Научная статья на тему 'Юкагиры Якутии на рубеже XX-XXI В. : опыт этнической самоорганизации'

Юкагиры Якутии на рубеже XX-XXI В. : опыт этнической самоорганизации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
428
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯКУТИЯ / МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / ЮКАГИРЫ / ЭТНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / YAKUTIA / THE NORTH INDIGENOUS PEOPLES / YUKAGIRS / ETHNIC MOVEMENT / PUBLIC ORGANIZATIONS / ETHNIC IDENTITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Григорьев Степан Алексеевич

В статье рассмотрены основные причины и предпосылки формирования этнических организаций юкагиров. Автором освещены деятельность общественных объединений и проанализированы их законодательные инициативы. На основе материалов полевых исследований показано современное общественно-политическое положение юкагиров в Республике Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YUKAGIRS IN YAKUTIA AT THE TURN OF THE 21ST CENTURY: EXPERIENCE OF ETHNIC SELF-ORGANIZATION

The author deals with the main causes and prerequisites for formation of the Yukagir ethnical organizations. The article covers activities of the public associations and analyzes their legislative initiatives. On the basis of the field researches the author shows the current socio-political status of Yukagirs in the Republic of Sakha (Yakutia).

Текст научной работы на тему «Юкагиры Якутии на рубеже XX-XXI В. : опыт этнической самоорганизации»

УДК 94(=554)(571.56)

Григорьев Степан Алексеевич

кандидат исторических наук, научный сотрудник

сектора арктических исследований

Института гуманитарных исследований и проблем

малочисленных народов Севера

Сибирского Отделения Российской академии наук

ЮКАГИРЫ ЯКУТИИ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХ! В.: ОПЫТ ЭТНИЧЕСКОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ [1]

Grigoryev Stepan Alekseevich PhD in History,

Research Associate of the Arctic Researches Center Institute for the Liberal Arts Researches and the North Indigenous Nation Studies, Russian Academy of Sciences

YUKAGIRS IN YAKUTIA AT THE TURN OF THE 21st CENTURY: EXPERIENCE OF ETHNIC SELF-ORGANIZATION [1]

Аннотация:

В статье рассмотрены основные причины и предпосылки формирования этнических организаций юкагиров. Автором освещены деятельность общественных объединений и проанализированы их законодательные инициативы. На основе материалов полевых исследований показано современное общественно-политическое положение юкагиров в Республике Саха (Якутия).

Ключевые слова:

Якутия, малочисленные народы Севера, юкагиры, этническое движение, общественные объединения, национальное самосознание.

Summary:

The author deals with the main causes and prerequisites for formation of the Yukagir ethnical organizations. The article covers activities of the public associations and analyzes their legislative initiatives. On the basis of the field researches the author shows the current socio-political status of Yukagirs in the Republic of Sakha (Yakutia).

Keywords:

Yakutia, the North indigenous peoples, Yukagirs, ethnic movement, public organizations, ethnic identity.

К концу ХХ в. вопрос сохранения языков стал для малочисленных народов Севера принципиально важным. Для этнических меньшинств язык был и остается маркером их самосознания как отдельных этнических общностей, находящихся под угрозой полной ассимиляции более многочисленными народами. Такая ситуация характерна и для юкагирского этноса, чьи язык и культура оказались в крайне сложном положении. Предельно малое количество носителей родного языка и неудовлетворительное знание традиционной культуры, представляло реальную угрозу утраты юкагирами своей национальной идентичности.

Общая численность юкагиров по переписи 1989 г. составляла 1142 человека, но при этом в Якутии родным языком владело лишь 35 % юкагиров, 33 % родным считали русский язык и 32 % -якутский [2, с. 129]. Так, например в с. Нелемное Верхнеколымского района Якутии в 1989 г. из 125 опрошенных юкагиров родным языком считали: юкагирский - 40 чел., русский - 84., якутский - 1. По материалам специалистов из Института проблем малочисленных народов Севера СО РАН в 1993 г. из 233 юкагиров Верхнеколымского района родным языком владели 36 чел., 60 чел. - понимали, но не могли говорить на нем, 129 чел. - совершенно не знали [3, с. 78].

Сложившиеся обстоятельства вызвали активное обсуждение в республиканской прессе проблем социального, экономического, правового, демографического и культурного развития юкагиров. Информация в СМИ содержала критическую оценку ситуации, в которой они оказались. Появление подобных статей в печати, находящейся все ещё под республиканских властей, свидетельствует о переосмыслении положения коренных малочисленных народов Севера. Во взаимоотношениях между властью и коренными этносами произошли значительные изменения во взаимоотношениях, что дало последним возможность реального участия в обсуждении проблем и принятии решений.

В 1989 г. по инициативе представителей творческой интеллигенции юкагиров, писателя и поэта Г.Н. Курилова, историка-преподавателя Якутского государственного университета С.Н. Горохова, известного художника Н.Н. Курилова, общественного деятеля Д.А. Винокуровой и др. была создана «Ассоциация юкагиров Республики Саха (Якутия)» [4]. Также представители юкагиров в качестве одной из секций вошли в состав Ассоциации народностей Севера ЯАССР.

Данная организация была образована в декабре 1989 г., а официально зарегистрирована Министерством юстиции Якутской-Саха ССР 10 июля 1991 г. Основной целью ее деятельности было «способствование всемерному развитию всех сфер государственной, хозяйственной и духовной жизни народов Севера» [5]. По своей структуре Ассоциация народностей Севера Якутии состояла из секций долган, эвенков, чукчей, юкагиров, русских старожилов и «экстратерри-ториальной», то есть состоящей из представителей малочисленных народов Севера других

регионов СССР, проживающих в Якутии. Руководством Ассоциации были поставлены широкий спектр задач, таких как: представление интересов народов Севера Якутии на различных уровнях государственного управления, во всех сферах жизни общества; участие в работе над законодательством и развитии юридического статуса национально-территориальных образований малочисленных народов; проведение просветительской работы и т.д. [6].

В начале 1990-х гг. подъем национального самосознания малочисленных народов Севера привел к активизации деятельности этнических движений. С февраля 1992 г. по апрель 1993 г. в Якутии прошли всероссийские и республиканские съезды эвенков, эвенов, долган и чукчей. В 1992 г. в селе Нелемное Верхнеколымского улуса (района) состоялся I съезд юкагиров, где было принято решение о создании Совета старейшин юкагирского народа при Ассоциации юкагиров Республики Саха (Якутия). Председателем совета стал известный ученый и общественный деятель Г.Н. Курилов. Он выступил на съезде с основным докладом, в котором особо отметил проблему сохранения языка и выразил уверенность в необходимости научного обеспечения решения данной проблемы. С этой же целью Г.Н. Курилов предложил разработанную под его руководством в секторе юкагирского языка, фольклора и литературы Института проблем малочисленных народов Севера систему непрерывного обучения юкагирскому языку.

Важнейшим итогом съезда стал подготовленный проект закона Республики Саха (Якутия) «О Суктуле юкагирского народа». Это был уникальный закон, непосредственно касающийся только одного народа - юкагиров, работа над которым шла на протяжении долгого времени.

В ходе разработки, данный законопроект прошел несколько парламентских чтений и несколько раз был отклонен. В декабре 1995 г. закон все-таки был принят депутатами Палаты Представителей Государственного собрания (Ил Тумэн), но на него было наложено вето президента Якутии М.Е. Николаева. В целом, разделив тревогу депутатов Ил Тумэн и широкой общественности республики за будущее юкагирского народа как исчезающего этноса и отметив, он указал на его правовую и экономическую несостоятельность [7].

Только в марте 1998 г., преодолев двойное вето президента Республики Саха (Якутия) закон «О Суктуле юкагирского народа» был окончательно принят Палатой Представителей Гос-собрания (Ил Тумен) РС(Я) и после публикации в печати, вступил в силу [8].

Новый закон предусматривал введение местного самоуправления для юкагиров верхней и нижней Колымы, его экономические, финансовые основы и государственные гарантии его осуществления. Суктул юкагирского народа значился как муниципальное образование, в пределах которого осуществляется местное самоуправление юкагирского народа, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Так, в законе были оговорены компетенции органов местного самоуправления юкагиров, полномочия общего собрания (шахаджиба), Совета Суктула (Суктул Мойчэпул), вождя Суктула (аниджа). Для координации деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов создавалось объединение Суктулов в форме союза или ассоциации - Большой сход (Чомосолгоджил), который мог созываться один раз в три года и подлежал регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций. Таким образом, закон «О Суктуле юкагирского народа» давал юкагирам широкие права в сфере их социально-экономической деятельности, что вызывало определенные опасения. В частности, считалось, что в многонациональной республике законодательный акт, принятый в отношении одного народа, насчитывающего только несколько сотен человек, мог вызвать большой резонанс и неожиданные последствия [9, с. 6]. Несмотря на то, что данный закон впоследствии неоднократно редактировался, прописанное в нем право создания уникального органа этнического самоуправления юкагиров -Суктула, дало пример другим малочисленным народам Севера: эвены и эвенки стали выдвигать свои проекты форм местного этнического самоуправления.

Разработка закона «О Суктуле...» и его последующее обсуждение, привлекало внимание СМИ к проблемам юкагиров на протяжении большей части 1990-х гг. [10]. При этом следует отметить, что обсуждение данного законопроекта юкагиров стало последней актуальной темой в республиканских средствах массовой информации, посвященной малочисленным народам Севера. В дальнейшем на страницах газет термин «малочисленные народы Севера» постепенно переформулировался в «северяне», «жители Арктики», «жители арктического села» и т.д.

С одной стороны, этому способствовали достижения общественных организаций малочисленных народов и покровительственная политика Правительства Республики Саха (Якутия), позволившие разработать законодательную базу, защищавшую права северных аборигенов; с другой - следует учитывать, что в 1990-е гг. произошло резкое снижение показателей уровня жизни для всех жителей районов Севера, вследствие охватившего всю страну экономического кризиса. Социальные проблемы данной территории перестали быть «собственностью» только малочисленных народов. Во второй половине 1990-х гг. в поддержке российских и республи-

канских властей нуждалось все (коренное и некоренное) население северных районов, вне зависимости от национальности и места проживания.

Несмотря на снижение интереса общественности к проблемам юкагиров, их этническое движение продолжило свое развитие. В 2002 и 2006 гг. прошли II и III съезды юкагиров, на которых обсуждались вопросы социально-экономического и культурного развития на современном этапе, а также более активного привлечения молодежи к деятельности общественных организаций. Так на II съезде председателем Ассоциации была избрана начальник отдела Департамента по делам народов и федеративным отношениям РС (Я) Акимова В.С., а председателем Совета старейшин юкагирского народа научный сотрудник Института проблем малочисленных народов Севера СО РАН В.И. Шадрин.

В 2004 г. Ассоциация юкагиров РС (Я) отметила свой 15-летний юбилей. К этой дате проведены деловые встречи в министерствах и ведомствах, культурная программа и выставки прикладного искусства и книжная, где были представлены художественная литература, учебники и научные труды, авторами которых являлись представители юкагиров.

В мае 2006 г. общественность республики широко отмечала 100-летие со дня рождения Н.И. Спиридонова - Тэки Одулока, основоположника юкагирской литературы, видного общественного деятеля. Ассоциацией юкагиров к юбилею Тэки Одулока были проведены общественно-политические и культурно-массовые мероприятия на его родине - в с. Нелемное Верхнеколымского улуса (района) и г. Якутске [11, с. 63].

Важным событием в общественной жизни юкагиров стал IV съезд, прошедший в п. Чокур-дах Аллаиховского улуса (района) Республики Саха (Якутия) в 2011 г. В ходе него был заслушан доклад о социально-экономическом положении юкагиров председателя Совета старейшин юкагирского народа В.И. Шадрина. В докладе нашли отражение современные проблемы коренных малочисленных народов Севера. Особое внимание было обращено на изъятие ряда норм из федерального законодательства, которые гарантировали коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации специальные права в сфере природопользования, что привело к ухудшению положения народов Севера.

В выступлениях делегаты и участники выразили уверенность в необходимости внесения изменений в действующие нормативные акты отрасли традиционного рыболовства, а также выражали обеспокоенность положением оленеводческих кадров. Вновь стали предметом дискуссий вопросы сохранения национального языка юкагиров, его изучения в школах, развития традиционных отраслей - рыболовства, охотпромысла и оленеводства. Были высказаны предложения об объединении усилий органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций малочисленных народов Севера, национальных муниципальных образований для решения сложных задач социально-экономического развития народов Севера. Делегаты отметили большую значимость деятельности Ассоциации юкагиров РС (Я) и Совета старейшин юкагирского народа в деле сохранения и развития языка и культуры, народных традиций юкагиров [12].

В ходе проведенного мониторинга современного состояния общественно-политического движения малочисленных народов Якутии были получены данные, анализ которых позволяет сделать предварительные выводы о том, что с конца 2000-х гг. возросла активность общественного движения малочисленных народов Севера. Так с 2009 по 2012 г. стали образовываться различные национальные объединения в местах компактного проживания малочисленных народов северных районов Якутии, в том числе и юкагиров.

В 2009 г. была создана Ассоциация малочисленных народов Севера с. Колымское. В конце 2010 г. в административном центре Нижнеколымского района в п. Черский была образована общественная организация юкагиров. В феврале 2012 г. прошло первое заседание правления филиала АКМНС Якутии в с. Андрюшкино - месте компактного проживания юкагиров. Все вышеприведенные организации объединяет основная цель - возрождение юкагирского языка и культуры путем организации факультативов и воскресных школ [13].

Наблюдаемое активное формирование общественных объединений малочисленных народов в 2009-2012 гг. позволяет провести определенные параллели с событиями первой половины 1990-х гг. При этом остается не вполне понятным генезис причин активизации общественной жизни юкагиров Якутии на современном этапе. Если формирование общественных инициатив в начале 1990-х гг. было обусловлено политическими изменениями в стране в условиях всеобщего кризиса, то причины для формирования современных объединений остаются неясным и требующим дальнейшего изучения.

За более чем 20 лет существования этническое движение юкагиров прошло несколько этапов своего развития. Формирование своих национальных объединений на рубеже 19801990-х гг. дало им возможность принимать участие в политической жизни Республики Саха (Якутия). Активная общественная деятельность этнических лидеров позволила юкагирам со-

хранить благоприятные возможности для своего дальнейшего этнического развития. Несмотря на постепенный спад интереса общества к проблемам малочисленных народов Севера, произошедший во второй половине 1990-х гг., общественные объединения юкагиров продолжали свою работу по сохранению языка, культуры и традиционного образа жизни. Их усилия, как и деятельность всего этнического движения юкагиров, вынудили правительство Якутии серьезно обеспокоиться дальнейшей судьбой коренных малочисленных этносов. Осуществление помощи и поддержки со стороны властных структур, направленное на решение социальноэкономических и этнокультурных проблем, существенно расширяет перспективы сохранения и дальнейшего развития юкагиров как самостоятельного этноса.

Ссылки и примечания:

1. Статья подготовлена при поддержке РФФИ, проект № 12-06-33009 мол_а_вед.

2. Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М., 2003.

3. Винокурова Л.И., Шадрин В.И. Лесные юкагиры Якутии: состояние этнической культуры // Межэтнические взаимодействия и социокультурная адаптация народов Севера России. М., 2006. С. 75-94.

4. Ассоциация юкагиров Якутии // Илин. 2007. № 1-2. С. 62-63.

5. НА РС (Я) Ф.П-861. Оп. 8. Д. 116. Л. 10.

6. Устав Ассоциации народностей Севера Якутии // Текущий архив АНС Якутии. С. 3.

7. НА РС (Я) Ф.П-1520. Оп. 33. Д. 1. Л. 1-2.

8. Закон от 18.03.1998 г. «О Суктуле юкагирского народа» З № 8-И // Якутские ведомости. 1998. № 6. 10 апр. С. 1-5.

9. Кривошапкин А.В. Политико-правовые пути решения проблемы выживания и саморазвития народов Севера // Проблемы Крайнего Севера Якутии: состояние и пути решения. Якутск, 2001. С. 4-11.

10. См.: Леханов Б. Владеть землей имеем право // Республика Саха. 1994. 11 мая; Улуро Адо. Да храни, Бог, наш народ! // Республика Саха. 7, 10, 11 марта 1995; Волков В. Юкагирские тревоги // Республика Саха. 10 января 1997 и другие.

11. Ассоциация юкагиров Якутии ...

12. Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия). URL: http://sakha.gov.ru/node/34255 (дата обращения: 01.11.2013).

13. Полевые материалы автора за 2012-2013 гг. по проекту РФФИ 12-06-33009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.