Научная статья на тему 'Юридическая ответственность авиаперевозчика по договору воздушной перевозки пассажира и багажа: актуальные вопросы правового регулирования и правоприменения'

Юридическая ответственность авиаперевозчика по договору воздушной перевозки пассажира и багажа: актуальные вопросы правового регулирования и правоприменения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
260
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
авиаперевозка / воздушный транспорт / договор перевозки / пассажир / багаж / ответственность / убытки / air transportation / air transport / contract of carriage / passenger / baggage / liability / losses

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нодари Дарчоевич Эриашвили, Григорий Михайлович Сарбаев, Елисей Сергеевич Рогачев

Рассматриваются общие вопросы ответственности перевозчика при воздушной перевозке пассажира. На примерах из судебной практики раскрываются особенности ответственности авиаперевозчика за утрату и просрочку доставки багажа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Нодари Дарчоевич Эриашвили, Григорий Михайлович Сарбаев, Елисей Сергеевич Рогачев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal liability of an air carrier under an air carriage agreement for passengers and baggage: current issues of legal regulation and law enforcement

The article deals with the general issues of the carrier’s liability in the air transportation of a passenger. Using examples from judicial practice, the peculiarities of the air carrier’s responsibility for the loss and delay of baggage delivery are revealed.

Текст научной работы на тему «Юридическая ответственность авиаперевозчика по договору воздушной перевозки пассажира и багажа: актуальные вопросы правового регулирования и правоприменения»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-262-267 NIION: 2015-0066-5/21-117 MOSURED: 77/27-011-2021-05-316

Юридическая ответственность авиаперевозчика по договору воздушной перевозки пассажира и багажа: актуальные вопросы правового регулирования и правоприменения

Нодари Дарчоевич Эриашвили1, Григорий Михайлович Сарбаев2, Елисей Сергеевич Рогачев3

1 3 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 professor60@mail.ru

2 Greg@zakonoved.com

3 elicey@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются общие вопросы ответственности перевозчика при воздушной перевозке пассажира. На примерах из судебной практики раскрываются особенности ответственности авиаперевозчика за утрату и просрочку доставки багажа.

Ключевые слова: авиаперевозка, воздушный транспорт, договор перевозки, пассажир, багаж, ответственность, убытки

Для цитирования: Эриашвили Н. Д., Сарбаев Г. М., Рогачев Е. С. Юридическая ответственность авиаперевозчика по договору воздушной перевозки пассажира и багажа: актуальные вопросы правового регулирования и правоприменения // Вестник экономической безопасности. 2021. № 5. С. 262-267. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-262-267.

Original article

Legal liability of an air carrier under an air carriage agreement for passengers and baggage: current issues oflegal regulation andlaw enforcement

Nodari D. Eriashvili1, Grigory M. Sarbayev2, Elisey S. Rogachev3

1 3 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Y. Kikot', Moscow, Russian Federation

1 professor60@mail.ru

2 Greg@zakonoved.com

3 elicey@mail.ru

Abstract. The article deals with the general issues of the carrier's liability in the air transportation of a passenger. Using examples from judicial practice, the peculiarities of the air carrier's responsibility for the loss and delay of baggage delivery are revealed.

Keywords: air transportation, air transport, contract of carriage, passenger, baggage, liability, losses For citation: Eriashvili N. D., Sarbayev G. M., Rogachev E. S. Legal liability of an air carrier under an air carriage agreement for passengers and baggage: current issues of legal regulation and law enforcement // Bulletin of economic security. 2021;(5):262-7. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-262-267.

Авиатранспорт признан одним из самых безопас- ] ных видов передвижения, но несмотря на высокую < технологичность, тщательную проверку воздушных ( судов и экипажа перед каждым вылетом, строгий контроль при регистрации пассажиров и багажа, невозможно полностью избежать происшествий и ин-

© Эриашвили Н. Д., Сарбаев Г. М., Рогачев Е. С., 2021

цидентов. Причиной этому служат износ техники, ошибка экипажа, погодные условия, человеческий фактор, в том числе ошибки наземного персонала, терроризм [7, с. 5].

Несмотря на эти неизбежные риски, ежедневно в России и мире заключаются тысячи договоров

перевозки воздушным транспортом, по которым авиаперевозчики принимают на себя обязательства по перевозке пассажиров и багажа и, соответственно, ответственность за возможные нарушения этих обязательств.

Договорную ответственность авиаперевозчика условно можно разделить на несколько видов: ответственность за неисполнение договора авиаперевозки; ответственность за ненадлежащее исполнение договора, в том числе за нарушение сроков при перевозке пассажира [1, с. 2].

С учетом географии авиаперевозки (внутренняя, международная) ответственность авиаперевозчика определяется как национальным правом (Гражданским кодексом Российской Федерации, Воздушным кодексом Российской Федерации), так и международными нормами (Варшавской конвенцией, Монреальской конвенцией, участником которых является Российская Федерация) [3, с. 7]. Речь идет как об ответственности за причинение имущественного, так и неимущественного вреда (например, в случае смерти пассажира правом на возмещение вреда обладают иждивенцы) [6, с. 487].

Воздушная перевозка пассажира - услуга, которую авиакомпания оказывает гражданину-потребителю, в том числе, с учетом норм Закона РФ «О защите прав потребителей», в определенной мере ужесточающих правовое положение перевозчика в сравнении с обычной перевозкой.

Чтобы компенсировать такое правовое положение перевозчика, законодательство дозволяет авиаперевозчику в определенных случаях отказать в заключении договора или в перевозке, а также расторгнуть договор в одностороннем порядке (например, при нарушении пассажиром установленных законодательством требований к воздушной перевозке, нарушении пассажиром правил поведения на борту воздушного судна, создающее угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнение пассажиром воздушного судна распоряжений командира воздушного судна, предъявляемых согласно Воздушному кодексу Российской Федерации) [5].

Кроме того, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции было принято Постановление Правительства РФ от 06 июля 2020 года № 991 «Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрез-

вычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части».

Указанным Положением установлены особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, включая перевозчика в одностороннем порядке изменить условия договора или отказаться от его исполнения, а также порядок и сроки возврата провозной платы при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части. В частности, предусмотрено оформление электронного ваучера, который предоставляет возможность переноса денежных средств, использованных для оплаты билета на отмененный регулярный рейс, на электронный счет пассажира в личном кабинете авиакомпании.

Введение электронных ваучеров стало компромиссным разрешением вопроса компенсации пассажиру провозной платы в связи с фактическим неисполнением авиакомпанией договора воздушной перевозки пассажира в сложившихся экстраординарных условиях.

Важным элементом охраны интересов пассажиров в связи с нарушением договора перевозки является страхование ответственности перевозчика, а также обязательное личное страхование пассажиров [4, с. 432].

Отдельно следует остановиться на ответственности перевозчика за утерю, уничтожение или повреждение багажа. Такая ответственность рассматривается в контексте двух видов багажа, принятых к перевозке: с объявленной стоимостью и без объявленной стоимости.

Перевозчик несет ответственность в том случае, если произошла утрата, недостача или же повреждение всего или отдельных деталей багажа в период перевозки. Авиакомпания не несет ответственности в том случае, если докажет, что ею были приняты все возможные и необходимые меры по предотвращению порчи, недостачи или утраты вверенного багажа или же данные меры не представлялось возможным принять.

Также перевозчик несет ответственность за повреждение ручной клади и вещей, которые находятся при пассажире, кроме случаев, когда авиакомпанией доказано, что их повреждение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы, или же что причинение вреда ручной клади было прямым умыслом пассажира [8, с. 280].

В целях наступления ответственности авиаперевозчика по договору воздушной перевозки багажа по требованию пассажира составляется коммерческий акт, удостоверяющий обстоятельства, необходимые для такой ответственности. При этом розыск утерян-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ного багажа производится в течение 21 дня, по истечении которых багаж считается утерянным.

В случае выявления утраты или повреждения багажа при авиаперевозке пассажир до обращения в суд обязан соблюсти претензионный порядок урегулирования спора, а при неурегулировании спора в досудебном порядке - вправе обратиться в суд. Причем правом на обращение в суд обладает не только сам пассажир, но и органы Роспотребнадзора в интересах пассажира.

За повреждение или утрату багажа и ручной клади для авиаперевозчика предусматриваются определенные меры ответственности.

Так, если при передаче багажа перевозчику пассажиром была объявлена ценность указанного багажа, то в случае утраты или порчи багажа перевозчиком компенсируется соответствующая объявленная стоимость.

Если же в процессе перевозки утерян, испорчен или выдан не в полном объеме багаж, принятый к перевозке без объявленной ценности, то пассажир имеет право на компенсацию в размере стоимости багажа, но с учетом установленных законом и международными актами ограничений. В случае внутренней перевозки размер ограничений устанавливается в соответствии с Воздушным кодексом РФ. Если же авиаперевозка является международной, то размер ответственности определяется с учетом положений Варшавской конвенции, а в определенных случаях -Монреальской конвенции [2, с. 15].

Если воздушным перевозчиком при выполнении обязательств были допущены утрата, порча или недостача ручной клади пассажира, то размер компенсации определяется стоимостью ручной клади, а при невозможности ее определения пассажир вправе претендовать на компенсационную выплату, не превышающую одиннадцати тысяч рублей.

Отдельно остановимся на вопросе ответственности авиаперевозчика за просрочку доставки багажа.

Если доставка багажа произошла с опозданием, то авиаперевозчик обязан выплатить пассажиру штраф с учетом периода такого опоздания.

При рассмотрении соответствующих споров в судах представители авиакомпаний нередко приводят доводы о том, что багаж доставили с опозданием в связи с не зависящими от них обстоятельствами, например, из-за технической неисправности воздушного судна, представлявшей угрозу жизни и здоровью пассажиров. Если судом принимается аргументация авиакомпании, то санкции за просрочку доставки багажа не применяются. Поскольку суммы возможных санкций невелики, а репутационные риски, напротив, значительны, то авиакомпании в редких случаях обжалуют соответствующие решения судов, вынесенные не в их пользу.

При анализе судебной практики о ненадлежащем исполнении договора воздушной перевозки в части доставки багажа следует выделить две главные позиции судов. Первая - помимо штрафа, возможно взыскать с авиаперевозчика реальный ущерб. В данной ситуации суды ссылаются на Воздушный кодекс Российской Федерации: при выплате штрафа перевозчик не освобождается от возмещения убытков.

Вторая позиция гласит, что штраф - это предел ответственности перевозчика и компенсирует все расходы пассажира (кроме штрафа, прочие убытки не взыскиваются). Данная позиция хотя и редко, но встречается в судебной практике.

Так, например, в одном из решений районный суд города Тулы, проанализировав действующие правовые нормы и фактические обстоятельства дела, пришел к выводу: взыскать реальные убытки с авиаперевозчика невозможно, так как штраф (неустойка) - это предел его ответственности [9].

Полагаем, что в последний приведенный пример не является показательным в данной категории споров ввиду отсутствия прямого запрета на взыскание убытков. Следовательно, при задержке доставки багажа и причинении тем самым реального ущерба пассажиру в целом возможно потребовать от авиаперевозчика и возмещения убытков, и уплаты штрафа (неустойки).

Кроме того, авиакомпании непосредственно в договорах воздушной перевозки предусматривают компенсацию за свой счет стоимости предметов первой необходимости, если пассажир в связи с недоставкой багажа был вынужден приобрести таковые.

Если багаж был доставлен с задержкой и пассажир приобрел предметы первой необходимости для удовлетворения своих потребностей, обязанность авиакомпании - компенсировать соответствующие денежные издержки пассажира.

В то же время в материалах судебной практики встречаются примеры решений об отказе во взыскании компенсации ввиду того, что заявленные исковые требования превышали потребности первой необходимости.

Так, Центральный районный суд города Тюмени, проверив доводы пассажира (истца), посчитал необходимым отказать в иске. Пассажир, не получивший багаж в установленные сроки, вынужден был купить зубную пасту, зубные щетки и мыло. Однако в процессе судебного разбирательства было установлено, что пассажир в соответствующий период проживал в отеле, в услуги которого входило бесплатное предоставление зубных щеток, шампуней, зубных паст и гелей для душа. Также пассажиром были куплены лыжи и лыжный шлем, хотя в задержанном багаже подобных предметов даже не содержалось. Более того, суд посчитал, что спортивное снаряжение мож-

но было взять напрокат. Таким образом, пассажиру в судебном заседании не удалось доказать, что лыжи и лыжный шлем были приобретены именно в связи с задержкой доставки багажа.

В следующем примере Четвертый кассационный суд общей юрисдикции не посчитал связанными между собой неприбытие багажа пассажира и покупку им вещей для пребывания на море в г. Анапе. Суд установил, что пассажир мог бы купить такую же одежду даже при условии своевременного прибытия багажа. Следовательно, пассажир продолжит использование купленных вещей и после возврата багажа, в связи с чем, по мнению суда, при взыскании убытков с авиаперевозчика пассажир неосновательно обогатится.

Еще в одном из дел Центральным районным судом города Тюмени было установлено: несмотря на задержку в доставке багажа на руках у пассажира остались предметы одежды, которые могут стать альтернативой вещам, находившимся в багаже. Следовательно, фактических убытков пассажир не понес, и компенсация не требуется [10].

Следующее гражданское дело рассматривалось судом в Башкортостане и имело следующую фабулу. Пассажир (истец) летел в командировку на деловые переговоры, однако его багаж так и не был доставлен вовремя. В багаже находились духи, обувь, печать компании, зубная щетка и бритва. Все это, за исключением печати, истцу пришлось приобрести, чтобы на переговорах выглядеть подобающим образом. Кроме того, пассажиром был куплен деловой костюм.

Суд первой инстанции отнес к подлежащим возмещению убыткам все приобретенные пассажиром вещи, кроме делового костюма, поскольку данный предмет одежды изначально отсутствовал в багаже. Однако апелляционная инстанция критически оценила покупку пассажиром дорогих итальянских ботинок и духов, поскольку острой необходимости в них у пассажира не имелось. Окончательным решением, вынесенным апелляционной инстанцией, было взыскание денежных средств, потраченных на бритву и зубную щетку.

И подобных решений в судебной практике достаточно, однако встречаются и противоположные прецеденты.

Примером может служить судебный акт Московского городского суда: пассажиром были куплены вещи на общую сумму 600 евро в связи с задержкой багажа. Несмотря на то, что багаж был в конечном итоге доставлен пассажиру, суд пришел к выводу, что вещи ему действительно были необходимы во время последующего недельного путешествия на яхте.

Далее, Ленинским районным судом города Кирова пассажиру присуждена компенсация за недостав-

ленный в срок багаж. Пассажир приобрел самые необходимые для отдыха вещи: пляжные тапочки, зубную пасту и щетку, полотенце, пляжные шорты, крем для бритья и бритву, солнцезащитный крем, очки, футболку, шампунь и гель для душа, носки, зарядное устройство для телефона [11].

Наконец, Нижегородским районным судом города Нижнего Новгорода также были взысканы убытки в пользу пассажира, чей багаж не был доставлен вовремя в Ирландию. Туристу пришлось приобрести верхнюю одежду, брюки, кофты, нижнее белье, косметику и постельное белье. Суд удовлетворил исковые требования о взыскании денежных средств за все приобретенные товары [12].

Обычно на своих официальных сайтах в сети Интернет авиакомпании в правилах перевозки указывают, возмещают ли они стоимость предметов первой необходимости. Если такая информация отсутствует на сайте и в предоставленных пассажиру документах, пассажиру необходимо требовать соответствующую компенсацию в качестве убытков с помощью общего досудебного и судебного порядка разрешения споров. Если же данное правило установлено перевозчиком, то, скорее всего, достаточным будет простое обращение пассажира с приложением документов о понесенных расходах и объяснением ситуации.

Таким образом, права пассажиров при авиаперевозке достаточно обширны, а их защита обеспечивается как в досудебном претензионном порядке, так и в судах. При этом судебная практика по одним и тем же категориям споров может разниться от региона к региону, что требует от высшей судебной инстанции формулирования соответствующих обзоров и разъяснений.

Список источников

1. Аксаментов, О. И. Некоторые проблемы ответственности перевозчика по договору воздушной перевозки. Правовой научно-практический журнал «Кодекс info» № 10, октябрь 2000. 11 с.

2. Аксаментов, О. И. Об ответственности воздушного перевозчика в связи с присоединением Российской Федерации к Монреальской конвенции 1999 года // Транспортное право, 2013, № 3. C. 13-16.

3. Асыльбаев, Р. Т. Договорная и деликтная ответственность сторон по договору воздушной перевозки грузов // Евразийский юридический журнал, 2009. № 12 (19). 15 с.

4. Баканова, И. Б., Чаус, И. Э. Страхование гражданской ответственности авиаперевозчика. Статья из книги: Страхование от А до Я (книга для страхователя). Под ред. Л. И. Корчевской и к.э.н. К. Е. Турбиной. М. : ИНФРА-М, 1996. С. 426-447.

5. Березкин, А. М. О некоторых мерах по обеспечению безопасности лиц, находящихся на борту

воздушного судна во время полета // Журнал «Транспортное право», 2013, № 4. С.11.

6. Выгодянский, А. В. Современные тенденции в сфере правового регулирования воздушных перевозок пассажиров и грузов // Цивилизация знаний : инновационный переход к обществу высоких технологий : Труды Девятой Международной научной конференции Москва, 25-26 апреля 2008 г. В 2-х ч. Ч. II. М. : РосНОУ. С. 486-489.

7. Кайдалов, Л. А. Причины авиакатастроф в России и возможности их устранения // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2014. № 2 (51). 7 с.

8. Кириченко, О. В. Воздушное право : учебно-методическое пособие / О. В. Кириченко, Л. П. Кириченко. М. : Юстицинформ, 2019. 468 с.

9. Решение Советского районного суда г. Тулы от 19.07.2018 по делу №2-1024/2018 [Электронный ресурс] URL://sudact.ru/regular/doc/DGWMaTy5uTYv/ (дата обращения 24.11.2020).

10. Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 27.02.2019 по делу № 2-286/2019 [Электронный ресурс] URL: //sudact.ru/regular/doc/ WRuu2csUL0V/ (дата обращения 24.11.2020).

11. Решение Ленинского районного суда г. Кирова от 07.05.2015 по делу № 2-2550/2015 [Электронный ресурс]иИ^: https://leninsky--kir.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_ num=1&name_op=doc&number=13336599&delo_ id=1540005&new=0&text_number=1 (дата обращения 24.11.2020).

12. Решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 23.02.2017 по делу № 2-1213/2017 [Электронный ресурс] URL: //sudact. ru/regular/doc/ny2bp5emeQ1U/ (дата обращения 24.11.2020).

References

1. Aksamentov, O. I. Some problems of the carrier's liability under the air carriage contract. Legal scientific and practical journal «Codex info» No. 10, October 2000. 11 p.

2. Aksamentov, O. I. On air carrier liability in connection with the Russian Federation's accession to the Montreal Convention 1999 // Transport law, 2013, No. 3. P. 13-16.

3. Asylbaev, R. T. Contractual and tortious liability of the parties under the contract of carriage of goods by air // Eurasian law journal, 2009. № 12 (19). 15 p.

4. Bakanova, I. B., Chaus, I. E. Insurance of civil liability of the air carrier. Article from the book: Insurance from A to Z (a book for the policyholder). Ed. by L. I. Korchevsky and C. E. S. K. E. the Turbine. M. : INFRA-M, 1996. P. 426-447.

5. Berezkin, A. M., On some measures to ensure the safety of the persons on Board the aircraft during the flight // the Journal «Transport law», 2013, № 4. P. 11.

6. Vygodskii, A. V. Modern trends in the sphere of legal regulation of air transportation of passengers and goods // the Civilization of knowledge : innovation and the transition to the high tech society : proceedings of the Ninth International scientific conference, Moscow, April 25-26, 2008. In 2 parts. P. II. Moscow, RosNOU. P. 486-489.

7. Kaidalov, L. A. Causes of air crashes in Russia and possibilities of their elimination // Transport of the Russian Federation. Journal of Science, Practice, economics. 2014. No. 2 (51). 7 p.

8. Kirichenko, O. V. Air law : an educational and methodological manual / O. V. Kirichenko, L. P. Kirichenko. M. : Justicinform, 2019. 468 p.

9. The decision of the Soviet district court of Tula from 19.07.2018 case No. 2-1024/2018 [Electronic resource] URL://sudact.ru/regular/doc/ DGWMaTy5uTYv/ (accessed: 24.11.2020).

10. The decision of the Central district court of Tyumen from 27.02.2019 case No. 2-286/2019 [Electronic resource] URL: //sudact.ru/regular/doc/WRuu2csUL0V/ (accessed: 24.11.2020).

11. The decision of the Leninsky district court of Kirov on 07.05.2015 case No. 2-2550/2015 [Electronic resource]URL: https://leninsky--kir. sudrf.ru/modules.php?name = sud_delo&srv_ num=1&name_op=doc&number=13336599&delo_ id=1540005&new=0&text_number=1 (accessed: 24.11.2020).

12. The decision of the district court Nizhny Novgorod Nizhny Novgorod from 23.02.2017 in case No. 2-1213/2017 [Electronic resource] URL: //sudact.ru/ regular/doc/ny2bp5emeQ1U/ (accessed: 24.11.2020).

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Информация об авторах

Н. Д. Эриашвили - профессор кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники;

Г. М. Сарбаев - адвокат, общественный деятель, член Европейской ассоциации юристов, доктор права;

Е. С. Рогачев - доцент кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the authors

N. D. Eriashvili - Professor of the Department of Civil and Labor Law, Civil Process of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Y. Kikot', Doctor of Economic Sciences, Candidate of Legal Sciences, Candidate of Historical Sciences, Professor, Winner of the award of the Government of the Russian Federation in the field of Science and Technics;

G. M. Sarbayev - Lawyer, Public figure, Member of the European Association of Lawyers, Doctor of Law;

E. S. Rogachev - Associate Professor of the Department of Civil and Labor Law, Civil Procedure of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Y. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 20.09.2021; одобрена после рецензирования 25.10.2021; принята к публикации 15.11.2021.

The article was submitted 20.09.2021; approved after reviewing 25.10.2021; accepted for publication 15.11.2021.

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

Гражданский процесс

Гражданский процесс. Под ред. Л. В. Тумановой, Н. Д. Ама-глобели. 9-е изд., перераб. и доп. Учебник. 687 с. Гриф МО РФ. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

На основе современного законодательства системно и комплексно раскрыты основные темы курса: цели, задачи, принципы гражданского судопроизводства, сущность и источники гражданского процессуального права, гражданские процессуальные правоотношения, понятие доказательств и доказывания, участники и сроки судопроизводства, порядок и особенности его ведения. Рассмотрены основные положения арбитражного процесса, нотариата, третейского суда, а также порядок обращения российских граждан в Европейский суд по правам человека.

Особое внимание уделено порядку пересмотра судебных постановлений в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, особенностям производства по делам, связанным с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов, а также пересмотру по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу.

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля, а также для всех интересующихся вопросами гражданского процесса.

Учебник Девятое издание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.