УДК 070-055.2
С.А. СВЕРБИХИНА, В.И. ДЕМИН
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ПЕРИОДИКИ ПРИВОЛЖСКОГО РЕГИОНА В ПРОЦЕССЕ ГУМАНИЗАЦИИ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
Ключевые слова: информационное пространство, типологическая принадлежность, гендерная периодика.
Рассмотрены исторические предпосылки рекомбинации целостной системы средств массовой информации в постперестроечной России. В динамике прослежены процессы становления и развития типологической подсистемы средств коммуникации Приволжского региона. В соответствии с релевантными установками информационных потребностей женской и мужской аудитории средств массовой информации дан структурно-содержательный анализ гендерных печатных изданий.
S.A. SVERBIKHINA, V.I. DYOMIN PROBLEMS OF FORMATION OF THE GENDER PERIODICAL PRESS OF PRIVOLZHSKY REGION IN PROCESS HUMANIZATION A POSTINDUSTRIAL SOCIETY
Key words: information field, a typological accessory, gender periodical press.
In article some historical preconditions of a recombination of complete system of mass media in postreorganization Russia are investigated. Dynamics of formation and development of a typological subsystem of communication media of Privolzhsky region is traced. The structurally-substantial analysis of gender printing editions according to relevant installations of information requirements of female and man's audience of mass media is carried out.
Российское информационное пространство в переходный период общественного развития (от информационного к постиндустриальному социуму) претерпело видимые трансформации организационного, публицистического и технологического характеров. Возросший в последние годы интерес российских исследователей к проблемам гуманитаризации производственных отношений, модернизации производительных сил страны совпал с новым этапом в развитии средств массовой информации (СМИ) - их функционированием в условиях демократических преобразований и атмосферы гласности. Трансформации в СМИ в современном информационном обществе произошли как под влиянием серьезных перемен в социальной структуре и политической системе Российского государства, так и под воздействием организационнотехнологических процессов в информационно-вещательной деятельности.
Постперестроечные реформы, предопределившие реконструкцию прежней системы средств информации страны, нашли выражение в следующих важнейших факторах: утратила влияние коммунистическая печать, диктовавшая ранее параметры информационного пространства; распалась административно-командная система управления, определявшая систематизацию газет и журналов, программ радио и телевидения; упрочилась экономическая самостоятельность регионов, что, в свою очередь, повлекло за собой укрепление позиций региональных периодических изданий. По наблюдениям О.В. Кур-дибановского, среди всей массы возникших за последние десятилетия изданий доля общероссийских газет составила лишь 19,5%, региональных (областных, краевых, республиканских) - 57,8%, городских и районных - 11,3%; межрегиональных (имеющих область распространения в нескольких инфраструктурно соседствующих административных территориях) - 11,4%) [4].
Таким образом, в регионах, в частности в Приволжском федеральном округе, складывается совершенно иная типологическая картина средств массовой информации. Возникают новые периодические и продолжающиеся издания, способствующие формированию у населения нового гуманитарного мышления, становлению и развитию современного уровня информационной культуры населения, каждого члена общества.
Человек, рассматриваемый нами как личность, - существо индивидуальное. Каждый член общества имеет собственные запросы, ценности. Индивидуальность социальной сущности индивида находит выражение и в природных задатках, и в психических свойствах человека - в особенностях памяти, воображения, темперамента, характера, в многообразии социокультурного облика и практической жизнедеятельности. Индивидуально и сознание человека - взгляды, суждения, мнения - которое даже при территориальной, социальной, этнической и прочих общностях содержит в себе нечто свое, специфическое. Соответственно, информационные потребности каждого человека индивидуализированы. Кроме того, человек - существо биосоциальное. Он обладает общественной сущностью, носителем которой является живой человеческий организм. Поскольку понятие «человек» - определение родовое, оно выражает общие черты, свойственные всему человеческому роду. Биологическая характеристика человека предполагает возрастные, половые особенности: ребенок, молодой человек, человек зрелого возраста, пожилой человек, старый человек; мужчина, женщина.
Процесс формирования избирательности по отношению к той или иной социальной информации происходит порой скрытно, независимо от сознания личности. Читатель по природному наитию, выгодности для себя выбирает для чтения лишь то, что ему полезно, необходимо, интересно. К примеру, люди зрелого возраста предпочитают газеты о политике, экономике, социальнобытовых вопросах; читатели пожилого возраста - издания экологические, научно-популярные, рекреативные; молодежь - газеты и журналы о строительстве, автомобилях, искусстве, культуре, молодежных проблемах и пр. В целом женская часть аудитории, как правило, предпочитает легкое чтение, мужская -издания делового, общественно-политического типа и т.д.
Вся система газетно-журнальной периодики по сложившейся традиции дифференцируется по возрастному признаку - журналистика для зрелого, пожилого возрастов, для юношества, молодежи, для детей старшего, среднего, младшего школьного возраста; по половому (гендерному) признаку: женская, мужская и т.д. В данном исследовании нас интересует гендерная журналистика как наиболее интересная, многоплановая, но в то же время наиболее сложная по своей содержательной сути.
Как показывает статистика, в каждой из республик Поволжья женское население явно превалирует над мужским. Соответственно в системе СМИ должна преобладать женская журналистика, хотя «женских» типов изданий в регионе, по нашему мнению, все-таки недостаточно. К примеру, в Республике Татарстан функционируют издания «Женщина», «Аш-ду» (секреты кулинарии, рецепты) и др.; в башкирской периодике - газета «Женская неделя»; в Марий-Эл - «Семейная газета Оксаны Стариковой»; в Мордовии - «Сударыня»; на территории Чувашии газеты «Настоящее женское счастье», «Чаваш хёрара-мё» («Чувашская женщина») и т.д. Особенностью гендерной тематики и проблематики является то, что сегодня они как бы «переходят» из газет на страницы многочисленных женских иллюстрированных журналов, издающихся в каждой из республик. Так, к типу женских журналов можно отнести следующие издания: «Гаилэ календаре» («Семейный календарь»), «Сабыйга» («Ребенку»), «Серле календарь» («Волшебный календарь»), «Майдан. Чаллы» - литературно-художественный журнал, «Магариф» - учебно-воспитательное издание и др. (Татарстан); «Агидель» - «Белая река», «Башкортостан кызы» -«Дочь Башкортостана», «Тулпар» - «Пегас» (Башкортостан); «Пачемыш» -«Оса» (Марий Эл); «Таван Атал» - «Родная Волга» (Чувашия) и др.
Таким образом, несмотря на небольшое количество типов «женской периодики», нельзя утверждать, что женские проблемы остаются в тени. Это подтверждается тем, что в общественно-политической газетно-журнальной
периодике, издающейся как на русском, так и на национальных языках, регулярны публикации, посвященные вопросам семьи, брака, воспитания, быта, досуга; нередко освещаются интимные, медицинские проблемы.
Женская тематика не ограничивается указанными типологическими рамками; она находит выражение и на страницах рекреативной периодики, где женские темы и проблемы рассматриваются, анализируются, нередко разрешаются. К развлекательной прессе региона можно отнести информационно-познавательные, рекламные, справочные типы газет и журналов. Это издания о садоводстве, кулинарии, моде, приусадебном и домашнем хозяйстве, выпускающиеся как на русском, так и на национальных языках. Женская тематика «озвучивается», к примеру, в рекламно-развлекательном издании (газете) «Яна Юлдаш» - «Новый попутчик», в рекламно-познавательно-справочном журнале «Идел» - «Идель» (Татарстан); в газетах «Своя грядка», «Неделя - полезные советы», «Отведай!», «Детская неделя» (Башкортостан); в информационно-познавательных изданиях «Сельская газета», «Семейный лекарь», «Моя кухня», «Телесемь», «Родная усадьба» (Мордовия); в Чувашии на полосах газет «Домашняя газета», «Настоящее женское счастье», «Медицинский вестник», «Хресчен сасси» - «Голос крестьянина», «Сад и огород» и т.д. Кроме того, проблемы женской журналистики региона отражаются даже на страницах общественно-политических газет.
Женская периодика имеет огромное значение для аудитории всех территориальных уровней региона (республика, город, село и др.). Особенно она актуальна в поселках, селах, где положение женщин остается нелегким как в бытовом, так и в социальном плане. У их жительниц накапливается огромное количество вопросов и проблем, требующих разрешения. И хотя анализировать женские проблемы можно на страницах общественно-политических, познавательных, рекламно-справочных, развлекательных изданий, их освещение будет поверхностным, обзорным и не принесет ожидаемых результатов; куда действеннее их постановка в тематических изданиях, в женской периодике, в которой такие вопросы рассматриваются аналитичнее, конкретнее, глубже. В целом женская журналистика прессе республик Приволжского региона отражена достаточно ярко.
Говоря о периодике, ориентированной на мужскую часть аудитории, следует отметить, что «узкоспециализированных» типов газет, в которых бы отражались чисто мужские проблемы, требующие журналистского расследования, оперативного разрешения, в регионе нет. Тем не менее мужская журналистика, хотя и не столь ярко, выражена в типологическом ряде газет Приволжья. Прежде всего, она присутствует на полосах познавательных, справочных, развлекательных изданий, к примеру, в газетах «Крим» - криминал, розыск, версии, меры пресечения, «Охотник и рыболов Приволжья» и др. (Чувашия); «Олимпийский вестник», «Стройинформ» (Мордовия); «Сам хозяин», «Ветеринарный вестник», «Мастак» и др. (Татарстан) и пр. Мужские проблемы обсуждаются общественно-политическими изданиями, на страницах которых героями различных форм медийных текстов - интервью, очерков, зарисовок, статей, диалогов являются, в основном, мужчины; респонденты - ведущие политики, экономисты, ученые, производственники, актеры также преимущественно представители сильного пола. Кроме того, учредителями, соучредителями, издательскими представителями подобного рода газет и журналов также в большинстве случаев являются представители сильного пола. Можно констатировать, что и отображаемые конфликты, а также возникающие проблемы и вопросы комментируются, анализируются, разрешаются с позиций мужского мировоззрения.
Исследование типологической картины средств массовой информации страны, в том числе Приволжского региона, сегодня полностью не завершено. Многие вопросы остаются неразрешенными. Журналистам региональных изданий необходимо оптимизировать творческую энергию, направлять ее на удовле-
творение информационных потребностей каждого члена общества, каждой личности в отдельности, для того чтобы в информационной картине мира нашли объективное отражение насущные вопросы современности, что, в свою очередь, явится залогом успешного претворения в жизнь целей и задач, поставленных перед человечеством современными процессами становления гуманитарного модернизированного общества. Совершенно справедлива в связи с этим точка зрения В.Т. Афанасьева, подчеркивающего, что ученые должны «оказывать журналистским организациям помощь в специализировании изданий, программ в соответствии с их местом в системе средств массовой информации и пропаганды ... Необходимы исследования типических черт различных газет, журналов», поскольку «нужна конкретная методическая помощь редакционным коллективам в профилировании изданий и программ» [2].
Литература
1. Ажгихина Н.И. «Железная леди» или баба Яга? «Женская тема» в современной российской прессе // «Валдай - 96»: материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям. М.: Моск. центр гендер. исслед.,1997. С. 43-46.
2. Афанасьев В.Г. Оправдаем высокое доверие // Журналист. 1982. № 4. С.13.
3. Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе // Общественные науки и современность. 2000. № 4. С. 9-20.
4. Курдибановский О.В. Региональная и местная пресса: тенденции и стимулы развития // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: тез. межвуз. науч.-практ. конф. / под ред. В.И. Конькова. СПб.: Роза мира, 2005. С. 69.
5. Липовская О. Женщина как объект потребления // Исскуство кино. 1991. № 6. С. 18-21.
СВЕРБИХИНА СВЕТЛАНА АЛЕКСЕЕВНА - аспирантка кафедры теории и практики региональной журналистики, Мордовский государственный университет, Россия, Саранск ([email protected]).
SVERBIKHINA SVETLANA ALEKSEEVNA - post-graduate of Theory and Regional Journalism Practice Chair, Mordovian State University, Russia, Saransk.
ДЕМИН ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ - доктор филологических наук, профессор кафедры теории и практики региональной журналистики, Мордовский государственный университет, Россия, Саранск.
DYOMIN VASILY IVANOVICH - doctor of philological sciences, professor of Theory and Regional Journalism Practice Chair, Mordovian State University, Russia, Saransk.
УДК 821.512.111-32"21"
Л.А. СТЕПАНОВА КОНЦЕПТОСФЕРА СОВРЕМЕННОГО ЧУВАШСКОГО РАССКАЗА
Ключевые слова: концепт, слова-образы, слова-мотивы, слова-понятия, «хлеб», «товар», «долг».
На примере произведений современных чувашских писателей рассматривается концептосфера современного чувашского рассказа.
L.A. STEPANOVA THE CONCEPTOSFERE OF THE CHUVASH STORY
Key words: concept, word-images, word-motifs, word-concept, bread, money, debt.
In this article the conceptosfera of the modern Chuvash story is considered on an example of the works of the modern Chuvash writers.
Социально-мировоззренческая действительность последнего пятнадцатилетия XX в., называемого исследователями эпохой перестройки (1985-1991) и современных реформ (1991-1998), актуализировала в чувашской литературе философские лейтмотивы, основанные на глубоком социальном анализе жизни, новом осмыслении времени - прошлого и настоящего. Эти лейтмотивы «вырастали» в ней до концептов, которые, как принято считать, «составляют ядро творчества», «отражают культурно-национальные представления человека» [6. С. 5]. Именно