Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2024, № 2
УДК 327 EDN: GJTKCV
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran220243747
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ - ЗАПАДНЫЕ БАЛКАНЫ: ДИНАМИКА ИНТЕГРАЦИИ
Игорь Николаевич Щербак
ИЕ РАН, Москва, Россия, e-mail: inshcherbak@gmail.com, ORCID: 0000-0003-1222-3423
Ссылка для цитирования: Щербак И.Н. Европейский союз - Западные Балканы: динамика интеграции // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2024. №2. С. 37-47. DOI: 10.15211/vestnikieran220243747
Аннотация. Статья посвящена анализу стратегии Евросоюза применительно к интеграции западнобалканских государств с ЕС. Вскрываются причины перехода ЕС от политики сдержанного отношения к расширению Союза за счёт присоединения стран этого региона к ускорению этого процесса на фоне обострения геополитической ситуации вокруг Украины. Исследуются приоритеты стратегии расширения ЕС. Отмечается, что они ориентированы на укрепление роли Союза как важного игрока в глобальном и региональном измерениях, а также на предотвращение геополитического соперничества в регионе и возобновления кризисного цикла на Западных Балканах путём стабилизации ситуации там, проведения кардинальных социально-экономических и правовых реформ в самих государствах региона на основе копенгагенских критериев. Эволюция стратегии ЕС по интеграции Западных Балкан рассматривается в контексте анализа ключевых документов органов Союза, заявлений его руководства и итогов саммитов по проблеме интеграции этой группы стран (форумы ЕС -Западные Балканы в Словении (2021 г.) и Брюсселе (декабрь 2023 г.)). Внимание уделяется рассмотрению ключевых направлений перспективного сотрудничества ЕС и государств дан-ногорегиона в сферах безопасности и обороны, противодействия терроризму. Делается вывод о том, что интеграционная стратегия ЕС в отношении Западных Балкан направлена на удержание стран региона в сфере своего политического и экономического влияния и его стабилизацию в условиях новых вызовов региональной безопасности.
Ключевые слова: Евросоюз - Западные Балканы, стратегия интеграции, расширение Евросоюза, ускоренная интеграция, саммит ЕС - Западные Балканы в Брюсселе, План роста, сотрудничество ЕС - Западные Балканы в сферах обороны и безопасности, основные направления трансформации Западных Балкан, Общая внешняя и оборонная политика ЕС.
Статья поступила в редакцию: 20.04.2024.
EUROPEAN UNION - WESTERN BALKANS: DYNAMICS OF INTEGRATION
IgorN. Shcherbak
© Щербак И.Н. - к.и.н., в.н.с. Отдела европейской безопасности ИЕ РАН.
Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, e-mail: inshcherbak@gmail.com, ORCID: 0000-0003-1222-3423
To cite this article: Shcherbak, I.N. (2024). European Union - Western Balkans: dynamics of integration. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 38(2): 37-47. (in Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran220243747
Abstract. The article was devoted to the analyses of the European Union's integration strategy towards Western Balkans states. The author examines the reasons for transformation of the EUs' policy from restrained attitude towards enlargement of the Union embracing western Balkans states to acceleration of this process on the background of aggravation of the geopolitical situation and armed conflict around Ukraine. The European Union's priorities concerning its enlargement were also examined. They are oriented towards strengthening the EU's role as important actor on global and regional scale and aimed on prevention ofgeopolitical competition in the region and resumption of crisis cycle in the region by means of stabilization of the region, by realization of profound social and economic as well as legal reforms in the Western Balkans states on the basis of the Copenhagen criteria. Assessment of the EU' strategy on integration of the Western Balkans has been done on the basis of key documents of the EU's organs and official statements of its leaders as well as results of the EU's summits in Slovenia and Brussels (December 2023). Considerable attention was devoted to the key directions of perspective cooperation of the EU and the Western Balkans states in the areas of security and defense. The conclusion was made that the EU's integration strategy towards Western Balkans is aimed at keeping those states in the realm of its political and economic influence and stabilization of the region in conditions of the new challenges to its stability and security. Key words: EU - Western Balkans, integration strategy, EU enlargement, accelerated integration, summit EU - Western Balkans in Brussels, Growth Plan, cooperation of the EU - Western Balkans in defense and security, key directions of transformation of Western Balkans, EU's Common foreign and defense policy.
Article received: 20.04.2024.
Вооружённый конфликт вокруг Украины актуализировал вопрос о путях решения проблемы расширения Евросоюза и полномасштабной интеграции в него новых членов, в том числе из стран Западных Балкан.
Что стоит за активизацией расширительной стратегии ЕС в отношении Западных Балкан
Можно предположить, что в определённой степени повышенный интерес к расширительной проблематике в Брюсселе объясняется стремлением ЕС удержать Западные Балканы в сфере своего традиционного влияния в качестве стабильного региона и предотвратить тем самым проникновение в зону стратегических интересов ЕС «посторонних держав» на фоне украинского кризиса и обострения геополитического соперничества. Важным фактором, определяющим стратегию ЕС в отношении этого региона, является также стремление Брюсселя купировать возобновление кризисной ситуации на Западных Балканах в контексте обострившегося конфликта на Ближнем Востоке, в отношениях между Ираном и Израилем вокруг Газы и продолжающегося вооружённого противостояния вокруг Украины. Брюссель просто не
может позволить распыление своего военно-политического и экономического потенциала на одновременную нейтрализацию множества разнополярных конфликтных ситуаций. Как представляется, активизация процесса интеграции Западных Балкан с ЕС и расчёт на вступление в перспективе в НАТО во многом объясняется стремлением Брюсселя предотвратить превращение региона в арену соперничества с «потусторонними державами». Таким образом, можно говорить о том, что произошёл качественный переход в расширительной стратегии ЕС от сдержанного отношения к приёму новых членов и «бесконечному расширению» ЕС (Выступление президента Франции ... 2022) к желательности ускорения этого процесса под влиянием новых геополитических обстоятельств.
Такой подход вытекает из стратегии расширения Евросоюза, которая рассматривается в Брюсселе как геостратегическая инвестиция в создание мощной и стабильной Европы и призвана укрепить роль ЕС как глобального игрока и одновременно повысить эффективность внешней политики союза в условиях новых вызовов глобальной и региональной безопасности. При этом подчёркивается, что внешняя политика ЕС должна включать в себя не только компонент «мягкой силы», но и расширенный оборонительный потенциал, поскольку новые геополитические реалии диктуют необходимость активного сотрудничества ЕС со всеми примыкающими к нему странами в сфере обороны, санкционной политики, борьбы с терроризмом, а также переоценки отношений по линии НАТО - ЕС. Сам процесс расширения в отношении Западных Балкан призван активизировать не только достижение безопасности и процветания, но и обеспечить примирение и стабильность там. Утверждается, что пассивность в отношении интеграции Западных Балкан может дать возможность внешним силам использовать этот момент для проекции своего влияния на регион в целях его последующей дестабилизации (The enlargement of the EU ... 2020).
Модернизация подхода ЕС к интеграции Западных Балкан: от торможения к ускорению
Евросоюз в рамках модернизации стратегии интеграции в отношении Западных Балкан применительно к новой геополитической реальности выдвинул шесть инициативных предложений, направленных на поддержку трансформации стран региона - соискателей членства в ЕС в ожидании решения об их вступлении в Евросоюз.
По сути дела, речь идёт о выполнении западнобалканскими государствами следующих предварительных условий, открывающих дорогу для них в ЕС:
- соблюдение верховенства закона (будет разработан детальный план действий для Западных Балкан, а также осуществлён мониторинг реализации необходимых реформ в этой сфере на основе оценок специальных миссий ЕС; результаты его выполнения будут учитываться в ходе переговоров о присоединении с Черногорией и Сербией);
- повышение эффективности сотрудничества с ЕС в сфере безопасности и миграции (противодействие организованной преступности, терроризму и нелегальной миграции, охрана границ на основе размещения полицейских миссий ЕС и заключения соответствующих соглашений с Европейским агентством по охране границ);
- кооперация в сферах транспорта и энергетики путём включения Западных Балкан в энергетический союз ЕС;
- расширение сотрудничества в социально-экономическом развитии (ЕС предоставит дополнительную финансовую помощь через различные фонды, включая программу «Эраз-мус»);
- сотрудничество в рамках программ ЕС в сфере цифровизации;
- поддержка совместных с ЕС программ в области добрососедских отношений (образование, культура, спорт и т.д.) (A credible enlargement ...).
Показательным в этом плане является заявление специального представителя ЕС по Западным Балканам М. Лайчака, который, признав, что в прошлом процесс присоединения государств-соискателей к ЕС был сложным и длительным по времени с учётом выполнения ими набора критериев и обязательств, отметил, что в настоящее время процесс расширения Евросоюза в большей степени рассматривается в Брюсселе в прагматическом контексте. И превалирующими аргументами для ЕС в пользу ускоренного расширения становятся долгосрочные расчёты на то, что в результате Евросоюз ещё больше укрепит своё политическое и экономическое влияние за счёт присоединения государств Западных Балкан (Gilchrist 2024).
Первый сигнал в пользу ускорения процесса интеграции западнобалканских государств с ЕС был дан на форуме в Словении в августе 2023 г., на котором впервые огласили инициативу Брюсселя об установлении предельного срока для включения западнобалканских государств в ЕС к 2030 г., хотя ещё в 2021 г. в ходе саммита ЕС - Западные Балканы предложение Словении о завершении к этому сроку переговорного процесса для вступления стран Западных Балкан в Евросоюз не было принято (Djordjevic 2024).
Об изменениях в подходе ЕС свидетельствует также последующее заявление президента Европейского совета Ш. Мишеля о необходимости придать процессу расширения ЕС новый импульс и сделать его более эффективным и динамичным. В этих целях предлагалось осуществить следующие меры поощрительного характера для стран-кандидатов в зависимости от выполнения ими определенных требований, установленных Брюсселем:
- предусмотреть предоставление социально-экономических стимулов для потенциальных соискателей уже на стадии переговоров о присоединении;
- интеграция новых государств с ЕС должна быть постепенной и поэтапной;
- в случаях, когда страна - соискатель членства соответствует установленным стандартам в конкретной сфере сотрудничества, она должна допускаться в качестве наблюдателя к работе совета министров Союза, также к программам финансирования в рамках ЕС;
- указанные льготы и сам процесс интеграции могут быть приостановлены в случаях невыполнения этими государствами соответствующих обязательств (Michel 2022).
В развитие этого подхода Европейская комиссия разработала модернизированный механизм расширения Евросоюза для западнобалканских стран, который получил название «План роста» (Growth Plan) и был призван решить поставленную Брюсселем задачу их ускоренного присоединения к ЕС. На практике новый подход во многом является переизданием закреплённой ещё в прежней методологии расширения ЕС (принята в 2020 г.) концепции ступенчатого приближения к Евросоюзу потенциальных соискателей членства в нём. Основная цель «Плана роста» - предоставить этой группе стран больше возможностей для установления связей с общим рынком ЕС по мере достижения ими необходимого уровня готовности и выполнения определённых условий. В этой связи Европейская комиссия определила ряд приоритетных направлений для ускоренной интеграции стран Западных Балкан с общим рынком ЕС (заключение новых соглашений с ЕС по сотрудничеству таможенных и налоговых служб; свободное перемещение товаров; интеграция и декарбонизация энергетических рынков; содействие в развитии транспортных коммуникаций в рамках «зелёных и голубых» полос ЕС -Западные Балканы, а также информационных систем; стратегическое сотрудничество в сферах производства ключевых медицинских препаратов и сырьевых ресурсов; продолжение реализации Экономического и инвестиционного плана ЕС и т.д.).
В целях ускорения требуемых фундаментальных реформ в странах региона в ЕС был со-
здан финансовый механизм для поощрения государств - соискателей членства за их успешную реализацию (Reform and Growth Facility). Необходимым условием для выделения финансовых средств потенциальным соискателям является выполнение ими разработанной Европейской комиссией «Повестки реформ» для каждой западнобалканской страны из списка соискателей. В итоге в дополнение к средствам инструмента предвступительной помощи (IPA III) западно-балканские страны - соискатели членства в ЕС могут получить до 6 млрд евро финансовой помощи на период 2024-2027 гг. на цели проведения рекомендованных реформ (Emerson, Blackmans 2023).
В западноевропейской экспертной среде позитивно оценивается запуск инструмента финансового поощрения реформенных процессов для стран - соискателей членства в Евросоюзе. Считается, что предоставление финансовых льгот этой группе государств создаёт реальные стимулы для постепенного их приближения к цели в зависимости от достижения ими прогресса в реализации требуемых реформ на переговорной основе с ЕС. Такой подход отличается от предыдущей модели, которая, по сути дела, откладывала принятие решения о присоединении таких стран до последнего момента. В подобных условиях членство в ЕС становилось всё более недостижимым и зависимым от реализации этими странами политически сложных внутренних реформ с неизвестными для них последствиями.
Важным этапом в подтверждении стратегии ЕС на ускоренную интеграцию Западных Балкан стал прошедший в декабре 2023 г. Брюссельский саммит ЕС - Западные Балканы. В принятой декларации ЕС вновь подтвердил приверженность перспективе членства Западных Балкан в Европейском союзе и ускорению процесса их вступления в ЕС, основанного на заслуживающих доверия реформах.
В заключениях декабрьской сессии Европейского совета подчёркивалось, что расширение ЕС является геостратегической инвестицией в сохранение мира, стабильности и безопасности в регионе, а также инструментом для улучшения социально-экономических условий европейских граждан и снижения неравенства между государствами (European Council meeting ... 2023).
Основные параметры стратегии ЕС по расширению организации были определены в сообщении Европейской комиссии Европейскому совету от 20 марта 2024 г. о политике Союза в отношении предвступительных реформ (Communication from the Commission ... 2024). В документе подчёркивалось, что расширение отвечает стратегическим интересам ЕС, поскольку в результате этого процесса Евросоюз приобретёт значительный геополитический вес и экономическое влияние на мировом уровне и это позволит Союзу ослабить внешнюю зависимость и проводить автономную политику. Одновременно Союз укрепит свой потенциал решительного коллективного реагирования на внешние вызовы безопасности. Вместе с тем в нём подтверждались прежние установки на незыблемость выполнения государствами - соискателями членства т.н. копенгагенских критериев как предварительного условия для позитивного рассмотрения их заявок.
Для стимулирования и ускорения процесса интеграции потенциальных стран-членов и проведения политических и социально-экономических была разработана программа предоставления заблаговременной технической помощи в форме грантов, инвестиций в инфраструктуру этих стран, а также для развития систем занятости и здравоохранения. В связке с этой программой находились и ряд других программ в сферах трансграничного сотрудничества (региональные стратегии для Адриатики, а также для бассейна Дуная).
При этом в стратегии ЕС по принятию в члены балканских стран акцент был сделан на приоритете региональной интеграции и экономическом развитии с тем, чтобы избежать по-
вторения ошибок, связанных с предыдущим негативным опытом в отношении некоторых восточноевропейских стран, когда этому вопросу не уделялось достаточного внимания. В результате это привело к замедлению процесса присоединения этой группы стран к ЕС, что вызвало разочарование в их столицах. Вот почему в обновлённой стратегии Евросоюза региональная экономическая интеграция рассматривается как составная часть общего процесса интеграции западнобалканских государств в Евросоюзом. При этом считается, что наилучший путь для усиления эффективности регионального сотрудничества западнобалканских государств - это политика, направленная на повышение уровня доходов в этом регионе. Логика здесь следующая - возросший уровень доходов будет генерировать как спрос на товары и услуги внутри региона, так и их приток в сам регион, что, в свою очередь, значительно усилит экономическую интеграцию стран региона (The long way round ... 2022).
В западноевропейской экспертной среде утвердилось мнение о том, что усиление региональной экономической интеграции и развитие с упором на рост доходов стран - соискателей членства в ЕС в значительной степени способствует не только успешному выполнению ими копенгагенских критериев как обязательного условия для вхождения в Евросоюз, но и сглаживанию спорных территориальных и юридических проблем в отношениях между самими западнобалканскими государствами.
При этом считается, что оптимальным вариантом роста доходов западнобалканских стран был бы курс на использование механизмов перераспределения общего бюджета ЕС путём финансового трансферта от государств-членов, составляющих ядро «экономического благополучия» в ЕС, к государствам - соискателям членства в Союзе в целях стимулирования их лояльности к выполнению общих норм, принятых в Евросоюзе. Такая практика была апробирована при вступлении в Евросоюз ряда стран Центральной и Восточной Европы и официально закреплена путём провозглашения принципа финансовой солидарности. В российской экспертной среде существует мнение, что данный подход был призван решить задачу втягивания западнобалканских государств в единый внутренний рынок ЕС и одновременно расширить пределы вмешательства наднациональных институтов Евросоюза в его функционирование. Однако в случае с восточноевропейскими членами ЕС политика финансового перераспределения не привела к сглаживанию структурных проблем и территориальных диспропорций. Как правило, благополучные страны, составляющие ядро ЕС, не горят желанием нести дополнительное бремя расходов, которое им навязывает Брюссель, а получатели помощи стремятся избежать обвинений в диктате (Кондратьева 2020: 268-269).
Перспективы сотрудничества ЕС и государств Западных Балкан в сферах безопасности и обороны
В рамках нового подхода ЕС к сотрудничеству с государствами Западных Балкан особое внимание уделялось вопросам разработки для потенциальных новых членов союза дополнительных обязательств в сферах обеспечения безопасности в рамках коллективной солидарности всех членов ЕС в случаях техногенных катастроф, террористических нападений или вооружённой агрессии в соответствии со ст. 222 Договора о Евросоюзе. Предусматривалось также расширение сотрудничества новых членов в обеспечении охраны расширенных границ союза, противодействии нелегальной миграции и наркотрафику.
Согласно положениям документа приоритеты интеграции интересов ЕС и новых членов в сфере безопасности определялись следующим образом: согласие с целями и задачами Общей внешней и оборонной политики ЕС, а также поддержка ещё до полной ассоциации таких программ в сфере безопасности и обороны как Постоянное структурированное сотруд-
ничество по вопросам безопасности и обороны, Европейское оборонное агентство, Европейский фонд обороны и участие в миссиях и операциях Евросоюза в кризисных точках. Кроме того, государства-соискатели должны быть готовы встраиваться в приоритеты развития оборонного потенциала ЕС (Еи Defense Capabilities Priorities) и потенциала быстрого развёртывания. От потенциальных членов также ожидают активного вклада в программы развития оборонной промышленности ЕС в соответствии со стратегией ЕС в данной сфере (Communication from the Commission ... 2024).
В контексте обеспечения внутренней безопасности упор делался на развитии сотрудничества по борьбе с террористическими угрозами и организованной преступностью, в т.ч. в сфере информационных технологий. При этом в выступлении Ш. Мишеля было озвучено явно в качестве бонуса для потенциальных соискателей членства в ЕС намерение приблизить регион к ЕС, не дожидаясь окончательного решения о расширении Евросоюза (Remarks by President Charles Michel ... 2023). С этой целью ЕС намерен изучить дополнительные меры, направленные на дальнейшее продвижение постепенной интеграции Западных Балкан с Евросоюзом. В декларации было также зафиксировано намерение Брюсселя укреплять сотрудничество с Западными Балканами по ключевым вопросам безопасности и обороны, включая повышение коллективной кибербезопасности, а также в сфере противодействия нелегальной миграции (EU - Western Balkans summit ... 2023).
Следует отметить, что объявленные новшества в подходе Брюсселя к расширению ЕС чётко укладываются в рамки принятой ЕС ещё в феврале 2018 г. т.н. стратегии «Надёжная перспектива расширения ЕС и его усиленного взаимодействия с Западными Балканами». Центральный элемент этой стратегии - «Европейское будущее Западных Балкан - стратегические инвестиции ЕС в стабильную и объединённую Европу на основе общих ценностей».
Как известно, данная стратегия одновременно очертила предварительные условия для интеграции этой группы стран с ЕС: проведение западнобалканскими странами необратимых реформ в таких ключевых областях, как верховенство права, безопасность и миграция, социально-экономические реформы, борьба с коррупцией и организованной преступностью, транспорт и энергетические коммуникации, примирение и добрососедские отношения, в т.ч. достижение юридически обязывающего нормативного соглашения между Сербией и Косово (Стратегия для Западных Балкан ... 2018).
Отношения Сербии с Косово - центральная проблема на пути интеграции
Нерешённость этой проблемы по-прежнему остаётся одним из важнейших факторов, дестабилизирующих ситуацию в регионе. По мнению экспертов «кризисной группы», тревожным фактором, указывающим на возможность значительного обострения ситуации по линии Сербия - Косово, является значительный по своему масштабу отъезд косовских сербов из Косово, что может указывать также на бесперспективность надежд на нормализацию отношений между Белградом и Приштиной на основе формулы «признание Сербией Косово в обмен на автономию сербского населения в самом Косово». Реализация этой формулы становится всё более проблематичной в том числе в силу масштабного сокращения сербского населения и вытекающей из этого призрачности и невостребованности автономии для сербского анклава в Косово.
В западноевропейской экспертной среде полагают, что в складывающейся неблагоприятной обстановке Евросоюз может предпринять ряд корректирующих шагов, способных придать утраченный динамизм в нормализации отношений между Сербией и Косово. Речь, в частности, могла бы идти о следующих мерах:
- поощрять власти Косово на концентрацию усилий полицейских соединений на удовлетворение интересов сербской общины в северных провинциях края (и в этом контексте снизить внутреннюю активность специальных подразделений полиции, переключив её на патрулирование границ и предотвращение нелегальных поставок оружия);
- убеждать Сербию в необходимости сотрудничества с силами НАТО в Косово в вопросах предотвращения нелегальных поставок тяжёлых вооружений, в т.ч. для полувоенных подразделений сербской общины в Косово (Towards Normal Relations ... 2024).
Следует отметить, что предложенные меры в большей степени носят косметический характер, и они вряд ли могут существенно изменить ситуацию в условиях отсутствия реального конструктивного диалога между сербской общиной и властями в Приштине. Новый виток напряжённости вокруг данного вопроса возник в марте 2024 г. в связи с одобрением органами Парламентской ассамблеи Совета Европы (СЕ) приёма частично признанного Косова в Совет Европы. Данный шаг вызвал острую реакцию Белграда, который расценил этот шаг как угрожающий жизненно важным национальным интересам страны и предупредил, что Сербия рассмотрит возможность выхода из СЕ, если её бывшая провинция будет принята в эту организацию. На это также наслаивается нерешённость косовскими властями статуса сербского меньшинства на севере Косово, где, согласно Брюссельским соглашениям 2013 г. должна быть создана Ассоциация сербских муниципалитетов. Рост напряжённости по линии Сербия - Косово может ещё больше усилиться в перспективе, поскольку параллельно с процессом вхождения в СЕ косовские власти ведут переговоры о предоставлении статуса при парламентской ассамблее Североатлантического альянса (Казымов 2024). При этом процесс интеграции Косово в НАТО всячески ускоряется. 24 марта 2024 г. постоянный комитет Парламентской ассамблеи принял решение о повышении статуса Косово до уровня её ассоциированного члена, что в принципе позволит Косово использовать этот форум, институционально связанный с НАТО, для оказания определённого влияния на решения и политику блока по различным аспектам безопасности (повышенный статус позволит Приштине выступать на заседаниях Ассамблеи, вносить изменения и дополнения в резолюции данного органа и принимать участие в полевых визитах в различные страны). И хотя окончательное решение по статусу Косово в Парламентской ассамблее будет принято в конце мая 2024 г., эти планы ожидаемо вызвали жёсткую реакцию Белграда. Сербская сторона заявила о неприемлемости данного решения и предупредила, что в таком случае Белград вынужден будет взвесить целесообразность своего участия в деятельности этой организации (Final decision on Kosovo ... 2024).
Однако при обсуждении проблем расширения ЕС в западноевропейском экспертном сообществе задаются вопросами о последствиях расширения для самого Евросоюза. Среди них выделяются наиболее чувствительные:
- каким образом такое масштабное расширение скажется на работе Европейского совета и комиссии;
- как обеспечить юридическую легитимность принимаемых решений руководящими органами ЕС в условиях, когда баланс в составе этих органов резко сместится в сторону небольших государств-членов;
- каковы будут последствия такого расширения для бюджета ЕС, поскольку новые государства-члены из числа более бедных стран неизбежно станут основными получателями средств из фондов ЕС, предназначенных для сельского хозяйства и регионального развития (Cameron 2023).
Вместе с тем в этой среде высказывается мнение о том, что наличие спорных двусторонних проблем между самими государствами Западных Балкан практически блокирует проводи-
мую Брюсселем линию на расширение ЕС за счёт подтягивания этих государств к членству в нём. Поэтому приоритетной задачей для Евросоюза становится мирное урегулирование двусторонних проблем между западнобалканскими странами без прямой увязки с процессом присоединения этой группы стран к Евросоюзу.
AAA
Вооружённый конфликт вокруг Украины значительно активизировал интеграционную стратегию Евросоюза в отношении государств Западных Балкан. Её основные параметры определяются рядом приоритетов Брюсселя в отношении этого региона. Главными из них представляются следующие:
- не допустить возобновления кризисного цикла в регионе Западных Балкан в условиях продолжающегося конфликта вокруг Украины, а также в соседнем для ЕС регионе Ближнего Востока между Израилем и палестинцами;
- использовать масштабную экономическую помощь странам Западных Балкан для удержания этих государств в сфере военно-политического и экономического влияния ЕС, а также для урегулирования отношений между самими западнобалканскими странами;
- в максимальной степени сузить возможности проникновения «посторонних держав» (в первую очередь России и Китая) в зону стратегических интересов ЕС на Балканах.
Наряду с этим реализация расширительной стратегии Евросоюза и линии на втягивание западнобалканских государств в НАТО могут серьёзно осложниться в связи с сохраняющейся нестабильностью в регионе и отсутствием реальной перспективы урегулирования отношений между Сербией и непризнанным Косово. Нынешний курс Брюсселя на поддержку Приш-тины в противовес Белграду значительно сужает поиск компромиссного решения по данной проблеме. В складывающейся ситуации перспективы полноценной ускоренной интеграции западнобалканских государств с ЕС и НАТО отдаляются с учётом риска возобновления конфликтов в регионе в условиях накопившихся там внутриполитических и межгосударственных проблем в результате распада федеративной Югославии. В свою очередь, вооружённый конфликт на Украине и нынешний курс западной коалиции на оказание масштабной помощи Киеву значительно ограничивает возможности Евросоюза по использованию финансово-экономических рычагов в целях проведения масштабных реформ в регионе для подтягивания этих стран к стандартам ЕС на основе т.н. копенгагенских критериев, а также для стимулирования политических элит там к нахождению компромиссных решений по урегулированию внутриполитических и межгосударственных противоречий. Представляется, что с учётом этих факторов Евросоюз будет вынужден сделать ставку на осуществление поэтапного приближения западнобалканских стран к ЕС при продолжении линии на стимулирование интеграционного процесса с помощью имеющегося в его распоряжении финансово-экономического ресурса.
В этих условиях для России оптимальным было бы продолжение традиционной политики поддержания конструктивных отношений с западнобалканскими государствами «по всем азимутам».
Список литературы / References
A credible enlargement perspective for and enhanced EU engagement with the Western Balkans. European Commission. Available at: https://europa.rs/wp-content/uploads/2018/02/Factsheet-enlargement.pdf (accessed 17.04.2024).
Cameron, F. (2023). The perennial question: To widen or to deepen. European policy center. 22.09.2023. Available at: https://epc.eu/en/Publications/The-perennial-question-To-widen-or-to-deepen~53ec60 (accessed 05.01.2024).
Communication from the Commission to the European Parliament, the European Council on pre-enlargement reforms and policy review. C0M(2024)146 final. European commission. 20.03. 2024. Available at: https://commission.europa.eu/document/download/926b3cb2-f027-40b6-ac7b-2c198a164c94_en?filename=C0M_2024_146_1_EN.pdf (03.03.2024).
Djordjevic, T. (2023). The EU Accession Prospect foe Western Balkans Countries: Dream or Reality? 05.10.2023. Asplenia Online. Available at: https://aspeniaonline.it/the-eu-accession-prospect-for-western-balkans-countries-dream-or-reality/ (accessed 17.04.2024).
Emerson, M., Blackmans, S. (2023). The 2023 Enlargement Package - Major Proposals and Glimmers of a Staged Accession Approach. Stockholm Centre for Eastern European Studies. 21.11.2023. Available at: https://cdn.ceps.eu/wp-content/uploads/2023/11/the-2023-enlargement-package.pdf (accessed 12.12.2023).
EU - Western Balkans Summit. European Council. 13.12.2023. Available at: https://www.consi lium.europa.eu/en/meetings/international-summit/2023/12/13 (accessed 01.04.2024).
European Council meeting (14-15 December 2023). Conclusions. European Council. 15.12. 2023. Available at: https://www.consilium.europa.eu/media/68967/europeancouncilconclusions-14-15-12-2023-en.pdf (accessed 26.01.2024).
Final decision on Kosovo's associate membership in NATO PA expected by end of May. European Western Balkans. 29.03.2024. Available at: https://europeanwesternbalkans.com/2024/03/29/fi nal-decision-on-kosovos-associate-membership-expected-by-the-end-of-may/ (accessed 01.04.2024).
Gilchrist, K. (2024). Russia war in Ukraine has had an unlikely consequence - it has revived the EU's plans to get even bigger. CNBC. 05.02.2024. Available at: https://www.cnbc.com/2024/02/05/ in-russias-backyard-of-the-balkans-eu-enlargement-plans-are-back-in-focus.html?&qsearchterm= Russia%20war%20in%20Ukraine%20has%20had%20an%20unlikely%20consequence%20%E2%8 0%93%20it%20has%20revived%20the%20EU%E2%80%99s%20plans%20to%20get%20even%20 bigger (accessed 28.03.2024).
Michel, C. (2022). Discours du président Charles Michel lors de la session plénière du Comité économique et social européen. European Council. 19.05.2022. Available at: https://www.consilium.europa.eu/fr/press/press-releases/2022/05/18/discours-du-president-charles-michel-lors-de-la-session-pleniere-du-comite-economique-et-social-europeen/ (assessed 1.10.2023).
Remarks by President Charles Michel at the press conference of the EU - Western Balkans summit in Brussels. European Council. 13.12.2023. Available at: https://www.consilium.europa.eu/en/ press/press-releases/2023/12/13/remarks-by-president-charles-michel-at-the-press-conference-of-the-eu-western-balkans-summit-in-brussels (accessed 14.12.2023).
The Enlargement of the EU: a New Approach and Perspective for the Western Balkans. Liberal Integration Foundation. 2020. Available at: https://liberalforum.eu/publication/the-enlargement-of-the-eu-a-new-approach-and-perspective-for-the-western-balkans/ (accessed 21.04.2024).
The long way round: Lessons from EU - CEE for improving and integration and development in the Western Balkans. Bertelsmann Stiftung. 2022. Available at: https://wiiw.ac.at/the-long-way-round-lessons-from-eu-cee-for-improving-integration-and-development-in-the-western-balkans-dlp-6194.pdf (accessed 12.04.2024).
Toward Normal Relations between Kosovo and Serbia. International Crisis Group. 30.01.2024. Available at: https://www.crisisgroup.org/europe-central-asia/balkans/Kosovo-serbia/toward-normal-relations-between-kosova-and -Serbia (accessed 05.04.2024).
Выступление президента Франции Е. Макрона на конференции в Париже. Elysee. 01.09. 2022. Available at: https://www.elysee.fr/emmanuel-macron/2022/09.01/discour-du-president-em manuel-macron-a-loccasiion-de-la-conference-des-ambassadrices-et-des-ambassadeurs (accessed 21.09.2023).
Казымов, Н. (2024). Косово принимают в Совет Европы. Ведомости. 28.03.2024. [Kosovo is being accepted into the Council of Europe. Vedomosti. 28.03.2024. (in Russian)]. Available at: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2024/03/28/1028416-kosovo-prinimayut-v-sovet-evropi (accessed 01.04.2024).
Кондратьева, Н.Б. (2020). Европейская модель интеграции рынков. Становление и перспектива. М.: ИЕ РАН. [Kondratyeva, N.B. (2020). European Model of Market Integration. Formation and Perspective. Moscow: IE RAS. (in Russian)].
Стратегия для Западных Балкан: ЕС определяет четкий путь для вступления. The Diplomatic Service of the European Union. 06.02.2018. [Western Balkans Strategy: EU Sets Clear Path for Accession. The Diplomatic Service of the European Union. 06.02.2018. (in Russian)]. Available at: https://www.eeas.europa.eu/node/39450_ru (assessed 25.03.2024).