Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 19.12 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ'

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 19.12 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
80
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
исправительные учреждения / административное правонарушение / административный штраф / запрещенные предметы / уголовно-исполнительная система / поступление / осужденный / средства связи.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майстренко Г. А.

В статье отмечается, что процесс укрепления правопорядка в исправительных учреждениях невозможен без организации целенаправленной деятельности всех отделов и служб по выявлению и перекрытию каналов поступления осужденным запрещенных предметов. Автор констатирует, что не последнюю роль в повышении эффективности указанной деятельности является совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей юридическую ответственность за передачу или попытку передачи осужденным запрещенных предметов. Несмотря на то, что действующее законодательство идет по пути увеличения суммы административного штрафа за совершения данного правонарушения, практика показывает, что существующих юридических мер недостаточно. В этой связи, статье предпринята попытка обосновать необходимость внесения изменений в ст. 19.12 КоАП РФ, регламентирующую ответственность за передачу или попытку передачи запрещенных предметов осужденным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Майстренко Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 19.12 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -10-153-155 NIION: 2018-0076-10/21-253 MOSURED: 77/27-023-2021-10-452

МАЙСТРЕНКО Григорий Александрович,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний России,

Москва, Россия, e-mail: g.maу[email protected]

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 19.12 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Аннотация. В статье отмечается, что процесс укрепления правопорядка в исправительных учреждениях невозможен без организации целенаправленной деятельности всех отделов и служб по выявлению и перекрытию каналов поступления осужденным запрещенных предметов. Автор констатирует, что не последнюю роль в повышении эффективности указанной деятельности является совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей юридическую ответственность за передачу или попытку передачи осужденным запрещенных предметов. Несмотря на то, что действующее законодательство идет по пути увеличения суммы административного штрафа за совершения данного правонарушения, практика показывает, что существующих юридических мер недостаточно. В этой связи, статье предпринята попытка обосновать необходимость внесения изменений в ст. 19.12 КоАП РФ, регламентирующую ответственность за передачу или попытку передачи запрещенных предметов осужденным.

Ключевые слова: исправительные учреждения, административное правонарушение, административный штраф, запрещенные предметы, уголовно-исполнительная система, поступление, осужденный, средства связи.

MAISTRENKO Grigoriy Aleksandrovich,

PhD in Law,

Senior Researcher of Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

TO THE QUESTION OF THE NEED TO CHANGE ARTICLE 19.12 OF THE RUSSIAN FEDERATION CODE ON ADMINISTRATIVE OFFENSES

Annotation. The process of strengthening law and order in correctional institutions is impossible without the organization of purposeful activities of all departments and services to identify and block the channels of receipt of prohibited items by convicts. An important role in increasing the effectiveness of this activity is the improvement of the regulatory framework regulating legal responsibility for the transfer or attempted transfer of prohibited items to convicts. Despite the fact that the current legislation is on the way to increase the amount of the administrative fine for committing this offense, practice shows that the existing measures are not enough. In this regard, the article attempts to show the need to amend Article 19.12 of the Administrative Code of the Russian Federation, regulating responsibility for the transfer or attempted transfer of prohibited items to convicts.

Key words: correctional institutions, administrative offense, administrative fine, prohibited items, penal enforcement system, admission, convict, means of communication.

На современном этапе развития отечественной уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) проблема поступления запрещенных предметов на режимную территорию на особенно актуальной: более ухищренными становятся способы их доставки осужденным, все больше пенитенциарных преступлений совершается с использованием

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

средств мобильной связи, наркотических средств, алкогольных напитков, что в конечном итоге ставит под угрозу главная цель исполнения наказания в виде лишения свободы - исправление лица, преступившего закон.

В этой связи важное значение приобретает системный анализ факторов, способствующих поступлению в исправительные учреждения

• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

(далее - ИУ) запрещенных предметов, выявление каналов их поступления, организация профилактической работы со всеми участниками уголовно-исполнительных правоотношений. Конечно, в рамках одной статьи не представляется возможным рассмотреть все эти вопросы. Поэтому попытаемся проанализировать практику применения ст. 19.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), устанавливающий административный штраф от трех до пяти тысяч рублей за передачу или попытку передачи осужденным запрещенных предметов [1], и сделать вывод о необходимости внесения изменений в действующее административное законодательство.

В процессе исполнения наказания в виде лишения свободы и содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений сотрудниками ИУ выявляются многочисленные факты нарушений режима, в том числе в виде передачи и попыток передачи лицам, содержащимся в учреждениях УИС, предметов, веществ и продуктов питания, приобретение, хранение или использование которых запрещено законом [5, с. 188].

Ведомственная статистическая отчетность наглядно показывает, что рассматриваемая проблема на протяжении последних пяти лет не теряет своей актуальности. Так, в 2020 г. в исправительных учреждениях изъято денежных средств на общую сумму 178,7 тыс. руб. (2015 г. - 3704,5 тыс. рублей), алкогольных напитков промышленного и кустарного производства - 11402,0 литров (2015 г. - 37735,4 литров), наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов - 17046,4 грамм (2015 г. - 77369,3 грамм), средств связи -18901 единица (2015 г. - 64175 единиц), колюще-режущих предметов - 3334 единицы (2015 г. - 8352 единицы). Несмотря на общую тенденцию снижения количества изымаемых запрещенных предметов, связанную в первую очередь с внедрением в практику современных технических средств их количество остается достаточным. Это относится прежде всего к средствам связи и комплектующим к ним, поскольку с их помощью у осужденных появляется возможность совершать вымогательство, мошеннические действия, координировать деятельность преступных группировок на свободе, что отрицательно сказывается на обеспечении правопорядка в учреждениях УИС, дестабилизирует их деятельность [4, с. 52].

Такой ситуации также способствует противоправное поведение родственников при проведении свиданий и передаче посылок, иных лиц, совершающих противоправные действия за вознаграждение, а также адвокатов. Так, в течение

2020 г. количество лиц, задержанных за совершение административных правонарушений, составило 1443 человека (2015 г. - 7079 человек), из которых 653 человека привлечено к административной ответственности (2015 г. - 5009). Таким образом, процентное соотношение количества задержанных и привлеченных лиц в 2020 и 2015 гг. выглядит 45,3 % и 70,7 %соответственно, что также свидетельствует о слабой работе государственных органов в данном направлении. При этом общая сумма административных штрафов, наложенных на граждан за передачу или попытку передачи запрещенных предметов составила в 2020 г. 2,4 млн. рублей, а средняя сумма штрафа - 3,1 тыс. рублей, то есть практически равнялась низшему пределу, предусмотренному действующим законодательством.

Исходя из того, что рассматриваемое административное правонарушение посягает на порядок управления и нарушает стабильную деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы, целесообразно ужесточить наказание за его совершение, установив в качестве альтернативного наказание в виде административного ареста.

Кроме того, положениями Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» определено, что при наличии достаточных оснований подозревать лиц в попытке проноса запрещенных предметов, веществ и продуктов питания сотрудники мест содержания под стражей вправе производить досмотр их вещей и одежды при входе и выходе с территорий мест содержания под стражей, а также досмотр въезжающих и выезжающих транспортных средств, изъятие предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию подозреваемыми и обвиняемыми [2]. Сокрытие от досмотра или передача подозреваемым и обвиняемым указанных предметов и веществ, а передача им любых предметов, веществ и продуктов питания вопреки установленным правилам влекут за собой ответственность в соответствии с административным и уголовным законодательством. Однако положения административного законодательства содержат исключительно положения, устанавливающие ответственность за передачу либо попытку передачи лицам, содержимся в учреждениях УИС, запрещенных предметов. При этом сотрудники места содержания под стражей в силу объективных причин, не смогут воспрепятствовать данному нарушению законодательства [3, с. 25].

Учитывая вышеизложенное, целесообразно дополнить положения ст. 19.12 КоАП РФ [1] поло-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

жениями, предусматривающими административную ответственность за попытку проноса на территорию учреждений УИС запрещенных предметов.

В заключение отметим, что мы не являемся сторонниками прямого ужесточения законодательства. Однако практика показывает, что вознаграждение за доставку на режимную территорию запрещенных предметов, особенно, средств связи, оплачивается значительно выше, чем размер административного штрафа, что не останавливает лиц, намеревающихся преступить закон.

Список литературы:

[1] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1. Ч. I. Ст. 1 (в ред. Федерального закона от 1 июля 2021 года № 286-ФЗ).

[2] Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 29. Ст. 2759 (в ред. Федерального закона от 26 мая 2021 г. № 154-ФЗ).

[3] Бояринев В.Г. К проблеме обеспечения законности в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Российская юстиция. 2014. № 10. - С. 25-27.

[4] Емельянова А.Г., Теплоухова С.О. К вопросу об ответственности за доставку запрещенных предметов в учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы // Пенитенциарная система и общества: опыт взаимодействия: Сборник материалов IV научно-практической конференции. 04-06 апреля 2017 г. - Пермь:

Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2017. - С. 51-54.

[5] Перминов А.В., Дроздова Е.А. Противоправные действия в исправительных учреждениях ФСИН России и вопросы их профилактики // Социально-политические науки. 2018. № 2. - С. 187-190.

Spisok literatury:

[1] Kodeks Rossijskoj Federacii ob administra-tivnyh pravonarusheniyah ot 30 dekabrya 2001 g. № 195-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 7 yanvarya 2002 g. № 1. CH. I. St. 1 (v red. Federal'nogo zakona ot 1 iyulya 2021 goda № 286-FZ).

[2] Federal'nyj zakon ot 15 iyulya 1995 g. № 103-FZ «O soderzhanii pod strazhej podozrevaemyh i obvinyaemyh v sovershenii prestuplenij» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 17 iyulya 1995 g. № 29. St. 2759 (v red. Federal'nogo zakona ot 26 maya 2021 g. № 154-FZ).

[3] Boyarinev V.G. K probleme obespecheniya zakonnosti v uchrezhdeniyah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy // Rossijskaya yusticiya. 2014. № 10. - S. 25-27.

[4] Emel'yanova A.G., Teplouhova S.O. K voprosu ob otvetstvennosti za dostavku zapresh-chennyh predmetov v uchrezhdeniya, ispolnyayush-chie nakazaniya v vide lisheniya svobody // Peniten-ciarnaya sistema i obshchestva: opyt vzaimodejst-viya: Sbornik materialov IV nauchno-prakticheskoj konferencii. 04-06 aprelya 2017 g. - Perm': Permskij institut Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij, 2017. - S. 51-54.

[5] Perminov A.V., Drozdova E.A. Protivo-pravnye dejstviya v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah FSIN Rossii i voprosy ih profilaktiki // Social'no-polit-icheskie nauki. 2018. № 2. - S. 187-190.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.