Научная статья на тему 'Юридическая природа наказания, исполняемого в колониях-поселениях'

Юридическая природа наказания, исполняемого в колониях-поселениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
239
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАКАЗАНИЕ / PUNISHMENT / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / DEPRIVATION OF LIBERTY / КОЛОНИЯ-ПОСЕЛЕНИЕ / CORRECTIONAL LABOR SETTLEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каданёва Елена Александровна

В статье автор сопоставляет сущность уголовного наказания в виде лишения свободы на определённый срок и сущность наказания, исполняемого в колонии-поселении как одного из видов исправительных учреждений, предназначенных для отбывания лишения свободы. На основании проведённого анализа автор определяет правовую природу института колоний-поселений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal nature of the punishment, executed in correctional labor settlement

The author compares the essence of criminal punishment of deprivation of liberty for a definite period of time and the nature of punishment, executed in correctional labor settlement, as one of the types of correctional institutions designed to execute deprivation of liberty. Based on the analysis, the author defines the legal nature of the Institute of correctional labor settlement.

Текст научной работы на тему «Юридическая природа наказания, исполняемого в колониях-поселениях»

21. Уголовное право. Общая часть : учебник для вузов / отв. ред. д. ю. н., проф. И. Я. Козаченко и д. ю. н., проф. Г. П. Новоселов. - М.: ИНФРА*М-Норма, 2008.

22. Уголовное право : учебник / под ред. д. ю. н., проф. Н. И. Ветрова, д. ю. н., проф. Ю. И. Ляпунова. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: ИД «Юриспруденция», 2008.

23. Уголовное право России. Части Общая и Особенная : учебник / под ред. А. В. Бриллиантова. - М.: Проспект, 2010.

24. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.

УДК 343.26

Е. А. Каданева ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА НАКАЗАНИЯ, ИСПОЛНЯЕМОГО В КОЛОНИЯХ-ПОСЕЛЕНИЯХ

E. A. Kadaneva LEGAL NATURE OF THE PUNISHMENT, EXECUTED IN CORRECTIONAL LABOR SETTLEMENT

В статье автор сопоставляет сущность уголовного наказания в виде лишения свободы на определённый срок и сущность наказания, исполняемого в колонии-поселении как одного из видов исправительных учреждений, предназначенных для отбывания лишения свободы. На основании проведённого анализа автор определяет правовую природу института колоний-поселений.

The author compares the essence of criminal punishment of deprivation of liberty for a definite period of time and the nature of punishment, executed in correctional labor settlement, as one of the types of correctional institutions designed to execute deprivation of liberty. Based on the analysis, the author defines the legal nature of the Institute of correctional labor settlement.

Ключевые слова: наказание, лишение свободы, колония-поселение.

Key words: punishment, deprivation of liberty, correctional labor settlement.

Действующий УК РФ указывает на то, что колонии-поселения являются исправительными учреждениями, где осуждённые отбывают наказание в виде лишения свободы на определённый срок (ст. 74 УК РФ). По состоянию на 1 марта 2013 г. в 128 колониях-поселениях отбывало наказание 39,2 тыс. человек, что составляет около 5,6 % от количества человек, содержащихся в учреждениях УИС.

Создание колоний-поселений как вида исправительных учреждений (Указом Верховного Совета РСФСР в 1963 г.) стало результатом поиска таких мер воздействия на преступников, которые при достаточно высоком уровне кары, присущем наказанию в виде лишения свободы, не имели бы свойственных ему негативных последствий или были бы минимальными.

Очевидно, что длительная изоляция осуждённых в охраняемых исправительных колониях, вынужденное общение с криминогенной средой не проходят для них бесследно в нравственно-психологическом аспекте. Чем продолжительнее срок отбываемого наказания, тем более глубокими могут быть негативные личностные изменения осуждённого.

Однако ни в настоящее время, ни в обозримом будущем общество не сможет обойтись без применения к человеку, преступившему закон, такой меры наказания, как лишение свободы. Тем актуальнее становится задача нейтрализации негативных последствий лишения свободы или его замена иными, альтернативными уголовно-правовыми мерами. Институт колоний-поселений в решение этой задачи приобретает особо важное значение.

В то же время, несмотря на практическую значимость исправительных учреждений в виде колоний-поселений, в науке уголовного права сравнительно давно обозначена проблема относительно юридической природы института колоний-поселений.

Следует заметить, что в литературе появлялись самые разные суждения на юридическую природу рассматриваемого вида наказания. В частности, А. Е. Наташев и Н. А. Стручков высказались против признания колоний-поселений местами лишения свободы1.

Со всей категоричностью по поводу отнесения колоний-поселений к органам, исполняющим наказание в виде лишения свободы, выразил свою точку зрения А. Е. Наташев, заметив, что в колониях-поселениях, несмотря на их принадлежность к ИТУ, отсутствует основной элемент лишения свободы - изоляция от общества свободных людей. Перевод в колонию-поселение он определил как замену неотбытой части лишения свободы более мягким наказанием: ссылкой со специальным режимом2.

Д. А. Панков характер перевода в колонии-поселения представил несколько иначе, отнеся этот институт к видам досрочного освобождения от наказания в виде лишения свободы3.

Н. Ф. Аблизин и П. Е. Подымов заняли противоположную позицию, утверждая, что правовая природа колоний-поселений и правовые последствия перевода в них осуждённых в корне отличаются от порядка применения и последствий замены лишения свободы более мягкой мерой наказания. Они считали, что осуждённые, переведённые в колонии-поселения, продолжают отбывать наказание, установленное в приговоре суда, т. е. лишение свободы, и речь идёт лишь об изменении условий отбывания этого вида наказания.

Эта позиция нашла свою поддержку у большинства специалистов уголовного и исправительно-трудового права того времени, а также у практических работников4.

Колонии-поселения признавались родственным видом ссылки5. Рядом авторов были высказаны суждения о признании колонии-поселения

1 См.: Наташев А. Е., Стручков Н. А. Основные теории исправительно-трудового права. - М., 1967.

- С. 145.

2 См.: Наташев А. Е. О каре и воспитании // К новой жизни. - 1964. - № 3. - С. 64.

3 См.: Панков Д. А. Совершенствование правовых институтов досрочного освобождения осуждённых - важный стимул их исправления и перевоспитания // Сов. гос-во и право. - 1965. - № 3. -С. 39.

4 См.: Дурдыназаров Т. Исправительно-трудовая колония-поселение как вид ИТУ. - Ашхабад, 1969.

- С. 21.

5 См.: Исправительно-трудовое (уголовно-исполнительное) право : учеб. пособие / под ред. А. В. Маслихина. - Рязань, 1993. - С. 198.

отдельным видом наказания1. Наконец, создание на базе колоний-поселений ссылки и условного осуждения с обязательным привлечением к труду -новый вид наказания, который можно было назвать «обязательное привлечение к труду»2.

Такой широкий спектр точек зрения на юридическую природу колоний-поселений наводит на размышления о том, что признание их в качестве мест лишения свободы действительно нуждается в существенном уточнении.

Вопрос о правовой природе наказания, исполняемого в колониях-поселениях, носит принципиальный характер. От его решения зависит определение путей совершенствования исполнения наказания в колониях-поселениях.

Основным моментом в поиске решения поставленного вопроса выступает анализ сущности лишения свободы и наказания, исполняемого в колониях-поселениях, поскольку выделение своей сущности делает каждый вид наказания самостоятельным правовым явлением, отличным от рядоположенных явлений, прочих видов наказания.

Сущностью лишения свободы является изоляция осуждённого от общества. Из смысла закона вытекает, что сущностью наказания, исполняемого в колониях-поселениях, которые по УК РФ являются одним из видов исправительных учреждений, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы на определённый срок, также является изоляция осуждённого от общества. Но так ли это?

Авторы, исследовавшие деятельность колоний-поселений, утверждающие, что в этих учреждениях исполняется наказание в виде лишения свободы, подчеркивают, что оно осуществляется в условиях специфического режима «полусвободы», отличного от режима иных видов исправительных колоний. Характеризуя этот режим, они обращают внимание на существенное ослабление изоляции от общества в колониях-поселениях, но которая, как они считают, продолжает сохраняться.

Н. Ф. Аблизин и П. Е. Подымов считают, что отсутствие охраны, свободное передвижение в границах всей территории колонии-поселения, командировки за пределы места лишения свободы в значительной мере ослабляют изоляцию от общества, не исключая её полностью. «Осуждённые отбывают оставшийся срок наказания в колонии со строго ограниченными границами её территории и под постоянным надзором, что характерно для лишения свободы. Изоляция осуждённых в колониях-поселениях как средство достижения предупредительных целей наказания обеспечивается следующими требованиями: 1) в ночное время запрещается передвижение заключённых по территории без особого на то разрешения; 2) не реже одного

1 См.: Горобцов В. Н., Силков В. Е. Юридическая природа наказания, отбываемого в колониях-поселениях // Вопросы совершенствования уголовно-правовых мер борьбы с преступностью. - Свердловск, 1983. - С. 103.

2 См.: Михлин А. С. Проблемы совершенствования системы наказания в советском уголовном праве // Актуальные проблемы уголовного права. - М., 1988. - С. 108.

раза в десять дней в установленные дни и часы заключённые должны являться для регистрации; 3) заключённым запрещается самовольно оставлять территорию колоний-поселений»1.

Данные авторы, говоря об изоляции осуждённых в колониях-поселениях, имеют в виду их изоляцию от общества. Однако с этим мнением нельзя согласиться. Основные положения ст. 129 УИК РФ указывают на то, что в колонии-поселении содержатся осуждённые без охраны, но под надзором администрации, которые могут передвигаться без надзора вне колонии-поселения с разрешения администрации, носить гражданскую одежду, иметь при себе деньги и иные ценности, могут проживать со своими семьями на арендованной или собственной жилой площади на территории колонии-поселения или за её пределами. Приведённые положения действующего уголовно-исполнительного законодательства

свидетельствуют, на наш взгляд, что в законе речь идёт не об изоляции осуждённого от общества, а об изоляции осуждённого от прежнего микросоциального окружения, однако совершенно не отрицается общение со свободными людьми.

Поскольку в колониях-поселениях нет обязательного признака лишения свободы - изоляции от общества, их нередко называют исправительными колониями открытого типа, где осуждённые содержатся без охраны, но под надзором администрации. Территория, как правило, огораживается забором с проходной. В часы от подъёма до отбоя осуждённые пользуются правом свободного передвижения в пределах границ учреждения. За пределами колонии они также могут передвигаться, но с разрешения администрации, если это необходимо по характеру выполняемых ими работ либо в связи с их обучением.

Таким образом, сущностью наказания, исполняемого в колониях-поселениях, следует признать не изоляцию осуждённого от общества, а изоляцию осуждённого от прежнего микросоциального окружения. В этом можно найти сходство с исторически известным в России видом наказания в виде ссылки. В качестве сущностного элемента в наказании в виде ссылки можно выделить удаление лица из прежнего места жительства и поселение его в определённой местности.

Статья 20 Свода законов уголовных 1866 г. издания предусматривала такой вид наказания, как «ссылка на поселение в Сибирь: степень 1. Ссылка на поселение в отдаленнейших местах Сибири; степень 2. Ссылка на поселение в местах Сибири не столь отдалённых» . Разумеется, многое изменилось в обществе с того времени, но основная идея ссылки на поселение осталась прежней: дать возможность осуждённому сохранить полезные социальные связи, не изолировать от общества, а лишь ограничить его передвижение.

1 Аблизин Н. Ф., Подымов П. Е. Исправительно-трудовая колония-поселение. - М., 1967. - С. 41.

2 Свод законов уголовных. Книга первая. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. -СПб., 1866. - С. 5.

Отказ от такого неотъемлемого элемента наказания в виде лишения свободы, как исключение свободного общения, считает Ф. Р. Сундуров, искажает сущность данного наказания1. И. С. Ной указывает, что без установления запрета в отношении контактов осуждённого с внешним миром не может быть и самого понятия лишения свободы2.

Несмотря на то, что лишение свободы обладает высокой эффективностью с точки зрения специального предупреждения, изолированное содержание осуждённого влечёт за собой и ряд негативных последствий, в числе которых отрицательное влияние замкнутой преступной микросреды на осуждённого, прерывание его социально полезных связей и, как следствие, рецидивная преступность.

В предложениях отечественных и зарубежных юристов высказывается мнение, согласно которому чем ниже степень изоляции в учреждении уголовно-исполнительной системы, тем больше шансов уберечь личность от пагубного воздействия пенитенциарной среды и развить социально полезные

3

связи .

Отбывание наказания в колонии-поселении позволяет в некоторой степени исключить указанные негативные последствия лишения свободы. Возможность общения с родственниками, вольными гражданами, распоряжения личным временем, организации своего быта, а также отсутствие охраны и ограждений, свобода передвижения позволяют говорить не о лишении свободы, а о её ограничении.

В отличие от исправительных колоний общего, строгого и особого режимов, имеющих охрану и другие указанные атрибуты мест лишения свободы и поэтому относящихся к учреждениям закрытого типа, колонии-поселения охраны и ряда других атрибутов лишения свободы не имеют и, скорее, ограничивают свободу осуждённого, чем лишают её.

Правовая природа исполняемого в колониях-поселениях наказания не соответствует отнесению их к учреждениям, исполняющим лишение свободы, и это является основным противоречием данного института. В качестве разрешения подобного противоречия наиболее оптимальным представляется закрепление содержания в колонии-поселении в качестве самостоятельного вида наказания.

Проблема, на наш взгляд, также заключается в самом названии данного вида исправительных учреждений: слово «колония» в переводе с латинского буквально означает «поселение». Такое сочетание двух терминов, из которых состоит название рассматриваемого вида исправительных колоний, представляется нам абсурдным, поэтому считаем, что наиболее предпочтительнее признать этот вид исправительных учреждений самостоятельным видом наказания с названием «ссылка на поселение», а

1 См.: Сундуров Ф. Р. Лишение свободы и социально-психологические предпосылки его эффективности. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1980. - С. 27.

2 См.: Ной И. С. Теоретические вопросы лишения свободы. - Саратов, 1965. - С. 57.

3 См.: Титаренко А. П. Правовые и организационные аспекты исполнения наказания в колониях-поселениях : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Краснояск, 2004. - С. 3.

исправительные учреждения, его исполняющие, следует назвать «поселения», т. е. исправительные учреждения открытого типа.

Литература

1. Аблизин Н. Ф., Подымов П. Е. Исправительно-трудовая колония-поселение. -М., 1967.

2. Горобцов В. Н., Силков В. Е. Юридическая природа наказания, отбываемого в колониях-поселениях // Вопросы совершенствования уголовно-правовых мер борьбы с преступностью. - Свердловск, 1983.

3. Дурдыназаров Т. Исправительно-трудовая колония-поселение как вид ИТУ. -Ашхабад, 1969.

4. Исправительно-трудовое (уголовно-исполнительное) право : учеб. пособие / под ред. А. В. Маслихина. - Рязань, 1993.

5. Михлин А. С. Проблемы совершенствования системы наказания в советском уголовном праве // Актуальные проблемы уголовного права. - М., 1988.

6. Наташев А. Е. О каре и воспитании // К новой жизни. - 1964. - № 3.

7. Наташев А. Е., Стручков Н. А. Основные теории исправительно-трудового права. - М., 1967.

8. Ной И. С. Теоретические вопросы лишения свободы. - Саратов, 1965.

9. Панков Д. А. Совершенствование правовых институтов досрочного освобождения осуждённых - важный стимул их исправления и перевоспитания // Сов. гос-во и право. - 1965. - № 3.

10. Свод законов уголовных. Книга первая. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. - СПб., 1866.

11. Сундуров Ф. Р. Лишение свободы и социально-психологические предпосылки его эффективности. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1980.

12. Титаренко А. П. Правовые и организационные аспекты исполнения наказания в колониях-поселениях : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Краснояск, 2004.

УДК 343.85

Е. В. Наумов

О ПОВЫШЕНИИ РОЛИ КОНТРОЛЯ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ РЕЦИДИВА ПРЕСТУПЛЕНИЙ

E. V. Naumov

ABOUT THE ISSUE OF CONTROL IN PREVENTING RECIDIVISM

В статье анализируются точки зрения по вопросу контроля в сфере предупреждения рецидива преступлений. Автор излагает свою позицию по данному вопросу с учётом современных реалий.

This article analyzes the standpoint on the issue of control in preventing recidivism. The author sets out its position on the issue, taking into account today's realities.

Ключевые слова: контроль, рецидив, преступление, осуждённый, международное законодательство.

Key words: control, relapse, crime, convicted, international legislation.

В системе мер предупреждения рецидива преступления особое место занимает создание действенной системы социального сопровождения лиц, отбывших уголовные наказания, в делах обеспечения их

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.