Научная статья на тему 'Ю. Хабермас'

Ю. Хабермас Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
933
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ю. Хабермас»

ЮРГЕН ХАБЕРМАС

Юрген Хабермас — один из известнейших мыслителей ХХ века. Главным делом жизни Хабермаса была разработка нового варианта «критической теории» Франкфуртской школы, заложившего идейный фундамент современной западной социал-демократической мысли. Теодор Адорно и Макс Хоркхаймер — лидеры первого поколения школы — пришли к универсальному пессимизму в отношении перспектив развития индустриальной цивилизации и традиции Просвещения в целом. Преодолевая эту установку, Хабермас ввел понятие коммуникативного разума, укорененного в структурах языка, последовательно осуществляющегося в общественной реальности как результат деятельности «коммуникативной общественности» по достижению взаимопонимания между различными социальными группами. Диалогический коммуникативный разум Хабермаса составил реальную альтернативу пониманию разума, свойственному Адорно и Хоркхаймеру.

Будущий мыслитель родился 18 июня 1929 г. в небольшом городке рядом с Дюссельдорфом в семье директора торгово-промышленной палаты. После крушения фашизма учился в Геттингене и Цюрихе, завершил философское образование в Боннском университете. В 1954 г. получает степень доктора философии за диссертацию, посвященную творчеству Шеллинга. В Бонне произошла встреча с Карлом-Отто Апелем (р. 1922) и началась дружба длиною в жизнь, которая не исключала напряженных дискуссий, поскольку Апель разрабатывал проект диалогического преобразования кантовской трансцендентальной философии, а Хабермас выступал за кооперацию философии с гуманитарными науками с целью обоснования коммуникативного подхода к разуму.

В конце 50-х гг. сблизился с интеллектуальным сообществом Франкфуртской школы, стал ассистентом Адорно во франкфуртском Институте социальных исследований. Особое впечатление на него произвело знакомство с Гербертом Маркузе. Хоркхаймер отнесся к нему настороженно, в одном письме к Адорно он упрекает Хабермаса за излишний радикализм. Поэтому для завершения хабилитации Хабермасу пришлось уехать в Марбург, где он под руководством Вольфганга Абендрота написал и успешно защитил в 1961 г. диссертацию на тему «Структурные изменения общественности». Незадолго до защиты Г.-Г. Гадамер предложил кандидатуру Хабермаса на должность экстраординарного профессора университета Гейдельберга, в котором последний проработал до 1964 г., когда он занял должность ординарного профессора кафедры философии и социологии Франкфуртского университета, в которой и оставался до 1971 г.

Первый вариант его «критической теории» был опубликован в 1968 г. под названием «Познание и интерес». До и во время студенческих волнений 1968 г. Хабермас был активным участником дискуссий об академической реформе; в каком-то смысле вся философия Ю. Хабермаса несет в себе творческий импульс движения «шестидесятников». С начала 70-х гг. в ответ на интенсивную критику работы «Познание и интерес» стал серьезно раз-

рабатывать проблемы философии языка, а также методологические основания социальных наук. В результате в начале 70-х гг. вышли такие его работы, как «Теория общества или социальная технология», в основе которой лежала дискуссия с Н. Луманом, и «К логике социальных наук».

С 1971 по 1981 г. Хабермас работает в Институте исследований условий жизни научно-технического мира им. Макса Планка в Штарнберге, небольшом курортном городке южнее Мюнхена. Этим институтом он руководил вместе с К. Ф. Вайцзеккером. Важной вехой его творчества стала работа «К реконструкции исторического материализма» (1976), где ученый попытался соединить идеи К. Маркса с идеями Ж. Пиаже и ряда других мыслителей с целью выработки теории коммуникативной рационализации жизненного мира. В 1981 г. вышла его фундаментальная «Теория коммуникативного действия», посвященная обоснованию коммуникативной рациональности и «критической теории современности». Эта книга оказала огромное влияние на развитие гуманитарных наук в Германии и за ее пределами. В том же году Хабермас вернулся в университет Франкфурта-на-Майне, где проработал в должности профессора до своего ухода на пенсию в 1994 г.

Во второй половине 80-х гг. Хабермас активно участвовал в многочисленных дискуссиях, предметом которых были бурные перемены в жизни Европы в целом и Германии в частности, и постепенно стал играть роль интеллектуального лидера Германии. Он и сейчас выступает с серьезными аналитическими статьями по актуальным проблемам современности. В 1992 г. Хабермас завершил следующий большой труд — «Фактичность и значимость», где осуществил коммуникативное обоснование демократии и правового государства. Кроме этого в 80—90-е гг. вместе с К.-О. Апелем (и в ходе дискуссий с ним) он обосновал «этику дискурса», согласно которой нормы диалога являются предпосылкой логики, предпосылкой самого разума. Такая позиция вызвала резкую реакцию специалистов по философии Канта, один из которых — профессор Марбургского университета Р. Брандт — утверждал, что этика дискурса является всего лишь эмпирической версией кантовской философии свободы, причем сам Кант при этом представлен не вполне адекватно. В ответ на эту критику Хабермас написал ряд статей о философии Канта, одна из которых представлена в данном юбилейном выпуске «Кантовского сборника». Другим направлением мысли, начало которому положила публичная дискуссия с кардиналом Ратцингером (будущим Римским папой), состоявшаяся 19 января 2004 г. в Мюнхене, и которым занят Хабермас сегодня, является разработка проекта философской антропологии с учетом фундаментальных религиозных ценностей.

Редколлегия

Ю. Хабермас

3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.