Научная статья на тему 'Отечественная журналистика была и остается многонациональной'

Отечественная журналистика была и остается многонациональной Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
314
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отечественная журналистика была и остается многонациональной»

BECTH. MOCK УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2006. № 4

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ

Р.П. Овсепян

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА БЫЛА

И ОСТАЕТСЯ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ

Десятилетиями так сложилось, что в истории отечественной журналистики доминирующее место отводилось изданиям Петербурга и Москвы и анализу творчества выступавших там публицистов. При этом особо выделялись журналы и газеты революционно-демократической направленности. Марксистско-ленинская методология, идеологические догмы, допуская их борьбу с реакционной, охранительной прессой, исключали возможность представлять российскую печать во всем ее многообразии. Создавалось впечатление, что на всех этапах истории как в дооктябрьский период, так и в годы советской власти функционировали только столичные издания и выходившая в различные периоды XIX и начала XX в. за рубежом пресса, оппозиционная царскому правительству.

О провинциальных газетах и журналах, тем более издававшихся в национальных регионах России, либо говорилось вскользь, либо вовсе не упоминалось. Правда, иногда приводились данные о количестве изданий, выходивших в различных городах страны. Так, в 1901—1916 гг. разновременно в Киеве выходило около 550 изданий, в Одессе — почти 530, в Баку — свыше 150, почти столько же в Тифлисе, более 50 — в Ташкенте. В последние годы новые факты и изыскания расширили спектр столичной прессы. К сожалению, в нормативном курсе "История отечественной журналистики" ("История отечественных СМИ") местная и национальная печать по-прежнему представлена очень слабо.

В конце XIX — начале XX в. в царской России не было территориального деления по национальному признаку. И Украина, и Туркестан, и Прибалтика, и Закавказье входили в состав Российской империи. Все выходившие здесь издания были достоянием отечественной журналистики, отражавшей различные отношения к власти, политическим, национальным, культурным устремлениям различных слоев общества.

В 1895 г. в Закаспийской области в городе Асхабаде (ныне Ашхабад) увидело свет "Закаспийское обозрение" — политическая, торгово-промышленная и литературная газета, выпускавшаяся три раза в неделю. Спустя два года она становится ежедневной и издается до 1913 г. Одна из ведущих ее тем —экономическое разви-

тие Средней Азии, вопросы внешней торговли России. В их освещении "Закаспийское обозрение" отражало интересы русской буржуазии с позиций буржуазного либерализма, выступало с критикой представителей властных структур, призывало к гуманному отношению к местному населению.

В конце 1896 г. в Екатеринбурге Пермской губернии вышла политическая и литературная газета "Урал", ставшая с 1901 г. ежедневным изданием и просуществовавшая до 1908 г. По характеру поднимаемых проблем ее можно считать изданием межрегиональным, поскольку она и освещала жизнь городов края — Уфы, Тюмени, Златоуста, Челябинска, — и поднимала проблемы экономического развития Урала — строительства железных дорог, освоения богатств недр.

Почти одновременно с "Уралом" стало издаваться в Одессе "Южное обозрение" — ежедневная политическая, торгово-промышленная, финансовая и литературная газета, просуществовавшая более десяти лет. Масштабы поднимаемых ею проблем, их оценка и отношение к власти не оставляли сомнений, что это было издание буржуазно-либерального направления.

Двадцать лет просуществовала ежедневная политическая, экономическая и литературная газета "Приднепровский край", выходившая в Екатеринославле (ныне Днепропетровск) и закрытая советским правительством в 1918 г. Это был орган буржуазного конституционализма. Одна из ведущих его тем — развитие агропромышленного потенциала богатейшего региона Украины, расширение деловых связей с другими районами страны.

Подобных изданий, поднимавших общероссийские проблемы, было немало. Они расширяют представление о газетно-журналь-ном мире России и позволяют судить о неуклонно обогащающейся структуре отечественной журналистики.

На рубеже двух веков в оппозиционном движении России все заметнее обозначилась тенденция, связанная с возникновением национальных социал-демократических партий и организаций. При этом некоторые из них организационно оформились в партии раньше, чем РСДРП. Речь идет, в частности, о польской социал-демократической группе "Пролетариат", об армянской партии социал-демократической ориентации "Гнчак" ("Колокол"), появившихся в конце 80-х годов XIX в. Армянская газета "Гнчак", например, характеризуя программу своей партии, заявляла, что ее целью является объединение армянских земель в самостоятельное государство, освобождение турецкой (Западной) Армении.

В конце 90-х годов минувшего века сформировался Всеобщий еврейский союз— Бунд, оформились организационно на национальной основе группы социал-демократии в Латвии и на Украине, резкое недовольство действиями самодержавия выражали финны...

Усиление экономического гнета народов различных национальностей, пренебрежительное к ним отношение со стороны царских властей, насильственная русификация вызывали протест у народов национальных регионов, пробуждали их национальное самосознание. В среде национальной интеллигенции и передовой части рабочих возрастал интерес к российской социал-демократии, национальная программа которой обещала народам свободу и независимость вплоть до самоопределения. Не меньший интерес вызывали и вопросы улучшения экономического, социального положения рабочих, крестьян.

Однако распространение социал-демократических идей сдерживалось из-за того, что подавляющая часть населения национальных регионов не знала русского языка. Настоятельной необходимостью стало создание социал-демократической печати на национальных языках. Одна из первых таких газет в России появилась в Закавказье. В сентябре 1901 г. в Баку вышла нелегальная газета "Брдзола" ("Борьба") на грузинском языке. Ее деятельность и политическое направление связывались с именем Сталина. Вплоть до начала 60-х годов XX в. она оставалась в курсе истории партийно-советской печати как выдающийся образец национальной марксистской прессы, последовательно благодаря Сталину проводившей линию ленинской "Искры". Прошло немногим более года после выхода "Брдзолы", и в Тифлисе увидела свет нелегальная армянская социал-демократическая газета "Пролетариат". Нелегальный орган Екатеринославского комитета РСДРП "Летучий листок" вышел весной 1902 г., а первый номер "Киевского социал-демократического листка" появился в конце ноября того же года. Социал-демократические издания на национальных языках выходят в Прибалтике, Туркестане... При всей специфике каждого из этих изданий у них четко просматривалась одна общая мысль: народ нищенствует, на предприятиях чрезвычайно тяжелые условия труда, царские власти постоянно пытаются разжечь национальную рознь между представителями различных национальностей.

С тем чтобы усилить свое влияние в массах, социалистические партии и движения общедемократического и национального толка в период революции 1905—1907 гг. взяли курс на развитие своей печати, процесс формирования которой в основном был осуществлен. Выходили общественно-политические издания, газеты для рабочих, крестьян, солдат, молодежи, издавались газеты как органы партий, советов, профсоюзов. Вся социалистическая и демократическая журналистика сложилась в систему, включавшую в себя различного рода издания. При этом характер социалистической и демократической прессы приобретал все более многонациональную структуру.

Газеты и журналы выходили на грузинском, азербайджанском, армянском, осетинском, аварском, литовском, латышском, эстон-

ском, украинском, узбекском и других языках. Но десятки из них оказались под запретом в истории отечественной журналистики послеоктябрьского периода. Их отнесли к категории антипролетарских, антибольшевистских. Возникнув в начале XX в. на национальной почве под воздействием революционных и национально-освободительных идей, они провозглашали общедемократические лозунги, ратовали за узконациональные интересы. Их цели были далеки от намерений российской революционной социал-демократии. Лидеры большевиков, вся ленинская пресса объявили партии и объединения, возникшие на национальной почве, и их печать буржуазно-националистическими и повели против них борьбу как против врагов пролетариата, препятствующих его сплочению в революционной борьбе с царизмом. И с такого рода изданиями в годы советской власти поступали как с врагами: держали за семью замками подальше от глаз людских.

Это затерянный мир, в котором не так легко ориентироваться. Среди нагроможденных кипами газет, страницы которых пожелтели от времени, бросилось в глаза название одной из них: "Рада" (в переводе с украинского "Совет"). Издавала ее украинская народная партия. Выступая под флагом беспартийности, бесклассовости, она выдвинула теорию, утверждавшую, что украинский народ не имеет господствующих классов и что он вообще не разделен на классы. Газета открыто выступала против революционной борьбы пролетариата и настойчиво проводила мысль о том, что "интересы русских и украинских рабочих различны" (1907. Февр.).

Мало что кому говорят названия газет "Наша доля", "Наша нива". Но ближайшее знакомство с их содержанием не оставляет сомнений, что их издавала Белорусская социалистическая громада (БСГ). Осенью 1906 г., активно проводя идеи своей партии, они выступали сторонниками осуществления мелких реформ. "Наша доля", в частности, писала о тяжелом положении крестьянских масс, их бесправии, но выход из этого положения вопреки большевикам находила не в классовой борьбе, а в культурном развитии крестьянства, в изучении белорусского языка.

В середине 1905 г. в Прибалтике была создана эстонская с-д. партия (федератисты), которая стремилась сформировать рабочие организации по национальному признаку. Она требовала введения обучения в народных школах, ведения делопроизводства в учреждениях и судах на эстонском языке, уничтожения различных привилегий, предоставляемых немецкому дворянству, и т.д. Федератисты настаивали на том, чтобы их требования по национальному вопросу решались самостоятельно и изолированно от революционной борьбы и были осуществлены путем реформ. Орган феде-ратистов "Уудисед" ("Новости"), полемизируя с эстонской буржуазией, утверждал, что именно эстонская социал-демократичес-

кая рабочая партия является партией эстонских рабочих и именно она является истинной защитницей их интересов. Газета не разделяла и политики РСДРП, обвиняя ее в подрыве единства эстонского народа.

В период революции 1905—1907 гг. в Грузии на политической арене действовала партия социал-федералистов, отстаивавшая теорию "общей почвы" и классового мира внутри нации. Один из лидеров партии — Арчил Джорджадзе — со страниц грузинской меньшевистской газеты "Социал-демократ" призывал рабочих и крестьян забыть "внутренние разногласия". Основным программным требованием федералистов было провозглашение автономии Грузии в пределах царской России.

Среди изданий партий, сформировавшихся на национальной основе в Закавказье и Средней Азии, были и такие, которые большую надежду в обретении независимости возлагали на религию и поэтому стремились воспитать свой народ в строгом соблюдении буквы и духа ислама. Вот как по этому поводу совершенно откровенно писала азербайджанская газета "Хаят" ("Жизнь"), выходившая в Баку в 1905—1906 гг.: "Если мы хотим развиваться и стать действительно жизнеспособной нацией, нам прежде всего необходимо быть и оставаться мусульманами" (1905. 7 июня).

Редактор газеты "Хаят" и журнала "Фюизат" ("Благо") А. Гу-сейн-заде был убежденным сторонником пантюркизма и поэтому постоянно вселял в сознание масс ограниченные возможности азербайджанского языка, отдавая предпочтение "истамбульскому диалекту османской Турции". На таких же откровенных пантюр-кистских позициях стоял и журнал "Шелале" ("Водопад"), который пошел еще дальше. "В османской Турции, — писал он в № 1 за 1914 г. — есть богатая литература. На Кавказе же нет ничего".

Идеи пантюркизма были присущи и газете "Тарджуман" ("Переводчик"), издававшейся в Крыму, в Бахчисарае, на языке крымских татар. Ее редактор Исмаил-бек Каспринский все надежды тюркоязычных народов связывал с исламом. Его газета оказала заметное воздействие на развитие джадидизма, возникшего на национальной почве в Туркестане. Джадиды не пытались бороться с царизмом, а лишь робко просили крайне ограниченных реформ. Они стремились, опираясь на таких могущественных союзников, как служители религиозного культа, и на узаконенные традиции феодально-родовых отношений, полностью подчинить себе трудящиеся массы коренного населения. Основной задачей джадидов было распространение своего влияния в массах и, воспользовавшись происходившими революционными событиями 1905—1907 гг., добиться кое-каких уступок для себя со стороны царских властей.

В период первой российской революции джадиды издавали в Ташкенте несколько газет: "Тараккы" ("Прогресс"), "Хуршид"

("Солнце"), в 1907-1908 гг. - "Шухрат" ("Слава"), "Туджор" ("Купец"). В этих изданиях четко звучали верноподданнические заверения. Так, "Туджор" прямо заявляла, что является другом и сторонником российского правительства, выражает свою уверенность в добродетельстве русского монарха (1907. 9 окт.). Газеты джадидов, выражая несогласие с социал-демократической партией, вели пропаганду против вступления "мусульман" в ее ряды и вместе с тем всячески расхваливали кадетов. "Хуршид", в частности, писала, что "идеи социал-демократической партии являются иллюзиями и примыкать к этой партии для наших мусульман весьма вредно. Разделы социал-демократической программы по финансовым, семейным и другим вопросам совершенно неприемлемы как с точки зрения шариата, так и в других отношениях" (1906. 11 окт.).

Армянская социал-демократическая организация, возникшая на национальной почве в начале 900-х годов, не имела своего издания. В листовках и бюллетенях, излагая свою программу, она объявляла себя сторонницей культурно-национальной автономии и, подобно бундовцам, порвавшим с РСДРП, настаивала на федеративном построении партии, ссылаясь на "специфические условия каждой нации". Ленин резко критически отнесся к армянским спецификам, охарактеризовав их как "бундовскую креатуру".

Среди изданий, долгие годы скрытых от читательских глаз, была и газета "Дрошак" ("Знамя"), являвшаяся в начале 900-х годов органом партии "Дашнакцутюн" ("Союз"). Главная цель партии была изложена в ее программе: с помощью европейских государств и царской России добиться автономии Западной Армении. Близкие по своим взглядам к эсерам, дашнаки выступали против революционного рабочего движения. Газета "Дрошак" апеллировала к национальным чувствам армян, провозглашала лозунги целостности и объединения армянских земель в единое государство. В декабрьском номере за 1904 г. орган дашнаков опубликовал большую статью "Сектантство в революционном движении". Газета выступила против русской социал-демократии, ставила под сомнение правильность ее национальной программы, возражала против интернационального построения РСДРП.

Со страниц большевистских изданий Ленин и его соратники вели неустанную борьбу против украинских, армянских, азербайджанских национальных социал-демократических партий, против бундовцев и грузинских меньшевиков... Нетерпимость большевиков к инакомыслию привела к тому, что национальные партии, тяготевшие к буржуазно-демократическим преобразованиям, находили поддержку у меньшевиков, эсеров, кадетов.

Установление в России большевистской власти предопределило утверждение в стране однопартийной системы. Важнейшим организационным институтом ее стала советская журналистика,

идеологически унаследовавшая основные принципы, функции и традиции большевистской печати. В 20-е годы и в последующие десятилетия отечественная пресса формировалась и развивалась как многонациональная дифференцированная система средств массовой информации. К сожалению, ни в нормативном курсе "История партийно-советской печати", а затем в "Истории советской печати", ни в издававшихся учебных пособиях о характере и особенностях многонациональной печати страны практически речи не шло. Вся история журналистики сводилась к анализу некоторых центральных изданий: "Правды", "Известий", "Комсомольской правды", "Бедноты", "Крестьянской газеты", "За индустриализацию", "Гудка", "Красной звезды" и ряда других. Местной, региональной, а тем более прессе национальных республик ни на одном этапе истории советской журналистики "не везло". Сложившееся положение в изучении истории отечественной прессы призвана была изменить коллективная монография "Многонациональная советская журналистика", вышедшая в Москве в 1975 г. Рекомендованная в качестве дополнительной литературы к нормативному курсу, она, безусловно, в какой-то мере восполняла образовавшийся пробел, но в целом проблемы так и не решила. И свидетельством тому все Программы, принятые за последние десятилетия, вплоть до 2003 г., в том числе^и в специально разработанной для курса "История отечественных средств массовой информации (1917-2003)".

Определенные попытки коснуться проблем местной и национальной журналистики были выражены в Программе 2003 г., в обращении к публицистическому творчеству журналистов национальной прессы, получившем всесоюзное признание, — Айтматова, Смуула и др. Но эта полумера мало что меняет в структуре и содержании читаемого курса "История отечественных СМИ". Во многом это зависит не от преподавателей, а от концепции курса. Перегруженный огромным эмпирическим материалом, он в значительной степени носит описательный характер, страдает отсутствием выводов, обобщений, выявлением закономерностей развития всех структурных звеньев многонациональной отечественной журналистики, особенностей ее функционирования на различных этапах послеоктябрьской истории.

Одним словом, сегодня первоочередным делом в историко-журналистской науке является дальнейшее всестороннее и глубокое осмысление накопленного материала, невостребованно "осевшего" в многочисленных исследованиях, касающихся как центральных (федеральных), так и региональных СМИ национальных образований Российской Федерации. На узкую географию объекта изучения истории отечественной журналистики обратило внимание Министерство образования и науки РФ, введя в типовой учеб-

ный план факультетов и отделений журналистики высших учебных заведений строку: "Региональный компонент". Открывшимися возможностями воспользовались многие университеты и институты страны, где осуществляется подготовка журналистских кадров. Здесь читаются спецкурсы, спецсеминары, создаются учебные и учебно-методические пособия по печати и другим средствам массовой информации регионов и национальных республик Российской Федерации. Безусловно, региональный компонент расширил диапазон изучения истории отечественной журналистики на местах, но реально не коснулся столичных вузов и высших учебных заведений крупнейших городов страны. Здесь по-прежнему нормативный курс "Истории отечественной журналистики" остается "обделенным".

Положение, на наш взгляд, может изменить новая концепция курса, в основу которого будет положен системный подход. Первая попытка в этом направлении предпринята в учебном пособии "История новейшей отечественной журналистики"1 при рассмотрении истории журналистики Российской Федерации. Ведь пресса страны сложилась в систему и, несмотря ни на какие деформации в межнациональных отношениях и функционирование в рыночных условиях, остается многонациональной. И тенденция такова, что ее структура и аудиторная ориентация будут и дальше расти.

Системный подход позволил отказаться от описательности, повторов однотипных фактов и выявить некоторые общие особенности, присущие региональной прессе Российской Федерации, проявившиеся во второй половине 90-х годов прошлого и начале XXI в. Развитие историко-публицистического процесса в демократически ориентированном обществе в условиях гласности, рыночных отношений и других проявлений постсоветской поры привело к формированию многопланового информационного потока, страдающего порой и качественностью и противоречивостью в стремлении удовлетворить растущие читательские интересы. Многоканальный информационный поток, вызванный к жизни дальнейшим повсеместным расширением института учредительства, становится одной из важнейших особенностей региональной журналистики.

Состав учредителей местной газетно-журнальной периодики представлен двумя основными группами. Первая — это государственные (официальные) органы. Сюда вошли издания различных территориальных администраций и их ведомств, газеты государственных предприятий и учреждений, несколько меньше половины

1 См.: Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. Февраль 1917—90-е годы. 2-е изд. М., 1999; Он же. История новейшей отечественной журналистики. Февраль 1917 — начало XXI века. 3-е изд. М., 2005.

выходящих в регионе газет. Так, в Иркутской области их 67 из 155. Основная тенденция первой группы изданий — сокращение их количества из-за финансовых трудностей.

Особенности развития и функционирования региональной журналистики, имеющие общероссийские тенденции, связаны со второй группой изданий. Основанные частными лицами, коммерческими, акционерными компаниями, редакционными коллективами, различными политическими партиями и организациями, общественными движениями, они являются главными потребителями информационного потока. В его содержании на первое место выходят местные новости. Региональный фактор распространения является, пожалуй, главным параметром, определяющим качественные и количественные характеристики региональной журналистики, а также организационные условия ее функционирования. Прежде всего в отличие от общенациональной, федеральной (или так называемой центральной) прессы региональная журналистика обслуживает информационные потребности той части читательской аудитории, которая ограничивается пределами данной части страны, а не всей ее территории. Неслучайно сегодня в регионах и республиках РФ действуют около 300 информационных агентств, составляющих серьезную конкуренцию тем 20 информационным агентствам Москвы, что работают на всю страну.

Радикальные перемены в укладе общественно-политической жизни регионов обусловили соответствующие изменения многих социальных институтов, включая и средства массовой информации. Воздействие, которое оказывает на их функционирование новая политическая, экономическая и социальная ситуация, приводит к возникновению стихийно складывающегося "дикого" информационного рынка, неподвластного, к сожалению, цивилизованным нормам регулирования отношений в сфере производства и реализации журналистской продукции2. И все же при всех противоречиях сложившейся ситуации подавляющая часть информации находит потребителя, что в свою очередь способствует расширению типологии изданий. Динамика развития данного процесса дает все основания утверждать, что типология региональной журналистики складывается в достаточно устойчивую систему. Речь может идти лишь о некоторых изменениях в количестве того или иного типа изданий.

Для любого региона — Иркутска или Красноярска, Читинской или Нижегородской области — характерны общественно-политические, деловые, информационно-развлекательные, информаци-онно-рекламные, молодежные, конфессиональные издания. В Яро-

2 См.: Реснянская Л.Л. Особенности процесса формирования системы современной периодики. М., 1996.

славле, например, издается свыше 20 областных газет: массовые общественно-политические, молодежная, для людей, занятых в сфере бизнеса, рекламно-информационные, газета социальной защиты населения, религиозная, правозащитная, отраслевая, уфологические, информационная и др. Жителям Ярославля адресовано 7 городских газет, по типологии очень близких к сложившейся системе местной печати. Кроме 3 журналов и 25 районных газет здесь также выходят 3 межрегиональные газеты.

На рубеже веков заметно усилились экономические, культурные, этнические связи многих областей, краев и республик страны, что не могло не отразиться на структуре местной прессы и ее типологии. В частности, речь идет о межрегиональных изданиях. К их числу с полным основанием можно отнести издаваемую в Ростове-на-Дону политическую, экономическую и литературную газету юга России "Приазовский край"; выходящую в Твери и распространяемую в Нечерноземье газету для садоводов и огородников "Сотка"; российскую военную газету "Солдаты фортуны", основанную во Владимире и поступающую также в Москву и Санкт-Петербург. Все больше читателей находят учрежденная в Нижнем Новгороде женская газета "Алена", доставляемая в восемь городов страны, историко-культурная газета "Родные просторы", распространяемая в обеих столицах страны, на Урале, Дальнем Востоке, в Республике Крым и др.

В конце минувшего века в печати РФ заметно обозначилась еще одна тенденция. Она выразилась в структурной перестройке печати некоторых регионов. Так, в Петербурге из-за материальных трудностей были закрыты некоторые многотиражные газеты, но начали выходить новые информационно-рекламные издания. В их числе "Северная столица", "Брич-ЭКСПО", "Культура, наука, бизнес". Структура периодической печати Петербурга все больше дифференцировалась в расчете на широкую сеть потребителей различного рода информации. Таким образом, в структуре петербургской периодики сформировалось 20 типов изданий, в том числе для специалистов различных профилей, деловых людей, для женщин, интеллигенции и других категорий читателей.

Начавшийся процесс реформирования региональной прессы хотя и привел к заметным структурным и количественным изменениям, в целом все еще нестабилен. Из-за высоких цен на периодические издания, из-за слабого спроса на них есть такие области, где функционирует всего несколько газет. В частности, на Сахалине читательские потребности удовлетворяют (не считая городских и районных) общественно-политические газеты "Свободный Сахалин", "Губернские ведомости" и "Советский Сахалин", молодежная газета "Молодая гвардия", отраслевая "Рыбак Сахалина" и выходящая на корейском языке общественно-политическая газета "Се Коре Синмун".

И все же при всем своеобразии региональной прессы, при всей гибкости и подвижности ее структуры динамика ее развития идет по нарастающей. Благоприятный фон для ее успешного функционирования в условиях обостряющейся конкурентной борьбы на информационном рынке создается естественной предрасположенностью аудитории к местной информации. Так складываются предпосылки для развития региональных СМИ.

Процессы, происходящие в местной прессе, открыли реальные возможности для обновления журналистики национальных образований. Будучи подсистемой региональной печати Российской Федерации, она имеет в своей структуре практически все звенья системы средств массовой информации. В частности, периодическая печать представлена различными типами: общественно-политическими, деловыми, молодежными, женскими, детскими, религиозными, литературно-художественными, изданиями различных партий и объединений, развлекательными и др.

Разнообразна национальная региональная периодика не только по типам изданий, но и по составу учредителей. Учредителями газет являются, например, административные органы, коллективы редакций совместно с кооперативами, фирмы, частные предприниматели. Республиканская газета "Советская Чувашия", учредителем которой стал коллектив редакции, выиграла объявленный конкурс на госзаказ и начала выпускать еженедельник "Молодежный курьер". Редакция чувашской республиканской юношеской газеты "Танаш" стала издателем журнала "Тетте" для детей дошкольного возраста.

Многообразные формы учредительства, социальные и экономические изменения, происходившие в обществе, способствовали процессу заметного развития прессы. В республиках Поволжья, в частности, несмотря на то что информационный рынок насыщен и дает о себе знать конкурентная борьба, количество периодических изданий растет. Так, в Мордовии за девять месяцев 1999 г. было зарегистрировано 17 новых газет и журналов3. В январе 2001 г. здесь выходило 94 газеты и 10 журналов, В Чувашии — 140 газет и 24 журнала, в Татарстане — 419 периодических изданий: 330 газет, 79 журналов, 3 бюллетеня, 6 альманахов и один справочник.

Удельный вес газет на национальных языках в Мордовии и Чувашии невелик. В Татарстане же их насчитывается более 30. Только за последние годы в столице республики вышли "Мэдэни жомга" ("Культурная пятница"), "Кинэш" ("Совет"), "Хэзинэ" ("Достояние"), "Яшел узэл" ("Молодое поколение") и др. И все же наиболее читаемыми являются республиканские газеты "Вата-

3 См.: Потапов П.Ф. Журналистика и этнокультура народов Поволжья на рубеже XX—XXI веков. Саранск, 2002. С. 13.

ным Татарстан" ("Родина моя Татарстан"), "Шэпри Казан" ("Город Казань"), молодежная "Татарстан яшьлэре". В Республике Татарстан проживают представители более чем ста национальностей. Отсюда и специфика телевещания государственного канала в полиэтническом регионе, и нюансы создания на базе ГТРК нового спутникового канала ОАО «ТРК "Новый век"», в программах которого отчетливо просматривается модификация утреннего информационно-музыкального вещания и его деления на языковые блоки. Приоритетным в области телепублицистики становится освещение жизни многочисленных национальных общин города и республики. В частности, авторская программа "Наедине со всеми" посвящена истории, культуре и традициям разных народов. За укрепление дружбы между народами и сохранение многонациональной культуры программа была удостоена диплома Всероссийского фестиваля программ "Дружба народов — единство России"4.

В функционировании средств массовой информации национальных образований в последнее десятилетие отчетливо проявила себя тенденция возрастающего интереса к телевидению. Так, социологический опрос телеаудитории Малых северных городов Ханты-Мансийского автономного округа, проведенный весной 2003 г., показал, что почти 97% респондентов считают телевидение главным источником информации5. Авторитет его возрос после того, как возникло современное муниципальное ангажированное телевидение. Оно сформировалось в систему корпоративных электронных средств массовой информации крупных нефтяных компаний как альтернатива муниципальному телевидению и радиовещанию. Возникла конкурентная ситуация, в частности, в борьбе за зрителя, потребовавшая совершенствования модели местного телевидения. В результате благодаря ему малые города автономного округа стали не только территориальной общностью, но и общностью информационной, трансформирующей и совокупность политических, социальных и экономических связей. Нет необходимости доказывать, что профессионально организованный информационный процесс обеспечивает общность, необходимую целостность и динамику развития городов, районов и территории округа или края в целом.

Потребность в широкой и оперативной информации особенно ощутима в любом полиэтническом регионе. Людям одинаково ин-

4 Иванова Е.П. Специфика двуязычного телевещания в полиэтническом регионе // Глобализация и национальная самобытность. Форум языков. Ежегодник. Казань: Экспоцентр, 2004.

5 Габидуллина Э.Ф. История и тенденции развития местного телевидения городов Ханты-Мансийского автономного округа // Актуальные проблемы науки и образования на рубеже веков: Сборник статей. Вып. 1. Челябинск, 2000.

тересно, важно и нужно знать, что произошло в стране и мире и каковы новости родного края, города, села. Неслучайно ведь в информационном потоке выделяются два пласта сообщений — глобальные и локальные. В разных регионах Российской Федерации количество периодических изданий, телевизионных и радиопрограмм существенно разнится. Несмотря на это, они несут многообразную информацию для населения не только коренной национальности, но и для национальных групп, проживающих на территории региона.

Особое место в информационном поле Российской Федерации занимает Северный Кавказ. В это политико-экономическое территориальное объединение входят Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края, автономные республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия—Алания, Чечня. На столь обширной территории проживают почти 10% населения всей России, представленное людьми различных национальностей. Здесь в национальных образованиях выходит около 500 газет. Только в Адыгее их издается 60. В Дагестане, где периодика выходит на аварском, даргинском, кумыкском, лезгинском и других языках, и того больше.

Понятно, что различные издания далеко не одинаково освещают и оценивают события политической, экономической, социальной и культурной жизни республиканского сообщества. Некоторые республиканские издания, провозглашая лозунги роста национального самосознания, ратуют за исключительность собственной нации, утверждение этнорелигиозных идеалов. Однако трудно переоценить и влияние той части республиканской печати, которая успешно играет роль стабилизатора политической обстановки, вносит неоценимый вклад в сдерживание и погашение возникающих в республиках конфликтов, противостоит центробежным силам. В целом ситуацию в республиканской печати характеризует активное участие журналистов в процессах перераспределения власти, в распространении идеи суверенитета, их апелляции к национальному самосознанию, полемике между умеренно-центристскими изданиями и занимающими ярко выраженные антицентристские позиции новыми изданиями определенной политической ориентации.

В проблематике региональной журналистики заметное место заняли материалы, посвященные вопросам экономики, быта, культуры, истории своего народа, языка, этнографии и т.д. Таким образом, важнейшим фактором обращения читательской аудитории к республиканским средствам массовой информации выступает потребность в социально-экономической, культурно-просветительской информации, потребность в общении. Например, структура печати, телевидения и радиовещания Северо-Кавказского ре-

гиона, распределение внутри него информационных потоков заметно отстают от потребностей многонационального населения края. Достаточно сказать, что лишь одна общерегиональная газета "Северный Кавказ" относительно устойчива на местном медиа-рынке. Ежеквартальное печатное издание "Общекавказская газета" после двух лет выпуска прекратила свое существование.

В Южном федеральном округе практически отсутствуют общерегиональные телерадиокомпании. Существует лишь один межрегиональный тележурнал "Северный Кавказ". Значительная часть новостей о событиях внутри региона и комментариев к ним местная аудитория получает через федеральные каналы, объем материалов которых о событиях на Кавказе на порядок превышает сообщения из любого другого региона. Особенно это касается острых политических проблем, интерпретация которых все еще остается негласным правом местных республиканских правительственных агентств6.

Они по-прежнему удерживают монополию на публикацию информации, отражающей точку зрения местных властей. И это при том, что уже к середине 90-х годов прошлого века прочно утвердился процесс децентрализации информационного потока. Получила развитие сеть региональных информационных агентств, передающих информацию из определенных областей или регионов России. Так, в Ханты-Мансийском автономном округе функционирует 11 информационных агентств. В числе региональных агентств — ПИА (Поволжское информационное агентство), ЕАН (Европейско-Азиатские новости), Урал-акцепт и др. Четыре новых информационных агентства создано в Иркутской области, "Пресс-мен" появилось в Братске, "Гарантинформ" — в Усть-Илимске... Основными потребителями информации местных информационных агентств являются региональные средства массовой информации, хотя в последние годы их сообщения все чаще используются и в федеральной прессе.

Заметно меняется и структура региональной журналистики, в том числе и издающейся в национальных образованиях. Резко изменилась периодичность выхода газет. Наиболее распространенным их типом стали еженедельники. Так, в Ханты-Мансийском автономном округе они составляют почти треть выходящих здесь периодических изданий.

Пресса Российской Федерации издавалась и продолжает издаваться как на государственном для данного субъекта Федерации языке, т.е. на языке коренной национальности, так и на языке межнационального общения, которым является русский. Кроме того, во многих республиках и автономных областях выходят также

6 См.: Кочисова А.Н. Северный Кавказ в зеркале СМИ. М., 2004.

газеты на языках проживающих здесь народов некоренной национальности. В частности, возродился выпуск изданий для чувашской диаспоры Татарстана, Башкортостана, Ульяновской, Самарской областей. В Башкирской Республике выпускаются одна республиканская и две районные газеты на чувашском языке, в Татарстане — республиканская газета "Сувар", газеты в четырех сельских районах.

Таким образом, отечественная журналистика была и продолжает оставаться многонациональной. В начале XXI в. в Российской Федерации газеты и журналы выходили на 39 языках народов, проживающих в стране.

Поступила в редакцию 27.02:2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.