Научная статья на тему 'ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ФОКУСЕ СТАБИЛИЗАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ЕВРОСОЮЗА'

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ФОКУСЕ СТАБИЛИЗАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ЕВРОСОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
The article examines the EU stabilization strategy towards the South-East Europe. It highlights that Tirana summit became a new stage in realization of the EU stabilization strategy. The given model of the EU stabilization strategy is based on three interconnected elements (the purposeful use of incentives for integration / largescale economic assistance and mediation role of the EU). The author made the conclusion that Brussels intends to tap the synergies to achieve realization of its basic aims in South-East Europe-to stabilize political and social-economic situation in the region and at the same time to prevent a new conflict cycle in the area neighbouring the EU. / THE EU STABILIZATION STRATEGY / EU TIRANA SUMMIT / THE PROCESS OF INTEGRATION OF SOUTH-EAST EUROPEAN COUNTRIES INTO THE EU / COMPREHENSIVE AGREEMENT ON NORMALIZATION OF RELATIONS BETWEEN SERBIA AND KOSOVO / THE EU MEDIATION BETWEEN SERBIA AND KOSOVO / PROBLEMS OF STABILITY AND SECURITY IN THE SOUTH-EAST EUROPE / COMBATING ILLEGAL MIGRATION / LARGESCALE ECONOMIC ASSISTANCE / THE EU'S MEDIATION ROLE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Щербак И.Н.

Статья посвящена анализу стабилизационной стратегии Евросоюза в отношении Юго-Восточной Европы. Отмечается, что Тиранский саммит ЕС стал новым этапом в реализации стабилизационной стратегии Евросоюза. Данная модель стабилизационной стратегии Евросоюза базируется на трех взаимосвязанных элементах (целенаправленное использование интеграционных стимулов, масштабная экономическая помощь и посредничество ЕС). Автор делает вывод о том, что совокупный эффект задействования Брюсселем этих элементов призван обеспечить решение ключевых задач для ЕС в регионе Юго-Восточной Европы: стабилизировать политическую и социально-экономическую обстановку в регионе, не допустить возобновления конфликтного цикла в соседнем с ЕС регионе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOUTH-EAST EUROPE IN THE FOCUSES OF THE EU STABILIZATION STRATEGY

The article examines the EU stabilization strategy towards the South-East Europe. It highlights that Tirana summit became a new stage in realization of the EU stabilization strategy. The given model of the EU stabilization strategy is based on three interconnected elements (the purposeful use of incentives for integration, largescale economic assistance and mediation role of the EU). The author made the conclusion that Brussels intends to tap the synergies to achieve realization of its basic aims in South-East Europe-to stabilize political and social-economic situation in the region and at the same time to prevent a new conflict cycle in the area neighbouring the EU.

Текст научной работы на тему «ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ФОКУСЕ СТАБИЛИЗАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ЕВРОСОЮЗА»

УДК 355.402

Юго-Восточная Европа в фокусе стабилизационной стратегии Евросоюза

ЩЕРБАК ИГОРЬ НИКОЛАЕВИЧ,

ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, ведущий научный сотрудник ИМИ МГИМО МИД РФ, кандидат исторических наук (e-mail: inshcherbak@gmail.com).

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу стабилизационной стратегии Евросоюза в отношении Юго-Восточной Европы. Отмечается, что Тиранский саммит ЕС стал новым этапом в реализации стабилизационной стратегии Евросоюза. Данная модель стабилизационной стратегии Евросоюза базируется на трех взаимосвязанных элементах (целенаправленное использование интеграционных стимулов, масштабная экономическая помощь и посредничество ЕС). Автор делает вывод о том, что совокупный эффект задействования Брюсселем этих элементов призван обеспечить решение ключевых задач для ЕС в регионе Юго-Восточной Европы: стабилизировать политическую и социально-экономическую обстановку в регионе, не допустить возобновления конфликтного цикла в соседнем с ЕС регионе.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Стабилизационная стратегия ЕС, Тиранский саммит ЕС, процесс интеграции стран Юго-Восточной Европы с ЕС, соглашение о нормализации отношений между Сербией и Косово, посредничество ЕС в диалоге между Сербией и Косово, проблемы стабильности и безопасности в регионе, противодействие нелегальной миграции, масштабная экономическая помощь, посредничество ЕС.

THE SOUTH-EAST EUROPE IN THE FOCUSES OF THE EU STABILIZATION STRATEGY

SHCHERBAK IGOR NIKOLAYEVICH

Leading researcher, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences; Leading researcher, IMIMGIMO of the MFA of Russia, Candidate of Historical Sciences (e-mail: inshcherbak@gmail.com), ORCID: 0000-0003-1222-3423

ANNOTATION

The article examines the EU stabilization strategy towards the South-East Europe. It highlights that Tirana summit became a new stage in realization of the EU stabilization strategy. The given model of the EU stabilization strategy is based on three interconnected elements (the purposeful use of incentives for integration, largescale economic assistance and mediation role of the EU). The author made the conclusion that Brussels intends to tap the synergies to achieve realization of its basic aims in South-East Europe - to stabilize political and social-economic situation in the region and at the same time to prevent a new conflict cycle in the area neighbouring the EU.

KEYWORDS: The EU stabilization strategy, EU Tirana Summit, the process of integration of South-East European countries into the EU, comprehensive agreement on normalization of relations between Serbia and Kosovo, the EU mediation between Serbia and Kosovo, problems of stability and security in the South-East Europe, combating illegal migration, largescale economic assistance, the EU's mediation role.

Обострившийся в конце 2022 года кризис в отношениях между Сербией и Косово и возможная перспектива перерастания его в масштабный конфликт в Юго-Восточной Европе вновь переместил этот регион в фокус стабилизационной стратегии Евросоюза.

Высокий представитель Евросоюза по иностранным делам Жозеп Боррель высказал обеспокоенность Совета ЕС в связи с ситуаций в Косово, последствия которой могут стать катастрофическими для населения Косово, Сербии и всего региона.

Серьезность такого сценария подтверждалась тревожной динамкой развития кризисной ситуации в регионе.

Президент Сербии А. Вучич обвинил власти в Приштине в несоблюдении резолюции 1244 Совета Безопасности ООН, а также Брюссельского и Вашингтонского соглашений. Руководство Сербии созвало экстренное совещание СБ и отдало распоряжение о приведении сербской армии и полиции в состояние повышенной готовности [1].

Кризисная ситуация осложнялась сохранением общей нестабильности в этом регионе. Напряженность в нем подпитывается также сохранением конфликтных внутренних ситуаций в ряде стран региона. Прежде всего это касается Боснии и Герцеговины (БИГ), в которой продолжаются поиски оптимальных форм конституционного взаимодействия в рамках федеративного государства между боснийскими сербами и хорватами. Проблемы с политической нестабильностью также проявлялись в Северной Македонии и Черногории.

Юго-Восточная Европа стала полигоном для практического использования ЕС интеграционных стимулов в целях стратегической стабилизации данного региона и предотвращения возобновления конфликтных ситуаций в соседнем с ЕС стратегически важном районе. Как представляется, стабилизационная стратегия Брюсселя должна была решить несколько взаимосвязанных задач: использовать политические и финансово-экономические рычаги интеграции стран данного региона в состав ЕС для институционального воздействия структур Евросоюза по «всем азимутам» на балканские государства в целях подталкивания их к урегулированию спорных проблем и внутренних

конфликтов и решить тем самым проблему снижения уровня напряженности в регионе и предотвратить возможность возобновления нового конфликтного цикла в соседнем с ЕС стратегически важном регионе.

Важным этапом в развитии и конкретизации стабилизационной стратегии ЕС стал декабрьский саммит ЕС в Тиране (6 декабря 2022 г.). Саммит позволил ЕС выработать скоординированные со странами этого региона ориентиры для решения ключевых для Брюсселя задач, связанных с использованием механизмов интеграции в целях расширения политического и экономического влияния Евросоюза в данном регионе, а также для предотвращения дальнейшей эскалации кризисных ситуаций в регионе, могущих представлять угрозу стабильности и безопасности Евросоюза.

В рамках этих ориентиров ЕС обещал ускорить процесс интеграции стран Юго-Восточной Европы в союз при условии реализации этими странами значимых реформ и соблюдения ими базисных европейских ценностей и принципов в соответствии с нормами международного права.

С учетом того, что основным препятствием для ускорения процесса интеграции и реализации стабилизационной стратегии ЕС является тупик в отношениях между Сербией и частично признанным Косово, была выражена полная поддержка усилиям высокого представителя ЕС и специального представителя Евросоюза по диалогу между Белградом и Приштиной в вопросе достижения конкретного прогресса в принятии всеобъемлющего соглашения о нормализации отношений в интересах стабильности в регионах.

Тиранский саммит подтвердил, что ЕС намерен продолжать использовать стабилизационную стратегию для усиления торгово-экономических позиций Евросоюза в регионе и создания дополнительных стимулов для встраивания этого региона во внешнеполитические ориентиры ЕС в рамках Общей политики и обороны союза. В частности, Тиранская декларация продолжила линию ЕС на реализацию «Экономического и инвестиционного плана», а также «Зеленой и цифровой повесток» для стран Юго-Восточной Европы. На финансирование 40 проектов в рамках этих планов

Брюссель выделяет 1,2 млрд евро. Кроме того, в целях закрепления позиций ЕС как ведущего торгово-экономического и инвестиционного партнера балканских стран Брюссель планирует мобилизовать беспрецедентный объем финансирования экономик стран этого региона в размере около 30 млрд евро на период до 2027 года. Как представляется, столь масштабный объем финансово-экономических вливаний в регион продиктован стремлением Брюсселя создать в этом регионе привлекательную модель социально-экономического возрождения при содействии Евросоюза, которая позволит сгладить внутренние противоречия и конфликты в балканских странах и одновременно выстроить там скроенные по лекалам ЕС системы государственного управления на основе демократических стандартов.

Тиранский саммит показал, что важным элементом стабилизационной стратегии ЕС все более четко обозначаются совместные действия ЕС и государств Юго-Восточной Европы по управлению транзитными потоками мигрантов из стран Ближнего Востока, Афганистана, Африки с целью предотвращения дестабилизации обстановки как в данном регионе, так и на всей территории Евросоюза.

В этих целях на саммите были достигнуты совместные договоренности по данной проблеме на основе разработанного Брюсселем и представленного на саммите «Плана действий». Предполагается, что ЕС и страны региона будут координировать свои действия по пяти кластерам: укрепление пограничного контроля; разработка процедур предоставления убежища и приема мигрантов; противодействие нелегальной миграции; расширение сотрудничества в сфере возвращения мигрантов и выравнивание визовой практики. Цель совместных действий - ослабить усилившееся в последнее время давление потоков мигрантов из соседних с ЕС кризисных регионов на экономику и внутреннюю стабильность балканских стран, а также перекрыть для нелегальных мигрантов транзитный путь в Евросоюз [3].

Можно предположить, что дальнейшая стабилизационная стратегия ЕС в отношении Юго-Восточной Европы будет развиваться

по двум параллельным трекам - ускорению интеграции стран региона с Евросоюзом и повышению эффективности посреднической миссии ЕС в целях достижения всеобъемлющего соглашения о нормализации отношений между Сербией и Косово, которое является ключом к стабилизации ситуации в регионе.

Тиранский саммит подтвердил, что посредническая роль дипломатии ЕС в налаживании диалога между Белградом и Приштиной по достижению соглашения о нормализации отношений между ними также становится интегральной частью стабилизационной стратегии Евросоюза в этом регионе. В Брюсселе понимают, что без урегулирования этой проблемы какой-либо прогресс в дальнейшем продвижении интеграционного процесса практически невозможен. На данный момент этот процесс практически заблокирован вследствие непримиримых позиций сторон. Белград категорически отказывается признавать независимость Косово, поскольку это кардинально противоречит международному праву. В свою очередь Приштина утверждает, что переговоры о нормализации отношений могут иметь смысл только в случае, если они приведут к признанию Белградом независимого статуса Косово [4].

Вместе с тем на первоначальном этапе посредничества Евросоюза были достигнуты определенные результаты (подписаны соглашения по кадастровым и таможенным вопросам, совместному управлению пограничными службами и пропускными пунктами, взаимному признанию дипломов о высшем образовании). В качестве поощрения за конструктивный подход в марте 2012 года Сербии был предоставлен статус кандидата на вступление в союз. В результате подключения к процессу переговоров высоких представителей ЕС по иностранным делам и политике безопасности (К. Аштон и Ф. Мо-герини) в 2013 г. была подписана серия т. н. Брюссельских соглашений, которые предусматривали учреждение Ассоциации сербских муниципалитетов в районах Косово с преобладанием сербского населения и их интеграцию в правовую систему Косово. В качестве стимулов для дальнейшего развития динамики переговорного процесса ЕС подписал в 2015 г.

с Косово соглашение о стабилизации и ассоциации. Годом раньше ЕС начал переговоры с Сербией об ассоциации с ЕС.

Однако, несмотря на стимулирование со стороны ЕС переговорного процесса между сторонами, в нем обозначились серьезные сложности. Такая ситуация была связана с рядом следующих причин.

Проведению четкой и интегрированной политики ЕС в отношении переговорного процесса мешает отсутствие консенсуса внутри самого Евросоюза в отношении признания Косово (до сих пор пять из 27 стран - членов ЕС - Кипр, Греция, Румыния, Словакия и Испания - не признают независимость Косово).

Ряд институтов Евросоюза занимает различные позиции в отношении статуса Косово. Европейский парламент одобрил независимость Косово и в последнее время принял ряд резолюций, призывающих «пятерку стран-диссидентов» присоединиться к признанию независимости, поскольку это будет способствовать нормализации отношений между Сербией и Косово, укрепит безопасность в регионе и ускорит интеграцию обоих государств в Евросоюз. В то же время Комиссия и Совет ЕС проводят политику нейтральности в отношении статуса Косово. Например, Совет считает, что решение в отношении статуса Косово должно приниматься государствами - членами ЕС [5].

Несмотря на понимание важности урегулирования этой проблемы и активной вовлеченности в этот процесс высокого представителя ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Ж. Борреля, прорыва в этом процессе не наблюдается. Причина этого - кардинальные различия в подходах Белграда и Приштины в вопросе признания независимости Косово и автономных прав сербов в северной части Косово в рамках Ассоциации сербских муниципалитетов). Вследствие этого становится очевидным, что посредничество ЕС в урегулировании этой проблемы имеет свои пределы и пока не приносит желаемых результатов.

Повысить эффективность посреднической миссии ЕС призваны разработанные Брюсселем по следам саммита в Тиране новые

предложения по нормализации отношений между Белградом и Приштиной. На этот раз они содержат поэтапный график выполнения сторонами конкретных мер для достижения в ближайшей перспективе всеобъемлющего соглашения о нормализации отношений [6]. Одним из вариантов развязки проблемы нормализации отношений может стать модель соглашения 1972 года об основах отношений между ФРГ и ГДР. В соответствие с этой моделью Сербия не будет официально признавать независимость Косово. Но при этом Белград пойдет на одобрение территориальной целостности Косово и его суверенитета, а также не будет блокировать вступление Косово в ООН и другие международные организации [7].

Складывающаяся модель стабилизационной стратегии Евросоюза в отношении Юго-Восточной Европы базируется на трех взаимосвязанных элементах (целенаправленное использование интеграционных стимулов, масштабная экономическая помощь и посредничество ЕС). Совокупный эффект задействования Брюсселем этих элементов призван обеспечить решение ключевых задач для ЕС: стабилизировать политическую и социально-экономическую обстановку в регионе, не допустить возобновление конфликтного цикла в соседнем с ЕС регионе. Однако реализация такой модели в большей степени рассчитана на долговременную перспективу и зависит от динамики процесса полноценного вступления государств региона в Евросоюз. Уязвимое место стратегии - проблемы с посредничеством ЕС, которые связаны как с тупиком в отношениях между Сербией и частично признанным Косово, так и геополитическими факторами соперничества ключевых держав в стратегически важном регионе Юго-Восточной Европы.

Вместе с тем нельзя исключать, что в перспективе ЕС попытается использовать в усеченной форме балканскую стабилизационную модель в отношении других регионов, представляющих стратегический интерес для Брюсселя (Южный Кавказ, Центральная Азия и т. д.).

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Tensions rise in northern Kosovo as local Serbs block roads. Alarabiya news. 27 December 2022, https://english.alarabiya.net/News/ world/2022/12/27/Tension (дата обращения: 27.12.2022).

2. EU-Western Balkans Summit, Tirana Declaration, 6 December 2022, http://www.consilium. europa.eu/media/60568/tirana-declaration-en.pdf (дата обращения: 13.11.2022).

3. Migration routes: Commission proposes Action Plan for cooperation with Western Balkans to address common challenges, 5 December 2022, https://ec.europa.eu/ commission/presscorner/ detail/en/ip_22_7447 (дата обращения: 14.12.2022).

4. Cani Bahri, Nemanja Rujevic, What's behind the tensions between Kosovo and ethnic Serbs, DW in focus, 27 December 2022, https://www. dw.com/en/whats-behind-the-tensions-between

-kosovo-and-ethnic-serbs/a-64093299 (дата обращения: 27.12.2022).

5. Vladimir Medovic, The potential and limits of the European Union as mediator in the dialogue between Serbia and Kosovo, March 2022 https:// www.iai.it/sites/default/files/iaip2003.pdf (дата обращения: 22.12.2022).

6. Fatos Bytyci, EU drafts new proposal for Kosovo-Serbia ties- senior EU diplomat, Reuters, December 6, 2022, https://www.reuters.com/world/ Europe/Kosovo-apply-eu-membership-by-year-end-president-2022-1 § 2-06/ (дата обращения: 18.12.2022).

7. Paul Taylor, Seize the geopolitical moment, The Western Balkans and European security, European defense study winter2022, https:// friendsofeurope.org/ wp/wpcontent/ uploads/2022/12/2022_European_Defence_Study_ Balkans.pdf (дата обращения: 14.12.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.