15. Spravka o rabote mirovyh sudej Moskovskoj oblasti za 3 mesyaca 2023 goda // Glavnoe upravlenie po obespecheniyu deyatel'nosti mirovyh sudej Moskovskoj oblasti URL: https://gudms.mosreg.ru/dokumeny (data obrashcheniya: 29.01.2024).
16. Faroi T.V. Institut mirovyh sudej v rossijskoj federacii: problemy i protivorechiya // Pravo i praktika. 2020. №2.
17. Shchedrina Yu.V. K voprosu o sposobah nadeleniya polnomochiyami mirovyh sudej v normotvorcheskoj deyatel'nosti Rossii vo vtoroj polovine XIX nachale XXI veka // Novyj rakurs. 2022. №3.
18. Shcherbinina I.A. Pravovoj status mirovogo sud'i v Rossijskoj Federacii // Forum molodyh uchenyh. 2020. №6 (46).
БАРАНОВ ИЛЬЯ НИКОЛАЕВИЧ - кандидат юридических наук, доцент кафедры правовых дисциплин, Государственный гуманитарно-технологический университет ([email protected]).
BARANOV, ILYA N. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Public Law, State University of Humanities and Technology ([email protected]).
УГОЛОВНОЕ ПРАВО, УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
УДК 343.811 DOI: 10.24412/2411-2275-2024-1-91-97
потехин д.с., беленцова ю.с. юридическая ответственность за передачу запрещенных предметов в учреждениях уголовно-исполнительной системы
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, уголовная ответственность, административная ответственность, изменения в законодательстве, передача запрещенных предметов, средства мобильной связи.
В статье рассматриваются последние изменения, внесённые в уголовное и административное законодательство, направленные на повышение ответственности за передачу и попытки передачи запрещённых предметов осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в учреждениях УИС, в том числе передачи средств мобильной связи. Авторами проведен анализ внесенных в законодательство изменений, дана оценка актуальности и комплексности введения в уголовный кодекс новой статьи, оценена формулировка и степень увеличения штрафа за данные правонарушения в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации. Сделаны выводы по выявленным проблемам и даны рекомендации для внесения изменения в существующие нормативные правовые документы.
POTEKHIN, D.S., BELENTSOVA, Y.S.
LEGAL RESPONSIBILITY FOR THE TRANSFER OF PROHIBITED ITEMS IN INSTITUTIONS OF THE PENAL
ENFORCEMENT SYSTEM
Key words: the penal enforcement system, criminal liability, administrative liability, changes in legislation, transfer of prohibited items, mobile communications.
The article discusses the latest changes made to criminal and administrative legislation aimed at increasing liability for the transfer and attempts to transfer prohibited items to convicted persons, suspects and accused persons in penal institutions, including the transfer of mobile communications equipment. The authors analyzed the changes made to the legislation, assessed the relevance and complexity of the introduction of a new article into the criminal code, assessed the wording and degree of increase in the fine for these offenses in the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation. Conclusions are drawn on the identified problems and recommendations are given for making changes to existing regulatory legal documents.
На современном этапе развития отечественной пенитенциарной системы большое влияние на эффективность и результативность решения служебных задач по обеспечению исполнения установленного порядка отбывания наказания в местах лишения свободы оказывает работа по своевременному выявлению и пресечению проникновения на территорию исправительных учреждений запрещенных предметов. Данная работа, в совокупности с эффективным применением мер воздействия дисциплинарного, административного и уголовного характера, непосредственно способствует сокращению количества каналов проникновения запрещённых предметов на режимную территорию исправительных учреждений и следственных изоляторов. Передача запрещенных предметов лицам, находящимся в местах изоляции, является актуальной проблемой, решение которой возложено на ФСИН России в процессе реализации исполнения наказаний.
Ещё в начале XX века в Российской империи проблема передачи запрещенных предметов находилась в сфере постоянного внимания и освещалась в ежемесячном журнале «Тюремный вестник». К примеру, в одном из номеров была опубликована информация о поступивших в Главное Тюремное Управление сведениях: «Некоторые из защитников, пользуясь разрешённым им в установленном порядке правом свиданий наедине с содержащимися под стражей, передают заключённым и принимают от них для передачи письма и другие недозволенные предметы и таким образом служат посредниками для сношений арестантов с внешним миром» [1]. В данной связи Главным Тюремным Управлением были предложены меры по предупреждению связей арестантов
с внешним миром, в частности, было решено подвергать обыску арестантов до и после свидания с защитником, сообщать прокурору обо всех случаях передачи защитниками запрещенных предметов и не допускать этих адвокатов для свиданий с осужденными в дальнейшем.
Передача, либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или в местах содержания под стражей, представляет собой общественно опасное, противоправное, виновное деяние, посягающее на установленный в указанных учреждениях и местах правопорядок, совершенное физическим лицом, за которое Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации установлена административная ответственность [2, с. 15].
На сегодняшний день проблема передачи запрещенных предметов в уголовно-исполнительной системе является актуальной. Проникновение к осужденным запрещенных предметов непосредственным образом влияет на состояние оперативной обстановки в исправительных учреждениях, причиняет значительный вред правоотношениям, образующимся в процессе исполнения уголовного наказания в местах лишения свободы, в определенной мере дезорганизует работу исправительных колоний, а также может служить дополнительным катализатором совершения новых преступлений и правонарушений [3, 10].
Так, по данным ФСИН России, в учреждениях УИС в 2022 г. изъято в общей сложности 24 674 единицы средств мобильной связи граждан (с учетом ограничений, введенных из-за пандемииCOVID-19). В 2021 г. - 48 255 ед., 2020 г. - 66 355ед., 2019 г.-55 610 ед. За передачу (попытку передачи) подозреваемым, обвиняемым и осужденным средств мобильной связи в 2022 г. задержано 1406 граждан (с учетом ограничений, введенных из-за пандемииСО"УГО-19). В 2021г. - 1616, 2020 г. - 3 349, 2019 г. - 5 212, 2018 г. - 5 649 [4]. Следует учитывать, что официальная статистика может не отражать реального оборота средств мобильной связи в учреждениях УИС, учитывая латентность данного правонарушения, в связи с совершением передачи запрещенных предметов сотрудниками уголовно-исполнительной системы, в том числе при наличии коррупционной составляющей. Так, в 2022 г. за передачу (попытку передачи) подозреваемым, обвиняемым и осужденным было задержано 75 сотрудников учреждений УИС (в 2021 г. - 99, 2020 г. - 227, 2019 г. - 219, 2018 г. - 182) [4].
Что касается ответственности, предусмотренной за пронос запрещенных предметов на территорию учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, то в нашей стране установлена административная и уголовная ответственность за данные деяния. Конкретно за передачу алкогольной продукции и других спиртосодержащих жидкостей, духов, одеколона и иных изделий на спиртовой основе, электронно-вычислительных машин, ножей, опасных бритв, в нашей стране установлена административная ответственность, а за доставку наркотических средств, психотропных веществ, оружия, боеприпасов - уголовная.
Субъектами данных правонарушений выступают, с одной стороны, лица, осуществляющие доставку запрещенных предметов, а с другой - их адресаты, т.е. сами осужденные [5]. В свою очередь, лиц, осуществляющих пронос запрещенных предметов на территорию исправительных учреждений, можно подразделить на несколько категорий.
Во-первых, родственники, друзья, знакомые лиц, содержащихся в местах лишения свободы, которые совершают данные правонарушения, мотивируя свои действия жалостью к осуждённому и желанием ему угодить.
Так, в 2018 году в исправительной колонии №2 УФСИН России по Курской области сотрудниками администрации была предотвращена попытка передачи запрещенных предметов лицами, прибывшими на длительное свидание с осуждённым. В ходе обысковых мероприятий были обнаружены и изъяты 2 свёртка с белым порошкообразным веществом и 8 сигарет, пропитанных неизвестным веществом. В этом же году в исправительной колонии №12 УФСИН России по Вологодской области в ходе досмотра передач сотрудниками исправительного учреждения были обнаружены 55 сим-карт, спрятанных в одноразовые чайные пакетики.
Важно отметить, что, в соответствие с Приказом Министерства юстиции РФ от 4 июля 2022 года №2 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы», данная
категория граждан заранее предупреждается о мерах ответственности за осуществление данных действий [6].
Ко второй категории лиц, осуществляющих пронос запрещенных предметов, можно отнести граждан, которые по тем или иным основаниям имеют право посещать исправительные учреждения: лица, осуществляющие контроль службы сотрудников администрации, представители общественных организаций, представители духовенства, правозащитники и другие. Лица, осуществляющие правозащитную деятельность в отношении подозреваемых, обвиняемых и осужденных, нередко допускают случаи нарушения закона. Некоторые адвокаты вовсе не преданы своей профессиональной деятельности и не дорожат ею. Мотивацией для данной группы лиц, как правило, служит финансовая и личная заинтересованность, толкающая их на совершение преступлений. При встрече с осужденными у них есть преимущество, так как свидания предоставляются наедине, вне пределов слышимости других лиц и без применения технических средств прослушивания.
К третьей группе можно отнести сотрудников уголовно-исполнительной системы и персонал учреждения, которые непосредственно контактируют со спецконтингентом, либо имеют доступ в служебные помещения. Прибывая в местах содержания под стражей или местах лишения свободы, осуждённые стремятся к смягчению режимных требований, улучшению условий отбывания наказания, своего образа жизни, прибегая к различного рода ухищрениям, в том числе вовлекая сотрудников администрации и персонала в свои преступные комбинации. Постоянное общение и взаимодействие сотрудников и персонала с осуждёнными, налаживание неформальных связей и злоупотребление доверием способствуют совершению ими противоправных действий.
К последней группе лиц, имеющих возможность проноса запрещенных предметов на территорию исправительного учреждения, можно отнести осужденных, пользующимися правом бесконвойного передвижения, а также осужденных, задействованных на производственных объектах, расположенных за пределами режимной зоны или возвращающихся из изолятора временного содержания, лечебно-исправительного учреждения, судебных заседаний и т.д. [7].
Как отмечалось выше, физические лица, за исключением должностных лиц, подлежат привлечению к административной ответственности по ст. 19.12 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) за передачу либо попытку передачи запрещенных предметов (за исключением доставки наркотических средств, оружия, боеприпасов). При этом неважен способ их доставки. В прошлом году данная статья предусматривала санкцию в виде штрафа в размере от 3 000 до 5 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения. При этом повторность совершения данного административного правонарушения не предусматривала какого-либо увеличения степени ответственности. В практической деятельности имеются примеры задержания одних и тех же лиц, за неоднократные попытки передачи запрещенных предметов. На наш взгляд, установленная до 2024 года мера ответственности за данное правонарушение обладала низким сдерживающим потенциалом и не соответствовала общественной опасности данного деяния, что, в свою очередь, не обеспечивало правопорядок в местах изоляции, законность и справедливость.
Как известно, нелегальный оборот средств сотовой связи в исправительных учреждениях и следственных изоляторах представляет высокую общественную опасность и напрямую влияет на состояние преступности как внутри учреждений УИС, так и за ее пределами. Помимо совершения мошеннических действий, преступники используют средства мобильной связи для организации других преступлений, например, координация действий преступных групп и сообщников, находящихся на свободе или оказание давления на участников уголовного судопроизводства. Через лицевые счета абонентских номеров сим-карт, находящихся в пользовании спецконтингента, происходит обращение безналичных денежных средств, за счет которых осуществляется пополнение так называемого «общака», обеспечивающее финансовую поддержку уголовно-преступной среды.
По данным государственной статистики, из числа всех преступлений, зарегистрированных в 2022 г. в Российской Федерации (1 966 800), почти каждое четвертое (522 100) было совершено с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (ИТТ, ИТ-преступления). Количество таких преступлений возросло на 0,8% по сравнению с 2021 г. [2] Практически каждое второе ИТ-преступление совершается путем использования средств мобильной связи. По данным
ГИАЦ МВД России, в 2022 г. было совершено 143 986 мошенничеств (ст. 159 УК РФ) с использованием средств мобильной связи. Всего за 7 лет число таких преступлений возросло более чем в 6 раз (2015 г. - 21 562) и имеет тенденцию к дальнейшему росту.
По оценке МВД России, значительная доля «телефонных мошенничеств» совершается лицами, содержащимися в исправительных учреждениях и в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы (УИС). Несмотря на установленный запрет пользования средствами мобильной связи во всех учреждениях УИС, их нелегальный оборот остается по-прежнему высоким [4].
Высокая востребованность средств связи в учреждениях УИС вынуждает криминальную среду применять разнообразные способы их нелегальной доставки. Средства связи передаются сотрудниками УИС, родственниками и другими лицами во время свиданий, посредством сокрытия их ухищренным способом и отправления в посылках и передачах, а также путем перебросов с прилегающих территорий. В условиях совершенствования технических устройств, широкое распространение получило применение беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). В 2022 г. ФСИН России было пресечено 70 попыток использования БПЛА для доставки в исправительные учреждения и следственные изоляторы запрещенных к обороту предметов (преимущественно -средств связи и коммуникаций). В 2021 г. - 96, 2020 г. - 76, 2019 г. - 55. Количество изъятых с БПЛА средств мобильной связи, либо комплектующих к ним в 2022 г., составило 408 ед. [4].
В целях минимизации проникновения запрещенных предметов в учреждения, обеспечивающие изоляцию осужденных, подозреваемых и обвиняемых, совершенствования уголовно-исполнительного законодательства 19 декабря 2023 года принят Федеральный закон № 596-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях».
К условиям, подлежащим изменению, относится увеличение размера административного штрафа, налагаемого за передачу либо попытку передачи лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания и иных местах содержания под стражей, предметов, веществ или продуктов питания, приобретение, хранение или использование которых запрещено законом, в интервале от 5 до 10 тыс. руб. Изменению подлежала ст. 19.12 в рамках нововведенная второй части в которой отдельно закрепили наступление административной ответственности за передачу либо попытку передачи лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания и иных местах содержания под стражей, средств мобильной связи и коммуникации либо комплектующих к ним. Санкция за данное деяние установлена в виде штрафа в размере от 25 до 50 тыс. рублей с конфискацией изъятых предметов.
В современных реалиях внесённые изменения выглядят обоснованно, однако, по нашему мнению, полностью не решают проблемы поступления запрещенных предметов на территорию исправительных учреждений по нескольким причинам.
Во-первых, санкция за передачу или попытку передачи запрещенных предметов хоть и подлежала увеличению, однако в сравнении с доходами от преступной деятельности, данная сумма по-прежнему обладаем низким сдерживающим фактором. Кроме того, внесенные изменения во вторую часть ст.19.12 КоАП РФ касаются только средств мобильной связи и комплектующих к ним, что не влияет на корень существующей проблемы по проникновению других предметов, запрещенных осужденным, подозреваемым, обвиняемым к использованию и приобретению. В данном случае по-прежнему отсутствует прогрессивная система увеличения степени ответственности или вида наказания. То есть, после совершения данного правонарушения и выплаты соответствующего штрафа, следующее максимальное наказание за попытку проноса запрещенных предметов, кроме оружия, наркотических средств и средств коммуникации, в учреждения УИС и места содержания под стражей будет составлять не более 10 тысяч рублей, что не является препятствием для повторного совершения данного правонарушения, а названная сумма может являться существенной для лиц, например, получающих минимальное социальное обеспечение.
Во-вторых, путём введения второй части в ст. 19.12 КоАП РФ увеличилось внимание законодателя к таким запрещенным предметам, как средства мобильной связи и коммуникаций, комплектующих к ним. Штраф, за попытку проноса данных предметов обоснован высокой степенью общественной опасности и последствиями применения осуждёнными средств
мобильной связи. Однако стоит отметить, что при использовании спецконтингентом других запрещенных предметов, таких как, колюще-режущие предметы, алкоголь, горючие и отравляющие вещества, могут наступить последствия, обладающие степенью общественной опасности, не меньшей, чем при использовании средств мобильной связи. Таким образом, наличие у осуждённых запрещённых предметов может поставит под реальную угрозу безопасность не только сотрудников учреждения, персонала и других лиц, но и всего учреждения.
Существенным важным изменением в рассматриваемой тематике является принятие Федерального закона № 597-ФЗ от 19.12.2023 г. «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Данный нормативно-правовой акт ввёл в Уголовный кодекс Российской Федерации статью 321.1, предусматривающую уголовную ответственность за неоднократную передачу лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания и иных местах содержания под стражей, средств мобильной связи и коммуникации либо комплектующих к ним для лиц, ранее подвергнутых административному наказанию по статье 19.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Также в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации были внесены поправки в статьи, касающиеся подсудности уголовных дел и формы предварительного расследования. Таким образом, согласно ст. 31 УПК РФ, уголовные дела по данным преступлениям рассматриваться районными судами, а предварительное расследование, согласно ст. 150 УПК РФ, будет производиться в форме дознания органами внутренних дел или передаваться по указанию прокурора для производства предварительного следствия [8].
Санкцией по рассматриваемой статье уголовного кодекса является штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на тот же срок. Данные изменения поспособствуют снижению нелегального оборота средств связи и интернет - коммуникаций в учреждениях уголовно- исполнительной системы и, как следствие, приведут к снижению числа преступлений, совершаемых с их помощью
[9].
Статья 321.1 УК РФ предусматривает наступление ответственности в отношении лица, подвергнутого административному наказанию да деяние, предусмотренное частью 2 статьи 19.12 КоАП РФ или лица, имеющего судимость за совершение преступления, предусмотренного данной статью. В санкции статьи уголовного кодекса существуют некоторые противоречия, касающиеся субъекта ответственности, так как там идёт упоминание только об осуждённом. Получается, в части диспозиции статьи лицо, подвергнутое административному наказанию по ч.2 ст. 19.12 КоАП РФ является субъектом данного преступления, а по санкции он не привлекается к уголовной ответственности. Данный недочёт в законодательстве является существенной коллизией нормы права. Таким образом, предлагаем разграничить в санкции статьи субъектов и наказание, которое они понесут, для устранения неточностей. Помимо двух вышеперечисленных лиц, считаем целесообразным ввести в диспозицию нормы как субъектов преступления - организатора и пособника, так как их роль в осуществлении преступного умысла является немаловажной.
Кроме того, ставится вопрос о целесообразности данной статьи, так как, во- первых, никто из осуждённых, ранее судимых по этой статье, не будет осуществлять данные действия, найдётся другое лицо. Так же и лицо, привлеченное к ответственности по административному законодательству, не будет рисковать и привлечёт для осуществления преступного умысла третье лицо.
Еще одним элементом, требующим дополнительного разъяснения, является объективная сторона нормы, в которой указывается конкретное действие, влияющее на определение завершенного состава преступления - передача лицу запрещенного предмета. Можно предположить, что при пресечении действий, направленных на передачу мобильных средств связи, без наступления факта получения запрещенного предмета, то есть попытке передачи, лицо не будет привлекаться к уголовной ответственности. Соответственно, для фиксации факта совершения преступления сотрудникам исправительных учреждений необходимо не предпринимать никаких действий для пресечения данного преступления на более ранних стадиях до момента передачи. Следовательно, необходимо внести изменения в формулировку текста
статьи 321.1 УК РФ аналогично ст.19.12 КоАП РФ дополнив слова «передача» словами «либо попытка передачи».
Согласно проведенному исследованию, для полного решения проблемы проникновения запрещенных предметов, внесение последних изменений в российское законодательство не решило существующие проблемы в полном объеме. Целью принятия пакета законопроектов было повешение эффективности оперативно-профилактических мер, направленных на противодействие преступности в сфере ИТ-технологий, снижения нелегального оборота средств связи и коммуникаций в учреждениях УИС, снижение числа преступлений, совершаемых с их помощью. В основном изменения коснулись значительного увеличения штрафных санкций за повторную передачу средств мобильной связи и дополнением Уголовного кодекса Российской Федерации статьёй 321.1, в то время, как за попытку или пронос других запрещенных предметов максимальное увеличение штрафа составило пять тысяч рублей, что в несколько раз меньше, чем штраф за пронос средств мобильной связи.
На основании вышеизложенного, считаем целесообразным: по части 1 статьи 19.12 КоАП РФ разграничить запрещённые предметы на более опасные (колюще-режущие предметы, алкоголь, горючие и отравляющие вещества) и менее опасные (игральные карты, фотоаппараты, кинокамеры), и по этим критериям установить соответствующий штраф; добавить в диспозицию статьи 321.1 УК РФ «попытку»; расширить круг субъектов как правонарушения, так и преступления, добавив «организатора» и «пособника»; разграничить в санкции статьи уголовного кодекса лиц и наказание, которое им может быть назначено; проработать увеличенные меру ответственности за повторную передачу запрещённых предметов по части 1 ст. 19.12 КоАП РФ.
Литература и источники
1. Циркулярное отношение Главного Тюремного Управления от 18 января 1908 г. за №3, на имя Губернаторов, начальников областей и градоначальников - о мерах по предупреждению сношений арестантов, посредством их защитников с внешним миром // Тюремный вестник. 1908. №2. С. 113-189. // Эл. копия: НЭБ [Санкт-Петербург: Гл. тюремное упр.].
2. Зерняева Е.А. Административная ответственность за передачу запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или в местах содержания под стражей. Автореф: дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2003.
3. Исаев С.А. Проблемы противодействия проникновению запрещенных предметов в места лишения свободы // Олимпиада обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний: сборник научных трудов студентов и курсантов Самарского юридического института ФСИН России за 2015-2017 гг. Самара: Самарский юридический институт ФСИН, 2017. С. 17-26.
4. Система обеспечения законодательной деятельности Государственной автоматизированной системы «Законотворчество» (СОЗД ГАС «Законотворчество») / Законопроект №370147-8 // [Электронный ресурс]. - режим доступа https://sozd.duma.gov.ru/bill/370147-8#bh_note (дата обращения: 09.01.2024)
5. Теплоухова С.О. К вопросу об ответственности за доставку запрещенных предметов в учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия: Сборник материалов V Международной научно-практической конференции, Пермь, 04-06 апреля 2018 года. Пермь: Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2018. С. 84-86.
6. Приказ Министерства юстиции РФ от 4 июля 2022 г. N 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы» // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/
7. Гостенков В. В. Современные способы поступления и выявления предметов, запрещённых осужденным к получению, хранению и использованию // Актуальные проблемы публичного права: Сборник научных трудов на II Международной научно-практической конференции, Владимир, 24-25 декабря 2020 года. Вып. 13. Владимир: ООО «Издательство «Шерлок-Пресс», 2021. С. 114-117.
8. Федеральный Закон от 19.12.2023 г. № 597-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации» // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/
9. Заключение Федерального собрания РФ Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству № 3.1-02/5003@ по Федеральному закону «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации», принятому Государственной Думой 12 декабря 2023 года
10. Санташова Л.Л. Основные каналы проникновения запрещенных предметов на режимную территорию исправительного учреждения // Теоретические и практические проблемы развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации и за рубежом: сборник тезисов выступлений и докладов участников Международной научно-практической конференции, Рязань, 28-29 ноября 2018 года. Т. 2. Рязань: Академия права и управления ФСИН, 2018. С. 326-330.
References and Sources
1. Cirkulyarnoe otnoshenie Glavnogo Tyuremnogo Upravleniya ot 18 yanvarya 1908 g. za №3, na imya Gubernatorov, nachal'nikov oblastej i gradonachal'nikov - o merah po preduprezhdeniyu snoshenij arestantov, posredstvom ih zashchitnikov s vneshnim mirom // Tyuremnyj vestnik. 1908. №2. S. 113-189. // El. kopiya: NEB [Sankt-Peterburg: Gl. tyuremnoe upr.].
2. Zernyaeva E.A. Administrativnaya otvetstvennost' za peredachu zapreshchennyh predmetov licam, soderzhashchimsya v uchrezhdeniyah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy ili v mestah soderzhaniya pod strazhej. Avtoref: dis. ... kand. yurid. nauk. Tomsk, 2003.
3. Isaev S.A. Problemy protivodejstviya proniknoveniyu zapreshchennyh predmetov v mesta lisheniya svobody // Olimpiada obuchayushchihsya v federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh organizaciyah Ministerstva yusticii Rossijskoj Federacii i Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij: sbornik nauchnyh trudov studentov i kursantov Samarskogo yuridicheskogo instituta FSIN Rossii za 2015-2017 gg. Samara: Samarskij yuridicheskij institut FSIN, 2017. S. 17-26.
4. Sistema obespecheniya zakonodatel'noj deyatel'nosti Gosudarstvennoj avtomatizirovannoj sistemy «Zakonotvorchestvo» (SOZD GAS «Zakonotvorchestvo») / Zakonoproekt №370147-8 // [Elektronnyj resurs]. - rezhim dostupa https://sozd.duma.gov.rU/bill/370147-8#bh_note (data obrashcheniya: 09.01.2024)
5. Teplouhova S.O. K voprosu ob otvetstvennosti za dostavku zapreshchennyh predmetov v uchrezhdeniya, ispolnyayushchie nakazaniya v vide lisheniya svobody // Penitenciarnaya sistema i obshchestvo: opyt vzaimodejstviya: Sbornik materialov V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Perm', 04-06 aprelya 2018 goda. Perm': Permskij institut Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij, 2018. S. 84-86.
6. Prikaz Ministerstva yusticii RF ot 4 iyulya 2022 g. N 110 «Ob utverzhdenii Pravil vnutrennego rasporyadka sledstvennyh izolyatorov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy, Pravil vnutrennego rasporyadka ispravitel'nyh uchrezhdenij i Pravil vnutrennego rasporyadka ispravitel'nyh centrov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy» // Konsul'tantPlyus: spravochno-pravovaya sistema [Ofic. sajt]. URL: http://www.consultant.ru/
7. Gostenkov V. V. Sovremennye sposoby postupleniya i vyyavleniya predmetov, zapreshchyonnyh osuzhdennym k polucheniyu, hraneniyu i ispol'zovaniyu // Aktual'nye problemy publichnogo prava: Sbornik nauchnyh trudov na II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Vladimir, 24-25 dekabrya 2020 goda. Vyp. 13. Vladimir: OOO «Izdatel'stvo «Sherlok-Press», 2021. S. 114-117.
8. Federal'nyj Zakon ot 19.12.2023 g. N° 597-FZ «O vnesenii izmenenij v Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii i stat'i 31 i 150 Ugolovno-processual'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii» // Konsul'tantPlyus: spravochno-pravovaya sistema [Ofic. sajt]. URL: http://www.consultant.ru/
9. Zaklyuchenie Federal'nogo sobraniya RF Komiteta Soveta Federacii po konstitucionnomu zakonodatel'stvu i gosudarstvennomu stroitel'stvu № 3.1-02/5003@ po Federal'nomu zakonu «O vnesenii izmenenij v Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii i stat'i 31 i 150 Ugolovno- processual'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii», prinyatomu Gosudarstvennoj Dumoj 12 dekabrya 2023 goda
10. Santashova L.L. Osnovnye kanaly proniknoveniya zapreshchennyh predmetov na rezhimnuyu territoriyu ispravitel'nogo uchrezhdeniya // Teoreticheskie i prakticheskie problemy razvitiya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy v Rossijskoj Federacii i za rubezhom: sbornik tezisov vystuplenij i dokladov uchastnikov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Ryazan', 28-29 noyabrya 2018 goda. T. 2. Ryazan': Akademiya prava i upravleniya FSIN, 2018. S. 326-330.
ПОТЕХИН ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ - преподаватель кафедры организации режима и надзора ВЮИ ФСИН России ([email protected])
БЕЛЕНЦОВА ЮЛИЯ СЕРГЕЕВНА - курсант ВЮИ ФСИН России ([email protected]).
POTEKHIN, DMITRY S. - Lecturer at the Department of Regime Organization and Supervision of the Higher Jurisdictional Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia ([email protected]).
BELENTSOVA, YULIA S. - cadet, Higher Jurisdictional Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia ([email protected]).
УДК 343.1 DOI: 10.24412/2411-2275-2024-1-97-102
мусеибов у.а., кузнецова н.а. особенности квалификации незаконного изготовления и оборота порнографических материалов или предметов, совершенного с использованием сети «интернет»
Ключевые слова: квалификация преступлений, информационно-телекоммуникационные сети, порнографические материалы и предметы, незаконное изготовление и оборот, способы совершения преступлений.
Статья посвящена актуальным для правоприменительной практики вопросам квалификации незаконного изготовления и оборота порнографических материалов или предметов, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», в частности, раскрыты уголовно-правовая характеристика и способы совершения данных преступлений. Показано, что само понятие порнографических материалов или предметов в УК РФ не закреплено, как и не принят соответствующий Федеральный закон, непосредственно регламентирующий общественные отношения в сфере изготовления и оборота порнографии. Лишь Закон о защите детей содержит понятие «информации порнографического характера». Особо отмечено то, что при квалификации действий лица, связанных с распространением, публичной демонстрацией или рекламированием порнографических материалов с использованием сети «Интернет», не имеет значения факт их нахождения в свободном доступе на момент совершения указанных деяний.
MUSEIBOV, U.A., KUZNETSOVA, N.A. FEATURES OF THE QUALIFICATION OF THE ILLEGAL MANUFACTURE AND TRAFFICKING OF PORNOGRAPHIC MATERIALS OR OBJECTS COMMITTED USING THE INTERNET
Key words: qualification of crimes, information and telecommunication networks, pornographic materials and objects, illegal manufacture and trafficking, methods of committing crimes.
The article is devoted to issues relevant to law enforcement practice regarding the qualification of the illegal manufacture and trafficking of pornographic materials or objects committed using information and telecommunications networks, including the Internet, in particular, the criminal legal characteristics and methods of committing these crimes are disclosed. It is shown that the very concept of pornographic materials or objects is not enshrined in the Criminal Code of the Russian Federation, nor has the corresponding Federal Law directly regulating public relations in the field of production and circulation of pornography been adopted. Only the Child Protection Law contains the concept of "pornographic information". It is especially noted that when qualifying a person's actions related to the distribution, public demonstration or advertising of pornographic materials using the Internet, the fact that they were in the public domain at the time of the commission of these acts does not matter.
Преступления, совершаемые в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, давно являются реалией современного общества и проникают в различные сферы жизнедеятельности. Согласно статистическим данным в последние годы на территории