Научная статья на тему 'Юридическая конструкция страховых взносов и ее отражение в современном российском законодательстве'

Юридическая конструкция страховых взносов и ее отражение в современном российском законодательстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1914
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юридическая конструкция страховых взносов и ее отражение в современном российском законодательстве»

И.В. Бит-Шабо

Бит-Шабо Инесса Витальевна — кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового, банковского и таможенного права Саратовской государственной юридической академии

Юридическая конструкция страховых взносов

и ее отражение в современном российском законодательстве

В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о правовой природе страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, взимаемых в рамках Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд, обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»1 (далее — Закон № 212-ФЗ). Пристальный интерес обнаруживается как со стороны теоретиков финансового права, так и со стороны правоприменителей, поскольку социальная сфера, финансируемая за счет подобных взносов, — одна из самых конфликтных, сталкивающая на своем поле интересы государства, общества и отдельного индивида.

На сегодняшний день существует достаточное количество научных исследований, посвященных правовой природе налога, сбора, пошлины. Среди ученых, заинтересовавшихся этой проблематикой, можно назвать С.Г. Пепеляева, Д.В. Винницкого, Ю.А. Крохину, М.В. Карасеву и многих других. И только последние несколько лет можно охарактеризовать повышенным интересом к страховым взносам.

Исследование данного вопроса необходимо проводить с использованием метода формальной логики — метода сравнения основных категорий «налог», «сбор» и «взнос» (в данной статье будет исследоваться страховой взнос).

Налоговый кодекс РФ закрепил в статье 8 понятие налога и сбора. Согласно ей, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор же определяется как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»2 определяет страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (страховые взносы) как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. Именно подобное определение будет принято для сравнения, хотя универсального определения для страховых взносов Закон № 212- ФЗ не закрепил.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»3 страховой взнос — это обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику.

Е.К. Широкова на основании анализа действующего законодательства определяет страховые взносы как «обязательные, индивидуально-возмездные платежи, составляющие самостоятельный вид доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, территориальные фонды обязательного медицинского страхования), образуемый за счет отчислений страхователей в пользу застрахованных лиц, в целях формирования стра-

1 Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 30. — Ст. 3738.

2 Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 51. — Ст. 4832.

3 Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3803.

Бит-Шабо И.В. Юридическая конструкция страховых взносов и ее отражение...

хового социального обеспечения физических лиц и неуплата которых влечет принудительное взыскание исчисленных платежей государственными внебюджетными фондами»1.

С.С. Тропская, указывая в своих трудах, что страховые взносы по обязательному социальному страхованию и налоги являются публично-правовыми платежами, различными по своей правовой и экономической природе, определяет их общие и отличительные черты. Объединяет данные платежи следующее:

— публично-правовой характер (уплата страховых взносов обеспечивает выполнение государством своих конституционных социальных обязательств перед гражданами);

— обязательность(уплата в силу закона);

— поступление в бюджеты бюджетной системы РФ (бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов входят в бюджетную систему РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ;

— взимание с организаций и физических лиц, признанных законом плательщиками, соответствующих платежей.

Различаются они, прежде всего, наличием у страховых платежей индивидуально-возмездного характера, а также их строго целевым характером2.

Ю.В. Белянинова утверждает, что обязательное пенсионное страхование — это разновидность налога, вносимого застрахованными лицами в виде страховых взносов3.

Несмотря на некую теоретическую неточность представления института обязательного пенсионного страхования как разновидности обязательного платежа, становится понятно, что автор знак равенства между налогом и страховыми взносами, наделяя данные платежи основными общими характеристиками.

В.В. Стрельников отмечает4, что по правовой природе основной источник средств обязательного социального страхования — страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве являются обязательными платежами, хотя формально не входят в систему налогов и сборов5.

С иных, экономических позиций, к соотношению страховых взносов и налогов подошла А.Г. Белоусова, которая пишет, что данные платежи «...есть различные по своей природе экономические категории. Важным отличительным признаком налогов является их безвозвратность и безвозмездность. Термин «страховой взнос» является одним из основных понятий страхования, для которого характерно наличие связи между суммой страховых взносов и суммой последующих выплат при наступлении страхового случая. Страховые платежи на обязательное социальное страхование являются частью издержек производства (относятся на себестоимость продукции), а большинство налогов — частью доходов предприятия, то есть обязательные страховые взносы есть часть необходимого продукта, а налоги — часть прибавочного. В отличие от традиционных налогов, изымающихся на безвозвратной основе, сумма уплаченных страховых взносов после реализации продукции возвращается на предприятие как часть выручки от продаж»6.

Конституционный суд РФ утверждает, что страховые взносы по своей правовой природе не являются налоговыми платежами7.

Е.К. Широкова указывает, что правовая природа налоговой ставки и тарифа страхового взноса совпадают8.

1 Широкова Е.К. Комментарий к Федеральному закону от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах социального страхования» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс».

2 См.: Тропская С.С. Страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды // Современная теория финансового права: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Москва, 19—20 марта 2010 г. / Под ред. С.В. Запольского, И.А. Цинделиани. — М., 2011. Электронный вариант.

3 См.: Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ (постатейный)» // СПС «КонсультантПлюс».

4 См.: Стрельников В.В. Финансово-правовые отношения в сфере страхования // Журнал российского права. — 2006. — № 2. — С. 51—53.

5 См.: Постановление Конституционного суда РФ от 24 февраля 1998 года № 7-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год”» // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 10. — Ст. 1242.

6 Белоусова А.Г. Финансовый механизм формирования и использования внебюджетных социальных фондов: Дис... канд. экон. наук. — Иркутск, 2009. — С. 15—16.

7 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2005 года № 165-О «По жалобе гражданки Хомяковой Людмилы Алексеевны на нарушение ее конституционных прав положениями пунктов 1 —3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статьи 20 Федерального закона “Об основах обязательного социального страхования”» // Вестник Конституционного суда РФ. — 2005. — № 5.

8 См.: Широкова Е.К. Комментарий к Федеральному закону от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах социального страхования» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс».

Юридическая техника. 2013. № 7 (ч. 2)

Представим сравнительно-правовой анализ рассматриваемых обязательных платежей.

Итак, традиционно основными признаками налога считают обязательность в соответствии со статьей 57 Конституции РФ и положений Налогового кодекса РФ, индивидуальная безвозмездность (безэквивалентность), периодичность, денежный характер и публичность.

Рассматривая приведенные отличительные признаки налога, используем их как ориентир исследования сущности страховых взносов.

1. Обязательность. Страховые взносы следует считать обязательными, поскольку уплачиваются в силу действия ряда нормативных правовых актов, являющихся правовой основой системы обязательного пенсионного, социального и медицинского страхования.

2. Периодичность. Равно как и налоговый платежи, страховые взносы имеют определенный, установленный действующим законодательством период уплаты. Расчетный период по страховым взносам, состоящий из нескольких отчетных периодов, согласно статье 10 Закона № 212-ФЗ, равен календарному году.

3. Публичный характер. В рамках исследования данного признака относительно страховых взносов следует привести точку зрения Н.Н. Косаренко, который пишет: «страховая защита охватывает подавляющее большинство граждан страны, нуждающихся в защите от масштабных рисков, носящих социальный и экономический характер. Отсюда неослабное стремление государства к максимальному распространению страхования»1.

Страховые взносы отвечают признаку публичности, поскольку их уплата позволяет формировать бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ, основной целью деятельности которых следует считать обеспечение важнейших социальных интересов всего общества, а также эффективной реализации социально значимых задач.

Однако говоря о публичности страховых взносов, не следует забывать, что их уплата напрямую влияет на интересы отдельно взятого застрахованного лица. Данный факт свидетельствует и в некотором роде об обеспечении данными платежами еще и интересов частных, индивидуализированных.

4. Денежный характер. На современном этапе развития общественных отношений в области взимания обязательных платежей в бюджеты государственных внебюджетных фондов уплата страховых взносов возможна только в денежном эквиваленте, не допускающем исполнения законодательно возложенной обязанности в натуре.

5. Безвозмездность. Данная характеристика является определяющей для уяснения природы страховых взносов. На сегодняшний день наука финансового и налогового права доказала индивидуальную безвозмездность либо безэквивалентность налога. Определяющим в данном случае является слово «индивидуальная», так как общественная возмездность, публичный эквивалент налога неоспоримы, являются фактически аксиомой, что подтверждает, прежде, всего, его публичный характер, следование целям всего общества.

Вопрос об индивидуальной возмездности страховых взносов раскрывается следующим образом. Можно отметить, что размер страховых взносов в системе обязательного пенсионного страхования, которые уплачивает работодатель-страхователь, пропорционален величине заработной платы, которую получает работник. Следовательно, каждый платеж в рамках страховых взносов персонифицируется относительно каждого застрахованного лица и влияет на размер выплат, получаемых им в последующем в рамках пенсионного, социального и медицинского страхования. Более того, если обратиться к истории вопроса, то единый социальный налог, являющийся предшественником современных страховых взносов, был единственным налогом в системе налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом РФ, имеющим целевой характер.

Вышепредставленный краткий анализ дает основание утверждать, что страховые взносы нельзя считать налогами, поскольку всеми присущими данному платежу признаками они не обладают.

Однако ряд признаков, таких как обязательность и публичность взимания, позволяют говорить об определенной их схожести.

Следовательно, страховые взносы — платежи, обладающие рядом признаков, присущих налогам, но в полном смысле понимания налогов таковыми не являющимися.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что страховые взносы не входят в систему налогов и сборов, установленную статьями 12—15 Налогового кодекса РФ. Следовательно, положения данного нормативного правового акта не распространяются на страховые взносы, регулируемые Законом № 212-ФЗ.

Следует отметить, что неуплата и налогов, и страховых взносов обеспечиваются принудительной силой государства. Ответственность за их неуплату установлена соответствующими нормативными правовыми актами.

На сегодняшний день своевременная уплата страховых взносов в полном объеме — одна из остро стоящих проблем как перед органами исполнительной власти, в частности, Пенсионным

1 Косаренко Н.Н. Правовое обеспечение публичных интересов в сфере страхования: Монография. — М., 2010 // СПС «КонсультантПлюс».

Бит-Шабо И.В. Юридическая конструкция страховых взносов и ее отражение...

фондом РФ и Министерством финансов РФ, так и Федеральным Собранием РФ, основной задачей которого должна являться поэтапная оптимизация законодательства в области обязательного социального страхования.

Специалисты предлагают следующий способ оптимизации процессов уплаты обязательных платежей в социальные государственные внебюджетные фонды. Так, «единственным выходом из ситуации в сложившейся демографической обстановке может стать изменение порядка формирования отчислений налогоплательщиков в ПФР. Их следует рассчитывать в процентном отношении не от фонда оплаты труда, половина которого находится в тени, а от выручки, то есть в виде оборотного налога (как в случае НДС, акцизов, НДПИ и налога с продаж), с включением суммы налога в состав затрат»1.

Думается, что данный вариант вряд ли станет панацеей от имеющейся ситуации с неуплатой страховых взносов, ведь НДС в силу своего поэтапного характера, например, является самым трудно администрируемым налогом. Аналогичная ситуация может сложиться и со страховыми взносами, что опять же повлечет их неуплату.

Единственным решением проблемы неуплаты можно назвать проведение единой политики преодоления правовой неосведомленности граждан РФ по вопросам системы пенсионного, социального и медицинского страхования, где вопросы уяснения юридической конструкции страховых взносов будут играть одну из определяющих, ведущих ролей. Это позволит повысить степень их доверия к рассматриваемой системе и достигнуть искомой цели — своевременной полнообъемной уплаты страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

1 Игнатов А.В. Пенсионный налог — локомотив для российской экономики // Налоговая политика и практика. — 2010. — № 5; СПС «КонсультантПлюс».

140

Юридическая техника. 2013. М 7 (ч. 2)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.