УДК 343.8
РО! 10.23672/т9710-1932-6305-и
Астафьев Иван Николаевич
преподаватель
кафедры административного
права и административной деятельности
органов внутренних дел,
Омская академия МВД России
Литвинов Артем Валерьевич
кандидат технических наук, доцент кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях, Омская академия МВД России а^уот_1п [email protected]
Ivan N. Astafiev
Lecturer of the Department of Administrative Law and Administrative Activity internal affairs bodies, Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia [email protected]
Artyom V. Litvinov
Associate Professor of the Department of Activity of Internal Affairs Bodies in Special Conditions, Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia artyom_h [email protected]
Пресечение сотрудниками
подразделения охраны и конвоирования передачи подозреваемым и обвиняемым запрещенных предметов в ходе судебных заседаний
Suppression by employees
of the security unit and escorting the transfer to the suspects and the accused prohibited items during court sessions
Аннотация. Проведенные исследования показали, что административная деятельность сотрудников подразделений охраны и конвоирования предусматривает применение таких мер пресечения передачи запрещенных предметов подозреваемым и обвиняемым в ходе судебных заседаний, как личный досмотр, досмотр вещей, личный обыск. При наличии оснований полагать, что подозреваемые и обвиняемые в ходе судебного заседания получили предметы или вещества, запрещенные к хранению и использованию, следует проводить личный обыск в помещении для содержания подозреваемых и обвиняемых в суде.
Ключевые слова: подозреваемые и обвиняемые, суд, запрещенные предметы, передача, административное пресечение, личный обыск.
Annotation. The conducted studies have shown that the administrative activities of the employees of the security and escort units provide for the use of such measures to prevent the transfer of prohibited items to suspects and accused persons during court sessions as personal search, inspection of things, personal search. If there are grounds to believe that suspects and accused persons received items or substances prohibited for storage and use during the court session, a personal search should be conducted in the premises for the detention of suspects and accused persons in court.
Keywords: suspects and accused, court, prohibited items, transfer, administrative suppression, personal search.
В
ведение.
Передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания, является распространенным административным правонарушением. Так, по данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ в 2019 году по статье 19.12 КоАП РФ всего поступило дел 5949. Подвергнуто наказанию 4467 лиц (в том числе, должностные лица - 6, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица - 1, иные физические лица -4460). Назначены административные наказания: основные (предупреждение (письменное) -2 лица, штраф - 4464 лиц, конфискация - 1 лицо) и дополнительные (конфискация - 2945 лиц) [1]. В таких условиях повышается роль обысков, которые направлены на предупреждение совершения новых преступлений осуждёнными и иными лицами (ч. 1 ст. 1 УИК РФ), а также обеспечение личной безопасности осуждённых и персонала [2; 3]. Процедура личный обыск проводиться проводится в целях: а) обеспечения режима содержания в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних
б) обнаружения и изъятия предметов и документов, которые могут иметь значение для уголовного дела [4; 5].
Наибольшее количество выявленных нарушений приходиться на передачу запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы [6], меньшее -лицам, содержащимся в специальных учреждениях органов внутренних дел Российской Федерации. В тоже время имеются случаи передачи подозреваемым и обвиняемым запрещенных предметов в ходе судебных заседаний.
Обратим внимание на то, что из диспозиции статьи 19.12 КоАП РФ вытекает, что место совершения правонарушения связано с нахождением лиц:
1) в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
2) следственных изоляторах;
3) изоляторах временного содержания;
4) иных местах содержания под стражей.
Однако существует еще ряд мест, где обеспечивается соответствующий режим содержания и необходимо ограничивать возможность поступления запрещенных предметов к задержанным и заключенным под стражу лицам, помещенным в эти места (например, к таким местам могут относиться :
1) специальные помещения для содержания задержанных лиц в территориальных органах внутренних дел;
2) специальные приемники для содержания лиц, подвергнутых административному аресту;
3) центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей;
4) специальные учреждения для временного содержания иностранных граждан;
5) конвойные помещения в судах;
6) транспорт, предназначенный для перемещения задержанных и заключенных под стражу лиц).
Проблемой исследования является вопрос правомерности применения сотрудниками подразделения охраны и конвоирования мер административного пресечения передачи подозреваемым и обвиняемым запрещенных предметов в ходе судебных заседаний, а именно - является ли законным производство личного обыска вне мест содержания под стражей.
Предметом исследования является административная деятельность сотрудников подразделений охраны и конвоирования по пресечению передачи подозреваемым и обвиняемым запрещенных предметов в ходе судебных заседаний.
Результаты исследования.
Необходимость производства личного обыска после участия подозреваемых и обвиняемых в
судебных заседаниях с целью пресечения передачи им запрещенных предметов прокомментируем тремя случаями.
Проведение личного обыска подозреваемых и обвиняемых, в том числе и вне мест содержания под стражей: при приеме подозреваемых и обвиняемых для конвоирования, при проведении следственных действий, а также после заключения под стражу. Однако проведение личного обыска в помещениях суда, в отношении лиц, которым ранее уже была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, после окончания судебного слушания не предусмотрено.
Для рассмотрения вопроса правомерности проведения личного обыска подозреваемых и обвиняемых в помещении для содержания подозреваемых и обвиняемых в суде обратимся к комментариям к статье 19.12. КоАП РФ [7].
Диспозиция ст. 19.12 КоАП РФ является бланкетной и при решении вопроса об административной ответственности правоприменителю необходимо обращаться к подзаконным актам ведомственного уровня.
В комментарии сказано, что Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» определяют места содержания под стражей:
- для осужденных - колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения;
- для подозреваемых и обвиняемых - следственные изоляторы, изоляторы временного содержания (ИВС), гауптвахты, иные помещения, приспособленные для этих целей (например, на морском судне, зимовке).
Обратимся к статье 19 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». При возникновении угрозы жизни и здоровью подозреваемого или обвиняемого либо угрозы совершения преступления против личности со стороны других подозреваемых или обвиняемых сотрудники мест содержания под стражей обязаны незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности подозреваемого или обвиняемого. В том же Федеральном законе Статьей 34 определено, что подозреваемые и обвиняемые находятся в местах содержания под стражей под охраной и надзором и передвигаются по территориям этих мест под конвоем либо в сопровождении сотрудников мест содержания под стражей. В целях осуществления надзора может использоваться аудио- и видеотехника [8].
Выводы.
Проведенные исследования показали, что административная деятельность сотрудников подразделений охраны и конвоирования предусматривает применение таких мер пресечения передачи запрещенных предметов подозреваемым и
обвиняемым в ходе судебных заседаний как личный досмотр, досмотр вещей, личный обыск. При наличии оснований полагать, что подозреваемые и обвиняемые в ходе судебного заседания получили предметы или вещества, запрещенные к хранению и использованию, следует проводить личный обыск в помещении для содержания подозреваемых и обвиняемых в суде. Личный обыск подозреваемых и обвиняемых в суде по возможности следует проводить в присутствии сотрудника, проверяющего наряд. Однако в нормативном акте МВД проведение личного обыска в помещениях суда, в отношении лиц, которым ранее уже была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, после окончания судебного
Литература:
1. Сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Судебная статистика. Данные судебной статистики. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2019 год № 1-АП «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях». URL : http://www.cdep.ru/ (дата обращения 15.06.2021).
2. Павленко А.А. Личные обыски и досмотры осуждённых: правовое регулирование и проблемы привлечения к их осуществлению медицинских работников / А.А. Павленко // Вестник Кузбасского института. 2011. № 1 (4). С. 50-54.
3. Макаров М.И. Некоторые особенности проведения личного обыска и личного досмотра лиц, находящихся под стражей / М.И. Макаров // Успехи современной науки и образования. 2016. № 11. Т. 4. С. 24-26.
4. Сергеев М.В. Вопросы регламентации досмотровых и осмотровых мероприятий, осуществляемых сотрудниками полиции в отношении физических лиц / М.В. Сергеев, О.А. Дизер // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2018. № 3(45). С. 38-45.
5. Мотрович И.Д. Личный досмотр и личный обыск как меры обеспечения личной безопасности сотрудников полиции / И.Д. Мотрович, Н.Л. Васильева // Научный портал МВД России. 2019. № 1(45). С. 94-102.
6. Захаров М.Ю. Проблемные вопросы и аспекты статьи 19.12 КОАП РФ / М.Ю. Захаров, Н.В. Маненков // В сборнике: Юридическая наука и практика. альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России. Самара, 2020. С. 72-75.
7. КоАП РФ с комментариями и изменениями. URL : https://koap-kodeks.ru/st-19.12-koap-rf (дата обращения 15.06.2021).
слушания не предусмотрено. В связи с изложенным, мы полагаем, что с целью обеспечения личной безопасности сотрудников конвойной службы полиции, а также, недопущения членовредительства подозреваемых и обвиняемых существует реальная необходимость расширения полномочий сотрудников данной службы в части предоставления права на проведение личного обыска в конвойных помещениях судов, в указанных выше случаях. В тех случаях, когда один служебный наряд передает подозреваемых и обвиняемых другому служебному наряду, личный обыск подозреваемых и обвиняемых может проводиться без присутствия сотрудника, проверяющего наряд.
Literature:
1. Website of the Judicial Department at the Supreme Court of the Russian Federation. Judicial statistics. Judicial statistics data.Summary statistical data on the activities of federal courts of general jurisdiction and magistrates for 2019 № 1-AP «Report on the work of courts of general jurisdiction on the consideration of cases of administrative offenses». URL : http://www.cdep.ru/ (дата обращения 15.06. 2021).
2. Pavlenko A.A. Personal searches and searches of convicts: legal regulation and problems of attracting medical workers to their implementation / A.A. Pavlenko // Bulletin of the Kuzbass Institute. 2011. № 1(4). P. 50-54.
3. Makarov M.I. Some features of conducting a personal search and personal search of persons in custody / M.I. Makarov // Successes of modern science and education. 2016. № 11. Т. 4. P. 24-26.
4. Sergee M.V. Issues of regulation of inspection and inspection measures carried out by police officers in relation to individuals / M.V. Sergee, O.A. Dizer // Legal science and law enforcement practice. 2018. № 3(45). P. 38-45.
5. Motrovich I.D. Personal search and personal search as measures to ensure the personal safety of police officers / I.D. Motrovich, N.L. Vasilyeva // Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. № 1(45). P. 94-102.
6. Zaharov M.Y. Problematic issues and aspects of Article 19.12 of the Administrative Code of the Russian Federation / M.Y. Zaharov, N.V. Manenkov // In the collection: Legal Science and Practice. almanac of scientific works of the Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. Samara, 2020. P. 72-75.
7. The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses with comments and amendments. URL : https://koap-kodeks.ru/st-19.12-koap-rf (date of application 15.06.2021).
8. Приказ Минюста России от 27.12.2006 № 384 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по обеспечению в соответствии с законодательством российской федерации установленного порядка деятельности судов».
8. Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation № 384 of 27.12.2006 «On approval of the Administrative Regulations for the Performance of the state Function to Ensure the Established Procedure for the Activities of Courts in Accordance with the Legislation of the Russian Federation».