Научная статья на тему 'Юридическая дефиниция криминальной субкультуры'

Юридическая дефиниция криминальной субкультуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
629
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КРИМИНАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНАЯ СТИГМАТИЗАЦИЯ / КОНТРКУЛЬТУРА / ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ УЧЕНЫЕ / CULTURE / CRIMINAL SUBCULTURE / SOCIAL STIGMA / COUNTERCULTURE / OUR SCIENTISTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Уваров Артур Игоревич

В статье рассматривается понятие криминальной субкультуры как «преступного феномена», раскрыты современные подходы к ее содержанию и асоциальным особенностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal definition of a criminal subculture: the concept and content

The article discusses the concept of the criminal subculture as "a criminal phenomenon," disclosed modern approaches to its content and antisocial features.

Текст научной работы на тему «Юридическая дефиниция криминальной субкультуры»

Понятие «культура» включает в себя всю совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Но господствующая в обществе культура не носит универсального характера для всех членов общества. Существуют малые группы, имеющие свою альтернативную культуру, отличающуюся от официальной культуры или даже отрицающую ее. Данное явление и обусловило возникновение понятия «субкультура» (англ. Subculture - подкультура).

Субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.

С криминологической точки зрения, субкультуры - это структурные и функциональные образования, отличающие лиц, принадлежащих к ним, от остальных членов общества и проявляющих чувство общности.

Для обозначения криминальной субкультуры применяются также другие термины, такие как: «вторая жизнь»; «социально-негативные групповые явления»; «асоциальная субкультура».

Считается, что криминальная субкультура возникла в закрытых исправительных учреждениях, а затем распространилась за их пределами, захватив значительную часть подростково-юношеской популяции, прежде всего, трудовых и педагогически трудных подростков, которые и составляют основную массу осужденных «первоходков». Криминальная субкультура блокирует и извращает воспитательные действия педагогов и окружающих, разрушает внутриколлективные отношения, замещая коллективистские отношения отношениями круговой поруки, коллективизм - клановостью, товарищество - лжетовариществом, оправдывает и поощряет преступное поведение и преступный образ жизни.

Отечественные ученые, формулируя определение криминальной субкультуры XX в., руководствовались различными категориями. В частности, по мнению А.И. Долговой, основополагающим фактором в формировании личности преступника являются его семья и ближайшее окружение [1, с. 84]. Не соглашаясь с этой точкой зрения, Ю.М. Антонян оставляет приоритет за образом жизни [2, с. 9], а Я.И. Гилинский, в свою очередь, считает, что субстратом антиобщественного поведения является социальная несправедливость [3, с. 69]. Указанные выше факторы, как то: семья, ближайшее окружение, образ жизни, уровень образования и нравственного воспитания, социальная направленность и др. - должны рассматриваться в комплексе.

Позднее авторы, исследовавшие феномен криминальной субкультуры, отдали приоритет совокупности ценностей, идей, правил и норм поведения, принятых в криминальной среде как в малой группе, а не нравственным дефектам в сознании отдельных личностей, однако отсутствие единого понятийного аппарата порождало противоречия. Так, например, данное явление Д.А. Корецкий назвал негативно-поощряющей микросредой - малой группой, объединенной общим интересом к отрицательным феноменам проведения досуга, разделяющей антиобщественные взгляды и убеждения, обладающей искаженным мировоззрением и впоследствии пренебрежением нормами права и морали, а также бытующих в ней неправильных традиций и привычек, способствующей неправомерному, предпреступному поведению любого из ее членов [4, с. 45-46].

В то же время С.Я. Лебедев рассматривает в качестве криминальной субкультуры антиобщественные традиции и обычаи [5, с. 12], а спустя десятилетие Н.П. Мелешко называет данное явление единым негативным социальным процессом: «Преступность и негативные социальные отклонения (пьянство, наркотизм, токсикомания, проституция, безнадзорность несовершеннолетних и т.д.) взаимосвязаны и имеют одни корни, общность некоторых причин, сходство ряда признаков личностей их носителей. Их единая антиобщественная природа обусловливает взаимное влияние, зависимость, соединение различных видов социальных отклонений, в том числе и преступлений, в единый негативный социальный процесс» [6, с. 3].

А.А. Тайбаков использует понятие «преступная субкультура» при описании поведения карманных воров, что ставит под сомнение универсальность используемой категории, т.к. субкультура преступных сообществ не ограничивается только представителями указанной «криминальной

профессии». Наиболее приближенным к истине является определение криминальной субкультуры, которое предлагает Ю.К. Александров, считающий, что это образ жизнедеятельности лиц, объединившихся в криминальные группы и придерживающихся определенных законов и традиций [7, с. 8].

Несмотря на множество попыток толкования понятия «криминальная субкультура», большинство ученых полагают, что в отечественную науку его ввел В.Ф. Пирожков. По его мнению, криминальная субкультура - это определенный уровень развития жизни преступных сообществ, выраженный в типах и формах их организации, деятельности членов данных сообществ, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [8, с. 145].

Среди вышеперечисленных понятий криминальной субкультуры наиболее приемлемой является позиция С.Я. Лебедева, всесторонне четко отражающая основополагающие характеристики рассматриваемого явления, в то время как другие формулировки перенасыщены дополнительными признаками, не отражающими полностью основных черт исследуемой дефиниции.

Закономерно предположить, что криминальная субкультура - это явление комплексное, затрагивающее практически все сферы жизнедеятельности ее носителя. Представляется ошибочным выделять в качестве одного-единственного критерия какой-либо доминирующий фактор в формировании личности преступника, ориентированный на соблюдение обычаев и традиций преступного мира.

Криминальная субкультура по сути своей носит агрессивный характер. Она вторгается в культуру официальную, взламывая ее, девальвируя ценности и нормы, насаждая в ней свои правила, атрибутику. Известно, что носителем культуры является язык. На сегодняшний день он оказался весь пронизан терминологией уголовного жаргона, на котором охотно говорят как подростки, так и представители власти. А ведь утрата чистоты национального языка - серьезнейший симптом нарастания процесса глубокой криминализации общества. Особо важно подчеркнуть, что эта криминализация в первую очередь затрагивает подрастающее поколение как наиболее активную в криминальном отношении часть общества и наиболее чуткую по своим возрастным особенностям к языковым инновациям.

Носителями криминальной субкультуры являются криминальные группы, а персонально -рецидивисты. Они аккумулируют, пройдя через тюрьмы и колонии, устойчивый преступный опыт, «воровские законы», а затем передают его другим. Здесь можно говорить о трех психологических механизмах воспроизводства преступности. Первый - персонализированный, когда преступник-рецидивист из числа взрослых и опытных берет «шефство» или «наставничество» над конкретным индивидуумом. Второй механизм - через криминализацию всего населения, приобщая его к уголовному языку, приучая мыслить криминальными категориями. Третий психологический механизм - через криминальную группу, которую укрепляет криминальная субкультура своими нормами и ценностями, способствует длительному ее существованию. Поскольку криминальные группы по всей стране и с зарубежьем связаны многочисленными каналами («дорогами», «трассами»), постольку это и способствует универсализации, типизации норм и ценностей криминальной субкультуры, быстроте ее распространения. Можно еще выделить четвертый путь распространения криминальной субкультуры - когда лидеры преступных группировок специально отбирают талантливых людей и на различных базах готовят из них боевиков, террористов, будущих лидеров преступного мира.

Криминальная субкультура отличается от обычной культуры криминальным содержанием норм, регулирующих взаимоотношения и поведение членов группы между собой и с посторонними для группы лицами. Они прямо, непосредственно и жестко регулируют криминальную деятельность, преступный образ жизни, внося в них определенный порядок. В ней отчетливо прослеживается:

- резко выраженная враждебность по отношению к общепринятым нормам и криминальное содержание субкультуры;

- внутренняя связь с уголовными традициями;

- скрытность от непосвященных;

- наличие целого набора строго регламентированных в групповом сознании атрибутов;

- попрание прав личности, выражающееся в агрессивном, жестком и циничном отношении к «чужим», слабым и беззащитным;

- отсутствие чувства сострадания к людям, в том числе и к «своим»;

- нечестность и двуличное отношение к «чужим»;

- паразитизм, эксплуатация «низов», глумление над ними;

- обесценивание результатов человеческого труда, выражающееся в вандализме;

- неуважение прав собственников, выражающееся в кражах и хищениях;

- поощрение циничного отношения к женщине и половой распущенности;

- поощрение низменных инстинктов и любых форм асоциального поведения.

«Привлекательность» криминальной субкультуры состоит в том, что ее ценности формируются с учетом следующих факторов:

- наличие широкого поля деятельности и возможностей для самоутверждения и компенсации неудач, постигших человека в обществе;

- сам процесс криминальной деятельности, включающий в себя риск, экстремальные ситуации и окрашенный налетом ложной романтики, таинственности и необычности;

- снятие всех моральных ограничений;

- отсутствие запретов на любую информацию и, прежде всего, на интимную.

В отличие от законопослушных социальных групп в криминальных группах социальнопсихологическая стратификация закрепляется социальной стигматизацией (социальное клеймение). Это означает, что статус, роль и функции личности в группе отражаются в знаках, вещественных атрибутах и способах размещения индивидуума в пространстве, занимаемом криминальной группой. Таким образом, в криминальных сообществах действуют определенные «знаки различия», «читая» которые, можно точно определить «кто есть кто».

Средствами социальной стигматизации в криминальных группах являются:

- татуировки, в которых с помощью надписей, рисунков, условных знаков, аббревиатур отражается опыт человека в криминальной среде, степень его авторитета, притязания и ожидания;

- клички, по степени благозвучности, возвышенности которых можно судить о положении личности в криминальном сообществе;

- система вещественных атрибутов, к которым относятся носильная одежда и обувь, личные вещи, пища и тому подобное.

- размещение человека в пространстве (по спальным местам и т.д.).

Криминальная субкультура, представляя собой целостную культуру преступного мира, с ростом преступности все более расслаивается на ряд подсистем (субкультура воровская, тюремная, рэкетиров, проституток, мошенников, теневиков и т.п.), противостоящих официальной культуре. Степень сформированности криминальной субкультуры, ее влияние на личность и группу бывают различными. Она может встречаться в виде отдельных, не связанных друг с другом элементов; может получать определенное оформление (ее «законы» играют роль в регуляции поведения личности и группы); наконец, она может доминировать в данном заведении (микрорайоне, населенном пункте), полностью подчиняя своему влиянию как криминогенный контингент, так и законопослушных людей.

Криминальная субкультура включает в себя субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в групповой криминальной деятельности (знания, умения, профессионально-преступные навыки и привычки, этические взгляды, эстетические потребности, мировоззрение, формы и способы обогащения, способы разрешения конфликтов, управления преступными сообществами, криминальную мифологию, привилегии для «элиты», предпочтения, вкусы и способы проведения досуга, формы отношений к «своим», «чужим», лицам противоположного пола и тому подобное), предметные результаты деятельности преступных сообществ (орудия и способы совершения преступлений, материальные ценности, денежные средства и тому подобное).

Все это находит отражение, прежде всего, в особой «философии» уголовного мира, оправдывающей совершение преступлений, отрицающей вину и ответственность за содеянное, заменяющей низменные побуждения благородными и возвышенными мотивами: в насильственных

преступлениях - чувством «коллективизма», товарищеской взаимопомощи, обвинением жертвы и т.д.; в корыстных преступлениях - идеей перераспределения имеющейся у людей собственности и ее присвоения с самой разнообразной «позитивной» мотивацией. Переход к рыночным отношениям стимулировал в преступной среде идею быстрого обогащения, пренебрежения экономическими интересами других людей, что дало вспышку корыстной преступности со своими жесткими правилами игры.

Криминальная субкультура базируется на дефектах правосознания, среди которых можно выделить правовую неосведомленность и дезинформированность, социально-правовой инфантилизм, правовое бескультурье, социально-правовой негативизм и социально-правовой цинизм. При этом дефекты правосознания усугубляются дефектами нравственного сознания, пренебрегающего общечеловеческими принципами морали.

Важное место в криминальной субкультуре занимают «мифы» (уголовная мифология), насаждающие образы «удачливого вора», «смелого разбойника», «несгибаемого парня», культивирующие «воровскую романтику», «идею воровского братства», «воровскую честность» и тому подобное, способствующие сплочению преступных групп, формированию определенных уголовных традиций.

Таким образом, понятие криминальной субкультуры включает в себя совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих деятельность криминальных сообществ, что способствует их живучести, сплоченности, криминальной активности и мобильности, преемственности поколений правонарушителей. Основу криминальной субкультуры составляют чуждые гражданскому обществу ценности, нормы, традиции, различные ритуалы объединившихся в группы преступников. В них в искаженном и извращенном виде отражены возрастные и другие социально-групповые особенности населения.

Бесспорно, социальный вред криминальной субкультуры огромен, так как она является мощнейшим механизмом воспроизводства преступности. В свою очередь, государство, с учетом системы сдержек и противовесов, должно противопоставить этому социальному злу не менее мощный, а главное - эффективный - механизм противодействия, комплексно используя все структурные элементы аппарата государства и политической системы нашего общества.

Литература

1. Долгова А.И. Изучение личности преступника // Советское государство и право. 1978. № 6.

2. Антонян Ю.М., Самовичев Ю.Г. Отражение в приговоре мотивов насильственного преступления // Советская юстиция. 1982. № 20.

3. Гилинский Я.И. Проблемы причинности в криминологической науке // Советское государство и право. 1986.№ 8.

4. Корецкий Д.А. Тяжкие бытовые преступления и их предупреждение: Учеб. пособие. М., 1989.

5. Лебедев С.Я. Антиобщественные традиции, обычаи и их влияние на преступность: Учеб. пособие. Омск, 1989.

6. Мелешко Н.П. Преступное поведение несовершеннолетних как криминологическая проблема: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 1998.

7. Александров Ю.К. Очерки криминальной субкультуры. СПб., 2004.

8. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). Тверь, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.