Научная статья на тему 'Юридическая природа усыновления и его направленность на обеспечение приоритета семейного воспитания детей'

Юридическая природа усыновления и его направленность на обеспечение приоритета семейного воспитания детей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
917
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юридическая природа усыновления и его направленность на обеспечение приоритета семейного воспитания детей»

128

Такой схеме ответственности вполне корреспондирует установленный УЖТ порядок предъявления претензий, вытекающих из перевозок грузов в прямом смешанном сообщении. В соответствии со ст. 122 УЖТ претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, предъявляются: к перевозчику (организации железнодорожного транспорта), если конечным пунктом перевозки грузов является железнодорожная станция; к соответствующей организации транспорта другого вида, которая обслуживает конечный пункт перевозки грузов или в ведении которой находится этот пункт.

К сожалению, иных новелл, которые могли бы способствовать улучшению правового регулирования перевозок грузов железнодорожным транспортом, новый УЖТ не содержит.

H. С. Шерстнева*

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА УСЫНОВЛЕНИЯ И ЕГО НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИОРИТЕТА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Усыновление является одной из важных форм выражения принципа приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии. Равно как и родитель, усыновитель берет на себя постоянную обязанность по воспитанию и содержанию ребенка, в результате чего возникают, как правило, устойчивые, постоянные семейно-правовые отношения. Различие усыновления и опеки (попечительства) заключается не только в содержании самих правоотношений, но и в том, что правоотношения при опеке носят временный характер.

В институте усыновления сливаются два начала — удовлетворение присущей человеку потребности проявлять родительские чувства по отношению к ребенку и обеспечение прав и интересов ребенка. В сравнении с опекой (попечительством) усыновление является лучшей формой обеспечения приоритетного семейного воспитания детей. В отличие от опеки, оно влечет возникновение таких субъективных прав и обязанностей, которые предоставляются по закону родителям и детям.

В последние годы усыновление наших детей иностранными гражданами превышает усыновление российскими гражданами. Как следует из приведенной ниже таблицы (табл. 1), происходит существенный спад усыновлений россиянами. Каковы же причины тенденции к уменьшению количества усыновлений российскими гражданами?

* Кандидат юридических наук, ректор Тверского института экологии и права.

Н. С. Шерстнева

Таблица 1

Усыновление1

Усыновление 2003 г. 2004 г.

1. Усыновление иностранными гражданами 7852 9419

2. Усыновление российскими гражданами 7331 7013

Проведенный нами анализ социально-экономического положения и жизнедеятельности семьи, а также опрос граждан Тверского региона позволяет назвать несколько причин. К ним относятся: уменьшение числа трудоспособного населения; низкий уровень доходов большинства населения; жилищные проблемы; постепенное снижение качества обслуживания больничного; боязнь ухудшить свое материальное положение; нежелание себя обременять заботами о детях; неуверенность в завтрашнем дне. Нередко граждане Российской Федерации отказываются от усыновления детей по причине отклонений в состоянии здоровья ребенка.

Приходится констатировать существование категорий детей, которые вообще не востребованы российскими усыновителями: дети в возрасте старше 6—7 лет, дети с дефектами внешности, страдающие тяжелыми заболеваниями. Для этих детей международное усыновление, по сути, является единственным шансом обрести семью.

Кроме того, граждане России, в отличие от иностранцев, имеют право выбирать иную, предусмотренную законодательством, форму устройства ребенка в семью. Большинство из них отдают предпочтение не усыновлению, а опеке, приемной семье, поскольку эти формы устройства детей предполагают выплату ежемесячного денежного пособия на содержание ребенка, предоставление ряда льгот и гарантий, установленных федеральным и региональным законодательством, а в приемной семье, кроме этого, выплачивается заработная плата.2

Допуская усыновление только в отношении малолетних и несовершеннолетних, государство тем самым обеспечивает возможность детям, оставшимся без попечения родителей, получить воспитание в семье усыновителя. С точки зрения интересов детей важно, чтобы были соблюдены и те условия, при которых закон разрешает усыновление (ст. 127 СК РФ). Законодатель устанавливает, что способность иметь родительские права, нести родительские обязанности по усыновлению должна определяться с учетом специфических качеств самого субъекта, от которых зависит возможность нормального выполнения родительских функций. Полагаю, что в целях реализации приоритетных принципов Семейного права необходимо расширить перечень лиц, которые не могут быть усыновителями. Сле-

1 Таблица составлена по данным Министерства образования и науки РФ.

2 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. № 829, которым было утверждено Положение о приемной семье II СЗ РФ. 1996. № 31. Ст. 3721; Выявление и устройство детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, в 2001 году. Аналитическая справка II Вестник образования. 2002. №16. С. 11.

130

дует обратить особое внимание на личные качества усыновителя, а также на характер сложившихся взаимоотношений между ребенком и возможным усыновителем, тем более что в своем заключении орган опеки и попечительства указывает на факт личного общения усыновителя с усыновляемым ребенком. При решении конкретных вопросов по усыновлению органу опеки и попечительства предоставляется право свободного усмотрения, что в конечном итоге не вполне отвечает интересам детей. Изучение материалов практики свидетельствует о фактах злоупотребления правом свободного усмотрения. В частности, отсутствует полнота заполнения личных дел и анкет на детей; не принимаются меры по устройству детей в российские семьи; вносятся искаженные сведения о потенциальных усыновителях.

Не всегда региональными операторами проводятся проверки соблюдения органами опеки и попечительства требований законодательства о соблюдении сроков и порядка передачи информации о детях в региональный банк, о ведении учета таких детей и граждан, желающих взять детей на воспитание в семью. Нарушаются правила оформления направлений на посещение детей.

Вопреки установленному ст. 11 ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» запрету, региональными операторами неоднократно принимались решения о предоставлении иностранным гражданам конфиденциальных сведений о детях, а затем и направлений на их посещение при отсутствии в анкетах и других документах исчерпывающей, не вызывающей сомнения информации о мерах по устройству ребенка в семьи граждан РФ, а также информации о самих кандидатах.1 Такие факты имели место в Приморском крае.

Статистические данные свидетельствуют о преимущественном устройстве детей в порядке опеки и попечительства. Институт усыновления детей российскими гражданами остается менее востребованным, чем опека.

Т аблица 2

Усыновление и опека детей2

Регионы Усыновление российскими гражданами Опека

2004 г.

1. Тверская область 1З2 915

2. Приморский край 88 1211

3. Еврейская АО 10 180

4. Санкт-Петербург 154 1702

5. Челябинская область 156 18З0

6. Костромская область 5З 264

7. Астраханская область 78 551

8. Мурманская область 50 576

9. В целом по стране 691З 8044З

1 Вестник образования. 2002. № 16. С. 12.

2 Таблица составлена автором по материалам справки об исполнении законодательства при усыновлении.

Н. С. Шерстнева

Материальное стимулирование воспитания детей-сирот явилось также одной из важнейших составляющих выбора между усыновлением и иными формами семейного воспитания, поскольку в ряде регионов финансовое положение многих семей не позволяет усыновить ребенка. К примеру, в Тверской области каждая пятая семья имеет среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума, то есть находится за чертой бедности.

Существенный дефицит усыновителей из числа российских граждан обусловлен также отсутствием действенных мер по поддержке национального усыновления. Российские граждане могут рассчитывать только на содействие информационно-консультационного характера, в то время как приемные семьи и семьи с опекаемыми получают реальную социально-экономическую помощь в виде предоставления различного рода льгот, в частности бесплатных путевок на оздоровление, льгот по оплате содержания детей в дошкольных учреждениях, а также ежемесячных денежных пособий. Например, в Приморском крае оно составляет около 3000 рублей, в Тверской области — 2613 рублей.

В связи с нежеланием российских граждан усыновлять детей и ежегодным ростом сиротства в регионах страны органы законодательной и исполнительной власти принимают меры по стимулированию семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, в ряде регионов: установлено единовременное пособие при усыновлении ребенка российскими гражданами; интенсивно создаются приемные семьи; проводятся акции по вручению материальной помощи каждому опекаемому ребенку; обеспечивается бесплатное посещение дошкольных образовательных учреждений; выпускникам 11-х классов школ, находящимся под попечительством граждан, выплачивается единовременная материальная помощь; образована льготная очередь на предоставление жилья детям, находящимся под опекой.

В ряде городов широко используются средства массовой информации для информирования населения о детях, нуждающихся в устройстве в семью.

Серьезной проблемой, которая способствует увеличению усыновлений иностранными гражданами, является организация отдыха за рубежом детей, воспитанников сиротских учреждений. Установлено, что наряду с экскурсионными турами, направленными на расширение кругозора несовершеннолетних, организовывались поездки, основной целью которых являлось знакомство детей с иностранными усыновителями. Инициаторами указанных поездок являлись иностранные некоммерческие организации, а финансирование осуществлялось за счет принимающей стороны.

В результате подавляющее большинство детей, съездивших в США в 2003 году (42 из 51), в дальнейшем на основании вступивших в законную силу решений суда были усыновлены иностранными гражданами, в семьях которых они проживали во время поездок (по материалам практики Приморского края, 2004 г.).

Аналогичная практика наблюдается в Свердловской области (г. Алапаевск, Ирбит, п. Верхняя Синячиха); в Красноярском крае, в Пермской, Псковской, Владимирской, Ивановской областях.

-Ф-

132

Вопросы правоприменительной практики (DE LEGE LATA)

-Ф-

Подобные действия противоречат установленной процедуре усыновления иностранными гражданами, и их можно рассматривать как посредническую деятельность, запрещенную семейным законодательством Российской Федерации.

Для усыновления ребенка, имеющего родителей, не лишенных родительских прав, обязательно письменное согласие последних. В интересах детей усыновление в виде исключения допускается без согласия родителей, если будет установлено, что последние не намерены лично воспитывать ребенка. Поэтому в ст. 130 СК РФ указывается, что такое усыновление (без согласия родителей) допускается, если будет установлено, что уклоняющийся родитель более шести месяцев не проживает совместно с ребенком и, несмотря на предупреждение органов опеки и попечительства, не принимает участия в содержании или воспитании ребенка и не проявляет в отношении ребенка родительского внимания и заботы; не требуется согласия родителей, если они неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими, недееспособными, лишены родительских прав.

Надо полагать, что в интересах ребенка целесообразно производить усыновление без согласия родителей, страдающих психическими заболеваниями, которые по заключению врачебной комиссии не могут быть вылечены.

Ребенок, помещенный в детское учреждение, может быть усыновлен с согласия администрации детского учреждения. Было бы желательно при поступлении ребенка выявлять у родителей согласие на его усыновление в будущем, что создаст условия для возможного последующего оформления усыновления ребенка. Такое согласие может до принятия решения об усыновлении в любое время быть отозвано родителями, изменившими свое отношение к возможности усыновления их ребенка.

Законодательно разрешен ранее не урегулированный вопрос о том, вправе ли давать согласие на усыновление одинокая мать несовершеннолетнего возраста. В научной литературе возможность получения такого согласия ставилась в зависимость от достижения матерью совершеннолетия.1 Предложенный путь решения вопроса был воспринят законодателем частично. В соответствии со ст. 129 СК РФ при усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, необходимо также согласие их родителей или опекунов (попечителей), а при отсутствии родителей или опекунов (попечителей) — согласие органа опеки и попечительства. Из содержания приведенной нормы видно, что несовершеннолетние родители находятся как бы под контролем своих родителей, опекунов (попечителей), либо органов опеки и попечительства. Это и понятно. В несовершеннолетнем возрасте согласие может быть дано под влиянием со стороны других лиц; женщина может не осознавать до конца, правильно не оценивать характера своих действий. Кроме того, законодатель относит несовершеннолетних к числу лиц, не обладающих правом быть усыновителем. Отсюда — вряд ли было бы правильным придавать юридическое значение согласию несовершеннолетней матери. Усыновление может быть произведено только с со-

1 Пергамент А. И. Опека и попечительство. М., 1966. С. 95.

Н. С. Шерстнева

гласия детских учреждений в тех случаях, когда родители, сдав ребенка в детское учреждение, несмотря на предупреждение органов опеки и попечительства, не проявляют в отношении ребенка родительского внимания и заботы.

Законодатель говорит о родителях, уклоняющихся от воспитания ребенка, не проявляющих в отношении ребенка родительского внимания и заботы, не делая при этом исключения для одинокой матери. В истории науки семейного права этот вопрос вызывал различные суждения. К. Колибаб писал, что усыновление ребенка одинокой матери без ее согласия, когда ребенок содержится и воспитывается в детском учреждении, не только грубо нарушает родительские права одинокой матери, но и извращает смысл Указа от 8 июля 1944 г., направленного именно на защиту родительских прав и оказание всесторонней помощи матерям в воспитании и содержании детей.1

Такой вывод не соответствует общей линии нашего законодательства, всемерно охраняющего права и интересы ребенка. Исходя из действующего Семейного кодекса, родитель утрачивает родительские права не только в случаях ненадлежащего выполнения своих обязанностей, но и в случае уклонения от осуществления родительских прав. Родительские права — это особые личные права, осуществлять которые родители обязаны в интересах детей и под контролем государства.

Когда родители уклоняются от участия в воспитании ребенка, они фактически утрачивают свои права по отношению к ребенку, так как уклонение от осуществления этих прав служит основанием для того, чтобы не считаться с волей родителя при решении вопросов об усыновлении ребенка. В данном случае законодатель, определяя судьбу ребенка, первостепенное, приоритетное место отводит его интересам.

В соответствии со статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа местного самоуправления.

При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора о принятых мерах, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом местного самоуправления акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

В соответствии со статьей 141 Семейного кодекса Российской Федерации усыновление (удочерение) ребенка может быть отменено в случаях, если усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них обязанностей родителей,

1 Колибаб К. Усилить охрану прав родителей и усыновителей II Советская юстиция. 1957. № 8.

С. 87.

134

злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с усыновленным ребенком, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией.

Препятствием к усыновлению служит неполучение согласия ребенка, достигшего 10-летнего возраста. В законе не указывается, в какой форме должно быть выражено это согласие. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо выяснять действительные отношения между будущим усыновителем и ребенком. Согласие на усыновление ребенка, достигшего 10-летнего возраста, не должно носить характера формальной подписки ребенка. При усыновлении такого ребенка учитывается его воля, последняя имеет юридическое значение. По КЗоБСО РСФСР 1926 г., получение согласия усыновляемого, достигшего 10 лет, было необходимо во всех случаях. Правила статьи носили безусловный характер.

В соответствии с ч. 2 ст. 103 КоБС РСФСР усыновление возможно было без получения согласия усыновляемого, если последний проживал в семье усыновителя и считал его своим родителем. В п. 2 ст. 132 СК РФ предусмотрено, что усыновление без согласия 10-летнего ребенка допускается только в порядке исключения.

Закон предусматривает, что при усыновлении лицом, состоящим в браке, если ребенок не усыновляется обоими супругами, требуется согласие супруга усыновителя на усыновление (ст. 133 СК РФ). Этим правилом преследуется цель обеспечения ребенку благоприятных условий в семье.

Долгое время обсуждался вопрос о необходимости установить разницу в возрасте между усыновителем и усыновленным ребенком.1 Большинство высказанных точек зрения сводились к одному: в интересах ребенка следует законодательно определить возрастную разницу. Уже в 60—70-е годы XX века этот вопрос был решен в БССР — разница должна быть не менее 10 лет; по кодексу АзербССР — 18 лет. В России такая разница введена только Семейным кодексом 1996 г. Она равна 16 годам. Надо полагать, что закрепленные в ст. 1 СК РФ принципы приоритетности защиты прав и интересов детей, приоритета семейного воспитания ребенка вызвали неизбежность решения вопроса в пользу несовершеннолетних детей. Следовательно, суд вправе отказать в усыновлении, если последнее, по убеждению суда, не будет отвечать интересам ребенка вследствие неопытности и молодости лица, желающего усыновить ребенка. Правила п. 1 ст. 128 СК РФ носят ситуационный характер. Законодатель исходит из того, что закрепление твердой возрастной разницы между усыновителем и усыновляемым может привести к невозможности использовать усыновление в тех случаях, когда оно необходимо и отвечает интересам ребенка. Так, по причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена. Кроме того, при усыновлении ребенка отчимом (мачехой) наличие разницы в возрасте в 16 лет не требуется (см. ст. 128 СК РФ). Суд вправе отступить от установленной возрастной разницы и в тех случаях, когда признает, что имеются уважительные причины для усыновления ребенка не состоящим в браке лицом при наличии

1 ЮрбургскийЮ. Усыновление по советскому семейному праву II Советская юстиция. 1963. №9 12.

С. 5.

Н. С. Шерстнева

разницы в возрасте между ними менее 16 лет (например, если ребенок привязан к лицу, желающему его усыновить, считает его своим родителем и т. п.).

Таким образом, условия, которые должны быть соблюдены при совершении усыновления, сводятся к тому, чтобы усыновление служило исключительно и максимально интересам детей, их назначение вытекает из самой сущности этого института и обусловлено принципами приоритета семейного воспитания детей и обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних.

Важное значение в обеспечении интересов ребенка придается тайне усыновления. Правила о тайне усыновления впервые включены в семейное законодательство в 1968 г. Запрещено без согласия усыновителей, а в случае их смерти, без согласия органов опеки и попечительства сообщать какие-либо сведения об усыновлении. Это положение распространяется на всех без исключения лиц, которым стало известно о произведенном усыновлении. Согласно ст. 139 СК РФ судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, обязаны сохранять тайну усыновления. «Тайна усыновления охраняется законом» — таков лейтмотив обеспечения прав и интересов детей. По просьбе усыновителя может быть изменена запись о месте рождения ребенка, дата его рождения, но не более чем на три месяца (по КоБС РСФСР 1969 г. было шесть месяцев). Причем изменение даты рождения усыновленного ребенка допускается только при усыновлении ребенка в возрасте до года (ст. 135 СК РФ). Ранее предусматривалась возможность изменения имени ребенка. В действующем Семейном кодексе установлено общее правило: за усыновленным ребенком сохраняются его имя, отчество и фамилия. В отдельных случаях по просьбе усыновителя ребенку присваивается указанное усыновителем имя.

Требования об отмене усыновления предъявляются к усыновителям. Однако в целях обеспечения тайны усыновления было бы целесообразно сделать исключения из этого правила, а именно: иск предъявлять не к самому усыновителю, а к органу опеки и попечительства. В свою очередь орган опеки и попечительства извещает об этом усыновителя. Для обеспечения тайны усыновления следовало бы ограничить возраст усыновителей 60-ю годами, ибо, становясь старше, усыновленный интересуется большой разницей в возрасте между собой и усыновителем. В некоторых случаях это может привести к конфликтам.

В вопросах усыновления семейное законодательство исходит из того, что включение усыновленного в семью усыновителя приводит к возникновению всех прав и обязанностей, вытекающих из естественного родства. В основе усыновления лежит юридический акт, влекущий возникновение правового отношения между усыновителем и усыновленным. Однако такой акт не направлен на установление родства,1 ибо последнее имеет в своей основе факт происхождения. Полное приравнивание усыновленных к родственникам усыновителя свидетельствует о сосредоточении всех прав и обязанностей усыновленного с одновременным пре-

1 В науке семейного права высказывалось противоположное мнение. См.: ВеберсЯ. Р. Сущность и правовые последствия усыновления. II Правовые вопросы семьи и воспитания детей. М., 1968. С. 117.

136

кращением прав и обязанностей усыновленного не только по отношению к его родителям, но и ко всем другим его родственникам. Имевшаяся ранее в законе раздвоенность прав и обязанностей усыновленного между его прошлой семьей и семьей усыновителя не отвечала интересам ребенка.

В настоящее время сохранение прав и обязанностей с родителем противоположного пола или с родственниками умершего родителя возможно только в тех случаях, когда усыновление ребенка производится одним лицом и когда это необходимо для обеспечения интересов ребенка (например, при усыновлении ребенка отчимом или мачехой). Поэтому правила ст. 137 СК РФ следует рассматривать как существенную форму выражения принципов приоритетности прав и интересов детей. Коль скоро усыновленный в семье усыновителя занимает такое же положение, как и его родной ребенок, недопустимо заключение брака между усыновителями и усыновленными. Вместе с тем, запрещая браки между полнородными и неполнородными братьями и сестрами, законодатель ничего не говорит об их браках с усыновленными. Выходит, что такие браки допустимы. Однако это положение противоречит нравственным принципам семьи. Поэтому необходимо ст. 14 СК РФ дополнить указанием на то, что браки между усыновленными и родными детьми усыновителя не допускаются. Это правило будет способствовать укреплению родственных отношений в семье: родные дети усыновителя и усыновленные воспитываются так, что у них не должно возникать мыслей об иных, кроме братских, отношений между ними, что в конечном итоге ведет к обеспечению приоритета интересов детей.

Таким образом, институт усыновления соответствует общему направлению нашего семейного законодательства, в котором принципы приоритетного семейного воспитания детей и приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних отчетливо выражены.

Анализ норм Семейного кодекса показывает, что права, предоставленные законом родителям, опекунам и попечителям, усыновителям, непосредственно связываются с интересами детей.

В. В. Степанов*

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА НОРМ О МАЛОЗНАЧИТЕЛЬНОСТИ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Норма о малозначительности правонарушения призвана не допустить превращения формальной определенности закона в формализм в его негативном понимании, т. е. ситуации, при которой абстрактный характер норм права не по-

*Ассистент кафедры уголовного права и прокурорского надзора юридического факультета Пермского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.