Научная статья на тему 'ЮРИДИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СЛЕДОВАТЕЛЯМИ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ВЛАДЕЛЬЦЕВ ОБЪЕКТА ПОЖАРА ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СВЯЗАННЫХ С ПОЖАРАМИ'

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СЛЕДОВАТЕЛЯМИ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ВЛАДЕЛЬЦЕВ ОБЪЕКТА ПОЖАРА ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СВЯЗАННЫХ С ПОЖАРАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
криминалистика / следственные и иные процессуальные действия / расследование преступлений / связанных с пожарами / выявление дополнительных составов преступлений.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ларин К. И.

В настоящей статье рассматриваются вопросы выявления следователями Следственного комитета Российской Федерации в процессе расследования преступлений связанных с пожарами смежных составов преступлений в действиях (бездействии) владельцев объекта пожара (руководителей организаций в которых произошел пожар). Приводится позиция автора о наличии практически в каждом случае возникновения пожара составов преступлений в действиях (бездействии) владельцев объекта пожара. Затрагиваются тактические особенности производства некоторых процессуальных действий при расследовании пожаров с целью выявления таковых составов преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЮРИДИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СЛЕДОВАТЕЛЯМИ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ВЛАДЕЛЬЦЕВ ОБЪЕКТА ПОЖАРА ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СВЯЗАННЫХ С ПОЖАРАМИ»

ЛАРИН Кирилл Иванович,

г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СЛЕДОВАТЕЛЯМИ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ВЛАДЕЛЬЦЕВ ОБЪЕКТА ПОЖАРА ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СВЯЗАННЫХ С ПОЖАРАМИ

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются вопросы выявления следователями Следственного комитета Российской Федерации в процессе расследования преступлений связанных с пожарами смежных составов преступлений в действиях (бездействии) владельцев объекта пожара (руководителей организаций в которых произошел пожар). Приводится позиция автора о наличии практически в каждом случае возникновения пожара составов преступлений в действиях (бездействии) владельцев объекта пожара. Затрагиваются тактические особенности производства некоторых процессуальных действий при расследовании пожаров с целью выявления таковых составов преступлений.

Ключевые слова: криминалистика, следственные и иные процессуальные действия, расследование преступлений, связанных с пожарами, выявление дополнительных составов преступлений.

LARIN Kirill Ivanovich,

Moscow, Russia

LEGAL ASSESSMENT BY INVESTIGATORS OF THE INVESTIGATIVE

COMMITTEE OF THE RUSSIAN FEDERATION OF THE ACTIONS (INACTION) OF THE OWNERS OF THE FIRE OBJECT IN THE INVESTIGATION OF CRIMES RELATED TO FIRES

Annotation. This article considers the issues of identification by investigators of the Investigative Committee of the Russian Federation in the process of investigating crimes related to fires of related corpus delicti in the actions (inaction) of the owners of the fire object (heads of organizations in which the fire occurred). The author's position on the presence in almost every case of a fire of corpus delicti in the actions (inaction) of the owners of the fire object is given. The tactical features of the production of some procedural actions in the investigation of fires in order to identify such corpus delicti are affected.

Key words: forensics, investigative and other procedural actions, investigation of crimes related to fires, identification of additional corpus delicti.

Тема настоящей статьи актуальна для следователей Следственного комитета Российской Федерации (далее - следователи СК России), которые в соответствии с положениями ст. 151 УПК РФ, осуществляют производство проверок и предварительного следствия по всем фактам пожаров с гибелью людей. Актуальность темы обусловлена авторской позицией о наличии практически в каждом случае возникновения пожара составов преступлений в действиях (бездействии) владельцев объекта пожара, руководителей организаций в которых произошел пожар. Приведенная позиция обусловлена тем, что в соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69 - ФЗ «О

пожарной безопасности» (далее - ФЗ «О пожарной безопасности») [1], ответственность за пожарную безопасность несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

В большинстве случает при производстве доследственных проверок, либо предварительного следствия по уголовным делам, связанным с пожарами, следователями СК России не дается юридическая оценка действиям (бездействию) владельцев объекта пожара, руководителей организаций в которых произошел пожар. Подоб-

ная неполнота приводит к принятию незаконных процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовного дела и даже к укрывательству преступлений.

Мы предлагаем при производстве дослед-ственных проверок и предварительного следствия по каждому факту пожара проверять версию о наличии в действиях (бездействии) владельцев объекта пожара, руководителей организаций в которых произошел пожар, составов преступлений взаимосвязанных с произошедшими пожарами. В настоящей статье мы рассмотрим вопросы выявления таковых составов преступлений и вопросы процессуального закрепления доказательств.

Термин «владельцы объекта» мы используем не случайно, поскольку подразумеваем не только собственников здания или помещения, но и арендаторов, нанимателей.

Согласно статье 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69 - ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - ФЗ «О пожарной безопасности»), ответственность за пожарную безопасность несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

То есть, объективная сторона указанных составов преступлений будет выражаться в преступном бездействии владельцев объекта пожара, повлекшим возникновение или развитие пожара.

Необходимо заметить, что в большинстве случаев, при возникновении пожара в помещении организации повлекшего причинение тяжкого вреда здоровью или гибель человека следователями СК России проверяется версия наличия состава преступления, предусмотренного ст. 219 УК РФ. Однако, юридическая оценка дается не всем возможным составам преступлений, вытекающим из самого события пожара.

Одним из направлений процессуальной деятельности следователя СК России при расследовании преступлений, связанных с пожарами, является юридическая уголовно-правовая оценка действий (бездействий) владельца коммерческих организаций, в которых произошел пожар, через призму ст. 201 УК РФ.

При возникновении пожара в здании коммерческой организации и причинении в этой связи крупного материального ущерба, с точки зрения теории уголовного права причиняется вред общественным отношениям в сфере интересов службы и коммерческих или иных организациях, которые охраняются уголовным законом.

В событии пожара могут содержаться признаки объективной стороны состава преступления, предусмотренного статьей 201 УК РФ - «Злоупотребление полномочиями». На практике имели место быть подобные примеры. Так, в январе 2024 года СК России возбудил уголовное дело по ч. 1 ст. 201 УК РФ, по факту пожара на складе «Валберис» [3].

По такому же принципу рекомендуется оценивать действия (бездействие) руководителей государственных или муниципальных организаций, но через призму ст. 293 УК РФ, поскольку данная категория руководителей относиться к должностным лицам.

Договором либо внутренним распорядительным документом может быть возложена ответственность за обеспечение требований пожарной безопасности на арендатора помещения или на иное лицо.

Следователям СК России при расследовании пожаров рекомендуется истребовать полный комплект правоустанавливающих документов на объект пожара (договоры купли-продажи, аренды, субаренды и др.), для установления всех лиц, наделенных правами в отношении объекта пожара. Вместе с тем необходимо истребовать внутренние распорядительные документы (приказы о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность, инструкции о пожарной безопасности и др.), для установления конкретного лица, на которого возложена ответственность за обеспечение пожарной безопасности в конкретном помещении.

В случае возникновения пожара на крупном объекте с большим количеством арендаторов различных помещений и не определенности зоны очага пожара при значительных разрушениях рекомендуется истребовать вышеупомянутые внутренние распорядительные документы на все помещения, расположенные внутри объекта. Далее по результатам пожарно-технической экспертизы, в случае установления зоны очага пожара в области того или иного помещения, посредством таких документов будет дана уголовно-правовая оценка действиям (бездействию) владельцев указанных помещений.

В первую очередь следователям СК России рекомендуется установить назначение здания и конкретных помещений, расположенных внутри, для проверки на соответствие установленному назначению. Любой объект капитального строительства относится к тому или иному классификатору по их назначению и функционально-технологическим особенностям. Он применяется для архитектурно-строительного проектирования и ведения единого госреестра заключений экспертизы проектной документации объектов капстро-ительства.

Далее целесообразно проверить допущены ли со стороны владельца объекта пожара нарушения требований пожарной безопасности, связанные с системой противопожарной защиты, которую владелец обязан установить на объекте и содержать в исправном состоянии.

В соответствии со ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент), в каждом здании должны монтироваться система противопожарной защиты, включающая в себя систему пожарной сигнализации и систему дымоудаления [2]. Монтаж системы противопожарной защиты должен осуществляться в соответствии с проектной документацией (в которой для указанных целей отводиться целый раздел). Монтаж и обслуживание системы противопожарной защиты могут осуществлять организации, имеющие лицензию МЧС России. Целесообразно запросить у владельца здания договора на монтаж и на обслуживание системы противопожарной защиты. О необходимости уголовно-правовой оценки действий (бездействия) руководителей обслуживающих организаций с позиции ст. 238 УК РФ будет указано далее.

В ходе расследования преступлений, связанных с пожарами, необходимо проверить была ли установлена система противопожарной защиты на объекте пожара и находилась ли она в исправном состоянии, заключил ли владелец здания договор на обслуживание системы, имелись ли недостатки в её работе.

В ходе осмотра места пожара по возможности рекомендуется зафиксировать состояние системы, определить имеются ли вообще её уцелевшие фрагменты, где находится блок управления, который необходимо изъять в случае его сохранения. О производстве осмотра места пожара автор высказывался в других работах.

Кроме того, необходимо проверить вносилось ли владельцу объекта пожара со стороны должностных лиц органов ГПН предписание об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, связанных с системой противопожарной защиты (о необходимости осуществить монтаж системы, устранить неисправность и др.). Далее необходимо проверить были ли указанные нарушения устранены. Проверка осуществляется документарным способом, поскольку любые действия с системами противопожарной защиты осуществляет лицензированная организация, с которой заключаются договоры и по результатам работ подписываются акты. Запросив указанные документы, следователь СК России сможет установить, когда и какие именно работы выполнялись на объекте в отношении системы противопожарной защиты,

выполнялись ли они вообще и тем самым исполнено ли владельцем законное требование инспектора ГПН.

Предписание органа ГПН и акт последней проверки можно использовать не только для выявления нарушений, связанных с системой противопожарной защиты, но и для выявления иных нарушений требований пожарной безопасности, которые могут составлять объективную сторону преступлений, предусмотренных ст. ст. 201, 293 УК РФ, в действиях владельцев объекта пожара.

Предписание и акт ГПН являются важнейшими источниками доказательственной информации при расследовании пожаров, поскольку обязуют владельцев объектов устранить уже официально зафиксированные нарушения. Следователю СК России в ходе осмотра места происшествия останется лишь проверить факт устранения нарушений, зафиксированных в предписании, либо акте и в случае обнаружения не устраненных нарушений поставить вопрос перед экспертом о причинной связи между таковыми нарушениями и последствиями пожара. Не обязательно чтобы указанные нарушения явились причиной пожара, достаточно установить зависимость вреда (последствий) от указанных не устраненных нарушений. Поскольку акт и предписание органов ГПН являются официальными документами, возлагающими на владельца объекта обязанность устранить нарушения, из этого следует однозначный вывод о том, что владельцу было достоверно известно о существовании таковых нарушений, что подтверждает доказанность признаков субъективной стороны. В случае установления причинной связи в действиях владельца будет установлен состав преступления, в зависимости от организационно-правовой формы организации, либо предусмотренный ст. 201 УК РФ, либо ст. 293 УК РФ.

Необходимо рассмотреть версию нарушений требований пожарной безопасности при производстве работ. С криминалистической точки зрения нарушения требований пожарной безопасности можно разделить на две группы: статистические нарушения (которые имеются в конструктиве здания, либо существуют на объекте сами по себе) и динамические нарушения (нарушения при производстве каких-либо работ). Обратим внимание, что деятельность органов ГПН в основном заточена на выявление именно статистических нарушений. Логично предположить, что огневые, сварочные или иные пожароопасные работы на время проведения проверок органами ГПН осуществляться не будут.

Весьма распространены случаи возникновения пожаров в следствии производства указан-

ных работ (например, при сварке, либо резке металла). Технической причиной возникновения пожара в этом случае является попадание на сгораемые элементы источника зажигания в виде иск, либо нагретых частиц. В указанной группе причин пожара явно присутствует человеческий фактор. В рассматриваемых случаях, даже если никто не погиб и не пострадал, отказать в возбуждении уголовного дела практически невозможно с позиции ст. 168 УК РФ, которая предусматривает уголовною ответственность за уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенное путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности. Крупным размером признается сумма ущерба, превышающая 250 000 рублей, что в настоящее время подпадает практически под любой пожар.

Однако, доказать причинно-следственную связь между действиями конкретного лица, выполняющего работы и наступлением пожара достаточно сложно. Мы постараемся привести некоторые рекомендации на этот счет, исходя их личного опыта автора.

При расследовании пожаров как нигде кстати применимо словосочетание -действовать «по горячим следам». В случае появления информации о том, что на объекте пожара производились какие-либо работы, следователю СК России необходимо исходить из того, что непосредственные участники работ - это тот самый заветный источник доказательственной информации на поиски которого необходимо немедленно бросить все силы и сконцентрироваться в первую очередь. Именно рабочие как никакой пожар-но-технический эксперт, ответят следователю на вопрос о том, что происходило на объекте и что именно явилось причиной возникновения горения. Вопросы тактики и методики производства допросов рабочих будут раскрыты далее.

С криминалистической точки зрения обоснованным будет являться производство осмотра места происшествия с учетом показаний рабочих. Поскольку при осмотре места пожара у следователя «глаза разбегаются» и знать, на что обратить внимание, где находится тот или иной объект, без ориентирующей информации практически невозможно.

Следователям СК России необходимо учитывать фактор возможного противодействия со стороны владельца объекта пожара, либо руководителя организации, в которой произошел пожар. Последние могут опасаться применения к ним, либо к возглавляемой ими организации мер ответственности в случае выявления возможных допущенных нарушений, связанные с пожаром. Руководители организаций располагают данными

о работниках, знают лично охранников и персонал поэтому могут легко локализовать информацию. Руководители организаций могут собрать рабочих и склонить последних к даче ложных (искаженных) сведений об обстоятельствах произошедшего, за вознаграждение, либо под угрозой неприятностей по работе и т.п. Не исключены варианты сокрытия пострадавших лиц. Например, пострадавшего могут незаметно вывести с места пожара и отвести в лечебное учреждение другого района, либо в частное лечебное учреждение. Вышеуказанным действиям способствует суета на месте пожара в процессе его ликвидации и скопление большого количества людей и техники.

В этой связи, следователям СК России рекомендуется привлекать силы оперативных подразделений, немедленно вызывать, отыскивать и брать руководителей организаций, а также владельца объекта пожара под контроль (например, путем принятия объяснений и производства допросов). По аналогии необходимо поступать с рабочими.

Важно разъединить рабочих и руководителей организаций друг от друга. Путем опросов необходимо установить лицо, от действий которого мог произойти пожар и процессуально оформить его показания. Вопросы тактики и методики производства допросов указанных лиц будут раскрыты далее.

На более поздних этапах расследования рекомендуется запросить сведения о поступивших лицах с ожогами в лечебные учреждения, расположенные в относительной близости. Более рационально поручать сбор указанных сведений органу дознания посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий.

В заключении хотим в очередной раз привести авторскую позицию о том, что практически в каждом случае возникновения пожара в действиях (бездействии) владельцев объекта пожара могут содержаться признаки составов преступлений, в том числе предусмотренных Главой 23 УК РФ - преступления против интересов службы в коммерческих иных организациях, а также Главой 30 УК РФ - преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Указанная позиция автора обусловлена положениями Федерального закона «О пожарной безопасности», который по умолчанию возлагает ответственность за обеспечение требований пожарной безопасности именно на владельцев объекта пожара.

Кроме того, в каждом случае возникновения пожара присутствует человеческий фактор, являющейся причиной либо как минимум усло-

вием, способствующим возникновению или развитию пожара. Достаточно редко когда пожар возникает сам по себе без вмешательства человека. По этой причине при расследовании пожаров следователи СК России обладают широким потенциалом и всеми необходимыми возможностями по выявлению составов преступлений действиях (бездействии) владельцев объекта.

Список литературы:

[1] Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ (редакция от 08.08.2023).

[2] Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

[3] Коммерсантъ: сайт / учредитель АО «Коммерсантъ». Москва. Обновляется в течение суток. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/6453249 (дата обращения: 22.08.2024).

Spisok literatury:

[1] Federal Law "On Fire Safety" dated 21.12.1994 No. 69-FZ (revision dated 08.08.2023).

[2] Federal Law No. 22.07.2008 dated 123-FZ (as amended 25.12.2023) "Technical Regulations on Fire Safety Requirements."

[3] Kommersant: website/founder of Kommer-sant JSC. Moscow. Updated within 24 hours. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6453249 (access date: 22.08.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.