Научная статья на тему 'Юридическая конструкция системы отраслевых принципов российского права: состояние, проблемы, перспективы'

Юридическая конструкция системы отраслевых принципов российского права: состояние, проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1406
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юридическая конструкция системы отраслевых принципов российского права: состояние, проблемы, перспективы»

A.A. Демичев

Демичев Алексей Андреевич — доктор юридических наук, кандидат исторических наук, профессор, профессор кафедры гражданского права и процесса Нижегородской академии МВД России

Юридическая конструкция системы отраслевых принципов российского права: состояние, проблемы, перспективы

Еще в римском праве была сформулирована сентенция «Principium est potissima pars cuiuque rei» («Принцип есть важнейшая часть всего»). В настоящее время вряд ли кого-либо стоит убеждать в важности принципов права. Категория «принцип права» давно вошла в обиход юридической науки, ей охотно оперируют и представители теории государства и права, и отраслевых юридических наук. Практики также вполне осознают ценность данной категории.

Однако в теоретическом аспекте необходимо акцентировать внимание на том, что сам по себе термин «принцип права» носит не нормативный, а доктринальный характер. Следовательно, ученые вкладывают в него разное содержание и предлагают разные перечни принципов.

Весьма важно то, что именно законодатель закрепляет в тексте нормативно-правового акта в качестве принципов правового регулирования определенной сферы общественных отношений, а также то, каким способом он это делает. Последнее означает, что на практике существенную роль играет юридическая конструкция закрепления принципов права в тексте нормативно-правового акта.

В теории государства и права устоялось мнение, что принципы права — «это основные исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора»1, «основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования»2 и т. д. При этом весьма распространенной является точка зрения, что принципы права могут быть либо прямо закреплены в нормативных актах, либо вытекать из их смысла, содержания. Последнее означает, что толкованию нормативных актов в целях выявления принципов права отводится значительное место. Казалось бы, в этом нет ничего плохого. Но это только если смотреть с общетеоретических позиций, а не с позиций правоприменителя.

В теории государства и права и отраслевых юридических науках принципы права понимаются по-разному. Это обусловливается тем, что теория государства и права выводит и систематизирует наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития права и государства. Применительно к проблеме принципов права теория государства и права обобщает и систематизирует принципы, сформулированные в отраслях права.

Как известно отраслевое деление права характерно для романо-германской правовой семьи. Отрасли права континентальной правовой семьи базируются, как правило, на кодексах, либо совокупности нормативных актов, их заменяющих. Следовательно, принципы права закреплены в этих нормативных актах.

Принципы отрасли права представляет собой некую основу, первоначало, руководящие идеи отрасли. Вот здесь и возникает серьезный вопрос: почему же среди специалистов нет единства во взглядах на состав принципов практически любой отрасли права? Неужели идеи, лежащие в основе отрасли, настолько многочисленны и сложны для понимания, что юристы не могут прийти к консенсусу по поводу их восприятия?

По-видимому, объяснением этому явлению служит различие в понимании сущности принципов права, которая, по нашему мнению, может восприниматься с двух основных позиций, в рамках двух основных подходов.

1. Доктринальный подход. Принципы носят исключительно доктринальный характер. Это означает, что они не обладают императивностью. В данном случае существенное значение приобретает проблема толкования законодательства. А значит, неизбежным является разброс мнений ученых по поводу количества и набора принципов отраслей права. Отсутствие прямого закрепления принципа в нормативном акте существенно подрывает его императивность.

Следует отметить, что принципы, носящие доктринальный характер, не нужно путать с доктринальными принципами права. Последние, по мнению В.А. Четвернина, представляют собой выработанные правовой доктриной нормативные правоположения — основополагающие суждения о праве,

1 Теория государства и права: Учебник / Под ред. P.A. Ромашова. — СПб., 2005. — С. 189.

2 Общая теория государства и права: Академический курс: В 2 т. / Под ред. Н.М. Марченко. — Т. 2: Теория права. — М., 1998. — С. 22.

на которых строятся большие группы правовых норм. К числу доктринальных принципов права В.А. Четвернин относит «все, что не запрещено, разрешено», «все, что не разрешено, запрещено», «договоры должны соблюдаться», «субъективному праву всегда соответствует юридическая обязанность» и «всякое правонарушение предполагает юридическую ответственность»1.

2. Позитивистский подход. В его рамках правом считается только то, что закреплено государством в официально признанных источниках права. В рамках континентальной системы права, куда традиционно относится и Россия, речь идет, в первую очередь, о фиксированности в нормативноправовых актах. С позиции позитивистского подхода принципы права — это руководящие начала, выраженные в нормативных актах и обращенные к правоприменителю и другим субъектам права. Это означает, что их главная черта — императивность, проявляющаяся в отсутствии возможности толкования, существует ли данный принцип или нет, четкой закрепленности в тексте нормативных правовых актов. В первую очередь — Конституции РФ и отраслевых кодексах.

Первый подход в большей степени характерен для теории государства и права, а второй — для отраслевых юридических наук. Полагаем, что оба подхода имеют право на существование, но при этом — каждый в рамках своей науки. Для отраслевиков доктринальный подход к пониманию принципов права просто вреден, так как он ведет к дезориентации в практической деятельности. Правоприменитель должен ясно представлять, каким принципам необходимо следовать. А для этого они четко должны быть закреплены в законе.

Количество законодательно закрепленных принципов — ограничено, количество доктринальных — огромно и зависит от позиций ученых и убедительности их аргументации. При желании практически любое нормативное положение УПК РФ, ГПК РФ, ТК РФ и других кодексов можно подвести под категорию доктринального принципа права.

От понимания сущности принципов права зависит восприятие их мобильности. Если принципы — это только то, что четко выражено в нормативных актах, значит, их мобильность напрямую увязывается с динамичностью законодательства. Например, упразднение института народных заседателей в гражданском судопроизводстве привело к исключению принципа участия населения в отправлении правосудия в гражданском процессе. Однако упразднение института народных заседателей в уголовном судопроизводстве не исключило указанный выше принцип, так как сохранился институт присяжных заседателей, но по сравнению с предшествующим периодом сузило возможности его реализации.

Если принципы носят доктринальный характер, значит, их мобильность в меньшей степени связана с динамикой законодательства. Это обусловлено тем, что ученые могут выделять и обосновывать принципы, которые прямо (уже или еще) не закреплены в нормативном акте.

От понимания сущности принципов права зависит и взгляд на их функциональную роль. Законодательно закрепленные принципы в большей степени выражают государственную волю, а принципы доктринального характера в большей степени отражают политико-правовую и социально-экономическую ситуацию, имеющую место в конкретно- исторических условиях определенного государства.

Следовательно, законодательно закрепленные принципы исполняют регулятивную функцию, а принципы доктринального характера — интерпретационную, идеологическую (через науку выражается отношение определенных слоев общества к правовой реальности и перспективам ее изменения) и, отчасти, стимулирующую (оказывают воздействие на дальнейшее развитие законодательства) функцию.

Что отраслевые науки являются своеобразной источниковой базой для теории государства и права (в том числе и касательно рассматриваемой нами проблематики) — это понятно. А вот может ли что-либо дать теория государства и права конкретным отраслям права в плане принципов права?

Думаем, может. Особенно в плане юридической техники. Принципами отрасли права, по нашему мнению, являются только те исходные положения, которые закреплены в Конституции РФ или (и) отраслевых кодексах (актах, их заменяющих). Все остальное в правовом смысле принципами отрасли права не является и носит доктринальный характер, находится не в сфере права, а в сфере правосознания, и, следовательно, не обязательно для правоприменителя.

В общей теории права и в отраслевых юридических науках существуют различные классификации принципов права. Однако, что весьма показательно, ни одна из них не является общепризнанной. Анализ классификаций принципов права не входит в задачи настоящей работы. Ограничимся лишь замечанием общего характера — любая классификация носит условный характер и имеет, скорее, не практическое, а научно-познавательное значение. Ярким подтверждением этому является достаточно широко распространенная в теории права классификация, в рамках которой все принципы делятся на общие, отраслевые и межотраслевые2. Данная классификация вызывает ряд вопросов. Например, является ли

1 См.: Четвернин В.А. Введение в курс общей теории права и государства: Учебное пособие. — М., 2003. — С. 164—169.

2 См., например: Общая теория государства и права: Академический курс: В 2 т. / Под ред. М.Н. Марченко. — М., 1998. — Т. 2: Теория права. — С. 24—26. В более развернутом виде эта классификация приведена в следующей работе: Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. — М., 2001. — С. 228—230.

существование отраслевых принципов одним из критериев отраслевого деления? Или, можно ли выделить особые специфические принципы, характерные исключительно для конкретной отрасли права? Полагаем, что в настоящее время далеко не каждая отрасль права обладает некими собственными принципами, характерными исключительно для нее и отсутствующими в других отраслях.

По нашему мнению, в соответствии с позитивистским подходом принципы практически всех отраслей права можно разделить на три группы: конституционные принципы, не продублированные в отраслевых кодексах; конституционные принципы, продублированные в отраслевых кодексах; отраслевые принципы, нашедшие отражение в кодексах.

В части 1 статьи 15 Конституции РФ закреплено положение, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации», поэтому можно было бы и не повторять конституционные положения в отраслевом законодательстве. Однако, учитывая правила современной законодательной техники и специфику российского правосознания (в рамках которого Конституция нередко воспринимается как документ, носящий исключительно декларативный характер), следует признать такое дублирование оправданным и целесообразным.

Мы полагаем, что юридическая конструкция закрепления принципов права в различных отраслях должна, в первую очередь, включать конституционные принципы, реализуемые конкретным отраслевым законодательством.

Проиллюстрируем предлагаемое нами деление принципов права на примере нескольких отраслей российского права.

Сначала остановимся на принципах гражданского процессуального и арбитражного процессуального права.

В ГПК РФ отсутствует структурный элемент, который бы в названии содержал понятие «принцип», однако ряд исходных идей этой отрасли права, которые можно идентифицировать в качестве принципов, закреплен в главе 1 «Основные положения» раздела I «Общие положения».

Аналогичная ситуация имеет место в АПК РФ. Там также отсутствует структурный элемент под названием «Принципы...», а базовые идеи отрасли закреплены в главе 1 «Основные положения» раздела I «Общие положения».

Конституционные принципы гражданского процессуального и арбитражного процессуального права, не продублированные в ГПК РФ и АПК РФ:

1. Принцип неприкосновенности частной жизни (ст. 23 Конституции РФ).

2. Принцип защиты прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ).

3. Принцип гарантированности судебной защиты прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ).

4. Принцип доступности квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ).

5. Принцип недопущения использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50 Конституции РФ).

Конституционные принципы гражданского процессуального и арбитражного процессуального права, продублированные в ГПК РФ и АПК РФ:

1. Принцип осуществления правосудия только судом (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ, ст. 5 ГПК РФ, ст. 1 АПК РФ).

2. Принцип равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ, ст. 6 ГПК РФ, ст. 7 АПК РФ).

3. Принцип независимости судей (ч. 1 ст. 120 Конституции РФ, ст. 8 ГПК РФ, ст. 5 АПК РФ).

4. Принцип государственного языка судопроизводства (ч. 1, 2 ст. 68 Конституции РФ, ст. 9 ГПК РФ, ст. 12 АПК РФ).

5. Принцип гласности судебного разбирательства (ч. 1 ст. 123 Конституции РФ, ст. 10 ГПК РФ, ст. 11 АПК РФ).

6. Принцип осуществления правосудия на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, ст. 12 ГПК РФ, ст. 8, 9 АПК РФ).

Отраслевые принципы гражданского процессуального и арбитражного процессуального права, нашедшие отражение в ГПК РФ и АПК РФ:

1. Принцип применения аналогии закона и аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ, ч. 6 ст. 13 АПК РФ).

2. Принцип обязательности судебных актов (ст. 13 ГПК РФ, ст. 16 АПК РФ).

3. Принцип процессуального равенства сторон (ч. 2 ст. 12 ГПК РФ, ч. 2 ст. 8, ч. 2 и 3 ст. 9 АПК РФ).

Кроме того, в ГПК РФ (ст. 7) закреплен принцип сочетания единоличного и коллегиального рассмотрения гражданских дел, а в АПК РФ — принцип непосредственности судебного разбирательства (ст. 10 АПК РФ) и принцип законности (ст. 6 АПК РФ).

Все остальные положения, именуемые в научной литературе принципами гражданского процессуального права и арбитражного процессуального права, носят доктринальный характер и, по сути,

принципами права не являются. Перечень этих «принципов» является открытым1 и, как уже говорилось ранее, зависит от позиции отдельных ученых.

Перейдем к принципам семейного права.

В СК РФ, также как и в ГПК РФ и АПК РФ, нет структурного элемента, в названии которого бы встречалось слово «принцип». Тем не менее, статья 1 СК РФ называется «Основные начала семейного законодательства». А принципы, как мы уже неоднократно отмечали, это и есть основные начала, исходные положения, базовые идеи. Следовательно, в СК РФ принципы семейного права нормативно закреплены в статье 1.

По нашему мнению, классификация принципов семейного права выглядит следующим образом:

Конституционные принципы семейного права, не продублированные в СК РФ:

1. Принцип государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ). По сути, этот принцип тесно переплетается с принципом государственной защиты семьи, материнства и детства, ведь поддержка без защиты малоэффективна.

2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ). Данный принцип находит достаточно явную реализации в ряде положений СК РФ, однако в четком виде в семейном законодательстве он не сформулирован.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 3 ст. 38 Конституции РФ). Данный принцип прямо в СК РФ не продублирован, однако часть 1 статьи 87 СК гласит: «Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них».

4. Принцип неприкосновенности частной жизни (ст. 23 Конституции РФ). В части 1 статьи 23 Конституции провозглашается, что «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени». В СК РФ, как ни странно, понятие «семейная тайна» отсутствует, но встречается понятие «тайна усыновления» (ст. 139 СК РФ). Надо полагать, что тайна усыновления является частью семейной тайны.

5. Принцип защиты прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ). Данный принцип носит универсальный характер, затрагивает все сферы общественной жизни, в том числе и сферу семейных отношений.

Конституционные принципы семейного права, продублированные в СК РФ.

В отличие от других отраслей права, например, гражданского процессуального, в семейном праве в эту группу входит всего два принципа:

1. Принцип государственной защиты семьи, материнства и детства (ч. 1 ст. 38 Конституции РФ; ч. 1 ст. 1 СК РФ). Следует обратить внимание на то, что Семейный кодекс несколько расширяет положение Конституции: в нем говорится не только, что семья, материнство, детство, но и отцовство находятся под защитой государства. Указанное дополнение не является случайным. Действительно, развитие и законодательства, и судебной практики идет по пути уравнивания многих прав, казавшихся до недавнего времени почти исключительной привилегией женщин. Например, в настоящее время мужчина может находиться в отпуске по уходу за ребенком, на него могут быть оформлены «детские» пособия; при решении вопроса о том, с кем из родителей будет проживать ребенок после расторжения ими брака, все больше имеют место случаи, когда суд оставляет ребенка с отцом. В советский период отечественной истории такие решения выносились крайне редко и носили исключительный характер.

В части 1 статьи 1 СК РФ конкретизируется, что законодатель понимает под защитой семьи, материнства, отцовства и детства: «семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав». Если первая часть приведенного положения носит, скорее, декларативный характер, то правила о недопустимости произвольного вмешательства в дела семьи, обеспечении беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав и возможности судебной защиты этих прав реально обеспечиваются всей российской правовой системой, а также правоохранительными органами.

2. Принцип гарантированности судебной защиты прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ). В части 1 статьи 1 СК РФ упоминается возможность защиты членами семьи своих прав в судебном порядке. Данный принцип находит конкретизацию в ряде статей СК РФ. Например, в соответствии с частью 3 статьи 11 отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (или одним из них); на основании части 3 статьи 15 вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным лицо, вступившее в

1 Разные ученых к их числу относят принцип объективной истины, принцип процессуальной активности суда, принцип сочетания устности и письменности, принцип непосредственности, принцип непрерывности, право быть выслушанным и быть услышанным, принцип процессуальной экономии и др.

брак, от которого другое лицо скрыло наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции; споры о разделе имущества после расторжения брака рассматриваются в судебном порядке (ст. 20, ч. 3 ст. 38) и т. д.

Отраслевые принципы семейного права, нашедшие отражение в СК РФ:

1. Принцип признания брака, заключенного только в органах записи актов гражданского состояния (ч. 2 ст. 1). Данный принцип означает, что религиозные обряды (например, венчание) не имеют правового значения. Также не приравниваются к браку длительное совместное проживание, ведение общего хозяйства, наличие общих детей и т. п.

2. Принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины (ч. 3 ст. 1). Данный принцип конкретизирован в части 1 статьи 12 СК РФ, где в качестве одного из условий заключения брака прямо указана необходимость взаимного добровольного согласия мужчины и женщины, вступающих в брак. В случае нарушения этого требования брак может быть признан судом недействительным (ч. 1 ст. 27 СК РФ).

3. Принцип равенства прав супругов в семье (ч. 3 ст. 1). Данный принцип означает, что в российском законодательстве отсутствует понятие «глава семьи», супруги обладают равными имущественными и неимущественными правами, в том числе правом на воспитание детей, независимо от пола, возраста, рода деятельности и т. д. Принцип равенства супругов находит конкретизацию в статье 31 СК РФ «Равенство супругов в семье».

4. Принцип разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию (ч. 3 ст. 1). Данный принцип касается как имущественных вопросов (например, в соответствии с ч. 1 ст. 35 СК РФ «владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласию супругов», а на основании ч. 4 ст. 60 СК РФ «дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию»), так и неимущественных вопросов (например, в соответствии с ч. 2 ст. 65 «все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей»).

5. Принцип приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии (ч. 3 ст. 1). Данный принцип реализуется всем комплексом государственных мер, направленных на поддержку семьи. Кроме того, в части 1 статьи 124 СК РФ закреплено положение, что усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Наряду с усыновлением используется такая форма воспитания детей, как приемная семья (гл. 21 СК РФ).

6. Принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи (ч. 3 ст. 1). Данный принцип гарантируется, в первую очередь, разделом V СК РФ «Алиментные обязательства членов семьи».

7. Принцип запрещения любых формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 4 ст. 1). Данный принцип конкретизирует конституционное положение части 2 статьи 19 Конституции РФ, что «запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». Если, например, органами записи актов гражданского состояния будет отказано в регистрации брака на основании принадлежности граждан к определенной расе, национальности, религиозному культу и т. д., то такой отказ может быть обжалован в суд.

Следует отметить, что в части 1 статьи 1 СК РФ содержатся некоторые положения, которые формально можно отнести к нормативно закрепленным принципам семейного права (построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощь и ответственность перед семьей всех ее членов). Однако анализ их содержания позволяет говорить, что это не принципы права, а своеобразная декларация, пожелание, рекомендация законодателя к тому, на каких началах граждане должны строить семейные отношения. В СК РФ и иных нормативных правовых актах отсутствует механизм реализации этих пожеланий, не установлены какие-либо меры юридической ответственности за их нарушение. Следовательно, указанные положения не являются принципами семейного права.

Классификация принципов права на: закрепленные в Конституции РФ и не продублированные в отраслевом законодательстве; конституционные принципы, продублированные в отраслевом законодательстве; принципы, закрепленные только в отраслевом законодательстве, может быть успешно применена к уголовному, уголовно-процессуальному, гражданскому, трудовому, семейному, административному и прочим отраслям российского права. Далее на проблемах такого рода мы останавливаться в данной статье не будем, а сконцентрируем внимание на юридических конструкциях, которые применяет законодатель при закреплении принципов права в той или иной отрасли.

Однако прежде чем говорить непосредственно о юридической конструкции закрепления принципов, вполне правомерным представляется нам вопрос, принципы чего именно (отрасли права, правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений, законодательства и т. п.) должны быть закреплены в отраслевых кодексах? В настоящее время в российском законодательстве

представлено несколько разных вариантов. Например, в Уголовно-процессуальном кодексе РФ речь идет о принципах уголовного судопроизводства, в Трудовом кодексе РФ — об основных принципах регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, в Уголовно-исполнительном кодексе РФ — о принципах уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, в Земельном кодексе РФ — об основных принципах земельного законодательства.

Полагаем, что такое разнообразие затрудняет толкование текстов нормативных правовых актов и не способствует эффективности правоприменительной практики. Следовательно, необходима определенная унификация. На наш взгляд, наиболее точно отражающим сущность явления принципа права в законодательстве является понятие «принцип законодательства», так как, исходя из позитивистского понимания права, правом является только то, что закреплено в источниках права (в первую очередь, в текстах нормативных правовых актов). Поэтому мы предлагаем в тексте нормативных правовых актов оперировать именно этим понятием.

Проанализировав действующие российские кодексы, мы можем выделить несколько моделей юридических конструкций закрепления отраслевых принципов права:

1. Принципы права не выделяются в отдельный структурный элемент кодекса: нет ни главы, ни статьи с соответствующим названием. Такая ситуация имеет место, например, в СК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, ГК РФ. Как таковые принципы соответствующей отрасли законодательства закреплены в этих кодексах в начальных структурных элементах («началах», «основных положениях» и т. п.). Данная конструкция представляется нам неудачной, так как остается открытым вопрос, какие из нормативных положений соответствующей главы кодекса, по мнению законодателя, являются принципами, а какие — нет. Также непонятно, рассматривает ли законодатель в качестве принципов отрасли права некоторые нормативные положения, закрепленные в других разделах кодекса.

2. Принципы права закреплены в отдельной главе кодекса. Так, в УПК РФ принципы уголовного судопроизводства закреплены в главе 2 (ст. 6—19), которая так и называется «Принципы уголовного судопроизводства». Обратим внимание, что законодатель в рамках указанной главы (за исключением ее названия), не использует термин «принцип». Это вызывает определенные сложности при толковании норм главы 2 УПК РФ. Так, статья 6 «Назначение уголовного судопроизводства», входящая в названную главу, посвящена раскрытию содержания назначения уголовного судопроизводства, но не закрепляет никаких принципов соответствующей отрасли.

Глава 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях» в своем названии содержит слово «принципы», однако лишь в названии одной из девяти статей указанной главы это понятие встречается (ст. 1.4 «Принцип равенства перед законом»). Формально получается, что законодательство об административных правонарушениях базируется только на одном принципе. На самом деле, конечно, это не так.

Более удачной нам видится конструкция закрепления принципов уголовного права. Глава 1 УК РФ называется «Задачи и принципы Уголовного кодекса Российской Федерации». В ней в названии ряда статей встречается слово принцип. В частности, называются принцип законности (ст. 3), принцип равенства граждан перед законом (ст. 4), принцип вины (ст. 5), принцип справедливости (ст. 6) и принцип гуманизма (ст. 7). Однако и эта конструкция не идеальна, так как прямо нигде не указано, является ли данный перечень исчерпывающим или же он открытый.

3. Принципы права закреплены в отдельной статье кодекса. Так, в статье 2 ТК РФ «Основные принципы регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» закреплено положение: «Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

— свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

— запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

— защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

— обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

— равенство прав и возможностей работников;

— обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

— обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

— обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

— обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

— сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

— обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

— установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением;

— обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;

— обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

— обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

— обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

— обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

— обеспечение права на обязательное социальное страхование работников».

Несмотря на то, что перечень принципов весьма широк, законодатель, судя по названию статьи, в которой фигурирует сочетание «основные принципы», не считает его исчерпывающим.

Статья 8 Уголовно- исполнительного кодекса РФ называется «Принципы уголовно- исполнительного законодательства Российской Федерации». В ней указано, что «Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием». Как видим, аналогично ТК РФ, принципы здесь просто перечисляются. Но в отличие от ТК РФ отсутствуют указания, что их перечень открытый.

В статье 1 Земельного кодекса РФ «Основные принципы земельного законодательства» закреплены принципы земельного законодательства:

«1. Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли».

При этом в части 2 статьи 1 ЗК РФ устанавливается, что федеральными законами «могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным пунктом 1 настоящей статьи принципам». Тем самым законодатель прямо указывает, что приведенный перечень принципов земельного права не является исчерпывающим.

Мы не случайно процитировали полностью статьи ТК РФ, УИК РФ и ЗК РФ, где закреплены принципы трудового, уголовно-исполнительного и земельного права. Если сравнить механизм их изложения в названных кодексах, то становится очевидной разница в подходах. Если в ТК РФ и УИК РФ принципы просто перечисляются, то в ЗК РФ их содержание раскрывается. Учитывая большой объем статьи 1 ЗК РФ, а также значимость ее содержания, представляется, что более целесообразным было сделать из этой статьи целую главу «Основные принципы земельного законодательства» или «Принципы земельного законодательства», где пункты действующей статьи превратились бы в отдельные статьи, включающие названия соответствующих принципов. Кроме того, следует более тщательно продумать, какие нормативные положения земельного законодательства (в том числе и закрепленные в Конституции РФ) необходимо закрепить в ЗК РФ именно в качестве принципов земельного законодательства.

Подводя итоги данной работы, отметим, что анализ отраслевых кодексов приводит к неутешительному выводу, что в большинстве случаев у законодателя нет целостного представления ни о том, какие положения того или иного нормативного акта являются принципами права, ни об оптимальной юридической конструкции их закрепления. Полагаем, что в целях совершенствования законотворческого процесса в Российской Федерации необходима разработка методических рекомендаций, предназначенных для законодателей различного уровня, в которых бы предлагалась типовая конструкция закрепления принципов права в нормативных правовых актах.

По нашему мнению, принципы права должны быть закреплены в нормативных актах (в первую очередь, в кодексах) под названием «Принципы (уголовного, уголовно-процессуального, семейного, трудового, гражданского и т. д.) законодательства». Оптимальной конструкцией закрепления принципов права представляется таким образом. В первом разделе кодекса «Основные положения» должна содержаться глава с названием «Принципы <...> законодательства». В этой главе в первой по порядку статье необходимо перечислить все принципы соответствующего законодательства. Последующие статьи этой главы в своих названиях должны содержать наименование одного из принципов, а в самом тексте раскрывать содержание принципа. Полагаем, что такая конструкция системы отраслевых принципов российского права будет способствовать более точному пониманию субъектами права замысла законодателя и, соответственно, повышению эффективности правоприменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.