Научная статья на тему 'ЮМОР КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

ЮМОР КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
79
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮМОР / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дильмухаметова А.В.

В данной статье представлен анализ одного из неоднозначных и спорных с точки зрения психологической науки явления человеческой жизни - юмора. Рассматриваются трудности исследования юмора, особенности психологического анализа поведения человека в экстремальных условиях в контексте юмора. Это направление исследований позволяет внести дополнительные коррективы в психологическую науку по сравнению с философскими, литературоведческими, эстетическими и социологическими линиями анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЮМОР КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

п

С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

А.В. Дильмухаметова ЮМОР КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В данной статье представлен анализ одного из неоднозначных и спорных с точки зрения психологической науки явления человеческой жизни - юмора. Рассматриваются трудности исследования юмора, особенности психологического анализа поведения человека в экстремальных условиях в контексте юмора. Это направление исследований позволяет внести дополнительные коррективы в психологическую науку по сравнению с философскими, литературоведческими, эстетическими и социологическими линиями анализа.

Ключевые слова: юмор, экстремальные ситуации, психологические механизмы.

Специфика современной жизни, ее стиль и особенности, ставят перед учеными и исследователями серьезные задачи, связанные с диагностикой, контролем и прогнозированием поведения человека в трудных жизненных ситуациях. В отличие от обыденных ситуаций, которые в силу своей обычности воспринимаются людьми как естественные и нормальные, в которых человек действует в рамках четко разработанных правил и традиций, в нестандартных, экстремальных ситуациях возникает необходимость нарушения этих законов и правил. К ним относятся такие ситуации, в которых требования внешней среды или внутреннего состояния человека приводят к изменению его поведения и тем самым заставляют индивида проявлять свои особые свойства и качества, которые либо помогают ему выйти за пределы этой ситуации и дают ему возможность наиболее эффективно действовать [1].

© Дильмухаметова А.В., 2021.

Научный руководитель: Щербаков Сергей Витальевич - кандидат психологических наук, доцент, Башкирский государственный университет, Россия.

Начиная с древних времен, многие величайшие философы пытались определить и выяснить природу юмора, комизма, а значит и создаваемых с их помощью юмористических произведений (комедий, анекдотов, карикатур и т.д.). Свое отношение и понимание юмора, смеха высказывали не только ученые -философы, но и сами творцы - писатели-юмористы, пародисты, комики, клоуны, шуты. Однако парадокс состоит в том, что, хотя определения комического, юмористического столь же стары, как и большинство базовых философских понятий, единого мнения, относительно природы данного явления пока еще не существует [2].

Одним из главных затруднений в его изучении оказался тот факт, что значимые для каждого в отдельности человека отношения к юмору и юмористическим произведениям накладывают своеобразный «личностный» отпечаток самого исследователя, во многом определяя специфику и характер проводимого исследования. Пристальное внимание к изучению и анализу юмористических произведений также вызывает настороженность научной общественности. Каким это образом предметом серьезного научного исследования может быть несерьезный объект, который вызывает смех? Юмор может существовать в этой жизни, но анализировать его, по мнению большинства исследователей, оказывается совершенно невозможно.

Другой трудностью оказывается то, что такие отношения известны каждому человеку по личному опыту и переживанию. Редко встретишь человека, который бы не имел собственного мнения относительно механизма действия юмора, его отсутствия или присутствия в той или иной ситуации. Это означает, что в отличие, например, от физических явлений, право на изучение и интерпретацию которых безоговорочно признается за специалистами, отношение к юмористическим явлениям рассматривается и интерпретируется всеми независимо от профессиональной принадлежности.

Кроме этого, сами исследователи оказываются в двойственном положении: как профессионалы и как обыватели, т.е. им приходится проводить как бы два независимых исследования, результаты которых иногда оказываются диаметрально противоположными.

С другой стороны, как бы априори принимая положение о позитивном влиянии юмора и юмористических произведений на поведение человека, его роль и значение ограничиваются определенными рамками существующих в обществе стереотипов. Считается, что нельзя юмористически относиться к эмоционально и аффективно насыщенным явлениям в жизни - человеческой любви или горю, слабости другого человека или величию его подвига и многим сходным явлениям.

Следствием этого становится тот факт, что некоторые сферы человеческой деятельности, на которые может быть направлен юмор, оказываются за пределами научных экспериментов. При этом экстремальные ситуации с их своеобразной эмоциональной насыщенностью и аффективным переживанием рассматриваются чаще всего с одной позиции - отрицательного отношения. В то время как для позитивного отношения - проявлению чувства юмора, юмористического отношения отводится слишком мало места [3].

Естественное развитие психологической науки предъявляет особые требования к построению целостной модели человеческого поведения, куда необходимым образом включаются столь важные для человека регулятивные позитивные психологические феномены, к которым относится и юмор.

Комплексность, междисциплинарность юмора как объекта научного исследования позволяет предположить, что психологический анализ этого явления в контексте изучения поведения человека в экстремальных условиях позволит получить дополнительные сведения о психологических механизмах данного феномена. Это даст возможность внести дополнительные коррективы в психологическую науку по сравнению с философскими, литературоведческими, эстетическими и социологическими линиями анализа.

Библиографический список

1. Агаджанян H.A., Катков А. Ю. Резервы нашего организма. - М.: Знание, 1990. - 240 с.

2.Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. - Казань: КазУ, 1987. -

262 с.

3. Адлер А. Наука жить: пер. с англ. и нем. - Киев: Port-Royal, 1997. - 287 с.

ДИЛЬМУХАМЕТОВА АМИНА ВАДИМОВНА - магистрант, Башкирский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.