2009.

В последние несколько лет на фоне роста использования Интернета в экономике и объема электронной коммерции наблюдается повышение активности законотворческой деятельности. Так, 9 мая 2017 г. был принят Указ Президента РФ № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы».

Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».

Цифровое правительство 2020. Перспективы для России. 2016 г.

В своем послании Федеральному собранию 1 декабря 2016 года Президент РФ Владимир Путин отметил высокий потенциал развития отрасли информационных технологий в России, обозначил перспективу двукратного увеличения экспорта ИТ-продукции из России и указал на необходимость формирования в стране цифровой экономики, ориентированной на повышение эффективности всех отраслей за счет использования информационных технологий1.

В другом выступлении на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам 5 июля 2017 г. в Ново-Огарево Московской области Владимир Владимирович отметил, что формирование цифровой экономики - это вопрос национальной безопасности и независимости России и что в текущем году только федеральные и региональные органы власти потратят на информационные технологии почти 200 миллиардов рублей2.

Сейчас мало кого удивишь словами «цифровая экономика, цифровое телевидение, цифровое правосудие, Цифровое правительство» и т.п. В России

1 Материалы заседания Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам 5 июля 2017 г., Московская область, Ново-Огарево // Официальный сайт Президента Российской Федерации - http://www.kremlin.ru/ (дата обращения: 15.01.2018).

2 Материалы заседания Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам 5 июля 2017 г., Московская область, Ново-Огарево // Официальный сайт Президента Российской Федерации - http://www.kremlin.ru/ (дата обращения: 15.01.2018).

есть Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, совсем недавно в Государственной Думе образован специальный совет по развитию цифровой экономики. Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) стал учредителем международного научно-практического журнала «Право и цифровая экономика». Вышел в свет первый номер этого журнала.

Создаются коммерческие организации, которые оказывают помощь в цифровом пространстве в вопросах, с которыми сталкиваются пользователи, владельцы веб-сайтов, IT, Телеком бизнес, такие как «Центр цифровых прав» («III1П») Цифровые технологии весьма активно используют библиотеки и музеи. Европейская Комиссия, являясь разработчиком проекта PULMAN, передала проект «Публичные библиотеки в век цифровой информации» для реализации публичным библиотекам России1. Моментально эта весьма актуальная тема находит воплощение на студенческих научно-практических конференциях2.

Подобное можно сказать и о музеях. Например, Метрополитен-музей недавно запустил VR-приложение Small Wonders. Оно позволяет «побывать» в XVI веке на церковной службе в готическом соборе3.

Цифровые технологии необходимы в практике при расследовании уголовных дел. П. С. Пастухов отмечает, что использование цифровых технологий, компьютерных средств, специальных знаний в уголовно-процессуальном доказывании позволяет оптимизировать деятельность следователя, сделать процесс собирания доказательств более эффективным4.

Кроме того, в современное время, в условиях распространения искусственного интеллекта, постоянно увеличивающегося роста компьютерных преступлений, применение информационных технологий во всех сферах правоохранительной, экономической, регулятивной деятельности является необходимым, неизбежным и самым перспективным направлением развития для обеспечения безопасности личности, общества и государства5.

Принципы цифровизации применяются в нашей стране в промышленности, например, при реализации высокотехнологичных проектов, (пример тому - самолет «МС-21», двигатель ПД-14, головной атомный

1 https://nauchforum.ru/studconf/gum/xix/5343.

2 Какаева Л.Г. Роль публичных библиотек в образовании российского студенчества в век активного внедрения цифровых и интернет-технологий // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12 (18). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/12(18).pdf (дата обращения: 29.08.2018).

3 https://te-st.ru/2017/10/31/museums-and-digital-technologies.

4 Пастухов П.С. Роль и значение специальных знаний в информационно-технологическом обеспечении уголовно-процессуального доказывания // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. № 1 (23). С. 298-304.

5 Пастухов П.С., ЛосавиоМ. Использование информационных технологий для обеспечения безопасности личности, общества и государства // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. Вып. 36. C. 231-236.

ледокол «Арктика»), в образовании. Так, Д. Гагарина - доцент кафедры новейшей истории России Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ), сотрудник Центра цифровой гуманитаристики историко-политологического факультета ПГНИУ - в июле 2018 г. приняла участие в Европейском летнем университете по цифровой гуманитаристике (The European Summer University in Digital Humanities, ESUDH) в Лейпциге (Германия)1.

Принята Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» - это более пятидесяти законопроектов, направлена на создание новой правовой базы, регулирующей IT-сферу, информационной инфраструктуры. Важно и то, что она направлена на обеспечение кибербезопасности, а также на повышение качества жизни граждан нашей страны. Немаловажно и то, что Программа будет способствовать повышению цифровой грамотности граждан, значительной организации поддержки цифровизации России2.

Программа имеет также огромное значение для обеспечения социально-политической стабильности и устойчивого экономического развития страны3.

На 2016 г. в Рейтинге развития электронного правительства ООН (E-government Development Rank) Россия занимает 35 место, в Индексе развития информационно-телекоммуникационных технологий (ICT Development Index - IDI) - 45 место4. В Индексе готовности к сетевому обществу (Networked Readiness Index - NRI - 41 место)5.

Вместе с тем в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов отмечается, что информационные технологии недостаточно используются в социально-экономической сфере, государственном управлении и бизнесе, причиной тому дефицит кадров, недостаточный уровень подготовки специалистов, недостаточное количество исследований мирового уровня6.

1 https://www.facebook.com/permuniversity/posts/1027801930722296.

2 Городов О.А., Егорова М.А. Основные направления совершенствования правового регулирования в сфере цифровой экономики в России // Право и цифровая экономика. 2018. № 1 (01). С. 6-12.

3 Аналитические материалы к рабочим мероприятиям форума. ANALYTICAL MATERIALS FOR WORKING EVENTS OF THE FORUM 4-5 июня 2018 года, Москва 4-5 JUNE 2018, MOSCOW Международный форум «Развитие парламентаризма» http://duma.gov.ru/media/ files/lxiFIGEAUa3MlXv2K7aN7M8QNR0sLNYW.pdf.

4 URL: https://ru.wikipedia.org/wiki / Индекс развития ИКТ.

5 Чубукова С.Г. Стратегии развития информационного общества и направления развития законодательства // Правовая информатика. 2017. № 2. С. 67-72.

6 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов // URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ macro/2016241101.

Для современной обстановки в стране важным и своевременным шагом является то, что разработан проект Концепции развития правового регулирования в сфере информационных технологий. Следует отметить, что основной закон Российской Федерации - Конституция - содержит более 30 нормативных правил, устанавливающих основные права и обязанности участников информационных правоотношений. Так, в ст. 29 закрепляются конституционные права на свободу информации, в ст. 23 - права на неприкосновенность частной жизни, включая тайну переписки и сообщений. Обязанность органов власти обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, закреплены в ст.24 Конституции РФ.

В соответствии с Концепцией предстоит внесение и изменение действующих нормативных актов, принятие новых федеральных законов, подзаконных нормативных правовых актов. Ведутся работы по разработке таких важных проектов федеральных законов, как: «О праве на информацию», «Об информации персонального характера», «Об электронной торговле», «О служебной тайне», «Об электронном документообороте» и др.

Принят ФЗ от 7 февраля 2017 года №13-Ф3 (вступил в силу с 1 июля 2017) «Об усилении административной ответственности в области защиты персональных данных». Действует Положение «О Единой государственной информационной системе социального обеспечения (ЕГИССО)» утв. пост. Правительства РФ от 14 февраля 2017 года №181.

Проекты законов, положения и др. нормативно-правовые акты разработаны и приняты в других сферах деятельности (например, разработан Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ» и др.). Кстати, Правительство РФ своим постановлением № 723 от 18.06.2017 г. утвердило «Правила предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета федеральным государственным образовательным организациям высшего образования». Субсидии выдаются на развитие онлайн-обучения, создание единого информационного ресурса онлайн-курсов. На эти цели в федеральном бюджете предусмотрен один миллиард рублей: в 2017 году - 400 миллионов рублей и по 300 миллионов рублей - в 2018 и 2019 годах.

Следует отметить, что в целях реализации вышеуказанных правовых документов в регионах принимаются и реализуются соответствующие правовые акты. Например, губернатор Пермского края в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Россий-

ской Федерации на период до 2024 года» своим Указом от 13 июля 2018 г. № 66 утвердил «Положение о Единой краевой автоматизированной системе Открытого Правительства Пермского края. («Управляем вместе»)».

Все это свидетельствует, что в 2017 г. в Российской Федерации наметился новый этап развития экономики страны, который сопровождается необходимостью правовой регламентации применяемых цифровых технологий, повышения степени информированности граждан. Разработка и принятие новых нормативных правовых актов, корректировка действующей нормативной базы должны сопровождаться проведением научно-исследовательских работ.

Важно отметить, что в современном мире многие государства (США, Великобритания, Канада, Германия, Украина и др.) весьма активно внедряют информационно-коммуникационные технологии в национальные судебные системы. В Сингапуре электронная форма подачи документов и направления извещений является обязательной и применяется при рассмотрении всех гражданских дел. Декрет от 28 декабря 2005 г. ввел в Новый кодекс гражданского процесса Франции возможность ведения дела и обмена документами (предъявление иска, заявление ходатайства, вызов в судебное заседание, ознакомление с материалами дела, направление копий и выписок решений и проч.) в электронной форме1. В Израиле в январе 2007 г. приступили к реализации проекта полностью автоматизированной системы обработки данных во всех судах страны. В некоторых странах успешно проводятся мероприятия по обеспечению открытости правосудия. Например, Канадским судебным департаментом был подготовлен проект реформы «Открытый суд, электронный доступ к судебным актам и конфиденциальность». Английский ученый Л. Вулф утверждает, что в ближайшем будущем информационные технологии станут основой судебной системы2.

В Российской Федерации поэтапно разрабатываются и осуществляются меры по внедрению электронного цифрового правосудия. В частности, приняты такие акты, как: Концепция информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, утв. Советом судей РФ 29 октября 1999 г. Постановление Президиума Совета судей от 27 января 2000 г. № 8 «О стратегии продвижения информационных технологий в федеральные суды общей юрисдикции и систему Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации», Постановление Совета судей РФ «О поэтапном развертывании Федерального и региональных центров внедрения информационных технологий, Концепция информационной политики

1 Малешин Д.Я., Филатова М.А., Ярков В.В. Тенденции развития современного гражданского процесса (По материалам XIII Всемирного конгресса процессуального права, 2007 г.) // Вестник ВАС РФ. 2008. № 11.

2 Woolf L. Access to justice: Final report. London, 1996. P. 284, 293.

судебной системы, утв. пост. Совета судей Российской Федерации от 16 ноября 2001 г. № 60 2001 г.

В нашей стране успешно внедряется Государственная автоматизированная система «Правосудие» (в рамках судов общей юрисдикции), утв. постановлением Совета судей РФ от 11.04.2002 № 75; Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 16 января 2007 г. № 20 «Об эксплуатации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие», что позволяет быстро и экономично рассматривать дела, обеспечивать прозрачность правосудия, в частности, посредством проведения видеоконференций1. Примечательно, что вышла в свет интересная работа И. Катч и О. Рабинович-Эйни. «Цифровое правосудие. Интернет-технологии разрешения споров». М., Издательство «МЦУПК», 2018.

В Российской Федерации система использования ИТ в судебной системе еще не до конца развита, присутствуют пробелы в процессе регистрации и распределения документов, не предоставлен доступ в той мере, в какой он необходим лицам, участвующим в деле2.

Общим недостатком для всех регионов, для всей России является не-задействованный потенциал цифровизации отраслей экономики, и сейчас ученые работают над описанием и анализом процесса цифровизации практически всех отраслей экономики России. Важной государственной задачей является цифровизация в медицине, культурной сфере.

Следует отметить, что отдельные научные работы по вопросам цифро-визации встречались значительно раньше. Например, в 2000 г. в Москве В. М. Минкин успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук на тему «Концептуальные и теоретические основы цифровизации национальной транспортной радиорелейной сети связи».

В. В. Путин, выступая на пленарном заседании ПМЭФ'17 ^РШ^'17) - Петербургский международный экономический форум, отметил, что цифровая экономика способствует созданию качественно новых моделей бизнеса, торговли, производства, изменяет формат образования, здравоохранения, государственного управления, задаёт новую парадигму развития государства, экономики и всего общества3.

В связи с этим очень важно сейчас в кратчайшие сроки сформировать принципиально новую нормативно-правовую базу для внедрения цифровых технологий во все сферы жизни. Кроме того, выступая на ПМЭФ'17, В. В. Путин отметил еще одну важную национального уровня задачу - «до

1 Миронова С.Н. Использование сети Интернет при разрешении гражданско-правовых споров. М.: Волтерс Клувер, 2010. 247 с.

2 Поддубный Е.О. К вопросу об оптимизации деятельности судов в России посредством электронного правосудия // Право и цифровая экономика. 2018. № 1. С. 31-34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/54667.

биться всеобщей цифровой грамотности. Для этого следует серьёзно усовершенствовать систему образования на всех уровнях: от школы до высших учебных заведений»1.

Библиографический список:

1. Городов О.А., Егорова М.А. Основные направления совершенствования правового регулирования в сфере цифровой экономики в России // Право и цифровая экономика. 2018. № 1 (01). С. 6-12.

2. Какаева Л.Г. Роль публичных библиотек в образовании российского студенчества в век активного внедрения цифровых и интернет-технологий // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12 (18). URL: https://nauchforum. ru/archive/MNF_humanities/12(18).pdf (дата обращения: 29.08.2018)

3. Курочкин С.А. Теоретико-правовые основы третейского разбирательства в Российской Федерации: автореф. дисс ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2004. 216 с.

4. Малахов С.В. Гражданско-правовое регулирование отношений в глобальной компьютерной сети Интернет: автореф. дисс ... канд. юрид. наук. М., 2001. 208 с.

5. Малешин Д.Я., Филатова М.А., Ярков В.В. Тенденции развития современного гражданского процесса (По материалам XIII Всемирного конгресса процессуального права, 2007 г.) // Вестник ВАС РФ. 2008. № 11.

6. Материалы заседания Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам 5 июля 2017 г., Московская область, Ново-Огарево // Официальный сайт Президента Российской Федерации URL: http://www. kremlin.ru/ (дата обращения: 15.07.2018).

7. Мирских И.Ю., Мингалёва Ж.А. К вопросу о правовом регулировании информации в условиях информационной экономики // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. Вып. 38. С. 430-445.

8. Миронова С.Н. Использование сети Интернет при разрешении гражданско-правовых споров. М.: Волтерс Клувер, 2010. 247 с.

9. Мозолина О.В. Публично-правовые аспекты международного регулирования отношений в Интернете: Автореф. канд. юрид. наук. М., 2008. 197 с. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http:// www.dissercat.com/content/publichno-pravovye-aspekty-mezhdunarodnogo-regulirovaniya-otnoshenii-v- internete#ixzz5OGhGUr9H.

10. Пастухов П.С. Роль и значение специальных знаний в информационно-технологическом обеспечении уголовно-процессуального доказывания // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. № 1 (23). С.: 298-304.

1 См. Там же.

11. Пастухов П.С., Лосавио М. Использование информационных технологий для обеспечения безопасности личности, общества и государства // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. Вып. 36. C. 231-236.

12. Поддубный Е.О. К вопросу об оптимизации деятельности судов в России посредством электронного правосудия // Право и цифровая экономика. 2018. № 1. С.: 31-34.

13. Чубукова С.Г. Стратегия развития информационного общества и направления развития законодательства // Правовая информатика. 2017. № 2. С. 67-72.

14. Woolf L. Access to justice: Final report. London, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.