Научная статья на тему 'ЮГОРСКИЙ ТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА'

ЮГОРСКИЙ ТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
63
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
югорский текст / литературное краеведение / филологический анализ / региональные тексты / идиостиль писателя / Ugra text / literary study of local lore / philological analysis / regional texts / idiostyle of the writer

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сироткина Татьяна Александровна

Рассматривается югорский текст как объект филологических и методических исследований. Анализируются аспекты филологического анализа региональных текстов, и делается вывод о том, что в последнее время югорский текст все чаще становится объектом не только филологических, но и методических исследований, перспективы его исследования видятся в детальном описании его жанровых разновидностей, обращении к анализу языка региональных текстов, рассмотрении особенностей идиостиля югорских писателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UGRA TEXT AS AN OBJECT OF PHILOLOGICAL AND METHODOLOGICAL RESEARCH

The article examines the Ugra text as an object of philological and methodological research. Aspects of the philological analysis of regional texts are analyzed and it is concluded that recently the Ugra text is increasingly becoming an object of not only philological, but also methodological research, the prospects for its study are seen in a detailed description of its genre varieties, an appeal to the analysis of the language of regional texts, peculiarities of idiostyle of Ugra writers.

Текст научной работы на тему «ЮГОРСКИЙ ТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА»

УДК 811.511.14'42

DOI: 10.24412/2308-7196-2022-1-130-136

Сироткина Татьяна Александровна

доктор филологических наук, профессор кафедры филологического образования и журналистики

БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет» Сургут,

Россия

628417, Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, 10/2, e-mail: sirotkina71@mail.ru ЮГОРСКИЙ ТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Tatyana A. Sirotkina

PhD, Professor of the Department of Philological Education and Journalism

BU VO «Surgut State Pedagogical University» 10/2, 50 years of the Komsomol, 628417, Surgut, Russia e-mail: sirotkina71@mail.ru

UGRA TEXT AS AN OBJECT OF PHILOLOGICAL AND METHODOLOGICAL RESEARCH

Аннотация: Рассматривается югорский текст как объект филологических и методических исследований. Анализируются аспекты филологического анализа региональных текстов, и делается вывод о том, что в последнее время югорский текст все чаще становится объектом не только филологических, но и методических исследований, перспективы его исследования видятся в детальном описании его жанровых разновидностей, обращении к анализу языка региональных текстов, рассмотрении особенностей идиостиля югорских писателей.

Ключевые слова: югорский текст, литературное краеведение, филологический анализ, региональные тексты, идиостиль писателя.

Abstract: The article examines the Ugra text as an object of philological and methodological research. Aspects of the philological analysis of regional texts are analyzed and it is concluded that recently the Ugra text is increasingly becoming an object of not only philological, but also methodological research, the prospects for its study are seen in a detailed description of its genre varieties, an appeal to the analysis of the language of regional texts, peculiarities of idiostyle of Ugra writers.

Key words: Ugra text, literary study of local lore, philological analysis, regional texts, idiostyle of the writer.

Идея исследования и описания феномена регионального текста не является новой. По наблюдениям литературоведов, изучение локальных

© Сироткина Т.А., 2022

текстов русской культуры превращается сегодня в быстро развивающееся направление филологии [1]. Однако, хотя разработанная тартуско-московской школой методология текстологического подхода к культурным феноменам сегодня активно транслируется на локальные «провинциальные» тексты -пермский, вятский, архангельский, петрозаводский, челябинский, крымский, шадринский, орловский, - югорский текст как культурный феномен не был предметом специального исследования.

В 2017-2018 учебном году на кафедре филологического образования и журналистики Сургутского государственного педагогического университета были созданы учебные пособия для школьников ХМАО-Югры и студентов-филологов: «Литературное краеведение: филологический анализ регионального текста» [2; 3]. Рассмотрим, какие аспекты анализа югорского текста предлагают для анализа их авторы.

Учебно-методическое пособие для общеобразовательных школ ХМАО-Югры предназначено для учителей, начинающих вести элективный курс по филологическому анализу югорского текста, и представляет собой материалы к занятиям элективного курса. В нем предложены темы занятий, задания для самостоятельного изучения, описана методика работы, даны списки литературы.

Назову основные темы курса. Они идут от общего к частному:

1. Что такое текст.

2. Художественный текст как текст культуры.

3. Региональный текст.

4. Югорский текст.

5. Югорский текст в историко-культурном контексте региона.

6. Роль пейзажа в региональном тексте.

7. Образ автора в региональном тексте. Биографический контекст.

8. Этническая культура в зеркале регионального текста.

9. Основные мотивы югорского текста.

10. Научно-практическая конференция «Актуальные проблемы филологического анализа югорского текста».

Изучение каждой темы курса может занимать до 3-4 занятий. Каждая тема подразделяется на учебные ситуации, их в теме может быть от трех до шести.

Первая учебная ситуация - это всегда работа по формированию понятий, необходимых для описания того или иного явления югорского текста. Именно во время этой работы в наибольшей степени формируются метапредметные умения: сравнивать, сопоставлять и др. Например, при изучении темы «Роль пейзажа в региональном тексте» школьникам предлагается рассмотреть репродукции картин Сергея Бирюкова и Виталия Карпенко и построить письменное высказывание с использованием двух типов речи - рассуждения и описания, в котором доказать, что югорская природа изображена именно на определенной картине.

Цель второй учебной ситуации - продолжить формирование понятий в работе с региональными художественными текстами. В названной выше теме

школьники складывают пейзаж регионального текста из определенных знаков, образов, анализируя тексты Маргариты Сладковой, Павла Черкашина, Сергея Луцкого, Леонида Гайкевича.

Далее следует исследовательское задание - самостоятельный филологический анализ текста в аспекте, актуальном для данной темы. Так, например, в рассматриваемой нами теме дети отвечают на вопросы, какую роль играют пейзажные зарисовки в рассказе Альбины Кузьминой «Главный лесничий», какими художественными деталями отличаются описания природы, какие функции выполняет пейзаж в рассказе, благодаря каким знакам в тексте можно узнать природу Югры.

Итоговые задания, завершающие каждое занятие, обобщают и систематизируют знания, полученные на этом занятии, и одновременно являются своеобразным «мостиком» к теме следующего. Тип этих заданий довольно разнообразен: ответы на вопросы, мини-проекты различной направленности, исследовательская работа и т. д.

В конце занятий предлагаются темы для дискуссии. Например, на занятии, посвященном югорскому тексту, можно построить дискуссию, исходя из следующего положения: «Историки утверждают, что ни одно историческое событие не может быть оценено как безусловно положительное или безусловно отрицательное. Западная Сибирь в течение нескольких столетий была местом ссылки и каторги. Подумайте, можно ли сказать, что это было благом?»

Завершается пособие приложениями, в которых представлены списки литературы для учащихся и учителей, а также материалы к словарю югорского текста, созданные по материалам сайта «Культурное наследие Югры». В данном приложении приводится лишь по одному слову на каждую букву алфавита (аганские ханты, Барсова гора, вороний праздник и т. д.). Учитель, работая с учащимися по предлагаемому элективному курсу, может значительно расширить список таких слов, предложить детям ответить на вопрос, какие еще слова являются для югорского текста ключевыми.

Издание данного пособия привело к тому, что возникла мысль о разработке подобной дисциплины по выбору для студентов-филологов, поскольку именно они прежде всего должны овладеть методикой работы по литературному краеведению, чтобы эффективно работать с югорским литературным материалом в рамках школы. Поэтому следом появляется учебное пособие для студентов.

Главным отличием его от школьного пособия является наличие теоретической части, которая так и называется - «Теоретические аспекты филологического анализа регионального (югорского) текста». Данный материал, написанный одним из ведущих югорских литературоведов Дмитрием Владимировичем Ларковичем, безусловно, необходим педагогу, пытающемуся не только самому осмыслить понятие «региональный текст», но и донести это понимание до своих учеников.

Составители пособия впервые предприняли сознательную попытку введения в научный оборот термина «югорский текст». Сделано это было

вполне обоснованно, поскольку для введения и разработки данной дефиниции имеются основания как внешнего (историко-культурный и геополитический статус локуса), так и внутреннего (территориальная мифология, обладающая текстопорождающими интенциями) порядка.

Югорский текст рассматривается нами как неотъемлемая составляющая северного текста, включающая, в узком понимании, различные тексты локальной культуры, в широком понимании - все семиотическое пространство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В теоретической части пособия ведется речь о методах филологического анализа текста, отмечается своеобразие югорского текста, называются его ключевые мотивы и делается вывод о том, что югорский текст отличают идеологическая вариативность и внутренняя противоречивость, что обусловлено его полиэтнической и поликультурной природой. Однако, несмотря на это, он является цельным, и эта цельность обеспечивается единством авторских устремлений создать художественный образ уникальной по своему культурно-историческому, природному и этнонациональному ландшафту территории.

Что касается других структурных особенностей учебного пособия для студентов, то в него не включаются сами тексты или отрывки из текстов (этот материал студенты могут найти самостоятельно), однако даны списки ключевых терминов по каждой теме (например, для самой первой темы «Что такое текст» это такие термины, как денотат, знак, информация, культурный код, пресуппозиция и др.), а также приводятся задания для самостоятельной работы и методические рекомендации.

Методические рекомендации содержат комментарий каждой учебной ситуации определенной темы, описывают основные учебные результаты. Так, например, говорится о том, что для достижения учебных результатов по теме «Югорский текст в историко-культурном контексте региона» студентам необходимо усвоить такие понятия, как знаки времени, историзм, историко-культурный анализ, историко-культурный контекст, исторический персонаж, историческое событие, среда бытования. Главным в данной терминосистеме является понятие «историзм», поэтому ключом к пониманию его являются материалы первой учебной ситуации. Вокруг понятия «исторический персонаж» выстроена вторая учебная ситуация. Рассмотрение конкретных исторических персонажей, судьба которых связана с севером Западной Сибири, должно послужить основой для рассуждений о роли каждого из них в истории Югры, о роли отдельной личности в истории страны. Наконец, третья учебная ситуация посвящена понятию «исторический контекст». Отдельные бытовые делали, описанные авторами, приметы реального времени - все это создает историко-культурный контекст, без рассмотрения которого немыслим филологический анализ регионального текста.

При создании методических пособий по лингвистическому и литературному краеведению для югорских школьников и студентов перед авторами стояла задача определить место югорского текста в культурно-языковом пространстве России. Было дано следующее определение данного

феномена: югорский текст - это неотъемлемая составляющая северного текста, включающая, в узком понимании, различные тексты локальной культуры (памятники деловой письменности, художественные произведения региональных авторов, устные речевые произведения жителей города и деревни - воспоминания, дневники и др.), в широком понимании - все семиотическое пространство Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (обряды коренных жителей региона, фольклор пришлого русского населения, вербальные проявления региональной языковой личности, местное ономастическое пространство и мн. др.).

При подаче материала в названных мной учебно-методических пособиях мы исходили из того, что региональный текст как факт культуры можно узнать по определенным знакам - природным, биографическим, историческим. Чем больше таких знаков мы обнаруживаем в тексте, чем большую семиотическую нагрузку они несут, тем больше вероятности, что данный текст является знаковым не только в региональном культурном сознании, но и в культурном сознании жителей всей России. Например, произнося слово «Урал», мы наверняка представим величественные горы и густые леса, большие промышленные города (Екатеринбург, Пермь, Челябинск) и глухие уральские деревни - то, что в совокупности будет являть собой образ этой местности.

Какие знаки отличают югорский текст от других региональных текстов?

Одни из важных - знаки природные. Восприятие природы отличается в текстах разного времени, написанных в разных обстоятельствах. Так, например, один из сургутских политических ссыльных XIX в., Сергей Трофимович Швецов, дает следующую характеристику месту своей ссылки: «Дик и неприветен Сургутский край. Все в нем сурово, печально, угрюмо, хотя грандиозно и величественно: суров климат, угрюма и таинственна молчаливая тайга, неприветны необозримые пространства вод. Холодом и унынием веет от этого далекого края, но этот холод не холод могилы - повсюду заметны проявления жизни, дикая могучая природа заключает в себе неисчерпаемые богатства, только, как бы нарочно, для лучшего сохранения своих сокровищ от жадности человека, она приняла суровые, неприступные формы» [4, с. 37].

А вот как описывает югорскую зиму наш современник Сергей Луцкий в своей миниатюре «Минус пятьдесят»: «Мороз под пятьдесят. Тихо так, что слышен злой визг снега под ногами на другом конце деревни. И то лишь изредка. В такую стужу люди сидят по домам, топят печки, а на улицу выходят при крайней необходимости. Горизонт затянут мутной пеленой, которая бывает только в большие морозы». Прочитав данный текст, студенты отвечают на вопрос, можно ли считать суровую северную зиму знаком югорского текста, называют визуальные и аудиальные образы, с помощью которых автор описывает мороз, находят в тексте случаи аллитерации и определяют ее функции.

Важны для интерпретации регионального текста мифологические знаки, несущие те культурные смыслы, которые формируются в сознании людей на протяжении определенного времени. И здесь мы можем говорить не только о мифологии коренных народов (это - тема отдельного разговора), но и о тех

мифах о Югре, которые устойчиво бытуют в представлении русских жителей России. Югорские культурологи сформулировали несколько таких мифов, которые можно тезисно представить следующим образом:

- миф географический: Югра находится на краю земли, куда можно только самолетом долететь;

- миф исторический: в истории Югры всего три значимых этапа. До прихода Ермака здесь были только дикие звери и дикие же аборигены, до середины ХХ в. Югра была отсталой периферийной колонией, и лишь в последние десятилетия жизнь территории начала налаживаться;

- миф «нефтяной»: единственным достоянием Югры являются нефть и газ и т. д.

Однако наряду с бытовой мифологией, существующей на уровне обыденного коллективного сознания, складываются и основные черты культурной мифологии, запечатленной в различных сферах художественного творчества. В частности, как отмечает югорский литературовед Д.В. Ларкович, в новейшей литературе Югры такой устойчивой содержательной моделью, которая обладает продуктивным текстообразующим потенциалом и выступает как основной конституирующий фактор югорского текста, является миф о преображении мира. Этот миф входит в число космогонических и отражает завершающий этап упорядочения жизни в ее движении от хаоса к космосу. Идеи преображения, как мы знаем, по-разному представлены в языческой и христианской культуре. Литература Югры второй половины ХХ в. породила новую модификацию мифа о преображении мира. Здесь главной инициативной силой, преобразующей хаос дикой природы в мир цивилизованной гармонии, является человек - строитель и созидатель. В основе этого лежат реальные события, связанные с покорением севера, разведкой и освоением нефтяных и газовых месторождений, масштабным промышленным и гражданским строительством на территории Среднего Приобья. В результате (это отражено в текстах югорских писателей и поэтов) человек приобретает статус демиурга и наделяется божественными свойствами, как, например, в стихотворении сургутского поэта Валерия Матвеева: Судите нас, как нас судила жизнь, Когда мы с ней на равных говорили, Когда, как боги, новый мир творили, Когда мы наших девушек любили, И города над Обью возводили, И Родиной умели дорожить.

Анализируя данное стихотворение в рамках курса «Литературное краеведение», обучающиеся должны ответить на вопросы, какой пафос преобладает в стихотворении, какую роль в тексте играет посвящение (оно посвящено Сургуту и сургутянам), только ли человек преображает мир вокруг себя или мир тоже преображает человека.

Немыслим региональный текст вне исторического контекста. В учебном пособии для школьников одна из тем называется «Как Ермак Сибирь покорил». Школьники анализируют исторические песни о Ермаке, русские предания

о походе Ермака в Сибирь, а также отрывок из произведения сургутского писателя Олега Рихтера «Кучум» о гибели Ермака, сопоставляя его с известной балладой Рылеева.

В учебном пособии для студентов мы предложили для рассмотрения тему «Югорский текст в историко-культурном контексте региона», основными понятиями которой являются «историзм», «историческое событие», «исторический персонаж». Помимо образа Ермака студенты анализируют образ князя Меншикова, созданный югорской писательницей Маргаритой Кузьминичной Анисимковой в романе «Порушенная невеста», и приходят к выводу, что отдельные бытовые детали, описываемые авторами, приметы реального времени создают историко-культурный контекст, без рассмотрения которого немыслим филологический анализ регионального текста.

Итак, в последнее время югорский текст все чаще становится объектом не только филологических, но и методических исследований, перспективы его исследования видятся в детальном описании его жанровых разновидностей, обращении к анализу языка региональных текстов, рассмотрении особенностей идиостиля югорских писателей. Многочисленные знаки регионального текста образуют его семиотическое пространство, многомерное и объемное, в котором, как в зеркале, отражаются культура и традиции региона, менталитет его жителей, находится ключ для понимания не только прошлых, но и будущих событий. Поэтому важно, чтобы анализом регионального текста занимались не только исследователи-профессионалы, ученые-филологи, но и студенты, школьники. Этому способствует создание учебно-методических материалов, которые берут на вооружение учителя-филологи как при проведении факультативных занятий, так и при подготовке школьников к научным конференциям, конкурсам разного уровня.

Список литературы

1. Абашев В.В., Абашева М.П. Литература и география. Урал в геопоэтике России // Вестник Пермского университета. Серия «История». 2012. Вып. 2 (19). С. 143-151.

2. Галян С.В., Ларкович Д.В., Сироткина Т.А. Литературное краеведение: филологический анализ регионального (югорского) текста. Учебное пособие для студентов. Тюмень : Аксиома, 2018.

3. Галян С.В., Сироткина Т.А. Литературное краеведение: филологический анализ регионального текста. Учебное пособие для общеобразовательных школ / Сургут. гос. пед. ун-т. Сургут, 2017.

4. Тобольский Север глазами политических ссыльных XIX - начала XX века. Екатеринбург : Ср.-Урал. кн. изд-во, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.