Научная статья на тему 'ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ'

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
юридическая ответственность / государственная служба / закон / норма / государственный служащий / legal responsibility / public service / law / regulation / civil servant

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А В. Козлов

В данной статье рассматривается понятие и сущность юридической ответственности государственных служащих. Особое внимание уделяется различным видам юридической ответственности в системе государственной службы, (дисциплинарная, административная и уголовная ответственность) с учетом особенностей и процедур, применяемых в каждом случае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — А В. Козлов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL RESPONSIBILITY IN THE PUBLIC SERVICE SYSTEM: CONCEPT, TYPES

This article examines the concept and essence of the legal responsibility of civil servants. Special attention is paid to various types of legal liability in the public service system (disciplinary, administrative and criminal liability), taking into account the specifics and procedures applied in each case.

Текст научной работы на тему «ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ»

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

СЛУЖБЫ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ

А.В. Козлов, магистрант

Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-2-201-205

Аннотация. В данной статье рассматривается понятие и сущность юридической ответственности государственных служащих. Особое внимание уделяется различным видам юридической ответственности в системе государственной службы, (дисциплинарная, административная и уголовная ответственность) с учетом особенностей и процедур, применяемых в каждом случае.

Ключевые слова: юридическая ответственность, государственная служба, закон, норма, государственный служащий.

В современных условиях исследования проблем юридической ответственности большое теоретическое и практическое значение приобретает проблематика правовой ответственности государственных гражданских служащих. На сегодняшний день одним из спорных вопросов является вид юридической ответственности, к которому можно привлечь государственных гражданских служащих. Изучение действующего административного законодательства позволяет сделать вывод об отсутствии структурированного и самостоятельно действующего института ответственности гражданских служащих.

В научной литературе под юридической ответственностью понимается закрепляемая в установленных законом рамках обязанность физического или юридического лица претерпевать какие-либо лишения имущественного, личного и организационного характера за содеянное им правонарушение [6, с. 217].

В быту термин «ответственность» отражает неизбежность, обязанность отдавать кому-либо отчет о своих деяниях, поступках, быть ответственным за них [4, с. 49].

Таким образом, можно сказать, что основой юридической ответственности государственных гражданских служащих выступает правонарушение, которое, определяется группой признаков, образующих его структуру, а юридическим основанием - норма права и должный правопримени-

тельный акт, в котором компетентный орган обозначает определенный объем и форму принудительных мер к данному правонарушителю.

Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О системе государственной службы Российской Федерации» в статье 10 дает определение федерального государственного служащего Российской Федерации. Под федеральным государственным служащим считается гражданин, выполняющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное вознаграждение за счет средств федерального бюджета [3].

В качестве основных принципов гражданского государственного служащего, вышеуказанный закон выделяет: наличие российского гражданства, занятие должности государственной службы, исполнение профессиональной служебной деятельности, получение денежного содержания за счет средств федерального бюджета.

Действующее законодательство не содержит принципа ответственности государственных служащих, даже после концепции реформирования системы государственной службы.

Юридическая ответственность в системе государственной службы - это обязанность государственного служащего нести последствия за нарушения законодатель-

ства, нормы этики или инструкции, установленные для исполнения его должностных обязанностей [7, с. 165]. Она представляет собой систему правовых норм и мер юридического принуждения, направленных на обеспечение исполнения государственным служащим своих функций в соответствии с законом и требованиями должности. В системе государственной службы выделяют несколько основных видов юридической ответственности, которые включают в себя:

1. Дисциплинарная ответственность: этот вид ответственности предполагает применение дисциплинарных взысканий к государственным служащим за нарушения трудовой или служебной дисциплины, несоблюдение правил поведения, нарушение должностных обязанностей, провинности или иные действия, несовместимые с их статусом и требованиями закона. Принципы и порядок применения дисциплинарных взысканий в системе государственной службы определяются соответствующим законодательством и правилами служебной деятельности. Вот основные принципы и этапы процедуры рассмотрения дисциплинарных дел в системе государственной службы [8, с. 141]:

1) Принципы применения дисциплинарных взысканий:

- Законность: дисциплинарные взыскания должны основываться на действующем законодательстве и внутренних нормативных актах.

- Объективность: решения о наложении дисциплинарного взыскания должны приниматься на основе объективного анализа фактов и соблюдения процедур.

- Справедливость: решения должны быть справедливыми и соответствовать характеру нарушения и личности государственного служащего.

- Пропорциональность: величина и вид взыскания должны быть пропорциональны характеру и тяжести совершенного нарушения.

2) Порядок рассмотрения дисциплинарных дел:

- Инициирование дела: обычно дисциплинарное дело может быть инициировано

руководителем службы или по жалобе других сотрудников или граждан.

- Проведение расследования: проводится проверка фактов нарушения, собираются доказательства.

- Рассмотрение дела: дисциплинарное дело подлежит рассмотрению комиссией или должностным лицом, уполномоченным принимать решения о наложении взыскания.

- Принятие решения: после рассмотрения дела принимается решение о наличии или отсутствии нарушения, а также типе и размере взыскания.

- Исполнение решения: после вынесения решения она должна быть исполнена в установленные сроки.

3)Особенности процедуры рассмотрения дисциплинарных дел:

- Конфиденциальность: рассмотрение дисциплинарного дела должно проводиться с соблюдением конфиденциальности, чтобы не нарушить права и репутацию государственного служащего.

- Право на защиту: государственному служащему предоставляется право на защиту, включая представление доказательств и аргументов в свою пользу.

- Соблюдение сроков: все этапы процедуры должны проводиться в установленные законом сроки для обеспечения справедливого и эффективного рассмотрения дела. Соблюдение указанных принципов и процедур гарантирует справедливость и эффективность процесса рассмотрения дисциплинарных дел в системе государственной службы [8, с. 142].

2. Административная ответственность: государственные служащие могут быть привлечены к административной ответственности за нарушения административного законодательства в пределах своей служебной компетенции. Нарушения могут включать в себя различные административные правонарушения, за которые предусмотрены штрафные санкции или иные административные взыскания.

Административная ответственность в системе государственной службы - это вид юридической ответственности, предусмотренный для государственных служащих за совершение административных

правонарушений в рамках их служебной деятельности, в соответствии с нормами КоАП РФ [2]. Область применения административной ответственности включает в себя следующие аспекты:

1) Нарушение административного законодательства: государственный служащий может быть привлечен к административной ответственности за нарушение норм административного законодательства при исполнении своих должностных обязанностей.

2) Соблюдение процедур и правил: административная ответственность применяется в случае несоблюдения государственным служащим установленных процедур, правил и инструкций, регулирующих их деятельность.

3) Охрана общественных интересов: целью административной ответственности является защита общественных интересов и обеспечение исполнения государственными служащими своих обязанностей перед обществом.

4) Предотвращение административных правонарушений: применение административной ответственности имеет также профилактический характер, направленный на предотвращение возможных нарушений со стороны государственных служащих.

5) Специфика государственной службы: учитывая особенности работы в государственной службе, административная ответственность регулируется специальными нормами и процедурами, установленными для этой категории работников [5, с. 32].

Таким образом, административная ответственность в системе государственной службы является важным инструментом обеспечения соблюдения законности, норм этики и эффективного исполнения должностных обязанностей государственными служащими.

3. Уголовная ответственность: в случае совершения серьезных преступлений в рамках исполнения государственной службы или связанных с ней, государственные служащие могут быть привлечены к уголовной ответственности согласно уголовному законодательству. Это может включать в себя коррупционные преступ-

ления, злоупотребление властью, преступления против государственной безопасности и т.д. Данные деяния являются преступными и наказываются в соответствии с нормами Уголовного кодекса Российской Федерации [1].

Существует ряд типичных преступлений, которые чаще всего совершаются именно государственными служащими:

1) Коррупция: незаконное получение взяток, растрата средств бюджета, злоупотребление должностными полномочиями для личной выгоды - это типичные виды преступлений среди государственных служащих.

2) Мошенничество: фальсификация документов, уклонение от уплаты налогов, незаконное обогащение путем мошеннических схем - примеры преступлений, которые могут быть совершены государственными служащими.

3) Злоупотребление властью: превышение должностных полномочий, нарушение законов при принятии решений, незаконное преследование граждан - это также распространенные преступления среди лиц, занимающих государственные должности [8, с. 143].

Процесс уголовного преследования государственных служащих, находящихся под подозрением в совершении преступлений, включает следующие этапы:

1) Предварительное расследование проводится полицией или другими правоохранительными органами для сбора доказательств и установления фактов преступления.

2) Обвинительное заключение в случае обнаружения достаточных доказательств преступления, дело передается в суд, где выносится обвинительное заключение.

3) Судебное разбирательство проходит процесс рассмотрения дела в суде, где адвокаты представляют аргументы защиты, а обвинительная сторона доказывает вину обвиняемого.

4) Вынесение приговора после рассмотрения дела суд выносит приговор, который может включать в себя штраф, лишение свободы, или иные виды наказания в зависимости от характера и тяжести преступления. Эти шаги залог для общества того,

что государственные служащие, совершившие преступления, не останутся безнаказанными, и их действия будут оценены в соответствии с законом.

5) Гражданско-правовая ответственность: помимо вышеупомянутых видов ответственности, государственные служащие могут нести и гражданско-правовую ответственность перед государством или третьими лицами за причинение ущерба в результате своих действий или бездействия [5, с. 35].

Каждый из этих видов ответственности имеет свои особенности, процедуры применения и последствия для государственного служащего, их применение регулируется соответствующим законодательством и правилами служебной деятельности.

Поэтому юридическая ответственность в системе государственной службы играет важную роль в поддержании законности, дисциплины и эффективного функционирования государственных органов и организаций. Она способствует поддержанию высоких стандартов профессионализма, этики и ответственности среди государственных служащих.

Данная тема является сложной и многогранной проблемой, требующей внимания и изучения в современной юриспруденции. Юридическая ответственность в системе государственной службы играет ключевую роль в обеспечении законности, эффективности и прозрачности работы государственных структур. Большую роль играет значимость системы юридической ответственности, поскольку юридическая ответственность в государственной службе имеет высокую важность для обеспечения исполнения законов, охраны прав граждан,

предотвращения коррупции и злоупотреблений.

Основополагающими принципами юридической ответственности в государственной службе являются законность, справедливость, пропорциональность и объективность. Соблюдение этих принципов обеспечивает справедливое и эффективное применение ответственности. В системе государственной службы существует административная, дисциплинарная и уголовная ответственность. Каждый вид ответственности предназначен для регулирования определенных сфер правонарушений государственных служащих. Процесс применения юридической ответственности включает в себя расследование фактов, судебное разбирательство, вынесение решений в установленном порядке. Соблюдение процедур очень важно для исключения произвола и обеспечения справедливости. Для снижения случаев нарушений и повышения правосознания сотрудников государственной службы, важно проводить профилактическую работу, обучение правовым аспектам и этике. Гражданское общество имеет важную роль в контроле за деятельностью государственных служащих и применением юридической ответственности. Прозрачность процессов и открытость информации способствуют борьбе с коррупцией и недобросовестностью [9, с. 643].

Таким образом, система юридической ответственности в системе государственной службы - это надежный инструмент обеспечения законности, честности и ответственности государственных служащих перед обществом, что способствует развитию демократии и доверия к государ-

ственным институтам.

Библиографический список

1. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ № 63-Ф3 от 13.06.1996: (в ред. от 29.05.2024) // Собрание законодательства РФ. -1996. - № 25. -Ст. 2954.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон РФ № 195-ФЗ от 30.12.2001 (в ред. от 29.05.2024) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1. - Ст. 1.

3. О системе государственной службе Российской Федерации: Федеральный закон РФ № 58-ФЗ от 27.07.2004 (в ред. от 14.02.2024) // Собрание законодательства РФ. - 2002. -№ 1. - Ст. 1.

4. Аврамчикова, Н.Т. Эффективное государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Н.Т. Аврамчикова, И.П. Рожнов. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 167 с.

5. Буралев Ю.М. Юридическая ответственность государственных служащих, обусловленная оценкой эффективности служебной деятельности / Ю.М. Буралев // Государственная власть и местное самоуправление. - 2019. - №4. - C. 32-36.

6. Васильев, В.П. Государственное и муниципальное управление: учебник и практикум для вузов / В.П. Васильев, Н.Г. Деханова, Ю.А. Холоденко. - 5-е изд., перераб. и доп. -Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 314 с.

7. Листарова П.И. Юридическая ответственность государственных служащих // Вестник науки. - 2023 - № 11 (68). - Т. 4. - С. 164-171.

8. Максимова В.М., Силаева Е.В. Юридическая ответственность государственных сслужащих // MODERN SCIENCE. - 2022. - № 3-1. - С. 141-145.

9. Современная система государственного и муниципального управления: монография / Под редакцией В.И. Голованова. - Москва: МАКС Пресс, 2023. - 840 с.

LEGAL RESPONSIBILITY IN THE PUBLIC SERVICE SYSTEM:

CONCEPT, TYPES

A.V. Kozlov, Graduate Student

St. Petersburg University of Management Technologies and Economics (Russia, St. Petersburg)

Abstract. This article examines the concept and essence of the legal responsibility of civil servants. Special attention is paid to various types of legal liability in the public service system (disciplinary, administrative and criminal liability), taking into account the specifics and procedures applied in each case.

Keywords: legal responsibility, public service, law, regulation, civil servant.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.