Научная статья на тему 'ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ'

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
191
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
природа / страхование / полиция / выплата / компенсация / правоотношение / институт. / nature / insurance / police / payment / compensation / legal relationship / institution.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Эдуардович Павлов

На основе анализа действующего гражданско-правового законодательства приводится ряд особенностей рассматриваемого вида страхования, а также делается акцент на имеющиеся проблемы при его осуществлении: индексация размера страховых выплат; отсутствие разумного срока для отбора страховщика; многочисленные судебные споры по требованию выплат неустойки. Автор приходит к выводу о необходимости внесения изменений в действующее законодательство и вносит соответствующие предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сергей Эдуардович Павлов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL NATURE OF COMPULSORY STATE LIFE AND HEALTH INSURANCE FOR POLICE OFFICERS

Based on the analysis of current civil law legislation, a number of features of the considered type of insurance are given, and an emphasis is placed on the existing problems in its implementation: indexation of the amount of insurance payments; no reasonable time limit for the selection of the insurer; numerous lawsuits on the claim for payment of penalties. The author comes to the conclusion that it is necessary to make changes to the current legislation and makes relevant proposals.

Текст научной работы на тему «ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ»

УДК 347 ББК 67.404

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10220 © С.Э. Павлов, 2019

Научная специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Сергей Эдуардович Павлов,

старший инспектор отделения по Ленинградской области 3 отдела управления по работе с личным составом Главного управления МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, адъюнкт кафедры гражданского права и гражданского процесса Санкт-Петербургский университет МВД России (191015, Санкт-Петербург, пр. Суворовский, д. 50/52) E-mail: Pavlov.serg30@yandex.ru

Научный руководитель: А.А. Молчанов, профессор кафедры гражданского права и гражданского процесса Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор

Аннотация. На основе анализа действующего гражданско-правового законодательства приводится ряд особенностей рассматриваемого вида страхования, а также делается акцент на имеющиеся проблемы при его осуществлении: индексация размера страховых выплат; отсутствие разумного срока для отбора страховщика; многочисленные судебные споры по требованию выплат неустойки. Автор приходит к выводу о необходимости внесения изменений в действующее законодательство и вносит соответствующие предложения.

Ключевые слова: природа, страхование, полиция, выплата, компенсация, правоотношение, институт.

THE LEGAL NATURE OF COMPULSORY STATE LIFE AND HEALTH INSURANCE FOR POLICE OFFICERS

Sergey E. Pavlov,

Senior Inspector of the Leningrad Region Office of the third department of the Department for work with personnel of the Main directorate of the Ministry of internal affairs of Russia for Saint-Petersburg and the Leningrad region,

Adjunct of the civil law and civil procedure pulpit Saint-Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia (195176, Saint-Petersburg, pr. Suvorovskiy, d. 50/52)

Abstract. Based on the analysis of current civil law legislation, a number of features of the considered type of insurance are given, and an emphasis is placed on the existing problems in its implementation: indexation of the amount of insurance payments; no reasonable time limit for the selection of the insurer; numerous lawsuits on the claim for payment of penalties. The author comes to the conclusion that it is necessary to make changes to the current legislation and makes relevant proposals.

Keywords: nature, insurance, police, payment, compensation, legal relationship, institution.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Павлов С.Э. Юридическая природа обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников полиции. Вестник экономической безопасности. 2019;(4):87-92.

Обязательное государственное страхование является формой государственной защиты, выражающейся в возмещении понесенного ущерба, связанного с причинением вреда жизни и здоровью особой категории граждан. Сотрудники полиции, основными задачами которых являются борьба с преступностью, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, отнесены к особой категории граждан, в

связи с чем, наделены правом на указанную выше защиту.

Стоит сказать, что обязательное государственное страхование жизни и здоровья осуществляется независимо от того, наступил страховой случай в военное время, либо в мирное. Иными словами, обязательное государственное страхование будет распространяться на сотрудника полиции независимо от того, выполнял ли он возложен-

ные на него оперативно-служебные задачи или нет.

Несмотря на то, что в большинстве своем в системе МВД России наличествуют административно-властные отношения, осуществление обязательного государственного страхования строится на гражданско-правовых началах, в связи с чем, исследование юридической природы обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников полиции на сегодняшний день носит актуальный характер.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N° 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» (далее ФЗ № 52-ФЗ), объектами рассматриваемого вида страхования являются жизнь и здоровье застрахованного лица.

Сам термин «обязательное государственное страхование» обуславливает нам ряд особенностей данного вида страхования, из которых следует, что оно: 1) «обязательное», т.е. основывается на императивной законодательной норме, закрепляющей обязанность того или иного субъекта гражданского права (страхователя) его осуществить (ст. 935 ГК РФ). Так, в отношении сотрудников полиции данная обязанность отнесена к Министерству внутренних дел РФ (страхователь); 2) «государственное», т.е. финансирование осуществляется за счет бюджетных ассигнований (абз. 2 п. 1 ст. 969 ГК РФ). Данный этап реализуется посредством перечисления денежных сумм из средств федерального бюджета на лицевые счета МВД России для оплаты услуги по страхованию страховщику; 3) «страхование», т.е. основывается на построении страховых отношений, осуществляемых в соответствии с законодательством о страховании. Обязательное государственное страхование осуществляется на основании законов о таком страховании (применительно к теме исследования — ФЗ № 52-ФЗ), а также договоров страхования. Однако, по организационному смыслу, закон в большей мере относится к страховате-

лю (МВД России), нежели к страховщику. Данное суждение исходит из того, что закон накладывает на МВД России прямую обязанность это страхование осуществить, а к страховщику, нормы, регулирующие обязательное государственное страхование, будут отнесены только в том случае, если страховая компания заключит с МВД России договор на осуществление страхования. В связи с этим, следует заключить, что заключение договора обязательного государственного страхования выступает основополагающим основанием возникновения отношений между МВД России и страховщиком. В связи с тем, что данный вид страхования финансируется за счет средств федерального бюджета, отбор страховых компаний реализуется посредством проведения, как правило, открытого конкурса (в исключительных случаях может проводится закупка у единственного поставщика, пример ООО СК «ВТБ Страхование — 2018 год), в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». По завершению отбора страховой компании, осуществляется заключение договора обязательного государственного страхования жизни и здоровья.

Важно заметить, что договор, заключаемый между МВД России и страховой компанией должен соответствовать Типовому договору обязательного государственного страхования, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2014 г. № 169 «Об утверждении Типового договора обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с ФЗ № 52-ФЗ». Договор обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников полиции является реальным, возмездным, взаимным, рисковым, а также заключается в пользу третьего лица (выгодоприобретателя) [1, с. 88]. Форма договора обязательного государственного страхования письменная. Данный договор составляется в двух экземплярах, подписывается представителями сторон на основании доверенности, а также при заключении подтверждается печатями.

Срок договора обязательного государственного страхования императивно закреплен в ч. 2 ст. 6 ФЗ № 52-ФЗ и должен быть заключен не менее,

чем на один календарный год. Так, в соответствии с договором обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников полиции от 08.10.2018 № 89, страховщиком по оказанию указанных страховых услуг выступает ООО СК «ВТБ Страхование».

К числу выгодоприобретателей, законодатель относит сотрудников полиции, лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел (застрахованные лица) и их близких родственников.

В соответствии со ст. 4 ФЗ № 52-ФЗ, к основным страховым случаям по рассматриваемому нами виду страхования относятся: 1) гибель (смерть) застрахованного лица; 2) получение застрахованным лицом увечья (ранения, травмы, контузии); 3) установление застрахованному лицу инвалидности.

В случае получения сотрудником полиции увечья (ранения, травмы, контузии), он обязан в кратчайшие сроки доложить об этом непосредственному руководителю, а также в дежурную часть того подразделения органов внутренних дел, в котором проходит службу.

В соответствии с п. 4 раздела 2 приказа МВД России от 9 октября 2012 г. № 924 «Об утверждении инструкции об организации работы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих внутренних войск МВД России, граждан, призванных на военные сборы во внутренние войска МВД России» (далее Инструкция), кадровые подразделения территориального органа МВД России в десятидневный срок проводят проверку по факту получения сотрудником полиции увечья (ранения, травмы, контузии).

В зависимости от степени тяжести полученного увечья (ранения, травмы, контузии), сотрудник полиции направляется в больницу, либо в травматологический пункт для получения первой медицинской помощи, а также документальной фиксации произошедшего. По завершению данного этапа, сотруднику полиции необходимо обратиться в ведомственную поликлинику МВД России [2, с. 64]. Обращение сотрудника полиции в данное учреждение необходимо для прохождения дальнейшего обследования, а также получения листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности.

По завершению периода временной нетрудоспособности, сотрудник полиции направляется на военно-врачебную комиссию. В соответствии с п. 10 раздела III Инструкции, военно-медицинские учреждения по месту службы (военной службы) застрахованного лица, выгодоприобретателя по обязательному государственному страхованию обязаны оказывать содействие в истребовании и оформлении документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм. Именно сведения, указанные в справке ВВК будут отражать факт наступления страхового случая, либо его отсутствия.

Помимо направления на ВВК, сотруднику полиции кадровое подразделение выдает следующие документы: заключение проверки по факту получения сотрудником полиции увечья (ранения, травмы, контузии); справку об увечье (ранении, травме, контузии); заверенные копии медицинских документов, полученных сотрудником полиции при прохождении обследования и лечения (листок освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности, анализы, справки и т.д.).

По окончании прохождения сотрудником полиции ВВК, получения им справки из данного учреждения, он предоставляет ее в кадровое подразделение, где осуществляется окончательный этап оформления необходимых документов для направления в страховую компанию. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 855 «О мерах по реализации ФЗ № 52-ФЗ», в случае получения застрахованным лицом в период прохождения военной службы увечья (ранения, травмы, контузии) оформляются и направляются в страховую компанию следующие документы: заявление застрахованного лица о выплате страховой суммы; справка кадрового подразделения об обстоятельствах наступления страхового случая; справка ВВК о тяжести увечья (ранения, травмы, контузии), полученного застрахованным лицом. Кадровое подразделение обязано подготовить и оформить весь перечень документов и направить их в страховую компанию в течении 10 дней с момента получения заявления выгодоприобретателя о выплате страховых сумм.

В соответствии с п. 4 ст. 11 ФЗ № 52-ФЗ, страховщик обязан произвести страховую выплату в

15-дневный срок с момента получения необходимых документов для принятия решения об осуществлении страховых выплат. Данное правило действует при наступлении любого страхового случая.

В случае гибели (смерти) застрахованного лица, кадровым подразделением в 10-дневный срок проводится проверка по факту гибели (смерти) сотрудника полиции, а также, в соответствии с п. 4 раздела II Инструкции, устанавливаются обстоятельства произошедшего, выявляется и уведомляется круг лиц (выгодоприобретателей), имеющих право на получение страховых выплат. Пункт 3 ст. 2 ФЗ № 52-ФЗ к числу таковых выгодоприобретателей относит: супругов, родителей (усыновителей), дедушек и бабушек, отчимов и мачех застрахованного лица, его детей, а также подопечных. Для данной категории выгодоприобретателей существуют определенные условия, например, в случае с супругой (супругом), то он (она) должны состоять в зарегистрированном браке на момент наступления страхового случая с застрахованным лицом; бабушки и дедушки будут иметь право стать выгодоприобретателями в случае, если воспитывали и (или) содержали застрахованное лицо не менее трех лет в связи с отсутствием у застрахованного лица родителей; мачехи и отчимы — в случае воспитания и (или) содержания застрахованного лица не менее пяти лет; дети — в случае, если они не достигли совершеннолетия (18 лет), совершеннолетние дети, которые стали инвалидами до достижения ими совершеннолетия, а также совершеннолетние дети до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях [3, с. 119]. Стоит также подчеркнуть, что для подтверждения вышеуказанными лицами свою родственную связь с застрахованным лицом и выступать в качестве выгодоприобретателя, необходимо подтвердить данную действительность юридическим документом, выдаваемом отделением записи актов гражданского состояния.

Так, при установлении круга выгодоприобретателей, в кадровое подразделение ими предоставляются следующие документы: заявление о выплате страховой суммы от каждого выгодоприобретателя (в случае, если имеются несовершеннолетние дети застрахованного лица, то они включаются в заявление одного из супругов, опекуна или попечителя);

копию свидетельства о смерти застрахованного лица; копии документов, удостоверяющих личность выгодоприобретателей; копии документов, подтверждающих родственную связь выгодоприобретателей с застрахованным лицом (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении детей застрахованного лица, копии документов из органа опеки и попечительства и т.д.); справку образовательной организации, об обучении детей застрахованного лица в возрасте от 18 до 23 лет с указанием даты зачисления на обучение; копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности детям застрахованного лица до достижения ими 18-летнего возраста, выданной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы (при наличии таковых).

В свою очередь, кадровое подразделение в 10-дневный срок подготавливает и оформляет следующие документы: справку об обстоятельствах наступления гибели (смерти) застрахованного лица; копию выписки из приказа начальника территориального органа МВД России об исключении застрахованного лица из списков личного состава органов внутренних дел. При получении и оформлении всех документов, кадровое подразделение заверяет все копии, полученные от выгодоприобретателей и направляет их в страховую компанию.

Как правило, установление сотруднику полиции инвалидности носит под собой длящийся характер. На практике, в подобных случаях, лицо проходит длительное обследование и лечение. При выявлении сотрудниками медицинских учреждений факта серьезного заболевания сотрудником полиции и невозможности прохождении им службы в органах внутренних дел в дальнейшем, в территориальный орган направляется письмо с требованием направить данное лицо на прохождение военно-врачебной комиссии. Кадровым подразделением подготавливается направление на ВВК и выдается сотруднику полиции на руки. По окончании прохождения ВВК, получения им соответствующей справки, содержащей сведения и тяжесть его заболевания, сотрудник полиции направляется в учреждение медико-социальной экспертизы (МСЭ). Учреждения МСЭ осуществляют деятельность в сфере установления структуры и степени ограничений жизнедеятельности, группы инвалидности, определения

степени утраты профессиональной трудоспособности и потребностей освидетельствуемых лиц в различных мерах социальной защиты, включая реабилитацию. К их основным функциям относится: проведение медико-социальной экспертизы граждан; разработка индивидуальных программы реабилитации инвалидов; установление факта наличия инвалидности, определение степени утраты профессиональной трудоспособности; определение нуждаемости пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации; участие в разработке программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов. Установление факта наличия инвалидности, а также определения ее группы осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом». Именно справка из этого учреждения будет являться основанием для осуществления страховой выплаты застрахованному лицу.

Помимо данной справки, кадровым подразделением подготавливается и формируется следующий перечень документов: заявление застрахованного лица о выплате страховой суммы вместе с копией документа, удостоверяющего его личность; справка кадрового подразделения об обстоятельствах наступления страхового случая; копия свидетельства о болезни сотрудника полиции или справка ВВК. При подготовке вышеуказанных документов, они направляются в страховую компанию для дальнейшего принятия решения и осуществления страховых выплат.

Стоит указать, что в соответствии с абз. 9 ст. 5 ФЗ № 52-ФЗ, страховые суммы ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции. Однако, имеются случаи, когда вопрос индексации страховых сумм стал предметом судебного разбирательства между бывшим сотрудником полиции и страховщиком. Так, из материалов апелляционного определения Санкт-Петербургского городского суда от 22 марта 2017 г. № 33-5024/2017 следует, что бывший сотрудник полиции (истец), уволенный из органов внутренних дел в 2015 году в связи с болезнью на основании заключения ВВК о негодно-

сти к службе в органах внутренних дел обратился в суд с иском к страховщику, в котором просил взыскать со страховщика страховую выплату в размере 500 000 рублей, проиндексированную в соответствии с законодательством РФ.

В 2016 году ему установлена инвалидность III группы по заболеванию, полученному в период службы. В соответствии с п. 4 ст. 4 ФЗ № 52-ФЗ, данный случай является страховым.

Однако, в суде первой инстанции суд определил выплатить истцу фиксированную сумму без учета индексации.

В апелляционной жалобе истец просит решение изменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное установление судом обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора.

Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований в части индексации суммы страхового возмещения, сославшись на то, что в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 года и на плановый период 2016 и 2017 годов» до 01.01.2018 приостановлено действие абз. 9 п. 2 ст. 5 ФЗ № 52-ФЗ. Исходя из этого, судебная коллегия определила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы — без удовлетворения. Основываясь на данном примере, целесообразно сделать вывод, что истец действовал, исходя из положений ФЗ № 52-ФЗ, в частности — из норм, касающихся порядка индексаций. Однако, анализируя содержание абз. 6 п. 2 ст. 5 ФЗ № 52-ФЗ следует, что в нем отсутствуют положения, указывающие на возможное приостановление индексирования страховых выплат. В связи этим, в целях совершенствования правоприменительной практики, а также толкования норм права, считаем целесообразным внести изменения в абз. 6 п. 2 ст. 5 ФЗ № 52-ФЗ, дополнив начало абзаца следующей формулировкой: «Если иное не предусмотрено Федеральным законом». По нашему мнению, подобная редакция данной нормы уменьшит число судебных разбирательств, касающихся индексирования страховых выплат, а также внесет ясность для правоприменителей, которыми в свою очередь являются сотрудники полиции.

Помимо вышесказанного, очевиден пробел и в иной правоприменительной практике по рассматриваемому виду страхования. Так, существуют прецеденты, когда наступление страховых случаев предшествовали заключению договора на оказание услуг по организации обязательного государственного страхования между МВД России и страховой организацией. Примером данного суждения служит заключенный государственный контракт между МВД России и АО «МАКС» сроком на 1 год на период с 01.01.2017 по 31.12.2017. Пробел заключается в том, что данный контракт был заключен только в июне 2017 года. В связи с этим, выгодоприобретатели не могли получить положенную им страховую выплату в установленные законом сроки. Исходя из этого, по нашему мнению, требуется законодательная корректировка положений, указывающих на установление разумного срока, до которого страхователь обязан организовать отбор страховщика и заключить соответствующий договор.

Одними из самых распространенных судебных разбирательств между выгодоприобретателями и страховщиками выступает требование по начислению неустойки за неправомерный отказ в страховой выплате. В большинстве случаев, истцы требуют выплаты неустойки по завершении 15-дневного срока со дня получения страховщиком соответствующих документов. Однако, из анализа Постановления Конституционного Суда РФ от 26 апреля 2018 г. № 18-П «По делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 11 ФЗ № 52-ФЗ в связи с жалобой гражданина И.В. Матросова» следует, что в случае, если судом будет установлено, что документы, представленные страховщику, подтверждали право на получение страховых сумм до судебного разбирательства, то размер неустойки следует начислять по истечении 15-дневного срока. В случае, если право на выплату страховых сумм появилось в процессе судебного разбирательства (предоставление иных документов выгодоприобретателем, ранее не направлявшихся страховщику), то требовать выплату неустойки возможно только в случае невыплаты страховых сумм по истечении 15-дневного срока со дня судебного решения. По нашему мнению, указанная позиция уменьшит количество судебных разбирательств и ликвидирует

существующие неясности в правоприменительной практике.

Мы приходим к выводу, что обязательное государственное страхование является формой государственной защиты особой категории граждан, к числу которых относятся сотрудники полиции. Страхователь (МВД России) осуществляет финансирование данного страхования, который в свою очередь получает денежные средства из федерального бюджета. Договор обязательного государственного страхования заключается между МВД России и страховщиком, отбираемом по итогам открытого конкурса. Перечень страховых случаев, отнесенных к предмету ведения данного вида страхования различен, в связи с чем и отличается порядок действий самих выгодоприобретателей, так и иных сотрудников полиции, призванных оказывать им содействие. Проведенный анализ позволил нам выделить ряд имеющихся на сегодняшний день проблем при организации обязательного государственного страхования. К таковым следует отнести порядок индексации размера страховых выплат, отсутствие разумного срока отбора страховщика, а также большое количество судебных споров, касающихся требования выплаты неустойки. Исследовав указанные проблемы, нами были выдвинуты предложения по изменению действующего законодательства.

Литература

1. Молчанов А.А., Шубников Ю.Б. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 2 (54).

2. Павлов С.Э. Осуществление обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников полиции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 4 (80).

3. Павлов С.Э. Понятие и основные элементы обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников полиции в системе МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 2 (78).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.