Научная статья на тему 'Юрген хабермас на философском факультете МГУ'

Юрген хабермас на философском факультете МГУ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
354
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Миронова Дагмар

На философском факультете МГУ 18 ноября 2009 г. состоялась лекция одного из самих известных философов современности, проф. Юргена Хабермаса. Профессор Хабермас, который посетил Москву в связи с Днями философии ЮНЕСКО в России, согласился прочитать на философском факультете МГУ лекцию на тему: «От картин мира к жизненному миру».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юрген хабермас на философском факультете МГУ»

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

Юрген Хабермас на философском факультете МГУ

На философском факультете МГУ 18 ноября 2009 г. состоялась лекция одного из самих известных философов современности, проф. Юргена Хабермаса. Профессор Хабермас, который посетил Москву в связи с Днями философии ЮНЕСКО в России, согласился прочитать на философском факультете МГУ лекцию на тему: «От картин мира к жизненному миру».

Хотя профессор Хабермас и не нуждается в представлении, хотелось бы все же сказать несколько слов о его биографии. Юрген Хабермас родился 18 июня 1929 г. в Дюссельдорфе. Учился с 1949 по 1954 г. в университетах Гёттингена, Цюриха и Бонна, занимался философией, психологией, немецкой литературой и экономическими науками. После защиты кандидатской диссертации (1954 г.) в университете Бонна, посвященной анализу абсолюта в истории с углубленным исследованием взглядов Шеллинга и Хайдеггера, Хабермас в течение двух лет работает свободным журналистом, пока Т. Адорно не приглашает его сотрудником во вновь открытый Институт социальных исследований во Франкфурте-на-Майне. Здесь он знакомится с эмпирическими социальными исследованиями и приступает к разработке критической теории общества.

После защиты докторской диссертации по теме «Изменение структуры общественности. Исследования одной из категорий буржуазного общества» в 1961 г., Хабермас начинает работать профессором университета в гейдельберге. Будучи профессором философии и социологии в университете Франкфурта-на-Майне с 1964 по 1971 г, он становится самим известным представителем Франкфуртской школы, пользуется популярностью в широких кругах студенческого движения и влияет решающим образом на формирование позиции левых, которые лояль-

© Миронова Д., 2009

Д. Миронова

но относились к конституции страны, отмежевавшись от радикальных групп. Опубликованная в 1968 г. работа «Познание и интерес» впервые вышла за пределы немецкоязычного пространства.

С 1971 по 1983 г. профессор Хабермас работает одним из двух директоров Института имени Макса Планка по исследованию научно-технического мира в Штарнберге. Вторым директором был фон Вайцзеккер.

В этот период вышел целый ряд его произведений по вопросам легитимации позднекапиталистического общества и реконструкции буржуазного материализма. В 1981 г. опубликовано его главное произведение — «Теория коммуникативных действий», а в 1992 г. выходит в свет второй крупный труд — «Фактичность и значимость». В этих работах теснейшим образом переплетены философский анализ и данные современных социальных наук.

В 1983 г. Ю. Хабермас возвращается в университет Франкфурта-на-Майне, в котором проработает до 1994 г. профессором по социальной философии и философии истории. В этот период он принимает активное участие во всех крупных дискуссиях, которые велись в немецкой философии социологии и истории, например, в так называемом споре о позитивизме или в споре историков (предметом спора был вопрос о возможности сравнения немецкого фашизма и сталинизма). Он высказывал свое мнение также в дебатах о теории систем, постмодерне, гражданском неповиновении и авторитаризме.

Юрген Хабермас является почетным доктором целого ряда иностранных университетов и лауреатом многих премий, например премии им. Зигмунда Фрейда, премии им. Адорно, премии им. Гегеля, премии им. Карла Ясперса и др. Что касается звания почетного доктора, то проф. Хабермас, начиная с 2000 г., отказывается от всех предложенных почестей подобного рода1.

Целый ряд работ Ю. Хабермаса переведен на русский язык: ««Будущее человеческой природы: На пути к либеральной евгенике?» (М.: Весь Мир, 2002), «Вовлечение другого: Очерки политической теории» (М.: Наука, 2001), «Демократия. Разум. Нравственность» (М.: Наука, 1992), «Моральное сознание и коммуникативное действие» (СПб.: Наука, 2000), «Политические работы» (М.: Праксис, 2005), «Философский дискурс о модерне» (М.: Весь мир, 2003), «Расколотый Запад» (М.: Весь мир, 2008)1.

Лекция на философском факультете проходила в большом актовом зале и вызывала живой интерес не только со стороны студентов и преподавателей, но и всей философской общественности г. Москвы. Ректор Московского университета академик В.А. Садовничий

1 Использованы материалы: http://www.hdg.de/lemo/html/biografien/HabermasJuergen/

2 Данные приводятся по: http://ru.wikipedia.org/wiki/Хабермас,Юрген.

представил собравшимся профессора Хабермаса. Так как проф. Хабермас отказался от последовательного перевода своей лекции, сославшись на то, что он будет читать примерно один час и последовательный перевод будет слишком утомительным, по его просьбе текст был заранее переведен и при помощи компьютерной техники показан на большом экране актового зала нового гуманитарного здания.

Как мы уже отметили, лекция была посвящена теме перехода от картин мира к жизненному миру. Был высказан тезис о том, что в наших плюралистических обществах существует целый ряд картин мира, которые помогают нам ориентироваться в мире, не претендуя на общезначимость, и что философия на этом фоне призвана просвещать нас относительно того, что означает прирост мирового знания для нас. Ставился вопрос о том, как философия может держаться на расстоянии от простого производства картин мира, не отказываясь от своей функции самопонимания. В качестве ответа предлагается переходить от картин мира к жизненному миру, то есть пройти своеобразный путь обучения.

Профессор Хабермас предложил рассматривать на этом пути четыре отрезка, необходимых для достижения поставленной цели: сначала он пояснил три основные концепции («жизненный мир», «объективный мир», «повседневный мир»), затем он показал, каким образом происходил процесс освобождения «объективного мира» от проекций «жизненного мира». Трансцендентальная философия Канта трактовалась им как ответ на те проблемы, которые вытекают из естественнонаучно-объективированной картины объективного мира, а в качестве последнего шага было показано, что данный образ усложняется в результате подъема гуманитарных и социальных наук. В итоге философия вынуждена перейти к де-трансцендентали-зации деятельной субъективности, выйти за пределы философских учений Гуссерля и Хайдеггера.

Не давая сейчас подробного изложения выступления проф. Хабермаса, так как материалы его лекции в несколько дополненном варианте будут издаваться философским факультетом МГУ параллельно на немецком и русском языках, отмечу лишь, что Хабермас подытоживает следующее: что из «генеалогии послеметафизичес-кого мышления вытекает рефлексия общих структур жизненного мира как общий фокус наших разветвленных философских предприятий. Если понимать жизненный мир как совокупность условий возможности интенсионального отношения к миру, взаимного перенимания перспектив, использования пропозиционально дифференцированного языка, а также инструментального и социального действия, он создает взаимосвязь в детализованных ис-

следованиях аналитической философии»1. Думается, что в этих нескольких словах изложена целая философская исследовательская программа.

После лекции проф. Хабермас ответил на поступившие вопросы, которые касались не только темы лекции, но и таких моментов, как оценка проф. Хабермасом философии жизни, его отношения к марксистскому учению и проч. Впрочем, проф. Хабермас обещал письменно ответить на те из вопросов, которые ему покажутся интересными. И вопросы, и ответы также войдут в вышеназванную публикацию.

Закончить свое изложение впечатлений о лекции проф. Хабермаса хотелось бы на оптимистической нотке: в личной беседе с деканом философского факультета проф. Хабермас отметил, что если здоровье позволит, в следующем году на философском факультете МГУ состоится его мастер-класс.

1 Цит. по тексту выступления Ю. Хабермаса на философском факультете МГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.