Научная статья на тему 'Проблемы формирования гендерной периодики Приволжского региона в процессе гуманизации постиндустриального общества'

Проблемы формирования гендерной периодики Приволжского региона в процессе гуманизации постиндустриального общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
137
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ / ГЕНДЕРНАЯ ПЕРИОДИКА / INFORMATION FIELD / A TYPOLOGICAL ACCESSORY / GENDER PERIODICAL PRESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Свербихина Светлана Алексеевна, Демин Василий Иванович

Рассмотрены исторические предпосылки рекомбинации целостной системы средств массовой информации в постперестроечной России. В динамике прослежены процессы становления и развития типологической подсистемы средств коммуникации Приволжского региона. В соответствии с релевантными установками информационных потребностей женской и мужской аудитории средств массовой информации дан структурно-содержательный анализ гендерных печатных изданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION OF THE GENDER PERIODICAL PRESS OF PRIVOLZHSKY REGION IN PROCESS HUMANIZATION A POSTINDUSTRIAL SOCIETY

In article some historical preconditions of a recombination of complete system of mass media in postreorganization Russia are investigated. Dynamics of formation and development of a typological subsystem of communication media of Privolzhsky region is traced. The structurally-substantial analysis of gender printing editions according to relevant installations of information requirements of female and man's audience of mass media is carried out.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования гендерной периодики Приволжского региона в процессе гуманизации постиндустриального общества»

УДК 070-055.2

С.А. СВЕРБИХИНА, В.И. ДЕМИН

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ПЕРИОДИКИ ПРИВОЛЖСКОГО РЕГИОНА В ПРОЦЕССЕ ГУМАНИЗАЦИИ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Ключевые слова: информационное пространство, типологическая принадлежность, гендерная периодика.

Рассмотрены исторические предпосылки рекомбинации целостной системы средств массовой информации в постперестроечной России. В динамике прослежены процессы становления и развития типологической подсистемы средств коммуникации Приволжского региона. В соответствии с релевантными установками информационных потребностей женской и мужской аудитории средств массовой информации дан структурно-содержательный анализ гендерных печатных изданий.

S.A. SVERBIKHINA, V.I. DYOMIN PROBLEMS OF FORMATION OF THE GENDER PERIODICAL PRESS OF PRIVOLZHSKY REGION IN PROCESS HUMANIZATION A POSTINDUSTRIAL SOCIETY

Key words: information field, a typological accessory, gender periodical press.

In article some historical preconditions of a recombination of complete system of mass media in postreorganization Russia are investigated. Dynamics of formation and development of a typological subsystem of communication media of Privolzhsky region is traced. The structurally-substantial analysis of gender printing editions according to relevant installations of information requirements of female and man's audience of mass media is carried out.

Российское информационное пространство в переходный период общественного развития (от информационного к постиндустриальному социуму) претерпело видимые трансформации организационного, публицистического и технологического характеров. Возросший в последние годы интерес российских исследователей к проблемам гуманитаризации производственных отношений, модернизации производительных сил страны совпал с новым этапом в развитии средств массовой информации (СМИ) - их функционированием в условиях демократических преобразований и атмосферы гласности. Трансформации в СМИ в современном информационном обществе произошли как под влиянием серьезных перемен в социальной структуре и политической системе Российского государства, так и под воздействием организационнотехнологических процессов в информационно-вещательной деятельности.

Постперестроечные реформы, предопределившие реконструкцию прежней системы средств информации страны, нашли выражение в следующих важнейших факторах: утратила влияние коммунистическая печать, диктовавшая ранее параметры информационного пространства; распалась административно-командная система управления, определявшая систематизацию газет и журналов, программ радио и телевидения; упрочилась экономическая самостоятельность регионов, что, в свою очередь, повлекло за собой укрепление позиций региональных периодических изданий. По наблюдениям О.В. Кур-дибановского, среди всей массы возникших за последние десятилетия изданий доля общероссийских газет составила лишь 19,5%, региональных (областных, краевых, республиканских) - 57,8%, городских и районных - 11,3%; межрегиональных (имеющих область распространения в нескольких инфраструктурно соседствующих административных территориях) - 11,4%) [4].

Таким образом, в регионах, в частности в Приволжском федеральном округе, складывается совершенно иная типологическая картина средств массовой информации. Возникают новые периодические и продолжающиеся издания, способствующие формированию у населения нового гуманитарного мышления, становлению и развитию современного уровня информационной культуры населения, каждого члена общества.

Человек, рассматриваемый нами как личность, - существо индивидуальное. Каждый член общества имеет собственные запросы, ценности. Индивидуальность социальной сущности индивида находит выражение и в природных задатках, и в психических свойствах человека - в особенностях памяти, воображения, темперамента, характера, в многообразии социокультурного облика и практической жизнедеятельности. Индивидуально и сознание человека - взгляды, суждения, мнения - которое даже при территориальной, социальной, этнической и прочих общностях содержит в себе нечто свое, специфическое. Соответственно, информационные потребности каждого человека индивидуализированы. Кроме того, человек - существо биосоциальное. Он обладает общественной сущностью, носителем которой является живой человеческий организм. Поскольку понятие «человек» - определение родовое, оно выражает общие черты, свойственные всему человеческому роду. Биологическая характеристика человека предполагает возрастные, половые особенности: ребенок, молодой человек, человек зрелого возраста, пожилой человек, старый человек; мужчина, женщина.

Процесс формирования избирательности по отношению к той или иной социальной информации происходит порой скрытно, независимо от сознания личности. Читатель по природному наитию, выгодности для себя выбирает для чтения лишь то, что ему полезно, необходимо, интересно. К примеру, люди зрелого возраста предпочитают газеты о политике, экономике, социальнобытовых вопросах; читатели пожилого возраста - издания экологические, научно-популярные, рекреативные; молодежь - газеты и журналы о строительстве, автомобилях, искусстве, культуре, молодежных проблемах и пр. В целом женская часть аудитории, как правило, предпочитает легкое чтение, мужская -издания делового, общественно-политического типа и т.д.

Вся система газетно-журнальной периодики по сложившейся традиции дифференцируется по возрастному признаку - журналистика для зрелого, пожилого возрастов, для юношества, молодежи, для детей старшего, среднего, младшего школьного возраста; по половому (гендерному) признаку: женская, мужская и т.д. В данном исследовании нас интересует гендерная журналистика как наиболее интересная, многоплановая, но в то же время наиболее сложная по своей содержательной сути.

Как показывает статистика, в каждой из республик Поволжья женское население явно превалирует над мужским. Соответственно в системе СМИ должна преобладать женская журналистика, хотя «женских» типов изданий в регионе, по нашему мнению, все-таки недостаточно. К примеру, в Республике Татарстан функционируют издания «Женщина», «Аш-ду» (секреты кулинарии, рецепты) и др.; в башкирской периодике - газета «Женская неделя»; в Марий-Эл - «Семейная газета Оксаны Стариковой»; в Мордовии - «Сударыня»; на территории Чувашии газеты «Настоящее женское счастье», «Чаваш хёрара-мё» («Чувашская женщина») и т.д. Особенностью гендерной тематики и проблематики является то, что сегодня они как бы «переходят» из газет на страницы многочисленных женских иллюстрированных журналов, издающихся в каждой из республик. Так, к типу женских журналов можно отнести следующие издания: «Гаилэ календаре» («Семейный календарь»), «Сабыйга» («Ребенку»), «Серле календарь» («Волшебный календарь»), «Майдан. Чаллы» - литературно-художественный журнал, «Магариф» - учебно-воспитательное издание и др. (Татарстан); «Агидель» - «Белая река», «Башкортостан кызы» -«Дочь Башкортостана», «Тулпар» - «Пегас» (Башкортостан); «Пачемыш» -«Оса» (Марий Эл); «Таван Атал» - «Родная Волга» (Чувашия) и др.

Таким образом, несмотря на небольшое количество типов «женской периодики», нельзя утверждать, что женские проблемы остаются в тени. Это подтверждается тем, что в общественно-политической газетно-журнальной

периодике, издающейся как на русском, так и на национальных языках, регулярны публикации, посвященные вопросам семьи, брака, воспитания, быта, досуга; нередко освещаются интимные, медицинские проблемы.

Женская тематика не ограничивается указанными типологическими рамками; она находит выражение и на страницах рекреативной периодики, где женские темы и проблемы рассматриваются, анализируются, нередко разрешаются. К развлекательной прессе региона можно отнести информационно-познавательные, рекламные, справочные типы газет и журналов. Это издания о садоводстве, кулинарии, моде, приусадебном и домашнем хозяйстве, выпускающиеся как на русском, так и на национальных языках. Женская тематика «озвучивается», к примеру, в рекламно-развлекательном издании (газете) «Яна Юлдаш» - «Новый попутчик», в рекламно-познавательно-справочном журнале «Идел» - «Идель» (Татарстан); в газетах «Своя грядка», «Неделя - полезные советы», «Отведай!», «Детская неделя» (Башкортостан); в информационно-познавательных изданиях «Сельская газета», «Семейный лекарь», «Моя кухня», «Телесемь», «Родная усадьба» (Мордовия); в Чувашии на полосах газет «Домашняя газета», «Настоящее женское счастье», «Медицинский вестник», «Хресчен сасси» - «Голос крестьянина», «Сад и огород» и т.д. Кроме того, проблемы женской журналистики региона отражаются даже на страницах общественно-политических газет.

Женская периодика имеет огромное значение для аудитории всех территориальных уровней региона (республика, город, село и др.). Особенно она актуальна в поселках, селах, где положение женщин остается нелегким как в бытовом, так и в социальном плане. У их жительниц накапливается огромное количество вопросов и проблем, требующих разрешения. И хотя анализировать женские проблемы можно на страницах общественно-политических, познавательных, рекламно-справочных, развлекательных изданий, их освещение будет поверхностным, обзорным и не принесет ожидаемых результатов; куда действеннее их постановка в тематических изданиях, в женской периодике, в которой такие вопросы рассматриваются аналитичнее, конкретнее, глубже. В целом женская журналистика прессе республик Приволжского региона отражена достаточно ярко.

Говоря о периодике, ориентированной на мужскую часть аудитории, следует отметить, что «узкоспециализированных» типов газет, в которых бы отражались чисто мужские проблемы, требующие журналистского расследования, оперативного разрешения, в регионе нет. Тем не менее мужская журналистика, хотя и не столь ярко, выражена в типологическом ряде газет Приволжья. Прежде всего, она присутствует на полосах познавательных, справочных, развлекательных изданий, к примеру, в газетах «Крим» - криминал, розыск, версии, меры пресечения, «Охотник и рыболов Приволжья» и др. (Чувашия); «Олимпийский вестник», «Стройинформ» (Мордовия); «Сам хозяин», «Ветеринарный вестник», «Мастак» и др. (Татарстан) и пр. Мужские проблемы обсуждаются общественно-политическими изданиями, на страницах которых героями различных форм медийных текстов - интервью, очерков, зарисовок, статей, диалогов являются, в основном, мужчины; респонденты - ведущие политики, экономисты, ученые, производственники, актеры также преимущественно представители сильного пола. Кроме того, учредителями, соучредителями, издательскими представителями подобного рода газет и журналов также в большинстве случаев являются представители сильного пола. Можно констатировать, что и отображаемые конфликты, а также возникающие проблемы и вопросы комментируются, анализируются, разрешаются с позиций мужского мировоззрения.

Исследование типологической картины средств массовой информации страны, в том числе Приволжского региона, сегодня полностью не завершено. Многие вопросы остаются неразрешенными. Журналистам региональных изданий необходимо оптимизировать творческую энергию, направлять ее на удовле-

творение информационных потребностей каждого члена общества, каждой личности в отдельности, для того чтобы в информационной картине мира нашли объективное отражение насущные вопросы современности, что, в свою очередь, явится залогом успешного претворения в жизнь целей и задач, поставленных перед человечеством современными процессами становления гуманитарного модернизированного общества. Совершенно справедлива в связи с этим точка зрения В.Т. Афанасьева, подчеркивающего, что ученые должны «оказывать журналистским организациям помощь в специализировании изданий, программ в соответствии с их местом в системе средств массовой информации и пропаганды ... Необходимы исследования типических черт различных газет, журналов», поскольку «нужна конкретная методическая помощь редакционным коллективам в профилировании изданий и программ» [2].

Литература

1. Ажгихина Н.И. «Железная леди» или баба Яга? «Женская тема» в современной российской прессе // «Валдай - 96»: материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям. М.: Моск. центр гендер. исслед.,1997. С. 43-46.

2. Афанасьев В.Г. Оправдаем высокое доверие // Журналист. 1982. № 4. С.13.

3. Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе // Общественные науки и современность. 2000. № 4. С. 9-20.

4. Курдибановский О.В. Региональная и местная пресса: тенденции и стимулы развития // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: тез. межвуз. науч.-практ. конф. / под ред. В.И. Конькова. СПб.: Роза мира, 2005. С. 69.

5. Липовская О. Женщина как объект потребления // Исскуство кино. 1991. № 6. С. 18-21.

СВЕРБИХИНА СВЕТЛАНА АЛЕКСЕЕВНА - аспирантка кафедры теории и практики региональной журналистики, Мордовский государственный университет, Россия, Саранск ([email protected]).

SVERBIKHINA SVETLANA ALEKSEEVNA - post-graduate of Theory and Regional Journalism Practice Chair, Mordovian State University, Russia, Saransk.

ДЕМИН ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ - доктор филологических наук, профессор кафедры теории и практики региональной журналистики, Мордовский государственный университет, Россия, Саранск.

DYOMIN VASILY IVANOVICH - doctor of philological sciences, professor of Theory and Regional Journalism Practice Chair, Mordovian State University, Russia, Saransk.

УДК 821.512.111-32"21"

Л.А. СТЕПАНОВА КОНЦЕПТОСФЕРА СОВРЕМЕННОГО ЧУВАШСКОГО РАССКАЗА

Ключевые слова: концепт, слова-образы, слова-мотивы, слова-понятия, «хлеб», «товар», «долг».

На примере произведений современных чувашских писателей рассматривается концептосфера современного чувашского рассказа.

L.A. STEPANOVA THE CONCEPTOSFERE OF THE CHUVASH STORY

Key words: concept, word-images, word-motifs, word-concept, bread, money, debt.

In this article the conceptosfera of the modern Chuvash story is considered on an example of the works of the modern Chuvash writers.

Социально-мировоззренческая действительность последнего пятнадцатилетия XX в., называемого исследователями эпохой перестройки (1985-1991) и современных реформ (1991-1998), актуализировала в чувашской литературе философские лейтмотивы, основанные на глубоком социальном анализе жизни, новом осмыслении времени - прошлого и настоящего. Эти лейтмотивы «вырастали» в ней до концептов, которые, как принято считать, «составляют ядро творчества», «отражают культурно-национальные представления человека» [6. С. 5]. Именно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.