Научная статья на тему 'ЮКАГИРЫ КАК ЧАСТЬ АРКТИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ'

ЮКАГИРЫ КАК ЧАСТЬ АРКТИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
98
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ / INDIGENOUS PEOPLES / ЮКАГИРЫ / YUKAGHIRS / ПЕРЕЧЕНЬ ИСЧЕЗАЮЩИХ ЯЗЫКОВ МИРА / THE LIST OF ENDANGERED LANGUAGES IN THE WORLD / МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЮКАГИРОВ / MATERIAL AND SPIRITUAL CULTURE OF THE YUKAGHIRS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Томская Иннеса

Один из древнейших арктических народов - юкагиры, составляли множество племен, населявших Северо-Восток Азии, которые гипотетически, как полагал А. Окладников, были «потомками древнейшего населения» территории, ныне обозначенной как административная единица - Республика Саха (Якутия)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE YUKAGHIRS AS PART OF THE ARCTIC CIVILIZATION

One of the oldest Arctic peoples - the Yukaghirs, were many tribes that inhabited North-East Asia, which hypothetically was considered by A. Okladnikov, were «descendants of the ancient population of» the territory now designated as the administrative unit of the Republic of Sakha (Yakutia)

Текст научной работы на тему «ЮКАГИРЫ КАК ЧАСТЬ АРКТИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»

УДК - 39 ТОМСКАЯ Иннеса,

ББК - 63.5 магистрант ИГСУ РАНХиГС

07.00.07 — этнография, этнология и антропология

ЮКАГИРЫ КАК ЧАСТЬ АРКТИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Аннотация. Один из древнейших арктических народов - юкагиры, составляли множество племен, населявших Северо-Восток Азии, которые гипотетически, как полагал А. Окладников, были «потомками древнейшего населения» территории, ныне обозначенной как административная единица - Республика Саха (Якутия).

Ключевые слова: коренные малочисленные народы, юкагиры, перечень исчезающих языков мира, материальная и духовная культура юкагиров.

TOMSKAYA Innesa,

undergraduate IGSU RANHiGS

THE YUKAGHIRS AS PART OF THE ARCTIC CIVILIZATION

Abstract. One of the oldest Arctic peoples - the Yukaghirs, were many tribes that inhabited North-East Asia, which hypothetically was considered by A. Okladnikov, were «descendants of the ancient population of» the territory now designated as the administrative unit of the Republic of Sakha (Yakutia).

Keywords: indigenous peoples, the Yukaghirs, the list of endangered languages in the world, material and spiritual culture of the Yukaghirs.

Существуют разные предположения древнейшей истории развития арктической цивилизации на территории Сибири, населенной коренными малочисленными народами.

Один из древнейших арктических народов — юкагиры, составляли множество племен, населявших Северо-Восток Азии, которые гипотетически, как полагал А. Окладников, были «потомками древнейшего населения» [4, с. 8] территории, ныне обозначенной как административная единица - Республика Саха (Якутия).

Владимир Йохельсон проводил параллель с индейцами Северной Америки, и все его предположения связаны с перемещением ледников [4, с. 8]. Михаил Левин, например, считал, что племена юкагиров во времена неолита населяли не только бассейн реки Лены, но и Прибайкалье [4, с. 8].

В одном можно согласиться с мнением Бориса Шишло: юкагиры имели влияние на этническую историю развития народов Сибири [4, с. 8]. По версии Р. Василевского юкагиры повлияли на «формирование коряков в древности» [4, с. 8]; Н. Диков пред-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 6 • 2017

полагал, что юкагиры разделили «палео-индейцев и палеоазиатов» [4, с. 8]; а Л. Хло-быстин считал, что «экспансия юкагирских племен простиралась от Финноскандии на западе до Сахалина и северной части бассейна Амура на востоке» [4, с. 8].

И, наконец, очень интересно мнение В. Чернецова «о наличии единого этнического субстрата в различных культурах циркумполярной зоны» [4, с. 8], уральского по происхождению. Это доказывают лингвистические исследования, которые приводят к выводу, что «юкагирские языки имеют древние генетические связи с уральскими языками» и «юкагиры и их культура могут быть связующим звеном между уральскими народами и некоторыми индейскими племенами Америки» [4, с. 8]. Существуют и другие мнения. Например, В. Йохельсон обосновывал тяготение к палеоазиатам и палеоиндейцам и указывал на языковое «родство с древними народностями Северо-Восточной Азии и племенами северо-западных берегов Америки» [4, с. 8]. Б. Коллиндер утверждал «о родстве юкагирского языка с финно-угорскими и

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

самодийскими языками» [4, с. 8]. Таким образом, все ученые свои выводы основывали на результатах исследований грамматического строя, морфологических особенностей, а также материальной и духовной культуры юкагирских племен.

Исходя из вышесказанного, современный юкагировед, доктор филологических наук Гаврил Николаевич Курилов полагает, что «юкагиры и их культура могут быть связующим звеном между уральскими народами и некоторыми индейскими племенами Америки» [2, с. 5]. Все предположения ученых наводят на мысль о том, что на самом деле до сих пор не известна реальная численность юкагирских племен, населявших большие просторы Сибири. Известна легенда, в которой рассказывается о том, что «на земле горело столько костров юкагирских стойбищ, что крылья у пролетавших журавлей чернели от их дыма».

Владимир Богораз считал, что главное богатство Арктики — это ее люди, и изо всех сил пытался уберечь ее от промышленного освоения, поэтому в начале XX в. Комитет Севера планировал организовать сеть заказных территорий традиционного природопользования [6]. И только в первом десятилетии XXI в. Правительству Российской Федерации удалось осуществить этот проект. Испокон веков юкагирские племена вели традиционные виды хозяйствования, такие, как рыболовство, охот-промысел, собирательство и позже, с приходом тунгусо-маньчжурских оленеводческих племен, оленеводство.

Только в начале XX в., с приходом Советской власти, постепенно начал подниматься цивилизационный уровень арктических народов Сибири, в том числе и юкагиров. Наряду с позитивным проявлением в экономической жизни стали происходить негативные процессы в духовной жизни народа. Поколение, родившееся в начале становления Советской власти, прошло через агрессивную политику русификации и якутизации. Запрещение общаться на родном языке постепенно изменило языковую среду. Доктор искусствоведческих наук Юрий Ильич Шейкин в своей лекции для цифрового учебно-методического пособия «Сокровенная мудрость предков.

Знатоки языка и фольклора и традиционной культуры юкагиров — Тымкыль Екатерина Ивановна» рассказал о встрече с известной сказительницей, хранительницей сотен песен жителей олеринской и халар-чинской тундры Нижней Колымы Якутии Екатериной Ивановной Тымкыль, в девичестве Куриловой, с директором нематериального наследия ЮНЕСКО Норико Аикава, которая с удивлением воскликнула: «Вы знаете, а я читала, что юкагиров больше уже не осталось. Не то, что могут петь. Не то, что вот так придти и показать. Что их уже просто нет! Что это уже опубликовано» [3]. Юкагиров это сообщение еще больше удивило, так как представители двух юкагирских народов — одулы и вадулы - по сей день говорят на родном языке, несмотря на мощный агрессивный процесс ассимиляции.

В рамках программы ЮНЕСКО «Атлас исчезающих языков» в Республике Саха (Якутия) реализуется проект «Сохранение юкагирского языка и традиций посредством укрепления ресурсов образовательных учреждений в местах компактного проживания в Республике Саха (Якутия)». Целью данного проекта является поддержка исчезающего юкагирского языка и культуры коренного народа, включенного в перечень исчезающих языков мира [5]. История развития общественного сознания вадулов началась с Николая Константиновича Курилова, «одного из лидеров и организаторов оленеводческих хозяйств», которого «великим правом наделила страна, юкагира с далекой колымской земли, -быть депутатом I созыва Верховного Совета СССР. Ветераны помнят историю о том, как добирался Николай Константинович до Москвы в то далекое время, чтобы принять участие в сессии Верховного Совета. Сегодняшнее поколение не поверит: он затратил на этот путь два месяца! Ехал на оленях, собаках, лошадях, шел пешком...» [1]. Первым из юкагиров-одулов стал кандидатом экономических наук Николай Спиридонов, к сожалению незаконно репрессированный и расстрелянный. Под псевдонимом Тэкки Одулок он выпустил замечательные произведения, в которых описал жизнь северян в начале ста-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2017

новления Советской власти и сохранил для потомков этнографические картинки Колымского края начала ХХ в.

В настоящее время лидеры двух юкагирских народов прилагают все усилия не только для сохранения, но и для развития одульского-вадульского языков и духовной культуры. Мы благодарны трем братьям Куриловым, Семену, Гаврилу и Николаю, за самоотверженный труд во благо вадульского народа. Семен Курилов - автор знаменитого романа «Ханидо и Халер-ха», переведенного на многие языки мира, известен как общественно-политический деятель, который добился в ЮНЕСКО статуса исчезающего народа, таким образом обратив внимание на социально-экономическое положение юкагиров, переживших опустошительные эпидемии чумы в предыдущих веках.

В 1991 г. Гаврил Николаевич Курилов, будучи членом консультативного Совета при первом Президенте Республики Саха (Якутия) Михаиле Ефимовиче Николаеве, который, в свою очередь, отметил важность создания «существенной» поддержки исчезающего этноса, еще до первого съезда юкагирского народа написал черновой вариант Закона «О суктуле юкагирского народа», который подразумевал отдельную территорию хозяйственной деятельности и жизни в Нижнеколымской тундре под вечное пользование земли, и о защите исчезающего народа (в то время юкагиров насчитывалось 700 чел). Как представляется, закон Республики Саха (Якутия) «О суктуле юкагирского народа», принятый постановлением Палаты Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 18.03.98 З № 8-11, - это прообраз, первые зачатки Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», одобренный Советом Федерации 24 сентября 2003 г. Гаврил Курилов, известный поэт, старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, стал первым доктором филологических наук, который выпустил два тома Юкагирско-русского словаря, в каждом из которых от 7 до

11 тысяч лексических единиц с примерами, дающими представление об особенностях материальной и духовной культуры юкагиров, а также академические работы по современному юкагирскому языку.

Все больше юкагиров - этнографов, филологов, историков, юристов и т.д., защищают свои работы на кандидатские и докторские степени. Развивается песенная культура: рождаются новые песни. Юкагирские самодеятельные композиторы идут в ногу со временем, синтезируя песенную культуру, при этом сохраняя аутентичность и внедряя новые ритмы современной эпохи. Все эти мероприятия нацелены на развитие языка, духовной культуры, в котором активное участие принимает общественная организация — Ассоциация юкагиров Республики Саха (Якутия), объединившая одулов и вадулов ради общего дела. Техногенная мировая культура привносит и позитивное, и негативное в развитие юкагирского народа. Благодаря ей, юкагиры имеют возможность развивать свою культуру и популяризировать язык, а мир узнает о народе, который, несмотря на малочисленность, вносит свой неоценимый вклад в мировую сокровищницу человеческих знаний. Но постепенно утрачивается бесценный опыт традиционной жизни в арктических условиях, приходит быт, не свойственный кочующему народу. Несмотря на различные трудности, вместе с эвенами, эвенками, чукчами и другими народами России юкагиры идут по жизни, с каждым днем утверждая жизнелюбие, жизнестойкость и мудрость предков. Как говорили наши деды и прадеды, «иральа-дьэ йуорэ эл чавричиинулльэк» — когда встретишь трудность, не паникуй [2, с. 99]. «Йатархадэлэк эврэк» — живи прямо (по-честному) [2, с. 118].

Список литературы:

[1] Из материалов газеты «Колымская правда». Республика Саха (Якутия).

[2] Курилов Г. Юкагирско-русский словарь. Новосибирск: Наука, 2001.

[3] Курилова А.А. Сокровенная мудрость предков. Знатоки языка, фольклора и традиционной культуры юкагиров. Тымкыль Екатерина Ивановна. Якутск: ТО «Река», 2013.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2017

• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

[4] Шишло Б. Юкагиры. Прошлое. Настоящее. А будущее? // Sibirica. 1983.

[5] h 11 p : / / www.ifapcom.ru/files/ Monitoring/2 009/sidorova_national_com_ unesco.pdf.

[6] http://www.rusrep.ru/article/2013/12/ 18/yukagir.

Spisok literatury:

[1]Iz materialov gazety' «Koly'mskaya pravda». Respublika Saxa (Yakutiya).

[2] Kurilov G. Yukagirsko-russkij slovar'. Novosibirsk: Nauka, 2001.

[3] Kurilova A.A. Sokrovennaya mudrost' predkov. Znatoki yazy'ka, fol'klora i tradicionnoj kul'tury' yukagirov. Ty'mky'l' Ekaterina Ivanovna. Yakutsk: TO «Reka», 2013.

[4] Shishlo B. Yukagiry'. Proshloe. Nasto-yashhee. A budushhee? // Sibirica. 1983.

[5] h 11 p : / / www.ifapcom.ru/files/ Monitoring/2 009/sidorova_national_com_ unesco.pdf.

[6] http://www.rusrep.ru/article/2013/12/ 18/yukagir.

Объединенная электронная редакция

ЮРКОМПАНИ

www.publish.law-books.ru

НАУЧНО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА «ЮРКОМПАНИ»

специализируется на выпуске профессиональной юридической литературы и издании научных рецензируемых журналов, www.law-books.ru

Объединенная электронная редакция «ЮРКОМПАНИ» предлагает помощь в коммерческом издании ваших книг (монографий, учебников, учебных пособий, УМК) в самые сжатые сроки (2-3 недели).

Возможно присвоение грифов:

1) Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» (с указанием названия грифа на обложке книги и выдачей Сертификата),

2) Рекомендовано Научно-исследовательским институтом образования и науки (с указанием названия грифа на обложке и выдачей Сертификата),

3) Рекомендовано Научно-исследовательским институтом проблем образования и права (с указанием названия грифа на обложке книги и выдачей Сертификата).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.