Научная статья на тему 'Юбилейное заседание по случаю 100-летия бывшего Строгановского училища. ГИМ, 1925 г.'

Юбилейное заседание по случаю 100-летия бывшего Строгановского училища. ГИМ, 1925 г. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
52
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЦХПУ / Ученая Комиссия «Старая Москва» / ГИМ / Stroganov Central Art and Industrial School / Scientific Commission "Old Moscow" / SHM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Е.Ю. Тимофеева

Автор продолжает малоисследованную тему празднования 100-летнего юбилея Строгановского Центрального художественно-промышленного училища (СЦХПУ). Впервые рассматривается заседание Ученой Комиссии «Старая Москва», посвященное 100-летию бывшего Строгановского училища, которое состоялось в Государственном историческом музее (ГИМ) 12 ноября 1925 г. В статье приводятся и анализируются архивные материалы, хранящиеся в ОПИ ГИМ и ОР РГБ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anniversary meeting on the 100th anniversary of the former Stroganov School. SHM, 1925

The author continues the little-explored theme of celebrating the 100th anniversary of the Stroganov Central Art and Industrial School. For the first time, the meeting of the Scientific Commission "Old Moscow" dedicated to the "100th anniversary of the former Stroganov School" is being considered. It was held at the State Historical Museum (SHM) on November 12, 1925. The article presents and analyzes the archival materials stored in the SHM Department of written sources and RSL Department of manuscripts.

Текст научной работы на тему «Юбилейное заседание по случаю 100-летия бывшего Строгановского училища. ГИМ, 1925 г.»

Образование

Е.Ю. Тимофеева DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0100

E.Yu. Timofeeva

Юбилейное заседание по случаю 100-летия бывшего Строгановского училища. ГИМ, 1925 г.

Anniversary meeting on the 100th anniversary of the former Stroganov School. SHM, 1925

Ключевые слова: СЦХПУ, Ученая Комиссия «Старая Москва», ГИМ.

Keywords: Stroganov Central Art and Industrial School, Scientific Commission "Old Moscow", SHM. Аннотация: Автор продолжает малоисследованную тему празднования 100-летнего юбилея Строгановского Центрального художественно-промышленного училища (СЦХПУ). Впервые рассматривается заседание Ученой Комиссии «Старая Москва», посвященное 100-летию бывшего Строгановского училища, которое состоялось в Государственном историческом музее (ГИМ) 12 ноября 1925 г. В статье приводятся и анализируются архивные материалы, хранящиеся в ОПИ ГИМ и ОР РГБ.

Abstract: The author continues the little-explored theme of celebrating the 100th anniversary of the Stroganov Central Art and Industrial School. For the first time, the meeting of the Scientific Commission "Old Moscow" dedicated to the "100th anniversary of the former Stroganov School" is being considered. It was held at the State Historical Museum (SHM) on November 12, 1925. The article presents and analyzes the archival materials stored in the SHM Department of written sources and RSL Department of manuscripts.

Московская художественно-промышленная академия (МГХПА) им. С.Г. Строганова в 2020 г. отпраздновала 195-летие и готовится к 200-летию со дня основания Школы рисования в 1825 г., давшей начало развитию отечественного прикладного искусства.

Предмет настоящего исследования автора - 100-летний юбилей Строгановской школы, отмечавшийся в 1925 г., о котором мало что известно. В рамках 100-летнего юбилея ВХУТЕМАСа был опубликован пригласительный билет на декабрьское мероприятие, подготовленное вхутемасовцами [13]. В следующей публикации была дана краткая информация о ноябрьском приглашении на торжественное заседание Ученой Комиссии «Старая Москва» [12]. В дальнейшем были обнаружены документы об этом заседании в ОР РГБ и ОПИ ГИМ, которые послужили материалом для продолжения исследования.

Здесь впервые публикуется это приглашение целиком (рис. 1). Его фрагменты можно увидеть на аукционных сайтах 1, один экземпляр хранится в ОПИ ГИМ. Оно выполнено в виде буклета из листа тонированной бумаги, сложенного вчетверо, в технике литографической печати. Приглашение оформлено, вероятно, по заказу Комиссии, в популярном до революции неорусском стиле, в котором построено здание Исторического музея (арх. В.И. Шервуд, 1883 г.). Этот стиль доминиро-

1 Литфонд. URL: https://www.litfund.ru/auction/174/195/

вал в учебных работах Строгановского училища и был близок «Старой Москве».

Буклет проиллюстрирован двумя изображениями зданий. На обложке помещен вид дома с высокими арочными окнами бельэтажа, треугольным фронтоном и лепным фризом, на котором можно прочесть надпись: «Строгановское училище технического рисования 1860» (рис. 1а). Его фасад такой же, как у дома на акварели «Страстной монастырь», написанной академиком Ф.И. Яснов-ским в 1877 году (рис. 2а). Для нас важна эта картина, т.к. она изображает здание училища и выполнена его преподавателем (выпускник Второй Рисовальной школы). Его имя будет упоминаться в докладах на заседании. На акварели изображен дом №3 в Большом Путинковском переулке 2, построенный в 1803 г. и принадлежавший до 1851 г. Римским-Корсаковым («Дом Фамусова»). В этом здании с 1860 по 1892 г. размещалось Строгановское училище технического рисования, образованное в результате слияния Первой 3 и Второй Рисовальных школ. Последней стала именоваться Школа рисования по отношению к искусствам и ремеслам С.Г. Строганова (находилась на Мясницкой ул.) в 1843 г.

2 Позднее - Страстная (Пушкинская) площадь, д. 3. Здание снесли в 1967 г.

3 Первой Рисовальной школой было прежде Мещанское отделение Московского Дворцового Архитектурного Училища.

На оборотной стороне буклета расположена эмблема с добавлением «новых веяний» - революционной символики из серпа и молота на фоне скрещенных кистей, рулона, циркуля и прочих атрибутов (рис. 1в). В круге изображен вид ансамбля строений на Рождественке, куда в 1892 г. переехало Училище: главного здания бывшей усадьбы Воронцовых, реконструированного С.У Соловьевым (педагог училища) в 1891 г., и Нового корпуса мастерских, построенного А.В. Кузнецовым в 1914 г. (рис. 2 б, в).

злссдлпнс

"Ученей 1\СМНССНН Г11>»1 Л\уасс сгалтсм ЛЧоскьы

11нв№Р<1 \ 5 14 Л V

»

а пелъСицспии Гс£уд,л,рстоЛнноГо ИсшоричСсчрГо музея

ЮОлстис

BhIR Спгрсглневсх^сгс училища

■51 СК|очйря 12 НОА&РЯ Ю'25г*

4 ^ и«

Il-H — Cli-.mW..VIч

\ Ччлишс. t.V\L>[' i. ".К.^ЛМLJM

u c. il ¿г wvi,

«ÖS Анлчти): Стр—------------ ---

ДнисГО учМЛ^и^Л-К- > .Ч> И'Л- И Ч)1>1 I t* 1\ - &!

Рис. 1. Буклет-приглашение на 100-летие быв. Строгановского училища и 250-е заседание Ученой Комиссии при Музее старой Москвы. Москва, 12 ноября 1925 г. Источник: https://www.litfund.ru/auction/174/195/: а - обложка (с. 1); б - разворот (с. 2,3); в - оборотная сторона обложки (с. 4)

Рис. 2. Виды зданий, в которых размещалось Строгановское училище: а - Здание Училища технического рисования в Б. Путинковском пер., 3. Ф.И. Ясновский. Страстной монастырь. Акварель. 1877 г. Фондовое объединение «Музей Москвы»; б - Главное здание СЦХПУ на Рождественке, 11. Фото начала 1900-х гг. Музей МАРХИ; в - Новый корпус мастерских СЦХПУ на Рождественке, 11. Фотоальбом «Госпиталь для раненых воинов...», 1915 г. Музей МАРХИ

б

в

В 1901 г., по случаю 75-летия, учебное заведение было переименовано в Строгановское Центральное художественно-промышленное училище (СЦХПУ). В 1918 г. Училище было преобразовано в Первые Свободные государственные художественные мастерские (ГСХМ). В 1920 г. на базе Первых и Вторых СГХМ (быв. УЖВЗ) был создан ВХУТЕМАС (с 1927 по 1930 г. -ВХУТЕИН). Новое здание мастерских СЦХПУ стало его первым корпусом.

Под эмблемой указаны исполнители буклета. Первая фамилия, возможно, принадлежит В.С. Кондратьеву. Им может быть Виктор или, скорее всего, его брат Вячеслав Сергеевич Кондратьев 1, бывший преподаватель СЦХПУ. Имена двух других - Былинкина и Фадеева, неизвестны 2.

На развороте приглашения изложена основная информация о заседании: это было 250-е заседание Ученой Комиссии при Музее Старой Москвы (МСМ), которое проходило в ГИМе, по адресу: Забелинский (Кремлевский) проезд, д. 2 (рис. 1б). В 1925 г. МСМ был филиальным отделением ГИМа.

Дата специального заседания была приурочена ко дню открытия графом С.Г. Строгановым «Школы рисования в отношении к искусствам и ремеслам» - 31 октября 1825 г (по новому стилю - 12 ноября) - ровно век спустя.

На правой стороне разворота напечатана программа юбилейного мероприятия. Торжественная часть состояла из докладов-воспоминаний бывших строгановцев: выпускников, педагогов (П.П. Пашков и Н.Н. Соболев) и технического персонала.

Заказчиком буклета, скорее всего, была Ученая Комиссия. Неизвестно, где приглашения были напечатаны. Из-за недостаточности средств общество прибегало к услугам организаций на добровольных началах или за небольшую плату. В дневнике Председателя Ученой Комиссии П.Н. Миллера есть интересная запись от 11 ноября 1925 г.: «Был в 9 шк. МОНО по вопросу о напечата-нии программы завтр. заседения» 3 [4, л.43].

Организатором юбилейного заседания была Ученая Комиссия «Старая Москва», имеющая свою исто-

1 Кондратьев Вячеслав Сергеевич (1886-1979) - ученик (1901-1912) и педагог (1913-1918) Строгановского училища. Художник прикладного искусства, живописец, график. Работал вместе с Ф.Ф. Федоровским в декоративной и декоративно-театральной мастерских. Работы его учеников были удостоены золотой медали на Международной выставке декоративных искусств в Париже в 1923 г. Преподавал в МАРХИ (1934-1936), МТИ (1936-1940) и МИПИДИ (1939-1952) [3, с. 191].

2 Возможно, один из них - Фадеев А.С., в 1925 г. студент по-лиграффака ВХУТЕМАСа, окончивший его в 1927 г. уже во ВХУТЕИНе [2].

3 9-я опытная школа Московского отдела народного образования (МОНО) - быв. Гимназия Медведниковых, расположенная в Староконюшенном пер., 7. Была построена в 1907 г., имела просторные помещения и современное оборудование. Здесь с 1907 по 1913 г. находился Московский археологический институт (в нем учился Н.Н. Соболев, преподавал В.А. Городцов).

рию 4. Среди членов ученого Общества были известные архитекторы, художники и педагоги: Ф.О. Шехтель, Н.С. Курдюков, И.П. Машков, Н.Д. Виноградов, Д.П. Сухов, П.Д. Барановский, А.М. Васнецов, В.А. Городцов 5, благодаря активной деятельности которых были сохранены многие памятники архитектуры, искусства, накоплен и систематизирован обширный материл для изучения специалистами и учащимися художественных и архитектурных учебных заведений. После 1917 г. вырос интерес к краеведению. В 1919 г. был образован МСМ. Основу его собрания составили частные коллекции, также были переданы материалы из разных музеев (в том числе Строгановского училища), из Главного музейного фонда и Книжного фонда РСФСР. Музей возглавил архитектор, искусствовед И.Е. Бондаренко, затем - известный историк П.П. Муратов, с конца 1919 г. - историк, краевед П.Н. Миллер 6. После ликвидации МАО в 1923 г. «группе лиц, интересующихся изучением старой Москвы» было разрешено собираться в Историческом музее, а в январе 1924 г. организовать Ученую Комиссию при МСМ, ставшую в 1924 г. отделением ГИМ «Старая Москва» 7 (председатель - хранитель музея П.Н. Миллер, почетный председатель - А.М. Васнецов) [4, л.104;11].

Выступая перед собравшимися, Миллер подчеркнул большое значение и жизненность Строгановской

4 В 1909 г. при Московском археологическом обществе (МАО) была создана «Комиссия для изучения старой Москвы». Ее возглавляла графиня П.С. Уварова (до 1917 г.). Основной целью было изучение прошлого Москвы и ее окрестностей, сбор материалов по топографии, истории, археологии, изучение памятников архитектуры, иконописи и прикладного искусства. В Комиссию входили историки, библиофилы, архитекторы, художники, имеющие большой опыт по изучению и охране памятников, музейной работы, коллекционирования, работы с архивными документами [11].

5 В выявленных списках членов Комиссии 1925-1926 гг. обнаружены фамилии бывших строгановцев. По материалам ОР РГБ стало известно, что П.П. Пашков, Н.Н. и А.И. Соболевы были членами Ученой комиссии [6, л.8, 9 об.; 7, л.9 об, 12 об.]. В просмотренных протоколах 1925 г. отмечены выступления Соболева и на других заседаниях. Возможно, обнаруженный в списке М.М. Беляев -Митрофан Митрофанович, ученик Строгановки и бессменный помощник Николая Николаевича на его лекциях.

6 Миллер Петр Николаевич (1867-1943) - московский краевед, археолог, по образованию военный, много лет отдавший изучению и сохранению памятников истории и культуры Москвы. Член Московского археологического общества, Комиссии по изучению старой Москвы (с 1909), ученый секретарь (1918-1923) и председатель Комиссии «Старая Москва» (1923-1929), хранитель музея и заведующий секцией «Старая Москва» в ГИМ (1919-1929), с 1925 г. - заместитель председателя Общества изучения Московской губернии и председатель нескольких его комиссий, с 1929 г. - член бюро Московского областного музея. Работал в Наркомате просвещения, в Музейном отделе Моссовета (1920), научным сотрудником Коммунального музея и экскурсоводом-лектором Академии Коммунистического воспитания (1924-1926). В августе 1920 г. был арестован, в сентябре по ходатайству МПКК освобожден, был в ссылке (1930-1933, 1935-1939), по возвращении работал ученым секретарем в Комитете истории Москвы при Институте истории Академии наук СССР. См: http://pkk.memo.ru/letters_pdf/000505.pdf.

7 В 1926 г. Комиссия вошла в созданное в 1925 г. Общество изучения Московской губернии (с 1929 г. - Московской области) В 1929-1931 гг. краеведческое движение было разгромлено: многие его представители были репрессированы [11].

школы художественной промышленности: «Старая Москва» может гордиться, что на ее заседании говорится об училище за его сто лет, что она одна откликнулась на такое знаменательное событие» [10, л.35 об.]. Член Комиссии С.Д. Васильев вспоминал: «Собирались мы в здании Исторического музея - то внизу, в маленькой уютной комнате, иногда в библиотеке, а главным образом наверху в зале» [1, с. 104]. Присутствующих было вдвое больше, чем обычно, - 204 человека [10, л. 33] 1. Невозможно точно утверждать, где заседали. В президиум поступила записка с просьбой «вследствие многочисленности собрания перенести его в более обширное помещение» [10, л.34]. Этот вопрос не был заранее согласован с правлением музея, поэтому другого помещения дать не могли.

Основу юбилейной программы составили выступления П.П. Пашкова 2 и Н.Н. Соболева 3. П.П. Пашков прочел доклад «О художественном и общественном значении Строгановского училища за время его существования», в котором он отметил успехи и сложные периоды в жизни Училища, когда произошел отход от основной его задачи. В 1840-е гг. выпускники предпочитали занятиям ремеслом идти в учителя чистописания. Но Училище продолжало выпускать мастеров художественных ремесел; с 1880-х гг. упрочились связи не только с Москвой - «оно действует уже в общероссийском масштабе» [10, л. 33 об.]. Первые попытки артели по художественному ремеслу связаны с Училищем. Его выпускники трудятся на крупных фабриках в Москве и других городах, в музеях (Кустарном музее и вновь открывающихся), трестах и синдикатах, организациях (Главпрофобр, Кустобраз и др.); участвуют в театральных постановках и кинематографе. Пашков высоко оценил заслуги училища в создании «музеума и собрании библиотеки по художественным вопросам». Васнецов добавил, что в музее «много можно подчерп-нуть, он сам, и Голоушев, Серов работали в Училище». Пашков отмечает активное участие строгановцев в выставках в России и за рубежом, в организации в самом Училище тематических и отчетных выставок, конкурсов, вечерних классов, издании книг и тетрадей по искусству. Многие материалы были выставлены в зале, где проходило заседание. Училище привлекало в свои стены выдающихся художников, например: Герасимова, Арта-

1 В отчете Комиссии заседание было отмечено как самое многочисленное в 1925 г. [9, л. 2].

2 Павел Павлович Пашков (1872-1952) - выпускник (1890), преподаватель СЦХПУ (с 1891 г.). Вел курс учебного рисунка с живой натуры, цветов, натюрморта, курс стилизации и занятия по классу «Русский стиль», исполнял обязанности инспектора Строгановского училища. Работал в Наркомпросе, состоял членом Союза деятелей прикладного искусства и художественной промышленности (1919), в 1920-1926 гг. преподавал во ВХУТЕМАСе [3, с. 265]

3 Соболев Николай Николаевич - ученик (1888-1893) и пе-

дагог СЦХПУ (1896-1918), заведовал набивной мастерской [3, с. 308-310]. После окончания Московского археологического института и защиты диссертации «Русские набойки» был действительным членом его Совета (с 1910 г.) и автором статей сборника «Старая Москва» 1912 г. В 1923-1930 гг. - преподаватель текстильного факультета ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа. О выступлении Соболева на заседании автором готовится специальная публикация.

ри Коломбо. Пашков подчеркнул, что С.Г. Строганов учредил первую в России школу, бесплатную для бедных и открытую для всех талантливых детей, независимо от их сословного происхождения. Докладчик отметил участие строгановцев в 1917 г. в украшении улиц, выпуске плакатов, стягов, знамен; деятельность «передвижных художников из бывших воспитанников училища». Выпускники работали в организации Сельскохозяйственной выставки, в Гознаке, по установке революционных памятников. Отмечалось, что «теперь при революционном строе дело пойдет еще шире и лучше» [10, л. 34]. Павел Павлович Пашков (1872-1952) - выпускник (1890), преподаватель СЦХПУ (с 1891 г.). Вел курс учебного рисунка с живой натуры, цветов, натюрморта, курс стилизации и занятия по классу «Русский стиль», исполнял обязанности инспектора Строгановского училища. Работал в Наркомпро-се, состоял членом Союза деятелей прикладного искусства и художественной промышленности (1919), в 1920-1926 гг. преподавал во ВХУТЕМАСе [3, с. 265] Соболев Николай Николаевич - ученик (1888-1893) и педагог СЦХПУ (1896-1918), заведовал набивной мастерской [3, с. 308-310]. После окончания Московского археологического института и защиты диссертации «Русские набойки» был действительным членом его Совета (с 1910 г.) и автором статей сборника «Старая Москва» 1912 г. В 1923-1930 гг. - преподаватель текстильного факультета ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа. О выступлении Соболева на заседании автором готовится специальная публикация. Ввиду отсутствия Соболева его доклад прочел Миллер [5]. Соболев подвел итоги и описал этапы эволюции Строгановской школы за вековой период от основания Школы рисования до реорганизации СЦХПУ и образования СГХМ, а затем ВХУТЕМАСа. Он описал подготовительный период, как Строганов начал ходатайствовать об открытии отечественной школы ремесленников для мануфактур по образцу Школы рисования в Париже. В 1847 г. учебное заведение было принято в ведомство Министерства Финансов, с 1849 г. при школе находились педагогические курсы для учителей рисования и женское рисовальное отделение. Докладчик назвал инициатора образования Училища технического рисования на базе двух Рисовальных школ: им был председатель Московских Отделений Мануфактурного и Коммерческого Советов, «попечитель Московских рисовальных школ ... Титов» [5, л. 3]. При первом директоре В.И. Бутовском наступила «новая эра в жизни училища». Оно переехало с Мясницкой в здание у Страстного монастыря, изображенное в приглашении. В стенах «дома Фамусова» учился сам докладчик. Он упомянул о его великолепном вестибюле. Соболев перечислил всех, кто возглавлял школу и училище, педагогов основных художественных дисциплин 4. Он учился

4 Среди них: Плюшар, Г.Ф. Барановский, Джузеппе Артари Коломбо, П.П. Зыков, П.А. Герасимов, И.П. Орлов, С.Ф. Щеголев, М.В. Васильев, Ф.И. Ясновский, И.К. Иванов, И.В. Гусарев, М.В. Бобров, В.С. Бровский, С.У. Соловьев, Ф.О. Богданович, А.В. Вишневский, И.В. Барков, Н.И. Козлов, Н.В. Заикин, Д.П. Сухов и др.

у С.Ф. Щеголева, М.В. Васильева, К.Т. Майкова, Ф.И. Яс-новского, автора той самой акварели. В 1864 г. при училище был учрежден Художественно-промышленный музей 1, который через четыре года имел обширное собрание образцов различных производств до 1500 номеров. Именно при Бутовском обращается особенное внимание на изучение древнерусского стиля и памятников старины, издаются знаменитые альбомы и книги. В 1900 году, на Парижской выставке, работы учеников обратили на себя внимание «новизной национальных русских мотивов, впервые появившихся на западе». При директоре Львове училище переехало на Рождественку. Наибольший подъем испытало учебное заведение при директоре Н.В. Глобе, который реформировал систему обучения, ввел новые производственные мастерские и добился строительства для них специального корпуса. С образованием Первых СГХМ был «аннулирован» весь его педагогический персонал, и «задачи развития художественной промышленности, проводимые так энергично Строгановским училищем, были сведены на нет». Охватив вековую историю становления и развития художественно-промышленной образования в Москве, Соболев подчеркнул значение преемственности дореволюционных школ в новых учебных заведениях. Соболев смело подверг острой критике деятельность комиссаров Наркомпроса в СГХМ. Он выразил надежду на успешное развитие ВХУТЕМАСа, вобравшего в себя старые художественные школы - Строгановское училище и УЖВЗ. В заключение, говоря о ВХУТЕМАСе, как о их преемнике и вставшем во «главе всего художественно-производственного образования в стране», он добавил: «Нам остается пожелать... таких же блестящих страниц в деле укрепления и развития нашей художественной промышленности, как и его предшественникам на этом поприще» [5, л.8]. После перерыва Соболев появился на собрании и лично выступил, вспомнив его преподавателей и подчеркнув демократичность и уникальную атмосферу внутри училища 2.

После педагогов выступили бывшие технические служащие С.А. Адрианов и И.Д. Козлов. Адрианов пришел в Училище в 1892 г. и «служит до сих пор» (по-видимому, во ВХУТЕМАСе), Козлов был принят С.В. Ноаковским в музей упаковщиком, ездил на выставки с училищем и понял, что ремесленник должен изучать искусство.

Далее выступили бывшие ученики. Живописец А.А. Пупарев (выпускник 1906 г.) вспоминал общежитие Училища: «Молодые люди проказничали, посыпали сажею лицо спящего товарища; держали пари, что можно съесть 12 пирожных за раз.... Но они очень много рисовали, ходили для того по окрестностям Москвы».

1 Секретарем М.И. Александровским записано: «П.Н. [Миллер] обращает внимание, что музей Строгановского Училища помещается в домовладении, которое в XVIII в. принадлежало Строгановым» [10, л.34].

2 Были зачитаны две приветственные телеграммы от председателя Общества преподавателей графических искусств И.Е. Евсеева и бывшего ученика СЦХПУ П.С. Степанова. В нескольких строках Степанов сумел передать глубокую привязанность к училищу: «В день столетия Строгановского училища... приветствую дорогих строгановцев сливаюсь воспоминаниями с ами» [8].

Художник Ф.Ф. Федоровский (выпускник 1907 г.) вспоминал занятия в классах К.А. Коровина и М.А. Врубеля: «Коровин производил чарующее впечатление, он влиял на души слушавших интуитивно, он заряжал учеников своим отношением к искусству». Врубель «сразу умел дать понятие о стилизации... давал то, чему другие учились восемь лет» [10, л.34 об.]. Он говорил о том, что преподаватель мог подтолкнуть к прозрению ученика. Федоровскому Соболев заметил, что крупные величины могут проявить себя при существовании коллектива. И.В. Колобова поделилась воспоминаниями о С.В. Но-аковском и музее красивых вещей: «Здесь учились красоте.... Учащимся давали... любовь к искусству». На М.И. Иванникова сильное впечатление произвел директор училища Глоба, который говорил, что надо выпускать из училища мастеров, изготавливающих красивые предметы на фабриках и заводах - «мастер должен быть художником». А.Н. Баснина с «особой горячностью» говорила о Сергее Васильевиче Иванове и выразила благодарность училищу, в котором «были товарищеские отношения между молодыми людьми обоего пола <...>, здесь было равноправие».

Некто Смирнов заявил, что вместо дифирамбов «как бы в честь покойника... строгачи должны заявить себя <...>, образовать особый отдел при Мосгубрабисе»3 [10, л.35]. Его поддержал Соболев [10, л.35 об.].

Присутствующие почтили вставанием память почивших деятелей Училища и приветствовали рукоплесканиями трех присутствующих его преподавателей -П.А. Половцева, Н.Н. Соболева и П.П. Пашкова, а также поблагодарили «Старую Москву» «как собирательное место отголосков жизни и мысли старых москвичей» и выразили благодарность «составителю программы В.С. Кондратьеву», что указывает на его авторство в выполнении приглашения.

Для участников заседания была открыта выставка из фотографий, книг, брошюр, 6 картин - 130 предметов из фондов Строгановского училища, Исторического музея, Музея Старой Москвы4. 8 фотографий передал Н.Н. Соболев 5 [10, л. 37]. 112 экспонатов принадлежали Строга-новке: фотографии зданий на Рождественке, мастерских, выставок и учебных работ; изданные училищем «История русского орнамента», «Русское искусство», снимки Барщевского 6, пособия по рисованию, сборник ученических работ; «Строгановский иконописный лицевой

3 Московский губернский профессиональный союз работников искусств.

4 Миллер подчеркнул, что среди выставленных в зале предметов находились купленные Историческим музеем специально для МСМ [10, л.33].

5 На заседании было сообщено о пожертвованиях, поступивших в МСМ, который имел свою книгу поступлений. Члены Общества были обязаны дарить что-либо ценное для коллекции музея - документы, рукописи, вырезки газет, личные вещи, фотографии и пр. В списке дарителей был и Соболев. Он передал 6 листов литографий [10, л.38].

6 Иван Федорович Барщевский (1851-1948) - фотограф, музейный деятель, мастер съемок предметов археологии и архитектуры, запечатлел на стеклянные негативы тысячи объектов. В 1910 г. коллекция его негативов была передана в Строгановское училище, в 1912 г. вышел полный каталог его фотографий.

подлинник»1, работы литографской мастерской (рис. 3а, б). Все предметы были лично отобраны Миллером 2.

б

Рис. 3. Издания Строгановского училища а - История русского орнамента. Элементарная часть (изд-е Художественно-промышленного музеума при Строгановском училище. Москва, 1868 г.). Источник: URL: ttps://kniganika.ru/;

б - Строгановский иконописный лицевой подлинник (изд-е литографии при Художественно-промышленном музеуме. Москва, 1869 г.). Источник: URL: https://abelbooks.ru/katalog/

1 Открывая заседание, Васнецов обозначил предпосылки художественного образования и ремеслам: «Столетие училища является 250-летием особого периода русского искусства», имея в виду Строгановскую иконописную школу ХУ1-ХУП вв. и Строгановское барокко (стилистическое направление русской архитектуры ХУП-ХУШ вв., характерное для построек, возведенных по заказу промышленника Г.Д. Строганова, предка С.Г. Строганова). Праправнук, потомок династии меценатов, ценителей и коллекционеров произведений искусства, воплотил идею создания отечественной художественно-промышленной школы.

2 В дневнике Миллера есть запись о том, что он подготавливал материалы для выставки на предстоящем заседании: «В иконо-граф. Отделе просмотрены 4 папки, отобрано... 7 предметов... В библиотеке ВХУТЕМАСа просмотрено 100 фотографий, рисунков, книг, отобрано. около 80 №№» [4, л.43].

Торжественное заседание, посвященное 100-летию Строгановского училища, стало значимым и своевременным событием для художественной общественности Москвы и сложившейся элиты художественного образования. Выпускники, получившие образование до революции, оказались адаптированными и готовыми к работе на современном производстве. Благодаря им ВХУТЕМАС получил признание в мире после участия в Международной выставке прикладного искусства, проходившей в Париже в 1925 г. Преподавание строгановцев во ВХУТЕМАСе, деятельность в органах государственной власти по сохранению исторического наследия показали, что Строгановка остается неотъемлемой частью современного образования в виде производственных факультетов, преобразованных из ее мастерских.

Несмотря на известные факты, предстоит еще найти помещение, в котором прошло заседание, уточнить состав присутствующих, детализировать сведения в их сообщениях, а также исследовать второе мероприятие, прошедшее 20 декабря в Доме ученых на Пречистенке.

Таким образом, представленное заседание, выступления на нем и приведенные данные расширяют представление об истории Строгановского училища как уникального учебного заведения.

Библиография:

I. Аполлинарий Васнецов. К столетию со дня рождения / отв. сост. Л.А. Ястржембский. - Москва: Московский рабочий, 1957. - 167 с. - (Труды Музея истории и реконструкции Москвы / Упр. культуры исполкома Моссовета; вып. 7). ВХУТЕМАС - ВХУТЕИН, Москва-Ленинград, 1920-1930: справочник / Московский архитектурный ин-т (гос. ун-т), Санкт-Петербургский гос. академический ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина РАХ; авт.-сост. Л.И. Иванова-Веэн. - Москва: Арт Ком Медиа, 2010. - С. 33. -ISBN 978-5-9902210-2-4.

Исаев П.Н. Строгановка. Императорское Центральное Строгановское художественно-промышленное училище 1825-1918: Биографический словарь. Т. 2. - Москва: [б. и.], 2007. - 420 с. -ISBN 5-87604-176-9.

ОПИ ГИМ. Ф. 134. Оп. 1. Д. 184. Л. 42-49, 104-105. ОР РГБ ОР РГБ. Ф. 177. К. 49. Д. 39. Л.1-8. ОР РГБ ОР РГБ. Ф. 177. К. 5. Д. 3. Л. 30-32. ОР РГБ ОР РГБ. Ф. 177. К. 5. Д. 4. Л. 1-14. ОР РГБ ОР РГБ. Ф. 177. К. 3. Д. 60. Л. 1. ОР РГБ ОР РГБ. Ф. 177. К. 2. Д. 28. Л. 1-6.

10. ОР РГБ. Ф. 177. К. 1. Д. 18. Л. 33-37.

II. Стародубова А. Из истории создания и деятельности двух Комиссий Московского археологического общества / А. Стародубова. - Текст: электронный // Архнадзор. - Опубликовано 18 апреля 2012. - Ч. 1. - URL: http://www.archnadzor. ru/2012/04/18/russkie-drevniki/ (дата обращения: 19.05.2021).

12. Тимофеева Е.Ю. Буклет-приглашение на «100-летие быв. Строгановского училища», 1925 г. // Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ: Тезисы докладов научной конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. Т.1- Москва: МАРХИ, 2020. - С. 4-5.

13. Тимофеева Е.Ю. Пригласительный билет к 100-летию Строгановской школы. ВХУТЕМАС, 1925 г. // Пространство ВХУТЕМАС в мировой культуре XX-XXI веков: коллективная монография по материалам Международной научной конференции к 100-летию ВХУТЕМАС, 9-15 ноября 2020 г. / Отв. ред.: Г.В. Есаулов, А.Н. Лаврентьев; МАРХИ, МГХПА им. С.Г. Строганова, Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН) [и др.]. - Москва: МАРХИ, 2020. -С. 159-162.

2.

3.

а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.