Научная статья на тему 'Юбилейный синдром, «Юбилеемания», лаборатория коммеморации или…? Размышления историка права о природе юбилейных изданий'

Юбилейный синдром, «Юбилеемания», лаборатория коммеморации или…? Размышления историка права о природе юбилейных изданий Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
539
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮБИЛЕЙ / ЮБИЛЕЙНЫЕ ИЗДАНИЯ / УНИВЕРСИТЕТ / ЮРИДИЧЕСКИЙ ВУЗ / КАФЕДРА / ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА / КОММЕМОРАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зипунникова Наталья Николаевна

Рассматривается проблема юбилейного жанра в вузовском, в частности университетском, историописании. Критическое осмысление университетских историй показывает значимость политико-идеологического контекста их подготовки, а также особенности конструирования коммеморативных практик. Обозначается ряд проблемных и перспективных вопросов юбилейного историописания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Зипунникова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юбилейный синдром, «Юбилеемания», лаборатория коммеморации или…? Размышления историка права о природе юбилейных изданий»

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

ЮБИЛЕИНЫИ СИНДРОМ, «ЮБИЛЕЕМАНИЯ», ЛАБОРАТОРИЯ КОММЕМОРАЦИИ ИЛИ...? РАЗМЫШЛЕНИЯ ИСТОРИКА ПРАВА О ПРИРОДЕ ЮБИЛЕЙНЫХ ИЗДАНИИ

НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА ЗИПУННИКОВА

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры истории государства и права Уральского государственного юридического университета,

e-mail: zipunnikowa@yandex.ru

Рассматривается проблема юбилейного жанра в вузовском, в частности университетском, историописании. Критическое осмысление университетских историй показывает значимость политико-идеологического контекста их подготовки, а также особенности конструирования коммеморативных практик. Обозначается ряд проблемных и перспективных вопросов юбилейного историописания.

The problem of the anniversary genre in university historiography is considered. Critical understanding of universities' histories shows the importance of political and ideological contexts of their preparation as well as features of commemorational practices design. A number of problems and forthcoming issues of anniversary historiography is defined.

Ключевые слова: юбилей, юбилейные издания, университет, юридический вуз, кафедра, история государства и права, коммеморативные практики

Key words: anniversary, commemorative publications, university, law school, chair, history of state and law, commemorative practices

В 2016 г. кафедра истории государства и права Свердловского юридического института - Уральского государственного юридического университета торжественно встретила свое 80-летие: приказ о ее создании был подписан директором института Ю. М. Позаном в сентябре 1936 г.1 Творческая подготовка к юбилею, осмысление кафедральных традиций в контексте истории вуза, юридического образования, отечественной государственно-правовой системы, а также проблем и перспектив современных историко-правовых штудий, кроме прочего, привели к раздумьям о значении юбилеев для научного знания. Сразу выяснилось, что феномен «юбилеемании» специально изучают либо осмысливают в связи с прочими проблемами как отечественные, так и зарубежные исследователи.

«Юбилеемания» вошла в российскую жизнь, как отмечает К. Цимбаев, на рубеже XIX-XX столетий. Рубежной датой, условным ее началом историк называет столетний юбилей А. С. Пушкина в 1899 г. Задолго до этого времени юбилеи великих событий также праздновались, но для формирования политической традиции требовалось время. Исторические

юбилеи стали одним из важных средств воздействия на сознание общества, пропаганды исторической легитимности верховной власти, поскольку организовывались и «режиссировались» государством. Исследователь делает важные теоретико-методологические выводы: история выступала не застывшей константой, но меняющейся действительностью, подчас столь же жизненной, как и реальность; в ходе празднования юбилеев история, являясь объектом активного восприятия и фильтрации, становилась моделью трактовки будущего2.

Моделирование будущего посредством исторического прошлого экстраполируется на специфическую группу исторических праздников -юбилеи университетов и иных учебных заведений. Об отмечавших свои (много)вековые юбилеи университетах Европы, которые являлись важнейшей частью общеисторического процесса (университетское преподавание права недаром охарактеризовано как один из элементов западной правовой традиции)3, закономерно размышлять и в контексте заявленного феномена. Общие описания университетских историй составлялись зачастую к юбилеям, которые вы-

ступают реперными точками в развитии историографии высшей школы; и «онаучнивание» университетского историописания не смогло преодолеть его пристрастия к юбилеям и связанной с ними традиции опубликования многотомных произведений4.

Критическое отношение к юбилейному жанру историописания высказывал Н. Хаммер-штайн, по словам которого, юбилей служит поводом восполнения историографических пробелов, но в то же время «местнопатриотический пыл» часто приводит к появлению «сборника славословий». Ч. Маккелланд писал о юбилейном синдроме, отмечая, что университеты более других структур становились предметом обширной некритичной литературы5.

Важно напомнить, что первый опыт университетского историописания в России6 - работа С. П. Шевырева, посвященная Московскому Императорскому университету7, - была написана к его столетию и, как справедливо указывает В. Парсамов, «уже в силу данного обстоятельства она стала неотъемлемой частью самой этой истории»8. Юбилей, ярким знаком которого и сделалась знаменитая книга, многократно оказывался в центре внимания исследователей. Здесь же хотелось бы акцентировать внимание на следующем обстоятельстве. Особый государ-ственнический, официальный характер торжества по поводу столетия университета в Москве проявился в полной мере - от высочайшего соизволения на проведение торжеств, высочайшего же одобрения юбилейной программы9, формирования специального комитета до выполнения пунктов этой программы, включая посвященный правящему монарху10 труд С. П. Шевырева. При активном участии последнего «юбилей университета украли у людей университета и превратили его в подчеркнуто государственный праздник чиновничества»11. Речь идет о том, что пригласительные билеты на торжества не были выданы не только студентам, но и значительной части профессоров. Высокие же гражданские и военные чины, представители духовенства, прочие «высокие гости», оказавшись на государственном празднике, слушали официозные и одические речи о роли университета в жизни страны. Описавший длившиеся несколько дней праздничные мероприятия известный летописец эпохи - цензор, чиновник Министерства народного просвещения, профессор и академик А. В. Ни-китенко, среди прочего, зафиксировал впечатления гостей, возвращавшихся поездом из Москвы в Петербург: «Много было толков о юбилее: все в восторге от него»12. Важен был патриотический окрас празднования юбилея, которое прошло в разгар Крымской войны.

В основе критического отношения к труду Шевырева лежит не только авторская подача университета как государственного детища, опоры самодержавия, причем в сочетанной периодизации университетской истории - по царствованиям и по узаконениям (уставам). Рассмотрение университета через тексты законодательных актов, сквозь призму уваровской триединой формулы, очевидный славянофильский настрой автора - вот те особенности первого истори-описания, которые не позволили, как считается, показать сложную, многогранную историю университетской корпорации. Делается вывод, что «История» Шевырева противоречит истории как таковой. Она призвана не рассказать читателю, что произошло, а, напротив, убедить его в том, что ничего не происходит: существующий порядок неизменен13. В то же время нельзя не отметить значительный вклад С. П. Шевыре-ва, издавшего также «Биографический словарь

Исторические юбилеи стали одним из важных средств воздействия на сознание общества, пропаганды исторической легитимности верховной власти

профессоров и преподавателей Императорского Московского университета»14, в университетское историописание. Он систематизировал значительное число источников, изложил важные сведения о преподавании, профессуре, числе студентов университа и т. д. По мнению Ф. А. Петрова, вполне понятно, что этому труду, как и любому юбилейному изданию, была свойственна идеализация, особенно последнего царствования. Он пишет: «Порой „История" Шевырева выглядит излишне риторичной, но в то же время многие характеристики профессоров и событий достаточны ярки и образны»15.

Традиция подготовки юбилейных университетских изданий оказалась устойчивой: их авторами впоследствии стали В. В. Григорьев, А. И. Маркевич, Е. В. Петухов и другие университетские профессора16. Выдающиеся историки русского права М. Ф. Владимирский-Буданов и Н. П. Загоскин также выступили в этой роли, подготовив издания по истории Киевского и Казанского университетов соответственно17. Юбилейные издания появлялись и в иных учебных заведениях, к примеру юридических18. Ф. А. Петров справедливо характеризует значение юбилейных университетских историй: их авторами «выполнена черновая неблагодарная работа -создана та канва, на основе которой могли строиться дальнейшие исследования»19.

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

В советскую эпоху традиция была укреплена: и университеты, и другие учебные заведения получали к очередным юбилеям обновленные (в первую очередь идеологически) истории. Таковые писались отдельными авторами20 либо коллективами, рабочими группами21.

Уральский государственный юридический университет (ранее - Уральская государственная юридическая академия, еще ранее - Свердловский юридический институт, Свердловский правовой институт, Сибирский (Иркутский) институт советского права) имеет свою традицию историописания. Ее отличие в том, что издания, посвященные вузу, были приурочены к юбилейным датам. В соответствии со сформировавшимся каноном за точку отсчета принимался 1931 г., когда в РСФСР проводилась большая реформа подготовки советских юридических кадров, нормативные основания которой закреплены в известном Постановлении ВЦИК22. Первым юбилейным изданием стал коллективный труд 1981 г. (далее - Книга-50)23. Авторами выступили преподаватели, кандидаты наук В. В. Баженов, Н. Н. Ансимов, Л. Ф. Богер, а также инструктор Свердловского обкома КПСС В. В. Горланов, ответственным редактором -ректор СЮИ Д. Д. Остапенко. Ректоры института ранее выступали авторами небольших юбилейных публикаций24. Материалы для книги готовили кафедры и отделы института. Помимо предваряющей основной текст брежневской цитаты об особой роли правоохранительных органов, стоящих на страже советской законности, и подготовки достойных для них кадров, в Книге-50 содержится юбилейное предуведомление. В нем говорится, что «20 апреля 1981 года Свердловскому юридическому институту исполняется 50 лет. За это время в нем подготовлено 25 тысяч специалистов для работы в правоохранительных органах, он стал одним из центров советской юридической науки. В истории института ярко проявилась забота Коммунистической партии и Советского государства о высшем образовании, о профессиональной подготовке и воспитании юридических кадров. Деятельность института, как и всей советской высшей школы, обеспечивает реализацию ст. 45 Конституции СССР, закрепляющей право советских граждан на образование».

Сквозь призму политико-идеологического контекста, с обязательной характеристикой роли значимых узаконений в Книге-50 впервые изложены тщательно собранные сведения о студентах, преподавателях, учебном процессе и научной деятельности. Несмотря на отсутствие ссылок, понятно, что значительная часть материалов извлечена из архивохранилищ. В исто-

рии вуза выделены период становления (19311941 гг.), военное время, послевоенное восстановление (1945-1958 гг.) и период развитого социалистического общества (1959-1975 гг.), для которого характерно «возрастание роли социалистического права во всех областях жизни» (с. 18). В Книге-50 акцентируется внимание на важнейшей особенности подготовки юридических кадров в то время: «Сибирский институт советского права был единственным высшим юридическим учебным заведением на Востоке нашей страны» (с. 5). Современное для авторов состояние вузовской жизни показано через такие рубрики, как научно-педагогические кадры, партийная жизнь, общественно-политическая активность студентов. Кроме того, описано становление факультетов и кафедр (общественных наук и специальных), представлены физкультура и спорт в институте, развитие научной библиотеки и научно-технического центра, в издание включены библиография трудов института и литература о СЮИ. Работа содержит иллюстративную черно-белую вклейку с фотографиями мемориальной доски в актовом зале института, дивизиона «Юрист», занятий в лингафонном кабинете, а также галереей фотоснимков профессоров, заведующих кафедрами, некоторых директоров института, ряда известных выпускников - юристов-практиков.

Книга-50, подготовленная к юбилею, когда вуз, кроме прочего, стал орденоносцем, может быть охарактеризована как событие не только в вузовской историографии, но и, в значительной мере, в описании истории советского юридического образования. Ее отличают добротные очерки, качественно систематизированный и впервые представленный читателям материал о Свердловском юридическом институте - действительно крупнейшем центре подготовки юридических кадров и научного правоведения в стране. Последующие вузовские юбилейные издания в основном опирались на идеи и текст Книги-50, пополняя сведения о вузовской жизни предюби-лейного периода и иллюстративный материал.

Последним на данный момент юбилейным изданием стала большая (во многих смыслах) коллективная работа, подготовленная к 80-летию вуза - на момент события Уральской государственной юридической академии (далее -Книга-80)25. Качественно изданная, красиво оформленная, обильно иллюстрированная историческими и современными снимками, в том числе редкими, с поэтическими страницами из творчества преподавателей, студентов и выпускников вуза, эта работа преследовала цели восполнить лакуны в историографии, охарактеризовать значительную роль вуза

в государственно-правовой системе страны и осмыслить вузовские перспективы. Одним из концептуальных направлений развития вуза в Кни-ге-80 названо сохранение традиций Уральской школы правоведения («из прошлого - в будущее»). Во избежание простого пересказа главных идей книги, банального описания ее структуры или имитации новой рецензии26 обратим внимание на такой момент.

Как видится, авторы имели намерение не столько представить в работе новые цифры, факты, события или ранее не вовлекавшиеся в научный оборот документы о событиях старых, сколько показать вуз максимально рельефно, многомерно, имея в виду внутреннее многообразие вузовской жизни. Разные пласты историо-писания в Книге-80 связаны с переплетением задачи «а» - показать вуз (институт-академию) единым целым, для чего используется исторический очерк с апелляцией к общезначимым событиям (реформы, новые законы, чрезвычайные условия войны, партийные установки и др.), с задачей «б» - персонифицировать презентацию, показать вузовских «героев» (ректоров, профессоров, выдающихся ученых, известных выпускников). Подробное описание структурных единиц академии, причем не только учебных и научных (институтов, факультетов, кафедр, исследовательских центров, научной библиотеки), но и функционально-хозяйственных, также преследует цель презентации вуза как сложного социально-культурного организма. Включение в книгу очерка о репрессированном ректоре Ю. М. Позане - большая заслуга авторов, поскольку история, пусть даже юбилейная, в новых условиях общественной (и соответственно научной) жизни не может состоять из одних лишь победных реляций.

В свете сегодняшних реалий - новой даты «рождения» вуза и новой юбилейной риторики - перед вдохновителями праздничных торжеств и авторами изданий, посвященных вузу, встают еще более сложные задачи. И скрупулезное изучение документов по иркутскому (доин-ститутскому) периоду - далеко не единственная забота. Будучи укорененной вглубь истории (самая ранняя обнаруженная дата, когда обсуждался вопрос о том, что вуз образован не в 1931 г. (то было преобразование), а в 1918 г. как юридический факультет Иркутского государственного университета, - это 1946 г.27), задача описания начального этапа приобретает характер события сама по себе. Предстоящее столетнее празднование (от университетского факультета до университета) все-таки не должно продемонстрировать, что юбилейная история - это совсем неподлинная история. В литературе уже отмечалось,

что организуемая высшей школой юбилейная коммеморация никогда не является самоцелью и призвана подкреплять экономические и даже политические притязания ученой корпорации28. Но как видится, для решения таких задач есть огромное количество иных праздничных возможностей (торжественные собрания, шествия, выставки, конференции, встречи, приемы, концерты, иллюминация и др.). Сохраняемый в веках текст имеет значительный коммеморативный потенциал, поэтому от идеологов и авторов нового вузовского издания зависит решение архисложной задачи - определения границы между научным и популярным историописанием. Например, как подготовить издание, повествующее об интеллектуальной истории университета, если вопрос о научных школах вряд ли может быть признан решенным не только у юристов, но и у науковедов? Или как показать нерадостные страницы вузовской истории (сюжеты о репрессированных преподавателях, сотрудниках и студентах и прочее)? Нужно учесть и то, что бывшие когда-то торжественными события в жизни вуза через некоторое время превращались в «анти-события» (например, присвоение имени А. Я. Вышинского). Думается, что скрупулезное научное исследование, основанное на разных источниках, корпус которых прирастает, и достижениях современной гуманитаристики, а также взвешенная, не отягощенная лишь юбилейным пафосом риторика придадут изданию правильный вектор.

В завершение хотелось бы вернуться к юбилею кафедры и кафедральным коммеморативным практикам. Если вести речь не о конференциях, круглых столах, торжественных кафедральных заседаниях, выставках, а именно об изданиях, то задача оказывается не менее сложной. Вряд ли можно утверждать, что сформировано такое «исследовательское поле», как история кафедры. Как показать (написать) кафедральную историю? Готовых рецептов нет. В вузах, в том числе юридических, пишут кафедральные истории, исходя из собственных представлений и - зачастую -исследовательских возможностей.

Первый очерк о кафедре истории государства и права (тогда еще Свердловского юридического института), насыщенный событиями, именами, изданиями, содержался в Книге-50. Вводный тезис очерка состоит в том, что кафедра была основана раньше, чем в других учебных заведениях, и за три года до введения в учебные планы юридических институтов предмета истории государства и права (с. 83). Как выяснилось на одном из недавних научных форумов, для многих современных историков права было открытием, что эта учебная дисциплина читалась в СЮИ

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

не с 1940 г., а раньше, как и то обстоятельство, что С. В. Юшков был первым заведующим кафедрой. Многие коллеги не знали, что на кафедре работали С. Ф. Кечекьян, И. Д. Мартысе-вич, И. И. Крыльцов, И. И. Сургуладзе.

Книга-80 также предлагает читателям ознакомиться с историей и перспективами развития кафедры. К прошлому, 75-летнему, юбилею коллектив кафедры подготовил сборник29, который стал первым специальным изданием о кафедре, но вряд ли его можно назвать кафедральной историей в полном смысле слова. В нем есть раздел, посвященный С. В. Юшкову, извлечения из работ Б. Ф. Ливчака (которому в 2016 г. исполнилось бы 110 лет), Б. А. Стародубского, В. В. Баженова (в 2016 г. ему исполнилось бы 75 лет), А. В. Игнатенко. Основную часть сборника составляют труды преподавателей кафедры, расположенные по тематическим разделам, публикации аспирантов кафедры, а также при-

Кафедральный юбилей - замечательный способ поразмышлять о том, как осуществлять кафедральное историописание

сланные в качестве поздравительных приветствий научные работы коллег - историков права из разных вузов страны. История кафедры не только кратко рассказана, но и показана благодаря специальному оформлению (коллажи из документов на форзаце и нахзаце, вклейка с фотографиями).

Кафедральный юбилей - замечательный способ поразмышлять о том, как осуществлять кафедральное историописание. Документы, события, люди, книги, научные достижения, методические разработки, воспитание будущих юристов -все хочется связать в красивый и правдивый узел. Не обойтись и без проблематизации еще по меньшей мере двух важных срезов кафедрального историописания: а) кафедра в контексте вуза; б) развитие соответствующей науки (в нашем случае историко-правовой). Как описывать научные традиции кафедры - перечислением авторских и коллективных трудов кафедралов с попыткой их систематизации, выявлением выбираемой в разные годы тематики диссертационных исследований, характеристикой формировавшихся схоларных связей или как-то еще? Неизбежны пересечения пластов социальной, культурной, интеллектуальной истории, юридической биографики и прочих, больших и малых, сюжетов. Научные конфликты, разрыв связей, прерывание традиции, преобразование, соединение, в отдельных случаях ликвидация кафедры тоже достойны внимания и пригодны для

осмысления концепций кафедрального историо-писания.

Резюмируя, обратим внимание на то, что юбилейные истории университетов, иных вузов, кафедр, при концентрации в себе определенных недостатков жанра, все-таки остаются важным культурным явлением. Готовясь к торжеству, размышляя и работая над юбилейными изданиями, их авторы формируют свои коммеморатив-ные практики, корпоративную идентичность, так или иначе развивают историографию. На современном этапе расширение исследовательской оптики для юбилейного историописания и перспективно, и неизбежно.

1 Архив Уральского государственного юридического университета. Ф. 2143-р. Оп. 1-Л. Ед. хр. 20. Л. 89.

2 Цимбаев К. Н. Реконструкция прошлого и конструирование будущего в России XIX века: опыт использования исторических юбилеев в политических целях // Историческая культура императорской России: формирование представлений о прошлом / отв. ред. А. Н. Дмитриева. М., 2012. С. 475-476, 496-497.

3 Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования / пер. с англ. 2-е изд. М., 1998. С. 127.

4 Морозов О. В. Историческое прошлое Тюбинген-ского университета в юбилейном контексте 1927 года: препринт. М., 2013. С. 3, 8 // URL: https://www.hse.ru/ data/2014/01/26/1326400199/WP6_2013_06_fff.pdf.

5 Цит. по: Маурер Т. Новый подход к социальной истории университета: коллективная биография профессоров // «Барометры» или «маяки» общества? Избранные статьи по социальной истории русских и немецких университетов. М., 2015. С. 26.

6 Авторитетный историк российских университетов Ф. А. Петров называет неудачной «первую попытку» создать юбилейную историю П. А. Плетневым, подготовившим в 1844 г. работу «Первое двадцатипятилетие Императорского Петербургского университета (Петров Ф. А. Формирование системы университетского образования в России. М., 2002. Т. 1. С. 71).

7 Шевырев С. П. История Императорского Московского университета, написанная к столетнему его юбилею. 1755-1855. М., 1855.

8 Парсамов В. С. «История Императорского Московского университета» С. П. Шевырева: исторический нарратив в политическом контексте: препринт. М., 2013. С. 3 // URL: https://www.hse.ru/ data/2013/11/12/1334950088/WP6_2013_04.pdf.

9 Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. 2-е изд. Спб., 1876. Т. 2. Отд. 2. Стб. 1279-1280.

10 На шмуцтитуле напечатано: «Его Величеству государю императору Николаю Павловичу самодержцу всея России всеподданнейшее приношение автора».

11 Парсамов В. С. Указ. соч. С. 19.

12 Никитенко А. В. Записки и дневник. М., 2005. Т. 1. С. 606.

13 Парсамов В. С. Указ. соч. С. 34.

14 Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Московского универ-

ситета за истекающее столетие, со дня учреждения января 12-го 1755 г. по день столетнего юбилея января 12-го 1855 г., составленный трудами профессоров и преподавателей, занимавших кафедры в 1854 г., и расположенный по азбучному порядку: в 2 т. М., 1855.

15 Петров Ф. А. Указ. соч. Т. 1. С. 71.

16 Григорьев В. В. Императорский Санкт-Петербургский университет в течение первых пятидесяти лет его существования. Историческая записка, составленная по поручению Совета университета ординарным профессором по кафедре истории Востока В. В. Григорьевым. Спб., 1870; Маркевич А. И. Двадцатипятилетие Императорского Новороссийского университета: историческая записка. Академические списки. Одесса, 1890; Петухов Е. В. Императорский Юрьевский, бывший Дерптский университет за 100 лет его существования (1802-1902): Исторический очерк: в 2 т. Юрьев, 1902-1906 и др.

17 Владимирский-Буданов М. Ф. История Императорского университета Св. Владимира. Киев, 1884; Загоскин Н. П. История Императорского Казанского университета за первые сто лет его существования. 1804-1904: в 4 т. Казань, 1902-1904.

18 Пятидесятилетний юбилей военно-юридического образования в России. Спб., 1882; Сюзор Г. П. Ко дню LXXV юбилея императорского училища правоведения 1835-1910 гг. (Исторический очерк). Спб., 1910 и др.

19 Петров Ф. А. Указ. соч. Т. 1. С. 73.

20 Кооп А. В. 350 лет Тартускому университету: 1632-1982 / пер. с эст. Таллин, 1982; Корбут М. К. Казанский государственный университет им. В. И. Ленина за 125 лет: 1804/5 - 1929/30: в 2 т. Казань, 1930 и др.

21 История Московского университета: в 2 т. / отв. ред. М. Н. Тихомиров. М., 1955; Харьковский государственный университет им. А. М. Горького за 150 лет / отв. ред. С. М. Короливский. Харьков, 1955 и др.

22 О мероприятиях по подготовке и переподготовке кадров работников советского строительства: постановление ВЦИК РСФСР от 20 апреля 1931 г. // Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства РСФСР. 1931. № 29. Ст. 261.

23 Свердловский юридический институт. 19311981. М., 1981.

24 Позан Ю. Пять лет работы Свердловского института права // Уральский рабочий. 1936. 4 мая; Остапенко Д. Д. Сорок больших лет // Уральский рабочий. 1971. 3 нояб.

25 История, настоящее, будущее: 80 лет СЮИ -УрГЮА / отв. ред. В. А. Бублик, В. Д. Перевалов. Екатеринбург, 2011.

26 Подробнее см.: Зипунникова Н. Н. К вопросу о традициях формирования юридического корпуса (обзор новых изданий по истории подготовки юристов в России) // Электрон. прил. к «Российскому юридическому журналу». 2013. № 2. С. 5-25.

27 Архив Уральского государственного юридического университета. Ф. 2143-р. Справка по истории образования института. 19 февраля 1946 г.

28 Морозов О. В. Указ. соч. С. 8.

29 Помним, думаем, спорим...: сб. ст., посвященный 75-летию со дня основания кафедры истории государства и права Уральской государственной юридической академии / сост. Т. М. Баженова, Н. Н. Зипунникова; отв. ред. А. С. Смыкалин. Екатеринбург, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.