Научная статья на тему 'Сеть филиалов Строгановского училища в 1899-1910-е гг. : цели, задачи, принципы и методы организации работы'

Сеть филиалов Строгановского училища в 1899-1910-е гг. : цели, задачи, принципы и методы организации работы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
140
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОГАНОВСКОЕ УЧИЛИЩЕ / ФИЛИАЛ / ЗЕМСТВА / ЛИГАЧЕВО / РЕЧИЦЫ / СЕРГИЕВСКИЙ ПОСАД / АКСИНЬИНО / ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕМЕСЛЕННЫЕ УЧЕБНЫЕ МАСТЕРСКИЕ / КУСТАРНЫЕ ПРОМЫСЛЫ / STROGANOV SCHOOL / BRANCH / LIGACHEVO / RECHITSA / SERGIEV POSAD / AKSININO / ART AND CRAFT WORKSHOPS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Исаев П.Н.

Статья посвящена изучению опыта организации филиалов Строгановского училища, определению географических и исторических рамок их деятельности. Проводится классификация филиалов, выясняются этапы работы, основные цели, задачи, принципы их организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The network of branches of the Stroganov School in the 1899-1910s: goals, objectives, principles and methods of work organization

The article is devoted to the study of the experience of organizing branches of the Stroganov School, determining the geographical and historical framework of their activities. There are classification of branches, stages of activity, main goals, tasks, principles of their organization and work are revealed.

Текст научной работы на тему «Сеть филиалов Строгановского училища в 1899-1910-е гг. : цели, задачи, принципы и методы организации работы»

Humanity space International almanac VOL. 7, No 4, 2018: 617-621

Сеть филиалов Строгановского училища в 1899-1910-е гг.: цели, задачи, принципы и методы организации работы

П.Н. Исаев

Гжельский государственный университет

140155, Московская обл., Раменский р-н, пос. Электроизолятор, д. 67 Gzhel State University

Elektroizolyator, 67, Ramensky District, Moscow Region 140155 Russia e-mail: libmghpu@mail.ru

Ключевые слова: Строгановское училище, филиал, земства, Лигачево, Речицы, Сергиевский Посад, Аксиньино, художественно-ремесленные учебные мастерские, кустарные промыслы.

Key words: Stroganov School, branch, Ligachevo, Rechitsa, Sergiev Posad, Aksinino, art and craft workshops.

Резюме: Статья посвящена изучению опыта организации филиалов Строгановского училища, определению географических и исторических рамок их деятельности. Проводится классификация филиалов, выясняются этапы работы, основные цели, задачи, принципы их организации. Abstract: The article is devoted to the study of the experience of organizing branches of the Stroganov School, determining the geographical and historical framework of their activities. There are classification of branches, stages of activity, main goals, tasks, principles of their organization and work are revealed. [Isaev P.N. The network of branches of the Stroganov School in the 1899-1910s: goals, objectives, principles and methods of work organization]

Императорское Строгановское центральное

художественно-промышленное училище существовало под разными названиями с 1825 по 1918 гг., оставив после себя большое историко-художественное наследие. Училище по праву гордится самобытной школой рисунка и композиции, произведениями учебно-производственных мастерских, работами художников декоративно-прикладного искусства, чей творческий путь начинался в его стенах. Но за известными страницами истории прославленной московской школы скрываются важные, но малоизученные аспекты ее деятельности, как, например, процесс организации сети филиальных отделений.

В рамках данной статьи очертим круг филиалов, официально входивших в структуру училища, и попытаемся расставить основные акценты в вопросах их организации и работы.

Еще в 1873 г. по итогам Всемирной выставки в Вене училище получило новое название - Строгановское Центральное училище технического рисования с задачей быть «рассадником художественного образования при помощи филиальных отделений» (Шульгина, Пронина, 2002: 163). Однако первый филиал был организован только в 1899 г. С этого момента начинается формирование сети филиалов училища, которые можно разделить на следующие категории:

I. Филиалы, созданные по инициативе училища в:

1) селе Лигачеве Черкизовской волости Московской губернии, кустарном центре по изготовлению мебели;

2) селе Речицах Бронницкого уезда Московской губернии -центр гжельского керамического района (оба - открыты в 1899 г.);

3) при Московском Окружном пробирном управлении, где подмастерья ювелирных мастерских собирались для нанесения клейм на продукцию фирм (открыт 25 января 1900 г., закрыт, вероятно, около 1901 г. В 1912-1913 гг. рассматривался вопрос о восстановлении его работы). (Хроника, 1899-1900: 225; РГАЛИ, ф. 677, оп. 2, ед. хр. 42, л. 1, 2, 5);

4) Сергиевском Посаде Московской губернии, который был местом старинного промысла по производству игрушек, мебели, резьбы по дереву (филиал существовал с 1900 г.);

5)селе Аксиньине Звенигородского уезда Московской губернии (с 1907 г.), где имелся кустарный мебельный промысел (Отчет, б. г.: 53).

II. Мастерские, организованные по инициативе местных уездных или губернских земств, но получивших статус филиалов Строгановского училища.

Это: 1) учебно-ткацкая мастерская в городе Острогожске Воронежской губернии, открытая 15 июля 1909 г. Инициатива ее создания исходила от местных жителей, поддержанных земством. 20 ноября 1908 г. состоялось совещание под председательством директора Строгановского училища Н.В. Глобы по вопросу открытия мастерской. Финансировали ее создание Строгановка из кредитных сумм, отпущенных Министерством Торговли и Промышленности, Острогожское уездное земство и Лушниковское сельское общество (Савенкова, 2017: 120);

2) ткацкие мастерские на 40 учеников в селе Вязовом Елецкого уезда Орловской губернии. Инициатива их организации принадлежала депутату Государственной Думы В.Г. Ветчинину и была поддержана Елецкой уездной земской управой.Ш. Городские двухгодичные художественно-ремесленные учебные мастерские женского рукоделия, открытые по инициативе частных лиц и получившие по уставу статус филиалов Строгановского училища:

1) О.Н. Долговой в Екатеринославе;

2) при женской гимназии О.А. Граковой в Москве (уставы мастерских утверждены 9 июля 1911 г.);

3) Л.А. Козловой в Курске (устав утвержден 27 августа 1911 г.).

В рамках исследования обратим внимание на филиалы первой категории, открытые по инициативе самого училища. При их организации Строгановское училище исходило из следующих условий и задач:

- наличие промыслового центра или крупного административно-хозяйственного органа, контролирующего работу мастеров, расположенного в Москве или Московской губернии;

- наличие местных земских школ, что гарантировало необходимый общеобразовательный ценз будущих учеников филиалов;

- бесплатность обучения;

- организация филиала в форме классов рисования (первый этап - «теоретический» - 1899-1911) с последующим преобразованием их в художественно-ремесленные учебные мастерские (второй этап - «практический» - 1911-1917);

- в процессе подготовки учеников в филиалах Строгановское училище стремилось соединить «теоретическое художественное и практическое образование с узко специальными целями, преследуемыми местными кустарными производствами» (Отчет, б. г.: 58).

Ориентируясь на нужды и традиции местных кустарных промыслов, Строгановка, как и Кустарный музей в Москве, стала своеобразным противовесом Комиссии по изданию рисунков для кустарей, созданной в 1897 г. под

председательством директора Кустарного музея в Санкт-Петербурге Н.М. Сольского. Под патронажем Комиссии «для традиционных художественных промыслов, «столярного, гончарно-керамического ювелирного, деревянно-посудного..., металлического и некоторых других», предполагалось издание сборников образцовых изделий, разработанных профессиональными художниками» (Горожанина, 2011: 23) (первый сборник вышел в 1900 г.).

Такие «новшества», не учитывавшие специфику промыслов, разрушали традиции и содержательную основу народного искусства, втискивая его в прокрустово ложе распространявшегося в тот период «кустарного модерна» (механическое наложение декоративных мотивов стиля «модерн» на изделия народных промыслов России).

Организация филиалов на местах осуществлялась училищем во взаимодействии с Министерством финансов и Департамента торговли и мануфактур (позднее -самостоятельное министерство) и Губернской земской управой. Министерство выдавало разрешение на учреждение филиалов и в первые годы выплачивало училищу средства на вознаграждения преподавателей.

Земства предоставляли необходимое оборудование и помещение, а Строгановка принимала на себя наблюдение за постановкой и ведением учебного дела, обеспечивала классы необходимыми пособиями, назначала преподавателя (он же заведующий филиалом) и оплачивала его работу. (Илькевич, Никонов, 2014: 48, 58).

Кроме того, заведующему филиалом поручалось создавать и распространять среди кустарей рисунки «улучшенных образцов», изготовляемых на промысле вещей (Шульгина, Пронина, 2002: 163).

Созданные на первом этапе как бесплатные рисовальные классы для детей ремесленников, филиалы стремились подготовить своих питомцев «к ремеслу вообще и к своему мастерству в особенности» посредствам овладения ими навыками рисования.

Обучение рисунку как главному элементу проектного мышления выражало исконную идею Строгановки: дать

возможность ученикам через рисунок повысить художественный уровень изделий, воспитав не рисовальщиков-техников, а рисовальщиков-художников, способных создать свои собственные композиции.

Филиалы, основанные по инициативе Строгановского училища, сыграли в 1900-1910-е гг. значительную роль в формировании на местах системы художественно-промышленного образования. Ориентируясь на подготовку мастеров для кустарных промыслов, Строгановское училище совместно с Кустарным музеем в Москве и Московским губернским земством способствовало сохранению традиционных основ народного искусства и повышению художественного уровня выпускаемых изделий.

ЛИТЕРАТУРА

Горожанина С.В. 2011. История Абрамцевского художественного учебного заведения: Мастерская. Училище. Колледж. 1885-2010. М.: Интербук-бизнес. 320 с.

Илькевич Б.В., Никонов В. В. 2014. Художественно-промышленное

образование в Гжели. 1899-1937 гг. Гжель: ГГХПИ. 352 с. Москва, 1900. Строгановское центральное училище технического рисования.

М.: Типо-лит. И. И. Пашкова. 32 с. Никонов В.В. 2015. Художественно-промышленное образование в Гжели.

Анализ архивных документов. 1880-1916 гг. Гжель.: ГГУ. 302 с. Отчет, б. г. Отчет Императорского Строгановского центрального художественно-промышленного училища за 1909-1910 учебн. год. М.: Тип-лит. Т/Д И.Н. Грызунов и К. 76 с. Савенкова М.М. 2017. Роль земств в становлении системы женского профессионального образования в Воронежской губернии на рубеже XIX-XX вв. - Известия Воронежского гос. педагогического ун-та. 4(277): 116-125.

Устав. 1911. Устав Художественно-ремесленной учебной мастерской О.Н.

Долговой в г. Екатеринославе. Б. м., б. и. 6 с. Устав. 1911. Устав Художественно-ремесленной учебной мастерской при женской гимназии О.А. Граковой, в Москве. М.: Тип. Д. Чернышев и Н. Кобельков. 6 с.

Хроника. 1899-1900. Хроника журнала Искусство и художественная

промышленность. 10: 225. Шульгина Е.Н., Пронина И.А. 2002. История Строгановского училища. 18251918. М.: Русское слово. 336 с.

Получена /Received: 02.09.2018 Принята/Accepted: 22.10.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.