Научная статья на тему 'Юго-западный ордонанс 1790 г. И его значение в государственно-правовом развитии США'

Юго-западный ордонанс 1790 г. И его значение в государственно-правовом развитии США Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
704
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРДОНАНС / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ШТАТ / ТЕННЕССИ / РЕКА ОГАЙО / ФРОНТИР / ЦЕССИЯ / РАБОВЛАДЕНИЕ / КОНГРЕСС США / ORDINANCE / FEDERAL TERRITORY / STATE / TENNESSEE / OHIO RIVER / FRONTIER / CESSIO / SLAVERY / USA CONGRESS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чечелев Станислав Викторович

Даётся историко-правовой анализ юго-западного ордонанса – одного из важнейших актов в системе источников процесса субъектообразования в США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Southwest Ordinance and its importance in the development of state and law of the USA

This article is devoted to the legal analsise of Southwest Ordinance (1790) – one of main source of subject-making in the USA.

Текст научной работы на тему «Юго-западный ордонанс 1790 г. И его значение в государственно-правовом развитии США»

УДК 340

ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ОРДОНАНС 1790 Г. И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОМ РАЗВИТИИ США

SOUTHWEST ORDINANCE AND ITS IMPORTANCE IN THE DEVELOPMENT

OF STATE AND LAW OF THE USA

С. В. ЧЕЧЕЛЕВ (S. V. CHECHELEV)

Даётся историко-правовой анализ юго-западного ордонанса - одного из важнейших актов в системе источников процесса субъектообразования в США.

Ключевые слова: ордонанс, федеральная территория, штат, Теннесси, река Огайо, фронтир, цессия, рабовладение, конгресс США.

This article is devoted to the legal analsise of Southwest Ordinance (179G) - one of main source of subject-making in the USA.

Key words: ordinance, Federal territory, state, Tennessee, Ohio river, frontier, cessio, slavery, USA Congress.

В ранней государственно-правовой истории США особое место занимают акты, касающиеся правового статуса тех территорий, которые получили США по результатам Парижского мирного договора 3 сентября

1783 г. К их числу относится и так называемый Юго-Западный ордонанс (официальное название - Ордонанс для правительства территории Соединённых Штатов южнее реки Огайо) 1790 г. В учебной и научной литературе, посвящённой истории США, в основном анализируется лишь так называемый Северо-Восточный ордонанс 1787 г. («старший брат» рассматриваемого нами) [1]. На его фоне Юго-Западный ордонанс остаётся в тени, не привлекая особого внимания исследователей. Однако его появление явилось следствием очень важных тенденций в государственно-правовом развитии США и имело колоссальные политико-правовые последствия для дальнейшего государственно-правового развития страны на протяжении многих последующих десятилетий.

Западная граница владений, обретённых Соединёнными Штатами по договору 1783 г., проходила по реке Миссисипи, северная - по Великим озёрам, южная - по 31 градусу

сев. широты, западная - по Аллеганским горам и примыкала к 13 первоначальным колониям Великобритании в средней части Северной Америки [2]. В своё время власти метрополии, приобретя эту территорию по Парижскому мирному договору 1763 г., тогда же королевской прокламацией в 1763 г. запретили американским колонистам переселение на новую территорию [3]. Однако не-прекращающееся с самого начала британской колонизации движение переселенцев на запад не смог остановить королевский указ и, как правило, неорганизованное скваттерское движение буквально перехлестнуло границу, указанную в законе 1763 г. Таким образом, новые границы владений США на некоторое время фактически узаконили происходящий процесс колонизация («продвижения фрони-тира, как это называли американские историки вслед за основателем известной теории фронитира Ф. Тёрнером [4]).

Фактически сразу же после юридического закрепления этой обширной территории за США права на отдельные её участки предъявили практически все штаты. Данная проблема стало одной из ключевых в ходе деятельности конфедеративного конгресса США.

© Чечелев С. В., 20i2

Последняя была урегулирована путём переговоров конгресса конфедерации со штатами, большинство из которых отказалось от своих требований на западные земли в пользу центральной власти а также путём издания серии ордонансов (1784, 1785, 1789 и 1790 гг.) Самым известным из них является так называемый Северо-Западный ордонанс 1787 г., определивший порядок создания новых штатов из земель, вошедших в новообразованную этим актом так называемую Северо-Западную территорию (полное название -Ордонанс для правительства территории Соединённых Штатов северо-запада от реки Огайо). В августе 1789 г. федеральный конгресс в соответствии с новой конституцией переутвердил его в новом качестве. Этот ордонанс создавал новую территориальную единицу, находящуюся под управлением центральных властей США. Он предусматривал возможность изменения статуса территории вплоть до образования штата на определённых условиях [5]. Характерно, что хотя пределы действия рассматриваемого ордонанса касались лишь территории к северу от реки Огайо, фактически он определял порядок образования новых штатов и на других территориях (на это указывал ещё ордонанс 1784 г., говоривший о всех территориях, уже уступленных или могущих быть уступленными США отдельными штатами, а также приобретённых у индейцев [6]).

Причины, по которым ордонанс 1787 г. распространял своё действие только на земли к северу от реки Огайо, по нашему мнению, следующие:

1. На тот момент (июль 1787 г.) свободными от претензий штатов были только земли к северу от Огайо. На земли, расположенные южнее реки и до 34 градуса сев. широты, по-прежнему претендовали Вирджиния, Северная и Южная Каролины, Джорджия.

2. Статья 6 ордонанса запрещала рабство на данной территории.

К тому моменту по причине экономической невыгодности рабство было практически изжито в северных штатах и продолжало культивироваться в южных штатах в силу распространённости в них плантационного типа хозяйства. По своим природно-географических особенностям Северо-Западная территория тяготела к северным штатам и

заселялась выходцами из того региона (в основном из Новой Англии и штата Нью-Йорк). Земли же к югу от Огайо заселялись выходцами из Вирджинии и других южных штатов и по климатическим условиям годились для воспроизводства там плантационного типа экономики [7].

Решение вопроса о государственноправовом статусе земель к югу от Огайо пришлось принимать уже федеральному конгрессу первого созыва. В ходе первой сессии законодатели вели трудные переговоры с представителями Северной Каролины об уступке последними своей «доли» западных земель в пользу федеральных властей. Ещё в

1784 г. генеральная ассамблея штата приняла решение об уступке своих новоприобретён-ных западных владений в пользу Конгресса США. Однако ещё до того как власти конфедерации формально успели вступить в обладание этой территорией, законодатели Северной Каролины отменили собственное решение. Но спустя пять лет им всё же пришлось уступить земли США. Одной из причин стало сложное положение бюджета штата - разорённая войной Северная Каролина испытывала огромные проблемы с доходной частью бюджета. Федеральный же конгресс пообещал соразмерное уменьшение федеральных налогов уступаемой части штата. Кроме того, за переход в федеральную юрисдикцию высказывались и жители западных графств. Так, они считали, что с индейской угрозой лучше могут бороться федеральные органы власти, не испытывающие таких денежных затруднений и располагающие хоть и относительно небольшой, но профессиональной армией, которую, к тому же, после окончания войны решено было разместить на западных границах США [8].

22 декабря 1789 г. законодатели штата приняли соответствующий акт и передали его для утверждения в федеральный конгресс. Данный акт стал непосредственной предпосылкой принятия конгрессом и подписания президентом Д. Вашингтоном 26 мая 1790 г. так называемого Юго-Западного ордонанса (полное название - Ордонанс для правительства территории Соединённых Штатов южнее реки Огайо).

Однако реально действие данного орда-нанса распространялась не на все западные

земли южнее реки Огайо. Непосредственно к югу от реки Огайо и до границ новообразованной территории располагались земли, суверенитет над которыми ещё 1780-е гг. провозгласила Вирждиния и на базе которых в 1792 г. был создан штат Кентукки (т. е. фактически минуя стадию федеральной территории). Южнее 35-го градуса располагались земли, на которые претендовала Джорджия и которые только в 1802 г. были формально уступлены федеральным властям США (к тому моменту Юго-Западная территория прекратила своё существование). Наконец, территории севернее 31-го градуса северной широты до 1795 г. являлись спорными с Испанией, завладевшей по Парижскому договору 1783 г. Флоридой и Луизианой.

Таким образом, новая федеральная территория была создана только на землях, уступленных федеральным властям Северной Каролиной.

Что касается самого Юго-Западного ордонанса, создававшего вторую в истории США федеральную территорию (Юго-Западную), то по своему содержанию (20 строк -без учёта заголовка и подписей) большая часть содержащихся в нём норм носит бланкетный характер и отсылает к Северо-Восточному ордонансу и Акту о цессии Северной Каролины. В рассматриваемом нами акте указывалось, что все жители территории к югу от реки Огайо будут «наслаждаться всеми привилегиями, выгодами и преимуществами», которые установлены для правительства к северо-западу от реки Огайо, а правительство организуемой территории «будет схожим с тем, которое организовано для территории к северо-западу от реки Огайо, за одним исключением, которое указано в “Акте принятия уступки требований Северной Каролины на определённые округа западной территории” 1790 г. (запрет на принятие мер, направленных на запрет рабовладения на этой территории) [9].

Американские историки и юристы по-разному оценивают это, имеющее, безусловно, ключевой характер, положение ЮгоЗападного ордонанса. Одни считают его своеобразным ответом оппонентов на анти-рабовладельческие настроения «отцов-осно-вателей». Другие полагают, что авторы Северо-Западного ордонанса намеренно пошли

на уступки рабовладельцам, сознательно ограничившись запретом рабства территориями, севернее реки Огайо. Наконец, существует чисто юридический подход, объясняющий данную особенность рассматриваемого ордонанса простым следованием положения Акта о цессии Северной Каролины 1790 г. [10].

Таким образом, к источникам ЮгоЗападного ордонанса мы можем отнести Ордонанс конгресса 24 апреля 1784 г., СевероЗападный ордонанс 1787 г. и Акт о цессии Северной Каролины 26 мая 1790 г.

Положения второго (и последнего) абзаца ордонанса предусматривали в силу приграничного (фронтирного) положения новой территории совмещения постов губернатора и суперинтенданта по индейским делам по южному департаменту.

Формирование и дальнейшие изменения конституционно-правового статуса ЮгоЗападной территории происходили в соответствии с положениями Северо-Западного ордонанса, подтверждённые Юго-Западным ордонансом. Этими актами предусматривалось, что по достижении федеральной территорией численности белого мужского населения в 5 тыс. чел. жители её получат право на самоуправление. Наряду с назначаемыми президентом с согласия конгресса губернатором, секретарём территории и прочими должностными лицами (согласно федеральной конституции) создавалась территориальная генеральная ассамблея в качестве нижней палаты двухпалатной легислатуры. Члены верхней палаты назначались президентом по представлению органов власти территории. Кроме того, законодатели территории получали право делегировать одного представителя в конгресс США с правом совещательного голоса.

Данная схема впервые была опробована при образовании нового штата Теннесси в 1791-1796 гг. В 1791 г. территория получила окончательную организацию - были назначены губернатор и прочие федеральные чиновники (секретарь территории, трое федеральных судей и два генерала-командующих милицией её округов - Меро и Вашингтон).

На финишную прямую процесс вышел 11 января 1796 г., когда в соответствии с прокламацией губернатора 45 представителей от

11 графств территории собрались в Кнокс-вилле в качестве конституционного конвента. Вначале делегаты приняли «декларацию о правах» (32 пункта), которая позже была включена в принятую 6 февраля конституцию в качестве её последней, 11 статьи. Тогда же было утверждено и название нового штата - Теннесси.

Текст конституции был отослан госсекретарю США для её дальнейшего представления конгрессу на ближайшей сессии. Однако в федеральном Конгрессе принятие штата столкнулось с некоторыми трудностями. Если президент подписал конституцию штата без всяких рекомендаций и внёс её на утверждение в конгресс 8 апреля, а соответствующая резолюция была принята в палате представителей 6 мая (43 - за, 30 - против), то сенат отложил утверждение до последнего дня сессии - 1 июня 1796 г., опасаясь, что новый штат будет голосовать против кандидатов правящей тогда партии федералистов на предстоящих в конце года выборах президента и в конгресс. Условием согласия сенаторов стало сокращение представительства нового штата в нижней палате с двух мест до одного, несмотря на данные переписи 1795 г., которые позволяли Теннесси претендовать на два места в каждой палате Конгресса [11].

Значение Юго-Западного ордонанса состоит в том, что впервые на его основе был образован новый штат непосредственно из федеральной территории. И именно этот опыт стал прецедентным для образования других штатов на остальных территориях союза. Таком образом, не образование штата Огайо на основе так называемого ЕпаЬП^ Act 30 апреля 1802 г., а возникновение Теннесси заложило конституционно-правовую традицию субъектообразования в США из федеральной территории. Более того, ЕпаЬН^ Act 1802 г. уже учитывал сложившуюся при принятии Теннесси ситуацию. В частности, в акте было определено (разд. 6), что новый штат будет иметь в конгрессе только одного представителя, несмотря на то, что к тому времени численность его населения уже превышала 60 тыс. чел. И только со следующей переписи (в соответствии с её результатами) может быть установлено иное представительство [12].

Другое, более печальное значение ордонанса состояло в фактическом закреплении раскола страны по секционному признаку между Севером и Югом по вопросу о рабовладении. Именно в этом вопросе СевероЗападный и Юго-Западный ордонансы кардинально расходились. Юго-Западный ордонанс на некоторое время (до первого Миссу-рийского компромисса 1820 г.) также решал вопрос о возможности распространения «особого института» на западные земли. Последующие конституционные соглашения вроде Первого и Второго Миссурийских компромиссов и билля Канзас-Небраска своими источниками также имели ЮгоЗападный ордонанс. Именно последний вместо следования сложившейся тенденции ограничения рабства только «старыми» южными штатами, где, как ожидали отцы-основатели, он «умрёт» естественной смертью (по их мнению, это станет совершенно неизбежно после закреплённого в разд. 9 ст. 1 федеральной конституции запрета ввоза рабов после 1808 г.), дал «особому институту» вторую жизнь, перенеся его на плодородные земли американского Запада.

1. См., например: Соломатин А. Ю. История государства и права в США. Конец XVII-XIX вв. - М., 2006. - С. 33-34.

2. Словарь американской истории / ред. Т. Пёр-виса. - М., 2007. - С. 373.

3. The Royal Proclamation 1763. - URL:

http://www.solon.org/Constitutions/Canada/ English/PreConfederation/rp_1763.html (дата обращения : 22.02.2012).

4. Тёрнер Ф. Д. Фронтир в американской истории. - М., 2009.

5. Northwest Ordinance 1787. - URL:

http://tennesseeencyclopedia.net/entry.php?rec= 1236http ://en.wikisource.org/wiki/The_Northwe st_Ordinance (дата обращения : 22.02.2012).

6. Land ordinance 1784 г. - URL:

http://memory.loc.gov/cgi-bin/query/r?ammem/ bdsdcc:@field(D0CID+@lit(bdsdcc13401)) (дата обращения : 22.02.2012).

7. Тёрнер Ф. Д. Указ. соч. - С. 122-123, 145148.

8. Southwest Territory. - URL: http://tennesseeencyclopedia.net/entry.php?rec= 1236 (дата обращения : 22.02.2012).

9. Southwest Ordinance 1790. - URL:

http://www.baumanrarebooks.com/rare-books/ united-states-congress-bradley-stephen-row/ southwest-ordinance-act-for-the-government-of-

the-territory-of-the-united-statesIб4044.aspx (дата обращения : 22.02.20І2).

10. Southwest Territory. - URL http:IItennesseeencyclopedia.net/entry.php?rec= І23б (дата обращения : 22.02.20І2).

11. Ibid.

І2. Enabling Act iS02. - URL: http:IIpublications. ohiohistory.orgIohstemplate.cfm?action=detail& Page=00057б.html&StartPage=74&EndPage= S0&volume=5&newtitle=Volume %205 % 20Page %2074 (дата обращения : 22.02.20І2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.