Научная статья на тему 'Юношеские проблемы на страницах женской газеты «Сударыня»'

Юношеские проблемы на страницах женской газеты «Сударыня» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
48
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юношеские проблемы на страницах женской газеты «Сударыня»»

16. Семенов-Тян-Шанский П. П. Географическо-статистический словарь Российской империи. Т. 5/ П. П. Семенов-Тян-Шанский. СПб., 1885.

17. Сов. Чувашия. 2004. 1 окт.

18. Тимофеев А. Беды сельских культработников / А. Тимофеев // Сов. Чувашия. 2000. 14 янв.

19. Успенский Б. А. О семантическом механизме культуры / Б. А. Успенский, Ю. М. Лотман // Труды по знаковым системам. Тарту, 1971. Вып. 5. С. 145 — 148.

20. Цивилизованное развитие нации и межнациональных отношений / НИИ регионологии при Мордов. ун-те. Саранск, 1992. 156 с.

Поступила 04.04.05.

ЮНОШЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НА СТРАНИЦАХ ЖЕНСКОЙ ГАЗЕТЫ «СУДАРЫНЯ»

Ю. А. МИШАНИН, доктор филологических наук, С. А. СВЕРБИХИНА, аспирант

Молодежь — особая страта общества, нату. Адреналин в крови поправят крайне доступные алкоголь, наркотики.

Газета «Сударыня», издающаяся в Мордовии, в отличие от других региональных газет уделяет немало внимания проблемам молодежи. Хотя она предназначена для женщин, нередко «героями» публикаций являются юноши. В этих материалах переплетаются судьбы почти одинаковые, с похожими бедами и ошибками, потому что выросли подростки на одной ниве, удобренной безработицей, безденежьем, неровными отношениями в семье.

Сотрудников «Сударыни» волнуют вопросы преступности, возникающей на почве молодежной безработицы. Исследуются ставшие масштабными и многоликими проблемы проституции, наркомании и алкоголизма, засасывающих все более широкие массы. «Сударыня» много пишет о подростках-беспризорниках и делает попытку обратить внимание чита-

границы которой определены временем, необходимым для подготовки к принятию роли взрослого. Путь к этому очень непрост. Жизнь юношей и девушек сегодня тревожна и нестабильна. Не следует кивать в огорчении на молодость и ветрен-ность, легкомыслие наших юных современников, обвинять их в резком увеличении преступности, венерических болезней и ранней проституции, числа брошенных детей.

Печально, но приходится признать, что кому-то подобное положение вещей в России очень нужно. Идеологическая борьба не ослабляется. Пропаганда культа денег, аполитичность, анархизм, частнособственнические устремления создают характерные мотивы для антиобщественного, противоправного поведения.

Пропаганда «прелестей» так называемого свободного мира неотвратимо воз-

действует на неустойчивую часть молодежи. Растлевающее влияние органов СМИ стало одним из главных факторов, порождающих преступность. Все игры в компьютерной системе состоят из кирпичиков программы «убей», «попади», «взорви». Это своеобразный виртуальный мир, дающий подростку настрой на пренебре-

о

жительное отношение к труду, к чужой жизни. Все просто, если держишь в руках молоток, а лучше пистолет или гра-

телеи на них как на полноправных, только очень несправедливо брошенных страной граждан.

«Взрослые по-разному относятся к малолетним нарушителям» Так, корреспондент Е. Конкина (2001. № 44) в рубрике «Точка зрения» пытается раскрыть две различные оценки одного преступления и проникнуть вглубь проблемы российской действительности. Ночью маль-

© Ю. А. Мишанин, С. А. Свербихина, 2005

читки срезали провода. В целях сбыта сделано это или совершено воровство, чтобы показать «мушкетерство»: «ведь ночь, провода под напряжением — могло запросто их убить...». Оказалось, парни нашли противозаконный, но единственный способ выжить: «нет денег на еду». «И когда мне выхоленные и упитанные телевизионные мальчики сообщают о том, что „любители легкой наживы обрезали участок проводов", я не верю в то, что виновные — любители легкой, подчеркиваю это слово, добычи. Там, где есть риск погибнуть, ничего легкого не бывает. Но я думаю о том, что толкнуло людей на преступление. Голод? Тогда мне трудно им не сочувствовать». С этим обращается корреспондент к многотысячным читателям газеты. Перед нами очень проблемная статья на до сих пор животрепещущую тему. Она глубоко прочувствована и принята близко к сердцу автором. «Сегодня у нас избыток рабочей силы... Как быть тому, у кого нет заработка, который является единственным средством материального, физического существования? Человека сократили, закон работодателя соблюден. Но что делать, если у него есть дети и нет никого, кто мог бы помочь материально и физически продержаться ? »

Журналист призывает читателей смотреть на этот поступок с двух сторон: в системе законодательства и в системе сугубо нравственной. Вопрос непростой. Можно подобно Остапу Бендеру «чтить Уголовный кодекс». Но есть элементарное чувство голода, есть нищенство, когда человеку отказано в самом необходимом — работе. «Попробуйте убедить человека, что он не должен есть, когда прилавки ломятся от снеди, экран предлагает такие сытные и обильные блюда, когда дети, родные и совсем не избалованные вкусным, хотят это попробовать, уж не поесть досыта, просто попробовать!» Е. Конкина убеждена, что политика государства рождает воров: «Сама наша действительность, само государство и те законы, по которым мы живем, как это ни страшно вымолвить, создают условия, при которых воровство может стать единственным источником выживания...» «Не оби-

жайте вора!» — такую точку зрения высказывает автор. Корреспондент не имеет возможности решать, она только

обозначает проблему.

Журналисту в резкой форме отвечает М. И. Советов (№ 49). В аналитической статье «Не воровать, а вернуть свое — вот наша задача», он, казалось бы, поставил определенную цель — разбить предположение Е. Конкиной о неизбежности в наше время воровства как стимула жизни. При этом автор упрекает ее в том, что не была упомянута третья группа воров — на рынке, обвешивающих покупателей на 200 — 300 г. «Но про эту третью группу в статье ни слова!» М. И. Советов согласен, что воры были всегда: проблема воровства как средства и образа жизни существует более 2 ООО лет. «Суть капитализма — в краже», — как определил К. Маркс еще 150 лет назад. Поэтому первой задачей идеологов капитализма является пропаганда кражи в теории и приучении, адаптации к ней общества — на практике. М. И. Советов утверждает, что эта «норма» общественной жизни капитализма «золотыми буквами» вписана в основные законы РФ, и рекомендации по этой норме дают все буржуазные политики.

Автор требовательно спрашивает: что противопоставляет этим рекомендациям Е. Конкина? И сам же отвечает: «Самое главное, что тут нельзя... дать никаких рекомендаций». Таким образом, оппонент ни единым словом не опровергает обвинения обществу в статье «Не обижайте вора» Однако он категоричен: «Вора жалеть нельзя». Кто прав? И где истина?

Многие сложные вопросы поднимает публикация Д. Ежова «Прирожденные убийцы». В ней рассказывается о молодой супружеской паре, любившей смотреть голливудские фильмы с обязательными убийствами и насилием. Ежедневные просмотры привели к сатанинскому желанию убивать людей по сценарию фильмов. Четыре жертвы — старушка и три девушки пали от рук кинофанатов. Конец смертельным играм они положили сами. Устали прятаться, кочевать. Было мнение, что они хотели сдаться. Но приговор был не мягок: супругу дали 25 лет, а жена получила 14 лет тюрьмы. Этого

они не ожидали: в фильмах всегда счастливый конец.

Однако жизнь не кино, хотя и хочется иногда побыть на месте героев, но только с настоящими человеческими чувствами. Подобным целям служили фильмы Эльдара Рязанова, Никиты Михалкова, Светланы Дружининой и др. Они по-настоящему радовали и успокаивали, призывали к хорошим поступкам. Появления их на экранах ждали миллионы людей всех поколений. Герои были такими же, как сами зрители — с теми же житейскими проблемами и простыми чувствами. После знакомства с ними оставались успокоенные души и умиротворенные сердца. Об этом не ведают современные сериалы и американские ленты.

«Надоела чернуха на экране» — озаглавила «Сударыня» письмо читателя И. Карагудина (2004. № 27). «Дети, как какую-то страшилку, выслушивают рассказы о том, что когда-то (лет, этак, 20 назад) на телевидении имелось всего-то два канала. Сегодняшнее убогое разнообразие пугает не детей, а взрослых», — рассуждает он и приводит в качестве авторитетного мнения слова В. Жириновского: «Постоянное насилие на экране. Включает человек телевизор, и каждый день, каждый час что он видит: обязательно раздеваются, одеваются, стреляют, гонятся за кем-то, убивают, насилуют... Молодое поколение растет с таким тяжелым самочувствием. Повезло тем, кто как я, лет сорок назад, когда были теплые фильмы, песни, радость, добрая информация...»

Далее автор совершенно однозначно высказывает мнение абсолютно подавляющего большинства телезрителей и читателей: «Молодежь меньше читает, думает. Вот она „духовная пища" — включил телевизор, и жевать не надо! При внешнем разнообразии программ ничего отличающегося, по сути-то, нет. Те же форматы передач, те же вопросы, те же участники концертов. Положительная информация о жизни страны исчезла, передовики производства, увлеченные люди — мы видели их в программе „Время" Разве такие люди исчезли? Нет, они стали неинтересны телевизионщикам. Сегодня,

чтобы привлечь внимание телевидения к региону, надо, чтобы в нем что-нибудь взорвалось, сгорело, замерзло... Привлечь внимание к чему-нибудь хорошему — для этого огромный талант нужен плюс огромный труд. Конечно, легче трупы показать — интерес обеспечен. Но психическое здоровье нации уже подорвано этим негативом». Размышляя, И. Кара-гудин высказывает наивное требование: «В конце концов, мы налогоплательщики и имеем право на то, чтобы нас за наши же деньги не пугали с экрана, а информировали». Его простосердечное недоумение, скорее всего, нашло отклик у читателей «Сударыни», но, к сожалению, обсуждения в последующих номерах не последовало.

Возникает вопрос: зачем было вообще публиковать это письмо, бесспорно, выражающее общее мнение и зрелые взгляды на нынешнюю жизнь большинства представителей общества? Проблема — самая актуальная, а к решению ее газета не приложила действенного усилия.

Еще одна проблема — служба в армии. Она преследует молодых представителей мужского пола — у кого здоровье не подкачало и кто в вузы не поступил. Как сообщает «Сударыня» (2001. № 15), «призыв закончился. Итоги его не радуют. Как всегда подвели уклонисты». Вместо 6 тысяч человек из Мордовии всего лишь 1,5 тысячи ребят отправились исполнять свой священный долг перед Отечеством. Ясно, сердце призывников не горит «великой любовью к родной России». В 2001 г. «спрятались» 1 600 парней, 22 из каждой сотни были забракованы по состоянию здоровья. Конечно, с любой точки зрения это неспроста. В армию идти страшно. Армейские проблемы описывались не раз: тут и «дедовщина», и дистрофия от плохо организованного питания, и командирский беспредел, и многое другое.

Редакция газеты к вопросу о призыве молодых людей в Вооруженные силы относится несколько односторонне. Она приглашает на беседы представителей военкомата, которые сетуют: в армии большой недобор, это неправильная позиция, потому что армия сделает из ва-

ших сыновей мужчин. Серьезная недоработка редакции в том, что мало дают слово самим ребятам и служащим, уклонистам и дезертирам, матерям, так и не дождавшимся своих сыновей из «школы мужества». Не привлекается к обсуждению читательская аудитория. «Сударыня» редко беседует с Ириной Голиковой — председателем Комитета солдатских матерей.

За весь годовой выпуск издания в 2004 г. только в № 3 Марина Челак рассказывает о том, как мать искала сына семь лет. Исчезнувшего через семь месяцев после призыва парня военные инстанции разыскивали только год и, сочтя его пропавшим без вести, следствие закончили. Но материнское сердце не могло успокоиться, и она обратилась в Комитет солдатских матерей. Комитет — это громко сказано: в крохотном помещении работают лишь две самоотверженные женщины, получающие мизерную зарплату. И. Голикова обзванивала военные прокуратуры, писала письма в органы МВД других регионов (солдат пропал в Дальневосточном военном округе). Шли месяцы, годы... Триста страниц документов собрала И. Голикова, но результатов не было. Мать не теряла надежды, но здоровье сильно пошатнулось, и она уже ничем не помогала, Ирина занималась поиском практически одна. Были приглашения к опознаванию неизвестных трупов, но мать не ездила. Не хотела верить в страшное. Чудо свершилось в декабре 2003 г., когда пришла весть из госпиталя дальневосточного города Сода. Парень жив, но сильно болен и будет еще лечиться полгода. Пока неизвестно, где он был все это время, что с ним произошло, но то, что он жив и мать знает об этом — самое важное. И в этом большая, если не главная заслуга И. Голиковой, которая и после полученных известий не стала безучастной к счастливой, но слишком больной матери. Они вместе искали средства и возможности для поездки на Дальний Восток к сыну. И таких случаев в работе комитета накопилось уже немало. Очень многое могла бы рассказать читателям его председатель — И. Голикова.

Проблемы Вооруженных сил, не решенные своевременно и ответственно,

плавно переходят в другой, не менее богатый сложностями молодежный вопрос — «гражданки». Оторвавшись от преследований призыва, ошалевшая от свободы и безделья молодежь начинает искать себе развлечений. Их сердца открыты для любого грязного сапога, пнувшего в грудь. Поманили парня или девушку сладкой жизнью, и они, не сомневаясь, идут в нее, не сознавая, что имя этой жизни — сточная яма, в которой зловонно плещутся трудно излечимые молодежные недуги: преступность, наркомания, проституция, их производные.

«По данным Госкомстата РФ, на 1 января 2004 г. в Мордовии проживало 167,2 тысячи женщин и 134,3 тысячи мужчин. И это несмотря на то, что большинство новорожденных — мальчики», — отмечает «Сударыня» (2004. № 10). У девушек до 22 лет нет проблем с женихами: на 10 ребят этой возрастной категории приходится 7 девушек. Но парней старше 25 лет уже не хватает. Их ровесниц стало намного больше. И все понимают, где находится эта «недостача»: любое кладбище республики подскажет ответ. Но, главное, утопающие в цветах могилы юных «упокоившихся» не пугают и не останавливают их ровесников. Почему? Потому что их сердца заполнены уже ядом чуждой нам революции: свободой нравов, свободой любви, свободой своих амбиций.

Есть истины, простые, как хлеб: не убей, не укради, помоги ближнему. Они затерялись в сумерках прошедших и еще грядущих перестроек и перестали быть простыми. К ним можно подходить с разных сторон и мерить на свой аршин. Невозможно сказать однозначно, «по Маяковскому», что такое хорошо, что такое плохо. При тяжком преступлении могут найти оправдательные обстоятельства и уменьшить степень наказания, тогда как за более мягкий случай закононепо-слушания могут «начислить» массу статей из Уголовного кодекса.

К сожалению, «Сударыня» в публикациях о юношеской преступности акцентирует только факт события. Несколько шире освещается жизнь преступивших закон девушек. Остается только надеять-

ся, что не все представители молодых россиян без надежды смотрят в будущее. По опросу, около 40 % уверены, что у них все больше возможности к улучшению жизни. Это те юноши и девушки, которые не поддались на сладкий дурман наркотического яда, провокации телевидения и многих СМИ, ведущие к половой

Поступила 04.06.05.

распущенности. Это по-настоящему золотая молодежь, которая, стремится к знаниям, чувствует и распознает, откуда идет зло, и имеет страстное желание нанести ответный прицельный удар по нему, чтобы народ не становился изгоем в родном Отечестве, а представлял собой великую Россию, гордую, независимую и сильную.

Педагогика

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПРОЧТЕНИЕ НЕКОТОРЫХ АСПЕКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА

С. И. БРЕЕВ, кандидат педагогических наук, Л. С. БРЕЕВ А, преподаватель

По мере изучения педагогического наследия М. Е. Евсевьева все более значимой представляется его роль в становлении и развитии национальной школы, все новыми гранями высвечивается талант сына мордовского народа. Каждого, кто соприкасается с его сокровищницей, удивляет многогранность, разносторонность творческой деятельности.

Действительно, личность М. Е. Евсевьева обретает некоторую загадочность. Авторы монографии «Макар Евсевьевич Евсевьев: Просветитель, ученый, педагог» [1] склонны именовать его мордовским богом, вкладывая в это глубокий смысл, воспринимая ученого как человека, наделенного огромной созидательной силой, возвеличивая до уровня первосоздателя, первопроходца. И делают это не без основания.

Однако мерилом трудов М. Е. Евсевьева могут быть и аналоги иного характера: сопоставление его с «реальными существами», историческими личностями, обессмертившими свое имя благородными деяниями и сохранившимися в памяти народа.

Именно такой личностью является вы-

дающийся швейцарский педагог И. Г. Пе-сталоцци. Смысл его усилий очень хорошо раскрыт в надгробном камне на могиле мыслителя, на котором высечены следующие слова:

Народный проповедник в Лингарде и Гертруде Спаситель бедных в Нейгофе Отец сирот в Станце

Основатель народной школы в Бургдорфе Воспитатель человечества в Ивердоне Человек, христианин, гражданин Все для других, ничего для себя

В этой эпитафии две части: жизненный путь мыслителя и (последние две строчки) социальный портрет педагога. УМ. Е. Евсевьева своя судьба и свои свершения. Но что касается второй части, то здесь аналогия абсолютная, ибо как И. Г. Песталоцци, так иМ. Е. Евсевьева отличает прежде всего служение своему народу, составлявшее сильнейшую черту этих личностей.

Когда говорят о незаурядном человеке, обычно упоминают факты, обусловливающие направленность и характер его деятельности. Их подразделяют на объективные и субъективные, социально-политические, культурные, относящиеся к объ-

© С. И. Бреев, Л. С. Бреева, 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.