Научная статья на тему 'ЮНОСТЬ'

ЮНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
Ключевые слова
юность / условные границы юности: морфология / физиология и биохимия / динамика и диапазон возможных физических и умственных достижений / чувство взрослости / стремление к статусу взрослого / чувство ответственности за свой выбор / выбор жизненного пути / развитие сознания / преодоление препятствий внутри себя / состояние сознания / надежд / стремлений / амбиций в юности / повышенная чувствительность и возрастающая чувственность / в юности человек обращен к самому миру / простота / новые достижения рефлексии над собой / особая чувствительность к социальным проблемам и идеям / стремление преодолеть негативные эмоции / оптимизм молодости / поиск жизненного пути / путь участника общественного развития человечества / молодежный максимализм / социальная ситуация в жизни молодежи / образовательная / трудовая и другая значимая деятельность / особенности общения со старшими в юности / общение со сверстниками своего и противоположного пола / дружба в молодости / влюбленность и любовь / феноменология энергетического потенциала молодежи / эволюционные и исторические причины повышенной чувственности / умственное развитие и ценностные ориентации / особенности идентичностиотчуждения в контексте личностных проблем / самосознание в молодости / феномен возможности развития надситуативной активности / предчувствия и предчувствия новизны – подарок молодым людям из глубин социальной истории человечества / феноменология энергетического потенциала в подростковом возрасте / молодые люди из семьи и без попечения родителей. / young age / conditional boundaries of a young age: morphology / physiology and biochemistry / dynamics and range of possible physical and mental achievements / sense of adulthood / aspiration for adult status / sense of responsibility for one’s choices / choice of life path / development of consciousness / overcoming obstacles within oneself / state of consciousness / hopes / aspirations / ambitions in youth / heightened sensitivity and increasing sensuality / in youth one is turned towards the world itself / simplicity / new achievements of reflection on oneself / particular sensitivity to social problems and ideas / aspiration to overcome negative emotions / optimism of youth / search of a vital way / the way of the participant of social development of mankind / youth maximalism / social situation in life of youth / educational / labour and other significant activities / features of communication with seniors at youth / communication with peers of own and opposite sex / friendship in youth / falling in love and love / phenomenology of energy potential in youth / evolutionary and historical reasons of heightened sensuality / mental development and value orientations / identity-alienation features in the context of personality problems / self-awareness in youth / the phenomenon of potential for developing supra-situative activity / anticipations and premonitions of novelty – a gift to young people from the depths of human social history / the phenomenology of energy potential in adolescence / young people from family and without parental care

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Валерия Мухина

Юношеский возраст – период жизни человека между отрочеством и взрослостью. В разных периодизациях возрастные границы юности разительно расходятся. Это и понятно: возраст – объективная на конкретно-исторический момент, хронологически и символически фиксированная характеристика и стадия развития поколения в онтогенезе. Условная граница юношеского возраста, на который мы будем ориентироваться: от 17-18 до 20-21 г. Нижняя граница является более распространенной, верхняя также приводится в ряде источников. Условность возраста обусловлена тем, что юность – исторически наиболее поздно сформировавшийся период в череде предшествующих взрослости возрастов. Известно, что в родовых культурах ребенок, как только осваивал навыки производительной, общественно полезной деятельности, из детства переходил сразу в сообщество взрослых. Общество пользуется и поныне понятием «ребенок», имея в виду возраст от младенца до юношества, обозначая этим словом отсутствие опыта, самостоятельности. Ребенок – это традиционное русское обозначение возрастных границ, определяющих социальный статус и незначительный еще жизненный опыт. У Вл. Даля читаем: «ребенком зовут младенца, отрока или отроковицу до юношества». И далее: «Юноша, юнак, юныш, юнок и мн. др., человек в возрасте от 15 до 20 лет и более, в поре возмужалости <…> Юность, молодость, младость, переходная пора человека от отрочества к возмужалости, и состояние это… Юношеский возраст, лета: – потехи, упражнения, – горячность, легкомыслие. Юношествовать – быть в юношеском возрасте»**. Поэтому-то мы можем понять и принять текст Конвенции о правах ребенка, ст. 1: «Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее». Очерчивая границы юношеского возраста, мы исходим из известных науке данных о морфологии, физиологии и биохимии, а также из данных о динамике и диапазоне возможных физических и психических достижений. В юности человек уже по праву может хотеть ощущать себя взрослым, ответственным за свой выбор, однако он трепещет перед ожидающей его впереди ближайшей жизнью. Социальная ситуация как условие развития и бытия в юности отличается для юноши тем, что она открыта его притязаниям, его усердию и его талантам. Дело за ним. В юности перед молодым человеком встает вопрос о выборе жизненного пути, о развитии своего сознания настолько, чтобы преодолеть многие и многие препоны, преграды, препятствия внутри самого себя и достойно войти в грядущую взрослую жизнь. Ключевой проблемой, определяющей интерес человека в юности, является он сам: состояние его сознания, его надежды и чаяния, его амбиции; это могут быть притязания на то, чтобы проявить себя в этом мире, отразив свою личность в искусстве, науке, духовности; это могут быть пока синкретические грезы (мечты как создания воображения) о будущем; однако знаменательное событие в юности – сознательно отказавшись от грез и мечтаний, начать с охотой и жадно набираться полноты знаний и чувствований из сфер Великого идеополя, сложившегося в истории человечества. Юность – возраст обостренной чувствительности и предтечи нарастающей чувственности. Чувствительность – способность живого чувствовать, воспринимать; впечатлительность, способность ощущать и воспринимать; но не только воспринимать, но и фиксировать самые незаметные внешние влияния и воздействия. Чувственность – переживание, осуществляемое посредством органов чувств, ощущений, восприятий; телесные (плотские) переживания. В свое время Вл. Даль писал о чувствовании – способности ощущать, чуять собою, слышать, осязать, познавать телесными, плотскими способностями, средствами. Способность познавать нравственно, внутренне, понимать, сознавать духовное, отзываясь на это впечатлениями. С этими разумными словами, трактующими понятие чувствование, нельзя не согласиться. В то же время в юности человек обращен к самому миру. Современное молодое поколение включено в проблемы, которые являются проблемами столкновения цивилизаций. На границе тысячелетий понятие «цивилизация» претерпевает очередные изменения. Это в высшей степени эклектическое и многозначное понятие, означающее мировую культуру, уровень общественного прогресса, развитие материальной и духовной культуры; уровень, достигнутый той или иной общественно-экономической формацией. Доминирующими в XIX-XX вв. явились трактовки цивилизаций как замкнутых общественных организмов, либо как завершающей фазы упадка в развитии когда-то целостной и органичной культуры, либо как набора культурных программ, реализующихся в самодостаточном и уникальном общественном организме. Сегодня философы, политологи и прочие мыслители, обсуждающие проблемы цивилизаций, предполагают выход за пределы религиозных ценностей и географических составляющих: переход от символа «кровь и почва» к символу «язык и культура». Тем самым границы новых знаков структурирования человеческих цивилизаций очерчиваются на новых основаниях – по ареалам распространения языков и нового образа жизни. При этом мыслители, ратующие за судьбы цивилизаций, предрекают далеко не радужное будущее или, по крайней мере, радикально преображенные новые цивилизации*. Цивилизация – понятие, известное со времен античности, где оно противопоставлялось варварству. В качестве самостоятельного термина, соотносимого с понятием культура, вошло в словоупотребление и научное обращение в XVIII в. Именно в это время это понятие приобрело особый социально-философский смысл для обозначения конкретной стадии всемирно-исторического процесса и ценностей общества, основанного на началах разума, справедливости и законности. Артур Франсуа Мари, вошедший в историю мировой культуры под именем Вольтер (1694–1778) – французский философ, писатель, публицист в свое время сделал попытку создания философии истории. Он рассматривал человеческую историю как последовательное движение от первобытного варварства к позднейшей цивилизации, подчеркивая при этом значимую роль просвещения, науки, творческой деятельности человечества [3]. Он – крупнейший писатель-просветитель, повлиявший на духовное развитие молодых поколений не только в Европе, но и в России [3, с. 271–338]. Юность отличается особой сензитивностью к социальным проблемам и идеям. При этом, откликаясь на социальные явления, юность стремится преодолеть негативные эмоции, вызванные неопределенностью развития цивилизационных концепций и цивилизационных отношений, которые проявляются сегодня в основном через обсуждаемые «столкновения». Юность оптимистична по своей природной сущности: наиболее жизнеспособные и активные молодые люди выбирают для себя сегодня (как и во все прежние времена) путь соучастника общественного развития человечества, при этом ставя перед собой задачи, выводящие за пределы того способа существования, который был условием их жизни и развития в детстве и отрочестве. Поиск жизненного пути, смысла своей жизни одаривает жизнеутверждающую часть юношества высокими мировоззренческими чувствами, выступающими как внутреннее условие развития и бытия человека в юности [4, с. 347–348].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The age of youth is a period of human life between adolescence and adulthood. Different periodizations show different age boundaries of youth. It is understandable as age is objective for concrete-historical moment, chronologically and symbolically fixed characteristic and stage of development of generation in ontogenesis. The conventional boundary for the youth we will focus on is 17-18 to 20-21 years. The lower boundary is more common, and the upper one is also found in a number of sources. The conditionality of age is due to the fact that youth is historically the latest formed period in the series of ages preceding adulthood. It is known that in native cultures a child as soon as mastered skills of productive, socially useful activity, he/she was transferred from the childhood to the community of adults. Society still uses the term "child", referring to an age ranging from infancy to youth and indicating by this word the absence of experience and independence. A child is a traditional Russian designation of age boundaries, determining social status and little life experience yet. In Dahl we read: "A child is an infant, otrok or otrokovitsa up to youth. And further: “A youth, young man, youngish, youth and many others, a person aged 15 to 20 years old and over, at the age of manhood <...> Youth, early adulthood, mladost is a transitional season of man from adolescence to manhood, and this state... The youth age, is years of fun, exercises, ardor, levity. To be young is to be in youth age”. This is why we can understand and accept the text of Convention on the Rights of the Child, Article 1: “For the purposes of this Convention, a child is every human being below the age of 18 unless under the law applicable to the child, majority is attained earlier”. The boundaries of youth are based on scientifically known data about morphology, physiology and biochemistry, as well as data about the dynamics and range of possible physical and mental achievements. As a young person, one may rightly want to feel like an adult, responsible for his/her choices, but he/she is in awe of the immediate life ahead of him/her. The social situation as a condition of development and existence in youth age is different for young people in that it is open to their ambition, their diligence and their talents. It is up to them. The young man is faced with the question of choosing his life path, of developing his consciousness enough to overcome many and many obstacles, barriers, obstacles within himself and to enter the coming adult life with dignity. The key issue that defines a person’s interest in youth is himself: the state of his consciousness, his hopes and aspirations, his ambitions; it may be aspirations to manifest himself in this world, reflecting his personality in art, science, spirituality; it may be syncretic dreams (dreams as creations of imagination) of the future; but the significant event in youth is consciously abandoning dreams and reveries, begin to willingly and greedily gain fullness of knowledge and feelings from spheres of Great Ideofield developed in the history of mankind. Youth is the age of heightened sensitivity and the precursor of increasing sensuality. Sensitivity is the capacity of the living being to feel, to perceive; impressionability, the ability to feel and perceive; but not only to perceive, but also to record the most imperceptible external influences and impacts. Sensuality – experience realized by means of sense organs, sensations, perceptions; bodily (carnal) experiences. In his time Vl. Dahl wrote about sensuality – the ability to feel, smell with oneself, hear, touch, know with bodily, fleshly abilities, means. Ability to cognize morally, internally, to understand, be aware of the spiritual, responding to it with impressions. One cannot disagree with these reasonable words interpreting the concept of feeling. At the same time, youth is concerned with the world itself. The young generation of today is involved in issues that are the problems of the clash of civilizations. At the turn of the millennium, the concept of “civilization” is undergoing further changes. It is a highly eclectic and polysemantic notion meaning world culture, the level of social progress, development of material and spiritual culture, the level reached by any socio-economic formation. Interpretations of civilizations as isolated social organisms became dominating in XIX-XX centuries, or as final phase of decadence in development of once wholesome and organic culture or as a set of cultural programs realized in self-sufficient and unique social organism. Today philosophers, political scientists and other thinkers discussing the problems of civilizations assume exit beyond religious values and geographical components: transition from the symbol “blood and soil” to the symbol “language and culture”. Thereby borders of new signs of human civilizations’ structuring are outlined on new bases – on areas of distribution of languages and new ways of life. At the same time, the thinkers advocating the fate of civilizations predict far from rosy future or at least radically transformed new civilizations. Civilization is a concept known since antiquity, where it was opposed to barbarism. It came into use as an independent term, correlated with the concept of culture, in the XVII-th century. It was at that time that this concept acquired a special social and philosophical meaning to denote a particular stage of the world-historical process and the values of society based on reason, justice and rule of law. Arthur François Marie, who entered the history of world culture under the name of Voltaire (1694-1778), was a French philosopher, writer and publicist who once tried to create a philosophy of history. He regarded human history as a successive movement from primitive barbarism to later civilization, emphasizing the important role of education, science, creative activity of mankind [3]. He is a major writer-enlightener, who influenced the spiritual development of younger generations not only in Europe but also in Russia [3, pp. 271-338]. Young people are particularly sensitive to social issues and ideas. Thus, responding to the social phenomena, the youth aspires to overcome the negative emotions caused by uncertainty of development of civilization concepts and civilization relations which are shown today basically through discussed "collisions". Youth is optimistic in its natural essence: the most viable and active young people today (as in all previous times) are choosing to take part in the social development of humanity, setting for themselves goals that go beyond the mode of existence that was a condition of their life and development in childhood and adolescence. The search for life path, the meaning of one’s life endows the life-affirming part of youth with high worldview feelings, acting as an internal condition of human development and existence in youth [4, p. 347-348].

Текст научной работы на тему «ЮНОСТЬ»

Валерия Мухина

ЮНОСТЬ*

Воспитание юношества мудреная задача.

Вл. Даль

Сознанье, Нравственность и Воля,

Три ипостаси одного.

(Перефраз К. Бальмонта) В. Мухина

Аннотация. Юношеский возраст - период жизни человека между отрочеством и взрослостью. В разных периодизациях возрастные границы юности разительно расходятся. Это и понятно: возраст - объективная на конкретно-исторический момент, хронологически и символически фиксированная характеристика и стадия развития поколения в онтогенезе.

Условная граница юношеского возраста, на который мы будем ориентироваться: от 17-18 до 20-21 г. Нижняя граница является более распространенной, верхняя также приводится в ряде источников. Условность возраста обусловлена тем, что юность - исторически наиболее поздно сформировавшийся период в череде предшествующих взрослости возрастов. Известно, что в родовых культурах ребенок, как только осваивал навыки производительной, общественно полезной деятельности, из детства переходил сразу в сообщество взрослых. Общество пользуется и поныне понятием «ребенок», имея в виду возраст от младенца до юношества, обозначая этим словом отсутствие опыта, самостоятельности. Ребенок - это традиционное русское обозначение возрастных границ, определяющих социальный статус и незначительный еще жизненный опыт. У Вл. Даля читаем: «ребенком зовут младенца, отрока или отроковицу до юношества». И далее: «Юноша, юнак, юныш, юнок и мн. др., человек в возрасте от 15 до 20 лет и более, в поре возмужалости <...> Юность, молодость, младость, переходная пора человека от отрочества к возмужалости, и состояние это... Юношеский возраст, лета: - потехи, упражнения, -горячность, легкомыслие. Юношествовать - быть в юношеском возрасте»**. Поэтому-то мы можем понять и принять текст Конвенции о правах ребенка, ст. 1: «Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо

* Раздел IV. Юность. Раздел I не воспроизводился: его концепция была выстроена и впервые заявлена в монографии В.С. Мухиной Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты), которая претерпела семь изданий [1]. Концепция автора продолжает развиться из года в год.

Печатается в контексте вводимых принципиально новых идей и новых эмпирических, научных и художественных материалов, которые сущностно преобразовали содержание учебника В.С. Мухиной «Возрастная психология: Феноменология развития», претерпевшего 17 изд. [2].

** «Юность, юношество, юнотство - младость, переходная пора человека от отрочества к возмужалости, и состояние это». Вл. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. Т. 4. Р - V. М., 1982. С. 668.

до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее».

Очерчивая границы юношеского возраста, мы исходим из известных науке данных о морфологии, физиологии и биохимии, а также из данных о динамике и диапазоне возможных физических и психических достижений.

В юности человек уже по праву может хотеть ощущать себя взрослым, ответственным за свой выбор, однако он трепещет перед ожидающей его впереди ближайшей жизнью. Социальная ситуация как условие развития и бытия в юности отличается для юноши тем, что она открыта его притязаниям, его усердию и его талантам. Дело за ним.

В юности перед молодым человеком встает вопрос о выборе жизненного пути, о развитии своего сознания настолько, чтобы преодолеть многие и многие препоны, преграды, препятствия внутри самого себя и достойно войти в грядущую взрослую жизнь.

Ключевой проблемой, определяющей интерес человека в юности, является он сам: состояние его сознания, его надежды и чаяния, его амбиции; это могут быть притязания на то, чтобы проявить себя в этом мире, отразив свою личность в искусстве, науке, духовности; это могут быть пока синкретические грезы (мечты как создания воображения) о будущем; однако знаменательное событие в юности - сознательно отказавшись от грез и мечтаний, начать с охотой и жадно набираться полноты знаний и чувствований из сфер Великого идеополя, сложившегося в истории человечества.

Юность - возраст обостренной чувствительности и предтечи нарастающей чувственности.

Чувствительность - способность живого чувствовать, воспринимать; впечатлительность, способность ощущать и воспринимать; но не только воспринимать, но и фиксировать самые незаметные внешние влияния и воздействия.

Чувственность - переживание, осуществляемое посредством органов чувств, ощущений, восприятий; телесные (плотские) переживания.

В свое время Вл. Даль писал о чувствовании - способности ощущать, чуять собою, слышать, осязать, познавать телесными, плотскими способностями, средствами. Способность познавать нравственно, внутренне, понимать, сознавать духовное, отзываясь на это впечатлениями. С этими разумными словами, трактующими понятие чувствование, нельзя не согласиться.

В то же время в юности человек обращен к самому миру. Современное молодое поколение включено в проблемы, которые являются проблемами столкновения цивилизаций.

На границе тысячелетий понятие «цивилизация» претерпевает очередные изменения. Это в высшей степени эклектическое и многозначное понятие, означающее мировую культуру, уровень общественного прогресса, развитие материальной и духовной культуры; уровень, достигнутый той или иной общественно-экономической формацией. Доминирующими в Х1Х-ХХ вв. явились трактовки цивилизаций как замкнутых общественных организмов, либо как завершающей фазы упадка в развитии когда-то целостной и органичной культуры, либо как набора культурных программ, реализующихся в самодостаточном и уникальном общественном организме.

Сегодня философы, политологи и прочие мыслители, обсуждающие проблемы цивилизаций, предполагают выход за пределы религиозных ценностей и географических составляющих: переход от символа «кровь и почва» к символу «язык и культура». Тем самым границы новых знаков структурирования человеческих цивилизаций очерчиваются на новых основаниях - по ареалам распространения языков и нового образа жизни. При этом мыслители, ратующие за судьбы цивилизаций,

предрекают далеко не радужное будущее или, по крайней мере, радикально преоб-

*

раженные новые цивилизации*.

Цивилизация - понятие, известное со времен античности, где оно противопоставлялось варварству. В качестве самостоятельного термина, соотносимого с понятием культура, вошло в словоупотребление и научное обращение в XVIII в. Именно в это время это понятие приобрело особый социально-философский смысл для обозначения конкретной стадии всемирно-исторического процесса и ценностей общества, основанного на началах разума, справедливости и законности. Артур Франсуа Мари, вошедший в историю мировой культуры под именем Вольтер (1694-1778) - французский философ, писатель, публицист в свое время сделал попытку создания философии истории. Он рассматривал человеческую историю как последовательное движение от первобытного варварства к позднейшей цивилизации, подчеркивая при этом значимую роль просвещения, науки, творческой деятельности человечества [3]. Он - крупнейший писатель-просветитель, повлиявший на духовное развитие молодых поколений не только в Европе, но и в России [3, с. 271-338].

Юность отличается особой сензитивностью к социальным проблемам и идеям. При этом, откликаясь на социальные явления, юность стремится преодолеть негативные эмоции, вызванные неопределенностью развития цивилизацион-ных концепций и цивилизационных отношений, которые проявляются сегодня в основном через обсуждаемые «столкновения».

Юность оптимистична по своей природной сущности: наиболее жизнеспособные и активные молодые люди выбирают для себя сегодня (как и во все прежние времена) путь соучастника общественного развития человечества, при этом ставя перед собой задачи, выводящие за пределы того способа существования, который был условием их жизни и развития в детстве и отрочестве.

Поиск жизненного пути, смысла своей жизни одаривает жизнеутверждающую часть юношества высокими мировоззренческими чувствами, выступающими как внутреннее условие развития и бытия человека в юности [4, с. 347-348].

Ключевые слова: юность; условные границы юности: морфология, физиология и биохимия; динамика и диапазон возможных физических и умственных достижений; чувство взрослости; стремление к статусу взрослого; чувство ответственности за свой выбор; выбор жизненного пути; развитие сознания;

* Шпенглер О. Закат Европы: в 2 т. М., 2004; Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2004; Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М., 2004; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2005; Хантингтон С. Кто мы? М., 2004; Форрестер Дж. Мировая динамика. М.; СПб, 2003; Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург, 2004; и мн. другие труды, посвященные современным вопросам настоящего и будущего человечества.

преодоление препятствий внутри себя; состояние сознания, надежд, стремлений, амбиций в юности; повышенная чувствительность и возрастающая чувственность; в юности человек обращен к самому миру; простота; новые достижения рефлексии над собой; особая чувствительность к социальным проблемам и идеям; стремление преодолеть негативные эмоции; оптимизм молодости; поиск жизненного пути; путь участника общественного развития человечества; молодежный максимализм; социальная ситуация в жизни молодежи; образовательная, трудовая и другая значимая деятельность; особенности общения со старшими в юности; общение со сверстниками своего и противоположного пола; дружба в молодости; влюбленность и любовь; феноменология энергетического потенциала молодежи; эволюционные и исторические причины повышенной чувственности; умственное развитие и ценностные ориентации; особенности идентичности-отчуждения в контексте личностных проблем; самосознание в молодости; феномен возможности развития надситуативной активности; предчувствия и предчувствия новизны - подарок молодым людям из глубин социальной истории человечества; феноменология энергетического потенциала в подростковом возрасте; молодые люди из семьи и без попечения родителей.

Abstract. The age of youth is a period of human life between adolescence and adulthood. Different periodizations show different age boundaries of youth. It is understandable as age is objective for concrete-historical moment, chronologically and symbolically fixed characteristic and stage of development of generation in ontogenesis.

The conventional boundary for the youth we will focus on is 17-18 to 20-21 years. The lower boundary is more common, and the upper one is also found in a number of sources. The conditionality of age is due to the fact that youth is historically the latest formed period in the series of ages preceding adulthood. It is known that in native cultures a child as soon as mastered skills of productive, socially useful activity, he/she was transferred from the childhood to the community of adults. Society still uses the term "child", referring to an age ranging from infancy to youth and indicating by this word the absence of experience and independence. A child is a traditional Russian designation of age boundaries, determining social status and little life experience yet. In Dahl we read: "A child is an infant, otrok or otrokovitsa up to youth. And further: "Ayouth, young man, youngish, youth and many others, a person aged 15 to 20 years old and over, at the age of manhood <...> Youth, early adulthood, mladost is a transitional season of man from adolescence to manhood, and this state... The youth age, is years of fun, exercises, ardor, levity. To be young is to be in youth age". This is why we can understand and accept the text of Convention on the Rights of the Child, Article 1: "For the purposes of this Convention, a child is every human being below the age of 18 unless under the law applicable to the child, majority is attained earlier".

The boundaries of youth are based on scientifically known data about morphology, physiology and biochemistry, as well as data about the dynamics and range of possible physical and mental achievements.

As a young person, one may rightly want to feel like an adult, responsible for his/her choices, but he/she is in awe of the immediate life ahead of him/her. The social situation as a condition of development and existence in youth age is different for young people in that it is open to their ambition, their diligence and their talents. It is up to them.

The young man is faced with the question of choosing his life path, of developing his consciousness enough to overcome many and many obstacles, barriers, obstacles within himself and to enter the coming adult life with dignity.

The key issue that defines a person's interest in youth is himself: the state of his consciousness, his hopes and aspirations, his ambitions; it may be aspirations to manifest himself in this world, reflecting his personality in art, science, spirituality; it may be syncretic dreams (dreams as creations of imagination) of the future; but the significant event in youth is consciously abandoning dreams and reveries, begin to willingly and greedily gain fullness of knowledge and feelings from spheres of Great Ideofield developed in the history of mankind.

Youth is the age of heightened sensitivity and the precursor of increasing sensuality.

Sensitivity is the capacity of the living being to feel, to perceive; impressionability, the ability to feel and perceive; but not only to perceive, but also to record the most imperceptible external influences and impacts.

Sensuality - experience realized by means of sense organs, sensations, perceptions; bodily (carnal) experiences.

In his time Vl. Dahl wrote about sensuality - the ability to feel, smell with oneself, hear, touch, know with bodily, fleshly abilities, means. Ability to cognize morally, internally, to understand, be aware of the spiritual, responding to it with impressions. One cannot disagree with these reasonable words interpreting the concept of feeling.

At the same time, youth is concerned with the world itself. The young generation of today is involved in issues that are the problems of the clash of civilizations.

At the turn of the millennium, the concept of "civilization" is undergoing further changes. It is a highly eclectic and polysemantic notion meaning world culture, the level of social progress, development of material and spiritual culture, the level reached by any socio-economic formation. Interpretations of civilizations as isolated social organisms became dominating in XIX-XX centuries, or as final phase of decadence in development of once wholesome and organic culture or as a set of cultural programs realized in self-sufficient and unique social organism.

Today philosophers, political scientists and other thinkers discussing the problems of civilizations assume exit beyond religious values and geographical components: transition from the symbol "blood and soil" to the symbol "language and culture". Thereby borders of new signs of human civilizations' structuring are outlined on new bases - on areas of distribution of languages and new ways of life. At the same time, the thinkers advocating the fate of civilizations predict far from rosy future or at least radically transformed new civilizations.

Civilization is a concept known since antiquity, where it was opposed to barbarism. It came into use as an independent term, correlated with the concept of culture, in the XVII-th century. It was at that time that this concept acquired a special social and philosophical meaning to denote a particular stage of the world-historical process and the values of society based on reason, justice and rule of law. Arthur François Marie, who entered the history of world culture under the name of Voltaire (1694-1778), was a French philosopher, writer and publicist who once tried to create a philosophy of history. He regarded human history as a successive movement from primitive barbarism to later civilization, emphasizing the important role of education, science, creative activity of

mankind [3]. He is a major writer-enlightener, who influenced the spiritual development of younger generations not only in Europe but also in Russia [3, pp. 271-338].

Young people are particularly sensitive to social issues and ideas. Thus, responding to the social phenomena, the youth aspires to overcome the negative emotions caused by uncertainty of development of civilization concepts and civilization relations which are shown today basically through discussed "collisions".

Youth is optimistic in its natural essence: the most viable and active young people today (as in all previous times) are choosing to take part in the social development of humanity, setting for themselves goals that go beyond the mode of existence that was a condition of their life and development in childhood and adolescence.

The search for life path, the meaning of one's life endows the life-affirming part of youth with high worldview feelings, acting as an internal condition of human development and existence in youth [4, p. 347-348].

Keywords: young age; conditional boundaries of a young age: morphology, physiology and biochemistry; dynamics and range of possible physical and mental achievements; sense of adulthood; aspiration for adult status; sense of responsibility for one's choices; choice of life path; development of consciousness; overcoming obstacles within oneself; state of consciousness, hopes, aspirations, ambitions in youth; heightened sensitivity and increasing sensuality; in youth one is turned towards the world itself; simplicity; new achievements of reflection on oneself; particular sensitivity to social problems and ideas; aspiration to overcome negative emotions; optimism of youth; search of a vital way; the way of the participant of social development of mankind; youth maximalism; social situation in life of youth; educational, labour and other significant activities; features of communication with seniors at youth; communication with peers of own and opposite sex; friendship in youth; falling in love and love; phenomenology of energy potential in youth; evolutionary and historical reasons of heightened sensuality; mental development and value orientations; identity-alienation features in the context of personality problems; self-awareness in youth; the phenomenon of potential for developing supra-situative activity; anticipations and premonitions of novelty - a gift to young people from the depths of human social history; the phenomenology of energy potential in adolescence; young people from family and without parental care.

СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И ОБРАЗ ЖИЗНИ 1. Социальная ситуация в жизни юношества

Социальная ситуация как условие развития и бытия в юности отличается тем, что расширяется до пределов, отпущенных человеку, живущему в современную ему эпоху, в современной ему культуре, в его государстве и в мире.

Обстоятельства жизни начинают меняться: одни юноши и девушки продолжают жить в семье, решая проблемы своего учения или работы на месте; другие, окончив школу, уезжают в иные города - учиться и работать; третьи - в восемнадцать лет уходят служить Отечеству и т. д. Есть категория молодых людей, которые уезжают за рубеж, - прежде всего на учебу и для расширения своих представлений о мире. Есть категория молодых людей, которая ищет для себя иной жизни, - в недрах

каждого общества возникает новое поколение молодежи с внутренними предпосылками к так называемому антиобщественному поведению.

Юноши и девушки получают возможность (или вынуждены) брать на себя проблемы своего обустройства и начинают встречаться с задачами взрослой жизни. От них ожидают самостоятельности, и они стремятся к самостоятельности в определении своих профессиональных и других жизненных планов. Многие сохраняют зависимость от семьи, особенно в ранней юности, однако постепенно семья уступает сверстникам роль той референтной группы, которая содействует социализации.

В юности человек в своем стремлении определиться с Я-идентичностью примеривает на себя разнообразные модели поведения - те, которые более всего соответствуют его представлению об идеальном «Я». В то же время юноши и девушки пытаются найти для себя новый имидж, примеривают возможные жизненные роли.

С включением в решение социальных задач приходит чувство компетентности.

Юности в социуме предоставляются особые условия общения, и к ней обращены новые ожидания. Окружающий мир взрослых предоставляет юным новые способы взаимодействия. Вступая во взаимодействия с другими на новом уровне, ища себя в новых видах деятельности, юноши и девушки учатся проявлять себя по типу нормативно ожидаемого взрослого поведения, но юношеский возраст - еще и тяга к потехе, шутке, а также им свойственна горячность и легкомыслие. Вл. Даль был прав, когда утверждал это*. Выбранная юношей деятельность преобразует его и вообще имеет для его дальнейшего развития фундаментальное значение. Описанный путь социального развития - неизбежная тенденция взросления человека и вхождения его в реальную жизнь.

Именно в юности человек открывает для себя, осознает и постигает наличие двух способов существования и соответственно наличие двух отношений человека к жизни. Об этих способах психологически весьма убедительно и тонко рассуждал отечественный философ и психолог Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960). Он писал о том, что первый способ - это «жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек: сначала отец и мать, затем подруги, учителя, затем муж, дети и т. д. Здесь человек внутри жизни, всякое его отношение - это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом. Отсутствие такого отношения к жизни в целом связано с тем, что человек не выключается из жизни, не может занять мысленно позицию вне ее для рефлексии над ней» [4, с. 347-348].

Юный человек видит для себя высшие ценности существующего в обыденном отношении к жизни. Например, юная девушка мечтает выйти замуж, обрести свой дом, родить своего ребенка. Это значимые, социально одобряемые ценности. Такая установка на жизнь, однако, «выступает почти как природный процесс». Юная девушка, обретя союз с молодым человеком, заявляет: «Мой парень», «Мой любимый» и просто «Мой». Юная женщина, выйдя замуж, произведя на свет ребенка,

* Даль Вл. Юный, юноша // Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. Т. IV. Р - V. М., 1982. С. 667-668.

удовлетворенная своими достижениями в глазах социального окружения, говорит: «Мой муж», «Моя семья», «Мой ребенок», «Мой дом» и т. д.

«Мой» - в значении существительного, «мое» - то, что принадлежит мне. Сущ-ностно значимый психологический смысл этого понятия: «мой», «мое» - мне принадлежащий. Однако только слово «мой» не персонифицирует личность другого. Здесь лишь констатация: «мой и ничей больше». Контекст таких словосочетаний означается этим столь сладостно переживаемым, но реально столь агрессивным захватническим словом - социальным знаком удовлетворенности, самоидентичности и самодостаточности. Подобная социализация скорее всего происходит в большей мере на бессознательном уровне, когда усваиваются и заявляются значимые для отношений людей формы языкового употребления слов, символизирующих изменения социальной ситуации: «Ты - мой, я - твоя». Здесь собственнический инстинкт срабатывает на присвоение другого человека по типу предметной собственности.

Однако обратимся к рефлексиям философа и психолога С.Л. Рубинштейна. Он писал: «Такая жизнь, когда в ней крепки связи с другими людьми, - самый надежный оплот нравственной жизни, поскольку первая, самая прочная основа нравственности как естественного состояния - в непосредственных связях человека с другими людьми, друг с другом. Здесь нравственность существует как невинность, как неведение зла, как естественное природное состояние человека, состояние его нравов, его бытия» [4, с. 348]. Между тем в такого рода отношениях просматривается объектное отношение ко всему, что предоставляют социальные условия. Ведь юная жена повсеместно говорит «Мой муж», не называя мужа по имени, «Мой ребенок», не называя и имени ребенка. Социальная ситуация определяет для человека идеалы полной, счастливой жизни, означая эти идеалы социальными ролями. И молодой человек попадает в плен традиционных ценностей. Это обстоятельство всегда дает защиту - ведь в традиции роли четко оговорены и иерархизи-рованы. Традиционные ценности придают стабильность человеческой жизни. Однако в современном, цивилизованном обществе человек стремится выйти за пределы стабильной организации жизни.

Юность нередко, протестуя против традиций семьи и общества, пытается отторгнуть основы сложившейся жизни. «Расшатанность этой основы нравственности, связанной с прочно сложившимся бытом, вызывается обычно ломкой этого сложившегося быта, уклада жизни. Такова исходная причина моральных трудностей молодежи в новом обществе», - писал С.Л. Рубинштейн [4, с. 348].

Принятие как бы существующих априори внешних ценностей и следование их предписаниям есть существование, не выходящее за пределы непосредственных связей, в которых традиционно живет обыденный человек. Протест юного поколения против традиций семьи и общества есть возрастной аспект существования, не выходящего за пределы непосредственных связей.

С.Л. Рубинштейн проницательно указал на иной способ возможного существования человека: «Второй способ существования связан с появлением рефлексии. Она как бы приостанавливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы» (курсив мой, В.М.) [4, с. 348]. Человек становится способным занять позицию вне традиционного способа существования,

вне традиционной жизни. «С появлением рефлексии связано философское осмысление жизни» [4, с. 348]. В юности человеку еще предстоит задаться столь жизненно важными проблемами, которые были сформулированы мудрым и чутким философом и психологом С.Л. Рубинштейном.

На уровне второго способа существования разрываются непосредственные связи жизни, но они восстанавливаются на новой основе; с этого момента возникает проблема «ближнего» и «дальнего», проблема соотношения, взаимосвязи непосредственного отношения человека к жизни. Расширенное видение всей полноты жизни как целостного явления, видение современных проблем человечества в сложных перипетиях мировоззрений надежды и мировоззрений кризисов и столкновений цивилизаций полноценно вводит молодое поколение в реальную социальную ситуацию.

Обладая способностью к рефлексии, знаниями о явлениях и тенденциях развития цивилизаций, наиболее социально активные юноши и девушки чувствуют выраженную потребность жить и действовать на уровне высокого способа существования.

Эта позиция в условиях нового времени ставит перед молодежью проблему личной ответственности за свой выбор как в жизни в целом, так и в каждый отдельный момент, за которым возникает необходимость отнестись к ситуации как к проблемной и принять соответствующее своим жизненным целям решение.

Социальная ситуация, которую юноша начинает постигать на новом уровне -уровне рефлексии, определяет особенности развития и формирования системы ценностных ориентаций, которые определяют центральную позицию личности. Выбор, который формулирует для себя молодой человек, оказывает влияние на направленность и содержание социальной активности личности, на общий подход к миру и самому себе. Выбор придает смысл и направление общественной позиции, определяющей поведение и поступки личности.

Юность - период значительного развития социальной активности. Юноши и девушки стремятся освоить все сферы взрослой жизни, прежде всего начать самостоятельно обеспечивать себя материально и тем самым не только и не столько обрести независимость от кровной семьи, сколько поменять саму социальную ситуацию своей жизни. Перед юными стоят задачи завершить образование, обрести самостоятельную профессиональную деятельность. Достигнув гражданского совершеннолетия, часть юношей идет служить в армию, часть ищет другое место, где можно продолжить свою социализацию и достойно осваивать жизненные каноны.

Социализация юных имеет некоторые достаточно выраженные тенденции. Принято считать, что та часть юных, которая еще продолжает учиться, позднее обретает социальную зрелость, чем те, кто начал работать, образовал семью и уже имеет ребенка.

Однако социальная зрелость не зависит впрямую от перечисленных обстоятельств. Здесь социальную зрелость в большей мере определяет внутренняя позиция самого юного человека, чем внешние обстоятельства. Хотя возможны и детерминирующие развитие социальной зрелости обстоятельства.

Юные (юноши и девушки) могут сохранять в себе позиции подростка. Принято считать, что уже в отрочестве начинает формироваться стремление быть и

считаться взрослым. В юности стремление быть и считаться взрослым нарастает. Однако быть и казаться* - не одно и то же.

Чувство взрослости - специфическое образование самосознания, стержневая особенность развивающейся личности. Это чувство выражает новую жизненную позицию по отношению к себе, людям, миру. Это чувство влияет на специфическое направление и содержание социальной активности. Однако одно лишь стремление, иллюзорное мечтание о вожделенной взрослости без изменения взаимодействия с социальной ситуацией не приводит к обретению взрослости.

Взрослость - это не только «полный возраст», не только полное достижение телесного развития и роста. «Полнолетний» - не обязательно взрослый по своему социальному развитию человек. В юности молодые люди, спасовав перед ответственностью стать взрослыми по отношению к социальным ожиданиям, подчас занимают позицию подростка, учащегося, еще не вступившего в реальную, взрослую жизнь. При этом они даже могут зарабатывать деньги, но встать на позицию самостоятельного, ответственного человека еще не могут - боятся и/или не хотят.

В то же время молодой человек, с головой включенный в проблемы своей профессиональной деятельности, обретает в этой сфере позицию взрослого - не важно, учится он еще или уже работает.

Взрослость не наступает в одночасье. В одной сфере человек уже живет и действует как взрослый, социально зрелый человек, но в других сферах ему может многого недоставать для того, чтобы проявлять свою взрослость и стоять на позиции социальной ответственности.

Социальная ситуация для юношества выступает в первую очередь как возможность развития и самореализации. Она обращает к юности свои ожидания, поощряет к развитию и взрослению. Однако каждый юный человек проходит свой индивидуальный путь социализации и взросления. Одни при этом в юности психологически и социально еще подростки, другие реально начинают взрослеть и движутся к взрослости. Многое зависит от степени сформированности внутренней позиции.

2. Учебная, трудовая и другие значимые деятельности

Человечество в процессе истории создало деятельности, которые в норме стали содержанием жизни каждого отдельного человека: игра, учение, труд.

Социальная ситуация в жизни юноши содействует расширению сфер возможного выбора значимой для себя деятельности. В ранней юности человек может самоопределиться в отношении своего дальнейшего образования и профессиональной ориентации.

Детские игры, как инфантильные забавы, остаются позади. Юношу ожидают учеба, профессиональный выбор, труд, спорт и служба в армии. Расширение сфер возможного выбора происходит за счет многообразия отраслей знаний и профессиональной деятельности.

* Казаться; прич. наст. 1. показаться, производить какое-либо впечатление. 2. (сов. показаться) безл. кому. Представляться воображению, мысли (См.: Словарь русского языка: в 4 т. Т. II. К - О: 4-е изд., стереотипное. М., 1999. С. 14).

Перед юным человеком стоит весьма ответственная проблема выбора. Он может продолжать учиться, совершенствуя свои знания и готовя себя к профессии; он может начать трудовую жизнь, одновременно учась своей профессии; он, наконец, может просто зарабатывать деньги, чтобы жить. Важно, чтобы юный человек отдавал себе отчет, какой жизненный путь он выбирает и чего хочет от жизни и какие последствия могут следовать за сделанным выбором.

Если юноша или девушка не хотят плыть по воле волн спонтанно складывающихся обстоятельств жизни, то они могут психологически войти в избранную деятельность и продуктивно для себя осваивать то, что дает эффект для решения поставленных целей.

Обратимся к наиболее значимым для развития человека видам деятельности.

Учебная деятельность (или учение). Учебная деятельность своим предметом делает самого человека: учебная деятельность - это всегда делание, изменение самого себя. В норме человек рано принимает необходимость учения для развития своего умственного и личностного потенциала. Учебная деятельность определяется наличием у человека сознательной цели усвоить определенные теоретические и практические знания и навыки по самостоятельному поиску знаний. Учебная деятельность прежде всего требует постоянных рефлексий на себя, на процесс усвоения знаний и приобретения самостоятельных навыков познавательной деятельности. Учиться - значит учить себя, значит быть способным регулировать свои действия в соответствии с сознательной целью и под рефлексивным контролем.

Развитые формы мышления осуществляются человеком во внутреннем плане, подчас они протекают на бессознательном уровне. Учащийся может и должен научиться рефлексивным действиям, которые помогут осуществлять контроль за структурированием приобретаемых знаний и за способами осуществляемых умственных действий. Рефлексия как умственное действие, разрабатывающаяся в идеальном плане, - значимая для учения внутренняя деятельность.

В учебной деятельности в условиях старших классов школ, лицеев и училищ, а позднее - университетов и других высших учебных заведений юный человек находится в позиции учащегося*. В учебной деятельности учащийся предстает в отношениях: педагог - ученик (где учащийся идентифицирован с группой «Мы-учащиеся»); педагог - ученик (где учащийся формирует свою Я-идентичность при посредстве учителя); Я - Я-идентичность (где учащийся формирует самостоятельно свою Я-идентичность через содержание овладевае-мыми знаниями).

Общение в учебной деятельности имеет свои особенности. Преподаватель -посредник, транслятор знаний, социально принятых оценок и своего отношения к обсуждаемому знанию. В юношеском возрасте общение в контексте обсуждаемого содержания учебной деятельности является продуктивной формой сотрудничества преподавателя и учащихся. Совместное обсуждение значимых проблем может проходить в форме вопросов, диалогов и дискуссий. Межличностное общение, направленное на обсуждение значимых задач, может стать продуктивным способом решения обсуждаемой проблемы. При этом учащийся имеет возможность

Учащего самого себя (курсив мой, В.М.).

сделать паузу и самостоятельно продолжить обсуждение, осмысление значимой для себя проблемы, через рефлексию на свою ситуацию в целом.

Успехи учебной деятельности определяются характером мотивов, связанных с учением. Главный мотив, обеспечивающий успех в саморазвитии, - интерес к самим знаниям, бескорыстная любознательность. Учебные ситуации с такими мотивами поддерживают успех в деятельности, в них нет внутреннего конфликта. Конечно, могут иметься внешние трудности, которые следует преодолеть в процессе учебной деятельности. Но усилия, которые направлены на преодоление внешних препятствий, гораздо более успешны, нежели усилия, которые направлены на борьбу со своими собственными внутренними проблемами. Юному человеку порой недостает способности преодолеть собственные физические, умственные и душевные слабости. Однако он гораздо легче для себя совершает акты волевого напряжения для преодоления внешних трудностей.

Внутренние мотивы определяются потребностями, которые могут иметь врожденный и приобретенный характер.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среди врожденных потребностей, имеющих значение для поддержания интереса к учебной деятельности, особое место занимают свойственная природе человека потребность к активности и потребность в получении новой информации. Активность вообще присуща всему живому, а у человека способность к физической, психической и социальной активности является его сущностной характеристикой. Потребность к информации также присуща всему живому, а у человека выделяют такие феномены, как сенсорный и интеллектуальный голод. Молодой человек учится не только смотреть, но и видеть.

Среди приобретаемых потребностей особое значение имеют потребность в знаниях (гностические потребности), потребность быть полезным обществу, потребность в общественно ценных достижениях и др. Мотивацию к учебной деятельности формируют также общественные ожидания, отношение общества к юношеству как к несомненному преемнику культуры, как к будущему специалисту в значимой для него самого и для общества сфере.

Учебная деятельность - это не только усвоение знаний непосредственно от учителя, преподавателя, профессора. Учение происходит на тематических, научно обоснованных экскурсиях, а также в экспедиционных поездках, имеющих целью исследовать те или иные археологически значимые факты человеческой истории, этнографические и этнопсихологические особенности жителей отдаленных от центра регионов, межэтнические проблемы взаимодействия народов, проживающих в одном геоисторическом пространстве, и многое другое. Учение происходит в процессе созерцания явлений природы рядом с художником, биологом, астрономом, психологом, философом и др. -теми, кто делится общими знаниями и тайнами своей профессии, расширяя тем самым субъективный мир своих стихийных, временных или постоянных учеников. Иногда краткой встречи достаточно, чтобы некое знание легло на подготовленную почву и проросло в видение, в позицию. Особое значение в общении человека играет искусство: живопись, музыка, литература. Эти результаты духовного производства творцов содействуют развитию и упрочению высших психических функций.

Живопись - изобразительное искусство, воспроизводящее или обозначающее предметы и явления реального мира в красочных художественных образах. Молодой человек, входящий в мир живописи, осваивает характер, манеру изображения,

свойственную конкретному мастеру. Он учится видеть мир по-новому, тем самым расширяя свои познавательные способности и развивая свои художественные эмоции.

Будет верно говорить о живописи и всех изобразительных искусствах как существенной части Великого идеополя общественного самосознания.

Музыка - искусство, отражающее или обозначающее действительность в звуковых художественных образах. Сюда относятся: инструментальная музыка, вокальная музыка, симфоническая музыка. Молодой человек, входящий в мир музыки, осваивает и эту сферу искусства.

Будет верно говорить о музыке как существенной части Великого идеополя общественного самосознания.

Восприятие изобразительного искусства и музыки развивает духовный потенциал личности.

Литература - совокупность научных, художественных, философских и других произведений того или другого народа, эпохи или всего человечества. Сегодня литература может быть материально представлена в виде книг, записей на дисках, видеозаписей, а также в пространстве компьютерной сети. Литература представляет собой интеллектуальное богатство общества. Идеи, знания, чувства, живущие в литературных источниках, образуют особое пространство смысловых и чувственных полей, моделей и идей. Литература во всей своей совокупности несет достижения человечества в прошлом и настоящем. Многообразие источников информации, мыслей и чувств в своем соединении превосходит сумму отдельных произведений, предлагая миру особое космическое, чрезвычайное по силе воздействия пространство, где каждый вошедший может получить возможность для индивидуального постижения всего многообразия внешнего мира и развития глубин своего внутреннего мира, своего «Я».

Литература - не только открытие Дальнего, она - дверь в чувства и переживания Ближнего, живущего рядом современника. Литература проецирует и возможное будущее - в прогнозах и предреканиях исследователей многих сфер человеческой познавательной деятельности, а также в пространстве утопий и антиутопий. По форме эмоциональной заряженности, по стилю посылов к читателю литература представляет собой особого посредника, обучающего читателя.

Как отмечал французский поэт и религиозный писатель Поль Клодель (18681955), «литература во всех ее видах не что иное, как тень доброй беседы» [5, с. 240].

Будет верно говорить о литературе как существенной части Великого идеополя общественного самосознания. Искусство, музыка, литература осуществляют особое посредничество, продвигая входящего в этот мир в познании (знании и сознании) и в духовном восхождении.

Во время учебы молодые люди, успешно усваивающие профессиональные знания и проявляющие себя как перспективные специалисты, в глазах своих преподавателей и профессуры становятся коллегами. Характер общения между молодыми людьми и их учителями кардинально меняется.

Трудовая деятельность. Труд исторически возник и существует как целесообразная деятельность, благодаря которой происходит освоение природных и социальных сил для удовлетворения потребностей человека и общества в целом. В норме человек понимает необходимость включения в трудовую деятельность и ищет себя в этой деятельности.

В трудовой деятельности молодой человек в глазах коллег и руководителя занимает не только место, которое он получает в рамках своей должности, но и то место, которое отражает уровень его профессиональной подготовленности, уровень ответственности, дисциплинированности, его ожидаемую перспективность и т. п. Кроме того, в контексте трудовой деятельности в юности формируются межличностные связи, которые имеют для молодого человека немалое значение.

У лиц асоциальных, выпадающих из общей человеческой тенденции следовать предписанным в обществе правилам, часто отсутствует ценностное отношение к тому, что требует приложения усилий, - к учению и труду. Эта категория не социализирующейся нормально молодежи как бы застревает на неких феноменологических особенностях игры.

Игровая деятельность. Это развлечение и одновременно способ освоения некоторых правил взаимодействия с другими людьми, а также способ развития знаний об окружающем мире. Игра отличается тем, что войти в нее и выйти играющий может в любой момент - как только пожелает.

В отличие от игры привилегиями свободного входа и выхода учение и труд не обладают. И учение, и труд нормированы условиями этих видов деятельности - они требуют своего продукта в урочное время и в определенном месте.

У лиц асоциальных, склонных к преступлениям, часто отсутствует ценностное отношение к любому труду - к учебе, к работе. Психологически эти асоциальные типы как бы играют. Они склонны избегать обязательств перед другими людьми и перед собой. Следует специально указать на то обстоятельство в контексте социальных ситуаций, что возможно типичное возникновение корреляционных связей между общей асоциальной позицией человека и игнорированием абсолютного права человека на труд.

Юноши и девушки, желающие для себя нормальной социализации и успеха на жизненном пути, должны отдавать себе отчет в том, что значит для всей их дальнейшей судьбы учебная и трудовая деятельность.

Спортивная деятельность. В спорте осуществляется не только общее физическое воспитание, но и воспитание таланта в том или ином виде спорта. Основные формы спортивной деятельности - учебно-тренировочные (групповые и индивидуальные) занятия и соревнования. На юношеский возраст приходится период тяги к физическим нагрузкам своего тела, что в спорте приводит к потребностям в тренировках и достижениях.

В это время продолжает осуществляться отбор в конкретный вид спорта тех, кто обладает природными способностями, хорошим физическим развитием, целеустремленностью и трудоспособностью. Окончательная спортивная специализация определяется в процессе многолетнего систематического обучения и досконального изучения физического и личностного потенциала спортсмена. Юноши, углубленно занимающиеся спортом, четко знают и чувствуют свои потенциальные возможности и возможно сти своих товарищей по спорту. Здесь, как и в других видах соревновательной деятельности, которые требуют для развития таланта волевых и других личностных качеств, постоянно наличествует большая психическая напряженность - она подспудно присутствует не только в кульминационные моменты противоборства соперников, но и в периоды рабочих тренировок, спортивных игр и отдыха.

В юности человек способен совершать великие подвиги в спорте, демонстрируя миру свое телесное совершенство, - именно в юности человек становится зрелым в своем физическом развитии. Позже во многих видах спорта подвиги на олимпийских стадионах уже минуют его.

Многое в спортивной деятельности зависит от тренера: он требует выполнения своих указаний; он контролирует спортивные достижения каждого отдельного спортсмена и общие результаты команды; он также наблюдает особенности развития волевых качеств личности, умение владеть своими чувствами, что проявляется в ситуациях соревнований и через стиль общения. Спорт учит многим качествам, которые обязательно пригодятся молодежи во всех других сферах человеческой жизни (самодисциплина, умение подчинять свою волю чужой воле), развивает способности к преодолению физических и психических проблем, упорство в достижении цели. В результате в юности человек убеждается в том, что спорт закаляет тело, психику и может привести к духовному росту.

Служба в армии (военная служба). Она определяется Уставом Вооруженных Сил Российской Федерации. Устав формулирует общие правила и обязанности военнослужащих и взаимоотношения между ними. Уставом внутренней службы руководствуются все военнослужащие.

Поступающие на военную службу молодые люди торжественно присягают на верность своей Родине - Российской Федерации и клянутся свято соблюдать ее Конституцию и законы, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Они клянутся достойно выполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество.

Новобранцы изучают строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации и учатся подчиняться командирам. Строевой устав инструктирует новобранца, как осуществлять «подход к командиру и отход от него»:

«Для выхода военнослужащего из строя подается команда. Например: "Рядовой Иванов. Выйти из строя на столько-то шагов" или "Рядовой Иванов. Ко мне (бегом ко мне)". Военнослужащий, услышав свою фамилию, отвечает: "Я", а по команде о выходе (о вызове) из строя отвечает: "Есть"»... Далее даются разъяснения, как следует выполнять команду для выхода из строя и возвращения в строй. «При отходе от начальника военнослужащий, получив разрешение идти, прикладывает правую руку к головному убору, отвечает: "Есть", поворачивается в сторону движения, с первым шагом опускает руку и, сделав три-четыре шага строевым, продолжает движение походным шагом. При отходе от начальника с оружием положение оружия не изменяется, за исключением карабина, который из положения "к ноге", если необходимо, берется военнослужащим в другое положение после ответа "Есть".

Начальник, подавая команду на возвращение военнослужащего в строй или давая ему разрешение идти, прикладывает руку к головному убору и отпускает его»*.

* Приказ Министра обороны РФ от 11.03.2006 № 111 «Об утверждении Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации».

Мы видим, что даже «подход к начальнику и отход от него» ритуализированы армейским уставом. Все другие моменты воинской службы также контролируются уставными отношениями.

Исполнение воинского долга требует специальной выучки и дисциплины.

По существу, воинская дисциплина создает принципиально новые условия, которые должны способствовать развитию новых качеств военнослужащего. Сюда, безусловно, входят профессиональные воинские качества, связанные со специализацией, и профессиональные личностные качества военнослужащего - умение подчиняться и умение брать командование на себя. Послушание (подчинение) и взятие на себя ответственности в определяемых уставом ситуациях - прямой долг военнослужащего. Общение в условиях воинской службы осуществляется в контексте служебных отношений и личных отношений в нормированные уставом промежутки времени.

Служба в армии должна формировать отношения товарищества и взаимной выручки. Однако долженствование может попираться нарушениями устава, если нарушаются отношения контроля и неукоснительного подчинения.

В армии как нигде судьба солдата зависит от личностных качеств его командира. Даже простые команды «Стать в строй» или «Бегом!», «Кругом!» могут иметь контекст, унижающий личность солдата.

В уставе предусмотрены права, обязанности и ответственность военнослужащих, взаимоотношения между военнослужащими, обязанности командиров (начальников) и основных должностных лиц, солдат и матросов, правила боевой службы и др.

Даже если все складывается для солдата идеально - он служит в рамках закона и уставных отношений, ему сложно, особенно в период адаптации, радикальным образом менять привычный стиль общения, присутствующий в обыденной жизни, на уставной. Здесь исчезает позиция «хочу - не хочу», «буду - не буду». Здесь новые формы общения: «Есть», «Ваше приказание выполнено».

Поступивший на службу без высшего образования - рядовой **. Рядовой в армии - человек, не принадлежащий командному составу, не являющийся командиром. Рядовой солдат должен пройти ряд так называемых социальных инициаций: на физические и моральные испытания, на послушание, на позицию.

Инициации в древних культурах - посвящение в культовое таинство, переход индивида из одного статуса в другой, и обряд, оформляющий этот переход. Иногда - в узком смысле - переход в число взрослых, брачноспособных. Среди прочих содержательно составляющих инициации важная часть отводится испытаниям.

Конечно, армия - не место для традиционных мифологических инициаций. В армии происходит посвящение в ранг военнослужащего. Условия, которые существуют в армии, должны содействовать воинской подготовке и развитию социальной зрелости. Солдат проходит здесь интенсивную физическую и моральную подготовку. Служба в армии должна давать возможность молодому человеку развить

* Рядовой - слово, которое помимо определения воинского статуса несет еще ряд

значений: 1 - ничем не выделяющийся, обычный; 2 - тот, кто не занимается руководящей работой.

свои физические данные (силу, ловкость, выносливость), социальную рефлексию и чувство ответственности.

Образованные и интеллигентные юноши, попав на военную службу, должны занять статус рядового и начать восхождение к своей личности в условиях послушания.

Позиция взрослого человека состоит в умении жить в заданных условиях,

самостоятельно решать возникающие проблемы, а также в понимании необходимости дисциплинированности в условиях каждого вида деятельности и умении подчиняться заданным обстоятельствам. Позиция рядового служащего - позиция подчиненного, поставленного в зависимость от начальства, действующего сообразно приказу. Подчиненный всегда руководимый - и это норма социальных отношений, сложившихся в истории человечества.

Трудность службы в армии состоит в том числе и в том, что юноша, привыкший к самостоятельному выбору своего времяпрепровождения и к самостоятельным суждениям, должен занять позицию подчиненного и неукоснительно исполнять требования командира. Это трудно еще и потому, что командир, как живой человек, имеющий свои жизненные и психологические проблемы, может отдавать распоряжения, не только сообразуясь со службой, но и по личностным побуждениям. Однако умение подчиниться - весьма значимое качество, которое делает человека психологически устойчивым, стало быть, социализированным. Важно уже в юности убедиться в том, что нет свободы без понимания и испытания значения позиции послушания. Эту позицию следует принять, чтобы овладеть навыками самоорганизации в условиях, требующих послушания и подчинения.

Юноша, пришедший на военную службу, для обретения самоуважения и развития своей воли должен принять заданные условия, как те, в которых он должен служить, исполнять воинские обязанности в положенный уставом срок и вернуться из армии укрепившим в себе физическую силу, психически и социально осведомленной о многом личностью.

Если в учении, в трудовой деятельности, в спорте молодой человек может себе позволить все бросить и начать все сначала на другой стезе, потом раскаяться, передумать, возвратиться к истокам и др., то в армии должно осуществляться безоговорочное уставное служение.

Юноши не должны забывать, что если у них есть проблемы со здоровьем, то вернее будет если сразу заявить об этом в военкомате, предъявив при этом соответствующие документы. Не следует из-за наивного тщеславия подвергать свое физическое здоровье и психику испытаниям и обременять ответственных за тебя военнослужащих дополнительным испытаниям. Однако тем, кто здоров и намерен «откосить» от исполнения своего воинского долга, даже если тебе помогли близкие это сделать, ты должен знать этот поступок не делает тебе чести. Если ты притязаешь на то, чтобы быть настоящим человеком, личностью, то будь обязательно критичным и знай себе настоящую цену.

Для юного человека полезнее всего, сделав самостоятельный выбор в любой из заданных человечеством деятельностей, утвердить себя на избранной стезе. Для этого следует: не забывать о цели избранного жизненного пути; контролировать свою волю к достижению цели; постоянно рефлексировать на свои

достижения, ближайшую и дальнюю перспективу в избранной деятельности. Не сдаваться и не унывать в случае неудач в осуществлении своих целей: терпение и труд все перетрут.

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ 1. Общение со старшими: общие тенденции

Общение с точки зрения психологии - взаимодействие двух или более людей, состоящее: в обмене познавательной информацией; в совместной рефлексии на тот или иной факт либо явление природы или человеческой жизни; в обмене эмоциями и чувствами. В общении важны эмоциональный посыл и готовность к лояльности и сознательному контролю ситуации.

Психология выделяет общение как компонент той или иной значимой деятельности, а также бескорыстное общение (общение ради самого общения). Мы можем говорить об интенсивном развитии в юности навыков бескорыстного, интимно-личностного и профессионального общения.

В условиях бескорыстного общения молодой человек особым образом развивает свои коммуникативные способности, рефлексию, а также способности к социально приемлемым формам идентификации и обособления. Бескорыстное общение в юности может занимать значительное место в общей сфере общения - этого типа общение по сути своей особая шкала социальных отношений. Вместе с тем общение в юности приобретает особое значение, так как юный человек в практическом взаимодействии с людьми разного пола, возраста и социального статуса, в условиях разных видов деятельности на новом уровне своего умственного развития обретает возможность развивать социальные навыки так называемого делового общения.

При всей включенности в общение в юношеском возрасте следует указать на различие общения со старшими и со сверстниками.

Общение со старшими. Здесь уместнее использовать слово «старшие», чем «взрослые», так как в юности человека после восемнадцати лет уже допустимо называть и считать взрослым. Старший - это имеющий большее количество лет по сравнению с кем-либо. В контексте нашего обсуждения старший - это человек, более взрослый годами, опытом жизни, чем юноша.

Старшие продолжают оставаться значимыми лицами. Но отношение друг к другу меняют обе стороны: старшие воспринимают юных как весьма эгоцентричных, а юные воспринимают старших как весьма доминирующих. В отношениях нередко появляется позиция «Они и Мы». Эта позиция может быть взаимной.

Действительно, в обыденной жизни старшим трудно сдать свои прежние позиции, когда подрастает юное поколение. Это касается особенно родителей, когда юноши и девушки не научились еще лояльно, но твердо отстаивать свои формирующиеся позиции.

Открытый конфликт развивается с родителями, пытающимися сохранить стиль прежних отношений, особенно если это была авторитарная семья, в которой практиковались повелительные формы отношений с детьми, при этом пристрастно и неделикатно контролировалось поведение детей.

Многие семейные способы построения отношений задевают юного человека, стремящегося к самостоятельности, который хочет найти свой путь и обрести себя в жизни. Однако есть и благополучные, интеллигентные семьи с высокой рефлексией и ответственным отношением за каждого члена семьи - представителей трех, четырех поколений, где жизнь протекает во взаимном понимании, заботе и любви.

Общение со старшими не заканчивается в сфере семейных отношений. Юный человек открыт обществу, всему разнообразию видов и способов общения, которое свойственно его исконной культуре, культуре иных этносов и культуре всего многообразия межконфессиональных отношений.

В юности человек погружен в социум, который обеспечивает его жизнедеятельность, развитие его личности и развитие навыков общения. Жизнедеятельность каждого человека, как принято считать, осуществляется за счет стабильности системы коммуникаций в общности и стабильности системы личностных по форме существования, общественных по природе отношений, реализуемых в общении.

Содержание общения отражено в поступках, поведении и языке. Общение в благоприятных условиях обычно протекает лояльно по форме и более или менее продуктивно по результату. Однако характер общения меняется, если условия общения несут в себе напряженность или открыто провоцируют конфликт.

Мы исходим из пяти основных типов общения, возникающих на ситуацию фрустрации [6].

Толерантный тип общения характеризуется проявлением повышенной устойчивости к депривирующим факторам, терпимостью к нелояльным суждениям и демонстрируемому поведению.

Различают толерантный тип общения первого и второго порядка.

Толерантный тип общения первого порядка: активно включаемый, адекватно лояльный, стремящийся к преодолению фрустрации тип поведения - адаптивная (высшая позитивная) нормативная форма социального реагирования.

При естественной эмоциональной реакции в этом случае человек включается в экспрессивное состояние другого, переживает за его негативное настроение, агрессию и позитивно общается с ним (реакция идентификации).

При прагматической ориентации происходит интеллектуальное решение ситуации: предлагается по-новому взглянуть на обстоятельства, произвести их переоценку и т. п.

Толерантный тип общения второго порядка: активно включаемый, неадекватно лояльный, фиксированный на фрустрации тип поведения - адаптивная нормативная форма социального реагирования.

При этом типе поведения субъекта в ситуации фрустрации обычно следует извинение, оправдание либо демонстрируется принятие некорректного поведения.

Агрессивный тип общения является противоположным толерантному: активно включаемый, нелояльный, фиксированный на фрустрации - негативная адаптивная нормативная форма социального реагирования.

Данный тип общения проявляется либо в прямом вербальном оскорблении другого человека (использование бранных слов, стигматизация личности,

сопутствующие агрессивные жесты), либо в ярко выраженном отчуждении - вербальном или реальном физическом нападении.

Избегающий тип общения проявляется в стремлении уклониться от фрустри-рующей ситуации.

Различают:

Избегающий тип общения первого порядка: активно включаемый, адекватно нелояльный, игнорирующий, фиксированный на фрустрации тип поведения - негативная адаптивная нормативная форма социального реагирования. Данный тип общения проявляется в игнорировании фрустрирующей ситуации («Не вижу», «Не слышу», «Молчу»).

Избегающий тип общения второго порядка: пассивный, невключенный тип поведения - неразвитая, неадаптивная форма социального реагирования. При этом типе общения характерно отсутствие позиции - растерянность и неопределенность реакции («Плыть по течению»).

Перечисленные типы общения построены в определенной социально значимой иерархии. Показателем высокой социальной адаптивности и большого потенциала в решении проблемным социальных ситуаций общения является толерантный тип поведения первого порядка. Этот тип поведения является наиболее адекватным способом установления отношений в живом, непосредственном общении, а также во всех видах профессии, особенно в тех видах деятельности, где общение является содержательной стороной и орудием профессии. Толерантный тип общения отражает истинную культуру общающихся сторон. Хорошо воспитанные юные люди лояльно общаются не только со старшими близкими и знакомыми, но и со старшими посторонними, случайно встреченными людьми.

У воспитанного юного человека лояльная форма общения уже является единственно возможным стилем общения. Развитая форма рефлексии дает молодому человеку возможность понимать, что остальные четыре типа поведения имеют свои особенности, ответственные за результат общения (продуктивный -непродуктивный), за эмоциональное состояние и статус общающихся сторон. Юноши и девушки с хорошим воспитанием и с хорошо развитой рефлексией предвидят неэффективность и неадекватность иных способов общения и испытывают брезгливые чувства в отношении к возможным негативным проявлениям сверстников к старшим по возрасту людям.

Общение со сверстниками. В юности общение со сверстниками становится исключительной ценностью. Юноши и девушки подчас вращаются в разных группах сверстников, ища образцы для самоидентификации и одобрения.

Благодаря интимно-личностному общению сознание, рефлексивные способности достигают новых высот развития. Через идентификацию и обособление в общении юноша развивает в себе способность к рефлексии на свою Я-идентичность и на свои способы обособления, контролируя и корректируя весь диапазон своих возможностей (навыков, интуиции и таланта предвидения последствий), имеющихся в арсенале продуктивного общения.

В общении со сверстниками у юношей и девушек с развитым самоуважением и хорошим воспитанием, безусловно, доминирует толерантный тип общения. Эта

категория молодежи общается в своем кругу по законам лояльного типа общения. Однако в юности человек эмоционально горяч, жаркие чувства могут застлать очи пеленой страсти и спровоцировать агрессивное нападение на обидчика или на того, кто был воспринят как недоброжелатель. Но искренний и чистый человек склонен, нагрубив, раскаяться. Вспомним двадцатилетнего юношу-подростка Аркадия Макаровича Долгорукова, который то и дело обижался, воспламенялся, но всякий раз искренне каялся [7].

Совсем другое дело асоциальная среда. В юношеском возрасте достаточное число молодых людей уходит из сферы социальной нормативности в преступный мир. Там совсем иные способы общения. В асоциальной среде «за внешней распущенностью поведения скрываются жесткие, тесные, предусматривающие все, вплоть до мелочей, правила поведения». Общение в асоциальной, криминальной среде имеет свою нормативность, правила, своеобразные представления о «приличии», «хорошем тоне», сложную иерархию подчинения друг другу [8, с. 359-360].

В общении особое значение имеют язык, речь которым пользуется отдельный человек, и языковая среда, которая является условием самовыражения. Принципиальное значение имеет позитивный эмоциональный посыл как цивилизованная форма общения.

Надо не забывать, что язык - система знаков, служащая средством человеческого мышления, самовыражения и общения. Язык, которым пользуется человек, выступает не только орудием психической деятельности, строит психические функции, но и определяет способы общения, поведения и мотивацию.

Речь, способы общения и мотивация усваиваются от ближайшего окружения и референтных групп. Человек усваивает типичный для его окружения словарь и определенный взгляд на мир, фиксированный в определенном понятийном аппарате, который отражает особенности поведения и систему мотивов. Сказанное относится ко всему многообразию существующих в человеческом сообществе референтных групп.

Большая часть правонарушителей - выходцы из маргинального слоя общества, они носители искаженной, маргинализированной речи.

Как писал лингвист и антрополог Эдвард Сепир (1884-1939), «было бы ошибкой предполагать, что мы можем полностью осознать действительность, не прибегая к помощи языка» и конкретной культуры [9]. Здесь следует указать на тот факт, который лингвисты определили идеей: «Языки как образ мира».

В то же время Людвиг Витгенштейн (1889-1951) высказывал мысль о том, что реальность опосредуется языком, который «пересоздает» ее внутри себя и тем самым творит образ мира, уникальный для конкретного языка и конкретной культуры [10].

Реальный мир человеческого общения в значительной мере строится на основе общепринятых значений и смыслов речи, на основе «языковых норм» конкретных групп населения. Этот факт объясняет корреляцию специфики речи, общения и мотивации поведения.

Примитивизация речи, специфический, «отклоняющийся» состав словаря, агрессивный характер экспрессивной функции речи являются визитной карточкой основной части асоциального контингента правонарушителей.

Еще одна особенность речи преступных маргиналов - готовность подвергнуть стигматизации* более слабых и неудачливых. В общении с подобного рода мотивацией навязываются уничижительные клички, прозвища, создаются ситуации, дразнящие и унижающие чувство собственного достоинства другого человека.

В криминальной среде за счет стигматизации осуществляется выраженная деперсонализация личности унижаемого человека, человека-жертвы. В этой среде стигматизация проявляется: 1 - в именах-«кликухах» (кличках, прозвищах); 2 - в лишении признания или в постоянной угрозе этого лишения; 3 - в депривации половой идентичности, в частности в «опускании» (через известные наименования, подтверждающие насилие; через обыгрывание в карты, через физическое насилие и пр.); 4 - в лишении надежды на лучшее «настоящее» и «будущее»; 5 - в создании специфической асоциальной речевой среды.

Стигматизация может происходить по всем звеньям структуры самосознания: 1 - имя собственное, идентифицированное с телесной и духовной индивидуальностью человека; 2 - притязание на признание; 3 - половая идентификация; 4 - психологическое время личности (индивидуальное прошлое, настоящее и будущее); 5 - социальное пространство личности (система прав и обязанностей). Стигматизация настигает человека и уязвляет его чувство личности прежде всего в контексте звеньев самосознания [11].

В уголовной среде бранное слово имеет знаковый характер, и нацелено оно на то, чтобы непременно унизить того, на кого оно направлено. Д.С. Лихачев писал: «Брань, обращенная не в пространство, "на воздух", как это обычно имеет место, а к вору, составляет оскорбление» [8, с. 362].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В уголовной среде чрезвычайно распространены особые неязыковые знаки -позы, жесты и татуировки. Позы и жесты несут в себе агрессивную демонстрацию

силы и агрессии. Татуировка на теле - знаковая представленность человека в уго-

**

ловном мире**.

В женских маргинальных сообществах эти субкультурные знаки, определяющие стиль общения, несколько менее выражены, чем у мужчин. Однако они все-таки присутствуют и оказывают влияние на поведение и общую ментальность.

Диапазон стилей общения в юности чрезвычайно разнообразен по форме и по уровню социальной идентичности с ближайшим референтным окружением, в котором происходит основное по значимости общение.

В сфере общения в юношеском возрасте может возникнуть серьезная проблема: выраженное обособление от людей, отчуждение от других. Это особая реакция человека, живущего среди людей, но избегающего общения с ними. В юности можно наблюдать выраженное стремление избавиться от необходимости общаться

* Стигма - в Древней Греции клеймо на теле раба или преступника; в Средние века -кровавая язва, появляющаяся на теле религиозного фанатика, упорно думающего о язвах на теле распятого Христа; другие значения. Здесь слово «стигматизация» используется в значении клеймения словом.

** Блэкборн Р. Психология криминального поведения. СПб., 2004; Словарь тюремно-блатного жаргона (речевой и графический портрет советской тюрьмы). М., 1992; Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). Тверь, 1994.

с другими людьми по какому бы то ни было поводу. В норме это явление носит кратковременный характер, но оно может и затянуться на достаточно долгий срок (до года и более).

Для человека вообще свойственно психологическое обособление, выражающееся в стремлении к «уходу» от контактов в реальной жизни, в желании «бежать» (англ. escape). Психологическое обособление - это желание сбежать, это стремление обособиться из общего; это стремление избежать некоторых или подавляющего числа контактов, нежелательного общения.

(Окончание следует)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.