УДК 1 : 001 + 001 ББК 72
Валдавина Светлана Эдуардовна Valdavina Svetlana Eduardovna
заведующий кафедрой иностранных языков Ростовского юридического института МВД России кандидат философских наук, доцент.
Head of the Department of Foreign Languages, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, PhD in Philosophy, Associate Professor. Тел.: 8(909) 410-11-22.
Косарева Елена Станиславовна Kosareva Elena Stanislavovna
преподаватель кафедры иностранных языков Ростовского юридического института МВД России.
Lecturer, Department of Foreign Languages, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Тел.: 8(928) 229-78-60.
ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА КАК ПРООБРАЗ ЗАПАДНОЙ НАУКИ
НОВОГО ВРЕМЕНИ
Legal science as a type of western science of modern times
Статья посвящена истории возникновения науки в целом и юридической науки в частности. Авторами анализируются вопросы развития понятия науки начиная с эпохи Античности, рассматривают различные предпосылки зарождения западной науки Нового времени. Уделяется особое внимание определению связи между юриспруденцией и западной наукой в XVI-XIXвеках.
Ключевые слова: юридическая наука, наука Нового времени, рационализм, развитие науки, правовой принцип.
На протяжении всей своей многовековой истории развития наука занимала в человеческой культуре важное, но далеко не главное место. Долгое время она вынуждена была не только сосуществовать, но иногда и подчиняться религиозному сознанию, потому что лидирующее положение в сфере регулирования взаимоотношений между людьми занимали нравственность и практический рассудок. Лишь примерно столетие назад наука начала выходить за рамки интересов узких групп исследователей и глубже воздействовать на различные области человеческой жизнедеятельности.
Несмотря на то, что первые системы, которые обычно считаются моментом зарождения науки как таковой, - древнегреческая наука «о природе» и теоретическая математика -возникли в VI веке до н. э., научное познание
Article is devoted to the history of science in general and jurisprudence in particular. Authors analyzes the evolution of the concept of science, since Antiquity, discusses the various prerequisites to the beginnings of the Western science of Modern times. The authors give a particular attention to the link between the jurisprudence and the Western science.
Keywords: jurisprudence, science of Modern times, rationalism, evolution of science, legal principle.
(в историческом срезе) является довольно поздним феноменом человеческой культуры.
Науке (в том значении, которое мы придаем этому понятию сейчас) предшествовали более простые способы освоения и познания реальности. Мифы и другие формы человеческой культуры содержат в себе огромные географические, астрономические, биологические сведения. К примеру, древние люди задолго до мудрецов смогли, «уловив закономерности движения небесных тел, создать лунный и солнечный календари и решить сложную задачу их совмещения» [1, с. 110-111].
Историк науки И. Д. Рожанский, говоря о систематической философско-теоретической модели мироздания Анаксимандра, отмечает, что он «построил первую законченную модель вселенной, сплавив воедино многие разнородные элементы, в числе которых были и древ-
ние космогонические легенды и идеи, почерпнутые в странах Востока, и традиционные народные представления» [2, с. 158].
Настолько отчетливо осознавались мифологические корни греческой космологии, что еще в платоновских диалогах предлагалось, как с помощью понятий стихий, геометрических форм и мифа сконструировать структуру Космоса.
В связи с эти неверно было бы считать, что наука возникла из неоткуда и древние люди ощущали себя погруженными в непонятную и неизвестную им сферу.
Зарождавшаяся наука занималась коренным пересмотром знаний архаической древности, основанных на космогонических мифах и образах мира. Так, вторгаясь в область мифологических обоснований и отождествлений космических и человеческих явлений, она меняла привычное мировосприятие. Однако, подвергая сомнению архаическое мировосприятие, наука не могла сразу предложить столь же многообразную картину мира.
Родовые отношения людей, установленные божественными началами, сменялись поиском единой первоосновы сущего; авторитарный запас знания сменялся традицией рациональной критики, благодаря которой каждое последующее поколение может оценить и переосмыслить созданные учения. Основные предпосылки этой традиции обусловлены трансформацией форм социальной жизнедеятельности людей - интенсификацией социально-политической жизни в античных полисах, начавшейся в VI веке до н. э.
Методы элементарного логического доказательства и рациональной аргументации, критика традиционных племенных и родовых обычаев возникли благодаря особому положению судебных дел, торговых сделок, политических дискуссий в жизни людей.
Следует отметить, что первые научные школы и традиции создавались внутри духовной деятельности, которую сейчас мы рассматриваем как вненаучную и даже антинаучную. Например, такой религиозно-нравственный союз, как пифагорейская школа, стремился к очищению человеческой души с целью ее спасения от круговорота рождений и смертей [3, с. 21-22].
Наука, с точки зрения Платона, готовила мышление к вхождению в философию, а душу -в мир идей.
Лишь Аристотель отделяет религиозную и политическую сферы от теоретической деятельности, важнейшим видом он считает поиск знаний, а наука - это область, превосходящая по своей ценности другие виды деятельности. Именно аристотелевская школа является прототипом научного сообщества, в ней впервые проводились исследования в различных областях знания, систематизировались и критиковались работы представителей других школ и традиций, готовилась научная смена. Аристотель первым разделил науку на такие дисциплины, как «этика», «политика», «физика», «геометрия» и другие, при этом право у него растворялось в этике, политике и риторике вплоть до Х1-Х11 веков.
В истории развития западной культуры отмечается взаимное влияние двух процессов. С одной стороны, гуманистическая «богоборческая» мысль культивировала познавательные возможности человеческого мышления, свободного от религиозных догм. В русле таких устремлений вызревали философия Нового времени и механистическое естествознание.
С другой стороны, имел место процесс освобождения права как системы положительно действующих норм и самой юридической науки от теологии. Эти тенденции завершились в ХУП-ХУШ веках созданием централизованных государств с прерогативой издавать законы и монополией на законотворческую деятельность.
Статус такого государства по способу его легитимности и использования права предполагал особый стиль мышления. Рационализм стал главной его характеристикой, основанной на науке Нового времени, которая рассматривалась как образец рациональности. В этом контексте вполне зримо прослеживаются аналогии между научным стилем мышления того времени и формированием механизма власти и правового регулирования в европейских странах. Один из первых авторов, отметивший существование связи между юриспруденцией и наукой Нового времени, А. П. Огурцов пишет: «... само формирование методологии науки непосредственно связано с осознанием важности общеобязательных правовых норм для общества». Кроме того, методология науки, возникшая в конце XVII - начале XVIII века, основанная на общефилософских принципах и законах, также пытается фиксировать обще-
обязательность методологических норм, подчеркнуть значимость единого метода в определении науки. Кроме того, методология науки нередко мыслится по образу и подобию права. В этой связи можно напомнить стремление Кондорсе подвергнуть все прежние убеждения и предрассудки суду трибунала Разума, трактовку Кантом критики чистого разума как суда и законодателя норм теоретического знания, различение в аксиологии XX столетия формальных и материальных ценностей (М. Шелер, Г. Риккерт и другие), заимствованное из юридического мышления.
С точки зрения методологии наука является единой суммой знаний, в которой систематически объясняются частичные проявления феноменов, а знания истин получены посредством наблюдения, гипотезы, проверки и эксперимента.
В Х1-Х11 веках юристам удалось доказать, что эти критерии научности применимы и к праву, вопреки тенденции употребления термина «научный метод» только по отношению к естественным наукам.
Нормы, обычаи, юридические материалы светских правителей, Священное Писание, Дигесты Юстиниана воспринимались юристами как данные, которые следовало классифицировать и объяснять с точки зрения общих принципов и понятий истины. Результаты проверялись логикой и опытом.
Огромный вклад юристов XII века в становление научной мысли заключается в том, что они разработали эмпирические методы проверки справедливости существующих законов, обычаев, решений и способы их использования.
Например, они рассматривали вопрос о том, имеет ли право человек, у которого силой отняли имущество, вернуть его таким же способом. Сравнивая одинаковые по цели прецеденты, юристы применили правовой принцип, не изложенный в законе: лицо, чьи права нарушены, должно отстаивать их в судебном порядке, а не учинять самосуд. Тем самым они утверждали закон в качестве альтернативы применению силы при решении споров. Сопоставив последствия применения разных правовых норм, юристы констатировали, что результатом всех дел, в которых любым спорщиком насильственно отбиралось имущество, были беспорядок и несправедли-
вость. В итоге некачественные нормы исправлялись или отменялись, а прочие сохранялись. Однако естественно возникал вопрос о средствах защиты пострадавшей стороны, который рассматривался с позиции правовых авторитетов.
Наряду с открытием и проверкой принципов в решениях и нормах был разработан метод, позволяющий раскрывать и доказывать факты в ходе судебного разбирательства, опираясь на достижения риторики, которая апеллировала в то время еще не к эмоциям, а к разуму.
Однако не следует забывать о том, что науку можно рассматривать с точки зрения убеждений, основных целей тех, кто вовлечен в научный процесс, то есть речь идет о научном кодексе чести и ценностей. Тем не менее объективность и честность юриста, защищающего интересы как политического деятеля, так и простых граждан, находятся под сомнением. Ведь если он не уверен в собственной правоте, то не сможет в этом никого убедить.
В XII веке, когда вся власть была сконцентрирована в церкви, два противоположно направленных пути - к авторитету и рациональности - были тесно связаны друг с другом (законом запрещались неортодоксальные науки, предавались смерти еретики и провозглашались ценности научной объективности, бескорыстия, терпимости к ошибкам и открытости к новым научным истинам).
Говоря о ценностях науки, необходимо отметить, что изначально они основывались на диалектическом методе анализа и синтеза правовых проблем, то есть методе, стремящемся примирить противоположности, противоречия на уровне обобщения.
Следует напомнить, что объективность, скептицизм, открытость, рационализм (ценности, характеризующие научное исследование) коренились в сложном соотношении священного и профанного.
С одной стороны, вера в священность, святость не помогает рациональному, объективному исследованию, хотя первые науки появились после отделения церкви от светской сферы.
С другой стороны, науки зарождались именно в лоне церкви. Теологи XI-XII веков, пристально наблюдая за проявлением божествен-
ных тайн, не случайно заключили, что даже Папа может быть низложен, будь он виновен в преступлении, позорящем церковь.
Только после объективного исследования Бога и его законов стало возможным изучение законов светской жизни, а потом и природных законов.
Следует отметить, что в Европе в Новое время вместе с возникновением первых академий начали формироваться научные сообщества, которые становились ответственны за целостность науки как профессии и распространение научного знания. Следующим этапом является объединение научных дисциплин
Литература
1. Ларичев В. Е. Древо познания. М., 1985.
2. Рожанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху Античности. Ранняя греческая наука «о природе». М., 1979.
3. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980.
в целые научные комплексы и признание привилегированного социального статуса ученых.
Отличительной чертой западной науки является ее связь с университетом, благодаря которому она получила возможность развиваться.
В заключение следует отметить, что западные научные понятия и методы возникли в XI-XII веках вместе с первыми университетами. Именно в этот период противоречия в историческом положении западноевропейского общества, связанные с отделением церковной юрисдикции от светской, зародили науку Нового времени.
Bibliography
1. Larichev V. E. The tree of knowledge. Moscow, 1985.
2. Rozhansky I. D. The development of natural science during the Antiquity. Early Greek science «about nature». Moscow, 1979.
3. Gaydenko P. P. The evolution of the concept of science. The formation and the development of the first scientific programs. Moscow, 1980.